Учебно-Материальная База — Кабинет Биологии. Рекомендации по размещению учебного оборудования по биологии в лаборантской комнате Должностная инструкция лаборанта кабинета биологии

УТВЕРЖДЕНО

Директор

Наименование учреждения

__________ /________________/

Приказ № ____ от «___» _____ 20__г.

СОГЛАСОВАНО

Председатель профкома

_________ /_________________/

протокол № ____ от «__»___ 20__г.


Должностная инструкция лаборанта кабинета биологии

______________

1. Общие положения должностной инструкции

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана всоответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 5 июля 2017 года; на основе Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21.08.1998г №37 в редакции от 12 февраля 2014г; с учетом требований ФГОС основного общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015г); в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Лаборант кабинета биологии назначается и освобождается от должности непосредственно директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности лаборанта кабинета биологии его должностные обязанности могут быть возложены на других лаборантов или учителя биологии, который несет ответственность за помещение.

1.3. Лаборант кабинета биологии обязательно должен иметь среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование, а также специальную подготовку по установленной программе и минимальный стаж работы по профилю два года.

Лицо, которое не обладает специальной подготовкой и необходимым стажем работы, но имеет достаточный практический опыт, может качественно и в полном объеме выполнять возложенные на него должностные обязанности, в порядке исключения может быть назначено на должность лаборанта кабинета биологии.

1.4. Лаборант кабинета биологии находится в непосредственном подчинении у учителя биологии, или другого сотрудника образовательного учреждения, который ответственен за кабинет биологии.

1.5. В своей профессиональной деятельности лаборант кабинета биологии руководствуется Конституцией Российской Федерации, ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями , типовым положением «Об общеобразовательном учреждении», указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и решениями Правительства Региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания учеников школы; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты, руководящими, нормативными и справочными материалами по тематике своей работы.

1.6. Лаборант кабинета биологии также руководствуется Уставом и локальными правовыми актами учебного заведения, настоящей должностной инструкцией, приказами и распоряжениями директора образовательного учреждения, трудовым договором.

1.7. Лаборант кабинета биологии должен знать:

    решения органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка;

    организационно-распорядительные документы, а также положения, инструкции, методические и другие нормативные документы по ведению лабораторного хозяйства;

    основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

    классификацию, назначение и характеристики учебного оборудования по биологии и реактивов (в соответствии с «Типовым перечнем учебно-наглядных пособий учебного оборудования и реактивов для общеобразовательных школ»);

    специфику требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего, среднего общего образования в рамках предмета биологии;

    свойства веществ и правила обращения с ними, правила обращения со всеми видами ТСО, используемыми в кабинете биологии.

    требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов биологии и подсобных помещений.

    порядок снабжения кабинета биологии учебным оборудованием и реактивами. Прядок ведения учетно-отчетных и инвентаризационных документов.

    порядок размещения учебного оборудования и реактивов в кабинете биологии, правила хранения приборов, наглядных пособий, материалов, реактивов;

    основные требования к самооборудованию кабинета (к самодельным средствам обучения, наглядным пособиям, наборам для лабораторных работ, наборам раздаточного материала и др.); порядок проведения профилактического и текущего ремонта учебного оборудования;

    порядок проведения демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ по биологии;

    основы трудового законодательства, инструкцию по охране труда лаборанта биологии;

    правила охраны труда, санитарии, гигиены, пожарной безопасности, а также правила оказания доврачебной помощи.

Лаборант строго соблюдает инструкцию по охране труда лаборанта кабинета биологии .

2. Функции

Основными функциями, выполняемыми лаборантом кабинета биологии, являются следующие:

2.1. Наладка и поддержание имеющегося лабораторного оборудования и ТСО кабинета биологии в исправном состоянии.

2.2. Осуществление подготовки лабораторного оборудования и технических средств обучения к его использованию.

2.3. Правильное хранение и рациональное использование химических реактивов и препаратов в кабинете биологии и лаборантской.

3. Должностные обязанности

Лаборант кабинета биологии выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Занимается анализом результатов использования лабораторного оборудования и ТСО, наличия ТСО и перспективных возможностей технического оснащения своего рабочего места для максимального повышения эффективности работы.

3.2. Вносит различные предложения по своевременной корректировке существующих инструкций по охране труда и технике безопасности и по выполнению лабораторных и практических работ, по совершенствованию технической оснащенности своего непосредственного рабочего места.

3.3. Координирует деятельность учеников образовательной организации при выполнении лабораторных и практических работ по биологии, при использовании ТСО, лабораторного оборудования, реактивов и препаратов.

3.4. Осуществляет руководство деятельностью учащихся школы при проведении лабораторных и практических работ по биологии с использованием ТСО, лабораторного оборудования кабинета биологии, реактивов и препаратов.

3.5. Контролирует:

Исправность ученических рабочих мест, имеющихся розеток и освещения;

Исправность лабораторного оборудования кабинета биологии;

Безопасность используемых в кабинете биологии приборов, технических и наглядных средств обучения, оборудования, реактивов и препаратов;

Наличие и исправное состояние индивидуальных средств защиты;

Соблюдение учениками образовательного заведения установленных правил поведения в кабинете биологии;

Следование учащихся правилам техники безопасности и инструкций по выполнению практических и лабораторных работ, по использованию ТСО, имеющихся реактивов и препаратов;

Наличие необходимых медикаментов в аптечке.

3.6. Проводит корректировку хода выполнения практических и лабораторных работ в соответствии с существующими инструкциями, правильности использования ТСО, лабораторного оборудования, реактивов и препаратов.

3.7. Лаборант кабинета биологии принимает участие:

В разработке необходимых инструкций по технике безопасности и по проведению лабораторных и практических работ в кабинете биологии;

В формировании заказа на техническое оснащение рабочего места;

В сборе и обработке материалов, которые получены в процессе проведения различных исследований в соответствии с утвержденной программой работ;

В проведении учебных экспериментов;

В составлении и соответствующем оформлении документации по выполняемой работе.

3.8. Консультирует учащихся школы во время выполнения ими лабораторных и практических работ, при использовании ТСО, лабораторного оборудования кабинета биологии, реактивов и препаратов;

3.9. Лаборант кабинета биологии занимается обеспечением:

Правильности хранения применяемого лабораторного оборудования и препаратов;

Правильности маркировки и хранения имеющихся реактивов;

Правильности утилизации реактивов и препаратов, которые уже были использованы;

Подготовки, проверки и простой регулировки применяемого оборудования (приборов, аппаратуры, технических средств обучения) к проведению экспериментов согласно имеющейся документации по эксплуатации;

Работающих лиц в кабинете биологии и учащихся образовательной организации необходимым лабораторным оборудованием, реактивами, препаратами и тому подобное;

Сбора по окончании лабораторных работ используемого лабораторного оборудования, химических реактивов, раздаточного материала, проверки его количества и исправности;

Приведения в надлежащий порядок имеющегося лабораторного оборудования после проведения лабораторных, практических, а также демонстрационных работ;

Мойки и тщательной чистки лабораторного оборудования и приборов с соблюдением соответствующих инструкций по эксплуатации;

Помещения отработанного материала и химических реактивов в специальную тару для отходов и по необходимости их безопасную нейтрализацию.

3.10. Лаборант кабинета биологии выполняет:

Тщательную подготовку используемых приборов, лабораторного оборудования, реактивов и препаратов к проведению лабораторных и практических работ по биологии.

Осуществление систематического контроля исправности, регулировки и необходимой настройки имеющегося лабораторного оборудования и ТСО.

Учет расходования применяемых реактивов и препаратов.

Учет, обработку, систематизацию и оформление в соответствии с существующими методическими рекомендациями результатов проводимых испытаний и экспериментов.

Работу с различной литературой в соответствии с установленным заданием.

Вычислительные и графические работы, которые непосредственно связаны с проводимыми исследованиями и экспериментами.

4. Права

Лаборант кабинета биологии имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Давать обязательные распоряжения ученикам школы во время проведения практических и лабораторных работ, при использовании ТСО, имеющегося лабораторного оборудования, реактивов и препаратов.

4.2. Представлять к дисциплинарной ответственности учащихся общеобразовательного заведения за нарушение техники безопасности и утвержденных инструкций по проведению лабораторных и практических работ в кабинете биологии, а также за проступки, которые каким-либо образом дезорганизуют учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.

4.3. Принимать активное участие в разработке различных инструкций по технике безопасности и по проведению лабораторных и практических работ в кабинете биологии.

4.4. Непосредственно участвовать в разработке изменения технологии проведения экспериментов, практических и лабораторных работ в кабинете биологии.

4.5. Вносить дельные предложения по совершенствованию технической оснащенности своего рабочего места, а также по изменению технологии проведения экспериментов и лабораторных работ в кабинете биологии.

4.6. Получать от руководства и использовать информационные материалы и существующие нормативно-правовые документы, которые нужны для исполнения своих должностных обязанностей.

4.7. Требовать от учеников школы соблюдения утвержденных Правил поведения для учащихся, выполнения Устава учебного заведения, Правил поведения и требований техники безопасности в кабинете биологии.

4.8. Периодически повышать свою квалификацию.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без наличия уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора школы, его заместителей и иных локальных нормативных актов, настоящей должностной инструкции, в том числе за неиспользование прав, которые предоставляются данной должностной инструкцией, приведшее к серьезной дезорганизации образовательного процесса, лаборант кабинета биологии несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством Российской Федерации. За грубое нарушение своих трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено немедленное увольнение.

5.2. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, установленных санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса лаборант кабинета биологии привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, которые предусмотрены существующим административным законодательством.

5.3. За виновное причинение учебной организации или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих непосредственных должностных обязанностей, а также прав, которые предоставляются настоящей должностной инструкцией, сотрудник несет полную материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

5.4. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, которые связаны с физическим и (или) психическим насилием над личностью школьника, лаборант кабинета биологии освобождается от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным Законом "Об образовании в Российской Федерации".

6. Взаимоотношения. Связи по должности.

Лаборант кабинета биологии:

6.1. Осуществляет работу по утвержденному директором общеобразовательного учреждения графику, исходя из 40-часовой рабочей недели, соблюдает свою должностную инструкцию лаборанта по биологии в школе.

6.2. Планирует свою профессиональную деятельность на каждый учебный год и каждую четверть под руководством преподавателя биологии, план будущей работы представляет на утверждение директору школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

6.4. Получает от директора образовательной организации и (или) его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, внимательно знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.5. Систематически проводит обмен информацией по вопросам, которые входят в его компетенцию, с учителями биологии и другими сотрудниками школы.

6.6. Занимается исполнением должностных обязанностей других лаборантов, старшего вожатого, секретаря в период их временного вынужденного отсутствия (отпуск, болезнь и т. п.). Исполнение данных профессиональных обязанностей осуществляется в соответствии с существующим законодательством о труде и Уставом на основании приказа директора общеобразовательного учреждения.

Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.

«___»_____20___г. _____________ /_______________________/

Школьный кабинет биологии № 22 - это не только класс, где проводятся уроки биологии, внеурочные задания, это и материальная база учебно-воспитательного процесса.

Ответственная за кабинет биологии – Гончарова Марина Ивановна.

Кабинет биологии состоит из классной комнаты и лаборантской.

В кабинете биологии обучаются и готовятся к внеклассным мероприятиям ученики 6-11 классов.

Кабинет оборудован следующими техническими средствами: мультимедийным проектором, компьютером и принтером.

Кабинет биологии занимает особое место среди других школьных кабинетов. На мой взгляд, он должен быть частичкой живой природы, в его оформлении должен быть отражен успех совместной деятельности учителя и обучающихся по созданию зеленого уголка кабинета, оформлению интерьера, размещению и хранению учебного оборудования.

При создании своего кабинета я стремилась обеспечить необходимые условия для организации учебного процесса и успешного обучения биологии, оформить интерьер кабинета таким образом, чтобы он способствовал воспитанию у учащихся любви к природе.

В кабинете собрана большая коллекция комнатных цветов. Каждое растение имеет свой паспорт. Растения не только часть интерьера, но и наглядные пособия для уроков биологии и организации внеклассной деятельности.

Род Бегония

Вид Бегония вечноцветущая

Begonia Semperflorens

Родина: Индия

Температура: умеренная;

Освещение: яркий свет;

Полив: обильный

Оборудование для кабинета биологии получено по национальному проекту образование.

Имеются все необходимые таблицы.

Лабораторное оборудование позволяет качественно проводить лабораторные и практические занятия: на каждый рабочий стол есть лаборатория оснащённая необходимым оборудованием, новые микроскопы с подсветкой.

В кабинете имеются удобные шкафы, где хранится систематизированное учебное оборудование: динамические пособия, различные наборы гербариев растений, демонстрационные модели органов человека и животных.


В шкафу-витрине выставлены модели вымерших древних животных, влажные препараты хордовых животных разных классов, модели цветков покрытосеменных растений.


Для развития познавательной активности ребят в кабинете имеется немало научной и познавательной литературы по биологии. Ребята имеют возможность работать с книгами в перемены и во внеурочное время.

Кроме того есть и электронные книги в компьютере кабинета.

Сделать процесс обучения и воспитания более эффективны позволяет использование мультимедийных пособий, постоянно пополняется банк электронных пособий виде учебных дисков, презентаций, видеофильмов.

Ежегодно пополняется кабинет работами учащихся: рефератами, альбомами, брошюрами, проектными работами.

Кабинет так же и место проведения внеклассных мероприятий: бесед, конкурсов, кружков и факультативов.

Создаётся методический аппарат (ИК, задания, вопросы), которые постоянно корректируются в связи с изменением учебных пособий, использованием компьютерной техники.

В перспективе хотелось бы оборудовать аквариум, это позволит организовать наблюдение за животными, использовать в учебном процессе его обитателей как объекта живой природы. Кстати, ребята на факультативных занятиях уже занимаются изучением данного вопроса: знакомятся с литературой, пишут проект, побывали на экскурсии в зоомагазине.

Организация кабинета Школьный кабинет биологии - это не только класс, где проводятся уроки биологии, факультативные и кружковые занятия и выполняются внеурочные задания, это и материальная база учебно- воспитательного процесса. Кабинет биологии способствует решению следующих задач: обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, повышающим эффективность обучения; широкому использованию технических средств обучения на уроках и внеурочное время; обеспечение учебным дидактическим материалом, соответствующему программному материалу; обеспечение необходимым оборудованием различных видов внеурочной и внеклассной работы. Кабинет биологии школы состоит из классной комнаты, лаборантской и уголка живой природы.












Лаборатория кабинета В лаборатории имеются: шкафы и стеллажи, стол для преподавателя, аналитические весы и пр. Натуральные объекты (гербарии, чучела, энтомологические коллекции) хранятся в шкафах с глухими дверками вдали от прямых солнечных лучей. Энтомологические и другие коллекции хранятся в специальных коробках, гербарии - в коробках или папках. Скелеты позвоночных животных хранят в закрытых шкафах.




Микропрепараты Микропрепараты хранятся в фабричной упаковке так, чтобы микропрепарат располагался горизонтально, что предохраняет его от оплывания. Наборы микропрепаратов располагают по классам и темам. Имеются комплекты микропрепаратов по ботанике, зоологии, анатомии и общей биологии.


Реактивы К хранению реактивов в кабинете предъявляется общие требования к хранению химических реактивов в школе. Наиболее употребительными реактивами являются следующие: раствор йода в йодистом кажи, крахмал, глюкоза, натрий бикарбонат, калий перманганат, известковая вода, спирт этиловый, формалин(40%), натрий хлорид (физиологический раствор, гипертонический раствор).




Учебно-методическое обеспечение кабинета Кабинет обеспечен: учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы; комплектами типовых заданий, тестов, контрольных работ, разноуровневых заданий для диагностики выполнения требований базового и повышенного уровня образовательного стандарта; учебниками по биологии, научной, научно-популярной, учебно–методической литературой для учителя и учащихся; картотекой по учету учебно–дидактического материала, учебного оборудования, картотекой заданий для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений учащихся, проведении контрольных работ.


Оформление кабинета Интерьер кабинета оказывает положительное эмоциональное воздействие на учителя и обучающихся. Интерьер функционально значимый: для оформления используются те материалы, наиболее часто используются на уроках биологии. Предметы постоянной экспозиции кабинета должны способствовать развитию основных биологических понятий (таких, как уровни организации живого, развитие органического мира, охрана окружающей среды). Имеется стендового материала с образцами успешного выполнения учащимися требований образовательных стандартов, анализом типичных ошибок, результатами интеллектуальных марафонов, олимпиад, конкурсов, выполнения учащимися творческих заданий. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, занятиям с отстающими и одаренными учащимися, консультаций.




Живой уголок Кабинет биологии должен отличаться от других кабинетов именно своей неповторимостью и особой атмосферой. Именно поэтому мы старались сделать в школе по истине Райский уголок, состоящий из более чем 50 видов самых разных растений. Все растения снабжены этикетками, где записано видовое название, семейство, происхождение растения. Этикетки прикреплены к цветочному горшку.


Орхидрариум С 2013 года в школьном кабинете биологии будет создан орхидрариум. Уже имеется коллекция нескольких видов орхидей: фаленопис, дендробиум, венерин башмачок, каттлея и др. Потрясающие лепестки бесподобных орхидей, распустившихся одна за другой на толстом зеленом стебле, несут в себе любовь, красоту, утонченность и необычайную нежность. Их обворожительные лепестки похожи на волшебные фонарики, освещающие округу своим безграничным теплом.


Орхидрариум Особого внимания заслуживает ни с чем не сравнимый вид драгоценной орхидеи Макодес (Macodes petola). Стебли этой необычной миниатюрной орхидеи стелются по поверхности субстрата и все время ветвятся, достигая в высоту 7- 8 см. Цвет бархатистых листьев варьирует от салатного и изумрудного до серо-зеленого с золотистыми жилками, которые блестят и мерцают на свету.








Лабораторное оборудование и техника безопасности Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по предметам, видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования. Кабинет оснащён противопожарным инвентарем и аптечкой, инструкцией по технике безопасности, а также имеется журнал вводного и периодического инструктажа по технике безопасности для учащихся.


Кабинет биологии Таким образом, оборудование кабинета максимально способствует качественному выполнению школьной программы с минимальной затратой времени на организацию и включение в учебный процесс разнообразных аудиовизуальных и других средств обучения. Кабинет, помимо того что хорошо оборудован и эстетически привлекателен, прост в оформлении и удобен для работы – нет перегрузки выставочными стендами или малоиспользуемыми в процессе обучения объектами природы. 26 Список литературы: 1.Галеева Н.Л. «Современный кабинет биологии». Изд-во: «5 за занания». М. – 2005 г. 2.Диброва Н.А. «Красота в школе». Изд-во: «5 за знания». М. – 2003 г. 3.Трайтак Д.И. «Кабинет биологии». Изд-во: «Просвещение». М г. 4.Ципина А.С. «Растения вокруг нас». Изд-во: «Молодая гвардия». М. – 2007г. 5.

Куркина Наталья Александровна, учитель биологии МКОУ Берёзовская КСШИ, 2017 год. Авторский материал: Рекомендации по размещению учебного оборудования по биологии в лаборантской комнате.

Размещение и хранение учебного оборудования – одна из основных задач учителя биологии. Рациональное размещение и правильное хранение учебного оборудования способствует не только их длительной сохранности, но и является показателем организации труда педагога.

В кабинете в двух – трёх книжных шкафах с верхними остекленными секциями рекомендуем расположить литературу для учителя и учащихся, папки с раздаточным материалом и таблицы на печатной основе.

В лаборантской, прилегающей к кабинету биологии размещают вдоль стен восемь многосекционных шкафов. Распределение шкафов соответствует разделам курса биологии: ботаника, зоология, человек и общая биология, что предполагает конкретизировать расположение каждого предмета учебного оборудования.

Под влажные препараты по зоологии отводится шкаф со стеклянными дверцами на правой стороне, недалеко от входной двери (удобно при проветривании, взятии склянок - ёмкостей для работы). Модель скелета человека на передвижной подставке удобно разместить в проёме между шестым и седьмым шкафами. Общебиологическое учебное оборудование (микроскопы, микропрепараты, микролаборатории) можно разместить в седьмом и восьмом шкафах – ближе к окну и лабораторному столу. А пустые освобождённые заводские коробки (от процессора, принтера, гербария и др.), перенесённые наверх этих шкафов – не привлекают лишнего внимания. Рекомендуем рельефные таблицы и гербарий оставлять в заводских упаковках, поскольку тогда они не только лучше сохранятся, но и фабричная опись содержимого – гарантия от ошибок в перечне объектов. Уже длительное время каждый экземпляр муляжа, включая раздаточные, мы храним в полиэтиленовых пакетах. Это предохраняет от прямых солнечных лучей, пыли и истирания при соприкосновении. Согласитесь, модель цветка паслёна или сердца нужна на пару-тройку уроков за весь учебный, а не постоянно. Коллекции семян и плодов, насекомых постоянно обновляются, поэтому возможно использовать разнообразные коробки от шоколадных конфет. В нижних секциях шкафов целесообразно поместить громоздкие модели: «Торс человека», «Происхождение человека» и спилы деревьев. Предлагаем вариант размещения учебного оборудования по биологии в лаборантской комнате.

Раздел «Зоология Шкаф №1

Модели объёмные

Скелет конечностей лошади (передняя и задняя)

1. Характерные черты скелета рыбы

2. Характерные черты скелета бесхвостых земноводных

Модели рельефные по зоологии

1. Внутреннее строение брюхоного моллюска

2. Внутреннее строение гидры

3. Внутреннее строение жука

4. Внутреннее строение дождевого червя

5. Внутреннее строение кролика

6. Внутреннее строение лягушки

7. Внутреннее строение рыбы

8. Внутреннее строение собаки

9. Внутреннее строение ящерицы

10. Желудок жвачного животного

11. Археоптерикс

Модели рельефные по ботанике

1. Растительная клетка

2. Зерновка пшеницы

3. Клеточное строение корня

4. Клеточное строение листа

5. Клеточное строение стебля

Пособие динамическое

Развитие цепня

Модель – аппликация

1. Этапы развития органов и систем

2. Цикл развития лягушки

3. Муравьи. Устройство муравейника

4. Пчёлы. Устройство улья

5. Цикл развития бычьего цепня и печёночного сосальщика

6. Цикл развития аскариды

Раздел «Зоология» Шкаф №2

Кролик

Модели объёмные головного мозга

1. Рыба

2. Лягушка

3. Пресмыкающиеся

5. Птица

6. Млекопитающее

Натуральные объекты (остеоскелеты по зоологии)

1. Рыба

2. Лягушка

3. Голубь

4. Крот

5. Крыса

Раздел «Ботаника» (шкаф №3)

Натуральные объекты (комплект гербариев разных групп растений)

1. Морфология

2. Группы растений

3. Деревья и кустарники

4. Дикорастущие

5. Лекарственные

6. Сельскохозяйственные

7. Культурные

8.Растительные сообщества

Муляжи

1. Овощи

2. Фрукты

3. Шляпочные грибы

Модель – аппликация

1. Размножение одноклеточной водоросли

2. Размножение многоклеточной водоросли

3. Одноклеточные водоросли

4. Развитие шляпочного гриба

5. Развитие папоротника

6. Развитие сосны

Пособие динамическое

1. Цикл развития шляпочного гриба

2. Цикл развития водорослей, мха

Натуральные объекты (коллекция)

Семена и плоды

Натуральные объекты

1. Спилы деревьев

2. Шишки хвойных деревьев

Модели цветков различных семейств

1. Семейство Паслёновые (паслён)

2. Семейство Лилейные (тюльпан)

3. Семейство Крестоцветные (капуста)

4. Семейство Злаки (рожь)

Натуральные объекты

Семена следующих растений

1. фасоли 2. сои 3. тыквы 4. рябины 5. боярышника

6. льна 7. подсолнечника 8. пшеницы

1. Трутовик

2. Чага

Раздел «Общая биология» (шкаф №5)

Модели объёмные

1. Голова Гиббона

2. Голова шимпанзе

3. Бюст шимпанзе

5.2.1

Модели объёмные

1. Белок

2. Структура ДНК

3. Модель структуры ДНК

4. Клетка (раздаточный материал)

5.1.2

Модели объёмные

Происхождение человека

5.2.2

Модель – аппликация

1. Перекрест хромосом

2. Генеалогический метод антропогенетики

3. Роль ядра в регуляции развития организма

4. Строение клеток и тканей растений и животных

5. Основные генетические законы (2 части)

6. Биогенный круговорот углерода в природе

7. Биогенный круговорот азота в природе

8. Основные направления эволюции

9. Взаимодействия в природных сообществах

10. Типичные биоценозы

11. Биосфера и человек

12. Биосинтез белка

13. Симбитическая теория образования эукариот

14. Строение клетки

5.1.3

Модели объёмные

Расы человека

5.2.3

Пособие динамическое

1. Деление клетки

2. Законы Менделя

3. Синтез белка

4. Перекрест хромосом

5. Классификация животных и растений

Коллекция

Формы сохранности ископаемых растительных и животных организмов

5.1.4

Семена цветкового отдела пришкольного участка

5.2.4

Модели объёмные / набор моделей палеонтологических находок

Происхождение человека

ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОМУ КАБИНЕТУ БИОЛОГИИ

1. Наличие паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, дидактических материалов и др.

2. Наличие плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу.

3. Соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.

4. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета: наличие постоянных (периодическая таблица д. И. Менделеева, таблица растворимости, ряд напряжений металлов, окраска индикаторов в разных средах) и сменных учебно-информационных стендов и др. (по плану работы учебного кабинета).

5. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.

6. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения профилю кабинета, требованиям стандарта образования и образовательных программ.

7. Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, самостоятельных и контрольных работ и других материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).

8. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой.

9 Открытое и наглядное предъявление учащимся минимально необходимого содержания образования и. требований к уровню обязательной подготовки (стандарта образования).

10. Открытое и наглядное предъявление учащимся образцов измерителей выполнения требований обязательного стандарта.

11. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требования базового и повышенного уровней образовательного стандарта.

12. Наличие стендового материала учебного кабинета: рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, собеседование, экзамен и др.).

13. Наличие экрана результативности выполнения учащимися образовательного стандарта.

14. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультаций и др.

Для реализации данных требований необходимо руководствоваться определенной нормативной базой, иметь в кабинете соответствующую документацию.

Необходимая документация учебного кабинета биологии

1. Паспорт учебного кабинета.

2. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.

3. Журнал или картотека наглядных пособий, раздаточного материала.

4. Правила техники безопасности работы в учебном кабинете.

5. Журнал инструктажа учащихся при проведении внеклассных и

мероприятий, а также инструктажа лаборанта и студентов практикантов.

6. Правила поведения учащихся в учебном кабинете.

7. График работы учебного кабинета.

8. Акт приемки учебного кабинета администрацией школы.

9. План работы кабинета на учебный год.

10. Перспективный план работы кабинета (план дооборудования).

Вся документация кабинета биологии ведется учителем (лаборантом) регулярно и в соответствии с установленными методическими требованиями и сроками. Она должна быть упорядочена, храниться в пронумерованных папках с соответствующими названиями.

В папках (коробках, ящиках) накапливается и другой материал, имеющий отношение к преподаванию данного предмета.

Названия папок, которые можно иметь в кабинете биологии:

1. Кабинет биологии.

2. Охрана труда.

3. Нормативные документы.

4. Планирование учебной работы.

5. Работа по самообразованию учителя.

6. Современные образовательные технологии.

8. Нетрадиционные формы занятий по биологии.

9. Неделя биологии в школе.

10. Внеклассная работа по биологии.

11. Работа с одаренными детьми.

12. Биология и здоровье.

13. Экология.

14. Новости науки.

15. Проблемы современной биологии.

И др. по усмотрению учителя.

Дидактический материал

Наглядные пособия способствуют успешному усвоению школьниками учебного материала, значительно расширяют информационное поле изучаемых тем, облегчают понимание и дают возможность достигнуть лучших результатов в процессе работы. Наглядные пособия могут быть постоянными, как, например, «Периодическая таблица Д. И. Менделеева», таблица растворимости, электрохимический ряд активности металлов, окраска индикаторов в различных средах, а также использоваться для временного, краткосрочного показа.

1. Природные (натуральные) объекты: коллекции минералов, полезных ископаемых и руд, металлов, стекла, минеральных удобрений и т.д.

2. Статичные и динамичные модели (модели строения атома, молекул, кристаллические решетки и др.).

З. Таблицы (согласно Типового перечня).

4. Экранные наглядные пособия: диафильмы, диапозитивы, учебные кинофильмы и видеофильмы.

5. Раздаточный материал (инструктивные карточки к практическим работам и т.д.). Раздаточные материалы могут применяться как для фронтальной, так и для индивидуальной и дифференцированной работы учителя с учащимися.

Требования к оснащению образовательного процесса.

При организации кабинета биологии в общеобразовательной школе сначала выбирают помещение и составляют проект его рациональной планировки соответственно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2. N 178-02). В соответствии с настоящими требованиями осуществляют комплектование кабинета средствами обучения, приобретают специализированную мебель, оснащают техническими средствами и создают условия для их эффективного использования; а также создают систему хранения и размещения учебного оборудования и функционально-значимый интерьер учебного кабинета. В требованиях отмечены предметы постоянной экспозиции для кабинета биологии.

Инструкция для учащихся по уходу за растениями: хлорофитум, зефирантус, пеларгония, фуксия, нефролепес.

Общие правила ухода за растениями
1. Растения необходимо поливать водой, отстоявшейся не менее суток и нагретой до комнатной температуры.
2. Полив в зимнее время всегда менее обильный, чем в летнее.
3. Удобрение почвы органоминеральными препаратами производится только в период с марта по сентябрь включительно.
4. Следует избегать сквозняков в помещении, где размещены растения.
5. Пожелтевшие и засохшие листья, увядшие цветоносы необходимо своевременно удалять острыми ножницами.
6. Дважды в год (весной и осенью) рекомендуется профилактическая обработка растений фунгицидами и инсектицидами.

Уход за нефролеписом в домашних условиях

Оптимальная температура: зимой содержите при 18 0 С, летом наилучшая температура 20 0 С, если условия отличаются от оптимальных в большую сторону позаботьтесь о более частом опрыскивании.
Освещение: естественным для нефролеписаявляется непрямой рассеянный свет, тень или полутень.
Влажность воздуха: используйте для опрыскивания мягкую теплую воду ежедневно или через день, сухая атмосфера оказывает плохое влияние.
Полив: нужен обильный полив теплой водой каждые 2-3 дня летом и раз в неделю зимой, следите за тем, чтобы почва была влажной, но не переувлажненной.
Состав почвы: лучше всего подойдёт дерновая почва или листовая земля.
Удобрения: хорошо стимулируют рост подкормки производимые каждые 20 дней.

Продолжительность жизни: может жить очень долго.
Сложность освоения: выращивать очень легко.

Характеристики пеларгонии.


Пеларгония – неприхотлива в уходе, быстро растёт, хорошо и обильно цветёт (при хорошем уходе может цвести круглый год), обладает приятным пряным ароматом, который, кстати, источают не цветы, а листья.
Пеларгонии для успешного её развития нужны:
1. хороший и грамотный полив. Но слишком заливать её не стоит, может загнить и погибнуть.
Признаки чрезмерного полива – вялые и загнивающие листья, или на листьях серая плесень, или чернеет основание стебля (в этом случае для пеларгонии это смертельно).
Для пеларгонии засуха не будет столь губительна, как чрезмерный полив, от которого у пеларгонии начинает гнить корневая шейка (место перехода стебля в корни) и гнить сам корень. Если гниль началась, то бороться с этим уже невозможно и растение погибает.
2. опрыскивать пеларгонию не надо. И это прекрасно, потому что сэкономит наше время при уходе за растением.
3. хорошее освещение. Пеларгония по природе своей светолюбивое растение. Она любит солнечные подоконники (с южной стороны). Если её выращивать в саду летом, то место для неё нужно найти исключительно солнечное, защищённое от ветров. Лёгкую полутень она перенесёт тоже спокойно.
При недостаточном освещении у пеларгонии оголяется стебель.
4. температура не ниже +12 градусов. При более низкой температуре она прекращает цвести.
5. обрезка и прищипывание. Как и все растения комнатную пеларгонию обрезать лучше осенью, например, после того, как выкопали из земли (если она росла в саду). Также возможна весенняя обрезка в том случае, если пересаживаете растения из горшка в горшок или из горшка в сад весной.

Коллекция комнатных растений школы. При формировании каких биологических понятий можно использовать данные растения?

Название растений и их систематическая принадлежность

При формировании каких биологических понятий можно использовать

Семейство Агавовые Драцена деремская Сансевиерия трёхполосая

Семейство Амариллисовые Гиппеаструм гибридный Зефирантес розовый Кливия сурикоцветковая

Семейство Араливые Шефлера древовидная Плющ обыкновенный

Семейство Ароидные Монстера деликатесная Сингониум ушковидный Филодендрон лазящий Спатифиллюм обильноцветущий

Семейство Бальзаминовые Бальзамин султанский

Семейство Бегониевые Бегония борщевиколистная Бегония вечноцветущая Бегония королевская

Семейство Виноградовые
Роициссус капский
Циссус ромболистный
Тетрастигма Вуанье

Семейство Водокрасовые
Валлиснерия спиральная
Элодея

Однодольные растения. Видоизмененный побег – корневище. Вегетативное размножение корневыми отпрысками, делением куста, листовыми черенками. Соцветие кисть.

Однодольные растения. Видоизмененный побег – луковица. Вегетативное размножение материнскими и дочерними луковицами, корневыми отпрысками (кливия). Цветок. Плод. Жилкование листа.

Двудольные растения. Пальчато-сложные листья. Вегетативное размножение стеблевыми черенками. Разнообразие стеблей, видоизменение корней (корни-щетки).

Однодольные растения. Соцветие початок. Кроющий лист. Лианы. Воздушные корни. Приспособление к испарению воды листьями, гуттация. Вегетативное размножение стеблевыми черенками, отводками.

Двудольные растения. Вегетативные органы растения. Цветок. Корневое давление.

Двудольные растения. Видоизменения побегов. Листовая мозаика. Пестролистность. Вегетативное размножение корневищами, листовыми пластинками, листовыми черешками, стеблевыми черенками. Разнообразие стеблей.

Двудольные растения. Лианы. Простые и сложные листья.
Вегетативное размножение стебельками. Листовая мозаика.

Однодольные растения. Водное цветковое растение. Мочковатая корневая система. Вегетативное размножение делением растения. Строение растительной клетки. Движение цитоплазмы. Мутовчатое листорасположение. Двудомное растение. Интенсивное вегетативное размножение («водяная чума»).