Изменение кадастровой стоимости земли проводки бюджет. Скорректирован порядок учета земельных участков

Если компания приобретает земельный участок, то при отражении его в учете бухгалтеру необходимо руководствоваться ПБУ 6/01 , т.к. по своим характеристикам данный объект относится к основным средствам Налоговым кодексом РФ и нормами гражданского и земельного законодательства.

Так, в Земельном кодексе РФ указано, что продавать и приобретать можно только те участки, которым присвоен кадастровый номер . Гражданский кодекс РФ в свою очередь говорит о том, что в договоре обязательно должны быть указаны место фактического нахождения земельного участка, его цена, а также все ограничения и обременения, связанные с ним.

Особенности

Земельный участок соответствует всем критериям бухгалтерского законодательства, наличие которых говорит о том, что актив может быть признан :

  • компания приобретает землю, чтобы использовать ее в своей основной деятельности, либо для последующей сдачи в аренду;
  • срок ее использования превышает календарный год;
  • приобретаемый земельный участок не будет в дальнейшем перепродан;
  • компания, вкладывая средства в новый участок, планирует получить прибыль от его использования.

Следовательно, он входит в число основных средств компании. Если же земля предназначена для дальнейшей продажи, то в состав внеоборотных активов она не включается, а отражается на счете учета товаров.

Стоимость рассматриваемого объекта складывается из всех затрат, которая понесла компания для его приобретения. Сюда включаются:

  • сумма по договору купли-продажи или иному договору;
  • суммы, выплаченные посредникам, например, агентству недвижимости, если он участвовал в сделке;
  • сумма государственной пошлины, которая была выплачена при регистрации участка;
  • суммы выплаченных процентов по кредиту, если компания приняла решение о приобретении нового объекта за счет привлеченных средств (здесь нужно отметить, что проценты по кредиту увеличивают стоимость земли только до момента отнесения ее к основным средствам);
  • другие суммы, выплаченные в процессе приобретения участка.

Ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете землю нельзя амортизировать , т.к. она не теряет своих полезных свойств. А значит включить затраты на ее покупку в себестоимость продукции компании не получится. Лишь в случае ее продажи расходы на приобретение уменьшают полученную прибыль.

Важным моментом, который необходимо учитывать при эксплуатации нового актива, является то, что пути его использования определяет только Государственный кадастр недвижимости. То есть компания не может просто купить землю и самостоятельно решить, какие здания на ней строить. Если ей необходимы новые производственные помещения, то она должна покупать участки только промышленного назначения.

Специальных документов для учета именно земельных участков законодательством не предусмотрено. Основой сделки является подписанный договор . При этом нужно составить дополнительный экземпляр, который будет в дальнейшем передан в Росреестр. Передача актива может осуществляться на основании договора, если в нем указано соответствующее условие, либо после оформления акта приема-передачи.

Компания сама может разработать формы для отражения операций с основными средствами с указанием законодательно установленных реквизитов, а также использовать унифицированные документы ОС-1, ОС-6б.

Земельный участок можно не только купить, но и получить его в качестве вклада от учредителя, в дар либо в обмен на иное имущество. В таких случаях компания должна произвести объективную оценку земельного участка или принять его к учету по кадастровой стоимости.

Если организация сдает землю в аренду, то она должна составить договор аренды и подписать с партнером акт о передаче участка. Причем, если аренда заключается на длительный срок, то договор нужно зарегистрировать в Росреестре.

Проводки

В бухгалтерском учете при покупке земли используется , для которого законодатели предусмотрели соответствующий субсчет. Данный аналитический счет открывается на каждый новый объект. Здесь отражаются все затраты, увеличивающие стоимость нового объекта.

Дт 08-1 Кт 60 – приобретен участок земли.

Дт 08-1 Кт 76 – отражены услуги посредников, за предоставленные дополнительные сведения, а также суммы госпошлины и подобные затраты.

Пройдя государственную регистрацию, внеоборотный актив становится основным средством компании. В дальнейшем для его отражения применяется .

Дт 01 Кт 08-1 – участок отражен как основное средство компании.

Если земля покупается для перепродажи, то она учитывается следующим образом: Дт 41 Кт 60 .

При реализации участка, который был учтен в , доходы от продажи отражаются на , а который был куплен для перепродажи – на .

Дт 62 Кт 91 (90) – отражена выручка от продажи земли.

Дт 91 (90) Кт 01 (41) – списана стоимость приобретения земли.

Дт 91 (90) Кт 76, 60 – отражены прочие расходы на продажу земли.

При составлении отчетности земельные участки отражаются в составе внеоборотных активов, т.е. в первом разделе .

Земля – это ресурс, свойства которого с течением времени не меняются. Для него невозможно определить срок эффективного использования. Поэтому нельзя погасить его стоимость посредством . Об этом прямо говорится в Положении по бухгалтерскому учету № 6/01.

До 2011 года в бухгалтерском законодательстве содержался прямой запрет на переоценку земельных участков, которые были признаны основными средствами организации. После указанной даты он был отменен. Следовательно, руководство компании может принять решение о переоценке земли. При этом оно должно быть закреплено в Учетной политике.

Проведя переоценку рассматриваемых объектов, организация в дальнейшем должна проводить ее на регулярной основе . Порядок и правила процедуры руководство определяет самостоятельно.

Корректировка стоимости может производиться с использованием индексов цен, которые определяют органы статистики, либо путем прямого приведения стоимости в соответствие с рыночными ценами на текущую дату.

После проведенной переоценки составляется акт, подписывают его все члены комиссии и утверждает руководитель. К акту должны быть приобщены все документы, подтверждающие адекватность новой суммы, по которой земельный участок будет отражаться в учете.

При проведении переоценки нужно помнить, что она возможна только в бухгалтерском учете, Налоговый кодекс РФ такой возможности не предоставляет, о чем неоднократно сообщало финансовое ведомство в своих письмах.

Отражение в налоговом учете

При осуществлении сделок с земельными участками налогооблагаемой базы по НДС не возникает. Продавец не должен выделять сумму указанного налога, а покупатель – возмещать ее.

Если компания находится на общем режиме налогообложения, то при расчете налога на прибыль она не может включить в налогооблагаемую базу затраты на покупку земли. Сделать это можно только при последующей реализации участка.

Исключение составляет покупка земли у государственных или муниципальных органов. В этом случае организация может определить срок использования актива самостоятельно и в течение этого времени равномерно отнести на налогооблагаемые расходы стоимость его приобретения.

При этом данный срок не может быть менее 5 лет . Либо включить в налогооблагаемую базу долю затрат на покупку участка в размере 30% от всей базы за предыдущий период и таким образом действовать до полного погашения расходов. Такое допущение в налоговом законодательстве приводит к возникновению расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом и, соответственно, постоянных налоговых разниц.

Как было указано выше, реализация земли не приводит к появлению обязанности по уплате НДС. Следовательно, ни выставлять, ни возмещать данный налог контрагенты не могут.

Налог на имущество и земельный

Земля хотя и относится к основным средствам организации, но налогом на имущество не облагается. По данному вопросу Минфин России выпустил официальные разъяснения, в которых указано, что так как для земельных участков предусмотрен самостоятельный налог, то в состав налогооблагаемой базы по налогу на имущество они не включаются.

Расчет земельного налога регулируется главой 31 НК РФ . Данный налог является местным, в основе расчета лежит кадастровая стоимость актива. Его ставку определяют муниципальные образования, которые также могут определить и собственные льготы по его уплате.

Юридические лица должны отчитываться по земельному налогу ежеквартально. А в течение всего налогового периода они перечисляют авансовые платежи.

Другое

Для «упрощенцев» действуют те же правила, что и для компаний, находящихся на ОСНО. То есть уменьшить свои доходы на стоимость приобретения земельных участков они не могут. Но если данные активы предназначены для перепродажи, то в этом случае они становятся товаром, и понесенные затраты учитываются при определении суммы упрощенного налога.

Если организация является плательщиком единого сельскохозяйственного налога, то для нее установлен особый порядок признания затрат на покупку земельных угодий. Так, она может определить некоторый срок, в течение которого будут списываться произведенные затраты.

В соответствии с законодательством этот период не может быть меньше 7 лет . При этом земельный участок должен:

  • быть оплачен;
  • использоваться только для выращивания сельскохозяйственной продукции;
  • находиться в процессе государственной регистрации.

Что нужно знать при постановке на учет кадастрового участка, можно узнать из данного видео.

Нужна ваша консультация по вопросу: "Наша компания выиграла суд по снижению стоимости земельного участка. Арбитражным судом была установлена рыночная стоимость на дату 01.01.10., согласно писем минфина и законодательства, так как меняется кадастровая стоимость, нужно подать уточненные декларации по земельному налогу за 10,11.12.13 год. и пересчитать соответственно налог на прибыль.... но вопрос в каком периоде и как отразить в учете и отчетности?????."Хотелось бы вооружиться арбитражной практикой для споров с налоговой, так как сумма существенная и придется доказывать.

В налоговом учете общество обязано подать утоненные налоговые декларации за тот период, в которых сумма налога была занижена.
То есть по налогу на прибыль расходы в виде земельного налога, отраженные в декларации по налогу на прибыль, оказываются завышенными, а сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, – заниженной. В такой ситуации организация обязана сдать уточненную декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 81 НК РФ). Более того, налоговая инспекция вправе письменно потребовать от организации представления такой декларации, если эта обязанность не была исполнена одновременно с подачей уточненной декларации по земельному налогу. Отказ от исполнения этого требования может повлечь за собой административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 4000 руб.). Об этом сказано в письме ФНС России от 8 декабря 2011 г. № АС-4-2/20776. Арбитраж указывает на отсутствие необходимости в предоставлении уточненных деклараций, только если:
– налог за уточненный период был начислен в излишнем размере;

– завышенный налог был фактически перечислен в бюджет.

В Вашем случае, эти правила не выполняются.
Таким образом, на основании судебного решения организация подаст уточненные расчеты земельного налога и налога на прибыль за те периоды, в которых состоялся пересчет. Ведь в Вашем случае судебное решение прямо указывает на пересчет налога с 01.01.10.
В бухгалтерском учете исправления осуществляются в том периоде, когда судебное решение вступило в законную силу.
Соответственно, за 2011, 2011 и 2012 год снятие с расходов земельного налога отразите с использованием счета 84 или 91 в зависимости от того, существенна сумма уточнений или нет.
Порядок исправления бухгалтерского учета представлен в файле ответа.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Базу для расчета налога определяйте как кадастровую стоимость земельного участка, установленную на 1 января.*

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, установленная в Государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января налогового периода (п. 1 ст. 391 НК РФ ). При этом в Налоговом кодексе не установлен механизм расчета налога с учетом изменения кадастровой стоимости в течение года.

Кадастровая стоимость земельного участка может измениться:

  • по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
  • из-за смены категории (вида разрешенного использования) земельного участка;
  • в результате исправления ошибки, допущенной органами кадастрового учета при оценке земли или при ведении Государственного кадастра недвижимости.

В первом случае изменение кадастровой стоимости может быть внесено в Государственный кадастр недвижимости:

  • либо на дату вступления в силу судебного акта (решения комиссии);
  • либо на дату, указанную в решении суда (комиссии).

Изменение кадастровой стоимости должно быть учтено при расчете земельного налога. Такая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 913/11 . При этом контролирующие ведомства опираются на положения пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ и поясняют, что при расчете земельного налога кадастровую стоимость, измененную по решению суда или комиссии в текущем году, нужно применять:

  • с 1 января следующего года;
  • с 1 января текущего года, если в решении суда (комиссии) прямо указано, что кадастровая стоимость меняется по состоянию на 1 января текущего года.

Во втором случае изменение кадастровой стоимости вносится в Государственный кадастр недвижимости при смене категории или вида разрешенного использования земельного участка. При расчете земельного налога это изменение должно учитываться с 1 января следующего года.

Если в текущем году исправляются ошибки, влияющие на расчет налога в предыдущих налоговых периодах, порядок применения измененной кадастровой стоимости зависит от того, увеличился или уменьшился этот показатель.

При расчете земельного налога применяются нормативные акты как налогового, так и земельного законодательства. К нормативным актам земельного законодательства, в частности, относятся документы органов местного самоуправления об утверждении кадастровой стоимости земельных участков. Поскольку пересмотр кадастровой стоимости земли влечет за собой изменение налоговых обязательств, то такие акты (в части, устанавливающей кадастровую стоимость) вводятся в действие в порядке, предусмотренном статьей 5 Налогового кодекса РФ. Правомерность такого подхода подтверждена определением Конституционного суда РФ от 3 февраля 2010 г. № 165-О-О . Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 10 марта 2011 г. № 03-05-04-02/20 .

Нормы, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ ). Причем если в документе сказано, что он распространяется на правоотношения, возникшие раньше, то этим правилом можно воспользоваться и при перерасчете земельного налога и за прошлые годы. Нормы, ухудшающие положение налогоплательщиков, не могут иметь обратной силы (п. 2 ст. 5 НК РФ ).

Уменьшение кадастровой стоимости улучшает положение налогоплательщика. Поэтому организация вправе пересчитать сумму земельного налога за предыдущие периоды (в пределах трех лет с момента уплаты налога), подать уточненные декларации и потребовать возврата (зачета) излишне уплаченных сумм . Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 25 сентября 2013 г. № БС-3-11/3522 .

Увеличение кадастровой стоимости ухудшает положение налогоплательщика. По общему правилу в этом случае новый показатель должен применяться не ранее чем с 1-го числа очередного налогового периода (п. 1 ст. 5 НК РФ ). Однако, разъясняя порядок применения этой нормы, контролирующие ведомства подчеркивают одну особенность. Они считают, что если кадастровая стоимость увеличилась из-за исправления технической ошибки, произведенного по решению суда, то это является основанием для пересчета земельного налога за предыдущие периоды и представления уточненных деклараций (письма Минфина России от 10 марта 2011 г. № 03-05-04-02/21 , ФНС России от 25 января 2013 г. № БС-4-11/959 ).

Рассмотренный порядок расчета земельного налога не применяется в тех случаях, когда в течение года происходит смена правообладателя земельного участка. Если правообладатель меняется, новый владелец должен рассчитывать земельный налог (авансовые платежи по налогу) в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном кадастре недвижимости на дату госрегистрации прав. То есть с учетом новой кадастровой стоимости или другой налоговой ставки. Новый порядок расчета налога применяется начиная с даты регистрации прав нового владельца на земельный участок. Об этом сказано в письме Минфина России от 9 июля 2008 г. № 03-05-04-02/40 .

Сергей Разгулин , действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Ситуация: О бязана ли организация подавать уточненную декларацию по налогу на прибыль, если она подает уточненную декларацию по налогу на имущество (транспортному налогу, земельному налогу)

Да, обязана, но при условии, что такая ошибка повлекла за собой занижение обязательств по уплате налога на прибыль.

Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от того, какие уточнения вносятся в декларацию по налогу на имущество (транспортному или земельному налогу).

Организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет (п. 1 ст. 81 НК РФ ).

Сумма налога на имущество (транспортного и земельного налогов) включается в состав прочих расходов и уменьшает налогооблагаемую прибыль в том периоде, в котором этот налог был начислен (если организация применяет метод начисления) или уплачен в бюджет (если организация применяет кассовый метод). Это следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 264, подпункта 1 пункта 7 статьи 272 и подпункта 3 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Расходы в виде налогов и сборов, начисленных по действующему законодательству, отражаются в составе косвенных расходов по строке 041 приложения 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174 .

Так или иначе, но налог на имущество и другие налоги, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, влияют на сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет по итогам отчетного (налогового) периода.

Существует три варианта уточнений, которые вносятся в налоговые декларации:

  • уменьшающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если в первоначальной декларации по налогу на имущество среднегодовая стоимость имущества, облагаемого налогом, была завышена);
  • увеличивающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если в первоначальной декларации по транспортному налогу не были учтены какие-либо объекты налогообложения);
  • не затрагивающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если уточняются показатели, отраженные в справочных разделах).

В первом случае расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, оказываются завышенными, а сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, – заниженной. В такой ситуации организация обязана сдать уточненную декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 81 НК РФ ). Более того, налоговая инспекция вправе письменно потребовать от организации представления такой декларации, если эта обязанность не была исполнена одновременно с подачей уточненной декларации по налогу на имущество (транспортному налогу, земельному налогу). Отказ от исполнения этого требования может повлечь за собой административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 4000 руб.). Об этом сказано в письме ФНС России от 8 декабря 2011 г. № АС-4-2/20776 *.

Главбух советует: по мнению Президиума ВАС РФ, при определенных условиях организация может не представлять уточненные декларации по налогу на прибыль, если в уточненных декларациях по налогу на имущество, транспортному или земельному налогам отражено уменьшение налоговых обязательств.

Организация не обязана подавать уточненные декларации по налогу на прибыль, если суммы налога на имущество (транспортного или земельного налогов) были уменьшены при следующих обстоятельствах:

  • организация подала уточненную декларацию на уменьшение налога;
  • налог был начислен в излишнем размере;
  • завышенный налог был фактически перечислен в бюджет.

Следует отметить, что, принимая такое решение, Президиум ВАС РФ отменил решения трех нижестоящих инстанций. По сути постановление от 17 января 2012 г. № 10077/11 является прецедентным. В нем сказано, что ранее принятые судебные акты по аналогичным делам могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ (по вновь открывшимся обстоятельствам).

Во втором случае расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, оказываются заниженными, а сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, – завышенной. В такой ситуации организация вправе, но не обязана подавать уточненную декларацию (абз. 3 п. 1 ст. 54 , абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

В третьем случае ни расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, ни сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, не меняются. Поэтому подавать уточненную декларацию не нужно.

Налог на имущество (транспортный или земельный налог) может быть доначислен по результатам налоговой проверки, в ходе которой в том числе проверялся налог на прибыль. По мнению ФНС России, в такой ситуации организация должна подать уточненную декларацию по налогу на прибыль и самостоятельно скорректировать свои обязательства перед бюджетом (письмо от 29 августа 2011 г. № АС-4-2/14018 ). Свою позицию представители налоговой службы обосновывают тем, что форма решения, которое выносится по итогам проверки, не позволяет отразить в ней сумму налога на прибыль, уменьшенную в связи с доначислением других налогов. В нем можно отразить лишь предложение о представлении уточненной декларации.

Некоторые суды признают такой подход неправомерным. Они считают, что при доначислении налогов, которые включаются в состав расходов, инспекция должна самостоятельно скорректировать обязательства организации по налогу на прибыль и отразить их во внутреннем учете (в карточке лицевого счета) (см., например, определение ВАС РФ от 2 октября 2008 г. № 12349/08 , постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 9 августа 2011 г. № А27-14687/2010 , Волго-Вятского округа от 6 июня 2008 г. № А31-436/2008-26 , Северо-Западного округа от 17 января 2008 г. № А26-3723/2007 ).

Елена Попова

Ошибка обнаружена после подписания отчетности

Порядок исправления ошибок, обнаруженных после подписания отчетности, зависит от того, является допущенная ошибка существенной или нет.

Порог существенности ошибки организация вправе определить самостоятельно, прописав его в своей учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 , п. 3 ПБУ 22/2010 ). Например, в учетной политике можно прописать порог существенности так: «Существенной признается ошибка, отношение суммы которой к итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5 процентов».

Если существенная ошибка обнаружена после подписания отчетности, но до даты ее представления внешним пользователям (например, учредителям организации, органу государственной власти и т. п.), исправьте ее в декабре года, за который составлена отчетность (т. е. в том же порядке, что и ошибки, обнаруженные до подписания отчетности).

В аналогичном порядке существенную ошибку можно исправить, если она была обнаружена после представления подписанной отчетности собственникам организации или иным внешним пользователям, но до даты ее утверждения. При этом после исправления ошибки нужно пересмотреть ранее составленную отчетность, вновь подписать ее и представить всем пользователям, которым она была представлена раньше. В Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах к пересмотренной отчетности нужно указать, что данная отчетность заменяет первоначально представленную, а также привести основание повторного оформления.

Такой порядок следует из пунктов 7 , 8 , 15 ПБУ 22/2010.

Если существенная ошибка была обнаружена после утверждения годовой отчетности, то исправьте ее в том отчетном периоде, в котором она была найдена. Корректировку утвержденной отчетности не производите. Изменения отразите в текущей отчетности. Такие правила установлены пунктом 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности и пунктом 10 ПБУ 22/2010.

Несущественные ошибки, допущенные в предыдущих отчетных периодах, во всех перечисленных случаях исправьте в том отчетном периоде, когда они были обнаружены (п. 14 ПБУ 22/2010 ).

В бухучете порядок отражения ошибок, обнаруженных после подписания отчетности, зависит от того, какая допущена ошибка, – существенная или несущественная .

Существенные ошибки исправляйте в следующем порядке.

Ошибки, обнаруженные до утверждения годовой отчетности, исправляйте с использованием соответствующих счетов учета затрат, доходов, расчетов и т. д.

При выявлении существенных ошибок после утверждения годовой отчетности исправления вносите с использованием счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (подп. 1 п. 9 ПБУ 22/2010 ).

Если в результате ошибки бухгалтер не отразил какой-либо доход (завысил сумму расхода) в бухгалтерском и налоговом учете, сделайте проводки:

Дебет 62 (76, 02...) Кредит 84
– выявлен ошибочно не отраженный доход (излишне отраженный расход) прошлого года;

Дебет 84 Кредит 68 субсчет «Налог на прибыль»
– доначислен налог на прибыль прошлого года по уточненной декларации.

Если в результате ошибки бухгалтер не отразил какой-либо расход (завысил сумму дохода) в бухгалтерском и налоговом учете, сделайте запись:

Дебет 84 Кредит 60 (76, 02...)
– выявлен ошибочно не отраженный расход (излишне отраженный доход) прошлого года.

Дальнейшие проводки зависят от того, как эта ошибка исправляется в налоговом учете .

1. Если бухгалтер подает уточненную налоговую декларацию за период, когда ошибка допущена (т. е. за прошлый год), то сделайте запись:

Дебет 68 субсчет «Налог на прибыль» Кредит 84
– уменьшен налог на прибыль прошлого года по уточненной декларации.

2. Если бухгалтер исправляет ошибку в налоговом учете текущим периодом, то в налоговом учете будут увеличены расходы (уменьшены доходы) текущего года. В бухучете сделайте проводку:

Дебет 68 субсчет «Налог на прибыль» Кредит 99
– отражен постоянный налоговый актив из-за того, что в налоговом учете текущего периода признаны расходы (уменьшены доходы), относящиеся к прошлому году.

3. Если бухгалтер решил не исправлять ошибку в налоговом учете, то дополнительные записи не делаются. Поскольку в бухучете исправление существенных ошибок не затрагивает счета финансовых результатов текущего периода.

Несущественные ошибки в бухучете исправляйте с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы». При этом не имеет значения, была утверждена отчетность к моменту выявления ошибки или нет. Такой вывод следует из пункта 14 ПБУ 22/2010.*

Если в результате несущественной ошибки бухгалтер не отразил какой-либо доход (завысил сумму расхода), сделайте проводку:

Дебет 60 (62, 76, 02...) Кредит 91-1
– выявлен ошибочно не отраженный доход (излишне отраженный расход).

Если в результате несущественной ошибки бухгалтер не отразил какой-либо расход (завысил сумму дохода), сделайте запись:

Дебет 91-2 Кредит 02 (10, 41, 60, 62, 76...)
– выявлен ошибочно не отраженный расход (излишне отраженный доход).

Елена Попова , государственный советник налоговой службы РФ I ранга

В 2014 году Минфином были внесены многочисленные изменения и дополнения в Инструкцию № 157н. В конце декабря финансовое ведомство выпустило методические рекомендации о том, как правильно осуществить переход на новые положения.

В статье рассмотрим, на что необходимо обратить внимание при отражении операций, связанных с переходом на новые положения.Напомним, что в 2014 году Минфином были внесены многочисленные изменения и дополнения в Инструкцию № 157н . Приказ Минфина РФ № 89н внес поправки еще в конце августа прошлого года, но разъяснения финансового ведомства о том, как правильно осуществить переход на новые положения, вышли в конце года. Рассмотрим, на что необходимо обратить внимание, внося корректировки в учет финансово-хозяйственной деятельности учреждения при отражении отдельных операций с учетом изменений Инструкции № 157н.

Бюджетные проводки.

Общие положения по переходу

В первых абзацах Методических рекомендаций чиновники обратили внимание на то, что положения Приказа Минфина РФ № 89н применяются при формировании остатков на 31.12.2014. Между тем они не исключали, что в 2014 году возможно применение изменений Инструкции № 157н в более ранние сроки, если это было предусмотрено актами субъекта учета, устанавливающими организацию ведения бухгалтерского учета в учреждении, то есть учетной политикой организации. Учреждение вправе было принять решение о переходе на применение как всех новых положений Инструкции № 157н, так и только отдельных:

  • по организации в учреждении ведения бухгалтерского учета и осуществления внутреннего контроля над совершаемыми фактами хозяйственной жизни;
  • по порядку проведения инвентаризации имущества;
  • по ведению учета отдельных объектов активов, обязательств, иных объектов учета;
  • по применению рабочего плана счетов учреждения и иных положений методологии.

При этом следовало исходить из:

  • условий проведения инвентаризаций имущества по активам и обязательствам;
  • организационно-технической готовности учреждений (не позднее 31.12.2014).

Как отмечается в п. 1 Методических рекомендаций, независимо от даты перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н учреждениям необходимо учитывать, что при изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами субъектами учета, изменяется учетная политика. Поэтому, руководствуясь положениями ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» и Приказа Минфина РФ № 89н, необходимо внести соответствующие изменения в свою учетную политику 2014 года. В частности, в:

на которое возложено ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, централизованной бухгалтерии) с должностными лицами (структурными подразделениями учреждения), ответственными за осуществление фактов хозяйственной жизни и их оформление первичными учетными документами;

  • перечень и формы регистров бухгалтерского учета и (или) порядок их формирования, в том числе в форме электронного документа;
  • порядок отражения в учете событий после отчетной даты, перечень событий после отчетной даты, информация о которых включается в показатели отчетного периода, а также необходимо изменить дату (предельный срок), до которой принимаются первичные учетные документы, отражающие события после отчетной даты, и условия существенности указанных событий при отражении результатов деятельности учреждения;
  • иные положения учетной политики, необходимые для организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Во-первых , по счетам рабочего плана счетов учреждения, по которым уточнены наименования счетов, отраженные в регистрах бухгалтерского учета, обороты до даты перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н не корректируются (п. 1 Методических рекомендаций).

Во-вторых, первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, сформированные учреждением с 1 января 2014 года до даты перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н, не подлежат переоформлению и (или) исправлению в связи с изменением методологии бухгалтерского (бюджетного) учета (п. 6 Методических рекомендаций).

Постановка на учет земельных участков.

В связи с тем, что согласно внесенным изменениям в Инструкцию № 157н на баланс в учреждениях принимаются активы, которые ранее учитывались на забалансовых счетах (в частности, земельные участки, находящиеся в оперативном управлении), а также переносятся отдельные виды расчетов по вновь введенным счетам, необходимо провести инвентаризацию. Результаты инвентаризации нужно оформить инвентаризационными ведомостями, формы которых утверждены Приказом Минфина РФ № 173н .

Земельные участки, закрепленные за автономным учреждением на праве безвозмездного (бессрочного) пользования, отраженные на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование», принимаются к бухгалтерскому учету в составе непроизведенных активов по кадастровой стоимости. При этом делается запись (п. 2.1 Методических рекомендаций):

Дебет счета 4 103 11 000 «Земля – недвижимое имущество учреждения»

Кредит счета 4 401 10 180 «Прочие доходы»

Одновременно уменьшается показатель на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» и отражаются изменения показателя счета 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем» в размере стоимости принятого к учету недвижимого имущества.

На забалансовом счете 01 автономного учреждения числился земельный участков, кадастровая стоимость которого составляла на 31.12.2014 3 650 000 руб. (стоимость условная).

Бюджетные проводки. Таблица 1

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
До даты перехода
Отражена кадастровая стоимость земельного участка на забалансовом учете 01 3 650 000
Принят на учет земельный участок, находящийся в оперативном управлении 4 103 11 000 4 401 10 180 3 650 000
Списан с забалансового учета земельный участок 01 3 650 000
Отражены расчеты с учредителем в объеме его прав по распоряжению особо ценным имуществом 4 401 10 172 4 210 06 000 3 650 000

Далее хотим обратить внимание, что АУ вправе принять решение об отражении измененной в соответствии с законодательством РФ на 2015 год кадастровой оценки земельных участков в составе операций после отчетной даты, подлежащих отражению 31.12.2014.

В случае если ранее в учете АУ числились земельные участки, приобретенные по договорам купли-продажи, в связи с их переходом на учет по кадастровой стоимости должна быть сделана бухгалтерская запись на сумму изменения (отражается в случае увеличения балансовой стоимости со знаком плюс, в случае уменьшения балансовой стоимости – со знаком минус) (п. 2.2 Методических рекомендаций):

Дебет счета 0 103 11 000 «Земля – недвижимое имущество учреждения»

Кредит счета 0 401 10 180 «Прочие доходы»

В феврале 2014 года АУ за счет средств, полученных от платных услуг, приобрело земельный участок стоимостью 2 350 000 руб. (цена условная). Кадастровая его стоимость на 31.12.2014 составляет 2 650 000 руб.

Бюджетные проводки. Таблица 2

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражена задолженность перед продавцом за земельный участок на основании договора купли-продажи 2 106 13 000 2 302 33 000 2 350 000
Произведена плата за земельный участок 2 302 33 000 2 201 11 000 2 350 000
Принят к учету земельный участок 2 103 11 000 2 106 13 000 2 350 000
На дату перехода (31.12.2014)
Отражены изменение стоимости земельного участка и принятие его к учету по кадастровой стоимости
(2 650 000 ‑ 2 350 000) руб.
2 103 11 000 2 401 10 180 300 000

Списание с балансового учета спецодежды.

В настоящее время в силу норм, изложенных в п. 385 Инструкции № 157н, учет имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением осуществляется на забалансовом счете 27.

Как отмечается в п. 2.5 Методических рекомендаций, выбытие материальных запасов, имеющих нормативный срок эксплуатации, выданных в личное (индивидуальное) пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей , следует отразить бухгалтерской записью:

Дебет счетов 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов», 0 109 00 272 «Расходование материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»

Кредит счета 0 105 00 000 «Материальные запасы», с одновременным отражением на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)»

В марте 2014 года АУ за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания, было приобретено 10 комплектов спецодежды на сумму 6 000 руб. Одежда была оприходована на склад и впоследствии выдана сотрудникам организации. Нормативный срок использования спецодежды – два года.

В бухгалтерском учете АУ были сделаны следующие записи:

Бюджетные проводки. Таблица 3

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
До даты перехода (28.02.2014)
Приобретена спецодежда у поставщика и оприходована на склад 4 105 35 000 (склад) 4 302 34 000 6 000
Произведена оплата спецодежды 4 302 34 000 4 201 11 000 6 000
Выдана спецодежда работникам учреждения со склада 4 105 35 000 (работники) 4 105 35 000 (склад) 6 000
На дату перехода (31.12.2014)
Отражено выбытие спецодежды с балансового учета 4 401 20 272 4 105 35 000 (работники) 6 000
Отражено одновременно принятие спецодежды на забалансовый учет 27 (работники) 6 000

Отражение переноса остатков по счетам.

С учетом изменений, внесенных в Инструкцию № 157н, рабочий план счетов автономного учреждения дополнен новыми балансовыми счетами:

Проводки в бюджете. Таблица 4

Номер счета Наименование
205 82 «Расчеты по невыясненным поступлениям»
209 30 «Расчеты по компенсации затрат»
209 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»
209 83 «Расчеты по иным доходам»
210 11 «Расчеты по НДС по авансам полученным»
210 12 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»
401 60 «Резервы предстоящих расходов (по видам расходов)»
500 90 «Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)»
502 07 «Принимаемые обязательства»
502 09 «Отложенные обязательства»

Таким образом, поскольку вводятся новые счета, необходимо отразить перенос остатков по данным счетам.

В соответствии с п. 4 Методических рекомендаций перенос остатков по счетам в части расчетов по доходам осуществляется на основании справки (ф. 0504833) с отражением следующих бухгалтерских записей:

Бюджетные бухгалтерские проводки. Таблица 5

Содержание операции Дебет Кредит
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по ущербу, подлежащему возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек)* 0 209 30 000 0 205 30 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по возмещению ущерба в соответствии с законодательством РФ, в том числе при возникновении страховых случаев* 0 209 40 000 0 205 40 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг* 0 209 40 000 0 205 40 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по реализации имущества ввиду принятия решения о списании объектов нефинансовых активов (металлолома, ветоши, макулатуры, иных отходов и (или) объектов, полученных при разборке (демонтаже) списываемых, ликвидируемых объектов)* 0 209 74 000 0 205 74 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по иным доходам, не связанным с выполнением договоров, соглашений, в том числе по предоставлению субсидий, а также с выполнением учреждением возложенных на него согласно законодательству РФ функций* 0 209 83 000 0 205 80 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по начисленным процентам за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате или неосновательного получения или сбережения, а также начислениям по возмещению упущенных выгод* 0 209 83 000 0 205 80 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по невыясненным поступлениям* 0 205 81 000 0 205 82 000
Отражен перенос остатков в сумме расчетов по налоговым вычетам по НДС в части налога, начисленного при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)* 0 210 11 000 0 210 01 000
Отражен перенос остатков в части сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежащих вычету* 0 210 12 000 0 210 01 000

* В случае наличия на дату перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н кредитовых остатков по расчетам в части указанных доходов перенос показателей расчетов осуществляется обратными корреспонденциями по аналогии с приведенными выше.

После проведения инвентаризации в АУ на счете 2 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» числилась общая сумма входного НДС – 25 678 руб., которая по данным налогового учета складывалась из двух сумм:

  • суммы налога, начисленного при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, – 5 325 руб.;
  • суммы налога, предъявленного налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежащей вычету, – 20 353 руб.Перенос остатков был оформлен справкой (ф. 0504833).

В бухгалтерском учете АУ были сделаны следующие записи:

Таблица 6

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражен перенос остатков в части НДС по предварительной оплате 2 210 11 000 2 210 01 000 5 325
Отражен перенос остатков в части входного НДС при приобретении товаров от поставщиков 2 210 12 000 2 210 01 000 20 353

В соответствии с п. 4 Методических рекомендаций перенос остатков по счетам в части расчетов по обязательствам осуществляется на основании справки (ф. 0504833) с отражением следующих бухгалтерских записей:

Таблица 7

Содержание операции Дебет Кредит
В части расчетов по обязательствам
Отражен перенос остатков в сумме задолженности перед учреждением по предварительным оплатам в рамках договоров, государственных (муниципальных) контрактов, не возвращенным контрагентом в случае их расторжения, в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы 0 209 30 000 0 206 00 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности перед учреждением по перечисленным обеспечениям заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечениям исполнения договоров, государственных (муниципальных) контрактов, иных залоговых платежей, задатков 0 210 05 000 0 206 00 000
Отражен перенос остатков в сумме своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы) задолженности подотчетных лиц, по которой на дату перехода осуществляется претензионная работа, в том числе в случае оспаривания физическим лицом – должником удержаний, а также по работникам, с которыми прекращены трудовые отношения 0 209 30 000 0 208 00 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по выплатам пособий, пенсий, компенсаций, своевременно не полученной получателями указанных выплат 0 302 00 000 0 304 02 000
Отражен перенос остатков в сумме ущерба в объеме задолженности бывших работников за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодный оплачиваемый отпуск, выявленной при инвентаризации* 0 209 30 000 0 401 10 130

* C одновременным отражением исправительных бухгалтерских записей по соответствующим счетам расчетов 0 302 00 000 «Расчеты по обязательствам», 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты».

Операции по начислению резервов.

В соответствии с п. 302.1 Инструкции № 157н счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов» применяется для обобщения информации о суммах, зарезервированных в целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения. Порядок создания резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.

Если учреждением принято решение о начислении резервов до 01.01.2015, то необходимо сделать следующие бухгалтерские записи (п. 5 Методических рекомендаций):

Бюджетные бухгалтерские проводки. Таблица 8

Содержание операции Дебет Кредит
Отражено начисление сумм резерва на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время)

0 109 60 211

0 401 20 211

0 401 60 211
Отражено начисление сумм резерва на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов)

0 109 60 213

0 401 20 213

0 401 60 213
Отражено начисление сумм резерва по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы (на основе оценочных значений)

0 109 00 000

0 401 20 200

0 401 60 000
Отражено начисление сумм резерва для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке 0 401 20 200 0 401 60 000
Отражены расчеты по оплате обязательств при поступлении расчетных документов 0 401 60 000 0 302 00 000
Отражено начисление расходов по оплате обязательств, в том числе признанных в судебном порядке за счет резерва, созданного по судебным разбирательствам 0 401 60 000 0 302 00 000

Автономное учреждение приняло решение о формировании резерва расходов на оплату отпусков. Резерв формируется путем ежемесячных начислений на последнее число каждого месяца. Сумма отпускных составляет 35 000 руб., сумма страховых взносов – 10 500 руб. Все начисления произведены за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания.

В бухгалтерском учете АУ 31.12.2014 были сделаны следующие записи:

Проводки в бюджете. Таблица 9

При принятии учреждениями в рамках формирования учетной политики решения о создании резервов предстоящих расходов начиная с 1 января 2015 года их отражение осуществляется по аналогии с бухгалтерскими корреспонденциями, приведенными выше.

* * *

Кратко сформулируем основные выводы:

  • Положения Приказа Минфина РФ № 89н применяются при формировании остатков на 31.12.2014.
  • Независимо от даты перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н учреждениям необходимо внести изменения в учетную политику 2014 года.
  • Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, сформированные учреждением с 1 января 2014 года до даты перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н, не подлежат переоформлению и (или) исправлению.
  • Перенос остатков по счетам оформляется справкой (ф. 0504833).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Приказ Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н.

Направлены Письмом Минфина РФ от 19.12.2014 № 02‑07‑07/66918.

В целях обеспечения полноты отражения в бухгалтерском учете информации об осуществляемых операциях государственные (муниципальные) учреждения вправе при формировании учетной политики предусмотреть дополнительную детализацию операций по статьям 130 «Доходы от оказания платных услуг», 180 «Прочие доходы», 290 «Прочие расходы», 310 «Увеличение стоимости основных средств», 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» и 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» (в рамках третьего разряда кода) (Приказ Минфина РФ от 26.05.2014 № 38н).

Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Специальная одежда, специальная обувь, форменная одежда, вещевое имущество, одежда и обувь, а также спортивная одежда и обувь и др.

Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение, №4, 2015 год

Как отразить в учете переоценке земельного участка?

Если стоимость переданного участка отличается от его , разницу учтите в составе прочих доходов или расходов. Подробнее про переоценку земли - в статье.

Вопрос: Мы хотим переоценить в учете земельный участок в учете до кадастровой стоимости. Как это отразится в учете? в последующем хотят передать этот земельный участок в уставный капитал и это будет как фин вложение в уставный капитал другой организации

Ответ: Вы вправе провести переоценку стоимости земельного участка в бухгалтерском учете в целях отражения его реальной стоимости, однако для целей исчисления налога на прибыль организаций результаты переоценки имущества, согласно ст. 257 НК РФ, не учитываются (Письмо Минфина России от 08.09.11 № 03-03-06/1/544).

Первоначальная стоимость, по которой основное средство было принято к учету, не подлежит изменению. За исключением случаев, перечисленных в пункте 14 ПБУ 6/01. К таким случаям, в частности, относится переоценка. По результатам переоценки основное средство может быть уценено или дооценено. Организация может произвести переоценку любых основных средств, исключений из этого правила законодательством не предусмотрено (п. 15 ПБУ 6/01, п. 43 ).

Проводить переоценку основных средств организация может один раз в год на конец отчетного года, то есть на 31 декабря.

По результатам переоценки основное средство может быть уценено или дооценено. Суммы, на которые основное средство было уценено, учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». А суммы, на которые основное средствобыло дооценено – на счете 83 «Добавочный капитал».

Дебет 01 (03) Кредит 83 субсчет «Переоценка основных средств» (увеличена первоначальная стоимость участка);

Дебет 91-2 Кредит 01 (уменьшена первоначальная стоимость участка);

При передаче участка в уставный капитал другой организации отразите:

Дебет 58 Кредит 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» (отражена задолженность по вкладу в уставный капитал).

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 (отражена первоначальная стоимость участка, переданного в уставный капитал);

Дебет 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» (внесен участок в качестве вклада в уставный капитал).

Если стоимость переданного участка отличается от его оценки, согласованной учредителями, разницу учтите в составе прочих доходов или расходов.

При передаче участка в качестве вклада в уставный капитал у организации не возникает ни доходов, ни расходов (подп. 2 п. 1 ст. 277, п. 3 ст. 270 НК РФ).

Следует учитывать, что при выбытии участка спишите суммы его дооценки (если он был дооценен):

Дебет 83 субсчет «Переоценка основных средств» Кредит 84 субсчет «Суммы дооценки списанных основных средств» (списана сумма дооценки при выбытии участка).

Обоснование

Как провести переоценку основных средств

Первоначальная стоимость, по которой основное средство было принято к учету, не подлежит изменению. За исключением случаев, перечисленных в пункте 14 ПБУ 6/01. К таким случаям, в частности, относится переоценка. По результатам переоценки основное средство может быть уценено или дооценено . Организация может произвести переоценку любых основных средств, исключений из этого правила законодательством не предусмотрено (п. 15 ПБУ 6/01 , п. 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).*

Периодичность переоценки

Проводить переоценку основных средств организация может один раз в год на конец отчетного года, то есть на 31 декабря.* При этом ее можно провести только по группам однородных объектов. Таким образом, необязательно проводить переоценку всех основных средств. Однако, переоценив один объект из группы однородных основных средств, нужно переоценить и все остальные объекты, входящие в эту группу. Такой порядок следует из пункта 15 ПБУ 6/01 и пункта 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н .

Письмо Минфина России от 08.09.11 № 03-03-06/1/544

О переоценке стоимости земельного участка в целях налогообложения прибыли

Вопрос: ЗАО владеет на праве собственности земельным участком, который числится на балансе организации как объект основных средств с 2008 г. и используется для оказания услуг по предоставлению в аренду складских площадей, расположенных на этом участке. Стоимость земельного участка более 40 000 руб. На основании абз. 2 п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, земельные участки относятся к основным средствам. Возможность изменения первоначальной стоимости основных средств в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, переоценки соответствующих объектов и право организаций не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств закреплены в п. п. 14–15 ПБУ 6/01. Названные нормы ПБУ 6/01 дополняют положения п. 43 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, согласно которым коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. ЗАО предполагает реализовать право на переоценку земельного участка как объекта основных средств организации. Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах после вступления в силу гл. 25 НК РФ переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств на рыночную стоимость положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и не принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций.Признается ли доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения налогом на прибыль, положительная (отрицательная) сумма переоценки (уценки) стоимости указанного земельного участка на рыночную стоимость, произведенная ЗАО?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о переоценке стоимости земельного участка в целях налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

В целях применения гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) стоимость объектов основных средств подлежит изменению только в случаях, прямо предусмотренных п. 2 ст. 257 НК РФ. Переоценка основных средств указанной статьей не предусмотрена.

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах после вступления в силу вышеуказанной главы НК РФ переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств на рыночную стоимость положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и не принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций.

Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе провести переоценку стоимости земельного участка в бухгалтерском учете в целях отражения его реальной стоимости, однако для целей исчисления налога на прибыль организаций результаты переоценки имущества, согласно ст. 257 НК РФ, не учитываются.*

Как отразить в бухучете переоценку основных средств

По результатам переоценки основное средство может быть уценено или дооценено . Суммы, на которые основное средство было уценено, учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». А суммы, на которые основное средствобыло дооценено – на счете 83 «Добавочный капитал». К этим счетам целесообразно открыть субсчет «Переоценка основных средств».*

Бухучет: дооценка

В бухучете сумма дооценки по каждому объекту основных средств отражается проводками:*

Дебет 01 (03) Кредит 83 субсчет «Переоценка основных средств»
– увеличена первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства;

Бухучет: уценка

В бухучете сумма уценки по каждому объекту основных средств отражается следующими проводками:

Дебет 91-2 Кредит 01
– уменьшена первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства;*

Списание суммы дооценки при выбытии

При выбытии основного средства спишите суммы его дооценки:

Дебет 83 субсчет «Переоценка основных средств» Кредит 84 субсчет «Суммы дооценки списанных основных средств»
– списана сумма дооценки при выбытии основного средства.

Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении передачу основных средств в качестве вклада в уставный капитал

Документальное оформление*

При передаче объекта основных средств в уставный капитал другой организации (т. е. в момент перехода к получателю права собственности на объект) оформите первичным документом, например, заполните акт по форме № ОС-1 (указания , утвержденные , ч. 3 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Основанием для составления акта является техническая документация на основное средство, а также данные бухучета. Например, обороты по счету 02 «Амортизация основных средств» позволят заполнить сведения о сумме начисленной амортизации. Акт оформите в двух экземплярах, один из которых передайте получателю. При составлении акта раздел «Сведения об объектах основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету» не заполняйте. Его должен заполнить получатель в своем экземпляре акта. Оба экземпляра акта должны быть подписаны и утверждены как организацией-акционером (участником), так и получателем.

Если в качестве вклада в уставный капитал организация вносит здание, составьте акт по форме № ОС-1а . Если организация передает несколько однородных основных средств, оформите акт по форме № ОС-1б . При заполнении этих актов применяйте тот же порядок, что и при составлении акта по форме № ОС-1 . Такой порядок предусмотрен указаниями , утвержденными постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 .

Одновременно с составлением акта по форме № ОС-1 (ОС-1а , ОС-1б) внесите сведения о выбытии основного средства в инвентарную карточку по форме № ОС-6 (ОС-6а) или в инвентарную книгу по форме № ОС-6б (предназначена для малых предприятий). Сведения вносите на основании акта приема-передачи, составленного в момент передачи основного средства. Такой порядок предусмотрен , утвержденными постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 .

Если организация получает основное средство, содержащее драгоценные металлы, в конце года ей придется составить отчет по форме № 4-ДМ , утвержденной постановлением Росстата от 14 ноября 2007 г. № 88 . В отчете укажите количество драгоценных металлов, содержащихся в основном средстве.

Бухучет

У организации-учредителя вклады в уставные капиталы других организаций учитываются на счете 58 «Финансовые вложения». Задолженность по вкладам отразите проводкой по дебету счета 58 в корреспонденции со счетом учета расчетов. Например, со счетом 76 , к которому откройте отдельный субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»:*


– отражена задолженность по вкладам в уставный капитал дочерней организации.

Такую запись делайте:*

  • при создании акционерных обществ или ООО – на основании договора о создании общества или на основании решения единственного учредителя (акционера, участника) (п. 5 ст. 9 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ , );
  • при увеличении уставного капитала:
  • в акционерных обществах – на основании протокола общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала (решения совета директоров (наблюдательного совета), если в соответствии с уставом такое решение в его компетенции) или решения единственного учредителя (акционера) об этом ( , п. 3 ст. 47 , Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ);
  • в ООО – на основании протокола общего собрания участников об увеличении уставного капитала или решения единственного учредителя (участника) об этом ( , п. 6 ст. 37 , Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Со следующего месяца после передачи основного средства прекращайте начислять по нему амортизацию (п. 22 ПБУ 6/01).

В бухучете выбытие основного средства, внесенного в качестве вклада в уставный капитал, отражайте по остаточной стоимости (п. 85 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

Для учета выбытия такого имущества на счете 01 откройте отдельный субсчет «Выбытие основных средств». В момент передачи объекта по дебету счета отразите его первоначальную (восстановительную) стоимость. По кредиту – сумму амортизации, начисленную за период эксплуатации выбывающего объекта. При этом делайте проводки:


– отражена первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства, переданного в уставный капитал дочерней организации;


– отражена амортизация, начисленная за период эксплуатации объекта, переданного в уставный капитал дочерней организации.*

В результате сальдо на счете 01 «Выбытие основных средств» будет отражать остаточную стоимость передаваемого основного средства. Остаточную стоимость определяйте по формуле:

Передачу основного средства в уставный капитал другой организации отразите проводкой:


– внесено основное средство в качестве вклада в уставный капитал дочерней организации.

Если остаточная стоимость переданного основного средства отличается от его оценки, согласованной учредителями , разницу учтите в составе прочих доходов или расходов. При этом сделайте проводки:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» Кредит 91-1*
– отражена положительная разница между оценкой основного средства, согласованной учредителями, и его остаточной стоимостью;

Дебет 91-2 Кредит 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»
– отражена отрицательная разница между оценкой основного средства, согласованной учредителями, и его остаточной стоимостью.*

Такой порядок предусмотрен пунктом 85 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н , и Инструкцией к плану счетов (счета , , ).

Налог на прибыль

При передаче основного средства в качестве вклада в уставный капитал у организации не возникает ни доходов, ни расходов (подп. 2 п. 1 ст. 277 , п. 3 ст. 270 НК РФ).* Подробнее об этом см. Как отразить выбытие амортизируемого имущества в налоговом учете . Если остаточная стоимость передаваемого основного средства отличается от его оценки, согласованной учредителями , в бухучете образуется постоянная разница, которая приводит к появлению постоянного налогового обязательства или постоянного налогового актива (п. и ПБУ 18/02). Их следует отражать проводками:

Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– отражено постоянное налоговое обязательство с отрицательной разницы между остаточной стоимостью основного средства и его оценкой, согласованной учредителями;


– отражен постоянный налоговый актив с положительной разницы между остаточной стоимостью основного средства и его оценкой, согласованной учредителями.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении передачи основного средства в качестве вклада в уставный капитал*

В июле ЗАО «Альфа» внесло в уставный капитал ООО «Торговая фирма "Гермес"» компьютер. В бухгалтерском и налоговом учете передающей стороны:

  • первоначальная стоимость компьютера – 41 000 руб.;
  • сумма амортизации, начисленная до передачи компьютера, – 16 000 руб.;
  • остаточная стоимость компьютера на момент передачи – 25 000 руб. (41 000 руб. – 16 000 руб.);
  • сумма входного НДС, принятая к вычету при приобретении компьютера, – 7380 руб.

Денежная оценка вклада по решению учредителей «Гермеса» считается равной 30 000 руб. Дополнительных расходов, связанных с внесением имущества в уставный капитал дочерней организации, у «Альфы» не было.

Для отражения операций в учете бухгалтер «Альфы» открыл субсчета:

  • к счету 76 – субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»;
  • к счету 01 – субсчет «Выбытие основных средств».

При передаче компьютера в уставный капитал «Гермеса» бухгалтер «Альфы» сделал проводки.

Дебет 58 Кредит 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»
– 30 000 руб. – отражена задолженность «Альфы» по вкладам в уставный капитал «Гермеса»;

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01
– 41 000 руб. – отражена первоначальная стоимость компьютера, переданного в уставный капитал «Гермеса»;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 16 000 руб. – отражена амортизация, начисленная за период эксплуатации компьютера, переданного в уставный капитал «Гермеса»;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 25 000 руб. – внесено основное средство в качестве вклада в уставный капитал другой организации;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» Кредит 91-1
– 5000 руб. (30 000 руб. – 25 000 руб.) – отражена положительная разница между оценкой основного средства, согласованной учредителями, и его остаточной стоимостью.

При передаче компьютера бухгалтер восстановил часть входного НДС, ранее принятого к вычету, и включил налог в первоначальную стоимость финансового вложения. Сумма восстановленного НДС равна 4500 руб. (7380 руб. ? (25 000 руб. : 41 000 руб.)). При этом бухгалтер сделал такую проводку:

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 4500 руб. – восстановлен НДС, ранее принятый к вычету;

Дебет 58 Кредит 19
– 4500 руб. – восстановленная сумма НДС передана на баланс «Гермеса».

На расчет налога на прибыль передача компьютера не влияет. В связи с тем что в налоговом учете не была учтена разница между оценкой основного средства, согласованной учредителями, и его остаточной стоимостью, бухгалтер сделал такую проводку:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 99 субсчет «Постоянные налоговые активы»
– 1000 руб. (5000 руб. ? 20%) – отражен постоянный налоговый актив с разницы между оценкой основного средства, согласованной учредителями, и его остаточной стоимостью.

Передача основного средства в качестве вклада в уставный капитал дочерней организации реализацией не признается (подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ). Поэтому с этой операции не нужно начислять НДС (подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Ранее принятый к вычету входной налог по основному средству,

Что нужно знать бухгалтеру организации государственного сектора, чтобы правильно рассчитать и уплатить земельный налог? Как рассчитать налог на землю, если изменилась кадастровая стоимость земельного участка – рассмотрим в этой статье.

Как учитываются земельные участки в бюджетных учреждениях

В настоящее время учреждения госсектора используют земельные участки, в том числе расположенные под объектами недвижимости, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Учитывают такие земельные участки на счете 10300 «Непроизведенные активы». Основанием для учета на балансе земельного участка служит документ — свидетельство, подтверждающее право пользования земельным участком. Учитывают землю по кадастровой стоимости. Об этом говорится в п.71 Инструкции 157н.

Повышение квалификации в Контур.Школе: . Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа., 30 онлайн-уроков: теория и практика Кроме того, учреждение может иметь земельные участки на праве безвозмездного пользования или арендовать земельный участок по договору аренды (субаренды). Такие участки земли в соответствии с действующими инструкциями учитываются на забалансовых счетах.

Право оперативного управления землей Земельный кодекс РФ не предусматривает.

Государственные (муниципальные) учреждения являются плательщиками земельного налога, если земельные участки закреплены за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Земельный налог — это местный налог, устанавливается гл.31 Налогового Кодекса РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

На основании статьи 388 НК РФ организации, имеющие земельные участки на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданные им по договору аренды, не платят земельный налог.

Налоговой базой для начисления налога на землю, согласно ст. 390 Налогового кодекса, служит кадастровая стоимость земельного участка. Это та сумма, которая облагается налогом. Именно поэтому всем организациям госсектора стоит знать кадастровую стоимость собственного участка земли, следить за ее изменением, поскольку она напрямую связана с размером налога на землю, подлежащему уплате.

Пунктом 14 статьи 396 НК РФ установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости по письменному заявлению налогоплательщика.

Заказать выписку из ЕГРН можно на официальном сайте Росреестра , в МФЦ, в территориальном органе кадастровой палаты.

В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Если земельный участок образован в течение налогового периода,то налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на день внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций являются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (ст. 393 НК РФ). Для земельного налога муниципальные образования, а так же города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе не устанавливать отчетный период.

Учреждение госсектора, имея право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, может быть освобождено от уплаты земельного налога. Перечень льгот по земельному налогу приведен в статье 395 НК РФ. Например, согласно п. 1 ст. 395 НК РФ освобождаются от обложения земельным налогом организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций. Кроме того, в каждом конкретном регионе РФ могут быть предусмотрены льготы для учреждений по уплате земельного налога. Сам земельный налог относится к местным налогам, и в связи с этим налоговые ставки и налоговые льготы для налогоплательщиков устанавливаются муниципальным законодательством.

Как рассчитать земельный налог

Расчет суммы налога учреждение производит самостоятельно.

Например, у казенного учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования имеется земельный участок, кадастровая стоимость которого — 2 500 000 руб. Учреждение не имеет налоговых льгот в соответствии с НК РФ и местным законодательством. Налоговая ставка по земельному налогу установлена в размере 0,3%. Муниципальным законодательством предусмотрены авансовые платежи по налогу.

Сумма земельного налога составит:
2 500 000 руб. х 0,3%=7500руб.

Сумма авансового платежа за 1-й, 2-й и 3-й кварталы составит:
2 500 000 руб. х 0,3% х ¼=1875руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по приведенной выше формуле, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (п. 5 ст. 396 НК РФ):

7500 руб. - (3 x 1875 руб.) = 1875 руб.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н расходы на уплату земельного налога относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ по коду вида расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога».

Но кадастровая стоимость земельного участка может изменяться. Как определить налоговую базу для расчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости в течение налогового периода?

Действия бухгалтера при расчете земельного налога

Действия бухгалтера по расчету земельного налога будут зависеть от причины изменения кадастровой стоимости земли.

Рассмотрим несколько случаев:

1. Пере оценка кадастровой стоимости земли . Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» не реже, чем один раз в пять лет и не чаще, чем раз в три года (для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — два года) происходит оценка кадастровой стоимости земли.

Если в связи с этим изменилась кадастровая стоимость земельного участка и произошло это в течение налогового периода, то, согласно действующей редакции НК РФ такое изменение не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, то есть действует на будущее время. Новая кадастровая стоимость земли будет служить налоговой базой с 1 января следующего налогового периода.

2. Изменение вида разрешенного использования земельного участка, его перевод из одной категории земель в другую или изменение площади земельного участка , приводящее к изменению кадастровой стоимости земельного участка .

В этом случае действует следующее положение статьи 391 НК РФ: «изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости».

Действует это положение с 1 января 2018г. (в пункт 1 статьи 391 внес изменение Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ)

Данное изменение кадастровой стоимости земельного участка теперь нужно учитывать при расчете налоговых обязательств не со следующего налогового периода, а со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

3. Успешное оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости .

Если кадастровая стоимость завышена и ее сумма больше рыночной стоимости земельного участка, то такую кадастровую стоимость можно оспорить. Лицензированный эксперт установит реальную рыночную стоимость земли. На основании заключения специалиста комиссия или суд примет соответствующее решение и изменит кадастровую стоимость. На практике это означает, что можно существенно сократить расходы по налогу на землю.

Оспаривание кадастровой стоимости юридическими лицами происходит в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Оспорить кадастровую стоимость земли могут также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Оспаривание кадастровой стоимости происходит двумя способами:

  • путем обращения в суд;
  • при помощи обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Порядок оспаривания результатов кадастровой стоимости земельного участка определен статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». По официальной статистике Росреестра, почти половина всех обращений в комиссию по пересмотру кадастровой стоимости заканчиваются успехом заявителя.

В случае положительного решения Росреестр самостоятельно внесет все необходимые изменения в ЕГРН на основании решения комиссии, которое она обязана направить в Росреестр в течение 5 рабочих дней со дня принятия (п. 19 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).

При изменении кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, измененная кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, начиная с налогового периода, в котором подано заявление о ее пересмотре, но не ранее даты внесения в ЕГРН, которая являлась предметом оспаривания (ст. 391 НК РФ, письма Минфина России от 29.03.2017 № 03-05-05-02/18237, от 01.03.2017 № 03-05-05-02/11335, от 22.02.2017 № 03-05-05-02/10148).

Применение установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости за периоды, предшествующие году подачи заявления об оспаривании, Налоговым кодексом не предусмотрено (письмо Минфина России от 24.08.2017 № 03-05-06-02/54275).

Например, если организация в феврале 2018 года подает в комиссию заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной цены и комиссия удовлетворит требование, то новую кадастровую стоимость организация должна применить при налогообложении с 1 января в 2018 года.

4. Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости участка. Такую ошибку исправляет регистрирующий орган, Росреестр. Об этом должны уведомить владельца участка в течение 3 рабочих дней, направив уведомление по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173.

При расчете земельного налога такое изменение кадастровой стоимости, в соответствии со статьей 391 НК РФ нужно учитывать, начиная с того налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Например, в мае 2017 года учреждение получило уведомления от регистрирующего органа об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости. Налогоплательщику нужно подать в инспекцию уточненный расчет за I квартал 2017 года и пересчитать сумму авансового платежа по земельному налогу за этот период.

Изменение стоимости земельных участков, учитываемых в составе нефинансовых активов, в связи с изменением их кадастровой стоимости необходимо отразить в бухгалтерском учете. В соответствии с п. 28 Инструкции № 157н. сделать это нужно в том финансовом году, в котором произошли изменения кадастровой стоимости, с отражением указанных изменений в бухгалтерской отчетности. Дата отражения в учете и отчетности изменения стоимости земельного участка должна быть согласована с учредителем учреждения. Этот факт следует отразить в пояснительной записке (ф.0503160, ф.0503760).

Обобщим основные моменты. Если учреждение госсектора на праве постоянного (бессрочного) пользования имеет земельный участок, то оно является плательщиком земельного налога. Земельный налог относится к местным налогам, и в связи с этим налоговые ставки и налоговые льготы для налогоплательщиков устанавливаются муниципальным законодательством. Расчет суммы налога учреждение производит самостоятельно. Чтобы рассчитать земельный налог без ошибок и избежать штрафов, бухгалтеру нужно внимательно отслеживать изменения кадастровой стоимости земельного участка.

5 034 просмотра