Налоговикам нужны веские основания, чтоб начать выездную проверку. План выездных налоговых проверок: можно ли узнать, когда к вам придут План налоговых проверок юридических лиц на

Приближающийся конец финансового года для многих компаний ассоциируется с возрастающей активностью фискальных органов. С точки зрения налоговиков, наиболее результативный метод выявления нарушений налогового законодательства – налоговая проверка. Что включает в себя каждая из них, каковы их цели и правила проведения, подробно разберем в этой статье.

Виды налоговых проверок

Налоговая проверка представляет собой одну из форм контроля, осуществляемого инспекцией в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговым кодексом РФ предусмотрено две разновидности проверок: камеральные и выездные.

Отдельной формой проверки считается встречная. Хотя она и не отражена в Налоговом кодексе РФ в виде особого вида контроля, у налогоплательщика есть обязанность представить по запросу проверяющих документы, касающиеся сотрудничества с конкретным контрагентом. Для инспекции они могут стать источником информации о деятельности представившего их налогоплательщика и, следовательно, вызвать наложение штрафных санкций.

Если вы не хотите, чтобы налоговые проверки в 2018 году, как и в каждом последующем периоде, принесли вам малоприятные неожиданности, стоит уделять серьезное внимание внутреннему контролю компании, направленному на выявление рисков, связанных с соблюдением сроков представления отчетности и уплаты налогов.

Камеральные налоговые проверки осуществляются в отношении налогоплательщика многократно – каждая декларация, расчет и другие документы тщательно изучаются специалистами ИФНС. Выездные проверки организуются выборочно, могут включать анализ сведений об одном или нескольких налогах и охватывать срок до трех лет, прошедших до начала процедуры осуществления контроля. Чем отличаются друг от друга эти два вида налоговых проверок, понятно из таблицы.

На что налоговики чаще всего обращают внимание при налоговых проверках

  1. Недобросовестные контрагенты.
  2. Возмещение НДС.
  3. Взаимозависимость лиц.
  4. Перенос убытков на будущее.
  5. Налоговые льготы.

Налоговая проверка ИП

В первую очередь от предпринимателя требуется предъявить регистрационные документы, а также те, которые подтверждают легальность осуществления им своей деятельности.

В этот список входят:

  • свидетельство о регистрации в качестве ИП;
  • отчетные документы по налогам (за период, который подвергается проверке);
  • кассовые документы;
  • лицензии (если деятельность подлежит обязательному лицензированию);
  • банковские документы.

Налоговая проверка ИП на УСН

Упрощенку выбирает подавляющее большинство индивидуальных предпринимателей. Эта система предполагает уплату единого налога один раз в год.

Цель налоговой проверки в данном случае – выяснить, применяется ли УСН в полном соответствии с законом.

Если проверяющие найдут доказательства неправомерности использования упрощенной системы, по результатам проверки будут начислены налоги, обязательные для общей системы налогообложения.

Удостоверившись в законности применения УСН, налоговики проанализируют правильность осуществления учета. Однако следует помнить, что индивидуальному предпринимателю не вменяется в обязанность ведение бухучета.

Налоговая проверка ИП на ЕНВД

Этот вид контроля применяется по отношению к тем предпринимателям, которые ранее были замечены в нарушении налогового законодательства. Сюда входят и не соответствующее требованиям заполнение декларации, и опоздания при ее подаче, и имеющиеся у налоговиков основания подозревать ИП в сокрытии доходов. Порядок налоговых проверок в данном случае аналогичен тому, что был рассмотрен ранее.

Налоговая проверка при закрытии ИП

Контрольные мероприятия могут проводиться в течение трех лет после того, как предприниматель завершит свою деятельность.

Следует отметить, что далеко не во всех случаях проверка носит выездной и обязательный характер. Однако право инспекции на осуществление налоговой проверки сохраняется, даже если ИП начал процедуры по ликвидации бизнеса.

Это не означает, что проверяющие явятся домой к предпринимателю, скорее, они прибегнут к следующим мерам:

  • проведут инвентаризацию;
  • попросят представить документацию, касающуюся деятельности ИП;
  • осмотрят помещения, занимаемые предпринимателем, если они есть.

Налоговая проверка ООО

Проверка ООО на УСН

Налоговые органы в этом случае преследуют те же цели, что и с ИП. В первую очередь они должны убедиться, что у вас есть право на применение упрощенной системы, а также в том, что организация отвечает требованиям к плательщикам налогов по УСН.

Следующим шагом проверяется, насколько правильно рассчитаны налоговые платежи, заполнена документация и как осуществляются хозяйственные операции.

Налоговая проверка при ликвидации ООО

Ликвидация ООО всегда сопровождается выездными контрольными мероприятиями. Предметом проверки будет являться информация по всем налоговым платежам за последние три года. При этом срок проведения предыдущей плановой проверки не имеет значения.

Выездные мероприятия могут продолжаться около двух месяцев, это зависит от состояния документации, поведения ликвидационной комиссии и структуры организации.

Филиалы компании также подлежат обязательной проверке.

Где посмотреть план налоговых проверок

Со Сводным планом проведения проверок можно ознакомиться на сайте ФНС России . План на следующий год публикуется до 31 декабря текущего налогового периода. Организации, которые относятся к данному типу, также могут узнать о плановой проверке на сайте налоговой инспекции, в которой они состоят на учете.

  • 12 оснований для проведения внеплановой выездной налоговой проверки: чек-лист

Кому и когда стоит бояться проведения выездной налоговой проверки

Принципы, по которым организации-налогоплательщики включаются в план выездных проверок, отражены в Концепции, утвержденной приказом ФНС №ММ-3-06/333@.

Налогоплательщику, который хочет свести к минимуму вероятность своего включения в план выездных проверок, стоит придерживаться принципов полноты исчисления и своевременности уплаты налоговых платежей.

Приложение к Концепции содержит 12 базовых критериев, по которым налогоплательщики без труда оценят, насколько их деятельность может заинтересовать фискальные органы и стать причиной выездной проверки.

  1. Налоговая нагрузка компании гораздо ниже, чем средний показатель по конкретной отрасли или виду экономической деятельности. Этот показатель рассчитывается как отношение суммы платежей к обороту организации.
  2. Более двух лет подряд представляемые в инспекцию декларации содержат данные об убыточной деятельности компании.
  3. Заработная плата персонала за месяц гораздо ниже, чем средний показатель по данному виду экономической деятельности в конкретном субъекте РФ. Эти данные размещены в свободном доступе на сайте Росстата.
  4. Показатели, которые дают налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы, постоянно находятся в непосредственной близости от предельного значения. К ним относятся следующие параметры: уровень доходов на УСН – 150 млн рублей в 2017 году; площадь торгового зала для ЕНВД – 150 кв. м; число работников на специальном режиме – 100 для УСН и 15 для ПСН.
  5. Указание в декларации суммы расходов, практически равной сумме годового дохода. Этот показатель характерен для индивидуальных предпринимателей, находящихся на ОСНО. Если расходы составляют 83 % и более от доходов, ИП с большой вероятностью будет включен в план проверок.
  6. Рост расходов значительно опережает рост доходов, полученных от реализации товаров, работ или услуг. Это относится к организациям на общей системе налогообложения.
  7. Превышение долей вычетов по НДС от суммы налога планки в 89 % за 12 месяцев.
  8. Налогоплательщик не представляет пояснения на полученное от налогового органа уведомление о несоответствии показателей деятельности, которое было установлено в ходе камеральной проверки.
  9. Большое количество договоров, заключенных с перекупщиками или посредниками, не преследующих достижение деловой цели, то есть не ведущих к получению организацией прибыли.
  10. Снятие компании с учета в одной налоговой инспекции и постановка на учет в другой, осуществлявшееся более двух раз и вызванное изменением юридического адреса.
  11. Отклонение более чем на 10 % уровня рентабельности, зафиксированного в бухгалтерских документах, от среднестатистического показателя, характерного для этого вида деятельности.
  12. Финансово-хозяйственная деятельность, сопровождающаяся высоким налоговым риском. В первую очередь подозрение фискальных органов вызывает взаимодействие налогоплательщика с недобросовестными партнерами. К ним относят контрагентов, для которых характерно заключение договоров без личного участия руководителей или уполномоченных лиц, отсутствие информации о государственной регистрации в ЕГРЮЛ, несоответствие данных о местонахождении партнера действительности и другие факторы.

Как отсрочить выездную налоговую проверку

Вариант №1. Предложить инспекторам свои сроки представления документов.

Компания обязана подготовить требующиеся для проведения проверки документы в течение 10 дней. В случае большого объема запрашиваемых данных справиться за такой срок удается не всегда. Статья 93 Налогового кодекса РФ позволяет налогоплательщику обратиться в ИФНС с заявлением об отсрочке.

Оно должно быть направлено на следующий день после того, как организацией получено требование о представлении документов. За два следующих дня руководитель налогового органа или уполномоченное им лицо вынесет решение. Оно вполне может быть отрицательным, но если вы считаете, что отказ инспекции не обоснован, обращайтесь в суд. Есть шанс, что решение будет принято в вашу пользу, если судья усмотрит в деле следующие факторы:

  • инспектором не указана причина отказа в отсрочке;
  • не доказано умышленное уклонение организации от указанных сроков представления документов;
  • фирма действительно не могла полностью подготовить требуемые бумаги в установленный срок.

Разберем конкретные примеры. Предприятие «Техуглеродсервис» обратилось с просьбой продлить срок представления документов, поскольку общий объем затребованных налоговой инспекцией бумаг составлял более 40 тыс. листов, из которых немалая часть была передана для проверки сразу же. Исходя из этого, суд вынес решение в пользу компании (постановление ФАС Московского округа от 23.05.2011 г. №КА-А40/3854-11). Другой случай: фирма «Стройдеталь», которую налоговая инспекция обязала предоставить копии 32 тыс. накладных, письменно просила об отсрочке, так как на их изготовление требовалось, по самым скромным подсчетам, не менее 65 дней. Инспекция никак не аргументировала свой отказ, поэтому суд признал справедливость доводов компании (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.11.2010 г. №А44-152/2010). Столкнувшись с таким же отношением со стороны фискальных органов, позаботьтесь о том, чтобы часть документов была представлена вами в срок, а другие направляйте по мере их подготовки.

Обратите внимание, что копии документов рекомендуется заверять по отдельности, проставляя надпись «Верно», печать, дату, а также должность и фамилию, подтверждая их личной подписью (см. письмо Минфина России от 30.11.2010 г. №03-02-07/1-549). Не будет ошибкой представить документы, подшитые в одну пачку и заверенные один раз. Даже если будут высказаны претензии налоговиков, суд, скорее всего, примет сторону компании, если срок представления документов не будет нарушен (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.11.2012 г. по делу №А75-10186/2011).

Вариант №2. Представить документы в самый последний день.

Вариантов представления документов на проверку предусмотрено несколько – лично, через представителя, заказным письмом или по электронной почте (пункт 2 статьи 93 Налогового кодекса РФ). Налоговый кодекс РФ отводит 10 дней на выполнение полученного требования. Если предполагается выездная проверка группы компаний, этот срок равен 20 дням. Имеются в виду исключительно рабочие дни с учетом пятидневной рабочей недели (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 07.12.2011 №А67-2186/11 и ФАС Московского округа от 05.10.2011 г. по делу №А40-34482/09-151-160).

Обратите внимание, что не будет считаться нарушением отправка документов вплоть до 24:00 дня истечения срока (п.8 ст.6.1 Налогового Кодекса РФ). Наиболее уместен такой подход, когда местом проведения выездной проверки будут рабочие кабинеты сотрудников ИФНС. В небольшой производственной может просто не быть подходящих условий для осуществления проверки на территории организации.

Вариант №3. Не позволять налоговым инспекторам вывозить документы, если проверка проходит на территории вашей организации.

Фирма всегда более заинтересована в проведении проверки за пределами своей территории, хотя и из этого правила бывают исключения. Так, для осуществления выездной налоговой проверки компания «Транснефть финанс» выделила сотрудникам ИФНС подходящее для этой цели помещение, но те посчитали, что на своих рабочих местах им будет гораздо комфортнее, поэтому хотели перевезти документы в здание инспекции. Организация опротестовала это решение проверяющих в суде. Судья усмотрел в действиях инспекторов попытку изменения места проведения проверки, которое влечет невозможность осуществления предусмотренного законодательством права представителей компании присутствовать при контрольных мероприятиях (см. постановление ФАС Московского округа от 17.12.2010 г. №КА-А40/16358-10). В результате срок передачи документов на проверку был увеличен.

Старайтесь подшивать бумаги в большом количестве в одну папку, так их гораздо тяжелее просматривать. Никто не запрещает вам располагать документы без соблюдения какой-либо закономерности, в результате проверяющие потратят больше времени, чтобы отыскать нужный экземпляр.

Вариант №4. Не передавать документы, если требование содержит неточные формулировки.

Зачастую сотрудники ИФНС сами нарушают требования законодательства, формулируя запросы о представлении документов без особой конкретики. Если у вас просят все имеющиеся счета-фактуры, договоры поставки или акты к договорам подряда, вы вправе не реагировать на такие обращения. Требование должно содержать наименования документов, их реквизиты, период, за который необходимо сделать подборку (см. приложение №5 к приказу ФНС России от 31.05.2007 г. №ММ-3-06/338). Суды при рассмотрении таких дел также придерживаются подобной точки зрения (см. постановления ФАС Московского округа от 02.09.2011 г. №КА-А40/9516-11 и от 21.12.2010 г. №КА-А40/12955-10).

Таким образом, внимательное ознакомление с требованиями инспекторов позволит обнаружить в них нарушения, которые дадут вам возможность отложить дату начала проверки. Нередко можно выяснить, что под требованием стоит подпись лица, который не упоминается в решении о проведении проверки, в таком случае вы не обязаны его выполнять.

Вариант №5. Не передавать документы, которые уже проверялись.

Пунктом 5 статьи 93 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что бумаги, которые были изучены сотрудниками ИФНС в процессе камеральной или предыдущей выездной проверки, повторно запрашиваться ими не могут.

Есть два исключения.

В первом случае проверяющим предъявлялись подлинники, которые по окончании контрольных мероприятий были возвращены компании.

Второй вариант – если бумаги были получены налоговиками, но вследствие обстоятельств непреодолимой силы безвозвратно утрачены.

Во всех остальных случаях проверяющие должны самостоятельно искать копии необходимых им документов, обосновывать их утрату или изучать подлинники на территории налогоплательщика. Копирование документов не является обязанностью проверяемой компании. Суды также придерживаются этой точки зрения (например, постановление ФАС Поволжского округа от 09.08 2011 г. по делу №А55-27123/2010).

  • 22 признака, почему вас ждет выездная налоговая проверка

Как оформляются результаты налоговых проверок

Результаты налоговых проверок должны быть оформлены надлежащим образом в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. Разберем оба случая подведения итогов контрольных мероприятий.

Камеральная проверка

По ее результатам возможны два варианта развития событий:

  1. Отсутствие нарушений, обнаруженных в ходе проведения налоговой проверки, считается основанием для ее завершения, проверка на этом заканчивается. Налогоплательщик об этом в известность не ставится.
  2. Если нарушения выявлены, инспектором ИФНС в течение 10 дней составляется соответствующий акт (статья 100 Налогового кодекса РФ). Он должен быть вручен налогоплательщику в течение пяти рабочих дней. В течение месяца после этого налогоплательщик может представить свои возражения в ИФНС. По итогам рассмотрения этих возражений инспектор принимает решение, будет ли нарушитель привлечен к ответственности. На это инспектору отводится 10 дней. Он может выступить с предложением к руководству ИФНС о проведении выездной проверки.

Выездная проверка

  1. По итогам осуществления этого вида контроля полагается составить справку о проверке (приложение №7 к приказу ФНС от 08.05.15 г. №ММВ-7-2/189@), а затем в течение двух месяцев – акт (приложение №23 к приказу ФНС от 08.05.15 г. №ММВ-7-2/189@). Акт оформляется в соответствии с приложением №24 к этому же приказу.
  2. При составлении акта его подписывают проверяющие и проверяемые лица. В нем должны отражаться факты выявленных нарушений со ссылками на документы, в которых они найдены. Обязательным приложением к данному акту являются документы, в которых подтверждаются факты нарушений. Здесь же приводятся ссылки на соответствующие статьи законов.
  3. В течение пяти дней акт вручается представителю проверяемой организации под расписку. После получения акта налогоплательщик в месячный срок может представить в инспекцию свои мотивированные возражения.

Как подать возражение после налоговой проверки

Не позднее одного месяца со дня, когда был получен акт, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, можно подать возражения в письменном виде по акту в целом или по его отдельным положениям.

Возражения в данном случае представляют собой письменное обращение, в котором налогоплательщик выражает свое несогласие с актом проверки или актом об обнаружении фактов.

Возражения на акт налоговой проверки следует направить в адрес инспекции, которой был составлен данный документ. Они могут быть поданы лично или через представителя:

  • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
  • по почте.

Прежде чем рассматривать материалы проверки, руководитель или его заместитель проверяет, явилось ли лицо, в отношении которого составлен акт.

В случае явки лица рассматриваются материалы налоговой проверки и возражения, если они имеются.

В противном случае руководителем ИФНС устанавливается, надлежащим ли образом извещено неявившееся лицо о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Если извещение признано надлежащим:

  • когда присутствие лица является обязательным, рассмотрение материалов налоговой проверки откладывается;
  • если присутствие лица не признается обязательным, должно быть принято решение о рассмотрении материалов налогового контроля в отсутствие неявившегося лица.

Если извещение было осуществлено ненадлежащим образом, принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки.

Нарушитель, который явился на рассмотрение акта, может давать устные пояснения, а также представлять документы в подтверждение своих слов.

Прежде чем начать рассмотрение материалов налоговой проверки по существу, руководитель ИФНС или его заместитель должен:

  • объявить, кто рассматривает дело и материалы какой именно налоговой проверки обсуждаются;
  • установить, явились ли лица, приглашенные для участия в рассмотрении;
  • если интересы лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, представляет уполномоченное им лицо, проверить законность его полномочий;
  • разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки, если лицо, участие которого необходимо для рассмотрения, не явилось.

После налоговой проверки, рассмотрев ее материалы, руководитель или заместитель руководителя ИФНС может вынести одно из следующих решений:

  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;
  • об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Как проводится встречная проверка налоговой инспекции

Документы, необходимые для осуществления проверки, могут быть затребованы у контрагентов в соответствии со статьей 93.1 «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках» Налогового кодекса РФ.

Налоговый инспектор имеет право обратиться к контрагенту проверяемого лица с требованием представить документы, которые могут быть полезны в процессе осуществления мероприятий по контролю.

Данные материалы могут быть истребованы и в случае рассмотрения материалов налоговой проверки на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 1 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ).

Если необходимость получить информацию, касающуюся определенной сделки, возникла у инспекторов за пределами проведения контрольных мероприятий, они имеют право на получение этих данных у участников сделки (пункт 2 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ). Письмо Минфина от 02.05.2007 г. №03-02-07/1-209 содержит указание на то, что истребуемая информация включает сведения о предмете и условиях сделки.

Документы и информация в процессе осуществления налоговой проверки контрагентов истребуются с соблюдением определенной процедуры:

  1. ИФНС направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого лица, в налоговый орган, где состоит на учете контрагент, у которого должны быть истребованы указанные сведения.
  2. В течение пяти рабочих дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета контрагента направляет ему требование о представлении документов (информации).
  3. Контрагент исполняет требование в течение пяти рабочих дней со дня его получения либо в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
  4. Налоговый орган, в котором состоит на учете контрагент, в трехдневный срок со дня представления им документов или сообщения об отсутствии истребуемых документов указанные сведения направляет в адрес налогового органа, который направил поручение об истребовании информации (пункт 6 Порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденного приказом ФНС от 25.12.2006 г. №САЭ-3-06/892@).

Те, кто получил запрос о представлении документов для встречной проверки, должны знать, что к такому требованию обязательно прилагается копия поручения, содержащая сведения о тех мероприятиях налогового контроля, в связи с осуществлением которых запрашиваются сведения, или другие, по которым можно установить, о какой сделке идет речь.

Если у контрагента нет возможности представить документы в указанный срок, он может обратиться с просьбой об отсрочке. По решению налогового органа срок продлевается.

Что касается документов, которые затребованы, они представляются в виде копий, заверенных уполномоченным лицом и печатью. Если необходимо, налоговики имеют право на ознакомление с их подлинниками.

Следует подчеркнуть, что конкретный перечень документов, которые могут быть затребованы в ходе встречной проверки, законодательно не установлен (письма Минфина от 11.10.2007 г. №03-02-07/1-438 и ФНС от 25.07.2007 г. №06-1-04/496@).

Игнорирование требования налоговой инспекции представить документы чревато налоговой и административной ответственностью:

  1. Пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ – непредставление в установленный срок в налоговые органы документов или иных сведений. За каждый документ – 50 рублей.
  2. Пункт 1 и пункт 2 статьи 129 Налогового кодекса РФ – неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу. Штраф – 1000 рублей. Те же действия, совершенные повторно в течение календарного года – 5000 рублей.
  3. Пункт 1 15.6 КоАП РФ – непредставление в установленный срок либо отказ от представления в налоговые органы документов или иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме либо в искаженном виде. Размер штрафа, который может быть наложен на должностных лиц, – 300-500 рублей.

Как вести себя, если намечается налоговая проверка организации

  1. Попросите для ознакомления решение и служебные удостоверения проверяющих.
  2. Выделите сотрудникам ИФНС отдельное помещение для работы.
  3. Назначьте лицо, ответственное за содействие проверяющим.
  4. Проведите с работниками инструктаж.
  5. Заведите «дневник проверки».
  6. Сохраняйте все документы, касающиеся проверки: решение о ее проведении, требования, описи, акт проверки и т.п.
  7. Документы налоговикам передавайте только по описи.
  8. Фиксируйте нарушения, которые допускают сотрудники инспекции.
  9. Проведите налоговый аудит: возможно, ранее вы допускали переплаты по налогам, которые полностью перекроют доначисления.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели находятся под государственным (муниципальным) надзором соответствующих органов, которые имеют право проводить проверки на предприятиях. И чтобы быть готовыми к визитам надзорных органов, организации и бизнесмены должны знать самое главное про план проверок на 2017 год. Об этом – в нашем обзоре.

Определение и разновидности

Проверка – это ряд мер, которые обеспечивают контроль работы ИП и юридических лиц. По общему правилу ее главной задачей выступает выяснение следующих моментов:

  • соответствие осуществляемой деятельности закону, а также имеющимся правилам и стандартам в данной сфере;
  • соответствие товаров (произведенных или реализуемых), работ и услуг требованиям закона и стандартам.

Существует несколько разновидностей проверок. Следует знать их особенности, прежде чем рассматривать сводный план проверок на 2017 год.

Критерий Разновидность Что проверяют Кого проверяют
Место проведения

Объем проверки

Документарная (камеральная –одна из ее разновидностей) Сведения о статусе, правах и обязанностях, их исполнении Проводятся в отношении ИП и юрлиц
Выездная Сведения о работниках, зданиях, помещениях, оборудовании, товарах, работах или услугах и т. д.
Способ организации Плановая Соблюдение обязательных требований и соответствие данных о юрлице, внесенных в госреестры
Внеплановая Соблюдение требований по отношению к осуществляемой деятельности, выполнение имеющихся предписаний надзорных органов по предотвращению негативных последствий жизни и здоровью, окружающей среде и т. д.

Каждая проверка имеет свои особенности. Они отличаются местами и способами проведения, предметами и субъектами.

Заметим, что для внеплановых проверок работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нужны особые основания. В то же время такие ревизии, разумеется, не включают в план (например, вывешиваемый на сайт Генпрокуратуры РФ).

А вот плановые проверки проводят в соответствии с заранее составленными планами по каждому региону России. Причём предварительно составляют проект. После его согласовывают и при необходимости корректируют. А затем – далее утверждают.

Зато вступил в силу Закон № 272-ФЗ от 03 июля 2016 года. Он внёс изменения в Трудовой кодекс РФ. А именно – в статью 360. Теперь проводить внеплановую проверку относительно нарушений трудового законодательства и других актов, затрагивающих трудовое положение населения, можно после получения Государственной инспекцией труда любым путем сведений о них. Даже если информация поступила из СМИ.

Такая проверка может быть инициирована, например, в случае сигналов о следующих нарушениях:

  • сотрудники получают зарплату ниже установленного МРОТ;
  • работникам задерживают зарплату;
  • несоблюдение правил безопасности на предприятии, работник получил травму и т. п.

Более того: этот закон позволяет проводить внеплановую ревиззию даже без поступления жалобы со стороны сотрудника предприятия.

Когда организацию включают в план будущих проверок

Закон № 294-ФЗ План проведения проверок организаций и ИП в 2017 году».

Региональные надзорные органы отправляют в прокуратуру своего субъекта РФ проекты будущих проверок в отношении представителей бизнеса. Срок – до 1 сентября текущего года. После этого их рассматривают и могут вносить коррективы. Далее планы возвращают опять в надзорные органы. Только после этого их утверждают, а потом отправляют не позднее 1 ноября в прокуратуру.

Проведение проверки на общих основаниях допустимо, если уже минуло 3 года с момента:

  • регистрации субъекта;
  • окончания предыдущей плановой ревизии;
  • начала работы фирмы, ИП.

При этом новая проверка возможна раньше чем через 3 года после окончания предыдущей, если речь идет о:

  • внеплановой ревизии;
  • плановой проверке, но с другими основаниями проведения.

А вот относительно предприятий и ИП, работающих в образовательной, социальной и здравоохранительной сферах, это правило не действует. Проверок за 3 года может быть и больше.

Как должны проводить проверку

Для всех разновидностей проверок порядок их проведения и оформления при этом необходимой документации изложен в Законе № 294-ФЗ.

Основанием проведения проверки может быть приказ или распоряжение от имени руководителя или его заместителя органа муниципального или государственного контроля. В таком документе обязательно указывают разновидность и форму проверки.

По общему правилу о проведении плановой ревизии контролёры должны поставить в известность за 3 дня до её начала. При этом обязательно высылают копию документального основания проведения проверки.

По окончании всех контрольных мероприятий заполняют акт по установленному образцу. Один его экземпляр остается на предприятии.

Проверки, не включенные в план

Учтите, что законодательство о плановых проверках в ряде случаев не действует. Например, в перечне нет валютного и налогового контроля.

Проверка относительно несчастных случаев, повлекших смерть или инвалидность работников, в план ежегодных проверок тоже не попадает. Но это уже по объективным причинам.

Налоговые проверки необходимы для контроля внесения обязательных налоговых сумм предпринимателями, выявления и устранения нарушений. Налоговая служба контролирует корректность расчётов и своевременность оплаты.

Реализация налоговых проверок упрощается. Вводятся нестандартные методы контроля.

Изменения в налоговой политике в 2019 году

В планах налоговой политики на 2019 год увеличить поступление в бюджет налогов, не допуская повышения налоговой нагрузки. Инструментов для получения аргументации необходимости проверок стало больше.

Существенно изменилось администрирование, отчётность по взносам. Правила начисления некоторых налогов так же претерпели изменения.

Администрирование страховых выплат

Налоговые органы контролируют внесение страховых взносов в ФСС, ПФР, ФФОМС.

Расчёт предоставляется ежемесячно, не позднее 30 числа текущего месяца (за предыдущий месяц). Оплата же осуществляется в следующем месяце до 15 числа.

С 1.01.17 получат право пользования данной системой плательщики, чей совокупный доход за 9 месяцев не превысил 90 млн. рублей. Если же за год он не превысит 120, работа в УСН продолжится. Предельная остаточная стоимость средств в условиях перехода на УСН не должна превышать 150 млн. рублей.

По нулевой ставке налогообложения

Применяется для магистральных газопроводов и добычи газа. Сюда же относятся разработка полезных ископаемых, недр, производство гелия, объекты капитального строительства. Полный перечень объектов утверждён правительством РФ.

В поощрительных выплатах

Не облагаются налогами единовременные поощрительные выплаты по спортивным проектам, а именно, за призовые места в играх Олимпийских, Сурдлимпийских, Паралимпийских участникам и их тренерам (специалистам, участвующим в подготовке).

Что эти изменения значат для налогоплательщиков

Плюсы для налогоплательщиков:


  1. Уменьшение срока подачи возражений по итогам экспертиз, других мероприятий. Его длина уменьшилась до 10 рабочих дней со времени завершения спорного мероприятия.
  2. Правомочность требования инспекцией дополнительной информации по налоговым льготам. Кроме подтверждающих документов может инициироваться предоставление пояснений по проблемам имущества, операций в сфере льгот. Эта информация должна быть предоставлена в течение 5 дней. Все пояснения по НДС принимаются только в электронном виде. Бумажный вариант деклараций неприемлем. За непредоставление электронного варианта документа назначаются штрафные санкции.
  3. Более частая проверка достоверности информации ЕГРЮЛ. Причём рассматриваются все жалобы и претензии (к примеру, от конкурента). По поступившим сигналам инициируются дополнительные проверки, осуществляемые в течение месяца. Любое подозрение на фиктивность фирмы или её юридического адреса вызывает подозрение. Например, на одном адресе зарегистрированы несколько ЮЛ. На время проверки сомнительной информации налоговый контроль имеет право приостановления регистрации компании. Но по времени это должно длиться не более месяца. При подтверждении наличия недостоверных сведений деловой репутации руководителя и всей компании наносится ущерб.

Что чаще будут проверять в 2019 году

  1. Регистрация, постановка на учёт. Функционирование компании без регистрации квалифицируется как «незаконное предпринимательство» (грозит до 5 лет лишения свободы).
  2. Легальность доходов и полная выплата по ним налогов. Учитывается заработная плата, иной доход сотрудников. Выясняется наличие «серых» зарплат, хотя нарушения эти трудно доказуемы. При доначислении взносов учитываются только конкретно изысканные суммы.
  3. Создание «левых» фирм. При незаконном создании ЮЛ и использования документов с этой целью есть риск лишиться свободы до 5 лет, а за обналичивание финансовых средств через подставные компании – до 7.
  4. Искусственное завышение себестоимости, закупочных цен. В 2019 году действует повышение налоговых санкций за применение нерыночных цен.

Виды проверок

Проверки представлены камеральными и выездными, плановыми и внеплановыми.

Камеральная

Проводится в налоговом органе с использованием данных налоговых деклараций. Правомерна проверка документации, если (ст. 88 НК РФ):

  • в декларации заявлен налог к бюджетному возмещению;
  • подана заявка организацией на уменьшение налога, увеличение суммы убытков через 2 года после первой декларации;
  • обнаружен ряд несоответствий или противоречий;
  • заявлено использование налоговой льготы.

При выявлении правонарушений по итогам камеральной проверки может быть инициирована выездная.

Выездная

Для избежания стрессовых ситуаций необходимо к таким встречам всегда быть готовым. Сведения могут поступить от контрагента, налогового инспектора. База данных закрыта для общего доступа.

Проверки выездного типа предусматривают тщательное изучение финансовой отчётности с возможностью последующего назначения санкций (от штрафа до ареста). О предстоящем визите нельзя узнать заранее. Но на 2019 год выездную проверку налоговики обязаны осуществлять по итогам камеральной проверки при наличии недочётов.

Этапы проведения:

  1. Анализ документации. Проводится на территории организации (предприятия) с предварительным сообщением и предъявлением служебного удостоверения. Процедуры: запрос документации, получение необходимых пояснений, осмотр территорий, выемка необходимых финансовых документов. Проверка по длительности не должна быть более 2 месяцев. До 4 месяцев продление правомочно в следующих случаях: принадлежность объекта к числу крупнейших налогоплательщиков, форс-мажорные обстоятельства.
  2. Подведение результатов с отчётом. В отчёте составляется налогооблагаемая база, анализируются выявленные нарушения, формируются рекомендации по их исправлению. При необходимости производится доначисление суммы налогов, назначаются санкции.

Что в первую очередь хотят найти налоговики? Если ранее в приоритете поиска были необоснованные расходы для дополнительного начисления прибыли и НДС, то теперь добавился поиск незадекларированной выручки. Рассматриваются даже жалобы уволенных из организации сотрудников. Суды чаще принимают сторону налоговиков.

Приостановка и продление

Проверка налогоплательщиков (выездная или камеральная) может быть приостановлена в следующих случаях:

  • реализация встречной проверки;
  • выемка необходимых документов;
  • осуществление экспертизы.

Продление может быть реализовано по многим причинам:

  • если налогоплательщик – один из крупнейших;
  • по имеющейся информации из разных источников о налоговых правонарушениях;
  • при произошедших ЧС непреодолимой силы (пожар, наводнение, другие);
  • при наличии обособленных подразделений у компании;
  • при непредоставлении вовремя запрошенных документов;
  • по другим обстоятельствам.

Длительность стандартной выездной проверки – два месяца (можно увеличить до 4-6).

Налоговые проверки планового и внепланового типа

Плановые проверки проводятся в основном один раз в трёхгодичный срок. О них компания ставится в известность не позже, чем за три дня. Но существуют и внеплановые. Их может проводить Роспотребнадзор в местах общественного питания и продажи лекарств.

В таблице представлены ситуации , которые могут стать причиной инициирования внепланового налогового контроля в 2019 году.

Что является сигналом к проверке (причины контроля) Какие нарушения предполагаются
Снижение налоговой нагрузки по отношению к среднеотраслевому уровню (на 10% и ниже) Появляется подозрение в экономии на налогах
Отсутствие активного общения в период заключения договора, нарушение правил его оформления, отсутствие достоверных сведений о местонахождении площадей Взаимодействие с контрагентами, вызывающими подозрительность (недоверие)

Превышение темпов увеличения расходов над доходами
Предположение о занижении доходов, завышении расходов
Продолжительные убытки Несоответствие убытков повышению выручки от реализации
Низкая зарплата сотрудников (ниже среднего по отрасли на 10%) Подозрение на выплаты «в конвертах»
Сомнительность договоров с существующими посредниками Подозрение, например, на манипуляции с товаром, который в данном объёме, в данное время просто не мог быть произведён. Несоответствие обозначенных материальных ресурсов фактическим данным, другое.
Изменение местонахождения Специальная отсрочка для исправления выявленных нарушений
Несоответствие среднеотраслевому уровню рентабельности Занижение показателей

Распространёнными мерами налоговиков для поиска информации и доказательств являются следующие :

  1. Опрос контрагентов (сотрудников по договору), всех возможных свидетелей.
  2. Штрафование свидетелей за неявку.
  3. Посещение свидетелей, при их неявке по вызову, на дому с составлением протокола и фиксацией на видео.
  4. Использование возможностей участкового инспектора в поиске свидетелей, допрос его с целью приобретения информации.
  5. Поиск неформального подхода, альтернативных источников, использование фото, аудио, видео фиксации фактов, которые с мая 2016 года правомочны как доказательства в суде.
  6. Поиск информации, улик в интернете, в базе 2-НДФЛ, по запросам в банках, ГИБДД, ПРФ.
  7. Изъятие вещественных доказательств (жёстких дисков, компьютеров) в присутствии полицейских.
  8. Использование распечаток звонков сотовой связи и социальных телефонных опросов.

Советы по оптимальным вариантам поведения директора в случае проверки могут быть следующие :

В 2019 году предприятия будут включены в план налоговых проверок в следующих случаях:

  1. Если сумма нарушений выше 10 млн. рублей.
  2. При наличии грубых нарушений или полном игнорировании требований налоговой отчётности.
  3. Если организация внесена в план на 2019 год по итогам камеральной проверки.
  4. При нулевом балансе, инициировании процесса ликвидации.
  5. При вхождении в число крупнейших налогоплательщиков.
  6. По поручению правоохранительных органов.

Ответственность по итогам

Инспекция вправе применить к предпринимателям, юридическим лицам санкции налоговой ответственности. Некоторые документы могут быть переданы в ОВД для возбуждения уголовного дела. Степень наказания зависит от выявленных нарушений и условий, отягчающих их либо смягчающих.

Снятие налоговой ответственности предполагается в следующих случаях : при истечении срока давности, невиновности в правонарушении, связанном с налогами. Исключают вину стихийные бедствия, форс-мажорные обстоятельства, исполнение указаний в письменном виде контролирующих ведомств.

Список смягчающих и отягчающих условий отражён в статье 112 НК РФ . Налоговая ответственность не гарантирует освобождение от уголовной или административной.

Дата публикации: 27.01.2017 04:54 (архив)

Законодатель отмечает, что при представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не будут считаться представленными.

Как и раньше, на подготовку и отправку документа дается 5 дней с даты получения требования о представлении пояснений. К пояснению могут быть приложены и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую отчетность, но все они также должны быть в электронном формате.

Во-вторых, появился новый вид ответственности за совершение налоговых правонарушений.

За непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений, указанных в пункте 3 статьи в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации с 1 января 2017 будет применяться ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса (пункт 13 статьи 1 Федерального закона N 130-ФЗ).

Напомним, пунктом 3 статьи 88 Кодекса предусмотрено три основания для направления требования о представлении пояснений: если выявлены ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия между сведениями, представленными налогоплательщиком, и сведениями, содержащимися в документах, имеющихся у налогового органа, и полученными им в ходе налогового контроля; в случае, когда в декларации заявлен убыток или же когда подана "уточненка", в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет.

Таким образом, ответственность возникает за непредставление (несвоевременное представление) пояснений, а также в случае представления пояснений по НДС на бумажном носителе, в виде штрафа в размере 5000 руб., а те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, штраф уже составит 20 000 руб.

Кроме того, в пункт 6 статьи 88 Кодекса были внесены изменения, позволяющие налоговому органу при проведении камеральной налоговой проверки требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика - индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы.

Мы благодарим нашу читательницу Е.А. Никонову, главного бухгалтера ООО ПКФ «БиК» из г. Уфы, за предложенную тему статьи.

Налоговая инспекция физически не может проверить всех налогоплательщиков до одного, поэтому она вынуждена проводить проверки выборочно. Для отбора «счастливчиков» составляется план выездных налоговых проверок (ВНП). Он готовится на основе предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика и утверждается управлением ФНС.

Существует мнение, что налоговики могут приходить с так называемыми внеплановыми проверками. Это не совсем так. Внеплановые проверки не предусмотрены действующим механизмом планирования и подготовки выездных налоговых проверо кПисьмо ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 . Однако по разным причинам, например в случае поступления негативной информации о вашей фирме от юридических или физических лиц или из правоохранительных органов, налоговики могут внести изменения в план проверок и включить в него вашу фирму.

Налоговое законодательство не устанавливает порядок отбора налогоплательщиков для выездных проверок. Поэтому налоговики разрабатывают его самостоятельно. В 2007 г. ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция) и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщико вПриказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ . Если налогоплательщик попадает в зону риска, то есть соответствует критериям оценки риска, высока вероятность, что его включат в план проверо кПисьмо ФНС от 31.07.2007 № 06-1-04/505 .

И Концепция, и Общедоступные критерии оценки рисков есть в открытом доступе. Однако проведенные самостоятельно расчеты оценки рисков не всегда могут совпасть с расчетами налоговико вразд. 4 Концепции . К тому же они руководствуются не только указанными критериями. А, например, используют также сведения, полученные от правоохранительных органов или содержащиеся в обращениях граждан, принимают во внимание результаты камеральных проверок.

Как же узнать, попали вы в план проверок или нет?

На бухгалтерских интернет-форумах отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то заявляет, что в скором времени налоговики будут обязаны знакомить налогоплательщиков с планом проверок заблаговременно. Кто-то уверяет, что план проверок находится в открытом доступе на сайте ФНС. Но это ложные слухи.

Мнение читателя

“ А я всегда у своего инспектора отдела камеральных проверок узнаю, нет ли нас в плане на выездную. Причем абсолютно безвозмездн о” .

Валентина Сергеевна,
главный бухгалтер, г. Санкт-Петербург

В реальности же план ВНП налоговики составляют исключительно для личного пользования. Узнать на законных основаниях, включены ли вы в него или нет, нельзя: план является конфиденциальным документом. Даже для самих сотрудников доступ к сведениям, содержащимся в плане, ограничен и строго регламентирован. И обязанности ознакомить вас с намерением провести ВНП у налогового органа не тПисьма ФНС от 18.11.2010 № АС-37-2/15853 , от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255@ ; Постановление 2 ААС от 06.09.2011 № А28-2594/2011 .

Фактически о том, что в отношении вас будет проведена выездная проверка, вы узнаете уже только после того, как вам позвонят и пригласят вас ознакомиться с решением о проведении ВНП или когда налоговики позвонят к вам в дверь и сообщат, что они уже пришли на проверк уп. 1 ст. 89 НК РФ ; форма решения о проведении выездной проверки, утв. Приказом ФНС от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ .

Как правило, большинство бухгалтеров заранее догадываются о намерениях налоговой. И ВНП редко становится полной неожиданностью. Иногда налоговики сами сообщают о своих планах. Например, чтобы вы заранее начали готовить документы. Или ваши поставщики (покупатели) могут сообщить вам о том, что у них, в числе прочих, запрашивают документы в отношении ваших с ними сдело кпп. 2, 3 , 5 ст. 93.1 НК РФ ; Письмо Минфина от 20.06.2008 № 03-02-07/1-225 . Это может стать сигналом, так как на этапе предпроверочного анализа налоговики исследуют все ваши связи на наличие в них схем уклонения от налогообложения.