Анализ типичные ошибки егэ по русскому языку. Типичные ошибки учащихся на егэ по русскому языку

Среднее общее образование

Русский язык

ЕГЭ по русскому языку: типичные ошибки

В 2018 году госэкзамен по русскому языку прошел символично в день рождения А.С. Пушкина. Какие типичные ошибки на ЕГЭ по русскому языку допустили выпускники, можно сказать уже сейчас, опираясь на анализ выполнения работ прошлых лет. Как правило, наиболее сложными заданиями оказываются № 19, № 22 и № 24, а также сочинение. О том, как предупредить распространенные ошибки учащихся при подготовке к экзамену рассказала наш постоянный спикер, учитель русского языка и литературы Татьяна Захарова.

Задание 19

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Задание из демоверсии 2018 года:

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощен был последний звездный просвет (3) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронесся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.

В ответ могут быть записаны все цифры - как в данном случае. Это значит, что нет условий, препятствующих постановке запятых: нет однородных членов или однородных придаточных, связанных союзом «и», нет помехи справа (требующей бездействия по аналогии с правилами дорожного движения). Чаще всего выпускники допускают ошибки, связанные с союзом «и».

Способ тренировки: Педагог готовит карточки с подходящими, на его взгляд, предложениями, оформляет пунктуационно сложные места цифрами. Ученики, каждый в своей карточке, отмечают, где нужно или не нужно ставить запятые.

Прием самоконтроля для учеников: подчеркивание грамматических основ.

Пример предложения для тренировки:

Смотрители леса призваны предотвращать возгорание лесного массива (1) но (2) если в лесу скапливается большое количество сухостоя (3) то смотрители сами намеренно устраивают небольшие искусственные пожары (4) чтобы снизить вероятность стихийного возгорания в дальнейшем.

Пособие представляет собой обобщённое изложение в таблицах всех основных правил русской орфографии и пунктуации. С помощью этого пособия навыки грамотного письма вырабатываются автоматически в результате непроизвольного запоминания правил. Книга предназначена учащимся средней школы и учителям русского языка, которые могут использовать её на уроках в качестве наглядного материала.

Задание 22

Базовый уровень сложности, 1 балл

Проверяемый элемент содержания: Функционально-смысловые типы речи.

Задание по тексту. От экзаменуемого требуется определить, какие суждения являются верными, а какие - ошибочными. Например: «Предложение 4 указывает на следствие того, о чем говорится в предложении 3», «Предложения 15–18 содержат элементы описания», «В предложениях 32–34 представлено рассуждение» и т.д. В последнее время школьники стали лучше определять типы речи, однако ребята не всегда могут правильно интерпретировать формулировки в вариантах ответа, из-за чего в данном задании по-прежнему допускаются ошибки.

Способ тренировки: разбор конкретных примеров языковых вялений.

Пример 1

Фрагмент текста: (7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10)Самое позднее - завтра утром. (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12)Сплетник вынужден был осторожничать.

Утверждение для разбора: Предложения 9-12 подтверждают суждение, высказанное в предложениях 7-8.

Подсказка: Между указанными предложениями можно поставить «И действительно, ...»

Пример 2

Фрагмент текста: (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, еще лежит снег, а деревья проснулись. (12)И все вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь.

Утверждение для разбора: Предложение 13 содержит вывод из того, о чем говорится в предложениях 11–12.

Подсказка: Перед предложением 13 нелогично будет поставить «Поэтому...», как перед выводом.

Справочник предназначен для подготовки выпускников средней школы к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку. Издание содержит теоретический материал по всем разделам школьного курса русского языка в 6-11 классах, рекомендации для выполнения заданий частей всех типов частей 1 и 2 экзаменационной работы. Практическая часть включает образцы тестовых заданий, приближённых по объёму, структуре и отобранному материалу к контрольным измерительным материалам единого государственного экзамена. В конце пособия приведены ответы к тестовым заданиям.

Задание 24

Высокий уровень сложности, 1 балл

Проверяемый элемент содержания: Средства связи предложений в тексте.

Задание по тексту. Примеры: «Среди предложений 64–72 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи собирательного числительного». « Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения». Не указано, сколько должны быть правильных ответов, что создает дополнительные трудности - связанные с этим ошибки отражают недостаток знаний.

Подсказка: Связь двух предложений осуществляют какие-то два слова. При этом одно из слов находится в последующем предложении, а другое - в предыдущем.

Типичные ошибки в данном задании:

    Выбор предложения, в котором местоимение заменяет существительное в этом же предложении.

    Определение местоимения «я» в качестве средства связи.

    Определение местоимения «его» в качестве личного, когда оно является притяжательным, и наоборот.

Пример задания для тренировки:

Среди предложений 15–19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Фрагмент текста: (15)Сожги это письмо, тебе одной на всем свете могу я рассказать про это, - Варя перевернула страничку. (16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шел последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребенок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке.

ЕГЭ-2018. Русский язык (60×84/8) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену

Пособие предназначается для выпускников средней школы и абитуриентов. Оно содержит практические тренировочные материалы, обеспечивающие качественную подготовку к единому государственному экзамену по русскому языку. Пособие включает 10 вариантов экзаменационных работ, составленных в соответствии с требованиями ЕГЭ. 250 заданий всех типов и уровней сложности предоставляют отличную возможность для овладения умениями и навыками, необходимыми для успешного прохождения итоговой аттестации. В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания части 1 и критерии оценивания заданий с развернутым ответом части 2. Материалы пособия могут быть использованы преподавателями образовательных организаций для проведения уроков повторения и контроля знаний, умений и навыков по всем темам курса русского языка, включенным в контрольные измерительные материалы для проведения ЕГЭ.

Сочинение

Основные ошибки в сочинениях:

    Отсутствие комментария.

    Отсутствие связи между проблемным вопросом и позицией автора.

    Отсутствие ответа на проблемный вопрос.

    Грамматические ошибки.

    Пунктуационные ошибки (между однородными членами, в сложном предложении, при обособленных членах предложения, при вводных конструкциях).

    Синтаксические ошибки.

    Фактические ошибки.

    Преобладание композиции над содержанием.

    Злоупотребление фразами-клише.

Для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку, выпускнику необходимо обладать навыком анализа языковых единиц. Подчас, даже находя верный ответ на вопрос, школьник не всегда может объяснить свой выбор. Отметим, что обучение языковому анализу и другие важные аспекты учитываются авторами корпорации «Российский учебник» при составлении учебно-методических комплектов.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гиагинского района

«Средняя образовательная школа №7»

Мастер-класс на тему:

«Типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении заданий ОГЭ и ЕГЭ»

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Качанова Оксана Владимировна

п. Новый

2015 г.

Цели:

    Образовательные: проанализировать типичные ошибки, допущенные в кимах ЕГЭ и ОГЭ.

    Развивающие: развитие навыков грамотного письма, оперативной памяти.

    Воспитательные: формирование культуры поведения при фронтальной работе и работе в парах, нравственной культуры учащихся.

Формирование УУД:

    Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

    Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной формах; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

    Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия: типичные ошибки, морфемика, фонетика.

Ресурсы.

    ЕГЭ-2015. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016.

    Памятка «Подготовка к ЕГЭ».

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

План:

    Вступление.

    Фронтальная работа над ошибками ГИА с комментированием.

    Работа в парах над ошибками ЕГЭ с комментированием.

    Анализ работ. Выводы.

Вступление: Кажется, что ЕГЭ – это стресс для ребенка, вызванный непривычной тестовой формой заданий, строгой обстановкой экзамена. Конечно, ЕГЭ будет вызывать шок, если к нему начинать готовиться за несколько месяцев. Ребенок может избежать этого стресса, если пройдет через такой экзамен уже в 9 классе, если будет готовиться к ГИА также серьезно, как и к ЕГЭ. Только целенаправленно тренируясь в сдаче тестового экзамена с 9 класса, учащийся может действительно спокойно и уверенно подойти к итоговому экзамену. К слову сказать, в странах, откуда мы «позаимствовали» ЕГЭ, дети готовятся к такому экзамену с первых классов! ГИА – это первый шаг в подготовке к ЕГЭ! К экзамену по русскому языку практически невозможно подготовиться за небольшой срок. Этот предмет требует не столько заучивания материала, сколько долгой и кропотливой выработки грамотности.
Эти навыки не могут возникнуть за год. Успешная подготовка по русскому языку требует очень хорошей базы. Сдавая ЕГЭ в 11 классе, ученикам приходится повторять материал, который они изучали с 5, а иногда и со 2 класса. Зачем откладывать на выпускной класс повторение такого огромного массива знаний? Подготовка к итоговым экзаменам в 9-м классе – база для успешной сдачи ЕГЭ в 11 классе.

Для того, чтобы предупредить появление ошибок, с 5 по 9 класс в уроки я включаю задания из ЕГЭ. Задания в тестовой форме. Тесты по всем темам и разделам, которые предусматривают и коллективный разбор, и самостоятельную работу. Например, в 5 классе по темам «Безударные гласные в корне», «Чередующиеся гласные в корне» провожу на этапах проверки знаний тесты в форме А13; в 7 классе по теме « НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными» - в формеА17:

Фронтальная работа над заданиями.

1. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно.

а) (не) сказано ни слова, (не) видящий ничего, (не) подготовленный к работе;

б) (не) законченный эксперимент, (не) законченный в срок эксперимент, эксперимент (не) закончен;

в) (не) просохшая земля, (не) утихающий ветер, (не) прекращающиеся метели.

2. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.

а) рукопись (не) сдана, рукопись (не) сданная вовремя, роман (не) закончен;

б) (не) сданная рукопись, (не)сданная вовремя рукопись, (не) законченный роман;

в) обстоятельства (не) выяснены, (не) выясненные обстоятельства, еще (не) выясненные обстоятельства.

3. Укажите номера слов, пишущихся с НЕ раздельно.

(1)(Не) прочитанный роман; (2)(не)прочитанный мной роман; роман (3) (не)дочитан; (4) (не)окрепший от болезни дедушка; еще (5) (не)окрепший от болезни; (6) (не)годующий человек; (7) (не)замерзший пруд; (8) (не)замерзший к утру пруд; в доме (9) (не)прибрано; еще (10) (не)украшенная елка________________________________________________________.

В 7 классе по теме -Н-/-НН- в причастиях и отглагольных прилагательных» - в форме А12:

1.Укажите ряд, в котором все слова пишутся с -Н-.

а) письмо отправле...о, освеще...ый зал, дерево повале...о;

б) заколдова...ый лес, моче...ые яблоки, жаре...ые грибы;

в) пече...ый картофель, хлеб убра..., пута...ые нитки.

2.Укажите ряд, в котором все слова пишутся с -НН-.

а) рассея...ый человек, рассея...о ветром, спута...ые волосы;

б) ране...ый пулей солдат, выстрое...ая школа, сожже...ое письмо;

в) грибы собра...ы, дорожки подмете...ы, слома...ая вещь.

3.Выпишите номера слов, пишущихся с -Н-.

(1)Плете...ая корзина, (2)плете...ая из веток корзина, (3)сплете...ая корзина, (4)груже...ые баржи, (5)стари...ый глобус, (6)серебря...ое кольцо, (7)изране...ый человек, (8)ране...ый человек, (9)рва...ое пальто, (10)разорва...ое пальто, (11)варе...ая рыба, (12)сваре...ая рыба, (13)варе...ая в (14)соле...ой воде рыба.

4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква -Н-.

В первых картинах И.Н.Никитина есть некоторая упроще(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределе(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.

1) 1 2) 2 3) 1,2 4) 1,2,3

Мы с вами рассмотрели типичные ошибки, которые учащиеся допускают в тестовой части работы. Тестовый материал подобран в соответствии с демоверсией 2015 года, с учетом всех изменений, касающихся содержания и структуры КИМов. К каждому из заданий второй части экзамена предлагаю комментарий, построенный по следующей схеме: 1) формулировка задания; 2) что должен знать ученик, выполняя задание; 3) алгоритм выполнения задания; 4) 10 заданий к каждому вопросу тестовой части экзамена (за исключением задания А1); 5) ответы к заданиям тестовой части экзамена. Как строится наш урок по подготовке к ГИА. Учащиеся выполняют тестовые задания А1-7, В1-9. Я проверяю, выявляю наиболее частотные ошибки. Например, много минусов получилось по заданию А6: «Правописание приставок». К следующему занятию ребята повторяют теоретический материал по теме: «Правописание приставок», выполняют все А6- задания из 10 тестов. Я провожу специальный тест, исключительно по данной теме, состоящий из не менее 20 позиций. Проверяю: успешно ли справились. Конечно, если возникают непонятные или сложные случаи, мы вместе обсуждаем, разбираемся, и только потом учащиеся приступают к новой работе. И так каждое задание. Уроки-работы над тестами я чередую с уроками-работами с текстами.

Успех – это колоссальный труд, умноженный на везение. Я советую учителям русского языка те пособия, по которым работаю сама. Уверена, что данные книги позволят повысить речевую культуру и успешно сдать и ГИА, и ЕГЭ.

Работа в парах над типичными ошибками КИМОВ ЕГЭ

Статистика предыдущих лет показывает, что типичными ошибками были и остаются: в образовании форм существительных «два знамя»; в образовании форм прилагательных «более интереснее»; -не различают части речи: прилагательные и наречия, причастия и прилагательные, частицы и наречия; -ошибки в определении границ производных предлогов; -низкий уровень владения пунктуационной нормой.

В процессе усвоения школьного курса русского языка необходимо обращать внимание учащихся: -на морфологические особенности слов; -на употребление многозначных слов в контексте; -на лексические, синтаксические, грамматические нормы языка; -при изучении орфоэпических норм уделять внимание звучащей речи.В 2014-2015 учебном году произошли изменения в КИМ. Пересмотрено содержание экзаменационной работы: -изменили количество частей и заданий; -изменен формат заданий; -изменен первичный балл выполнения работы №1 (0-2 б.) №7 (0-5 б.) №15 (0-2 б.) №24 (0-4 б.) Всего-56 баллов 2014-2015 учебном году произошли изменения в КИМ. 21 задание - базового уровня 3 задания - высокого уровня 1 задание –повышенного уровня (сочинение) На выполнение 1 задания отводится 3-4 мин. 100 мин. -на тесты 100 мин.- на сочинение. К основным подходам в построении экзаменационной модели ЕГЭ можно отнести следующее: -лингвистическая компетенция; -языковая компетенция; -коммуникативная компетенция; -культуроведческая компетенция. Ошибки в области фонетики и орфоэпии связаны с тем, что ученики часто анализируют не звуки, а буквы, которые изображают их в письменной речи. Часто выпускники ошибаются в определении звука, обозначаемого буквой ё ё , квалифицируя его как [ э э ], а не как [ о о ]. Причина такой ошибки заключается в том, что ученик не произносит слово, а опирается на его графический облик. опирается на его графический облик. Например, в словах поджог и поджёг поджёг экзаменуемые усматривают разные гласные звуки. Поэтом устная форма работы должна быть на уроках фонетики доминирующей. Учащиеся должны произносить слова, вслушиваясь в их конкретное звучание и опираясь на знание основных фонетических законов русского языка (неразличение о и а в безударных слогах(«аканье»); редукция других гласных звуков в безударной позиции первой и второй степени; оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова или перед следующими глухими согласными; озвончение глухих согласных перед следующими звонкими согласными), проводить фонетический анализ, соблюдая определённый порядок: от звука к букве, а не наоборот.

Работа по расстановке ударения: августовское, лгала, звонит, ворота и др. Без указанных выше знаний и умений в области русской фонетики, понимания сущности русского словесного ударения и его особенностей (разноместности и подвижности), без умения произносить с правильным ударением конкретные общеупотребительные слова разных частей речи нельзя обойтись. Хуже решаются задания, в которых использована лексика с распространёнными в молодёжной речи орфоэпическими ошибками («катАлог, нАчав, тортЫ») . Поэтому на уроках русского языка следует больше внимания уделять изучению основных норм произношения и ударения современного русского литературного языка. Основой такого подхода должны стать постоянное внимание к звучащей речи учащихся, систематическая работа со словарями».Ошибки, связанные с нарушением норм русского литературного языка (лексика, морфология, синтаксис). Причины этих ошибок во многом объясняются процессами, происходящими в современном языке: широко распространённые в речи ошибочные грамматические формы часто воспринимаются носителями языка как верные и наоборот, что и приводит к ошибкам при выполнении экзаменационного теста. Зачастую отклонения от морфологической нормы в речи возникают под влиянием просторечия и диалектов. Поэтому важнейшим направлением в работе по формированию норм современного русского языка должен стать учёт упомянутых выше факторов и постоянное внимание к речи учащихся. Особое внимание в этом процессе следует уделять работе со словарями, семантическому аспекту синтаксиса.

Ошибки в области морфологии имеют несколько причины: 1. Многие школьники считают так называемые «теоретические» разделы курса русского языка узкоспециальными, «филологическими», недооценивая системные связи между уровнями языка, поэтому усвоение данного материала поверхностно. 2. У значительной части учащихся слабо сформированы аналитические умения, и этот недостаток проявляется при выполнении заданий различных разделов курса. (Практическая работа над данным типом задания)

Ошибки в области орфографии. Успешность обучения орфографии на уровне овладения практической грамотностью во многом зависит от усвоения знаний в области фонетики, лексики, грамматики, а также от уровня речевого развития выпускника, и прежде всего всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания и говорения, поэтому в центре внимания на уроках по орфографии традиционно оказывается только письмо, причём организованное не на осознанном оперировании правилами, а на уровне заучивания формулировок. Отсюда возникает основная проблема в усвоении орфографии: «Правило знаю - применять не умею». (Практическая работа над данным типом задания)

Ошибки в области синтаксиса самое трудное во всей работе (задания 16-19). Это обусловлено тем, что ученики не владеют материалом на понятийном уровне. Многие методические просчёты при изучении синтаксиса и пунктуации связаны с тем, что при анализе того или иного синтаксического или пунктуационного явления не учитываются его особенности: смысловые, грамматические, интонационные, пунктуационные особенности употребления в речи. (Практическая работа над данным типом задания). Ошибки в области речеведения: умения определять функционально-смысловые типы речи (21), средства связи предложений в тексте (22), средства выразительности (24) служат основой важнейшего коммуникативного умения - умения создавать связное высказывание при построении логически цельного текста… остаётся недостаточно усвоенным раздел, связанный с анализом структуры текста, выяснением способов и средств связи предложений в тексте, что проявляется в третьей части работы в нарушении логики развития мысли (логические ошибки). (Практическая работа над данным типом задания)

Вывод: работа, связанная с анализом типичных ошибок, должна проводиться систематически, как и подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Учитель: Качанова О.В.

Анализ первого репетиционного экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ

Дата проведения: 18.10.2015 .

В 11 классе обучается 9 человек, работу выполняли все, неудовлетворительных результатов не оказалось – порог преодолели все 9 человек: перевод баллов в оценка показал, что «3» у четырех человек, а «4» получили пятеро выпускников.

Успеваемость - 100%, качество – 55%, СОУ – 52%.

Наименьшее количество баллов (44) было набрано двумя ребятами: Коваленко Александром Сергеевичем и Аксенниковым Александром Николаевичем. В связи с этим были зачислены в группу «риска».

Текущие оценки:

    Аксенников А.Н. : 3, ¾, 3, 2, 3, 2.

    Коваленко А.С. : 3, 3 /3 , 3, 2, 3, 3, 3.

С данной группой учащихся проведены консультации на следующие темы:

    Пунктуация при причастном и деепричастном оборотах.

    Знаки препинания в предложениях с сочинительной и подчинительной связью.

    Основной период сдачи ЕГЭ подошёл к концу. Уже есть результаты первых экзаменов. О типичных грамматических и речевых ошибках рассказывает автор Telegram-канала «Неиностранный русский» , репетитор по русскому языку Даниил Ляхович.

    Ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого

    Начнём с грамматических ошибок. Их даже в сильных работах выпускников бывает немало, из-за чего ребята теряют драгоценные баллы.

    Одна из наиболее распространённых ошибок - нарушение согласования между подлежащим и сказуемым. Проще говоря, главные члены предложения стоят в разных формах, и возникает путаница. Так, один из моих учеников написал на экзамене: «На войне умирают и страдают множество людей». Здесь налицо нарушение согласования: подлежащее выражено словосочетанием «множество людей» (ибо само по себе множество ничего не значит, так же, как и форма «людей» без слова «множество»), соответственно, сказуемые должны стоять в единственном числе.

    Ошибки в управлении в разных частях речи

    Выражения типа «Мы с братом смеялись с этого поступка» или «Ученые исследовали и рассказывали о поведении людей на войне» выдают незнание выпускниками норм управления. Ведь смеяться можно над чем-то, а исследовать - что-то, поэтому смешение разных глаголов с разным управлением под видом однородных членов - довольно грубая ошибка. Кстати, тенденция глагольного управления есть и в других языках. Например, во французском русским падежам соответствуют определённые предлоги, всё это тоже организует нашу речь.

    То же самое можно сказать и про «с них смеялись». Да, в разговорной речи многие привыкли говорить «скучать по нам» и «позвони по приезду», хотя с точки зрения литературного языка эти выражения ещё не стали нормой. Так что грамотнее написать «скучать по вас» и «позвони по приезде». Полезно накануне экзамена сверяться со справочниками русского языка, например, с пособием Т. В. Шкляровой для абитуриентов, чтобы не допустить ненужных ошибок.

    Ошибки в построении сложного предложения

    Весьма часто выпускники неправильно строят сложные предложения, из-за чего возникают забавные казусы. Например, «так же автор показывает санитара, лишившегося на войне ноги, которой он не хотел» (орфография и пунктуация сохранены). Очень грустно думать, что человек может не хотеть иметь ногу, а вот не хотеть войны - вполне разумное желание.

    Для того чтобы избежать подобных ошибок, стоит внимательнее вчитываться в смысл написанных фраз. Посмотреть на них боковым зрением, с точки зрения эксперта. Когда абсурд станет ясен, вы невольно засмеётесь, это и будет сигналом к тому, что предложение нуждается в переработке.

    Нарушение лексической сочетаемости слов

    Теперь перейдём к речевым ошибкам. Их в выпускных работах тоже великое множество. Есть среди них забавные и не очень.

    По моим наблюдениям, едва ли не самая частая ошибка - нарушение лексической сочетаемости слов. Вроде бы и фраза построена верно, и смысл в ней есть, но отдельные обороты все равно вызывают смех, а подчас и горечь. «В картине описывается героическая оборона крепости и трудная жизнь её стен». Едва ли может быть какая-либо жизнь у стен, ведь они не люди и даже не растения. Поэтому куда изящнее было бы написать «трудная жизнь людей во время обороны Брестской крепости».

    Здесь поможет только умение редактировать собственные тексты. Конечно, если вы прочтёте книги Нор Галь «Слово живое и мёртвое» и Корнея Чуковского «Живой как жизнь», будет ещё лучше. Но даже и без этого увлекательного чтения можно посмотреть на фразу глазами другого человека и подумать, что с ней не так. Тем, у кого развито образное мышление, поможет визуализация содержания предложения: нарисуйте стены крепости и подумайте, может ли у них быть жизнь.

    Неоправданные повторы слов

    Заметная тенденция последних лет в работах школьников - злоупотреблять словом «описывается». Война описывается, ситуация описывается, судьба описывается. Будто бы нет в русском языке других, более элегантных и подходящих по смыслу слов. Я думаю, что корень проблемы в отсутствии навыка работы со словарями. Тут поможет словарь синонимов: для этого необязательно брать в библиотеке увесистый том, можно воспользоваться сервисом «проверка слова» на сайте «Грамота.ру» или найти словарь Горбачевича в интернете. Дело нетрудное, но полезное.

    Ещё один подобный бич - слово «также». Мало того, что ребята часто ошибаются в написании самого слова, так ещё и начинают с него едва ли не треть предложений в сочинении. Маститые филологи говорили мне о том, что начинать предложение со слова «также» - дурной тон. Действительно, в русском языке есть масса синонимов к нему: «кроме того», «и», «замечу, что» и т. д. Используйте их, а «также» приберегите для сложных предложений или однородных членов.

    Плеоназмы

    «Вчера состоялась первая премьера спектакля», «В марте месяце ещё холодно», «Мама подарила мне памятный сувенир» - все эти примеры отражают такое необычное явление в языке, как плеоназм, проще говоря, речевая избыточность. Да, слова мы выбираем разные, но смысл у них один и тот же. Философ Уильям Оккам призывал не множить сущности, этот принцип в полной мере работает и в языке. Не стоит дважды называть одно и то же понятие разными словами. На эту тему в ЕГЭ по русскому языку есть даже специальное задание - №20.

    Чтобы избежать плеоназмов, задайте себе простые вопросы: «Март - это месяц года?», «Может ли быть сувенир не памятным, а повседневным?», «Бывает ли десятая премьера одной и той же постановки?», «Может ли быть автобиография не моей, а чьей-то ещё?». Ответы раскроют вам секрет логики языка и абсурд подобных фраз.

    Неточный выбор слова, ошибка в употреблении паронимов

    «США отказываются от предложения России помогать Сирии, так как это настраивает доверительные отношения между странами». Настроить можно программу, но никак не отношения. Их можно расстроить, но тогда слово «доверительный» совсем не к месту. А если мы хотим сказать об улучшении отношений, то можно использовать слова «укрепляет», «помогает выстраивать» и другие. Иногда вроде бы незначительная приставка напрочь меняет смысл слова.

    На этом основаны многие паронимы - слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Сравните «огородить забором участок» и «отгородить участок от другой территории». Разница всего лишь в одной букве, однако смысл поменялся существенно.

    Паронимы - одна из самых сложных тем школьного курса русского языка. Все дело в том, что в ней нет системы правил и алгоритмов, которыми можно пользоваться, как это часто удаётся в других разделах языка. Здесь поможет только долгая и не всегда приятная работа со словарем паронимов. Полезно запоминать контексты, в которых употребляются слова, можно рисовать речевые ситуации и подписывать подходящие к ним словам. Такая техника может облегчить понимание.

    Всем выпускникам, которые уже сдали ЕГЭ по русскому языку, я желаю удачи в поступлении в желаемые вузы, а будущим абитуриентам - успешно подготовиться к экзамену и не совершать ошибок предшественников!

    Споры вокруг ЕГЭ были всегда, не прекращаются они и теперь. А пока чиновники и ученые решают, отменить ЕГЭ или оставить, школьникам надо готовиться к очередной экзаменационной сессии.

    MedAboutMe рассказывает о часто совершаемых ошибках по основным дисциплинам.

    Русский язык: дети против грамматики

    Любой, кто бывает в социальных сетях или посещает интернет-форумы, сталкивался с феерической неграмотностью, и больше всего неграмотных - среди молодежи. Отказ от советской системы обучения привел к тому, что «каждый пишет, как он слышит», что порождает невероятное количество слов-уродов. О пунктуации и говорить не приходится: знаков препинания молодежь может как не применять вообще, предоставляя читателю сомневаться в вариантах «казнить нельзя помиловать», так и рассыпать щедрой рукой случайные запятые, неуместные точки или длинные заборы восклицательных или вопросительных знаков.

    Статистика по результатам экзаменов по русскому языку показывает: дети правила учат и знают. Но не умеют применять их на практике. Теория и практика никак не соединяются. Экзаменующийся может успешно определить правильные варианты из нескольких предложенных, найти в тексте ошибки - и с легкостью совершить точно такие же в самостоятельно написанной работе.

    Чаще всего возникают трудности:

    С правилом написания «-ться/-тся» (хотя что может быть проще него?). С правописанием безударных гласных в корнях слов. Нередко это происходит от того, что школьники неправильно выделяют корень. Это интересно

    Один известный писатель поделился огорчением с читателями своего блога: спросил у сыновей, как правильно пишется слово «палисадник». Оба ответили неправильно. Один мальчик предложит вариант «полисадник», другой - «полесадник». Потому что «по-», по его мнению, приставка, а приставки «па-» не существует. Корень -лес-, а -ад- и -ник- суффиксы. Оба учатся в хорошей школе.

    Самыми распространенными ошибками на ЕГЭ становятся те, что связаны с подбором проверочных слов. Впрочем, с непроверяемыми гласными тоже возникают проблемы: школьники плохо запоминают слова в правильном написании, так как мало читают. Большие трудности вызывает и написание в корнях слов непроизносимых согласных («лестница» превращается в «лесницу», ребенок не чувствует ошибки в слове «чуствует», и слово «опастность» вместо «опасности» не вызывает у него ощущения неправильности). Очень много ошибок связано с написанием «н» и «нн» в словах, относящихся к разным частям речи. Потому что правила для каждой части речи разные, и все их надо знать. А с механическим запоминанием больших объемов информации существуют проблемы. Поэтому ребенок легко ошибается, выбирая правильный вариант слова «жареный», «кожаная», «юность», «нефтяник» и т.д. Часто ошибки совершают при написании с разными частями речи частиц «не» и «ни». Выпускники также путаются, если речь заходит об употреблении паронимов - схожих по звучанию, но разных по лексическому значению одинаковых частей речи. Например - слова «одеть» и «надеть», «невежда» и «невежа», «адресат» и «адресант», «костный» и «костяной» и т. д. Преподаватели говорят, что в задании с паронимами делают ошибки даже те, кто в целом подготовлен к экзамену неплохо. С трудом также дается образование форм слова. Отдельная большая беда происходит с пунктуацией. Поэтому в сочинении лучше использовать короткие предложения. Трудности возникают и при попытке согласовать между собой части сложных предложений. Аналоги известных перлов, вроде «Открывая дверь, она громко скрипнула», рождаются ежегодно и в большом количестве. Подросток на экзамене по литературе

    Один из наиболее сложных экзаменов для современного, мало читающего поколения. И дело даже не в том, что школьники читать не любят, хотя это важно. Проблема нередко обретает странные для старших поколений формы: ребенок читает вполне бегло, даже стремительно, но смысл прочитанного от него ускользает.

    Это приводит к тому, что даже смысл задания улавливают не все экзаменующиеся, и данную ошибку можно отнести не только к литературе, но и ко всем дисциплинам. Подросток проявляет невнимательность, не может вычленить главный вопрос, и это становится особенно заметным на тех заданиях, где необходимо дать не краткий, а развернутый ответ.

    Сочинение часто превращается в пересказ литературного произведения, без попыток определить или, тем более, обосновать собственную позицию.

    Экзаменаторы с горечью отмечают также общий низкий культурный уровень учащихся, узкий кругозор. Это проявляется в искажении названий произведений, имен авторов и персонажей, деталей сюжета. Так появляется книга «Пахом звонит в колокол», «Война и мир» превращается в «Войну миров», а Пьер Безухов становится Безухим.

    В сочинениях часто наблюдается ужасающая языковая нечуткость, смешение лексики разных эпох.

    И все это экзаменаторы выявляют, часами расшифровывая абсолютно нечитаемый почерк. Ученики стали очень плохо, небрежно и неразборчиво писать. Не раз поднимался даже вопрос о наборе письменных работ на компьютере.

    История и обществознание: многое зависит от родителей

    В советское время в каждой семье была своя собственная новейшая история, и дети хорошо знали и понимали ее. Прадеды и пра-прабабушки застали еще монархию, пережили, кто как, революции и гражданскую войну. Воевали в Великой Отечественной, поднимали страну из руин, строили ДнепроГэс, восстанавливали разрушенный землетрясением Ташкент, поднимали целину.

    Сегодня эта история уходит, вместе с ее носителями. Сегодняшние дети плохо представляют себе события прошлого века, допускают грубые ошибки в событиях и датах. Более отдаленные периоды истории могут вызывать даже меньше трудностей. История России первой половины 20 века - самый проблемный период.

    Нехватка общей эрудиции мешает правильно соотносить эпохи и события, устанавливать хронологическую последовательность событий. Нередко школьники ориентируются не на учебники, а сомнительные телепередачи и недостоверную информацию из интернета.

    На экзамене по обществознанию выявляется незнание Конституции, отсутствие понятия о правах и обязанностях граждан. Дети не понимают сути федеративного устройства, не знают, кому принадлежит исполнительная власть в стране. Ученики теряются также, если им предлагается раскрыть смысл того или иного понятия.

    Педагоги полагают, что родители могли бы облегчить детям задачу, чаще беседуя с ними об истории семьи, города, края. Несколько семейных экскурсий по историческим местам, с последующим обсуждением, способны дать подростку больше, чем унылая зубрежка по учебникам.

    Математика: обратить внимание на уроки геометрии

    Геометрия представляет для школьников основную трудность. Если школьник планирует поступление в технический вуз, стоит позаниматься геометрией, взяв дополнительные уроки.

    Остальные часто совершаемые ошибки касаются неумения проверять себя, невнимательного чтения условий задания, небрежности при операциях с отрицательными числами. Часто ошибаются дети и в темах, изучаемых в средних классах школы. Это тождественные преобразования, дроби, проведение вычислений.

    Главная беда - невнимательность, неспособность надолго сконцентрироваться на задании, пренебрежение дополнительной проверкой.

    Физика, химия, биология, география: теория и практика

    Естественные науки лучше постигаются школьниками в теории. Когда дело доходит до решения задач, начинается беда.

    На экзамене по физике самыми трудными для школьников становятся темы электродинамике и квантовой физике. Правильно решать задачи не умеет больше половины учеников.

    Решение задач вызывает трудности и на экзамене по химии.

    Географию сдают не так уж много учеников, всего около 3%. Как правило, это те ребята, которые планируют в дальнейшем учиться на географических и экологических специальностях. Увы, и у них возникают серьезные трудности с чтением карт, с запоминанием названий стран. Дети не знают, с какими странами граничит Россия, путаются в том, какой государственный язык принят в том или ином государстве.

    На биологии больше всего ошибок совершается при выполнении практикоориентированных заданий. Вызывают затруднения биотехнологии и селекция, физиология растений и человека.

    Педагоги полагают, что современные школьники перегружены информацией, но при этом не обладают умением структурировать ее потоки. Системные знания сменяются клиповым мышлением, не позволяющим составить цельную картину из множества разрозненных кусочков информации.

    Задача родителей и преподавателей - не столько впихнуть в голову ребенка тонны сведений из разных областей знаний, сколько научить его анализировать и структурировать информацию, создавая целостную и последовательную картину мира.

    Низкий культурный уровень учеников начинает проявляться, как только им приходится начать аргументировать свою позицию. Нередко это приводит к вольной поверхностной игре с одним, зацепившимся в памяти, куском.

    Ученики допускают много фактических ошибок, искажая имена собственные, названия географических объектов и литературных произведений.

    Очень плохим стал почерк. Экспертам часами приходится разбирать короткие тексты.