Нужно ли mba. Как пишется эссе при поступлении в мва

25 января 2007 года я рассказывал в РЭШ о моем опыте поступления на программу МБА в Stanford GSB. По просьбе студентов и выпускников, которые были на этой встрече, я выкладываю краткий конспект этой встречи.

Многое из того, что тут написано, взято из книги “ ” by Richard Montauk. Я настоятельно рекомендую каждому, кто задумывается об МБА, просмотреть ее. Год назад (в 2006 г.) эта книга была в Библиотеке иностранной литературы в Москве.

Зачем МБА?
Общие факты
Вот список самых распространенных причин, по которым люди решают получить МБА:
Увеличение дохода. Средний годовой уровень дохода недавних выпускников ведущих американских бизнес-школ составляет примерно $150 000.
Изменить карьеру. Среди студентов МБА достаточно много студентов, которые говорят, что им надоело работать в текущей индустрии и хочется попробовать чего-то совершенно нового.
Checkmark. Многим студентам степень МБА нужна исключительно для галочки. Например, в менеджмент консалтинге часто чрезвычайно сложно получить повышение без степени МБА.
Job Security. Со степенью МБА из ведущий бизнес-школы вы всегда сможете найти высокооплачиваемую работу в практически любой точке мира.
Контакты. Вы будете учиться вместе с людьми, многие из которых через некоторое время станут decision maker’ами в самых различных индустриях.
Credentials. Степень МБА из ведущей школы снимает целый ряд вопросов о вашей кандидатуре и может сыграть решающую роль в переговорах с инвесторами или бизнес-партнерами.
Знания. В бизнес-школе вы сможете выбирать предметы, которые наиболее важны именно для вас, и сможете учиться у лучших преподавателей в мире. Более того, вы сможете перенять опыт у самых успешных в мире менеджеров, которых бизнес-школы часто приглашают на презентации.
Новый опыт, отдых. Часто инвестиционные банкиры, которые работали по 20 часов в сутки, едут на МБА для того, чтобы отдохнуть от своей работы.
Стиль жизни. Многие студенты едут на МБА для того, чтобы пожить в другой стране и пообщаться с новыми людьми.

У разных людей совершенно разные причины для получения МБА. У меня достаточно много знакомых, которые, взглянув на это список, сказали, что им не нужен МБА.

Почему мне нужен МБА
Мой background: Я успешно развивал маленький стартап. Мои планы на будущее: сделать собственную компанию или руководить большой IT компанией. Я также не исключаю для себя работу в индустрии Venture Capital.
Почему мне нужно МБА:
o Credentials. Практически все выпускники топовых МБА программ, с которыми мне удалось поговорить, отмечают одно: огромное количество вопросов, высокомерия и недоверия в бизнес переговорах мгновенно пропадало после того, как они показывали свою визитку или мельком упоминали о своем образовании.
o Связи, особенно с венчурными капиталистами. Вполне возможно, что в ближайшем будущем мне понадобится финансирование. Ведущая программа МБА поможет мне установить личный контакт с нужными людьми.
o Знания. Во-первых, Россия медленно, но верно вливается в мировую экономику. В результате, конкуренция усиливается, а к менеджерам предъявляются все более высокие требования. Во-вторых, с ростом ответственности все большую роль начинают играть soft skills, которые невозможно выучить по книгам.
o Job Security. В России очень велики политические риски. Я хочу быть уверенным, что если завтра здесь что-то случится, я всегда смогу найти высокооплачиваемую работу в любой точке мира.
o Стиль жизни. Меня привлекала перспектива провести 2 года в солнечной калифорнии, получить новые знания и познакомиться с интересными людьми.

Как выбрать школу?
Общие факты
Вот, что, на мой взгляд, нужно сделать при выборе школы:
Внимательно изучите веб-сайт школы, брошюры и сходите на презентацию школы.
Постарайтесь как можно больше поговорить с выпускниками школ, которыми вы интересуетесь.
Почитайте, что пишут сами студенты о своих школах
o Павел Хохряков, Stanford MBA’04, Президент и CEO at PromSvyazCapital Group.
o Михаил Дмитриев, Harvard MBA’08. Студент HBS. До этого консультант McKinsey.
o Lamax

Замечание №1: осторожно обращайтесь с рейтингами!
Приведу всего 2 примера:
Рейтинг Wall Street Journal составляется по опросам работодателей. Что это значит? Представьте следующую ситуацию: среднесортный работодатель приезжает в ведущую бизнес-школу. Скорее всего, на его презентацию приходит мало народу, т.к. у студентов масса возможностей сходить на презентации самых лучших компаний. Далее, во время презентации существенная часть аудитории уходит. Те, кто все-таки решают пройти интервью, по большей части плохо подготовились к нему. В конце концов, только три человека принимают job offer, из которых 2 потом отказываются от него, а тот единственный, который принял offer, оказывается неудачником, которого больше никуда не взяли и который требует нереальную зарплату. После этого, этот же работодатель едет в богом забытую школу. Там на его презентацию собирается полный зал. Каждый изучил специфику работодателя, хорошо подготовился к интервью и т.д. Интересно, какие оценки выставит это работодатель школам?
В каком-то другом рейтинге я наткнулся на такой параметр, как расстояние до парковки. Не думаю, что это хоть как-то сказалось на качестве обучения и мой выбор…

Замечание №2: Harvard, Stanford и Wharton признаются топовыми школами мира. Для них даже часто используют специальную аббревиатуру HSW. Со степенью МБА из этих школ вы сможете чувствовать себя комфортно где угодно. Этот вывод я сделал на основании моего общения с выпускниками различных МБА программ.

Замечание №3: LBS и Insead признаются лучшими школами в Европе. Со степенью МБА из этих школ вы сможете чувствовать себя комфортно в Европе, но в США вам будет сложнее найти работу. С другой стороны, в России у этих школ достаточно большие Alumni Clubs. Еще один плюс европейских бизнес-школ - они находятся рядом с домом и учиться там нужно не так долго.

Как я выбирал МБА
С самого начала я ограничил себя только HSW по следующим причинам:
o Большая часть венчурных капиталистов в мире находится в США. Поэтому, мне было важно получить Credibility в глазах американцев.
o Возможно, что мне придется работать в США.
o Эти школы считаются лучшими, и я не видел причин, по которым мне бы стоило рассматривать другие школы.
Я решил, что Wharton не подходит для меня по следующим причинам
o Исследуя сайт и обсуждая Wharton с выпускниками, я пришел к выводу, что по своему духу Wharton больше подходит тем, кто интересуется финансами.
o В Wharton большое внимание уделяется «hard skills». После Мех-Мата и РЭШ производные мне снились по ночам, и мне хотелось уделить больше внимания «soft skills».
В результате я решил поступать только в 2 школы: Harvard и Stanford. Обе школы специализируются на том, что мне нужно: General Management и Entrepreneurship. Чтобы правильно расставить приоритеты при выборе школы, обязательно посетите их! После посещения Гарварда и Стэнфорда мои приоритеты кардинально поменялись.
Мои выбором №1 стал Stanford GSB по следующим причинам:
o Персонализированный учебный план. Для меня очень важно то, что я смогу выбирать любые курсы в соответствии с моими собственными целями и моим, не самым стандартным, background’ом.
o Силиконовая долина. Воздух буквально пропитан инновациями и практически на каждом углу слышны разговоры о каких-то идеях и стартапах.
o Маленький размер. У меня уже был опыт обучения как в большом университете (Мех-Мат МГУ), так и в маленькой «школе» (РЭШ). Еще тогда я вынес для себя то, что мне более комфортно в семейной атмосфере маленькой школы. Стэнфорд окружает бережной заботой каждого своего студента. Сразу после зачисления я чувствовал поддержку и получал реальную помощь от администрации, студентов и выпускников, а моей жене помогали жены текущих студентов Стэнфорда.
o Командный дух. Одна из самых важных отличительных черт Стэнфорда от Гарварда – это воспитание командного духа в бизнесе. Школа всячески подталкивает студентов к достижению результата при помощи командной работы. Более того, политика неразглашения оценок запрещает студентам разглашать информацию о своих оценках.
o Люди. Может быть, мне просто не очень повезло, но со студентами Гарварда мне было гораздо сложнее найти общий язык, чем со студентами Стэнфорда.
o Климат. В конце ноября, когда я был в Стэнфорде, там было +20. Хорошая погода накладывает свой отпечаток на каждого – у всех вокруг хорошее настроение, все очень приветливы. Более того, это идеально место для моих увлечений: прямо в кампусе много площадок для пляжного волейбола, а в нескольких часах езды отличные горнолыжные курорты. Ну, а как только моя жена увидела фотки и узнала, что в 20 минутах океан и серфинг, другого выбора у меня уже не было.

Admission process
Итак, если вы уже решили поступать на МБА, то вот что от вас потребуется:
Приготовиться к жесткой конкуренции. Количество поступивших на лучшие программы обычно составляет 10-15% от подавших документы (в Стэнфорде этот показатель нередко опускается до 7% или даже 6%).
GMAT. Для поступления в ведущую школу желательно набрать 700+ баллов (это примерно top 5%)
TOEFL. В каждой бизнес-школе есть свой минимальный порог для TOEFL. Средний балл в лучших МБА программах составляет около 280 баллов.
Эссе. Каждая школа требует свой набор вступительных эссе. В среднем ваши эссе будут занимать 7-10 страниц.
Рекомендации. Потребуется собрать 2-3 рекомендации.
Timing. Документы обычно подаются в 3-4 волны. Deadline для первой волны обычно где-то в октябре, а для последней в марте. Вы можете выбирать наиболее удобное время для вас, однако следует учитывать следующие факторы
o С последней волной обычно поступить сложнее, т.к. нередко практически все места в школе уже заняты.
o Поступив с первой волной, у вас будет больше времени на организационные вопросы: финансирование, получение визы, выбор жилья и т.д.
o Если вы чувствуете, что готовы, то я бы советовал подавать документы как можно раньше. С другой стороны, не стоит спешить! Если вы чувствуете, что можете значительно улучшить свои эссе, не спешите, а лучше спокойно подготовьте классные эссе.
Подтверждающие документы. После поступления школа попросит вас прислать подтверждающие документы об образовании и т.д.

Принятие решения
Прежде чем начинать готовиться к поступлению вам нужно принять решение о том, нужно ли вам МБА, и в какие школы (ориентировочно) вы будете поступать.

Чтобы принять решение, тщательно соберите информацию. Как только у вас будет на руках вся доступная вам информация, проанализируйте и выпишите на листочек все за и против. После этого нужно принять решение.

По моим наблюдениям одна из главных причин неудачи при поступлении заключается в том, что люди приступали к подготовке, не убедив себя в необходимости МБА. В результате постоянные мысли о том, нужно ли МБА или нет, постоянно беспокоили и отвлекали их от подготовки. Результат этого: потрачено ценное время без конечного результата.

Не откладывайте и не растягивайте принятие решения! Согласно правилу самурая любое решение следует принимать за 7 вдохов и выдохов.

GMAT
О тесте
Gmat состоит из 3-х частей
AWA: 2 эссе. Время: 30 мин. на каждое.
o 1-ое эссе: Analysis of an Argument
o 2-ое эссе: Analysis of an Issue
Quantitative section. Состоит из 37 вопросов. Время: 75 минут. Вопросы делятся на 3 вида
o Problem Solving (PS) – вопросы на базовую арифметику, алгебру, геометрию.
o Data Sufficiency (DS) – вопросы PS + базовая логика.
Verbal section. Состоит из 37 вопросов. Время: 75 минут. Вопросы делятся на 3 вида
o Reading Comprehension (RC) – вопросы по тексту (логика, структура, детали).
o Critical Reasoning (CR) – вопросы на анализ логики коротких утверждений.
o Sentence Correction (SC) – вопросы на грамматику.

Среднее значение Gmat в HSW: 700-720.

Материалы
Gmat Official Guide 11th Edition (я готовился по 10th Edition) – это библия подготовки к Gmat! Эта единственная книга, которая действительно НЕОБХОДИМА при подготовке к тесту. В остальных книгах полезно просмотреть стратегию атаки разных вопросов и, возможно, поработать над вопросами после того, как закончится Official Guide. В 2006 году эта книга была в Библиотеке иностранной литературы в Москве.
Flashcards – это набор правил, организованных в виде карточек. Их очень удобно читать/учить в метро, машине и т.д. Готовые flashcards сэкономят вам огромное количество времени.
Urch.com – форум Gmat’овцев со всего мира. Там вы сможете скачать несколько версий flashcards, найдете массу полезных советов и сможете задать свой вопрос преподавателям по Gmat.
BeatTheGmat.blogspot.com – блог парня, который сдал Gmat на 720. Там вы найдете подробное (с точностью до дня!) описание подготовки, сравнение различных материалов и flashcards. Обязательно просмотрите этот блог перед тем, как составлять свой собственный план подготовки – это поможет вам избежать ошибок и, опять же, сэкономит массу времени.
Электронные материалы. Постарайтесь достать как можно больше электронных тестов. Электронные тесты позволят вам адаптироваться к ограничению по времени и выявят ваши слабости. В 2006 году большое количество тестов было в Библиотеке иностранной литературы в Москве.

Подготовка к Verbal и Quantitative
У меня изначально не было проблем с Quantitative section, поэтому я не смогу учесть тонкостей подготовки к этой части. Если у вас есть опыт подготовки к этой части, и вы можете четко сформулировать ваши советы – напишите мне, я буду рад включить их в эти заметки.

Что делать НЕ надо
В течение 2-ух месяцев я занимался подготовкой к Gmat’у, используя различную литературу и без какой-либо системы. За эти 2 месяца я инвестировал кучу времени на чтение разных книжек и практически не получил отдачу. Только после того, как я наткнулся на BeatTheGmat.blogspot.com и Urch.com и сделал свой собственный план подготовки, появился значительный прогресс. Через 2 месяца я сдал Gmat на 740 (top 2%).

Мои рекомендации
Я рекомендую готовиться вдвоем. Во-первых, это вносит элемент соревнования: “Ну, сегодня-то я тебя сделаю и допущу только одну ошибку”. Но главное, ваш знакомый очень часто сможет объяснить то, что вам непонятно. Это неоценимо! Главное: найдите человека примерно вашего уровня.
Сначала ознакомьтесь с Gmat’ом. Прочтите о базовых стратегиях, но не воспринимайте их буквально. Почитайте BeatTheGmat.blogspot.com и Urch.com. Распечатайте Flashcards.
Пройдите один из официальных тестов, чтобы определить ваш уровень и понять, над чем нужно работать.
2-3 раза в неделю делайте задания из Official Guide. Все ошибки выписывайте в тетрадь. Для каждой ошибки ставьте точку на карточке с соответствующим правилом. Если вы не понимаете, почему какой-либо ответ правильный – пишите на Urch.com.
1-2 раза в неделю проходите полноценный электронный тест. Главная задача: научиться разумно распределять свое время. Все ошибки – опять в тетрадь с зарубками на соответствующей карточке.
Заранее (примерно за месяц) назначьте дату тестирования. Иначе вы можете бесконечно откладывать тестирование. Мне конкретная дата помогла собраться и мобилизовать все силы за несколько недель до экзамена.
Обращайте внимание только на результаты официальных тестов – они максимально близко показывают ваш реальный уровень. Другие тесты часто занижают или завышают реальные баллы.
За несколько дней до теста заново пройдите официальные тесты – ваши баллы на реальном тесте скорее всего будут очень близки.
За один день до теста постарайтесь полностью расслабиться и хорошо отдохнуть.
Перед тестом купите воду и легкую закуску – тест будет длиться больше 4-х часов с 2-мя перерывами. Мне помогает сосредоточиться черный шоколад и энергетический напиток.
Во время экзамена не думайте о ваших очках. Сосредоточьтесь исключительно на текущем вопросе.

Подготовка к AWA
Ваши эссе будут проверяться человеком и машиной. Одну оценку выставляет человек, другую машина. Если оценки не сильно различаются, то вы получаете среднее между ними. Если оценки различаются сильно, ваши эссе проверяет еще один человек. Поэтому, следует писать более или менее логичный текст, оптимизированный под робота. Почему? Представьте, что вы написали нормальное, с точки зрения логики, эссе, которое получит высокий бал у робота. Человек, который проверяет это эссе, скорее всего знает, как оценит ваше эссе робот. Я сомневаюсь, что человеку захочется наживать себе проблемы, поставив оценку, которая сильно отличается от робота. Поэтому, если с точки зрения логики в вашем эссе все нормально, человек должен стремиться поставить оценку, близкую к роботу.

Я готовился к AWA 2 недели и сдал на 5 балов.

Мои рекомендации
Соберите информацию об AWA.
Скачайте последний список тем для AWA (Analysis of an Argument, Analysis of an Issue)
Изучите эссе на 6 баллов – ваше эссе должно быть похоже на них!
Найдите шаблоны на Urch.com
Подготовьте свои собственные шаблоны.
3-4 раза в неделю пишите по 1-2 эссе с ограничением по времени.
Изучите 800SCORE AWA. Вот некоторые советы оттуда:
o Придерживайтесь четкой структуры
o Старайтесь использовать как можно больше синонимов
o Используйте как можно больше грамматических конструкций
o Вставляйте как можно больше коннекторов и вводных слов
o Найдите хитрые слова и вставьте их в свои шаблоны

TOEFL
К сожалению, я сдавал TOEFL достаточно давно и уже не помню специфики подготовки. Однако практически все советуют сдавать TOEFL сразу после GMAT. Секции Sentence Correction и Reading Comprehension в нем гораздо проще Gmat’овских.

ЭССЕ
Эссе играют критическую роль при поступлении. Хорошие эссе могут сгладить впечатление от не самых лучших результатов тестов или оценок в ВУЗе. Посредственные эссе точно похоронят ваши шансы на поступление. Пример: я готовился к поступлению вместе с моим хорошим знакомым. GMAT и TOEFL он сдал лучше меня. Оценки в ВУЗах и опыт работы у нас были практически одинаковые. Однако на интервью пригласили только меня.

Литература
“How to get into the top MBA program ” by Richard Montauk. Тщательный разбор всех стандартных тем для эссе. Обязательно для прочтения!
“65 Successful Harvard Business School Essays ”. Полезно, чтобы понять о чем пишут другие люди.

Эти книги помогут вам избежать некоторых ошибок и сэкономят время. Обе книги в 2006 г. были в Библиотеке иностранной литературы в Москве.

Мне также очень помогло то, что в последние 2 года я читал много бизнес-литературы на английском языке (в конце я привел top10 лист из того, что я прочел я последнее время)
Я приобрел нужный словарный запас (в последний год я выписывал все яркие фразы, которые я мог бы использовать в своих эссе в блокнот);
Мне не пришлось долго придумывать идеи для эссе.

Прежде, чем писать эссе
Соберите информацию о себе (см. Раздел «Personal Organizer» в Монтауке)
Попросите feedback у ваших друзей. Мой опыт: я послал около 20 писем друзьям с просьбой прокомментировать сильные/слабые стороны, … Получил 10 ответов. Из них 5 ответов мне очень помогли.

Общие советы
Рекомендации Монтаука. Прочитайте рекомендации в Монтауке для каждого вопроса (раздел «Understanding Key Essay Topics»)
Показывайте результаты. Никому не интересно, чем вы занимались. Важно, чего вы добились. Поэтому, сфокусируйтесь на результатах. Везде старайтесь использовать совершенную форму глаголов (сделал, добился…).
Школы ценят diversity. Покажите, что вы разносторонний человек.
Пишите ярко. Каждый человек в приемной комиссии читает сотни эссе. Ваша задача сделать так, чтобы он запомнил именно ваше эссе.
Позиционирование. Ваше эссе – продукт, который нужно продать приемной комиссии. При продаже любого продукта важно правильное позиционирование. Постарайтесь в 5-6 словах описать то, что вы хотите донести до приемной комиссии, и доказывайте это в каждом из своих эссе.
Сэндвич. В каждом эссе я использовал подход, который усвоил при написании многочисленных пресс-релизов. Любой пресс-релиз – это сэндвич. В самом начале нужно четко донести то, что вы хотите сказать. В середине – мясо, которое преподносит, накладывает и пережевывает вашу идею читателю. В конце опять четкое повторение главной идеи другими словами. В результате, читатель точно поймет и запомнит то, что вы хотели ему донести.
“There is no great writing, only great rewriting." Приготовьтесь постоянно переписывать эссе.
Показывайте эссе как можно большему количеству людей и внимательно прислушивайтесь к их словам. Я показывал свои эссе практически всем своим знакомым: в машине по дороге домой, в кафе во время обеда, во время случайной встречи в метро и т.д. Практически каждый знакомый чем-то помогал мне улучшить эссе.
Посмотрите со стороны приемной комиссии. Например, никогда не пишите, что «в университете мне все было очень просто». Приемная комиссия подумает, что вы потом то же самое будете писать о бизнес-школе. Это не тот «PR», на который они рассчитывают.
Никогда не пишите не правду.
Покажите, что вы знаете специфику школы.

Мой опыт
Я встретился с каждым из своих рекомендателей примерно за 4 месяца до отправки документов. Во время первой встречи я просто объяснил свою ситуацию и убедился, что каждый из них найдет время на то, чтобы написать мне хорошую рекомендацию. Примерно за месяц до подачи документов я встретился с каждым из них повторно, подробно рассказал о том, что ждет от рекомендаций бизнес-школа, и обсудил список фактов, которые каждый из них мог бы использовать в рекомендации.

Советы
Кого выбрать рекомендателем? Я думаю, что минимум две рекомендации должны быть из бизнес-среды. Лучше всего от ваших непосредственных руководителей или клиентов.
Выбирайте людей, которые вас любят. Они всегда смогут найти достаточно времени и подобрать нужные слова.
Не пишите рекомендации самостоятельно. Все, что вы могли написать о себе, вы уже написали в эссе. Постарайтесь схематично указать то, что, на ваш взгляд, нужно включить в рекомендацию, но вежливо настаивайте на том, чтобы рекомендатель писал рекомендацию самостоятельно.
Факты. Попросите рекомендателей использовать как можно больше фактов. Скорее всего, в первой версии рекомендатель напишет что-то типа: «ABC самый лучший. Он лучше самых лучших и своей лучшестью всех лучших лучше.» Все это нужно удалить и вместо этого вставить конкретные факты (из которых все выше перечисленное и так должно следовать).

После отправки документов
Лучший совет – полностью отвлечься от мыслей об МБА. Если это не совсем получается, посмотрите следующие ресурсы
BusinessWeek forums. Достаточно большое сообщество аппликантов на МБА. Там вы сможете сразу узнать, как только ваша бизнес-школа начнет рассылать приглашения на интервью.
Admissions411.com. Здесь можно примерно определить, сколько приглашений уже послано, сколько интервью прошло и т.д.

Интервью
Формат
Гарвард
o Проводят члены приемной комиссии
o “Not blind interview”. Интервьюер хорошо знает ваши документы, включая эссе
o В России интервью проводятся по телефону. Хотя у вас всегда есть возможность поехать на интервью в US
o Используется более или менее стандартный набор вопросов. Тут находится то, что мне удалось собрать
o Главное: нужно подготовить ответы на стандартные вопросы, которые консистентны с вашими эссе
Стэнфорд
o Проводят выпускники
o “Blind interview”. Интервьюер получает только ваше резюме
o Вопросы могут быть совершенно непредсказуемые

Статистика
В Гарварде и Стэнфорде принимают примерно 50% тех, кого пригласили на интервью. Ели вас пригласили на интервью – это значит, что у вас уже хорошие шансы!

Советы
Просмотрите стандартные вопросы.
Позиционирование. В соответствии с вашим позиционированием продумайте
o Какое впечатление вы хотите оставить
o Какие акценты следует делать при ответах на стандартные вопросы
Структурируйте ваши ответы. Не стоить сразу бросаться отвечать на вопрос, даже если ответ кажется вам очевидным. Подумайте пару секунд и ответьте с учетом вашего позиционирования.
Не уходите от вопроса. Четко отвечайте на тот вопрос, который вам задают.
Подготовьте хорошие вопросы к школе. В конце вас обязательно спросят, нет ли у вас каких-либо вопросов к школе. Это как раз тот момент, когда вы сможете показать, что вы хорошо изучили информацию о школе. Для этого продумайте неочевидный вопрос, ответ на который вы не смогли получить из открытых источников.
Практикуйте ваши ответы. Я делал это в машине, стоя в пробках на кольцевой.
Не нервничайте. Если вы попали на интервью, значит вы уже заинтересовали школу.
Говорите только правду.
Раскройтесь и будьте собой. Интервьюер хочет понять, кто вы на самом деле.
Внимательно слушайте. Особенно, если у вас интервью с выпускником.

Мой опыт
Изначально я думал, что гораздо лучше справлюсь с телефонным интервью по следующим причинам:
Есть примерный список вопросов, на который нужно просто заучить ответы.
Мне казалось, что я смогу гораздо лучше конкурировать с консультантами из McKinsey (которые в большом количестве поступают на МБА) в телефонном интервью. Рассуждал я примерно так: продавать себя – это главная работа консультанта, поэтому эти ребята должны уметь это делать гораздо лучше меня.

На практике все оказалось наоборот. Я чувствовал себя гораздо комфортнее и смог гораздо лучше донести свои мысли при личном интервью с выпускником Стэнфорда. Я думаю, что это произошло по следующим причинам:
Мне гораздо комфортнее общаться с человеком лично
Мне гораздо проще объяснить мои цели и результаты человеку, который хорошо разбирается в бизнесе

После интервью я имел уникальную возможность примерно час поговорить с выпускником бизнес-школы. Помимо прочего это помогло
«Почувствовать» дух школы. На мой взгляд, чрезвычайно важно понять культуру и тип людей в школе. Вам с этими людьми предстоит провести 2 года!
Получить ответы на мои вопросы от успешного человека, который через все это прошел.

Литература: top10 лист
Здесь я привожу список книг, которые помогли мне почерпнуть идеи для написания эссе. Возможно, вам они никак не помогут. Хотя мне кажется, что эти книги хороши сами по себе.
“The 21 Irrefutable Laws of Leadership ”, John C. Maxwell. На русском . На мой взгляд – это лучшая книга про лидерство из тех, которые мне удалось прочитать.
“Funky Business ”, Kjell A. Nordstrom, Jonas Redderstrale. На русском . Отличная книга о бизнесе.
“Working with Emotional Intelligence ”, Daniel Goleman. Книга открывает, на первый взгляд, очевидные вещи. Тем ценнее она становится! Идеи из книги я использовал в эссе при описании моего подхода к командной работе. В целом, книга позволила мне значительно улучшить навыки управления командой.
“Screw It, Let"s Do It: Lessons In Life ”, Richard Branson. Брэнсон очень близок мне по духу. Именно в этом стиле я старался писать свои эссе.
"The McKinsey Way ", Ethan M. Rassiel. На русском . Набор бизнес-правил для ежедневного использования, будь то написание эссе или разработка стратегии для выпуска нового продукта.

С профессиональной точки зрения мне были интересны книги про IT индустрию и Startup’ы. Вам, скорее всего, будет более полезно почитать про вашу индустрию. Вот top5 книг про IT и Startup’ы из тех, которые мне удалось прочитать
“The Art of the Start ”, Guy Kawasaki. Я также регулярно читаю блог на GuyKawasaki.com
“Startup ”, Jerry Kaplan. Лучшая история о неудавшемся стартапе, написанная основателем и CEO.
“PayPal Wars ”, Erick Jackson. Лучшая success story, описанная одним из сотрудников.
“Get Big Fast ”, Robert Spector. Лучшая success story, написанная репортером.
“Why Elephants Can’t Dance ”, Louis V. Gerstner. История возрождения IBM, написанная CEO.

10.12.2015

Что писать в эссе, резюме и онлайн-заявке (application) в Stanford GSB? Мотивационная история – инструмент для структурирования идей и распределения их по документам.

Теперь настало время подготовить полный пакет документов для отправки в приёмную комиссию:

  • резюме (curriculum vitae, CV),
  • два эссе (Essay A: What matters most to you, and why?, Essay B: Why Stanford?)
  • онлайн-заявку (набор онлайн-форм на сайте Стэнфорда),
  • транскрипты из университетов.

С транскриптами всё достаточно просто: я сделал запросы в свои alma mater: МГИМО , Bocconi и University of Minnesota с просьбой отправить транскрипты в приёмную комиссию Стэнфордской школы бизнеса. Университет Миннесоты отправил транскрипты в электронной форме, Боккони сделал отправку по DHL (пришлось оплатить). МГИМО, как и многие российские ВУЗы, услугу по отправке транскриптов не оказывает, поэтому я взял запечатанный конверт с транскриптами в Отделе Болонского процесса МГИМО и сам его отправил. Мне повезло, что все мои транскрипты были на английском языке, иначе пришлось бы делать перевод и заверять у нотариуса. Это нетрудно, но затратно по времени и деньгам.

Мотивационная история: две части

Резюме, 2 эссе и онлайн-заявка – самая интересная и сложная часть пакета документов. Я называю её «мотивационная история », поскольку она должна отражать важнейшие этапы жизни кандидата (отсюда «история») и объяснять мотивацию (1) кандидата учиться на выбранной программе и (2) университета взять кандидата на эту программу (отсюда «мотивационная»).

В этой статье я расскажу, как собрать материал для частей (1) и (2) мотивационной истории и распределить его по документам (резюме, эссе, заявка). В последующих статьях речь пойдёт о каждом документе в отдельности.

(1) Почему я хочу учиться в Стэнфорде?

На этот вопрос я подробно ответил в процессе выбора бизнес-школы – см. статью MBA 03 . То же самое я собираюсь рассказывать и в мотивационной истории.

Где всё это отразить? В эссе В, «Why Stanford?».

(2) Почему я – достойный кандидат?

Теперь мне нужно доказать, что Стэнфорд не прогадает, если выберет меня из тысяч других кандидатов. Для этого я соберу аргументы, почему я удовлетворяю критериям отбора Стэнфорда (часть 2.1), а также придумаю, чем я могу быть полезен бизнес-школе и её студентам (часть 2.2.).

(2.1) Почему я удовлетворяю критериям отбора Стэнфорда

Каждая школа ищет кандидатов, удовлетворяющих её собственным критериям. У Стэнфорда их три . Здесь я приведу их полностью, чтобы не упустить важных деталей.

  • Intellectual Vitality

«In assessing intellectual vitality, we believe that your attitude toward learning is as important as your aptitude. We hope that your application will convey your passion, dedication, and genuine interest in expanding your intellectual horizons.

We also consider the initiative with which you seek out opportunities that enhance your knowledge. We want to understand your willingness to master concepts that may not be immediately relevant to your intended career, to carve your path in ambiguous environments, and to support the school’s goal of developing knowledge that deepens and advances the practice of management ».

  • Demonstrated Leadership Potential

«As we review your application, we are considering your leadership potential as demonstrated through your personal character and professional competence.

Your personal character matters not only because integrity is the cornerstone of any academic community, but also because of the vast responsibility our society places on leaders of businesses and social-sector organizations. As a result, we look for evidence of behaviors consistent with your ideals, even under difficult circumstances-a sort of directed idealism.

We want to understand your personal motivation and convictions, and your ability to confront complex, unfamiliar issues with good judgment. We also try to uncover the ways in which challenges to your beliefs may have changed some of your perspectives and reinforced others.

In understanding your professional competence, we look for both leadership experience and potential. In doing so, we don’t limit ourselves to your professional life. Neither should you. We look at your background for evidence of the ways you have influenced the people and organizations around you, and the way those experiences have shaped you.

We look for evidence of your desire to make a lasting impact in the organizations you serve throughout your career, inspiring and motivating your colleagues.

We consider your awareness of what you do well and the areas in which you can improve, and your openness to feedback. Ultimately, we gauge your commitment to utilizing fully your opportunities and available resources ».

  • Personal Qualities & Contributions

«The strongest applications we see are those in which your thoughts and voice remain intact. The Stanford MBA experience relies on authenticity among students. To understand how you will contribute to and benefit from the University community, we need to know who you are, not simply what you have done. Your experiences, beliefs, passions, dreams, and ambitions will help form the Stanford community.

Take time to reflect on who you are, and have confidence in yourself. We always remember that there is neither an “ideal” candidate nor a “typical” Stanford MBA student. You should remember this, too.

While the Stanford GSB community does include students who have pursued incomparable opportunities, most Stanford MBA students have excelled by doing ordinary things extraordinarily well. What you make of an experience matters to us, not simply the experience itself ».

Как я понял эти критерии?

Постараюсь перефразировать на русском:

  • Intellectual Vitality способность и желание учиться. Мало сказать, что я отлично учился. Нужно привести примеры, когда я тянулся к знаниям вопреки трудностям. Например, не понимал материал и сидел под дверьми профессора в ожидании office hours.
  • Demonstrated Leadership Potential – проявления лидерских навыков и инициативы, а также ценности и убеждения , ставшие их основой. Мало сказать, что я участвовал в организации клуба дебатов. Нужно объяснить, почему я это делал и какие выводы извлёк.
  • Personal Qualities & Contributions искреннее описание интересов и ценностей, без попыток понравиться или продемонстрировать свою успешность . По сути, ответ на вопрос, что важно лично для тебя.

Почему я подхожу?

Определившись с требованиями программы, я стал размышлять, почему я подхожу под них. Для этого

  • Взял набор красных стикеров и начал писать на них свои всевозможные достижения, навыки, интересы и ценности ,
  • Написав несколько, распределил их по группам Intellectual Vitality, Demonstrated Leadership Potential, Personal Qualities and Contributions,
  • Под стикеры, не вошедшие ни в одну группу, я сделал три дополнительные группы :
    Global Mindset (все о международном опыте и интересе к другим культурам),
    Technical Competence (математические навыки, программирование) и
    Communication (опыт и тяга к публичным выступлениям, переговорам)
  • Написал ещё несколько стикеров, опять распределил по группам и т.д.

Весь процесс занял несколько дней и в результате дал разноцветный шкаф на фотографии. Левые три столбца – критерии GSB, правые три – мои дополнительные группы.

Где всё это отразить?

По всем документам. Через некоторое время стикеры с материалами о себе я снял со шкафа и принялся сортировать по документам: эссе А, эссе В, резюме, онлайн-заявка, 2 рекомендации. Общее правило такое:

  • Эссе А : всё, что связано с ценностями и историями, что я за человек. Минимум саморекламы. Подробнее см. статьи об эссе А .
  • Эссе В : то, что вытекает из эссе А. Почти никакие стикеры со стены сюда не попали. Подробнее см. статьи об эссе B .
  • Резюме : короткие яркие факты (отличное место для саморекламы). Подробнее см. статью о резюме / CV .
  • Онлайн-заявка : все остальные факты. Важные, но менее яркие (например, игра в футбольной команде, стажировка или короткая программа обмена во Флоренции)
  • Рекомендации : факты / истории, которые лучше всего рассказывать со стороны.
    Идеальный вариант – что-то не умел, получил плохой фидбек, очень постарался, выучился, стал экспертом. Для меня это было моделирование в Excel.
    Идеи, относящиеся сюда, я обсудил с рекомендателями. На их основе они составили рекомендации. Подробнее см. статью о рекомендательных письмах .

(2.2) Чем я могу быть полезен бизнес-школе

Бизнес-школа – место, где люди учатся не только и не столько у профессоров, сколько друг у друга. Это особенно ярко проявляется в Стэнфорде, отличающемся культурой взаимной поддержки студентов и выпускников. (Я много писал об этом со слов студентов и выпускников в статье о Стэнфорде . Вообще, пишут об этом повсеместно; в частности, ). Поэтому мне очень важно доказать приёмной комиссии, что я буду полезен другим студентам и что со мной будет интересно.

Как я это собирался делать:

  • Одна из моих ценностей – возможность постоянно учиться у других и учить других. Поэтому я с удовольствием буду активно участвовать в учебных обсуждениях и внеклассных мероприятиях на пользу себе и другим
  • Разговаривая с выпускниками, я узнал, что иногда студенты сами организуют курсы для своих однокурсников и ведут их. Я подумал, что мне было бы интересно прочитать в Стэнфорде курс о консалтинге для желающих там работать. Тем более у меня уже были идеи, что в него включить.
  • Когда я учился в США в школе и магистратуре, я заметил, что вечера с русской кухней пользуются популярностью у американцев. Почему бы не повторить?
  • В Стэнфорде есть программа развития лидерства Arbuckle Leadership Program, на которой студенты-второкурсники помогают развивать лидерские качества первокурсникам. Я хочу принять в ней участие и как протеже, и как ментор

Где всё это отразить?

Преимущественно эссе В.

* * *

Материал для Стэнфорда собран и распределён по документам. Однако это не означает, что он не будет претерпевать изменения. Впереди много итераций с каждым документом, особенно эссе. Общие идеи, скорее всего, останутся неизменными, а вот конкретные примеры и истории поменяются. Расскажу об этом подробно в следующих статьях.

Спасибо за чтение.

Виктор Рогуленко

Тэги:

Полезны ли MBA-программы, что дает диплом магистра делового администрирования тем, кто работает в IT? Мы спросили выпускников американских, британской, испанской и норвежской бизнес-школ.

В закладки

Остап Гулько, бизнес-аналитик DataArt , Львов

IE Business School, Испания

Остап Гулько (в шляпе) с однокурсниками из IE

Выбор школы

Когда я решил подавать документы, мне было 28 лет, у меня уже был довольно серьезный опыт в корпоративном мире, и будущее выглядело прогнозируемым. Захотелось попробовать себя в другой роли, отрасли, а если повезет, - стране.

Я искал годичную программу full-time с хорошими отзывами. Согласно рейтингу Financial Times, IE Business school входит в десятку лучших в мире, кроме того, была возможность закончить программу, совместную с MIT. Когда узнал, что помимо прочего, получил стипендию на 40 % стоимости обучения и льготный кредит на 20 % - выбор был очевиден.

Впечатления

Порадовали качество образования, гибкая структура программы и упор на мультикультурное разнообразие - отличная смесь. Из недостатков: школа молодая, бренд пока уступает именитым американским учебным заведениям, а расположение в Испании накладывает отпечаток на процесс трудоустройства: большое значение приобретают локальный опыт и гражданство Евросоюза. Поэтому я с самого начала был настроен на возвращение в консалтинг в Москве или Киеве.

IE считается самой сильной бизнес-школой в Европе именно по части обучения предпринимательству. Она заточена под работу с высокими технологиями и венчурный капитал, многие выпускники уходят пилить свои стартапы, над которыми начинают работать еще в школе, или присоединяются к уже существующим.

Во многом MBA - уникальный опыт. Никакие книги и вебинары не научат тебя работать с ребятами из 55 стран с самым разным бэкграундом. Инструктор-морпех из Калифорнии, серийный предприниматель из Сан-Паулу, спец по борьбе с эпидемиями, работающая в ООН. Список можно продолжать. Все участники процесса, как писали в советских газетах, люди интересной судьбы.

Главное, что я приобрел, наверное, бесстрашие. Из-за жутких нагрузок, когда нужно успеть все в срок, повышается толерантность к риску. Ты учишься жить в атмосфере неопределенности, характерной для современного VUCA-мира.

После выпуска

Работу я нашел через два месяца после выпуска, а активный поиск начал еще во время учебы. В школе есть центр трудоустройства c отраслевыми консультантами, а ближе к концу учебного года проходит ярмарка вакансий. Инвестиции в обучение окупились приблизительно через три года - доход после выпуска подскочил где-то в два раза.

В MBA-тусовке есть расхожая шутка, что правильный ответ на любой вопрос - “it depends”. Да, степень от хорошей школы открывает много дверей, но войти в них предстоит самому, диплом сам по себе - не серебряная пуля. Вы можете многое попробовать, терпеть неудачи, менять приоритеты, искать то, что подходит лично вам, благо кастомизация обучения это позволяет.

Сейчас часто говорят о феномене свитчеров - людей, приходящих в IT-сферу извне. Иногда с негативной коннотацией, что отчасти оправдано нехваткой навыков и знаний, нужных, чтобы сразу включиться в работу.

В свою очередь, человеку с техническим бэкграундом сложно перейти на управленческую должность, ввиду отсутствия бизнес-знаний и коммуникативных навыков. MBA - стрессовый, но эффективный способ закрыть пробелы за относительно короткий промежуток времени.

Ярослав Дятчик, директор офиса DataArt , Люблин

University of Illinois, США

Ярослав (крайний справа) на вручении диплома

Выбор школы

Я окончил политехнический институт, но, начиная с 2005 года, фокус деятельности все больше сдвигался в сторону бизнеса. Многие решения принимал интуитивно, без фактического анализа. Но мне хотелось более детально понимать процессы, изучить методы и инструменты, которые смогли бы помочь принимать верные решения.

К выбору программы MBA подошел прагматически - проанализировал рейтинги, рекомендации, преподавателей, цены. Поскольку я уже имел опыт в IT, старался найти наиболее обширный курс, без привязки к конкретной отрасли.

Впечатления

Трудно сказать, насколько удачным был мой выбор - нет реальной возможности самому оценить программы других университетов. Мне понравился интердисциплинарный подбор лекторов: от академических преподавателей до чистой воды практиков из различных областей. К минусам отнес бы подход американских преподавателей к передаче знаний: всегда чувствовал, что они делятся необходимым минимумом, многое оставалось за кадром.

Я не подсчитывал, как быстро MBA себя окупил. Думаю, важно, чтобы то, что мы делаем и чему учимся, приносило удовольствие, вызывало интерес, генерировало новые идеи.

Могу определенно сказать, что программа MBA позволила упорядочить понятия и систематизировать подход к работе. Не следует рассматривать MBA как полный курс, скорее, это некое обобщение, которое открывает тебе новые горизонты.

MBA будет прекрасным дополнением к любому образованию, вне зависимости от отрасли, если вы не экономист. Кроме того, в индустрии разработки ПО нет чистого IT, каждое решение относится к конкретной области бизнеса: финансам, туризму, здравоохранению и т. п.

Более глубокое понимание происходящих в бизнесе процессов позволяет взглянуть на свою работу, приоритеты и цели в несколько иной перспективе. Во многом это умение недооценено, далеко не каждый может выйти на новый уровень абстракции и оценить свои действия со стороны.

Мария Кузенкова, бизнес-аналитик DataArt , Воронеж

Saint Mary"s University of Minnesota, США

Выбор школы

Когда я задумалась о получении MBA, у меня уже было высшее математическое образование. Два года я проработала в крупной российской IT-компании, но поняла, что для дальнейшего карьерного роста не хватает бизнес-образования.

К тому же, на тот момент я уже несколько раз побывала в США, и мысль, что я хотела бы переехать туда, не оставляла. MBA в Штатах было хорошей возможностью, с одной стороны, получить необходимые знания, с другой - пожить там достаточно долго, чтобы понять, хотела бы я остаться насовсем. В случае выбора в пользу в Америки, у меня был бы американский диплом, что повысило бы шансы найти достойную работу.

Я выбрала Saint Mary"s University of Minnesota в небольшом городке Рочестер, поскольку он находится в непосредственной близости от городка, в котором я по обмену училась в школе и где у меня много друзей и знакомых. Вторым пунктом в пользу этого университета была относительно низкая стоимость обучения по сравнению с другими программами.

Впечатления

Я осталась очень довольна университетом и программой. Большинство преподавателей работали на руководящих должностях в крупных компаниях (в основном в Mayo Clinic - градообразующем предприятии Рочестера), поэтому программа была насыщена примерами из реальной жизни.

Мне очень понравилось, что практических занятий было больше, чем теории. К примеру, в качестве дипломной работы я вместе еще с несколькими студентами составляла бизнес-план для небольшой местной благотворительной организации. Особенно приятно было узнать, что многие идеи из разработанного нами бизнес-плана были реализованы и принесли плоды.

Программа MBA не была привязана к IT. Можно было выбирать между Finance, Healthсare Administration, Project Management, Human Resource Management, или же general MBA без привязки к определенной специализации. Я сделала выбор в пользу последней опции и не пожалела. Выбирать узкую специализацию лучше, когда знаешь, в какой именно сфере хочешь работать, а у меня на тот момент еще не было определённости на этот счёт.

Программа MBA дала мне полный комплекс теоретических и практических знаний по менеджменту. Кроме того, она помогла мне усовершенствовать навыки владения устным и письменным английским, получить опыт создания презентаций и публичных выступлений, научила работать в команде и не бояться быть лидером. Но самое главное, на мой взгляд, что я извлекла из обучения, - умение мыслить "out of the box" и решать сложные и нестандартные задачи.

После выпуска

Несмотря на сравнительно низкую стоимость программы, инвестиции по российским меркам потребовались немалые. Но для меня эти вложения окупились с лихвой.

Во-первых, я приняла очень важное для себя решение вернуться на родину. Я поняла, что добиться успехов и изменить свою жизнь к лучшему можно везде, а быть рядом с родными и близкими - бесценно.

Во-вторых, американский диплом MBA помог мне устроиться на работу в России. Полученное образование дало значительное преимущество перед другими кандидатами и возможность выбирать между лучшими компаниями в нашем городе. В результате уровень моих доходов заметно вырос.

Пригодилось ли данное образование в моей текущей профессии в IT? Однозначно. Бизнес-аналитику очень важно понимать законы бизнеса и бизнес-процессы, мыслить глобально и эффективно, иметь навыки общения с топ-менеджментом и командой, уметь проводить воркшопы и презентовать идеи. Полученный опыт помогает мне успешно справляться со всеми стоящими передо мной задачами и быть уверенной в своих силах.

Марина Семилетова, менеджер проектов DataArt , Санкт-Петербург

Выбор программы

Я поступила в программу в 1998 году. Мой диплом называется Master of Business in Science, в России он приравнивается к MBA. Как таковой цели получить MBA у меня не было, был интерес иметь хорошее экономическое образование.

Я получила грант и стипендию от норвежского правительства и поехала учиться в город Будё в университете провинции Нурдланд. После MBA я получила повторный грант еще на два года и продолжила обучение на Advanced Master (это ступень, предшествующая PhD).

Впечатления

Я была довольна выбранной школой и образованием в целом. Оно заметно отличалось от российского - до этого я три года училась в БГТУ (СПб). Самое главное, что я получила, это способность применять теорию на практике. А процессе обучения мы проходили много кейс-стади, и это помогло в бизнесе.

Евгений Веселов, Delivery Manager DataArt , Люблин

Edinburgh Business School, Шотландия

Выбор школы

До MBA у меня за плечами уже были 12 лет работы в индустрии и магистерский диплом направления компьютерных наук. Я задумался об MBA, так как хотел получить новые знания, которые бы помогали делать работу лучше и расти профессионально. Кроме всего прочего, было интересно систематизировать знания и встретить новых людей.

Edinburgh Business School я выбрал, т. к. она была доступна финансово, университет входил в топ-300 в мире и на выходе давал британский диплом.

Впечатления

В целом я доволен программой, получил довольно интересные и практически применимые знания, встретил много новых друзей из разных сфер: юриспруденции, сельского хозяйства, ритейла, финансов, фармакологии. Узнал, что их проблемы очень похожи на наши. Например, если вы думаете, что сложно найти Java-архитектора, вы наверняка не искали высококвалифицированного сварщика. Жуткий восторг вызвали экскурсии на предприятия реального сектора, например, мы посмотрели изнутри, как работает пивзавод.

Евгений Веселов во время экскурсии на пивзаводе

После выпуска

Работу после бизнес-школы я нашел довольно быстро. Через месяц после получения диплома на меня вышли рекрутеры DataArt. В целом, жить и работать стало интереснее. Самое ценное, что мне дала MBA, - умение смотреть на вещи с позиции работающей системы, где каждая деталь может быть важна. При всем этом пришло осознание того, что очень часто приходится рисковать и принимать решения, основываясь на неполной картине мира.

Я думаю, что на позициях в IT уровня Delivery Manager и выше знания, которые дает МBA, просто необходимы. Например, финансовый менеджмент и основы бухгалтерского учета, маркетинг и стратегический менеджмент, основы переговоров и HR. Другой вопрос, что все это можно изучать самостоятельно, вне определенной бизнес-школы, но это будет не так увлекательно и эффективно.

Написать

Написание эссе на предложенную тему обязательно для всех поступающих на MBA. Это одно из трех составляющих, по итогам которых принимается решение о зачислении либо отказе. Эссе играет очень важную роль. Именно в нем можно показать собственную индивидуальность, неординарность, оригинальность мышления и иные качества, которые ценятся в таких школах. Согласно статистике, лишь 15 % эссе сразу же открывают дорогу в бизнес-школу. 75 % требуют уточнений, а остальные 10 % служат поводом для отказа. Поэтому вопрос о поступлении в бизнес-школу напрямую зависит от мастерски написанного эссе. Рассмотрим 5 основных ошибок, которые допускают абитуриенты при написании эссе для поступления на MBA.

Ошибка № 1: неинтересное, серое изложение информации.

Для написания не следует искать информацию в интернете или библиотеке. Достаточно провести анализ собственной жизни, найти яркие примеры и истории из нее, красиво рассказать о них, упомянув о собственных сомнениях, чувствах, мыслях. Если ситуация была сложной, опишите, как был найден выход из нее. Для этого нужно проанализировать свой опыт, прислушаться к сердцу, обратиться к собственной памяти.

Подчеркните свою особенность, укажите, что мечта получить MBA-образование не беспочвенна, а является логическим продолжением имеющегося опыта. Однако не стоит лишь описывать интересные истории и ситуации, не характеризуя собственный мыслительный и эмоциональный процесс, не проведя самоанализа. Подобное эссе будет поверхностным и неинтересным.

Ошибка № 2: употребление сленговых выражений.

Эссе должно быть написано интересным, ярким языком, передающим краски всего, что написано. Однако грубейшей ошибкой станет употребление сленговых выражений. Избегайте таких слов, даже если употребляете в жизни. Они не подчеркнут Вашу особенность или индивидуальность, а лишь навредят. Не допускаются никакие сленговые выражения, даже отраслевые.

Употребляйте профессионализмы, только если это очень необходимо. Однако будьте осторожны с ними. Прежде чем писать эти слова в текст, подумайте, вносят ли они ясность и не сбивают ли с толку того, кто это читает.

Ошибка № 3: безосновательные громкие заявления.

Не стоит писать в эссе громких заявлений. Любое утверждение должно быть аргументировано, проиллюстрировано примерами из жизни, профессионального опыта.

Например, кандидат пишет, что именно он должен учиться на программе MBA. Нельзя все так и оставить. Ему следует объяснить: как к нему пришло понимание этого? как он понял, что это необходимо? почему он чувствует в этом необходимость? То есть стоит писать больше подробностей.

Ошибка № 4: нытье.

В процессе написания важно помнить, что Вы взрослый человек, а не ребенок. Поэтому не жалуйтесь, не нойте, не несите негатив. Укажите свои слабые стороны, но преподнесите их как преимущества. Если был негативный опыт, расскажите, чему он Вас научил. Если низкий средний балл в дипломе, возьмите на себя ответственность за это. И идите дальше.

Ошибка № 5: опечатки.

Опечатки – самая распространенная ошибка в эссе. Удивительно, что их можно исправить, просто проверив написанное. Но это делают лишь единицы.

После написания эссе перечитайте его еще раз. Исправьте ошибки, опечатки, неточности, правильно расставьте знаки препинания. Если в чем-то сомневаетесь, перечитайте написанное вслух, это может помочь разрешить сомнения. Только после этого отправляйте работу.

Помните, что опечатки, ошибки, небрежное оформление эссе несут негативный оттенок. Они способны кинуть тень даже на самый интересный, яркий очерк и породить сомнения в Вашей кандидатуре у приемной комиссии. Уважайте себя и тех, кто будет читать Ваше эссе.


MBA (Master of Business Administration, в России - Магистр делового администрирования) - это квалификационная степень в менеджменте, примерно соответствующая кандидатской степени (есть еще степень DBA). Фактически - программа подготовки топ-менеджеров, которую осуществляют бизнес-школы. Обучение состоит по большей части из анализа бизнес-кейсов. Также «магистры» получают обширные знания в областях экономики, психологии и организационного анализа.

В одном только рейтинге портала MBA Today - 112 российских бизнес-школ. По всей стране их, вероятно, еще больше. Такое предложение свидетельствует о повышенном спросе на «корочки» MBA. Причем со стороны не только топ-менеджеров, но и просто амбициозных управленцев и даже специалистов. MBA привлекает ожиданием карьерного и финансового роста, а реклама бизнес-школ продвигает тезис «MBA - это выход на повышенный уровень на рынке труда». Так ли это на самом деле?

Развенчание мифов

Финансовый рост. «Часто у слушателей МВА присутствуют завышенные ожидания к подобным программам: им кажется, что как только у них на руках окажется диплом, их заработные платы должны увеличиться на 30%. Однако прямой корреляции между наличием диплома МВА и уровнем заработной платы не выявило ни одно исследование, которое проводило "Агентство Контакт"», - утверждает Анна Сус, руководитель департамента отрасли «Розничные сети и электронная торговля», хедхантинговая компания «Агентство Контакт».

Карьерный рост. «Действительно, факт окончания программы МВА повышает шансы кандидата в конкурсе на определенные вакансии, так как есть процент собственников бизнеса, которые желают видеть у себя в команде исключительно менеджеров с МВА, - делится наблюдениями Анна Сус. - Но есть организации, которые с предубеждением относятся к обладателям подобных дипломов, опасаясь завышенной самооценки и зарплатных ожиданий. В среднем не более 20% наших клиентов обращают особое внимание на наличие оконченного МВА. Поэтому нельзя однозначно говорить, что ваша заработная плата увеличится и вы быстрее найдете хорошую работу, если у вас есть диплом МВА».

«По моему мнению, MBA - это не тот фактор, который однозначно способствует эволюции и развитию человека, по крайней мере, в реалиях сектора FMCG, - говорит Инара Гериханова, руководитель группы по подбору и обучению персонала компании Unilever. - Компания Unilever не считает наличие такого диплома решающим фактором при приеме на работу».

Впрочем, и то и другое возможно, если:

а) получение степени MBA объективно вытекает из развития вашей карьеры;
б) вы выберете действительно стоящий курс.

Вам не нужен MBA, если...

Вы не из крупной компании. «Программы MBA плохо заточены под мелкий и средний бизнес. И человек, получивший степень МВА, вряд ли сможет применить на практике большое количество инструментов, которые он узнал во время обучения, если штат его компании не превышает 30 человек», - говорит Анна Сус.

Вы не топ-менеджер. «Я совершенно не вижу необходимости получать MBA всем поголовно, особенно начиная с уровня линейных специалистов, потому что эти знания просто не будут использоваться на практике, - говорит Инара Гериханова. - Очень сложно представить, где линейный специалист может применять навыки антикризисного управления». «Наивно полагать, что здесь ситуация будет схожа с ситуацией получения первого высшего образования, когда человек сначала учится, а потом уже идет работать. На МВА не идут учиться, чтобы стать руководителем. На МВА идут уже руководители с опытом для того, чтобы привнести в свой бизнес какие-то новые идеи или технологии», - поддерживает Анна Сус.

Вы далеки от сферы промышленности или финансов. «Большинство существующих программ МВА разрабатывались для сотрудников крупных промышленных и финансовых корпораций», - утверждает Анна Сус. «Финансистам или людям, связанным с общим управлением предприятием в банковских структурах, MBA будет более полезен, чем в секторе FMCG», - солидарна Инара Гериханова.

Какой MBA вам не нужен

Российский. Это звучит не очень патриотично, но российские дипломы MBA почти не котируются даже на внутреннем рынке. «Российские программы МВА котируются очень низко. Поэтому если вы хотите, чтобы наличие диплома МВА оказало какое-то влияние на вашу карьеру, то проходить обучение необходимо за границей», - утверждает Анна Сус. «Сразу можно отмести MBA, полученный в России. Большинство наших бизнес-школ очень далеки от реальности и не дают ничего, кроме "корочки"», - считает Иван Титов, управляющий партнер кадрового агентства «Арива-HR».

При этом в российских бизнес-школах могут работать действительно хорошие преподаватели, которые дают полезные знания и навыки.Такой вариант скорее подходит для общего развития, но лучше уж получить второе высшее образование. Курсы MBA дорогие, и российский диплом вряд ли окупится. Впрочем, ситуация вполне может измениться.

Mini MBA и другие сокращенные программы. Они составляются с единственной целью - снизить стоимость обучения и тем самым привлечь больше клиентов. Необходимого количества знаний, а главное - навыков, они не дают. Подходят для повышения уровня общей эрудиции (см. выше).

Полученный не в престижной бизнес-школе. «Существуют такие заштатные университеты (как в Америке, так и в Европе), которые организуют эти программы только для поддержания своего имиджа», - предупреждает Инара Гериханова. Вычислить перспективную бизнес-школу можно, сопоставив многочисленные рейтинги, прежде всего - зарубежные. «Также можно обратить внимание на то, в каких компаниях работают выпускники, чего они добились, и, конечно же, на возраст преподавателей, на их опыт, какие интересные и успешные проекты они успели реализовать», - советует Анна Сус.

Также важно, есть ли в требованиях к поступающим наличие сертификата GMAT. GMAT - стандартизированный экзамен на способность к обучению на MBA, который можно пройти как непосредственно в бизнес-школе, так и в офисах консалтинговых компаний. Он состоит из письменных заданий (эссе) и вопросов множественного выбора по решению деловых кейсов. Отсутствие GMAT в требованиях примерно соответствует низкому проходному баллу ЕГЭ для вузов.

Кстати, существуют многочисленные платные семинары по прохождению GMAT. Что само по себе свидетельствует о том, что желающих учиться на MBA намного больше, чем способных к этому.

Резюмируем. MBA - не трамплин для карьеры (таких трамплинов, кроме личных связей, вообще нет, но это уже отдельная тема), не возможность получить немедленный level up от просто способного менеджера до топа. MBA - это развитие управленческих навыков для тех, кому они уже необходимы. И даже в этом случае курсы нужно выбирать очень тщательно.

  • Карьера и Саморазвитие