Нужен ли мба. Примеры эссе на программы MBA

Эссе – это письменная работа, которую пишет будущий студент программы MBA. Эссе представляет собой творческий ответ на поставленный школой вопрос. Несмотря на то, что работа творческая, у нее есть свои цели и своя структура.

Цель эссе – раскрыть тему, основываясь на аргументах. Аргументы необходимо подкреплять примерами.

Классическая структура эссе:

  • вступление (вопрос, погружение в ситуацию, цитата и др.),
  • основная часть (раскрытие темы, заданной во вступлении),
  • заключение (уроки и выводы, прогнозы и др.).

Эссе является частью пакета документов, который студент подает в бизнес-школу. И большинство специалистов сходятся во мнении, что эссе – наиболее важный компонент заявки. В рамках текста будущий студент может не только показать, как он умеет грамотно и логично излагать мысли, но и показать себя как личность. Обычно кандидат пытается за счет эссе выделиться среди конкурентов на место в классе, сделать акцент на своих сильных сторонах.

Эссе должно быть ярким, цельным, живым, таким, чтобы школа приняла решение в пользу кандидата.

Таким образом, при написании эссе для поступления на программу MBA перед кандидатом стоят две основные задачи :

1) Убедить приёмную комиссию в том, что он достоин зачисления.
2) Персонализировать и «оживить» свою заявку, продемонстрировать, что он не просто ещё один «стандартный» претендент.

Поэтому убедитесь в том, что ваше эссе действительно о вас; что оно даёт ощущение того, что за этим пакетом документов стоит настоящий человек со своими желаниями, надеждами, мечтами, целями и амбициями. Приёмная комиссия должна увидеть, что вас мотивирует, что выделяет вас из толпы, кем вы хотите стать. Ваш приоритет №1 – объяснить, сколько для вас значит поступить именно в эту бизнес-школу, и что вы сможете со своей стороны ей предложить.

Количество и объем эссе

В пакете документов, как правило, необходимо предоставить от 2 до 12 эссе.

Их объем варьируется от 250 до 900 слов каждое. Обычно чем больше количество эссе, тем они объемнее. И наоборот. Однако бывают исключения из этого правила.

Виды эссе

Традиционно различают три типа эссе:

1) Эссе для MBA и EMBA . Так называемые классические эссе (Essays) на заданную школой тему.

2) Эссе для магистратуры и PhD (Personal Statement - Statement of Purpose/Statement of Intent). При этом университет может дать конкретную тему для эссе или попросить рассказать о цели поступления и причинах выбора именно этого заведения и этой программы.

3) Эссе в рамках application form. Это небольшие по объему ответы на эссе, которые есть в анкете.

Примеры тем эссе

  • What matters most to you and why?
  • Why do you want an MBA at this point in your life?
  • Why NYU Stern?
  • Define your short and long term career goals/aspirations post MBA.
  • What are your three most substantial accomplishments?
  • Describe your key leadership experiences.

О чем писать в эссе

Опираясь на ваше резюме, в Вашем эссе школы ищут для себя ответы на следующие вопросы:

  • Пытаетесь ли вы с помощью MBA справиться с безработицей и отсутствием карьерного роста?
  • Достижимы и реалистичны ли ваши цели?
  • Можете ли Вы критически себя оценить?
  • Можете ли вы связно/последовательно/доступно сформулировать свои цели?
  • Будет ли ваш опыт полезен сокурсникам?
  • Что вы дадите школе как выпускник?
  • Будет ли ваше резюме интересно работодателям?

Основные требования к эссе

Соблюдение объема. Заданный объем не следует превышать. Во-первых, если эссе Вы вводите в специальное поле, то текст свыше указанного объема может быть просто отрезан, что сделает его незавершенным. Во-вторых, комиссия может решить, что вы не в состоянии придерживаться общих правил. Золотое правило при написании – строго придерживаться заданного объема, не позволяя ему превышать +/- 10% указанного количества слов.

Шрифт. Ряд школ предъявляет требования к шрифту. Если требования не озвучены, то используйте самые распространенные шрифты. Размер – не менее 10, но не более 14.

Межстрочный интервал. Обратите внимание, есть ли информация от школы по этому требованию.

Стиль. Необходимо избегать сленга, сокращений, жаргонизмов, просторечной лексики и бранных слов. Также нежелательно употребление профессиональной лексики, так как она может быть незнакома представителю приемной комиссии.

Примеры. Эссе должно быть основано на реальном примере, ситуации. Абстракция, длинные философские рассуждения не допустимы.

5 советов тем, кто пишет эссе

1. В эссе должен содержаться ответ на заданный вопрос. Нет ничего хуже, чем «пустое» эссе. Поэтому проверьте себя, попросив кого-нибудь прочесть ваше эссе и затем угадать/предположить, каков был первоначальный вопрос.
2. Посетите кампус – и расскажите о своих впечатлениях и о том, что вас привлекло. Поделитесь тем, что вы узнали на кампусе. Ваша цель – продемонстрировать, что вы отлично представляете, какой будет ваша жизнь при обучении в этой конкретной бизнес-школе, и уверены, что это сделает вас успешным.
3. Подумайте, что могло бы подчеркнуть вашу уникальность. Возможно, какое-то необычное хобби или опыт работы? На самом деле всегда можно вспомнить как минимум 5 вещей, которые выделяют вас из толпы.
4. Не пишите в своём эссе о других людях. Даже если в своём эссе вы отвечаете на вопрос, с кем из успешных/влиятельных людей вам хотелось бы пообедать, всегда удерживайте фокус на себе.
5. И ещё несколько «не». Не стоит нахваливать школу: поверьте, они достаточно знают о том, насколько хороши . Не повторяйтесь. Не принижайте других людей или организации. Не жалуйтесь на препятствия на своём пути и не обвиняйте других. Не рассылайте стандартизированные письма – это сразу видно. И последнее «золотое правило» - не лгите. Оставайтесь собой. Вы должны узнавать в своей работе себя, свои преимущества и достижения, свой путь, свои амбиции.

MBA (Master of Business Administration) – профессиональная степень в управлении бизнесом, магистр делового администрирования.

Программы, направленные на получение данной степени, существуют в каждом развитом государстве мира. Основной целью является дальнейшая подготовка персонала, находящегося на управленческих должностях.

Программы позволяют людям получать опыт работы и специальные навыки для эффективного управления и делового администрирования. Итак, среди задач нужно отметить не только теоретическую подготовку, но и практическую.

MBA включает в себя менеджмент и несколько смежных дисциплин. Такая структура позволяет людям становиться достойными руководителями высшего звена.

Цель программы MBA

Студенты должны познакомиться с менеджментом, маркетингом, управлением производства и бухгалтерским учетом. Каждая отрасль менеджмента, вне зависимости от своей специфики, будет изучена, благодаря чему профессионал сможет руководить специалистами, играющими важную роль в производстве.

В последние годы отмечается стремительное развитие данного направления, направленного на подготовку настоящих профессионалов. Несмотря на это, многие университеты по-прежнему отдают предпочтение традиционным программам.

По данной причине степень MBA необходима для дальнейшего и успешного продвижения по карьере. Многие компании направлены на повышение уровня квалификации специалиста, благодаря чему он может с большим успехом выполнять поставленные рабочие задачи.

MBA способствуют тому, чтобы профессионал постоянно был готов к решению серьезных вопросов. Во время обучения развиваются специальные навыки, позволяющие практически автоматически реагировать на любую ситуацию. Наличие MBA является необходимым аспектом для того, чтобы специалист сумел занять высокую руководящую должность. Это, прежде всего, важно в Северной Америке.

В действительности и во многих других странах ценят обладание MBA, но при этом степень не может быть прямым свидетельством наличия всех необходимых навыков для управления предприятием, поэтому работодатели принимают во внимание рабочий опыт и потенциал, который будет раскрываться со временем.

Что требуется для обучения на MBA?


Поступающие на специальную программу в обязательном порядке должны соответствовать определенным требованиям. Минимальный возраст составляет около двадцати пяти лет. В большинстве случаев на MBA учатся люди от двадцати шести до тридцати двух лет.

Многие учебные заведения требуют предварительного опыта работы, который должен составлять, по крайней мере, два года. Топовые программы предполагают наличие четырех – пяти лет опыта, Executive – трех – семи.

Высокий бал по TOEFL или IELTS. Оба экзамена позволяют проверить уровень владения английским языком. В первом случае необходимо получить от девяноста до ста двадцати баллов, а во втором – шесть с половиной или семь. Таким образом, требуемый уровень достигает upper-intermediate, advanced.

Тест GMAT представляет собой специальный тест, позволяющий проверить знание по английскому языку, математике и аналитическому письму. Несмотря на то, что достойная оценка не может гарантировать 100% поступление, шансы существенно повышаются.

Резюме, мотивационное письмо и/или один – три эссе, два рекомендательных письма.

Диплом , подтверждающий получение высшего образования.

Официальные письма , которые могут быть подтверждением рабочего опыта.

В обязательном порядке нужно выбрать подходящую программу MBA и уточнить ее требования, после чего – пройти интервью в телефонном режиме или во время встречи с представителем курса MBA.

Как пишется эссе при поступлении в МВА

Сегодня образованная молодежь все чаще думает о том, как извлечь прямую выгоду из полученного диплома. Тема получения степени МВА (Master of Business Administration) становится все более популярной...

Магистр бизнес-администрирования (так переводится эта аббревиатура) - наиболее известная и популярная академическая магистерская степень в сфере управления бизнесом. Эту квалификацию, как правило, получают в дополнение к уже имеющемуся высшему образованию с целью приобретения специальных знаний и навыков в области менеджмента.

В список вступительных экзаменов в бизнес-школах обязательно включается написание сочинения-эссе. Наряду с практическими рекомендациями по его написанию, стоит напомнить и о прямом значении этого слова...

Эссе - прозаическое (реже поэтическое) произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею. В переводе с французского слово "essai" значит "попытка, проба, очерк" (поэтому, вероятно, не следует писать в заголовке своей работы "Попытка эссе"); в латинском существовало слово "exagium" - "взвешивание".

Главная примета эссе как жанра - свободная композиция. Последовательность изложения подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер. Отсюда особый синтаксис - множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции. В пунктуации - многоточия, будто приглашающие к соразмышлению.

Эссеистический стиль отличается подчеркнутой субъективностью, образностью, афористичностью, использованием разговорной лексики. Для него характерны индивидуальная импровизация в трактовке произведения, какой-либо проблемы или темы, непринужденная, в духе свободной беседы с читателем, манера изложения.

Наиболее часто встречающиеся темы

Вопросы о вашем вкладе в обучение и о вашей разносторонности.

1) Скажите, что повлияло на ваш профессиональный выбор? Пожалуйста, расскажите о своих планах на будущее в профессиональном отношении. Как повлияет полученная вами степень МВА на вашу способность достичь поставленной цели?

2) Расскажите о своей карьере. Зачем вам степень МВА? Как будет развиваться ваша карьера после получения вами степени МВА?

3) Расскажите подробнее о том, что вы планируете делать в ближайшем будущем и в дальнейшем, после получения вами степени МВА. Как обучение в школе Darden будет способствовать достижению поставленных вами целей?

4) Кратко расскажите о ваших достижениях в профессиональном плане. Расскажите поподробнее о ваших планах на будущее и о том, что заставило вас получить степень МВА в университете Kellogg? 5) Каковы ваши планы после получения степени МВА?

Это наиболее типичные темы эссе, задаваемые практически каждой бизнес-школой. Вы должны четко и ясно представлять себе, зачем вам нужна степень МВА, и уметь это доказать.

Вопросы обычно делятся на несколько частей. Большая часть касается вашего прошлого. Преуспели ли вы в бизнесе на сегодняшний день? От чего это до сих пор зависело? Вашего будущего. Как будет развиваться ваша карьера после получения вами степени МВА? Какие у вас планы на будущее? Или и того, и другого.

Предполагается, что ваши ответы будут так или иначе связаны с вашим желанием получить степень МВА.

Так как сначала обычно идет именно этот вопрос, ваше эссе будет первым, что увидит приемная комиссия, когда начнет изучать ваши документы. Вы должны произвести хорошее впечатление. Это можно сравнить с тем, когда вы, придя на интервью, здороваетесь и улыбаетесь. Соответственно, ваше первое эссе должно быть написано уверенно, последовательно, вы должны придерживаться фактов и не отклоняться от темы.

Приемная комиссия задает этот вопрос в надежде выяснить уровень вашей мотивации, зрелости и целеустремленности. Если эссе, написанные кандидатами, могут быть по понятным причинам не совсем четкими в отношении карьеры и планов на будущее, то эссе, написанное выпускником, должно быть кристально четким и ясным.

Если вы недостаточно ясно представляете себе, зачем вам степень МВА, вам нужно пересмотреть свое решение о поступлении в бизнес-школу. Неумение четко ответить на поставленный вопрос приравнивается к нерешительному пожатию руки или неумению смотреть в глаза собеседнику.

Эссе должно содержать большое количество информации, поэтому особое внимание следует обратить на его структуру. Вы можете раскрыть тему, разделив свой ответ на 3 отдельные части. В первой может идти речь о вашем прошлом опыте работы. Во второй - рассказ о ваших целях и планах на будущее. В третьей вы должны остановиться на самой программе бизнес-школы, в которую вы поступаете. Рассказывая о своем опыте, вы должны подчеркнуть, как ваш опыт, цели и поступки связаны с вашим решением получить степень МВА.

Предпочтительнее рассказывать только об одной вашей цели, если она, конечно, является основной. Если у вас был опыт работы в нескольких компаниях, можете рассказать об этом. Однако ваши доводы должны быть логично обоснованы или четко сформулированы. Если вы на самом деле неуверенны в своих целях (это иногда сложно понять из заявления), то честно скажите об этом, а не старайтесь что-то придумать. По крайней мере, хотя бы постарайтесь дать правдоподобное объяснение своей неуверенности, и поясните, почему именно эта школа поможет вам преодолеть ваши сомнения.

Подчеркните, насколько важна для вас именно данная программа, насколько она позволит развить именно ваши профессиональные способности и личные качества. Для того чтобы вы могли легко это сделать, вам придется потратить некоторое время на то, чтобы больше узнать о школе и о самом себе.

Когда вы изучите программу школы и то, как она себя позиционирует, используйте только те факты, которые вы можете отнести к себе. Не пишите о том, что, как вам кажется, они хотят услышать. Члены приемной комиссии сразу поймут вашу неискренность. Им также интересны ваши личные впечатления и жизненный опыт.

Следовательно, если вы будете стараться не выделяться из состава основной части абитуриентов, это может обернуться против вас, даже если ваше эссе хорошо написано. Чем откровеннее вы говорите о своих целях и желаниях, тем лучше будет ваше эссе.

Каким образом ваш жизненный опыт, знания и ценности смогут быть для нас (Kellogg Business School) полезными?

Станет ли студенческий состав более разнообразным благодаря вам? (1-2 страницы, напечатанные с двойным межстрочным интервалом)

Школе Darden нужны самые разнообразные студенты, будущие специалисты-менеджеры. Какие ваши качества будут полезными как нашей школе, так и вам как перспективному менеджеру?

Каждый вопрос, заданный в эссе при поступлении, направлен на достижение одной и той же цели. Члены приемной комиссии хотят узнать, что вы собой представляете, чем вы отличаетесь от остальных и какой вклад внесете в общий процесс обучения, если будете приняты. В данном случае об этом спрашивается прямо. Поскольку это именно то, что хотелось бы знать приемной комиссии, данный вопрос является одним из наиболее распространенных. Это вопрос примерно такого же плана, что и «Зачем вам нужна степень МВА?» Он касается одновременно вопросов: «Почему вы выбрали нас?» и «Почему мы должны выбрать именно вас?». Однако вопрос предполагает более личный ответ. В то время как вопрос «Зачем вам МВА?» задается, чтобы узнать чего вы достигли, что планируете делать, и каким образом бизнес-школа может вам в этом помочь, данный вопрос направлен на то, чтобы узнать, кто вы и как относитесь к школе. В сущности, «Зачем вам МВА?» о вашем опыте, а другие вопросы - о личных качествах.

Ответив на первый вопрос о своем опыте, деятельности и целях, сконцентрируйтесь на ваших качествах и свойствах характера. Что выделяет вас из многих, чем вы отличаетесь от остальных? Что могут сказать о вас ваши друзья и близкие? Некоторые сразу понимают смысл данного вопроса. Но бывает, что люди пишут о своих расовых или нравственных качествах, но такое случается редко. Человек, не имеющий большого профессионального опыта, может с помощью данного вопроса превратить свой недостаток в достоинство. Любой, обладающий талантом или призванием, например, спортсмен или музыкант, может сделать это темой своего эссе.

Менее заметные качества тоже достойны упоминания. Если вы считаете себя довольно типичным абитуриентом, обладающим широким кругом интересов - не стоит волноваться, что у вас нет какой-нибудь особенной отличительной черты. Вы можете перечислить несколько свойственных вам качеств. Вы не единственный, кто обладает такими качествами, но как бы то ни было, искренний и правдивый ответ будет говорить в вашу пользу. Какими словами люди могут вас описать? Любите ли вы рисковать? Вы очень образованный человек? Лидер ли вы? Добиваетесь цели необычными путями? Человек твердых убеждений? Порядочный ли вы человек? Умеете ли вы работать в коллективе?

Не так важны сами качества, о которых вы сочтете нужным рассказать, как то, на чем они основаны. Вопрос предполагает, что в ответе будет много прилагательных и каждое из них должно быть дополнено правдивым примером. Вы можете приводить примеры как из своего опыта работы, так и из личной жизни. Можете творчески подойти к заданию и рассказать историю из вашего детства, только будьте уверены, что это действительно поможет проиллюстрировать ваши качества.

Так как вопрос звучит: «Чем вы можете быть полезны нашей школе?», вам предоставляется прекрасная возможность доказать, что вы стремитесь поступить именно в данную школу. Попробуйте соотнести ваши цели с программой школы. Убедите приемную комиссию не только в том, что вы идеально подходите для обучения в бизнес-школе, а именно в их школе.

Приведите два примера вашей успешной деятельности в последние 5 лет, результатами которой вы можете гордиться.

Опишите 3 наиболее значимых события в вашей жизни и объясните, почему вы считаете их столь важными.

Расскажите о своих достижениях за последние 5 лет, которые наиболее полно отражают ваши способности руководить, и объясните, почему вы так считаете.

Что вы считаете своим достижением? Почему?

Ваш ответ скажет о вас больше, чем ваши достижения. И позволит приемной комиссии узнать, что вы цените, чем вы можете гордиться и чего вы способны достичь. Типичная ошибка, которую совершают абитуриенты, отвечая на данный вопрос, заключается в повторении уже изложенных фактов. Например, способный студент, который хорошо учился, склонен делать упор на своих высоких баллах GPA и GMAT. Тот, у кого много наград или грамот попытается включить их в сочинение, превратив его тем самым в нечто большее, чем обычное эссе. Чтобы избежать этого, специально оговаривается, что вы можете выбрать один, два или три примера, которые вы рассматриваете как свои достижения.

Если вы все же выбрали пример, о котором комиссия уже осведомлена, такой, может быть, как использование вами электромагнитной индукции в фи-бетта-каппа преобразованиях или повышение в должности, которое отражено в резюме, то сделайте ваш рассказ более живым и энергичным. Продемонстрируйте, чего вам это стоило, и какое влияние это оказало на вас лично. Не бойтесь показать членам комиссии, что вы этим гордитесь. Здесь нет места скромности. Однако не впадайте в другую крайность, иначе будет похоже, что вы занимаетесь саморекламой. Попробуйте рассказать вашу историю, не морализируя. Вам не следует волноваться, если ваше сочинение будет кратким и написанным по существу. Вы можете написать столько, сколько сочтете нужным.

Если у вас возникли затруднения из-за того, что вы не знаете, какое из достижений выбрать, то помните, что в лучших сочинениях говорилось о скромных поступках. То, чего вы достигли, представляет интерес только тогда, когда вы сами осознаете важность этого и можете рассказать об этом ярко и выразительно. За исключением специально оговоренных случаев, вы можете рассказывать о профессиональной деятельности, личной жизни или примерах, касающихся вашей учебной деятельности. Удостаивались ли вы похвалы немногословного и требовательного руководителя? Случалось ли, что вы проигрывали гонку, а потом улучшали ваш собственный результат? Работали ли вы день и ночь, чтобы в физике С сошлось с А? Не думайте о том, что они хотят услышать, думайте о том, что действительно заставляет вас гордиться собой.

Лидер ли вы?

Опишите, при каких обстоятельствах вы проявили свои способности лидера. Что именно вам удалось сделать?

Приведите пример двух ситуаций, произошедших за последние 4 года, в которых вы проявили себя как лидер. В чем выражались ваши организаторские способности?

Этот вопрос похож во многом на вопрос о ваших достижениях. Вы можете использовать аналогичный подход, отвечая на данный вопрос. Расскажите о том, что действительно случилось с вами и имеет для вас большое значение, а не то, что, как вам кажется, произведет впечатление на комиссию. Не ограничивайтесь упоминанием случаев, касающихся только вашей карьеры, особенно если вас просят привести несколько примеров.

Также заданный вопрос имеет много общего с проблемой нравственного выбора, потому что для этого очень часто требуется решительность и способность лидера принять ответственность на себя. Примите это к сведению и будьте готовы ответить, даже если будет два вопроса. С другой стороны, не уделяйте этой проблеме больше внимания, чем требуется. Вопросы, касающиеся нравственного выбора, являются трудными сами по себе, чего нельзя сказать о данном вопросе.

Вопросы личного характера.

Приведите конкретный пример того, что свидетельствует о вашем совершенствовании.

Через 30-40 лет, оглянувшись назад, сможете ли вы сказать, что вы многого добились? Что было бы для вас самым важным?

Расскажите нам немного о себе и своей семье. Где вы росли, кто ваши родители, есть ли у вас братья или сестры, и, может быть, о самом запоминающемся событии вашего детства.

Что оказало существенное влияние на ваше развитие в личностном плане (книга, учитель, друг, родственник, хобби и т. п.)?

Существует ли что-то общее между вашим совершенствованием как личности и вашими профессиональными целями?

Расскажите о себе и наиболее значительных событиях вашей жизни, повлиявших на вас.

Вопросы, на которые вы отвечаете в своем эссе, позволяют приемной комиссии лучше узнать вас. Отвечая на вопросы личного плана, вы получаете возможность говорить о себе, не ограничиваясь какими-то рамками, поэтому будьте внимательны.

Вам придется выбирать, так как невозможно коснуться всего, поэтому действуйте мудро. Некоторые абитуриенты горят желанием рассказать абсолютно все, боясь, что пропустят что-то важное, и это может отразиться на их шансах попасть в школу. Не поддавайтесь искушению поступить также. Вместо этого остановитесь на двух ваших качествах, которые позволят приемной комиссии составить полное представление о вас, как о личности.

Большинство вопросов сформулировано таким образом, чтобы позволить вам использовать свое воображение. Чувствуйте себя свободно и будьте самим собой. Если вопрос застал вас врасплох, это означает, что комиссия хочет услышать неподготовленный ответ. Что ж, многие абитуриенты чувствуют себя не в своей тарелке. Пытаясь быть объективными, они в итоге уходят от заданного вопроса, используя длинные многозначительные фразы. Они делают большую ошибку, так как смысл данного эссе - позволить понять, что вы за личность. Пишите искренне и от всего сердца.

Вопросы личного плана не бывают стандартными, каждая школа спрашивает о чем-то своем. Но даже если вопросы и отличаются один от другого, то существует 3 основных направления: ваша личность, ваши личные цели или ваш жизненный опыт.

Вопросы на общие темы (Неоценимый опыт, достижение, или риск; Важное событие; Человек, которого вы уважаете; Планы на будущее).

Определите, насколько значимым для вас явился тот или иной опыт, достижение или ситуация, в которой вы пошли на риск, и как это на вас повлияло.

Вопрос о ваших достоинствах и положительных качествах позволяет приемной комиссии судить о ваших жизненных ценностях, о том, чем вы гордитесь, и чего можете достичь. Типичной ошибкой при ответе на этот вопрос является повторение уже известных фактов, использованных вами в пакете документов. Не старайтесь упоминать все факты, отраженные в вашем резюме. Если вы все же выбрали какое-либо достижение, о котором говорили ранее, постарайтесь представить яркое и эмоциональное описание этого события. Расскажите, чего вам это стоило и как все это отразилось на вас лично. Не бойтесь показать, что вы этим гордитесь. Здесь нет места скромности. Однако не впадайте в другую крайность, иначе будет похоже, что вы занимаетесь саморекламой. Если вы решите просто рассказать суть дела, вам не о чем волноваться.

У вас возникли затруднения из-за того, что вы не знаете, какое из достижений выбрать? Помните, что в лучших сочинениях говорилось о скромных поступках. То, чего вы достигли, представляет интерес только тогда, когда вы сами осознаете важность этого и можете рассказать об этом ярко и выразительно. За исключением специально оговоренных случаев, вы можете рассказывать о своей работе, личной жизни или примерах, касающихся вашей учебной деятельности. Удостаивались ли вы похвалы немногословного и требовательного руководителя? Случалось ли, что вы проигрывали гонку, а потом улучшили ваш собственный результат? Работали ли вы день и ночь, чтобы в физике С сошлось с А? Не думайте о том, что они хотят услышать, думайте о том, что действительно заставляет вас гордиться собой.

Что касается второй части вопроса, от вас надеются получить искренний ответ о том, какой вы на самом деле. Говоря о своей зрелости, не переусердствуйте, рассказывая, каким ужасным человеком вы были когда-то, по сравнению с тем, каким отличным парнем являетесь сегодня. Никто не меняется коренным образом. Кроме того, образ того, каким вы были раньше, может хорошо запомниться комиссии. Также больше говорите о том, что вы представляете собой сегодня, и меньше о вашем прошлом. В завершение опишите реальные события, и то, как все происходило, чтобы доказать чего вы достигли в результате предпринятых вами действий. Примером могут послужить известные люди или реальные события. Но на самом деле человек может измениться к лучшему только с помощью трудолюбия, приложенных усилий и желания стать лучше.

Важное событие.

Расскажите о каком-либо событии личного характера, национального или международного масштаба, и определите, насколько важным оно является для вас.

Такой вопрос является одним из самых трудных, отвечая на него, вы все равно должны говорить о себе. Если событие действительно имеет для вас большое значение или у вас есть определенное мнение по этому вопросу, расскажите, как это связано с вашей жизнью. Что именно из вашего опыта, вашего детства затронуло вас? Касается ли это вас лично? Будьте готовы рассмотреть обе стороны вопроса, покажите, что вы можете мыслить логично и объективно. Вам не следует быть предвзятым или упрямым. И еще, вам лучше воздержаться от обобщений, которые выходят за рамки вашей компетенции.

Человек, которого вы уважаете.

Какой человек, литературный персонаж, историческая личность или произведение искусства (в живописи, музыке и т. д.) оказали на вас значительное влияние, расскажите об этом подробнее.

Ответ на данный вопрос позволяет выяснить, что вы за человек, под воздействием чего вы сформировались как личность. Студенты совершают ошибку, думая, что этот вопрос касается конкретного человека. Они начинают подробно описывать тех, кто оказал на них существенное влияние, углубляясь в детали, никак не соотнося эти факты с собой. Для школы не имеет значения, кем был ваш дядя или выдуманный персонаж. Важно, какое влияние он на вас оказал и в чем это выражено.

О ваших жизненных ценностях можно узнать из того, как вы описываете своего руководителя. Так, можно многое узнать о человеке, познакомившись с его друзьями. Если вы сомневаетесь, попробуйте сравнить впечатления тех, кто восхищается энергичным спортсменом и тех, для кого примером является талантливый, но пассивный научный сотрудник. Нельзя сказать, хорошо это или плохо – все люди разные.

Здесь не может быть неправильных ответов. Большое значение имеет не то, как вы характеризуете человека, а то, кого вы выбрали в качестве примера. Другими словами, не выбирайте человека с громким именем, что, как вы думаете, поразит приемную комиссию. Ваш выбор не принесет ожидаемого эффекта. Обратите на это внимание. Часто абитуриенты рассказывают о своих родителях. Если вы говорите о своем отце, несомненно, вы можете многое сказать, но помните, что ваше эссе должно выделяться из общей массы.

Планы на будущее.

Почему вы хотите потратить два года на учебу в бизнес-школе? Насколько повлияет получение ученой степени на достижение вами поставленных целей.

Вы должны обладать необходимыми сведениями о той школе, в которую подаете документы, прежде чем начать писать эссе. Такой вопрос предполагает, что вы будете говорить именно об этой школе. Отвечая на подобный вопрос, имейте в виду те факторы, которые имеют для вас решающее значение. Это поможет вам избежать неискренности и лестных высказываний, что является нежелательным при написании эссе. Если вы будете отвечать честно и подкреплять свои мысли фактами, то ваше эссе вызовет доверие в первую очередь к вам самим.

Нелегко выражать свои мысли свободно и в тоже время правдиво. Не будьте самоуверенным или, наоборот, слишком скромным. Покажите, что вы обладаете основательными знаниями о бизнес-школе. Будьте честными и обоснуйте свое мнение.

Вопросы о ваших интересах и увлечениях

Расскажите об одном из своих увлечений. Чем вы предпочитаете заниматься в свободное от работы время, и почему вы этим увлекаетесь? В свободное время я … Помимо работы мне больше всего нравится… Чем вы увлекаетесь в свободное от работы и учебы время? Такие вопросы дают вам хорошую возможность предоставить больше информации о себе, рассказав о том, чем вы занимаетесь в свободное от работы время. Бизнес-школы предпочитают, чтобы их студенты были разносторонне развитыми личностями. Ваша профессиональная деятельность всего лишь часть единого целого. Для бизнес-школы важно, чтобы вы вели активную деятельность помимо вашего бизнеса. Хорошо известно, что многие идеи, впоследствии успешно воплощенные в жизнь, появляются тогда, когда вы не на работе, так что ваша деятельность во внерабочее время часто отражается на вашей деловой активности. Кроме того, веселые, необычные и интересные люди обладают способностью вносить оживление во все, что они делают: работают или учатся. Их увлеченность, обязательность и готовность жертвовать собой передаются другим. У вас есть прекрасная возможность продемонстрировать свои лидерские способности, которые вы проявили в любой сфере.

Вопросы о ваших ошибках и неудачах.

Если вы считаете, что преуспевающие менеджеры способны учиться на своих ошибках, опишите подобную ситуацию, которая произошла с вами. Чему вы научились в результате?

К заявлению абитуриента о том, что он идеальный человек, в лучшем случае отнесутся как к шутке. Идеальных людей нет, и приемная комиссия не ждет от вас совершенства. Данный вопрос внушает страх потенциальным студентам. Однако в нем нет ничего сложного. Единственное, чего вам не нужно делать, так это что-либо скрывать.

Часто ошибки совершают, руководствуясь благими намерениями. Случается, что к ошибке приводят качества достойные восхищения: ваша инициативность, лидерство или готовность идти на риск. Каждый руководитель, пытаясь использовать новые методы в работе, ошибался хотя бы раз в жизни. Если вы честно и откровенно говорите о своей ошибке, людям запомнится не сама ошибка, а ваше отношение к ней. Кроме того, комиссия не собирается осуждать вас за вашу неудачу, им интересно, как вам удалось исправить положение. Единственная возможность не отвечать на такой вопрос - это уклониться от ответа. Если вы приметесь говорить на отвлеченные темы или приведете какой-нибудь общепринятый пример, то комиссия может усомниться в вашей честности и зрелости или в том, что вы способны быть лидером, принимать рискованные решения и мыслить нестандартно.

Если вы не можете определить, о чем вам следует говорить, вам помогут несколько правил:

1. Приведите пример из недавнего прошлого. Если вы будете говорить о том, что случилось давно, комиссия посчитает, что вы уклонились от ответа.

2. Не ограничивайтесь рассказом о своих неудачах в профессиональной деятельности, но и не скрывайте их. Комиссия понимает, что вы рискуете, говоря о неудачах на работе, и подскажет вам, как действовать честно и откровенно.

3. Не рассказывайте о слишком серьезных проступках - это может заставить комиссию усомниться в вашей порядочности. Ваша ошибка не должна никого шокировать.

Если вы не можете точно определить, чему вы в результате научились или вспомнить, что предприняли, чтобы исправить ситуацию, то лучше привести другой пример. Когда вы отвечаете, старайтесь быть объективными. Не пытайтесь оправдывать свои действия. Позвольте фактам говорить самим за себя. Пишите как можно более кратко.

Вопросы об идеальном руководителе

Расскажите, кто для вас является примером в профессиональной сфере?

Какими, по-вашему, качествами должен обладать выдающийся менеджер? Приходилось ли вам встречать или даже работать с такими людьми? Расскажите, как повлиял на вас его (ее) стиль руководства?

Если бы вы могли выбирать, кем бы вы хотели быть и почему?

Бизнес-школы получают информацию о вашем профессиональном росте по мере того, как вы рассказываете о своем руководителе. Они делают выводы, основываясь не только на том, чему вы научились, но и у кого вы учились. Тем не менее, из ваших ответов становится ясно, что для вас является ценным. Так, можно многое узнать о человеке, познакомившись с его друзьями. Если вы сомневаетесь, попробуйте сравнить впечатления тех, кто восхищается энергичным, общительным руководителем или, наоборот, талантливым, но пассивным менеджером.

Большое значение имеет не то, как вы характеризуете человека, а то, кого вы выбрали в качестве примера. Другими словами, не выбирайте человека с громким именем, что, как вы думаете, поразит приемную комиссию. Ваш выбор не принесет ожидаемого эффекта. Если ваш руководитель известный человек, будьте готовы привести достоверные примеры вашей совместной деятельности, рассказав о конкретных уроках, полученных вами в результате вашего сотрудничества. Ваше эссе должно быть коротким и ясно написанным. Никогда не преувеличивайте качества вашего руководителя в ущерб себе. Вы можете им восхищаться, но не поклоняться ему. Иными словами, выберите наставника, а не героя. Наставник обладает качествами, к которым нужно стремиться, а стать героем - все же за пределами наших возможностей.

Если вам нужно будет привести два примера, попробуйте сравнить совершенно разных людей или людей, не имеющих отношения к вашей профессиональной деятельности. Покажите, что вы взяли у них только самое лучшее. Как всегда приводите конкретные примеры. Давая характеристику этим людям, расскажите, какое влияние они на вас оказали. Не просто описывайте их положительные качества, а объясните, в чем именно они заключались.

Вы можете следовать этому плану:

1. Назовите имя вашего руководителя и опишите обстоятельства, при которых вы познакомились.

2. Назовите те качества вашего руководителя, которыми вы восхищаетесь.

3. Покажите на одном-двух примерах, в чем эти качества проявлялись.

4. Расскажите, чему вы научились у вашего руководителя. Что из этого вы используете сами в данное время?

5. Будьте точными. Приводите конкретные примеры того, чему вы научились. Опишите, как это произошло, и как вы использовали этот опыт для достижения успеха в профессиональном плане.

Вопрос может звучать и так: «Если бы на один день вы могли стать…» Этот вопрос может касаться как идеальной карьеры, так и вашего выбора образца для подражания. Если в предыдущем вопросе речь шла об образцовом руководителе, то здесь от вас хотят узнать о вашем идеале. Вам не нужно делать ваш ответ близким к реальности, чувствуйте себя свободно и напишите, что хотите. Однако не забывайте о том, какие выводы из вашего выбора может сделать приемная комиссия. В отличие от вопроса об идеальном руководителе, здесь вы можете быть более кратким. Просто расскажите, кем бы вы стали и объясните почему. Вы выбрали этого человека, потому что он похож на вас или наоборот не похож? Вы действительно могли бы многому научиться у вашего руководителя или просто испытать что-то новое? Вы серьезно рассматриваете его карьеру как образец для подражания или шутите?

Далее приводятся 8 пунктов, которые, по мнению служащих приемных комиссий, являются «очень важными для успешного написания эссе». Обязательно последуйте этим советам и не забудьте главную цель написания эссе – убедить приемную комиссию в том, что вы отлично впишетесь в атмосферу именно этой бизнес-школы.

8 основных советов по написанию эссе

1. Представленные данные

Независимо от того, на какой вопрос вы отвечаете, вам нужно достичь определенных целей. От вас ожидают того, что при написании эссе вы будете иметь в виду следующее:

Ответил ли я на заданный вопрос?

Насколько понятно и точно я изложил свои мысли?

Естественно ли звучит то, что я написал, нет ли где ошибок?

Когда вы закончите работу над одним эссе или комплектом эссе для конкретной школы, посмотрите на все как на единое целое. Убедитесь в том, что во всех или хотя бы в одном эссе, вы:

Продемонстрировали свое желание учиться в бизнес-школе

Были «нацелены» на данную школу

Включили в рассказ от одного до трех качеств, сильных сторон, характерных особенностей, которые выделяют вас из массы других кандидатов

Представили хотя бы один веский аргумент в пользу того, чтобы приемная комиссия вас зачислила в свою школу.

2. Навыки общения и письменной речи

Эссе предназначены также для того, чтобы проверить ваше умение излагать мысли на бумаге и ваши навыки письма. Консультант по вопросу приема абитуриентов говорит: «Ваше эссе не должно характеризовать вас как будущего писателя или филолога, вы – будущий лидер, управляющий. Для успеха в бизнесе важно умение хорошо презентовать свои идеи, а способность выразить их на бумаге есть у тех, кто легко общается с другими людьми». Плохо написанное эссе не будет способствовать тому, чтобы вас приняли в школу.

3. Образ реального человека

Приемная комиссия хочет разглядеть в эссе образ человека, который его писал. Важны не только результаты тестов, опыт работы, но и характер кандидата. «Мы ищем в документах нечто неуловимое, что не могут показать цифры (GMAT, TOEFL, GPA), поэтому надеемся найти это в эссе. Ни в коем случае не упускайте возможность рассказать нам о себе в своих эссе. Это поможет нам убедиться в том, что мы рассматриваем кандидатуру вполне реального человека, а не просто сумму различных показателей».

Представители приемных комиссий всегда дают абитуриентам один и тот же совет. Хотя он может выражаться по-разному (Будьте честными, искренними, неповторимыми и т. д.), его суть не меняется: будьте самим собой!

Приемные комиссии считают, что часто абитуриенты очень хотят казаться кем-то: лидером, зрелой личностью, что забывают быть просто человеком!

4. Индивидуальность

Единственный способ сделать так, чтобы приемная комиссия разглядела за всеми документами образ конкретного человека - внести в эссе элемент личного, неповторимого, уникального. Ваши эссе сразу станут более интересными и притягивающими внимание. Они помогут выделиться среди сотен других абитуриентов, кандидатуры которых приемная комиссия рассматривала на этой же неделе.

«Эссе должно быть как можно более персонализированным. Скучно читать эссе, которые изобилуют общими фразами – это пустая трата времени. Все равно ничего не поймешь о личности данного кандидата».

Все, что вы напишете в эссе, необходимо подтверждать примерами, делать ссылки на свой опыт. Детали сделают ваши эссе интересными, уникальными, специфичными.

6. Отличительные черты, неповторимость, что-то интересное, смешное

По мнению одного из членов приемной комиссии «абитуриентам не следует бояться того, что они выйдут за рамки допустимого, лучше быть собой. Очень часто абитуриентов беспокоит то, смогут ли они произвести нужное впечатление, поэтому они убирают из эссе все, что делает их выдающимися. Столь безопасные, с точки зрения абитуриентов, эссе довольно утомительно читать».

Вам вовсе не обязательно шутить в своих эссе, чтобы сделать их интересными. Однако постарайтесь использовать все имеющиеся в распоряжении средства, чтобы ваши эссе запомнились.

7. Честность

Приемная комиссия не терпит абитуриентов, которые любят пускать пыль в глаза. Будет лучше, если в эссе вы отразите истинное положение вещей. В то же время не акцентируйте внимание на своих недостатках, хотя они и присутствуют в вашем характере. Надо быть честным, но позитивным. Отзывайтесь о себе и своих качествах только положительно! Так называемые «слабые стороны» следует презентовать следующим образом: «раньше это было моим недостатком, теперь же превратилось в положительное качество».

8. Литературное произведение

Представители приемных комиссий любят эссе, читать которые – одно удовольствие. «Убедитесь в том, что ваше эссе легко читать. Уделите ему еще немного времени: проверьте, последовательны ли ваши мысли, ведут ли они к логическому завершению темы».

«Юмор – великий инструмент, но пользуйтесь им разумно. Саркастический или дерзкий тон часто раздражает. Настоящий юмор – искусство, он является признаком хорошего вкуса».

В своих эссе вы рассказываете историю успеха, указываете причины, по которым хотите учиться в бизнес-школе. Вы можете пойти еще дальше, написав эссе в виде литературного произведения: рассказа, повести. Однако это рискованный подход, так как большинство людей не очень хорошие писатели, к тому же так можно преуменьшить серьезность вашего повествования. И наконец, приемные комиссии не зачислят вас в школу только потому, что вы – прекрасный рассказчик.

Распространенные при написании эссе ошибки

В отличие от тестов, эссе не предполагают формата multiple-choice (когда вам на выбор предлагается несколько вариантов ответа). Написание эссе не ограничено по времени, вы можете переписывать его много раз, попросить друзей прочитать ваше эссе. Воспользуйтесь всеми возможностями и постарайтесь избежать распространенных ошибок.

Плохая проверка

Не думайте, что можно ограничиться лишь проверкой правописания. Перечитайте свои эссе и убедитесь в том, что там нет каких-либо двусмысленных выражений, неудачных оборотов и т. д.

Утомительные предисловия

Недостаточное количество деталей

Слишком часто интересное эссе проигрывает в том, что представляет собой перечисление утверждений без иллюстрации их примерами. Для эссе характерны обычные клише: важность усердной работы и упорства, учеба на ошибках и т. д.

Многословие

Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом. Иногда это означает отказ от каких-то идей или подробностей, особенно, если они уже где-то упоминались или не имеют непосредственного отношения к делу. Такие вещи только отвлекают внимание читателя и затмевают основную тему эссе.

Разговорная речь

Избегайте употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно. Лишь в некоторых нетрадиционных частях эссе, представленных в виде рассказа или диалога, следует использовать элементы разговорной речи. Неформальный подход приемлем только тогда, когда писатель пытается достичь определенного эффекта.

Длинные фразы

Чем длиннее предложение, тем лучше – так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко от истины. Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда в эссе длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте параграф на более мелкие абзацы.

Когда вы закончите писать эссе, сделайте такое упражнение.

Присвойте каждому абзацу букву: либо S (short), либо M (medium), либо L (long). S – менее 10 слов, M – менее 20 слов, L – 20 и более слов.

Хорошее эссе имеет следующий или похожий порядок букв - M S M L M S.

Скучное эссе характеризует такая последовательность букв - S S S M L L L. ***

Не перегружайте эссе

При написании эссе отбросьте слова из энциклопедий. Неправильное употребление таких слов отвлекает внимание читателя, приуменьшает значение эссе.

Избежав подобных распространенных ошибок, вы сможете заинтересовать приемную комиссию.

Как пишется эссе
Михаил Приоров (интернет-редакция), по материалам Essayedge
http://essay-mba.narod.ru/business.html

Свяжитесь со мной, если у вас есть вопросы

Если вы не обладаете навыками вдумчивого чтения деловой литературы и способностью самостоятельно понимать прочитанное и превращать в инструменты собственного стратегического процесса, и вам не жаль 60 000 евро, то можно и нужно идти учиться по программе MBA .

На высшую квалификационную ступень в области профессионального менеджмента обычно готовы шагнуть люди, которые созрели не только в моральном и профессиональном планах, но и финансово.

Что такое MBA

Родина современной модели бизнес-образования - США. Бизнес-школы, где можно получить степень MBA - мастера делового администрирования (Master of Business Administration) - создаются в основном при университетах. Программы MBA бывают двух видов: одни готовят управленцев по специализациям, другие - менеджеров широкого профиля.

В набор общих дисциплин входят экономика, менеджмент, маркетинг и управление финансами. Обучение построено, в основном, на изучении конкретных бизнес-ситуаций - кейсов. Стоимость обучения варьируется от 20 000 до 60 000 евро, в зависимости от срока (1 или 2 года) и формы обучения.

Ежегодно известные издания с мировым именем, такие как Financial Times и US News, публикуют рейтинги популярности бизнес-школ.

Российские студенты заинтересованы в поступлении в Insead, LBS, Stanford, Chicago Booth, IE Business School, Wharton, Kellogg и Harvard. Лидеры российского бизнес-образования - МИРБИС, Высшая Школа Бизнеса МГУ им. Ломоносова, Московская школа управления Сколково.

«Самые известные и престижные вузы, преподающие MBA-программы, конечно, находятся за границей. Российские школы пока только перенимают их опыт», - комментирует ситуацию Лора Буромская, руководитель отдела рекрутмента московского офиса холдинга АНКОР .

В условиях экономического спада резко увеличилось число заявок на онлайн-программы МВА.

Зачем это нужно?

1. МВА - это повышение капитализации профессии.
2. Неотъемлемая часть обучения - деловые связи (networking). Учиться на МВА идут в основном для того, чтобы выйти на нужные контакты в бизнес-среде, получить возможность поучаствовать в каком-нибудь интересном проекте.
3. Кроме того, обучение в бизнес-школе дает глубинное видение законов функционирования бизнеса и понимание отдельных бизнес-процессов.

А кто студенты?

Большинство студентов (80%), пришедших за МВА-образованием - это либо собственники бизнеса, либо топ-менеджеры. Остальная часть - это молодые люди, для которых важен сам факт наличия диплома МВА.

«...МВА - не цель, это только инструмент, который в последнее время получают все кому не лень. Что изрядно подпортило репутацию МВА как программы. Наличие МВА не делает человека универсальным, и не повышает резко его стоимость как кандидата. Это все мифы. Кстати, бесцельно получать МВА ради самой корочки - это страшный моветон», - говорит руководитель отдела по поиску и подбору постоянного персонала кадрового агентства Coleman Services Андрей Чулахваров.

Очевидно, что МВА действительно сложно применить, не управляя финансовыми потоками и стратегией компании.

Опыт первичен - диплом вторичен

Не спорим, диплом МВА способен украсить любую трудовую книжку. Однако, главными критериями при отборе кандидата на вакансию топ-менеджера по-прежнему остается опыт работы в компаниях с высоким уровнем корпоративной культуры и высокими управленческими стандартами, а также пройденный карьерный путь.

«MBA нужен только тем, от кого ожидается General Management (то есть генеральные директора). Да и то, при выборе между кандидатом, который имеет успешный профессиональный опыт, и тем, у кого есть MBA, выберут первого. Для серьезных работодателей МВА значительной роли не играет и воспринимается как преимущество, не более того. Для тех, кто пишет «наличие МВА критично» - это показатель незрелости и непонимания целей...», - говорит Андрей Чулахваров.

Но и у этого правила есть исключения.

«Наличие MBA может быть достаточно важным и даже необходимым для кандидатов, претендующих на руководящие позиции, к таким соискателям работодатели действительно могут предъявлять это требование. По популярности чаще можно встретить MBA-образование среди менеджеров финансового/банковского сегмента, общего менеджмента или, в последнее время, стратегического. Но пока нет достоверной информации по эффективности использования такого образования или явной статистики спроса на кандидатов, имеющих степень MBA. Такие требования стали появляться, например, для бизнес-ассистентов при работе с топ-менеджерами и учредителями, поскольку они вовлечены в деятельность всей компании, и им важно понимать особенности бизнес-процессов в организации. Или для функциональных менеджеров при реорганизациях в компаниях», - комментирует Лора Буромская .

Плюсы и минусы

Налицо противоречие: директора сетуют на отсутствие квалифицированных управленцев, готовых взять на себя ответственность, но в тоже время боятся доверить менеджеру с дипломом МВА самостоятельный фронт работ.

Эффект от бизнес-образования есть тогда, когда руководство компании открыто к принятию мирового опыта. Со своей стороны менеджер должен уметь не ломать уже сложившуюся бизнес-среду.

О рисках работодателя говорит Лора Буромская :

«Разумеется, выпускники MBA способны стимулировать позитивные изменения в бизнесе: они знакомы с новейшими достижениями в своей области, у них шире кругозор. Важно только помнить, что теоретические знания и практический опыт - это не одно и тоже. Для работодателя эти знания могут легко превратиться в большую проблему, когда новый сотрудник начнет давать бесконечные "умные" советы, вместо того, чтобы решать конкретные задачи. Кроме того, взять такого человека в качестве руководителя тоже риск. Его решения, базируясь только на теоретической подготовке, могут оказаться ошибочными, что отразится на всем коллективе и на результатах работы компании».

Отличие российского МВА от западного

По мнению самих студентов от бизнеса, лучше, конечно, учиться в западных бизнес-школах - и качество преподавания выше, и преподаватели, по большей части, - практики.

Зато, по причине кризиса, в российских бизнес-школах наборы студентов сильно упали, и, поэтому, требования к вступительным экзаменам стали менее жесткими.

Вот комментарий Лоры Буромской : «МВА в России пока молод и носит более академический характер по сравнению с западными странами. В России это связано со сложностью в привлечении грамотных педагогов из бизнеса. Помимо этого, поступить в западную школу намного сложнее, чем в российскую, так как иностранное образование требует значительно больше, чем просто заплатить деньги, - высокий конкурс, внедрение в новую культурную среду, полная погруженность. В отличие от российского, где конкурс зачастую символичен, и отбор идет скорее по материальному и языковому фактору. Отчасти еще и поэтому западное образование у нас ценится выше.

Но важно отметить, что западное обучение очень оторвано от реалий нашего рынка. Люди, проучившиеся за границей несколько лет и вернувшиеся в Россию, совсем не знают рыночную ситуацию. У российских школ такой проблемы нет, и в этом их главное преимущество».

Наталья Шишкина

Вопрос

Цель нашей школы – обучать и вдохновлять решительных лидеров, создающих нечто, имеющее ценность в долгосрочном плане. Расскажите нам о случае, когда вы проявили свои лидерские качества и создали нечто стоящее. С какими трудностями вы столкнулись и чему научились?

В данном эссе необходимо рассказать о ситуации, в которой ваши лидерские качества сыграли значительную роль, помогли вам справиться с возникшими трудностями и извлечь уроки, которые пригодились вам в будущем. Слово «решительный» также играет важную роль в заданном вопросе. В данном случае подразумевается умение мыслить нестандартно и не бояться подвергать сомнению общепринятые представления. Поэтому стоит выбрать случай, когда вы не только смогли эффективно наладить работу своих подчиненных, но и сделали это, используя какую-то новаторскую методику.

Вопрос сформулирован таким образом, что вы можете выбрать случай как из рабочей практики, так и из личной жизни. Более того, вдохновенный рассказ об испытаниях, с которыми вы справились и из которых извлекли полезные уроки, будет гораздо более привлекательным для приемной комиссии, чем стандартный рассказ о вашем трудовом опыте с обилием цифр и процентов. Не важно, была ли проблема связана с логистикой (например, с необходимостью разрываться между личным управлением сразу несколькими отделами, чтобы удовлетворить запросы клиента) или же трудности возникли на личном фронте (допустим, вам пришлось преодолевать антагонизм одного из своих коллег для того, чтобы совместно достичь успеха в проекте) – история о том, как вы решили эту проблему, продемонстрирует ваши лидерские качества.

Рекомендуется придерживаться следующей структуры эссе. Сначала опишите ситуацию – кто в ней участвовал, сколько людей было вовлечено. Затем переходите к целям – чего вы хотели достичь своими действиями. Также следует упомянуть о трудностях, возникновения которых вы ожидали. После в хронологическом порядке опишите те действия, которые вы предприняли, чтобы достичь цели. Старайтесь построить рассказ таким образом, чтобы описания целей, трудностей и путей их решения шли друг за другом.

В конце эссе прокомментируйте полученный результат. Чтобы подтвердить долгосрочную ценность ваших достижений, расскажите о довольных вашей работой клиентах, покупателях и акционерах. В заключении также необходимо подвести некий итог вашей деятельности, своеобразный урок, который вы получили в ходе работы над данным кейсом. По возможности расскажите о том, как он поможет вам в будущем поработать на благо бизнес-школы.

Эссе для поступления на программу MBA. Merage School of Business, University of California (Irvine)

Вопрос

Как бизнес в целом, так и отдельные специалисты в частности подвержены влиянию новых цифровых технологий. Пожалуйста, расскажите об известных вам digital-трендах в интересующей вас отрасли. Как вы сможете использовать полученные в нашей школе знания, для того чтобы повысить свою ценность на рынке труда в рамках данных трендов? (500 слов)

Считайте это вопросом с подвохом – стандартное эссе о ваших карьерных перспективах, но с учетом существующих digital-трендов. К примеру, как криптовалюты повлияют на финансовые рынки? Как искусственный интеллект и «умные» устройства могут изменить привычные механизмы операционной деятельности? Вам нужно будет выбрать одну из возможных тенденций и проанализировать, как она повлияет на вашу востребованность на изменившемся рынке.

Начните свое сочинение с краткого описания интересующей вас отрасли. Затем опишите имеющийся в ней, по вашему мнению, тренд. Хотя это может и показаться вам интересным – не увлекайтесь слишком сильно описанием побочных эффектов, которые выбранная вами тенденция окажет на существующий расклад сил. Да, и удостоверьтесь, что последствия реализации описываемого вами сценария не оставят вас без работы. Сфокусируйтесь на том, что точно может произойти, а не на том, что скорее всего не произойдет. Исходя из этого, смоделируйте ситуацию, в которой вам могут пригодиться полученные в школе навыки. Вы также можете рассказать о навыках, полученных ранее, – если они помогли вам успешно справиться с вызовами меняющейся индустрии.

Главное в эссе – представить новые правила игры на рынке, задаваемые реализующимися на ваших глазах трендами. От этой точки вы уже можете переходить к ответу на вопрос, зачем вам нужно MBA (для адаптации к новым правилам) и почему вы выбрали именно MerageSchoolofBusiness. Для того чтобы сделать эссе более содержательным, пообщайтесь с выпускниками школы, работающими в данный момент в той сфере, о которой вы намереваетесь рассказывать.

Эссе для поступления на программу MBA. Saïd Business School, University of Oxford

Вопрос

Расскажите о современных тенденциях, которые вас пугают. Почему именно они вас волнуют и как ситуацию можно изменить к лучшему? (не более 500 слов)

Стратегия Saïd Business School состоит в том, чтобы привлечь как можно больше амбициозных студентов, способных в будущем оказать значительное влияние в своем регионе или отрасли. Задача программы – подготовить специалистов, готовых решать не только существующие, но и ещё только возникающие на мировых рынках проблемы. При выборе тенденций, которые вы будете анализировать, помните, что они должны быть связаны с вашим родом деятельности.

Свое эссе вы можете начать с рассказа о том, как данные тенденции негативно повлияли на вас лично. Лучший вариант – если они побудили вас что-то изменить либо в своей работе, либо в своей личной жизни. Занятная история из личного опыта – отличная иллюстрация того, почему данный вопрос по-настоящему важен лично для вас. От анализа на бытовом уровне переходите к описанию проблемы в более глобальном масштабе. В конце концов, программа Saïd Business School включает в себя ряд курсов и специальных проектов, позволяющих выработать навыки принятия стратегических решений. От вас будут ожидать умения проанализировать текущую ситуацию и экстраполировать полученные выводы на годы вперед. Для рассказа о ваших краткосрочных планах после получения степени будут отведены специальные графы в заполняемых формах. В эссе же вам нужно представить план действий на 10–15 лет: как вы будете строить свою карьеру, ориентируясь на те тенденции в мировой экономике, которые вы рассматриваете, и как программа MBA Saïd Business School позволит вам не только адаптироваться к этим изменениям, но и извлечь из них выгоду.

В любом случае круг вопросов, которые вы можете проанализировать в своем эссе, достаточно широк. Не старайтесь охватить как можно больше тем. Выберите одну, в которой вы: 1) наиболее компетентны; 2) которая может оказать (или уже оказывает) значительное влияние на вашу сферу деятельности; 3) затрагивает вас лично не только на профессиональном, но и на персональном уровне.

Эссе для поступления на программу MBA. Emory Goizueta Business School

Вопрос

Наша бизнес-школа названа в честь Роберто Гуизета, бывшего главы компании «Кока-кола». За 16 лет на этом посту он вывел бренд на новые рынки, добился увеличения спроса в четыре раза, создал компании привлекательный имидж и принес акционерам беспрецедентную прибыль. Наш курс «Лидерство в транснациональном бизнесе» основывается на ценностях и принципах мистера Гуизета. Расскажите нам о случае, когда вы проявили свои лидерские качества, и о том, что вы вынесли для себя из этого опыта (300 слов).

Главная цель данного эссе – продемонстрировать наличие лидерских качеств, воспроизведя случай из своего прошлого, и дать комментарий к нему. Тем не менее, при выборе кейса постарайтесь найти тот, в контексте которого можно будет осветить тему глобального лидерства, отдельно затронув вопросы ответственности бизнеса перед обществом и акционерами. Мы настоятельно рекомендуем подобрать случай, который можно связать хотя бы с одним из этих аспектов. Хотя едва ли кто-либо из поступающих имеет опыт управления транснациональной корпорацией как мистер Гуизета, сама постановка вопроса намекает, что приемную комиссию интересуют люди, которые могут работать в разных странах и на разных рынках, умеют руководить масштабными проектами и правильно организовывать работу команды, а главное – нести ответственность за свою работу и следовать своим идеалам.

Помните, что вы можете выбрать случай как из рабочей практики, так и из личной жизни (хотя при прочих равных условиях первый вариант предпочтительнее). Сфокусируйтесь на том, чтобы найти пример, в котором вам удастся отразить упомянутую выше способность вести социально ответственный бизнес.

После того как вы выбрали подходящий случай, мы рекомендуем придерживаться следующей структуры в эссе. Начните с описания ситуации, людей, вовлеченных в нее, затем определите цель, которую вам было необходимо достигнуть (не забыв упомянуть о трудностях и препятствиях, которые вы ожидали на своем пути). Затем переходите к действиям – опишите в хронологическом порядке решения, принятые вами. И наконец опишите результат – как ситуация разрешилась к вашей выгоде. В заключении обобщите все, что вы вынесли из произошедшего, а также по возможности напишите, как случившееся подтолкнуло вас к мысли о поступлении на программу MBA.

Эссе для поступления на программу MBA. Ohio State Fisher College of Business

Вопрос

Почему вы хотите получить степень MBA? Почему именно в Fisher College of Business? Как эта программа поможет вам в достижении ваших краткосрочных карьерных целей? (750 слов)

Это вполне стандартные вопросы, в ответах на которые поступающие должны указать, зачем им необходимо бизнес-образование, почему для его получения лучше всего подходит Fisher College и как они планируют строить карьеру сразу после окончания обучения.

Для того чтобы эссе выглядело презентабельно, рекомендуется отвечать на вопросы в том порядке, в котором они были заданы, если вам удастся сделать переходы между частями эссе гладкими. Вы можете упомянуть ваш предыдущий опыт работы и обозначить направление, в котором вы хотели бы строить свою карьеру (например, укажите интересующую отрасль и желаемую должность), а затем поясните, каким образом MBA поможет реализовать ваши планы. Возможно, вы «достигли потолка» на текущей работе и уже больше ничего оттуда не почерпнете или же у вас есть перспективный проект, который вы хотите запустить как можно скорее, но для реализации которого вам необходимо бизнес-образование. В этой первой части вашего эссе также должно содержаться описание тех навыков и знаний, которые вы намереваетесь приобрести во время обучения в колледже с прицелом на будущее.

Второй вопрос является своеобразной проверкой, насколько много вы узнали о программе MBA, предлагаемой колледжем. Лучше всего рассказать об информации, полученной во время посещения кампуса или же в ходе общения со студентами и выпускниками колледжа. Из этой части необходимо вновь плавно перейти к описанию ваших планов по окончании программы MBA. Поскольку в теме эссе напрямую спрашивается, как бизнес-образование поможет вашей карьере в краткосрочной перспективе, необходимо описать свои профессиональные амбиции предельно конкретно, указав, какую должность вы планируете занять сразу же после окончания обучения, и упомянув 1–2 компании, которые вы рассматриваете в качестве будущего места работы. Если объем эссе позволяет, можно описать свои планы на дальнейшие 5–10 лет, особенно если удастся увязать карьерные устремления с выбором именно данной бизнес-школы. Помимо ответов на вопросы «что?» и «где?», приемную комиссию будет интересовать «зачем?»: от поступающего будут ждать рассказа о том, какой вклад он надеется внести в развитие компании, сектора или региона. Имеет смысл упомянуть конкретные элементы учебного плана программы MBA в Fisher College, которые, на ваш взгляд, больше всего помогут достичь поставленных карьерных и личных целей.

Уместить всю эту информацию в 750 слов может оказаться непросто, но вполне возможно, если ваши ответы будут емкими, а формулировки отточенными.