Схема повествовательного предложения в английском языке. Порядок слов в английском предложении: схемы и правила построения

Разговаривая по-русски, мы совершенно не замечаем тех больших возможностей, которые он представляет нам в отношении распределения слов в предложении.

Так, например, мы можем услышать такое высказывание:

"Посмотри, какое я себе купила платье!"

В этом предложении слово "какое" и слово "платье", связанные по смыслу, разобщены друг с другом. Но мы можем сказать еще и так:

"Посмотри, какое я купила себе платье!"

"Посмотри, какое я платье купила себе!"

И на этом возможные варианты приведенного предложения не исчерпываются.

Существует ли в английском языке такая же свобода в расстановке слов в предложении? Оказывается, что не существует. Английское предложение строится довольно однообразно. В начале предложения рекомендуется ставить то слово, которое обозначает носителя действия, то есть подлежащее ; за ним обычно следует то, что говорится о подлежащем, то есть сказуемое . За сказуемым обычно ставится то слово, на которое распространяется действие подлежащего, то есть прямое дополнение . Далее размещаются другие члены предложения - косвенное дополнение , обстоятельство места , обстоятельство времени . Иными словами, расстановка членов предложения приобрела в английском предложении грамматическое значение.

Эта особенность английского языка чрезвычайно важна при его изучении и использовании. Таким образом, мы можем говорить о строгом порядке слов английского предложения. Исходя из него, при анализе английского предложения мы различаем понятие синтаксического места.

Порядок слов английского предложения (схема):

Например:

This year the students translated a lot of articles from American and English scientific journals.
В этом году студенты перевели много статей из американских и английских научных журналов.

Только нельзя путать синтаксическое место с последовательностью расположения слов в предложении:

The goods required arrived in time.
Требуемые товары прибыли вовремя.

Хотя "required" по счету второе слово в предложении, оно не занимает второе синтаксическое место. Это место занимает "arrived" , т.к. является сказуемым предложения. Слово "required" , являясь определением к подлежащему ("goods" ), занимает вместе с ним первое синтаксическое место.

Строгий порядок слов в английском предложении дает возможность выражать различные признаки и качества предметов не путем использования различных прилагательных , которых в английском языке значительно меньше, чем в русском, а путем широкого применения соответствующих существительных , помещенных в качестве определения перед другим существительным:

school - школа,
boy - мальчик.

Если требуется передать по-английски понятие "мужская школа", то необходимо сказать: a boys" school . Если, же нужно выразить понятие "школьник", то необходимо поставить существительное school перед существительным boy и сказать: a school boy .

Возьмем еще пример: требуется назвать учреждение, имеющее несколько признаков - Киевский государственный университет. В этом словосочетании используются только существительные- "Kiev" (Киев), "state" (государство), "university" (университет): The Kiev State University .

Если название имеет пять, шесть и более признаков, то обычно все они обозначаются существительными, так что создается своеобразная цепочка существительных, из которых лишь последнее будет обозначать предмет, а все остальные будут выражать его многочисленные признаки.

Часто особенно на начальном этапе изучения иностранного языка возникает желание построить фразу или предложение по аналогии с родным. Тем не менее в этом заключается неуспех и самая первая ошибка. Простые вещи становятся непонятными и запутанными.
Для того, чтобы вести беседу (не имеет значения устно или письменно, диалогом или монологом), мы складываем слова в предложения. Что может быть проще, чем перевести на английский язык фразу:

Я люблю тебя.
I love you.

Дети едят яблоки.
Children eat apples.

Но эти случаи скорее исключение, чем закономерность. Стоит поменять слагаемые местами, как значение поменяется.

"Apples eat children" приобретает кровожадный характер и переводится как "Яблоки поедают детей", что могло бы стать частью сюжетной линии фильма ужасов. Почему же так происходит?
Дело в том, что логика строения английского языка не совпадает с логикой русского. На это есть ряд причин.

Причина #1. Отсутствие окончаний

Английский язык по своему характеру является аналитическим, с четким структурированным строением, в то время как русский язык может позволить себе большую хаотичность, будучи флективным.
Что это значит: флективные языки могут менять словоформы, выражая грамматические функции (род, падеж, число) посредством изменения окончаний (флексий), в то время как в аналитических группах мы можем выражать грамматические отношения только посредством служебных слов, модальных глаголов, интонации, контекста, фиксированного порядка слов.

Причина #2. Отсутствие падежей

Отсутствие в английском языке падежей и падежных окончаний лишает слово возможности самостоятельно выражать грамматическую связь с другим словом. Здесь на помощь приходят предлоги:

"ножка стола" ни в коем случае не станет “a leg the table”, но воспользуется помощью предлога "a leg OF the table", где “of” передаст характер Родительного падежа.

яблоки-монстры вновь станут мирными при использовании предлога “by”: Apples are eaten BY children. (в данном примере можно заметить, что eaten не только становится частью составного сказуемого, что свойственно аналитическому строю, но изменяет форму (eat - ate - eaten), что свойственно флективным языкам, коим изначально являлся английский. Потеря флексий (окончаний) - тенденция.

Причина #3. Различие интонационного строения

Английский язык обладает структурированным интонационным рисунком. Определенные типы предложений произносятся с определенными интонационными схемами.
В русском языке нет обязательного стандарта.

Идем по приборам: схемы повествовательных и вопросительных предложений.

На первом месте в английском повествовательном предложении стоит тот, кто совершает действие. Вторую позицию занимает само действие. Далее следуют второстепенные члены предложения.

1. группа подлежащего 2. группа сказуемого 3. все остальное

(1) We (2) like (3) black coffee.
(1) Little children (2) don"t go (3) to the park alone.
(1) My husband (2) never watches (3) news on TV.

В вопросе сказуемое и подлежащее меняются местами.

0. вопросит. слово 1. сильный/модальный глагол 2. группа подлежащего 3. все остальное

(0) (1) Do (2) you (3) like black coffee?
(0) Why (1) did (2) he (3) go abroad by himself?
(0) What colour (1) are (2) the walls (3) of his house?

Это две фундаментальные схемы, которые работают в английском языке как часы. Существует множество более мелких случаев "расстановки" слов. Предлагаем вам некоторые из них:

1) наречия времени часто занимают место между подлежащим и сказуемым/ сказуемым и сказуемым:
He never smokes indoors.
You can always come back.

2) наречия обычно идут после глагола:
You must work quickly.

3) прилагательные ставим перед существительным, которое они определяют:
red drapes
a green round table

4) обстоятельства времени употребляются либо в самом начале, либо в самом конце предложения:
In summer people have fun.
I usually walk in the evening.

5) предложения со структурами there is/are (во всех временах) переводим на русский с конца
There are a lot of rules and exceptions in English.
В английском языке много правил и исключений.

Виктория Теткина


Приветствую, дорогой читатель.

Уверена, что если я спрошу вас, чем отличается порядок слов в предложении в английском языке от его русского собрата, то вы мне толком рассказать не сможете. Ну, может некоторые из вас. Поэтому сегодня я буду раскладывать все ваши знания по полочкам, таблицам и схемам.

В чем заключается основное различие

Чтобы было понятно все, как для детей, давайте рассмотрим сразу простые примеры. С этого начинают все, как взрослые на различных курсах, так и дети во 2 классе.

Если в русском языке мы с предложением можем делать все, что захотим, то в английском с этим возникнут сложности. Например:

Кот залез на дерево.
На дерево залез кот.

Но посмотрите, что будет, если мы подобное сделаем с английским вариантом:

The cat broke the window. - Кот разбил окно.
The window broke the cat. - Окно разбило кота.

Видите, различие получается существенное и, в какой-то степени, комичное. А причина в том, что в английском языке порядок слов твердый, и изменениям поддается ох как недобровольно!

Как правильно составлять предложение

Стандартный порядок слов простого предложения следующий:

  1. На первом место стоит подлежащее.
  2. За ним следует сказуемое.
  3. После этого идет дополнение.
  4. И, в конце, обстоятельство.

Давайте разберемся на примерах:

Mother is a doctor. - Мама - врач.

Mother - это подлежащее; тот, кто выполняет основное действие. Оно идет на первом месте.
Is - это сказуемое. Оно всегда идет после подлежащего.
Doctor - это дополнение.

Давайте посмотрим еще некоторые примеры.

I (подлежащее) like (сказуемое) coffee (дополнение) in the morning (обстоятельство). - Я люблю кофе по утрам.

We (подлежащее) do (сказуемое) the job (дополнение) well (обстоятельство). - Мы хорошо выполняем работу.

We bought a beautiful car last week . - На прошлой неделе мы купили красивую машину.
I have a concert tomorrow evening - Завтра вечером у меня концерт.

А что делать с показателями времени? - спросите вы. На что я отвечу: они могут стоять как в начале , так и в конце предложения.

I (подлежащее) drink (сказуемое) coffee (дополнение) in the morning (показатель времени). - Я пью кофе по утрам.

In the morning (показатель времени) I (подлежащее) go (сказуемое) jogging (дополнение). - По утрам я хожу на пробежку.

Чтобы вы лучше запомнили это правило, у меня есть для вас таблица, которая поможет быстро освежить знания в любой момент.

А что делать с вопросами

Для тех, кто уже учится в 5 классе, самой частой ошибкой становится неправильное формирование .(проходите по ссылке, чтобы узнать обо всем подробнее)

Порядок слов в вопросительном предложении зависит от типа предложения, с которым вы сталкиваетесь. Если вопрос общий, то есть, требует только ответа «да» или «нет», то слова пойдут в следующем порядке:

  1. Вспомогательный глагол (например, Is, Are, Do, Did, Does, Was, Were, Has, Have, Will и т.д.).
  2. Далее идет подлежащее.
  3. За ним следует основной глагол.
  4. После чего используется все остальные части предложения.

Is (вспомогательный глагол) John (подлежащее) a student (дополнение)? - Джон студент?

Do (вспомогательный глагол) you (подлежащее) drink (основное глагол) water (дополнение) in the morning (обстоятельство времени)? - Ты пьешь воду по утрам?

Was (вспомогательный глагол) he (подлежащее) reading (основное глагол) a book (дополнение) last evening (обстоятельство времени)? - Он читал книгу вчера вечером?

Но в языке есть еще и специальные вопросы, на которые нужны полноценные ответы. Отличие в этом случае заключается только в том, что перед вспомогательным глаголом появляется еще и вопросительное слово (what, when, who, whom, where, which, whose ).

What (вопросительное слово) were (вспомогательный глагол) you (подлежащее) doing (основное глагол) last evening (обстоятельство времени)? - Что ты делала вчера вечером?

Who did you call yesterday? - Кому ты звонил вчера?

When did you see her for the last time? - Когда ты видел ее в последний раз?

Чтобы запомнить информацию намного лучше, вот для вас схема, которая, я надеюсь, поможет вам быстрее освоить правило.

Ну что же, мои дорогие, единственное, что мне остается вам сказать - это , упражнения и еще больше английского. Только при постоянной практике и постоянном совершенствовании языка можно добиться хороших результатов. Ведь мы находимся еще в самом начале пути, который может стать для вас отправной точкой в прекрасный мир английской речи.

Я уверена, что многим из вас было бы интересно получать еще больше полезной информации и тем для совершения следующих шагов. Поэтому я и создала подписку на рассылку моего блога, где я делюсь самой актуальной и полезной информацией. Подписывайтесь и совершенствуйтесь день за днем.

До новых встреч, мои дорогие.

Вы, наверное, замечали, что от перестановки слов в русском предложении смысл самого предложения не меняется. Какая разница, скажем ли мы «В лесу много волков» или «Много волков в лесу». И так, и так говорится о наличии большого количества волков в лесу.

Утвердительные предложения

В английском языке порядок слов строго фиксированный

Это значит, каждому слову свое место. Ну, на самом деле не каждому, а только двум - подлежащему и сказуемому. Давайте вспомним школьные годы. Подлежащее - это то, кто или что производит действие; то, о чем или о ком говорится в предложении. Сказуемое - это то, что этот человек/предмет делает. Из последнего следует вывод, что сказуемое - это глагол. Итак, в отношении английского предложения действует центральная догма, состоящая из двух пунктов:

ПЕРВЫЙ . На первом месте стоит подлежащее, на втором - сказуемое, а далее идет все остальное. Схематически это можно изобразить так:

Таблица. Порядок слов в английском предложении

1 МЕСТО

2 МЕСТО

3 МЕСТО

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

СКАЗУЕМОЕ

ОСТАЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Daniel

to work every day.

These flowers

so beautiful!

Cats

don’t eat

К этой таблице следует сделать следующее замечание: ПЕРЕД подлежащим можно поставить определение. И второе: эта схема используется для утвердительных предложений, т.е. тех, в конце которых стоит точка.

ВТОРОЙ . В английском предложении ВСЕГДА есть сказуемое, т.е. глагол! Даже если в русском переводе этого предложения вы этот глагол не слышите. Например: В лесу много волков. (здесь нет ни одного глагола, хотя можно переделать это предложение для удобного перевода: «В лесу есть много волков». В этом варианте уже имеется глагол - есть). - There are many wolves in the forest.

Вопросительные предложения

Такой порядок слов касается только предложений, в конце которых стоит точка, то есть утвердительных предложений. А есть еще вопросительные предложения, в конце которых стоит вопросительный знак. И вот тут-то и начинаются трудности с порядком слов и всевозможные путаницы.

Итак, существуют 2 базовых типа вопросов: общие и . На первые мы отвечаем «да» или «нет», а на вторые отвечаем что-то определенное, специальное (в зависимости от того, что спрашивается в самом вопросе). Помните, что порядок слов в любом английском предложении ФИКСИРОВАННЫЙ, и это также касается вопросов.

0 МЕСТО - ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

  • What - что? какой?
  • Who - кто?
  • Who(m) - кому? кем?
  • Where - где? куда?
  • When - когда?
  • Why - почему?
  • How - как?
  • How much (many) - сколько?
  • Which - который?
  • What - какой?
  • Whose - чей?

1 МЕСТО - ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ

  • is / are / am
  • do/ does / did
  • will / would / shall
  • have / has
  • can / could
  • may / might
  • ought
  • should

2 МЕСТО - ПОДЛЕЖАЩЕЕ

3 МЕСТО - ОСНОВНОЙ (СМЫСЛОВОЙ) ГЛАГОЛ

3 МЕСТО - ОСТАЛЬНЫЕ СЛОВА

К этой структуре также имеется несколько замечаний.

ЗАМЕЧАНИЕ 1 . Как выбрать вспомогательный глагол? Очень просто: вспомогательный глагол тот, который первый присутствует в исходном предложении. Например:

  • Danny is a worker ---> is
  • Anna will drive ---> will
  • They have finished the report ---> have

Поэтому, чтобы задать вопрос, нужно просто переставить подлежащее и сказуемое местами.

Что делать, если вспомогательного глагола нет? Например: We visited the museum. Здесь у нас только основной глагол - visited . Поэтому, когда нет видимого вспомогательного глагола, то он - do/ does / did, в зависимости от времени. В нашем случае это did , так как глагол стоит в .

ЗАМЕЧАНИЕ 2 . Основной (смысловой) глагол, когда вы задаете вопрос, идет чистым, то есть без всяких окончаний, в начальной форме.

ЗАМЕЧАНИЕ 3. Как понять 0 место? Эта позиция в вопросе называется так, потому что вопросительные слова есть только в специальных вопросах, а в общих их нет. Именно по вопросительному слову вы и определяете, что ответить. Например:

Mother gave her son a tasty medicine yesterday because he was ill.

  • Who? - Mother
  • Whom? - son
  • Whose son? - her
  • What? - medicine
  • What medicine? - tasty
  • When? - yesterday
  • Why? - because he was ill

В общих вопросах (тех, на которые вы отвечаете «да» или «нет») вопросительного слова нет, то есть сразу идет вспомогательный глагол.

В завершение, предлагаем Вам небольшой тест:

Умение грамматически правильно строить предложения является основой в изучении английского языка. Ввиду некоторых синтаксических особенностей данного языка, построение предложений в некоторой степени отличается от того, как мы это делаем в русском языке. Поэтому, прежде чем начинать учить правила построения предложений, кратко рассмотрим основные отличия английского языка от русского:

  • В английском языке окончания используются только для указания формы числа (единственного или множественного), в качестве показателя единственного числа третьего лица смыслового глагола (используется только в Present Simple) и притяжательного падежа для существительных.
  • Предложения имеют строгий фиксированный порядок частей речи. Это компенсирует отсутствие окончаний.
  • Обязательное присутствие в повествовательных предложениях главных членов предложения – подлежащего и сказуемого. Если в предложении отсутствует подлежащее, это говорит о том, что данное предложение записано в повелительном наклонении.
  • Наличие артиклей. Из-за отсутствия окончаний, одно и то же слово в английском языке может быть как существительным, так и глаголом. Артикли, в данном случае, помогают правильно определить значения подобных слов.

Существует две формы повествовательных предложений: утвердительная и отрицательная. Чтобы написать предложение в утвердительной форме, необходимо обязательно указать сначала подлежащее, а затем сказуемое (глагол). Это говорит нам о том, что действие производится именно субъектом (кем-то или чем-то). Такое предложение будет считаться простым, т.к. содержит в себе только две основные части речи, которые являются обязательными и составляют минимальный набор для построения любого повествовательного предложения.

Subject + Predicate .
Подлежащее + Сказуемое .

I work .
Я работаю .

Alex reads .
Алекс читает .

Данные примеры записаны в простом настоящем времени (Present Simple), и изменяя только сказуемое, мы будем изменять и время, в котором записано предложение. Сказуемое будет характеризоваться формой смыслового глагола, в которой он записан, а также вспомогательным глаголом (для некоторых времен присутствие вспомогательного глагола необязательно).

Subject + + Verb
Подлежащее + [Вспомогательный глагол ] + Глагол

По данной схеме составим несколько примеров предложений:

I worked .
Я работал .

They have arrived .
Они прибыли .

Tom will be playing .
Том будет играть .

Подлежащее может быть выражено именем существительным, местоимением или составной группой существительных и (или) местоимений. Существительные также могут быть использованы совместно с притяжательными или указательными местоимениями.

Jack and his friend have left .
Джек и его друг ушли .

К второстепенным членам предложения относятся дополнения и обстоятельства. Дополнение всегда выражено существительным и обозначает тот объект, на который воздействует подлежащее. Основным признаком дополнений является то, что отвечают на все предложные вопросы, кроме именительного (кого?, чего?, кому?, чему?, что?, кем?, чем?, о ком?, о чем?). В предложении всегда ставится после сказуемого, от которого может отделяться предлогом если нужно. Исходя из этого, можно записать следующую структуру:

Subject + + Verb + Object
Подлежащее + [Вспомогат. глагол ] + Глагол + Дополнение

По данной схеме составим несколько примеров предложений:

I love you .
Я люблю (кого?) тебя .

My friend dreams about sport car .
Мой друг мечтает (о чем?) о спортивной машине .

Также, в одном предложении могут быть несколько дополнений:

Eric has sent an email to me .
Эрик отправил (что?) письмо (кому?) мне .

He is going to grant access to database for all users .
Он собирается предоставить всем пользователям доступ к базе данных .

Теперь рассмотрим второй второстепенный член предложения – обстоятельство. Оно используется для описания основных признаков действий, таких как время, место, причины и т.д. Поэтому обстоятельства отвечают на вопросы когда?, где? куда?, зачем?, для чего?, почему? и т.д. В зависимости от типа, могут быть расположены в начале или в конце предложения.

I bought a new hat last week .
Я купил новую шляпу на прошлой неделе .

We had a good time in the park .
Мы хорошо провели время в парке .

Yesterday we saw David’s wife .
Вчера мы видели жену Дэвида .

Если мы говорим о неопределенном времени (часто, редко, обычно, иногда, и т.д.), то обстоятельства времени указываются после подлежащего.

I often think about you .
Я часто думаю о тебе .

Мы рассмотрели основные конструкции утвердительных предложений в повествовательной форме. Теперь осталось понять, как построить отрицательную форму. Она строится аналогично утвердительной форме, но с добавлением отрицания после первого вспомогательного глагола (если он составной). В качестве отрицания используется not или never.

I have not ready yet to do it .
Я еще не готов сделать это .

We do not know what happened with him .
Мы не знаем , что с ним произошло .

I will never let you down .
Я никогда тебя не подведу .