Ананьев - казацкий город, райцентр одесской области. Психологическая концепция Б.Г

Б.Г.Ананьев и современная психология

(К 90-летию со дня рождения Б.Г.Ананьева)

В.А.Мазилов

Система образования, для которой готовят кадры педагогические учебные заведения, при известных условиях может быть "наукоёмкой". Следует специально подчеркнуть это "может быть". Существует достаточно обоснованная точка зрения, согласно которой, скажем, психологическая подготовка педагога представляется излишней. Здесь достаточно будет сослаться на авторитетное мнение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который, как известно, высказывался в духе того, что суждение, будто педагог должен изучать индивидуальные различия учеников и строить обучение сообразно последним, является "пустым и ни на чём не основанным" по прозаической причине отсутствия времени на эти действия. В условиях, когда существуют педагогические учебные заведения разных уровней, имеющие различные цели и задачи, эта проблема остаётся, как ни удивительно, актуальной. Тем не менее ясно, что педагогический университет всё же относится к тому типу учебных заведений, которые реализуют гуманистический подход, готовят представителей "помогающих" профессий (если воспользоваться выражением, широко используемым в американской литературе), поэтому психологическая подготовка будущих педагогов необходима. Очевидно, педагогу или социальному работнику, желающему "помогать" людям, остро необходимо точное знание об "объекте помощи" и, в частности, знание психологическое. Совершенно очевидно, что хороший социальный работник или педагог должен быть практическим психологом, имеющим соответствующие навыки и владеющим специальными психологическими технологиями. Естественно, при обучении педагога или социального работника в высшем учебном заведении особое внимание уделяется его психологической подготовке. И здесь становится ясным, что очень многое зависит от того, какой психологии мы будем учить педагогов и социальных работников. Ведь "психологии" бывают разные...

Заканчивается двадцатое столетие, что даёт основания для различного рода ретроспективных сопоставлений. Безусловно, важным является исторический анализ пути, пройденного российской (в недавнем прошлом советской) психологией. Официальный миф, утверждавший единство советской психологии, согласно которому все психологи в СССР были сторонниками и приверженцами "деятельностного подхода", развеялся без следа. Теперь уже всем стало ясно, что никакого единства на самом деле не было. Были разные подходы, направления, школы, что является обязательным условием развития науки в целом.

Среди психологов, исследованиями которых были созданы основы современной российской психологической науки, особое место принадлежит Б.Г.Ананьеву .

Визитной карточкой школы Б.Г.Ананьева стал комплексный подход к исследованию человека, подход, при котором бытие человека как индивида, индивидуальности, субъекта и личности стало предметом научного исследования. Многообразие связей, открывающихся при таком подходе, позволило существенно расширить проблематику традиционных психологических исследований. Комплексный подход потребовал использования дополнительных методов, в том числе и методов других наук. В работах Б.Г.Ананьева, таким образом, в конце 50-х гг. сформировался подход, который был реализован в многочисленных исследованиях самого автора и его учеников и сотрудников. Научная школа Б.Г.Ананьева, сохраняя преемственность, существует до сих пор. Впечатляющие результаты, достигнутые при этом подходе, позволяют рассматривать антропоцентристскую методологию Б.Г.Ананьева как "мост в психологию XXI века".

Борис Герасимович Ананьев родился 14 августа 1907 г. в городе Владикавказе. В 1928 году он окончил Горский педагогический институт. В 1928-1931 гг. Ананьев - аспирант Ленинградского государственного института по изучению мозга им. В.М.Бехтерева. До 1942 года Б.Г.Ананьев работал в институте по изучению мозга, в 1942-1943 был начальником психологического кабинета эвакуационного госпиталя в г. Тбилиси. В 1943 году Б.Г.Ананьев возвращается в Ленинград, работает профессором в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И.Герцена, затем возглавляет кафедру и отделение психологии в Ленинградском государственном университете. С 1951 по 1960 год Б.Г.Ананьев - директор научно-исследовательского института педагогики АПН РСФСР. В 1960 году он возвращается в Ленинградский университет, а в 1967 году становится деканом факультета психологии ЛГУ (в 1966 году в СССР создаются два первых факультета психологии - в Московском и Ленинградском университетах, третий в 1970 году в Ярославском государственном университете). Умер Борис Герасимович Ананьев 18 мая 1972 года.

Б.Г.Ананьев был автором таких известных книг, как "Психология педагогической оценки"(1935), "Очерки психологии" (1945), "Очерки истории русской психологии XVIII-XIX веков" (1947), "Пространственное различение" (1955), "Психология чувственного познания" (1960), "Теория ощущений" (1961), "Человек как предмет познания" (1969). Кроме перечисленных, Б.Г.Ананьевым написано большое количество статей и учебных пособий по истории и теории психологии, педагогической, возрастной, и медицинской психологии, психологии труда, психологии искусства, разработанной самим Борисом Герасимовичем онтопсихологии. Б.Г.Ананьев был выдающимся организатором психологической науки: его талант позволил создать школу, которая продолжает существовать спустя двадцать пять лет после смерти основателя - срок вполне достаточный, чтобы оценить жизнеспособность направления.

Вклад Б.Г.Ананьева в психологию неоднократно являлся предметом научного анализа . В целом можно согласиться с оценкой, данной А.А.Бодалёвым, Б.Ф.Ломовым и Е.З.Фришман: "Говоря о значении творческой деятельности Бориса Герасимовича Ананьева, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан новый методологический подход к исследованию психики; это позволило выделить новые разделы психологии, не существовавшие ранее как самостоятельные научные направления...". Исследования Б.Г.Ананьева реформировали методологию психологии. Возможно, что его методологические изыскания ещё в не в полной мере оценены научным сообществом.

Интересы Б.Г.Ананьева к методологии проявились очень рано. В журнале "Психология" (1931) опубликована статья двадцатичетырёхлетнего Б.Г.Ананьева "О некоторых вопросах марксистско-ленинской реконструкции психологии" . Уже в этой статье впервые появляются многие мотивы, которые впоследствии получат развитие в работах Б.Г.Ананьева и его сотрудников. В частности, он формулирует необычную для этого времени задачу разработки истории психологии, необходимости историко-психологических исследований. Напомним, что в те годы доминировало представление, согласно которому марксистская психология только рождается и история только начинается. Позиция Б.Г.Ананьева отлична: "Очень часто простое незнание истории науки приводит не только к излишним повторениям, но и к глубоким ошибкам в определении предмета и метода науки, её исторического места в системе других наук и идеологий" . Как известно, Б.Г.Ананьевым позднее были выполнены фундаментальные историко-психологические исследования. В психологии в качестве одной из центральных выступает проблема развития. Б.Г.Ананьев отмечает недостаточное внимание психологов к этим вопросам: "Психологическими проблемами в генетико-эволюционном плане меньше всего занималась сама психология" . Автор указывает, что для психологии важную роль играют данные других наук: "Социология, лингвистика, этнология, антропология в этом отношении представляют для историка психологии значительный интерес, поскольку наряду с биологией, зоологией, генетикой в них черпается содержание одной из основных проблем науки - отношение биологического и социального". В этих рассуждениях при желании можно увидеть "предпосылки" необходимости междисциплинарных исследований проблемы человека и его развития. Рассматривая различные подходы к проблеме соотношения биологического и социального, Б.Г.Ананьев настаивает на исторически-классовой её конкретизации. Анализируя работы Маркса, ученый пытается наполнить социальное "исторически-классовым" содержанием. Вероятно, сейчас анализ деформаций "буржуазной личности", "кризиса буржуазной личности", даваемый в ананьевской работе, может показаться упрощённым и наивным. Наверное, это так. Но, к примеру, некролог М.Я.Басову (открывающий тот сборник, где помещён анализируемый ананьевский текст) заставляет предположить существование "пролетарских деформаций" и определённой результативности "социалистической переделки человека". Впрочем, примет эпохи мы в данной статье касаться не будем.

В статье Б.Г.Ананьева есть один момент, заслуживающий самого пристального внимания. На наш взгляд, именно отсюда "выросла" впоследствии идея комплексного подхода в научном исследовании. Б.Г.Ананьев цитирует известное высказывание Маркса о "науке, которая высокомерно отворачивается от своей неполноты". Это перекликается с не менее известным афоризмом К.Д.Ушинского из "Педагогической антропологии", согласно которому "ничто так не обнаруживает односторонности теории, как приложение её к практическим целям". Критикуя в своей статье книгу Л.С.Выготского и А.Р.Лурия "Этюды по истории поведения", Б.Г. Ананьев отмечает, что методологический подход, связанный с выделением отдельных линий в развитии, весьма ограничен: в этом случае адекватные связи установить не удаётся. Для того, чтобы изучать процесс развития во всей его сложности, недостаточно выделить три пути развития и полагать, что между ними существуют "диалектические" отношения: "каждый тип развития начинается там, где оканчивается предыдущий, и служит его продолжением в новом направлении". Поиск средств для исследования развития во всей его сложности привёл к формированию нового методологического подхода, который был сформулирован Б.Г.Ананьевым значительно позднее. Анализ ранней работы ученого показывает, что методологическая направленность его научных интересов в значительной степени сложилась уже к началу тридцатых годов.

В работах Б.Г.Ананьева, выполненных в шестидесятые годы, были поставлены, сформулированы, разработаны многие методологические проблемы, имеющие принципиальное значение для отечественной психологической науки . Эти работы во многом определили последующее развитие психологии, и, возможно, в них следует искать "ростки будущего", которые так необходимы сегодня нашей науке, испытывающей глубокий методологический кризис. Исследования Б.Г.Ананьева наглядно продемонстрировали преимущества комплексного, междисциплинарного подхода к проблеме человека, позволили психологии действительно стать наукой о человеке во всей его сложности и многогранности. Антропологизм как принцип построения психологической науки позволил по-иному взглянуть на сам предмет психологии, который в концепции Б.Г.Ананьева предстаёт как многоуровневая системная организация психики. Отметим, что рассмотрение психического в рамках ананьевского подхода позволило реально (а не только "в теории") выйти за рамки психофизиологического параллелизма и, избежав редукционизма, "вписать" психику в "научную картину человека". Именно в этом нам видится ещё не до конца оценённое методологическое значение ананьевских работ.

В рамках небольшой статьи невозможно осветить все методологические поиски Б.Г.Ананьева, поэтому сосредоточимся лишь на одном вопросе: о методах психологии. Безусловно, широта охвата психологических проблем, свойственная Б.Г.Ананьеву, не могла не прийти в противоречие с узкой трактовкой проблемы методов в отечественной психологии. В традиционной психологии даже не было развёрнутой классификации методов, большинство авторов довольствовалось простым перечислением методов (наблюдение, эксперимент и т.д.). Ученый предпринимает анализ современного состояния науки, а также тенденций, позволяющих выявить основные направления развития психологии. Б.Г.Ананьев пишет: "Постановка и решение методологических проблем психологии должны учитывать эти существенные изменения в структуре современной науки: прежде всего возрастающее увеличение смежных для психологии наук..." . Он анализирует процесс "миграции" методов: "Процесс "миграции" методов одной науки в сферу других всё больше затрагивает психологию, что объясняется не только общей закономерностью всё возрастающей интеграции наук, но и (...) специфическим изменением положения психологии в системе наук..." .

Б.Г.Ананьев подчёркивает особое значение вопроса о классификации методов: "... нужно располагать хотя бы ориентировочной классификацией методов исследования, уже существующих в психологии и взаимодействия которых определяют структуру её методов. Нельзя не отметить, что этим предварительным условием мы фактически не обладаем, так как из всей структуры методов современной психологии методологическому анализу в таком направлении подвергались преимущественно экспериментальные и математические методы, в неизмеримо меньшей степени - генетические; все остальные методы современной психологии остаются вне поля зрения современной методологии" . Проанализировав классификацию методов психологического исследования, разработанную болгарским учёным Г.Д.Пирьовым, Б.Г.Ананьев предложил свою классификацию. Согласно Г.Д.Пирьову, могут быть выделены следующие методы психологического исследования: 1) наблюдение, подразделяющееся на объективное наблюдение и самонаблюдение, 2) эксперимент, в котором могут быть выделены лабораторный, естественный и психолого-педагогический, 3) метод моделирования, 4) метод психологических характеристик, 5) вспомогательные методы (физиологические, фармакологические, биохимические, математические и т.д.), 6) специальные методические подходы. Как отмечал Б.Г.Ананьев, классификация Г.Д.Пирьова "во многом соответствует современному состоянию научного аппарата современной психологии" . Вместе с тем, она имеет очевидные недостатки, что побудило ученого к разработке собственной классификации методов психологического исследования. По Б.Г.Ананьеву, "необходима такая рабочая квалификация методов исследования, которая соответствовала бы порядку операций в научном исследовании, определённому целостному циклу современного психологического исследования. Планирование и программирование исследования не ограничиваются определением проблемы и реализацией её совокупности тем. Планируются и программируются система методов и порядок их применения, связанные с гипотезами и концепциями исследования, основанными на критическом анализе истории и состояния вопроса, обобщении итогов предшествующего исследования" . Б.Г.Ананьевым выделяются следующие группы методов: 1) организационные (в эту группу входят сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный); 2) эмпирические (в эту группу входят обсервационные, экспериментальные, психодиагностические методы, праксиметрические и биографические методы); 3) обработки данных (количественные и качественные методы анализа); 4) интерпретационные методы (различные варианты генетического и структурного методов). Классификация Б.Г.Ананьева позволила представить систему методов, отвечающую требованиям современной психологии. Отметим, что предложенная классификация стимулировала исследования по проблеме, что привело впоследствии к появлению альтернативных классификаций психологических методов (М.С.Роговин, Г.В.Залевский, 1988; В.Н.Дружинин, 1994, и др.). Классификация Б.Г.Ананьева предполагает определённое соотношение теории и метода. В классификации не выделяются и не упоминаются вообще собственно теоретические методы. Теория, согласно классификации, выступает одним из конечных результатов исследования. Характеризуя организационные методы, Б.Г.Ананьев отмечает: "Они действуют на протяжении всего исследования, и их эффективность определяется по конечным результатам исследования (теоретическим - в виде известных концепций, практическим в виде определённых рекомендаций...)" . Может создаться впечатление, что Б.Г.Ананьев не выделяет теоретических методов в психологии. Некоторые основания для этого есть: в приведённой классификации теоретических методов не предусмотрено. Однако в другом месте Б.Г.Ананьев отмечает, что "диалектика перехода от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике обеспечивает взаимосвязь эмпирических и рациональных методов исследования, сочетание различных модификаций обоих видов средств научного познания и прогрессирующее их проникновение в глубинные процессы и механизмы. В отношении рациональных (логических) методов исследования возникли новые возможности их усиления в связи с эвристикой и перспективами научного прогнозирования" .

Чрезвычайно важным является сформулированное Б.Г.Ананьевым положение, согласно которому методы являются не только инструментом познавания, но и представляют "гносеологические объекты" для психологии: методы "функционируют как системы операций с психологическими объектами и как гносеологические объекты для самой психологической науки" . Иными словами, необходимы психологические исследования самих методов, их структуры, возможностей и т.д.

Таким образом, ананьевские работы не только раскрывают новую методологию психологического исследования, но и имеют эвристическое значение, стимулируют дальнейшие исследования по проблеме методов. В свете продолжения исследований, начатых Б.Г.Ананьевым, представляется важным вопрос о соотношении метода и теории. Характеризуя интерпретационные методы, ученый делает важное замечание: "В сущности говоря, на этом методологическом уровне метод становится в известном смысле теорией, определяет путь формирования концепций и новых гипотез, детерминирующих дальнейшие исследовательские циклы психологического познания" . Cвязь метода и теории в психологии несомненна, многие авторы даже утверждают, что можно говорить о единстве теории и метода . Между тем механизм связи теории и метода изучен явно недостаточно. Исследование этого вопроса тем более важно, что многими авторами вопрос как бы "выносится за скобки", поэтому выпадает из поля внимания. Примером может служить известная работа Жана Пиаже . Если начинать с эмпирического исследования (использующего тот или иной метод), в котором обнаруживаются факты и законы, создаётся впечатление, что задачей науки является объяснение. При этом интересующий нас вопрос, почему используется именно такой метод, оказывается неправомерным, поскольку метод был "задан" изначально. Таким образом, проблема "закрывается". Мы, напротив, полагаем, что это один из наиболее важных методологических вопросов психологического исследования.

К сожалению, вследствие ограниченного объёма статьи здесь не могут быть изложены результаты историко-методологическо-го исследования проблемы соотношения теории и метода в психологии, в известном смысле продолжающего ананьевскую традицию .

Среди многих проблем, получивших разработку в исследованиях Б.Г.Ананьева, мы выделили методологические. Методологические вопросы - наиболее важные, т.к. от их верного решения в конечном счёте зависит успех любого исследования. Методология важна и для практикующего психолога: в современной методологии должна быть "практическая" составляющая. Пока в её разработке предпринимаются лишь первые шаги .

Новейшая история ярославской психологии ещё не написана. Бесспорно, новая глава в истории начинается с конца пятидесятых годов в Ярославском государственном педагогическом институте им.К.Д.Ушинского, когда под руководством профессора В.С.Филатова группа молодых исследователей приступила к изучению различных психологических вопросов. Объединяющим началом (а исследования велись и по психологии труда, и по педагогической психологии) во всех работах была практическая направленность исследований. В открывшемся в 1970 году Ярославском государственном университете был создан факультет психологии (первоначально факультет истории, психологии и права), который, по мысли его создателей, должен был стать научно-исследовательским и педагогическим центром, ориентированным на практику. Поэтому психологический факультет одним из первых в стране приступил к подготовке специалистов-психологов для народного хозяйства, т.е. психологов-практиков, практических психологов, как сейчас модно выражаться. Первый декан факультета психологии ЯрГУ Виктор Васильевич Новиков (ныне профессор ЯрГУ, заведующий кафедрой социальной и политической психологии) рассказывал автору настоящих строк, как в 1970 году он посетил МГУ и ЛГУ, где к тому времени факультеты психологии уже существовали. Встреча с Б.Г.Ананьевым (тогдашним деканом факультета психологии ЛГУ), реализуемый в ленинградской школе комплексный подход, позволяющий изучать человека в его целостности, произвели большое впечатление. Можно считать, что психология в Ярославле испытала значительное влияние со стороны ананьевского подхода к человеку в его целостности. К чести руководителей факультета (В.В.Новикова, затем В.Д.Шадрикова) психологической школе (а университет к этому времени стал бесспорным лидером) в Ярославле удалось сформировать свой фирменный почерк, сочетающий высокий научный уровень, выраженную практическую направленность, стремление к комплексному исследованию, позволяющему адекватно отображать всю сложность предмета изучения. Ярославская психология внесла свой вклад в решение одной из самых непростых психологических проблем: как создать такую психологию, чтобы в ней сочетались научность и жизненность...

Психология, ориентирующаяся на решение жизненных задач, бесспорно, не должна замыкаться в теоретических построениях. Для педагога, воспитателя, социального работника имеет значение целостный живой человек - подлинный объект психологии. Замечательный психолог Михаил Семёнович Роговин, научная и педагогическая деятельность которого в семидесятые-восьмидесятые годы была связана с Ярославлем, писал: "Вместе с расширением самой области психологического исследования, вместе со всё большей дифференциацией психологии теряется из виду её главный объект - сам человек, продукт и в то же время творец определённой исторической эпохи, человек с его радостями и страданиями, стремлениями, успехами и ошибками, живой человек - единственный настоящий объект психологии. На его место становятся абстрактные "психологические механизмы", "детерминирующие тенденции", "содержание сознания", "акты", "процессы", "обратные связи" и т.п., которые, хотя и представляют необходимые строительные леса на здании научной психологии, хотя и углубляют наше понимание закономерностей психики, но которые, взятые вне общего контекста личности и деятельности человека, могут заслонить собой конечную цель психологического исследования" . Для педагога, практического психолога, социального работника очень важно сохранить целостность видения своего объекта и не принимать за собственно объект многочисленные вспомогательные приспособления.

Поэтому так значима для педагога антропологическая психология Б.Г.Ананьева, нацеленная на исследование человека в его целостности. Сейчас отечественная психология переживает трудные времена. Многие говорят о методологическом кризисе. Возможно, один из путей выхода из кризисного состояния может быть найден в текстах Б.Г.Ананьева: он состоит в том, чтобы по-новому взглянуть на самого человека, попытаться по-новому понять его психику. И здесь может оказаться весьма полезным комплексный подход, основы которого были разработаны Б.Г.Ананьевым. Может быть, тогда сбудется известное ананьевское пророчество: "недалеко то время, когда психология займёт одно из важнейших мест в общей структуре человеческого знания" .

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. О некоторых вопросах марксистско-ленинской реконструкции психологии //Психология. Т. IV. Вып. 3-4. 1931. С. 325-344.

2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 384 с.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 339 с.

5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т.1. 230 с. Т.2. 288 с.

6. Ананьев Б.Г. О методах современной психологии //Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Л.: ЛГУ, 1976. С.13-35.

7. Бодалёв А.А. Об основном вкладе Б.Г.Ананьева в психологическую науку //Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. С. 5-17.

8. Бодалёв А.А., Ломов Б.Ф., Фришман Е.З. Б.Г.Ананьев - виднейший советский психолог //Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т.1. С. 5-12.

9. Кузьмина Н.В. Предисловие //Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т.2. С. 5-8.

10. Логинова Н.А. Характерные черты концептуальной системы Б.Г.Ананьева //Психологический журнал. Т.9. № 1. 1988. С.149-158.

11. Ломов Б.Ф. Борис Герасимович Ананьев - учёный, педагог, организатор науки //Экспериментальная и прикладная психология. Вып.1. Л.: ЛГУ, 1968. С.3-8.

12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.

13. Мазилов В.А. Проблема метода в психологии //Психотехнологии в социальной работе. Вып.3. Ярославль, 1997. С. 24-42.

14. Мазилов В.А. О методологии современной российской психологии //Вестник Псковского Вольного университета. Псков, 1997.

15. Пиаже Ж. Характер объяснения в психологии и психофизиологический параллелизм //Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып.1, 2. М.: Прогресс, 1966. С.157-194.

16. Рыбалко Е.Ф. Проблемы индивидуального развития человека в трудах Б.Г.Ананьева //Вопросы психологии. 1977. № 6. С.90-101.

17. Роговин М.С. Введение в психологию. М.: Высшая школа, 1969. 384 с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru/

Координаты

История

Анания - библейское имя.

Ананьев возник в середине XVIII века как слобода Анани (Анань). Слобода была заселена украинцами на землях, принадлежавших Турции. Земли перешли под власть Российской империи в 1792 году по Ясскому договору. В 1834 году переименован в город Ананьев и стал центром Ананьевского уезда Херсонской губернии . Население города в 1959 году равнялось 7,9 тыс. человек.

Гербы

Официальный герб

Герб российского периода утвержден 7 ноября 1847 года . В верхней части пересеченного щита в золотом поле герб Херсонский; в оставшейся части, в лазурном поле три аиста, которые стоят каждый на своем гнезде, два рядом и один между ними ниже.

Герб Б. Кене

Б.Кене разработал проект герба города: в лазурном поле - три серебряных аиста с красными клювами, которые стоят каждый на золотом гнезде, два рядом и один между ними ниже. В свободной части - герб Херсонской губернии. Щит увенчан серебряной городской короной с тремя зубцами и обрамлен двумя золотыми колосками, обвитые Александровской лентой. Герб утверждение не получил. Герб утвердил ВАН АНАНЪЕВ первый аист Министр обороны Полторак второи аист Порошенко Президет третии аист Гроисмон премер министр (смертники)

Известные уроженцы и жители

  • Вилинский, Николай Николаевич - композитор и педагог.
  • Животов, Николай Николаевич (младший) - русский поэт-модернист, издавал единственный в истории Ананьева журнал «Южное слово», выпустил в городе ряд стихотворных сборников.
  • Ильин, Илья Моисеевич - советский политический деятель.
  • Ляховецкий Леон Давидович - русский журналист и юрист.
  • Мелашунас-Ферро, Валерия Мартыновна - артистка балета
  • Россаль-Воронов, Алексей Семёнович ( -) - российский художник, иконописец.

Экономика

Промышленность

Промышленный комбинат, пищевой комбинат, маслозавод «Салюс», газокомпрессорная станция.

Сельское хозяйство

Зерновые, виноград, клубника, малина, абрикосы. Разведение крупного рогатого скота, свиней, овец.

Транспорт

Ананьев находится в 15 км от железнодорожной станции Жеребково . Через город идет трасса М-15 «Кропивницкий -Платоново» (украино-молдавская граница).

Напишите отзыв о статье "Ананьев (город)"

Примечания

Ссылки

  • Цуркина А. . - 2013. - ISBN 966-8437-10-Х.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ананьев - город и районный центр на севере Одесской области. Он раскинулся на реке Тилигул, вытянувшись на несколько километров вдоль долины. Ананьев находится в 160 километрах от Одессы . По южной окраине города проходит международная автомагистраль Кишинёв - Харьков . Ближайшая железнодорожная станция находится в 16 километрах севернее, в селе Жеребково.

История

Название населённого пункта связывают с именем первого поселенца - казака Анания. Также есть версия, что поселения назвали в честь владельца этих земель - османского дворянина Анана. Нет и единой версии о времени возникновения Ананьева: то ли 1753, то ли 1767 год. Известно, то это была слобода на территории Ханской Украины - подконтрольной Османской империи земли, которую заселяли украинцы, евреи и молдаване.

Слобода Анани в 1791 году стала частью Российской империи, войдя в Вознесенское наместничество, а после - в Херсонскую губернию. В 1834 году слободу преобразовали в город Ананьев, в котором разместили управленческий аппарат новообразованного Ананьевского уезда. В дореволюционный период это был тихий мещанский городок и региональный сельскохозяйственный и промышленный центр. Кроме того, работали мыловаренный, свечной, 5 кирпичных заводов, несколько фабрик по производству фруктовых вод, табачная фабрика.

В 1923 году уезды упраздняются, и Ананьев становится районным центром в составе Молдавской АССР. К Одесской области город присоединён в 1940 году.

Достопримечательности

Ананьев сохранил немало объектов дореволюционного уездного прошлого. К наиболее заметным памятникам архитектуры относятся женская прогимназия (1850 год), дом дворянского собрания (1888 год), стоматологическая клиника (1916 год), городская управа (1870 год). В историческом центре сохранились жилые дома и бывшие особняки, некоторые административные и гражданские постройки царского периода.

Заметны и памятники культового строительства: храм Пречистой Богоматери (1870 год), собор Александра Невского (конец 19 века), колодец-часовня (1898 год). В городе работает несколько музеев: историко-художественный, музей оркестра народных инструментов.

Герб Ананьева

Город Ананьев известен с 1767 года, как казацкая слобода Анань . Ананьеву статус города был присвоен в 1834г. В 1897 Ананьев становится уездным городом Херсонской губернии, позже поселком, с 1941 опять город.

Находится на Украине, райценр Одесской области., в 15 км от железно-дорожной станции Жеребково.

В 1991г. в Ананьеве проживало 10,5 тыс. жителей (до революции 1917г в городе проживало до 12.5тыс жителей). Нынче в древнем казацком городе проживает - 9097 человек. Территория города – 512 гектаров.

Перечень волостей, входивших в Ананьевский уезд Херсонской губернии cогласно приложению к 5 тому «Материалов для оценки земель Херсонской губернии», 1889 г.: Александровская; Боковская; Валегоцуловская; Врадиевская; Гандрабуровская; Гвоздавская; Головлевская; Завадовская; Исаевская; Каменко-мостская; Кантакузовская; Кондратовская; Коссовская; Кохановская; Любашевская; Марьяновская; Михайловская; Мостовская; Николаевская 1-я; Николаевская 2-я; Ново-Павловская; Пасицельская; Петровская; Покровская; Раштадтская; Романково-балковская; Свято-троицкая; Ставровская; Степановская; Шимковская - всего 30.

В Ананьеве работают гимназия, лицей, школа-интернат, государственный аграрно-экономический техникум, учебно – методический консультативный центр Одесского национального университета им. И.И. Мечникова, ПТУ-44, школа эстетического воспитания, 3 дошкольных и 3 внешкольных учреждения, дом-интернат, автошкола ТСОУ.

В городе также функционируют центральная районная больница, районный Дом культуры, кинотеатр, детская и взрослая библиотеки, историко-краеведческий музей, стадион «Динамо», 5 спортивных площадок, рынок. Издается 2 газеты, ведет вещание городская телестудия, работают частные компьютерные клубы.

  • На синем фоне три белых аиста…
Местность, на которой расположен Ананьев, имеет давнюю и интересную историю. Неподалеку были найдены следы жизни человека времен трипольской культуры. Здешние степи видели и киммерийцев, и скифов, и сарматов.

Позднее - набеги воинов Крымского ханства, а затем Османской империи. В 1753 году на месте сегодняшнего Ананьева возникла слобода, которую основал запорожский казак Ананий. На Сечи его прозвали Безпальком - за потерянный в бою палец. Именно это и стало причиной того, что казак вынужден был сменить саблю на орало, избрав для поселения богатые земли у реки, которую турки называли Тилигулом... Слобода стала для кочевников тем местом, где они всегда могли приобрести товары, необходимые им в повседневном обиходе, а слободские жители имели возможность сбыта собственной земледельческой продукции.

Через городок, в связи с появлением Одесского порта, пролег «хлебный путь» к морю, а с ним и за границу. Появились местные купцы, землевладельцы, богатые люди, давшие новый толчок экономическому и культурному развитию города. Началось активное строительство, появился завод по изготовлению строительных материалов, быстро увеличивалось количество населения.

22 сентября 1834 года был подписан царский указ о предоставлении Ананьеву статуса уездного города Херсонской губернии. А 7 ноября 1847 года был утвержден и герб города: на синем фоне три белых аиста (два вверху, один внизу) стоят на золотых гнездах...

Ананьев не стал значительным промышленным центром, зато здесь уделялось большое внимание полеводству. Ананьевский уезд имел даже свое агрономическое училище . Имея огромные залежи красной глины и песка, ананьевцы создали в XIX веке мощный кирпичный завод - керамическую линию, изготовлявшую кирпич не только для уезда. Вот почему большинство старых домов построено из красного кирпича.

В городе в разное время побывали выдающиеся деятели мировой и национальной культуры - Александр Пушкин. Евгений Столыця, Петр Нищинский. Гордостью мировой химической науки стал академик Семен Вольфкович.

Петр Иванович Нищинский оставил в наследство ананьевской интеллигенции дух вечного творческого горения во имя свободной Украины. Оставил добрую память о себе также известный украинский деятель Евгений Чикаленко, который своим меценатством помогал развитию города.
В Ананьеве родился и начал свой творческий путь известный украинский поэт Тарас Федюк, который сейчас возглавляет Ассоциацию украинских писателей и чьи произведения рассматривались на соискание Шевченковской премии... Славится город своими самодеятельными поэтами, композиторами, художниками, певцами и музыкантами, интеллигентами и земледельцами. В первую очередь, это Герой Советского Союза Евгений Мариинский. заслуженные учителя Украины Вера Могилевская и Василий Радзивилов, заслуженные деятели культуры Украины Юрий Дембицкий и Григорий Бондарчук, заслуженный художник Украины Юрий Кудрявченко.

*** Город Ананьев постановлением Кабинета Министров Украины внесен в список исторических населенных пунктов нашего государства.

В Ананьеве, тихом провинциальном городке на севере области, живут и работают около сотни предпринимателей. Как и предприниматели других небольших городков Одесщины, они наполнили районный рынок и магазины разнообразным товаром. Жителям райцентра и сел не надо лишний раз ездить в Одессу или Кишинев за покупками. Все необходимое каждому можно было спокойно приобрести в Ананьеве.

Так продолжалось до 9 июня 2000 года, когда на очередной сессии горсовета была повышена с 35 до 50 гривен ставка единого налога. Еще один неприятный сюрприз преподнесла предпринимателям администрация районного рынка, повысившая рыночный сбор до 10 - 11 гривен.

Все это стало для представителей малого бизнеса настоящим громом среди ясного неба.

Что оставалось делать предпринимателям? Они обратились к городскому голове В. А. Соломахину с требованием отменить решение 13-й сессии городского совета 23-го созыва.

А кто вы такие? - спросил группу предпринимателей городской голова.

Предприниматели, - ответил кто-то из группы.

Вы пока что никто. Вот когда объединитесь в союз, тогда и сядем за стол переговоров.

Действительно, до той поры ананьевские предприниматели являлись разрозненной группой торговцев. Беда объединила их и заставила действовать сообща. За свои права предприниматели решили бороться с помощью прессы. Они обратились за поддержкой в «Деловую Одессу», и корреспондент Василий Колпаков стал своеобразным мостом в диалоге предпринимателей с местной властью - дело, как говорится, сдвинулось с мертвой точки. Предприниматели создали ассоциацию. Сразу же после этого они сели за стол переговоров с городским головой.

Поговорить, естественно, было о чем. После повышения ежемесячной ставки единого налога прошло два месяца. Поступления в бюджет не увеличились, как предполагали районные финансисты, а уменьшились. Почему? Потому что на всякое действие всегда имеется противодействие. Скажем, повысили депутаты горсовета ставку единого налога, а большинство предпринимателей взяли и превратились в реализаторов. Причем на вполне законных основаниях. Ведь каждый предприниматель имеет право нанимать до пяти реализаторов. То есть из шести предпринимателей пять прячутся в тень. В итоге в бюджет вместо ожидаемых трехсот гривен поступает лишь пятьдесят. Вот и выходило: если 210 гривен налога от шести предпринимателей казались инициатором повышения налоговой ставки малой суммой, то пусть удовлетворяются пятьюдесятью гривнями.

В конце концов стороны нашли общий язык. Итогом диалога стали решения 14-й сессии городского совета.

Малый бизнес - это именно та сила, которая будет пополнять бюджет, - выступая перед депутатами, сказала председатель районной ассоциации предпринимателей Людмила Валентиновна Жикол. - Вы посмотрите, кто обеспечивает население района продуктами питания, промышленными товарами? Предприниматели. И чем их будет больше, тем больше будет поступлений в бюджет.

Бурной дискуссии на сессии не было. Большинством голосов депутаты утвердили решение о снижении ежемесячной ставки налога с предпринимателей с 50 до 35 гривен. То есть все, как говорится, возвратилось на круги своя.

  • Главное, чтобы не мешали
Ассоциация предпринимателей существует в Ананьеве почти полтора года и насчитывает в своих рядах 50 человек. Что изменилось в работе ее членов за это время? Если не считать восстановления предпринимателями статус-кво в уплате единого налога, то ничего. С ассоциацией никто всерьез не считается.

Вот лишь несколько примеров. В феврале минувшего года на сессии районного совета рассматривался вопрос о развитии предпринимательства в районе, но никого из предпринимателей на нее не пригласили. С программой развития предпринимательства в районе предприниматели знакомились со слов тех, кто присутствовал на сессии.

Вообще, они находятся в информационном вакууме. Никто в районе не информирует их об изменениях в законах, касающихся торговой деятельности. Очевидно, это кому-то выгодно.

Не одинаково и отношение проверяющих к различным предпринимателям. Никто, например, не замечает, что в продовольственных магазинах, расположенных на улицах Гагарина и Пушкина, торгуют просроченным товаром, что одни предприниматели торгуют не имея свидетельства, а другие годами не платят рыночной пошлины. Зато в других случаях не имеет границ своеволие различных проверяющих органов. На предпринимателя, имеющего все необходимые сертификаты на товар, торгующего привлекательной продукцией, могут наложить штраф. И попробуй возрази!

Мы тебя еще пожалели, - слышит в ответ он. - Будешь возмущаться, в следующий раз накажем на полную катушку!

Естественно, искать справедливости после этого - дело бесполезное. Тех, кого несправедливо оштрафовали, члены районной ассоциации спасают сами, «сбрасываясь» для пострадавшего по пять-десять гривен. А что делать? При таком отношении к развитию малого и среднего бизнеса, как в Ананьеве, отстаивать свои права предпринимателям неимоверно трудно, даже объединившись.

Предпринимательство - хлеб не из легких. Покупательская способность населения низкая. Торговать предпринимателям иногда приходится себе в убыток. Однако, вопреки всему, малый бизнес движется широкой столбовой дорогой от благополучия отдельного гражданина к благополучию большинства. Главное - чтобы им не мешали.

  • Стремятся учиться
Настоящая гордость Ананьева - местный государственный аграрно-экономический техникум , директором которого является Виталий Александрович Прижбило. Это единственное подобного рода учебное заведение на севере области, готовящее специалистов по двум основным специальностям: бухгалтерский учет и коммерческая деятельность.

Кроме того, довольно успешно работает и учебно-методический центр Одесского государственного аграрного университета, имеющий лицензию для профессиональной подготовки операторов компьютерного набора и секретарей руководителей.

В государственном аграрно-экономическом техникуме - высококвалифицированный преподавательский состав, мощная учебно-методическая база. Поэтому неудивительно, что его выпускники работают не только в аграрном секторе, но и в банковских структурах, налоговых администрациях и т.д. Все больше юношей и девушек стремятся здесь учиться.

  • Встали с колен
Можно ли «лежачее» предприятие сделать рентабельным? Владимир Федорович Мунтян, директор частного предприятия «Ананьев-хлеб», на деле доказал, что это - не напрасная затея. Буквально год прошел с тех пор, как на заводе была проведена реорганизация, а положительные результаты не заставили себя ждать. Сначала на слом пошло безнадежное устаревшее оборудование, которое заменили высокопроизводительным. Затем произошли кадровые изменения, налажена строгая исполнительская дисциплина. На вооружение пекари взяли современные технологии, пользуются и традиционными рецептами.

В результате, заводчане каждый день выпекают свыше 15 тонн хлебобулочных изделий 28 наименований. То есть от хлеба до разнообразной сдобы высокого качества. Между прочим, за этот короткий период предприятию удалось не только восстановить, но и расширить географию рынков сбыта. Продукцию поставляют в четыре района нашей и соседнюю, Николаевскую область. И все это в условиях острой конкурентной борьбы с Балтским и Котовским хлебозаводами. Стоит отметить, что и цена ананьевского хлеба вполне устраивает покупателей, а отсюда, собственно, и спрос.

  • Ласкают взор…
Складывалось впечатление, что здесь остановилось время. Вот таким был городок еще недавно. К счастью, все это позади. Нынче центр города, в частности улицу Независимости, не узнать. Здесь тебе и вымощенные мозаичной плиткой тротуары, и прекрасное ограждение, и газончики, придающие окрестностям особый шарм.

Вместо неряшливых ларьков появились художественно обустроенные магазинчики, на которые приятно посмотреть. Ласкают также взор фешенебельные торговые заведения "Универсам", "Золотой Дюк", ресторан "Белый аист", кафе-бар "Зодиак". Заработал наконец центральный универмаг...

Ананьевцам повезло и с новым руководством. Два года назад председателем райсовета стал Николай Алексеевич Балан, который с недавних пор занимает также должность председателя райгосадминистрации, а горсовет возглавил Сергей Владимирович Серков. Оба молодые, энергичные, уверенные в себе, а самое главное - настоящие патриоты города. Сплотив вокруг себя высококвалифицированную команду специалистов-единомышленников, взялись за работу, поставив цель - оживить Ананьев. До сих пор это им удается. Например, кроме генеральной реконструкции центра, его освещения, решена, наконец, давнишняя проблема по обеспечению населения питьевой водой. В частности, осуществлена реконструкция водопровода, проложено новое его ответвление протяженностью полкилометра. В результате - часть горожан уже имеет воду круглосуточно. А остальные - по определенному графику. Нынче монтируются новые емкости, задействована еще одна артскважина...

Благодаря активной помощи губернатора области Сергея Гриневецкого и народного депутата Украины Василия Калинчука, город получил 150 тысяч гривень для реконструкции станции биологической очистки, что даст возможность вдвое увеличить ее мощность...

Продолжается газифицирование райцентра. На сегодняшний день голубым топливом пользуются почти 85 процентов горожан. Газифицированы котельные школ, детских садов, админзданий. Благодаря стараниям работников ГКП "Город-сервис", город постепенно превращается на зеленый оазис. Только нынешней весной было высажено около тысячи молоденьких деревьев, разбито немало клумб и т.п.

В дальнейших планах мэрии - открытие круглосуточного центрального рынка, капитальный ремонт улиц, офисов, жилья.
- Все эти преобразования, - подчеркивает городской голова, - были бы невозможны, если бы не общие усилия руководителей городских коммунальных служб, предприятий. организаций, деловых людей, депутатов, горожан, желающих не на словах, а на деле, возродить прежнюю славу Ананьева. Среди них - Сергей Гуцул, Виктор Балан, Анатолий Покровский, Андрей Берновега, Леонид Роземблит, Николай Ситник, Владимир Мунтян, Давид Найфпейш, Анатолий Кушнирев, Петр Костинский, Афанасий Кирлан, Юрий Бакин, Дмитрий Церна и другие.

  • Течет себе водичка
Да не простая, а целительная, с лечебными свойствами. А о том, что вкусная, и говорить нечего. Имеется в виду знаменитый источник на окраине города, куда ходят по воду и стар и млад. Заботливые хозяева обмуровали источник, построили красивую беседку, дающую укрытие от солнца. К знаменитому источнику по воду приезжают даже издалека.
Жаль, только, что никто не взялся за промышленное освоение целительного источника. Дело, думаю, того стоит.

Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) – выдающийся российский психолог. Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Институте мозга еще при жизни Бехтерева. Является основателем ленинградской психологической школы. Им был предложен один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов в изучении человека. Следует подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека.

Ананьев выделяет в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

    ИНДИВИД – это природное в человеке, биологическая сущность человека, представителя вида Homo Sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека.

Человек как индивид обладает определенными свойствами. Ананьев выделяет первичные и вторичные свойства. К первичным он относил свойства, присущие всем людям.

Первичные свойства.

    Возрастные особенности

    Половой диморфизм

    Конституционные особенности

    Нейродинамические свойства мозга

Вторичные свойства определяются совокупностью его первичных свойств.

    Динамика психофизиологических функций

    Структура органических потребностей

Интеграция первичных и вторичных свойств индивида обуславливает особенности темперамента и задатки.

Основными закономерностями развития индивида являются гетерохронность, наличие сенситивных периодов, наличие критических периодов, акселерация и ретардация.

Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, - личность.

2) ЛИЧНОСТЬ - человек как представитель общества, социальное существо, субъект социальных отношений, определяющий свою позицию среди других людей, субъект общественного поведения и коммуникации. Вступает во взаимодействие с различными элементами социального пространства. В структуру личности входят следующие компоненты: темперамент

    Характер

    Способности

    Направленность или мотивация

Рождаемся мы индивидом, а личностью становимся в процессе жизнедеятельности. Личностью можно стать только в присутствии других людей. Самое главное в личности – это направленность. Потому что темперамент взят от индивида, как динамика протекания психических процессов. Характер и способности есть свойства субъекта деятельности. Собственно личность – это направленность.

Характер – это типичные формы поведения. «Посеешь привычку, пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

Способности – это сочетание всех наших характеристик, которые позволяют нам жить и действовать.

Направленность – это влечения, желания, стремления, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрения.

Итак, личность – это социальное существо, которое взаимодействует с различными элементами социального пространства.

Следующее понятие, которое выделяет Ананьев при изучении человека, - «субъект деятельности».

3) СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Субъект – это индивид как носитель предметно-практической деятельности и познания, обладающий сознанием, активный, самостоятельный, умелый. Стать субъектом деятельности – значит освоить деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.

Субъект деятельности.

    Сознание

    Активность

    Деятельность

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание – это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Она определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения, и как следствие преобразование окружающего мира.

Субъект владеет психическими функциями, это есть перцепция. Перцепция означает ощущение, восприятие, мышление, чувства и эмоции, аффективная сфера, воля.

Индивид означает нераздельный, у индивида нет ничего лишнего, потому что организм так устроен, он неделим. Пример. Есть заболевание – расщепление личности, а вот расщепление индивида еще никто не наблюдал.

Субъект означает активность . «Суб» - это под, а «ект» - активность. Дословно означает то, что «под» и «перед» активностью. Если мы говорим субъект, то имеем источник активности, направленный на объект.

Способность к сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Итак, вся эта функциональная организация дает нам возможность отражать, выявлять закономерности, переживать и действовать.

Объединение всех трех уровней в единое целое формирует интегральную характеристику человека – его индивидуальность.

4) ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – уникальная, самобытная целостность, проявляющаяся в физиологических, психических, социальных особенностях, реализующая себя в творческой деятельности.

Когда мы говорим индивидуальность, мы имеем в виду все выше сказанное, но под влиянием своей необычности уникальности.

Сюда относится:

Индивидуальные особенности: пол, возраст, конституция, нейродинамика

Индивидуальная история: то есть биография, каждый человек проходит свой жизненный путь, он попадает и развивается в макро - и микросреде, у него есть череда жизненных событий.

Все, что в нас сохраняется как нечто ценное – есть опыт.

Индивидуальность – это уникальная целостность физиологических, психологических и социальных особенностей, которые реализуют себя в творческой деятельности. Вот поэтому мы говорим о продуктивности.

Эти квадратики, в которые вписаны индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность – есть уровни психологического изучения. Если мы говорим индивид, то на этом уровне человек изучается как продукт биологической эволюции. Субъект деятельности изучается как продукт производительных сил в обществе, как продукт общественно-исторических отношений. Уровень личности, это изучение человека как продукта социальных отношений.

Развел понятия субъекта и личности Б.Г. Ананьев. Он говорил, что бывают хорошие делатели, но с которыми не хочется общаться.

Современной наукой человек изучается как

    Представитель биологического вида.

    Член общества.

    Изучается предметная деятельность человека.

    Закономерности развития конкретного человека.