Открытый урок по русскому языку на тему "морфология". Урок на тему "морфология" Когда приходится слова другие замещать

План - конспект урока русского языка

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

Этапы урока:

I. Организационный момент.

Приветствие. Запись даты, классной работы.

Доброе утро, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть вас на нашем уроке. Прошу всех удобно располагаться на своих рабочих местах, настроиться на серьёзную, но интересную работу.

II. - Начать наш урок я хочу с небольшого стихотворения Александра Шибаева.

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным- полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,-

Означено словами.

Ребята, о какой части речи говорится в этом стихотворении? (о существительном) Правильно, в этом стихотворении говорится о существительном, и мы будем сегодня с вами говорить об этой части речи.

III. Объяснительный диктант. Индивидуальная работа у доски (2 чел )

Возле да ч (ж.р., 1 скл., р.п.), сельская молодеж ь (ж.р., 3 скл., И.п., употребляется только в форме ед.ч.), городской белору чк а (существительное общего рода, сложное, состоит из двух корней), вкусные лисички и пушистые лисички (отличаются категорией одушевленности и неодушевленности), плыть по В олге (имя собственное), записать в тетрад и , точным чертеж ом (Т.п.), крепкие в о р о та (употребляется только в форме множественного числа)

Мы вспомнили все постоянные/непостоянные признаки существительного

IV Включение в систему знаний и повторение.

«Третий лишний». Самостоятельная работа по карточке.

Найти лишнее слово, подчеркните его и объяснить, почему оно лишнее:

Бремя, время, солнце , имя (разносклоняемые сущ.).

Луч, камыш, ночь , мяч (все сущ. мужского рода).

Луж, задач, туч, ключ (все сущ. множественного числа).

Москва, Курск, «Правда», Минск (собственные имена сущ. городов).

Собака, кошка, мышь, стол (одушевлённые сущ.).

Космос, планета, ракета, учитель (неодушевлённые сущ. и связаны одной темой - космос)

Устное комментирование своего выбора.

Ребята, слова какой части речи были представлены в карточке? Все верно, это существительные. Давайте вспомним с вами, что мы знаем об этой части речи.

Фронтальный опрос:

1. Что такое имя существительное? (самостоятельная часть речи)

2. Что обозначает имя существительное? (конкретный предмет, вещество, абстрактное явление)

3 На какие вопросы оно отвечает? (кто? что?)

4. Назовите мне постоянные признаки имени существительного. (категория одушевленности, собственные/нарицательные, род, склонение)

5. Непостоянные признаки. (число, падеж)

6 Какую синтаксическую функцию выполняет существительное в предложении. (подлежащее, дополнение, обстоятельство)

Определение темы и целей урока

Как вы думаете, для какого вида работы нам пригодятся эти знания? Все верно, для морфологического разбора.

V . Объяснение нового материала . Морфологический разбор имени существительного. Ученики записывают тему урока в тетрадь.

Учащиеся выполняют разбор существительного из предложения Язык твой-друг твой.

- В какой пословице утверждается обратное? (Язык твой - враг твой) Какому человеку в назидание она может быть сказана?

(один ученик у доски)

Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос что?

Н. ф. - язык .
А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.

В предложении выполняет функцию подлежащего.

VI . Закрепление нового материала. Комплексный анализ текста.

Ученикам даётся карточка с текстом, они должны вставить пропущенные буквы и выполнить задание к тексту.

1. Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы:

(1) Лучик со…нца бл…снул из-за леса, к…снулся в…рхушек д…ревьев, от…скал в листве шарики зеленых яблочек. (2) Дрож… света пр…бежала по саду, и заискрились алмазами р..синки на пр…дорожной траве. (3) Ра..г…релось со…нце, и словно пламенем в..пыхнули густые ветки деревьев.

1. Определите тему текста.

2. Определите тип речи.

3. Определите стиль речи.

4. Выполните синтаксический разбор 2 предложения.

Дрожь света пробежала по саду и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.

У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Морфология, а у каждого жителя этой страны есть свой документ - морфологический разбор. Составить паспорт любого существительного из домашнего задания, используя схему разбора.

Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта. (Солнце)

Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.

1. Моя начальная форма: ____________________.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);

б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа).

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль_____________________

VII. Подведение итогов урока

Рефлексия.

VIII. Домашнее задание.

1. §33, упр 246.

\ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

План – конспект урока русского языка по теме: "Морфология"

План-конспект урока прислала: учитель Кудря А.С., Макеевский учебно-реабилитационный центр «Радуга», email: [email protected]

Тема: Морфология. Общее понятие о частях речи. Самостоятельные и служебные части речи. Междометие.

Цель урока:

  • дать учащимся представление о системе частей речи в русском языке, учить детей распознавать части речи в тексте;
  • развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;
  • воспитывать интерес к русскому языку, литературе и культуре.

Оборудование:

  • компьютер,
  • учебник,
  • сигнальные карточки,
  • мишень.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

  • Доброе утро, дети. Давайте с вами поздороваемся (звучит стихотворное приветствие)
  • А сейчас проверяем Вашу готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся учебники, тетради, ручки, дневники. Все готовы?
  • Сейчас мы отправимся в плавание по удивительной стране - Русский язык. На прошлых уроках мы побывали в некоторых государствах русского языка - фонетике, лексикологии. А кто сможет мне напомнить, что это за разделы языка? (ответы детей).

II.Объявление темы и цели урока.

  • Молодцы, вы все запомнили. Наше путешествие начинается. Мы отправляемся в страну Морфологию, которая лежит на трех островах. Но чтобы мы не заблудились в морских просторах, нам нужна карта! К счастью, одну такую волшебную карту мне подарил один мой знакомый моряк. (открывается презентация, карта)
  • Ой, что же это с ней? Все названия стерты! Это, наверно, оттого, что картой давно не пользовались. Но все еще можно исправить, достаточно только разгадать загадки волшебной карты и названия снова появятся. А в конце нашего путешествия мы сможем сказать, из каких островов состоит страна Морфология. Ну что отправляемся в путь?
  • Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему нашего урока: «Морфология».
  • Но чтобы в пути у нас не возникало «бунтов на корабле», есть несколько правил:
  1. Отвечая на вопросы, поднимать руку.
  2. Не выкрикивать.
  3. Не мешать другим отвечать на вопросы.

III.Изучение нового материала.

1.Самостоятельные части речи

1.Имя существительное

  • Первый остров, на который мы попали, состоит из шести частей.
  • Вот первое задание карты: необходимо при помощи ключа разгадать криптограмму, в которой зашифровано название страны (презентация)

Имя существительное

12; 5; 6; 4; 1; 2; 3; 4; 7; 8; 12; 7; 3; 9; 10; 11; 13; 3;

  • Вы уже раньше знакомились с именем существительным, вспоминайте, что это такое (дети говорят определение).
  • А теперь выпишите из данного текста имена существительные и устно поставьте к ним вопрос. Задание следует выполнять в тетради с красной строки.

Лес в полном смысле звенел. Я узнавал тонкий, острый свист синиц, клацанье дроздов, тревожные переклики сорок.

  • Молодцы! Смотрите, появилось первое название.

2.Имя прилагательное

  • Следующая страна острова – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какая же это часть речи?
  • Правильно, это имя прилагательное. Имя прилагательное – это слово, прилагаемое к существительному для обозначения его свойств или качеств. Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже. А давайте и мы попробуем правильно записать данные словосочетания.

В (дальней) походе, с (неожиданная) радостью, на (розоватые) облаках, к (раскидистая) ели, на (могучий) дубе.

  • Умницы, как быстро вы справились с заданием. Вот и еще одно название появилось на нашей карте.

3.Глагол

  • А попробуйте определить, к какой части речи относятся эти слова: слышать, читать, рисовать..
  • Да, действительно это глаголы. Давайте сформулируем правило. Глагол – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
  • К данным глаголам подберите близкие по значению глаголы – синонимы и запишите их:

Смотреть -…, сказать -… , желать - ….

4.Имя числительное

  • Вот уже три названия на нашей карте, а какая же это часть речи слово три?
  • Действительно, это имя числительное, оно обозначает количество предметов или порядок при счете и отвечает на вопросы сколько? который? Придумайте самостоятельно и запишите три числительных в тетрадь. А Галя нам прочитает, что она написала.

Физкультминутка.

5.Местоимение

  • Посмотрите, опять криптограмма:

Местоимение

4; 3; 5; 2; 6; 1; 4; 3; 7; 1; 3;

  • Что за странное название- местоимение? Если вначале слова добавить букву В, а с конца убрать Е то получается вместо имени. Давайте попробуем разобраться, зачем нужна такая часть речи. Обратите внимание на текст:

Наша школа новая. Школа построена в прошлом году. Здание школы имеет четыре этажа. Здание снаружи очень красиво.

  • Не кажется ли вам, что здесь что-то «режет глаз»?
  • Конечно, повторяются одинаковые слова. А можем ли мы этот текст исправить? (устно) Проверьте себя.

Наша школа новая. Она построена в прошлом году. Здание школы имеет четыре этажа. Оно снаружи очень красиво.

  • Вот и пятое название открылось.

6.Наречие

  • Опять какое-то непонятное слово на непонятном языке. Да это же ребус!
  • Попробуем его разгадать. Отлично, это слово – наречие. Наречие обозначает признак действия и отвечает на вопросы где? когда? как? послушайте, какую сказку я вам расскажу.

1. Проделки наречий

Наречия легко образуются из других слов. И это неслучайно. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова. Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагатель¬ными. Заменил в слове хороший окончание суффиксом -о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!

Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание - в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, наверх, кверху, сверх, сверху и даже верхом - очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге.

Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса -о-. Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом -о- наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами - сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведет себя слово!

Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать - вскачь и на скаку, из догонять - вдогонку, из обнимать - в обнимку.

Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти на¬речия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать - слитно или раздельно. а то еще некоторые наречия любят писаться вообще по-особому - через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы не ошибиться.

  • А сейчас мы образуем наречия от разных частей речи:

Красивый –красиво

Низ –внизу

Правый –направо

Близкий - близко

  • Мы разгадали все шесть названий частей острова. А кто сможет сказать, какими словами называются эти все части речи? (Самостоятельные части речи)

2.Служебные части речи

1.Предлог

  • Однако у нас впереди осталось еще два острова, не задерживаемся, плывем дальше.
  • Какое странное стихотворение, кажется, здесь чего-то не хватает.

Рыхлый снег темнеет … марте,

Тают льдинки … окне,

Зайчик бегает … парте

И … карте, …стене.

  • Конечно, здесь не хватает предлогов. Они нам нужны для связи слов в предложении. Смотрите, появилось новое название, значит, мы правильно выполнили задание.

Физкультминутка.

2.Союз

  • А теперь мы должны найти отличия в смысле приведенных предложений

Дети ходили в лес за ягодами и грибами.

Дети ходили в лес за ягодами, а не за грибами.

  • Чем отличаются предложения? (смыслом) При помощи чего меняется смысл? Как называется эта часть речи?
  • Союз – часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного.
  • Придумайте и запишите предложение с союзом и или а

3.Частица

  • А эти жители страны сами говорят за себя.

Мы, - промолвили частицы, -

Можем с каждым подружиться,

Выражаем утвержденье,

Отрицание, сомненье.

Частицы ЖЕ,НИ,ЛИ

  • Частицы вносят дополнительные оттенки в значения других слов или предложений. Придайте данному предложению значения отрицания, сомнения, утверждения.

Нам интересно название второго острова.

  • А кто скажет название второго острова? (служебные части речи)

3.Междометие

Остался только третий остров. Он называется междометие. Прослушайте стихотворение найдите междометия и определите их роль в речи.

Сердце так и гложет страх. Ах!

Ох, не помню, как назло!

Ох, беда уже близка!

Так и ждет меня доска.

Если б кто-нибудь помог. Ох!

Ух, захватывает дух.

Ух! Ах, эх, ох.

Ух, не вызвали!

  • Междометия выражают эмоции и побуждения, но не называют их. Приведите три примера междометий.

IV. Закрепление изученного материала.

  • Вот наша карта и открылась полностью. Посмотрите на нее и скажите, что же мы сегодня изучали на уроке (части речи). Так из каких же частей речи состоит страна МОРФОЛОГИЯ?
  • А в качестве закрепления изученного материала я вам предлагаю в предложении Мы сегодня изучали части речи определить части речи, пользуясь таблицей на странице учебника № 173.

V.Подведение итогов урока. Релаксация.

Урок наш закончен, и я попрошу вас взять ваши кружочки и «выстрелить» в мишень – на красный фон прикрепляют кружочки те, кто все понял, на желтый – те кто не совсем все понял, и на синий – те, кто ничего не понял на нашем уроке.

Шифр.

Класс: 10

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: традиционный.

Используемые технологии: интерактивная деятельность (коллективная и индивидуальная работа), здоровьесберегающие технологии.

Цель урока: систематизация знаний о грамматических признаках разных частей речи.

Задачи урока:

  • Образовательные :
    • актуализировать знания учащихся по самостоятельным и служебным частям речи;
    • учить определять грамматические признаки самостоятельных и служебных частей речи;
    • учить по грамматическим признакам определять часть речи;
    • учить определять синтаксическую роль разных частей речи;
    • учить различать категорию состояния и омонимичные части речи;
    • учить применять на практике знание орфоэпических норм;
    • учить объяснять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях;
    • учить формулировать проблему по предложению.
  • Развивающие :
    • развивать навыки определения грамматических признаков разных частей речи;
    • развивать навыки правильного произношения слов;
    • развивать навыки синтаксического разбора сложного предложения.
  • Воспитательные :
    • воспитывать толерантные отношения работы в коллективе;
    • воспитывать доброе отношение к людям и всему живому на Земле.

Оснащение урока:

Доска – тема урока: «Повторение. Морфология»; предложение для синтаксического разбора, предложения для анализа.
Дидактический и раздаточный материал – микротексты для орфоэпической разминки

ХОД УРОКА

I. Организационно-психологический момент

II. Мотивация и целеполагание

– Какие разделяя науки о языке изучают слово?(Лексикология, морфемика, словообразование, морфология, орфография.)
– Что изучает «Морфология»?


(Предлог, союз, частица.)

III. Основная часть

1. Орфоэпическая разминка

Учитель: Прочитайте микротексты, обращая внимание на произношение выделенных слов (Приложение 1 ) и ответьте на вопросы:

  • Какой раздел науки о языке изучает правильное произношение слов? (Орфоэпия)
  • Что необходимо делать для того, чтобы усвоить акцентологические нормы?

(Заучивать произношение слов.)

2. Актуализация знаний морфологических признаков частей речи

Найдите переходный(ые) глаголы – 1 часть
– подтверди
Найдите качественное(ые) прилагательное(ые) – 2 часть
сложных
Найдите сложносокращённые слова, определите их род – 4 часть
– США (мн.ч.), ФБР (ср.р.)
Найдите причастие, укажите его грамматические признаки и способ образования – 7 часть
– (по) обсуждавшимся (действит. прич., пр.вр.)
Найдите относительное(ые) прилагательное(ые) – 6 часть
– (на) политическую (зрелость)
Определите часть речи слова чрезвычайно – 9 часть
– наречие
Определите часть речи слова между – 9 часть
– производный предлог
Найдите краткое причастие – 10 часть
– отстранён
Определите часть речи слова что – 10 часть
– подчинительный союз
Найдите указательное наречие – 11 часть
– там

Релаксация (физкультминутка)

3. Актуализация знаний по лексике и синтаксису

Учитель: Найдите в толковом словаре лексическое значение слова тепло . Определите синтаксическую роль слова тепло в предложениях, записанных на доске. Чем оно выражено? Что обозначают слова категории состояния?

4. Актуализация знаний по синтаксису и пунктуации

Учитель: – Выполните полный синтаксический разбор. Расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

Учитель: Какую проблему можно выделить, опираясь на это предложение?
(Необходимо ли каждому из нас воспитывать в себе «дружелюбное чувство ко всему живому?)

IV. Подведение итогов урока

– Понятия какого раздела науки о языке мы с вами повторяли? (Морфологии)
– Что такое «Морфология»? (Морфология – это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.)
– На какие группы делятся все части речи? (Все части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометия.)
– Какие части речи относятся к самостоятельным? (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, причастие, деепричастие, наречие, местоимение, категория состояния.)
– Какие части речи относятся к служебным? (Предлог, союз, частица.)

Какие задания нашего урока дались вам легко, а какие нет?
– Какие задания вам понравились?

V. Домашнее задание

  • Придумайте интересные задания по теме «Морфология» (кроссворды, тесты, шарады и т.д.)
  • Напишите сочинение по проблеме, которая содержится в разобранном нами предложении (без комментариев к позиции автора)

Конспект урока русского языка. 3 класс.

Тема урока: «Морфологический разбор имени существительного».

Цель. Формировать умение разбирать имя существительное как часть речи.

Задачи.

    Знать признаки имени существительного, его роль в предложении.

    Уметь разбирать имя существительное как часть речи по алгоритму.

    Уметь работать в парах, группах, самостоятельно; анализировать свою деятельность и работу товарищей; выполнять взаимопроверку и самооценку.

    Уметь выбирать задания по своему уровню.

Оборудование.

    Листы с дифференцированными заданиями для каждого ребёнка.

    Конверты с групповыми заданиями.

    Эталоны выполнения разборов, дифференцированных заданий.

    Алгоритмы работы в парах, группах, индивидуально при выборе заданий определённого уровня.

    Алгоритм морфологического разбора имени существительного.

Ход урока.

I .Организационный момент.

Сегодня на уроке нас ждёт большая интересная работа. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Работать будем по данному плану.

План .

    Введение в тему. Групповая работа.

    Открытие темы. Постановка цели и задач урока.

Составление алгоритма морфологического разбора имени существительного.

    Применение знаний и умений. Работа в парах.

Самостоятельная дифференцированная работа.

    Итог урока.

    Рефлексия.

II . Введение в тему.

Вам предстоит самим открыть тему нашего урока.

- Для этого объединимся в группы.

Но сначала повторим алгоритм работы в группах.

1.Работа в группах.

Алгоритм работы в группах.

    Собраться в группы.

    Получить задание.

    Начать работу по команде учителя.

    Распределить обязанности между членами группы.

    Работать сообща.

    Закончить работу по команде учителя.

1группа

Задание

Распределите данные слова по группам: собственные и нарицательные.

Запишите в тетрадь.

гора, свет, Луна, кот, Барсик, Памир

2группа

Задание

Распределите данные слова по группам: одушевлённые и неодушевлённы.

Запишите в тетрадь.

земля, Коля, камень, енот, диван, соловей

3группа

Задание

Определите род имён существительных и распределите слова по группам.

Запишите в тетрадь.

окно, крот, шкаф, карта, село, деревня

4группа

Задание

Определите число имён существительных и распределите слова по группам.

Запишите в тетрадь.

ухо, деревья, столы, корень, рак, стулья

5группа

Задание

Составьте из данных слов предложение, запишите и разберите его по членам.

Найдите существительные.

Какими членами предложения они являются?

светит, в, яркая, Луна, небе

2. Отчёт групп.

3. Рефлексия.

Понравилось ли вам сегодня работать в группах?

Как оцениваете своё участие в работе группы?

Какие трудности возникли в процессе совместной работы?

Чему научились, работая вместе?

4. Подведение итога работы в группах.

Какой частью речи являются слова, над которыми вы работали в группах?

Что такое имя существительное?

Что вы повторили, выполняя задания в группах? (Признаки имён существительных и их роль в предложении).

III . Открытие темы. Постановка цели и задач урока.

Мы уже много знаем с вами об имени существительном, давайте объединим эти знания в одно целое и дадим название теме нашего урока.

Что мы делали с именами существительными? (Мы их разбирали: указывали признаки и роль в предложении).

Попробуйте сформулировать тему урока.

Правильно, тема нашего урока: «Разбор имени существительного как части речи».

С какой целью мы изучаем эту тему? (Научиться разбирать имя существительное как часть речи).

Какие задачи вы поставите перед собой, чтобы достичь этой цели?

Чему вы должны научиться?

Составление алгоритма разбора имени существительного как части речи.

Давайте составим алгоритм разбора имени существительного как части речи.

Алгоритм

IV . Применение знаний и умений.

1.Работа в парах.

Давайте вернёмся к составленному вами предложению:

В небе светит яркая Луна.

И разберём существительные как часть речи:

I вариант II .вариант

в небе Луна

(Задание выполняется с взаимопроверкой в парах, у доски работают 2 ученика).

Проверяем. Оцениваем.

Что мы сейчас учились делать?

Физкультминутка.

2. Самостоятельная дифференцированная работа.

Давайте поработаем самостоятельно.

Вам на выбор предлагаются задания разного уровня сложности.

Вспомните алгоритм работы с разноуровневыми заданиями.

Алгоритм

    Внимательно прочти все варианты заданий.

    Осмысли каждое задание.

    Соотнеси свои желания с возможностями.

    Выбери то задание, с которым можешь справиться.

    Выполни задание.

    Проанализируй и оцени полученный результат и правильность сделанного тобой выбора.

I уровень

Найди в предложении имя существительное и разбери его как часть речи.

Всё запорошило снегом.

II уровень

Звёзды погасли на небосклоне.

Разбери существительное «звёзды» как часть речи.

III уровень

Лена прочитала интересную сказку.

Разбери существительное «Лена» как часть речи по алгоритму.

Алгоритм

    Назови часть речи (значение и вопрос).

    Поставь слово в начальную форму.

    Перечисли постоянные признаки.

    Перечисли непостоянные признаки.

    Укажи, каким членом предложения является данное существительное.

Самооценка.

Проверка по эталону.

Рефлексия.

Какое задание выбрал? Почему?

Что вызвало затруднение?

Мог бы выполнить более задание другого уровня?

V . Итог урока.

Вспомните тему урока.

Выполнили ли мы поставленные перед нами задачи?

Достиг ли урок цели?

VI . Рефлексия.

Какую цель для себя ты ставил в начале урока?

Достиг ли ты её?

Какую бы цель ты поставил для себя на следующем уроке?

Что на уроке показалось тебе интересным?

Что вызвало затруднения?

Над чем тебе ещё нужно поработать?

VII . Домашнее задание.

    Всем:

Запомнить порядок разбора имени существительного как части речи. Составить памятку.

    По выбору :

    или составить предложение, найти в нём существительное и разобрать его как часть речи,

    или составить предложение, найти в нём 1 существительное, разобрать его по составу и как часть речи,

    или составить предложение, найти в нём 1 существительное, сделать фонетический разбор, разобрать его по составу и как часть речи.

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Цели и задачи урока:

Образовательная – обобщение темы “Морфология”; закрепление знаний об изученных частях речи; повторение словарных слов, выделение в предложении частей речи.

Развивающая – овладение нормами литературного языка; умение анализировать, сопоставлять и рассуждать, логически выражать свои мысли; умение редактировать текст, отработка орфографической зоркости, особенности усвоения традиционных написаний (словарные слова); расширение словарного запаса.

Воспитательная – воспитание интереса к урокам русского языка.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний по теме “Морфология”

Используемые учебники и учебные пособия:

Используемое оборудование:

  • мультимедиапроектор,
  • экран,
  • компьютер учителя.

Ход урока

Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие, во время которого вспомним и обобщим все, что знаем о самостоятельных частях речи, изученных в этом учебном году.

– Скажите, какой раздел науки о языке изучает части речи? (Морфология).

– Вот поэтому мы совершим космическое путешествие по морфологическим планетам.

Части речи, как чудесно,
Знать, что вы со мною вместе,
Что всегда вы рядом, здесь,
Благородности не счесть.
Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным – веселый
Новый школьный день пришел.

А отправляемся в путешествие на настоящем космическом корабле. Все вы уже получили допуск к полету. В космос сегодня отправятся четыре команды.

Мы побываем на разных планетах, познакомимся с их обитателями, возможно, сходим к кому-нибудь в гости. У каждой команды есть индивидуальные маршрутные листы, в которых вы будете записывать все, что видели в космосе, а также будете наклеивать поощрительные звезды, полученные вами во время пребывания на разных планетах. А еще с нами отправятся в путь мои четыре помощника. Это учителя русского языка. Они будут проверять ваши маршрутные листы, правильно ли вы их заполняете и решаете задания. Они же будут наклеивать поощрительные звезды.

Что ж, а теперь в путь. Занимайте свои места, хорошенько пристегнитесь ремнями безопасности. 3,2,1 – пуск. Ура!!! Мы полетели!!! (Слайд № 3)

Учитель: Ребята! Мы попали на какую-то неизвестную планету. Помогите мне, отгадав загадку.

ЗАДАНИЕ 1. “Неизвестная планета” (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я самая главная,
Я самая умная,
Я называю предметы, людей
И отвечаю на вопросы простых падежей. (Существительное)

(Слайд № 4)

Учитель: Молодцы! Мы на планете Имя существительное. Но что интересно! В центре планеты стоит чудесное колесо, и вам предстоит его правильно покрутить, иначе не сможете продолжить путь. (Слайд № 5)

ЗАДАНИЕ 2. “Чудесное колесо” (за каждое правильное слово – 1 звезда)

По кругу написано 6 букв. Сколько различных имен существительных (в ед.числе Имен. падеже) можно прочесть по ходу часовой стрелки и в обратном направлении, если слова должны быть образованы буквами, идущими подряд)

ЗАДАНИЕ 3. “Космический гипермаркет” (за правильное слово – 1 звезда)

Восстановите слова, в которых буквы переставлены местами. Ребята, отнеситесь к заданию очень серьезно, потому что, не зная этих слов, мы не сможем продолжить космическое путешествие.

  1. КАРЕТА (ракета)
  2. ДРАНФАКС (скафандр)
  3. ОМЕТАК (комета)
  4. СНИПУТК (спутник)
  5. НЕЛАПТА (планета)
  6. КАЛИКАТГА (галактика)
  7. СЕМОНЕВОСТЬ (невесомость)

(Слайды № 6, 7)

Учитель: Отлично. А сейчас я вам предлагаю выполнить еще одно задание.

ЗАДАНИЕ 4. “Четвертый лишний” (за правильный ответ – 1 звезда + 1 звезда за объяснение)

Инопланетянам эти слова неизвестны. Найдите в каждой строке лишнее слово и обоснуйте свой выбор.

  1. ветер, пыль, луноход, племя
  2. знамя , метеорит, звезда, песок
  3. кратер, стремя , солнце, буря
  4. путь , космодром, гора, темнота (разносклоняемые существительные) (Слайды № 8, 9)

Учитель: Ребята, к нам спешит самая гостеприимная на планете Куле-Муке. Она приглашает нас к себе в гости. Но что это? Дети, помогите, у выделенных существительных род определите!

ЗАДАНИЕ 5. “В гостях у Куле-Муке” (за правильный ответ – 1 звезда)

МИССИС Куле-Муке попросила нас снять в прихожей ПАЛЬТО и КАШНЕ, КАШПО убрала с окошка и опустила ЖАЛЮЗИ, чтобы с АВЕНЮ никто не заглядывал в комнату. МЕНЮ состояло из СУФЛЕ, ЖЕЛЕ и КОФЕ. ШИМПАНЗЕ играл на ПИАНИНО, КОЛИБРИ и КАКАДУ дружно пели. Всем было очень весело. (Слайды № 10, 11)

Учитель: Славно мы отдохнули у Куле-Муке. Пора отправляться на другую планету. Но сначала передохнем и отгадаем загадки. (Игра с болельщиками команд) (за правильный ответ – 1 звезда)

Отгадай загадку, ответом на неё является существительное, обозначающее предмет, используемый в школе.

1) На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)

2) В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься скажу. (Дневник)

3) Сговорились две ноги
Давать дуги и круги. (Циркуль)

4) В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И на много-много лет
Оставляет черный след. (Ручка)

5) Определите род у существительного сирота. (Общий)

6) Поставьте существительное туфли в Родительном падеже. (Туфель)

Учитель: Итак, угадайте, на какую планету мы отправимся сейчас. Вот вам загадка.

ЗАДАНИЕ 6. “Новая планета” (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (Имя прилагательное) (Слайд № 12)

– Верно, мы оказались на планете Имя прилагательное. Ребята, жители этой планеты – великие трусишки. Увидев нас, они спрятались, и теперь их необходимо разыскать. Вот вам космическое задание.

ЗАДАНИЕ 7. “Потеряшки”. Найдите и подчеркните прилагательные, определите их разряд. (за каждый правильный ответ – 1 звезда)

Около полудня на этой планете появляется множество круглых высоких облаков с нежными белыми краями. Тихий ветерок засыпает горы лебяжьим пухом молодого снега. (Слайды № 13, 14)

Учитель: И с этим заданием вы справились. Что ж продолжим наше путешествие.

– Но что это? Ребята, наших Ваню и Натку пираты-инопланетяне взяли в плен и требуют за них выкуп. А чтобы их спасти, вы должны выполнить их задание.

ЗАДАНИЕ 8. “Выкуп”. Перед вами слова с пропущенными буквами и 2 конверта. Вам надо вставить пропущенные буквы и разложить слова по конвертам, в 1– с Н, во 2 – с НН. (за каждое правильное слово – 1 звезда)

Серебря…ый, ветре…ый, стари…ый, гуси…ый, соломе…ый, оловя…ый, качестве…ый, песча…ый, станцио…ый, ледя…ой, румя…ый, сви…ой.

(Слайды № 15, 16)

Учитель: Отличная работа. А вот и наши друзья. Вы их успешно освободили. Ребята, нам небезопасно находиться на этой планете. Я думаю, что теперь самое время ее покинуть, но, чтобы добраться до нашего космического корабля, вам предстоит выполнить еще задание.

ЗАДАНИЕ 9. “Сложные прилагательные” Замените словосочетания сложными прилагательными и правильно их запишите. (За каждый правильный ответ – 1 звезда)

1) завод по строительству кораблей – кораблестроительный
2) ветер с севера и с востока – северо-восточный
3) счастье, от которого кружится голова – головокружительное
4) словарь, состоящий из немецких и русских слов – немецко-русский
5) ферма по разведению животных – животноводческая (Слайды № 17, 18)

Учитель: Замечательно. Итак, предлагаю всем отдохнуть. Привал. (За правильный ответ – 1 звезда) (Игра с болельщиками команд)

Отгадай загадку и назови в ней прилагательные.

1) Бежит свинка,
Железная спинка,
Льняной хвостик. (Иголка)

2) Земля беленькая,
А птички на ней черненькие. (Книга)

3) Маленький, кругленький, за хвост не поднять. (Клубок)

4) Доброе, хорошее, светлое, теплое, на весь мир глядит, а на себя не велит. (Солнце).

5) Сколько существует степеней сравнения прилагательных? (2)

6) Какие разряды прилагательных не имеют степеней сравнения? (притяжательные и относительные)

Учитель: Юные путешественники, а теперь угадайте, где мы находимся?

ЗАДАНИЕ 10. “Где мы?” (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас,
И я, имей в виду,
Сказать могу, который ты в ряду. (Имя числительное) (Слайд № 19)

– Правильно. Мы на планете Имя числительное.

А теперь внимание, новое задание. Жителей планеты Имя числительное очень трудно отличить от других инопланетных жителей, поэтому вам предстоит найти их.

ЗАДАНИЕ 11. “Найди нас”. (за каждый правильный ответ – 1 балл)

Среди слов найти числительные и подчеркнуть их.

Пара, миллион, десяток, удвоить, пятерня, трое, семидневный, трижды, полтора, две третьих, шестидневка, двойной, троица, четвертый, сотня. (Слайды № 20, 21)

Учитель: Ребята, а эти числительные такие загадочные. Они даже склоняются. Вам задание.

ЗАДАНИЕ 12. “Просклоняй-ка”. (за каждый правильный ответ – 1 звезда) Запишите числительные 592 в Им., Род., Дат., Вин., Твор., Предл. падежах. Будьте внимательны.

(Слайды № 22, 23)

Учитель: А сейчас снова отдыхаем. Для вас загадки. (Игра с болельщиками команд)

1) Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет. (дождь, земля, трава)
2) У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем. (руки и пальцы)
3) Четыре брата бегут, бегут, друг друга не догонят. (Колеса)
4) У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (одна)
5) Есть семь братьев: годами равные, именами разные? (дни недели)
6) Стучит, гремит, вертится. Ничего не боится, считает наш век, а не человек? (часы)

Учитель: А теперь мы снова в путь, отгадать загадку не забудь. Куда мы полетим?

ЗАДАНИЕ 13. “Загадочная планета”. (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я заменить могу любые части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать. (Местоимение) (Слайд № 24)

ЗАДАНИЕ 14. “Чудесный чемоданчик”. В этом чемоданчике рассыпались пословицы и поговорки, подчеркните в них местоимения. (За каждый правильный ответ – 1 звезда)

1) Мудрым никто не родился, а научился.
2) Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
3) Для Родины своей ты ни сил, ни жизни не жалей.
4) Кто в слове скор, тот в деле редко спор.
5) Друга иметь – себя не жалеть. (Слайды № 25, 26)

Учитель: О, ужас! Началась космическая буря. Это страшное бедствие. Космическим песком занесло многие дома, и теперь жители этой страны в панике.

ЗАДАНИЕ 15. “Космическая буря”. Помогите найти местоимениям свои жилища, определив их разряды. А вот имена пострадавших. (за каждый правильный ответ – 1 звезда)

1) этот (указ)
2) мой (прит)
3) ей (личн)
4) себя (возвр)
5) кто-то (неопр)
6) весь (опр)
7) никто (отриц)

Учитель: Наше путешествие продолжается. Ребята, местоимения хотят с нами поиграть. Ответьте правильно на их вопросы и получите звезду. (Игра с болельщиками команд)

1) Какие три местоимения самые чистые? (вымыты)
2) Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (ямы)
3) Какое местоимение требует чистоты? (мой)
4) Какое местоимение считается самым хвастливым? (я)
5) Какое(ие) местоимения(е) не имеют Им.пад.? (себя, некого, нечего)
6) В каком местоимении два звука, но одна буква? (я)

Учитель: Ребята, чтобы наш корабль взлетел, вам надо отгадать загадку. Отгадав ее, вы поймете, куда мы летим.

ЗАДАНИЕ 16. “Космическая незнакомка”. (Кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков-
В речи быть одним из главных слов. (Глагол) (Слайд № 29)

Учитель: Мальчики и девочки, нас встречают детишки-инопланетяшки. О, интересно! Они употребляют в своей речи странные глаголы, таких в русском языке нет. Предлагаю вам стать переводчиками.

ЗАДАНИЕ 17. “Переводчик”. В данных предложениях найдите глаголы, определите у них время и вид. Замените “детские” слова словами литературного языка. (за каждый правильный ответ – 1 звезда)

1) Часы часикают. (наст., несов., тикают)
2) На что ты так углазилась? (прош., сов., увидела)
3) Ох, какой пузырь выпузырился. (прош., сов., надулся)
4) Я все-таки распакечу пакет. (буд., сов., открою) (Слайды № 30, 31)

Учитель: Молодцы! Теперь мы поняли, о чем говорят дети. А вот и школа, в которой юные глагольчики обучаются. При входе в школу вы сможете прочитать полезные советы ученикам, но для этого вам надо продемонстрировать свои знания.

ЗАДАНИЕ 18. “Полезные советы”. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. (максимум – 5 звезд)

Правила поведения в школе запомнить нетрудно, их немного. (Не) выкрикивай на уроке. (Не) сбивай с ног учителей, а вдруг они тебе еще пригодят…ся. (Не) бей стекла, сам потом замерзн…ш…и заболе…ш… . (Не) дергай девчонок за косички, хуже потом буд…т – (не) дадут списать. (Не) рви тетрадки, они родителям недешево обходят…ся. (Не) рисуй на полях учебника, их сейчас так мало. (Слайд № 32)

Учитель: Отличная работа. Ребята, вам понравилось путешествовать? Но мы ведь совершенно забыли о своей школе и о том, что нам завтра надо идти на занятия. Предлагаю всем пройти к нашему кораблю, по-удобнее расположиться в креслах и отправиться домой. Желаю всем мягкой посадки. Чтобы вам в дороге не было скучно, вот интересные вопросы. Отвечайте и зарабатывайте звезды.

1) Как по-другому называется неопределенная форма глагола? (инфинитив)
2) Как называются глаголы, у которых есть суффикс -ся? (возвратные)
3) Какие наклонения есть у глагола? (изъявит., повелит., условное)
4) Исправьте детские ошибки, определите наклонение у глаголов.
Нарисовай мне Барбоса. (Нарисуй – повелит.)
5) Он вырезывает из бумаги снежинки. (вырезает-изъявит.)
6) Замолоточь этот гвоздик. (Забей – повелит.)

Учитель: Вот мы и дома. Всего за 45 минут мы побывали на пяти планетах, познакомились с их жителями, узнали, что они любят, чем занимаются, нам даже пришлось организовывать поисковую операцию. Несколько раз мы оказывались на волоске от смерти, но наши команды были сплоченными и дружными, поэтому домой мы вернулись без потерь.

На каких же планетах мы побывали?
Что нового вы сегодня узнали?

Маршрутные листы прошу всех сдать. (Слайд № 33)

Та команда, которая займет 1 место, получит “5”.

Команда, занявшая 2 место, заработает “4”.

Две другие команды получат сертификаты от инопланетян.

Пока вы пишете синквейн на тему “Урок”, я подвожу итоги нашего путешествия.

Слово “синквейн” происходит от французского “пять”. Это текст из пяти строк. Как строится синквейн? Строгие правила таковы:

Первая строка – тема стихотворения, выражается одним словом, обычно именем существительным.
Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, имена прилагательные.
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношения автора к данной проблеме.
Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоциональном или философско-обобщающем уровне, повторяющее суть темы.

Спасибо всем за работу. До новых встреч.

Список литературы к уроку:

1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., Тритон, 1997.
2. Полякова А.В. Превращения слов, М., Просвещение, I99I.
З. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М., Просвещение, 1989.
4. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. М., Просвещение, 1996.
5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., М., Просвещение, 1994. Секреты орфографии, 2-е издание.
6. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. Педагогический поиск. М.,1989.
7. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980.
8. Баранов М.Т. Обучение русскому языку в 5-6 классах: Методические указания к учебнику. М., Просвещение, 1982.
9. Наша игротека. Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, №№ 1-12, Киев, 1990.
10. Эрниязова Л.Д. Занимательность на уроках русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, №6, 1985.
11. Кашкарова Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, №2, I99I.
12. Никитенко Г. Ю. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, № 6. I99I.
13. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 6 классе.– М.: ВЛАДОС, 1995.