Биография. Московское краснознаменное виу в калининграде Смотреть что такое "Зотов, Никита Моисеевич" в других словарях

Будучи дьяком приказа большого прихода, был рекомендован царю Федору Алексеевичу в качестве учителя для пятилетнего Петра боярином Соковниным. Приступил к обучению царевича, выдержав испытание в чтении и письме, которому подверг его, по желанию царя, Симеон Полоцкий. По установившейся издавна на Руси системе, он прежде всего заставлял своего ученика читать, а затем и учить наизусть Часослов, Псалтирь, Евангелие. Но на этом он не остановился; по отзыву Голикова, "хотя и не знал наук и языков, но был... довольно сведущ в истории, а паче отечественной"; он рассказывал царевичу о лицах и событиях родного прошлого, пользуясь в качестве иллюстраций к своим рассказам нарочно изготовленными для того "потешными книгами с кунштами", показывал ему "Артикул со всеми военными экзерцициями", составленный при царе Алексее Михайловиче, знакомил отчасти и с жизнью Запада по картинкам, изображавшим "знатные европейские города, великолепные здания, корабли и прочее". В августе 1680 г. Зотов был отправлен в Крым, со стольником Тяпкиным, для переговоров с ханом Мурад-Гиреем, закончившихся Бахчисарайским миром. Петр любил Зотова, держал его при себе и потом, хотя однажды на пиру едва не убил его в гневе за то, что тот попробовал защищать провинившегося перед царем Шеина. Зотов сопровождал царя в Азовском походе, причем, по словам Петра, "был в непрестанных трудах письменных распрашиванием многих языков и иными делами". Приобретя навык излагать в указах лаконические распоряжения Петра, Зотов заведовал "ближней походной канцелярией" царя, нося титул "ближнего советника и ближней канцелярии генерал президента". В 1690 г. Зотов получил чин думного дьяка; в списке 1705 г. он значится думным дворянином и печатником; возведенный потом в графское достоинство, он в 1711 г. был назначен государственным фискалом, взяв на себя "сие дело, чтобы никто от службы не ухоронился и прочего худа не чинил". В "всепьянейшем синоде", где Петр числился протодьяконом, Зотов был председателем с громким титулом "архиепископа прешпурского, всея Яузы и всего Кокуя патриарха" или - "святейшего и всешутейшего Иоаникиты". В 1714 г. на 70-м году жизни Зотов вздумал жениться на вдове капитана Стремоухова. Есть известие, что Петр сначала был против этого брака, но потом принял деятельное участие в приготовлениях к шутовской свадьбе и оставил без внимания письмо Конона Зотова, в котором тот просил государя избавить его отца и всю фамилию от унижения. - См. Забелин "Детские годы Петра Великого" (в "Опытах изучения российской древности и истории", т. I); Аристов "Первоначальное образование Петра" (в "Русском Архиве", 1875, ч. II); Погодин "17 лет в жизни Петра"; Голиков "Деяния Петра Великого" (т. I); Крекшин "Записки" (в издании Сахарова "Записки русских людей"); "Сборник историч. общ." (т. II).

около 1644- 1718), думный дьяк, учитель Петра I, граф (с 1710). Дьяк Челобитного, Сыскного, Владимирского судного, затем Московского судного приказа. Участвовал в заключении Бахчисарайского мира. Был у посольских дел во время Азовских походов 1695-96. Глава Ближней канцелярии, Печатною приказа. Участник развлечений молодого царя, "всешутейный патриарх".

Отличное определение

Неполное определение ↓

Зотов, Никита Моисеевич

Учитель Петра Великого († в 1718 г.). В 1677 г. дьяк З. был рекомендован царю Федору Алексеевичу боярином Соковниным; учительские способности его были испытаны Симеоном Полоцким, и ему было поручено учение пятилетнего царевича Петра. Главный предмет преподавания, кроме грамоты, заключался в чтении и учении Часослова, Псалтыря и Евангелия; обыкновенный курс учения царевича дополнялся, под руководством З., так наз. "Потешными книгами с кунштами" (картинами). В авг. 1680 г. З. отправлен был в Крым, вместе с стольником Тяпкиным, для окончания мирных переговоров с ханом Мурад-Гиреем, и принял участие в заключении Бахчисарайского мира. В 90-х годах З. занимал место думного дьяка; позднее он состоял начальником ближней походной канцелярии государя и, как старый, опытный излагатель царской воли, в указах назывался "ближним советником и ближней канцелярии генерал-президентом". Весьма видную роль он играл в дружеской компании приближенных лиц государя. В этой компании, где Петр назывался "святейшим протодиаконом", З. носил титул "архиепископа прешпурского, всея Яузы и всего Кокуя патриарха", а также "святейшего и всешутейшего Ианикиты" (с 1695). В 1714 г. семидесятилетний старик З., наполовину выживший из ума, вздумал жениться на вдове капитана Стремоухова. Петр сначала был против этого брака, но потом уступил желанию З. и в нач. 1715 г. отпраздновал свадьбу шутовского патриарха с приличным его званию торжеством.

См. Забелин, "Датские годы Петра В." (в "Опытах изуч. рос. древн. и ист.", т. I); Аристов, "Первонач. образование Петра" (в "Русск. Арх.", 1875 г., ч. II); Погодин, "17 лет в жизни Петра"; Соловьев, "История России" (т. XIII, гл. 2, XIV и XV, гл. 3); "Записки" Крекшина, изд. Сахарова; "Письма и бумаги Петра В." (т. I - II, "Сб. истор. Общ.", т. II).

Н. П.-С.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Зотов Никита Моисеевич - учитель Петра Великого (умер в 1718 г.). Будучи дьяком приказа большого прихода, был рекомендован царю Федору Алексеевичу в качестве учителя для пятилетнего Петра боярином Соковниным. Приступил к обучению царевича, выдержав испытание в чтении и письме, которому подверг его, по желанию царя, Симеон Полоцкий. По установившейся издавна на Руси системе, он прежде всего заставлял своего ученика читать, а затем и учить наизусть Часослов, Псалтирь, Евангелие. Но на этом он не остановился; по отзыву Голикова, ""хотя и не знал наук и языков, но был... довольно сведущ в истории, а паче отечественной""; он рассказывал царевичу о лицах и событиях родного прошлого, пользуясь в качестве иллюстраций к своим рассказам нарочно изготовленными для того ""потешными книгами с кунштами"", показывал ему ""Артикул со всеми военными экзерцициями"", составленный при царе Алексее Михайловиче, знакомил отчасти и с жизнью Запада по картинкам, изображавшим ""знатные европейские города, великолепные здания, корабли и прочее"". В августе 1680 г. Зотов был отправлен в Крым, со стольником Тяпкиным, для переговоров с ханом Мурад-Гиреем, закончившихся Бахчисарайским миром. Петр любил Зотова, держал его при себе и потом, хотя однажды на пиру едва не убил его в гневе за то, что тот попробовал защищать провинившегося перед царем Шеина. Зотов сопровождал царя в Азовском походе, причем, по словам Петра, ""был в непрестанных трудах письменных распрашиванием многих языков и иными делами"". Приобретя навык излагать в указах лаконические распоряжения Петра, Зотов заведовал ""ближней походной канцелярией"" царя, нося титул ""ближнего советника и ближней канцелярии генерал президента"". В 1690 г. Зотов получил чин думного дьяка; в списке 1705 г. он значится думным дворянином и печатником; возведенный потом в графское достоинство, он в 1711 г. был назначен государственным фискалом, взяв на себя ""сие дело, чтобы никто от службы не ухоронился и прочего худа не чинил"". В ""всепьянейшем синоде"", где Петр числился протодьяконом, Зотов был председателем с громким титулом ""архиепископа прешпурского, всея Яузы и всего Кокуя патриарха"" или - ""святейшего и всешутейшего Иоаникиты"". В 1714 г. на 70-м году жизни Зотов вздумал жениться на вдове капитана Стремоухова. Есть известие, что Петр сначала был против этого брака, но потом принял деятельное участие в приготовлениях к шутовской свадьбе и оставил без внимания письмо Конона Зотова, в котором тот просил государя избавить его отца и всю фамилию от унижения. - См. Забелин ""Детские годы Петра Великого"" (в ""Опытах изучения российской древности и истории"", т. I); Аристов ""Первоначальное образование Петра"" (в ""Русском Архиве"", 1875, ч. II); Погодин ""17 лет в жизни Петра""; Голиков ""Деяния Петра Великого"" (т. I); Крекшин ""Записки"" (в издании Сахарова ""Записки русских людей""); ""Сборник историч. общ."" (т. II).

Родился в семье дьяка Моисея Васильевича Зотова. В 1677 году, дьяк Зотов был рекомендован царю Фёдору Алексеевичу боярином Соковниным; учительские способности его были испытаны Симеоном Полоцким, и ему было поручено учение пятилетнего царевича Петра. Главный предмет преподавания, кроме грамоты, заключался в чтении и учении Часослова, Псалтыря и Евангелия; обыкновенный курс учения царевича дополнялся под руководством Зотова так называемыми «Потешными книгами с кунштами» (картинами).

В августе 1680 года Зотов был отправлен в Крым вместе с стольником Тяпкиным, для окончания мирных переговоров с ханом Мурадом Гиреем, и принял участие в заключении Бахчисарайского мира.

В 1690-х Зотов занимал место думного дьяка. В 1703 году заведовал Ближней походной канцелярией, был печатником. Как старый, опытный «излагатель» царской воли, в указах назывался «ближним советником и ближней канцелярии генерал-президентом». Весьма видную роль он играл в дружеской компании приближенных лиц государя - Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор. В этой компании, где Пётр назывался «святейшим протодиаконом», Зотов носил титул «архиепископа прешпурского, всея Яузы и всего Кокуя патриарха», а также «святейшего и всешутейшего Ианикиты» (с 1 января 1692 года). В 1710 году ему был дан титул графа; см. также Зотовы.

В 1714 году семидесятилетний старик Зотов, наполовину выживший из ума, вздумал жениться на вдове капитана Стремоухова - Анне Еремеевне Стремоуховой, урожденной Пашковой. Пётр сначала был против этого брака, но потом уступил желанию Зотова и в начале 1715 года отпраздновал свадьбу шутовского патриарха с приличным его званию торжеством. После смерти Зотова его пост «патриарха» унаследовал Бутурлин, которого царь заставил жениться на зотовской же вдове.

В Москве сохранились палаты Никиты Зотова - Кремлёвская набережная, д. 1/9.

- Кремлёвская набережная , д. 1/9.

Биография

Родился в семье дьяка Моисея Васильевича Зотова. В 1677 году , дьяк Зотов был рекомендован царю Фёдору Алексеевичу боярином Соковниным ; учительские способности его были испытаны Симеоном Полоцким , и ему было поручено учение пятилетнего царевича Петра. Главный предмет преподавания, кроме грамоты, заключался в чтении и учении Часослова , Псалтыря и Евангелия ; обыкновенный курс учения царевича дополнялся под руководством Зотова так называемыми «Потешными книгами с кунштами» (картинами).

Изображение

Судя по описи, его парсуна висела в Преображенском дворце . Молева пишет , что собиратель и знаток русского искусства во Франции С. Белиц присылал ей из Парижа фотокопию с возможного списка с этого портрета.

Напишите отзыв о статье "Зотов, Никита Моисеевич"

Примечания

Ссылки

  • Н. П. Павлов-Сильванский . // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1894. - Т. XIIa. - С. 688.
  • В. Корсакова. // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. , 1897. - Т. 7: Жабокритский - Зяловский. - С. 476-481.

Отрывок, характеризующий Зотов, Никита Моисеевич

Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею.
– Пожалуйста, Andre, для меня…
Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали всё болезненное, худое лицо и делали его прекрасным. Брат хотел взять образок, но она остановила его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок. Лицо его в одно и то же время было нежно (он был тронут) и насмешливо.
– Merci, mon ami. [Благодарю, мой друг.]
Она поцеловала его в лоб и опять села на диван. Они молчали.
– Так я тебе говорила, Andre, будь добр и великодушен, каким ты всегда был. Не суди строго Lise, – начала она. – Она так мила, так добра, и положение ее очень тяжело теперь.
– Кажется, я ничего не говорил тебе, Маша, чтоб я упрекал в чем нибудь свою жену или был недоволен ею. К чему ты всё это говоришь мне?
Княжна Марья покраснела пятнами и замолчала, как будто она чувствовала себя виноватою.
– Я ничего не говорил тебе, а тебе уж говорили. И мне это грустно.
Красные пятна еще сильнее выступили на лбу, шее и щеках княжны Марьи. Она хотела сказать что то и не могла выговорить. Брат угадал: маленькая княгиня после обеда плакала, говорила, что предчувствует несчастные роды, боится их, и жаловалась на свою судьбу, на свекра и на мужа. После слёз она заснула. Князю Андрею жалко стало сестру.
– Знай одно, Маша, я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду… хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…
Говоря это, он встал, подошел к сестре и, нагнувшись, поцеловал ее в лоб. Прекрасные глаза его светились умным и добрым, непривычным блеском, но он смотрел не на сестру, а в темноту отворенной двери, через ее голову.
– Пойдем к ней, надо проститься. Или иди одна, разбуди ее, а я сейчас приду. Петрушка! – крикнул он камердинеру, – поди сюда, убирай. Это в сиденье, это на правую сторону.
Княжна Марья встала и направилась к двери. Она остановилась.
– Andre, si vous avez. la foi, vous vous seriez adresse a Dieu, pour qu"il vous donne l"amour, que vous ne sentez pas et votre priere aurait ete exaucee. [Если бы ты имел веру, то обратился бы к Богу с молитвою, чтоб Он даровал тебе любовь, которую ты не чувствуешь, и молитва твоя была бы услышана.]
– Да, разве это! – сказал князь Андрей. – Иди, Маша, я сейчас приду.
По дороге к комнате сестры, в галлерее, соединявшей один дом с другим, князь Андрей встретил мило улыбавшуюся m lle Bourienne, уже в третий раз в этот день с восторженною и наивною улыбкой попадавшуюся ему в уединенных переходах.
– Ah! je vous croyais chez vous, [Ах, я думала, вы у себя,] – сказала она, почему то краснея и опуская глаза.
Князь Андрей строго посмотрел на нее. На лице князя Андрея вдруг выразилось озлобление. Он ничего не сказал ей, но посмотрел на ее лоб и волосы, не глядя в глаза, так презрительно, что француженка покраснела и ушла, ничего не сказав.
Когда он подошел к комнате сестры, княгиня уже проснулась, и ее веселый голосок, торопивший одно слово за другим, послышался из отворенной двери. Она говорила, как будто после долгого воздержания ей хотелось вознаградить потерянное время.

«А вы задумайтесь, – говаривал Николай Михайлович Карамзин, разве это не примечательно, что рядовой дьяк из приказов, выбранный в школьные учителя царским детям, мог дать царевичам представление не только о грамоте, но и о литературе – российской литературе, которая еще только становилась общеизвестной потомкам и узнаваемой».

Из архива поэта А.Н. Креницына. 1850-е годы

Зде во велице России издавна

Мудрость святая пожеланна славна:

Да учатся той юнейшыя дети

И собирают разумные цвети…

Из виршей Кариона Истомина. 1680-е годы

В хрониках села Козьмодемьянского имя Никиты Зотова появится в 1703 году. Еще не граф – он им станет семью годами позже, – но уже «ближний советник и ближней канцелярии генерал-президент», иначе – глава личной канцелярии Петра I. Были соратники, были верные и дельные исполнители и был Никита Зотов, пусть недалекий и особым умом не блиставший, зато вернейший из верных, с которым к тому же связывали Петра и достаточно необычные чувства почти детской привязанности. Царский дядька – не воспитатель, около которого прошло детство, но человек, обучавший азам грамоты, первым развернувший перед пятилетним мальчишкой книгу, назвавший первую букву.

Так повелось в царской семье: никаких школьных учителей царевичи не знали. Обучение вели приказные, дьяки, обычно не прерывавшие для уроков основной службы. Одни справлялись с непривычной задачей лучше, другие хуже. Первые могли рассчитывать на повышение в чине, щедрые денежные дачи. В царских указах так и сообщалось: «Пожаловал великий государь подьячего Посольского приказу во дьяки Панфила Тимофеева сына Беленинова за то, что он выучил великого государя царевича и великого князя Федора Алексеевича писать: а указано ему сидеть в Устюжской четверти». Но и этой милости казалось мало: «Да ему же великий государь, Панфилу, указал свое, великого государя, жалованье давать, сверх того годовое жалованье денежное по вся годы и всякие доходы против прежнего».

Царь Петр I в детстве. Парсуна.


Шел сентябрь 1674 года, а три года спустя боярин Соковнин представляет новому царю Федору Алексеевичу другого дьяка – Н.М. Зотова – как кандидата в учителя к маленькому Петру, которого пора было сажать за науку. В отличие от Панфила Беленинова, Н.М. Зотов уже имел дьяческий чин. Документы свидетельствуют, что в 1673 году состоял он дьяком в Челобитном приказе, спустя два года был переведен в Сыскной, а одновременно с очередным переводом во Владимирский судный приказ получил назначение к младшему царевичу.

Испытание – его проводит сам Симеон Полоцкий, учивший всех старших детей Алексея Михайловича от первой жены – Марьи Ильичны Милославской. Симеон занимался и с царевичами, и с царевнами всем кругом принятых в те годы гуманитарных наук – от литературы всех народов и географии до мифологии и истории.

Экзамен кандидат в учителя прошел успешно. Взыскательный Симеон Полоцкий признал Никиту Зотова в науках твердым, во взглядах богобоязненным, а главное – хотя об этом впрямую и не говорилось – преданным царю Федору Алексеевичу, иначе сказать, партии Милославских. Любая связь с Нарышкиными отрезала бы дьяку доступ к младшему царевичу: их сторонникам путь во дворец строго-настрого заказан. Кто знает, может, поручалось Зотову «доглядывать» за беспокойной молодой царицей Натальей Кирилловной, держать открытыми глаза и уши. Должность царевичева учителя была совсем не простой.

Как случилось, что изменил в конце концов Никита Зотов всем своим так старательно проверенным взглядам? Ничего особо сложного не преподавал. Весь спрос с него – обучить младшего царевича грамоте, чтению, пройти божественные книги: Часослов, Псалтырь и Евангелие. Конечно, толковал дьяк их смысл Петру, да еще по своей воле дополнял скучные занятия «потешными книгами с кунштами» – картинками. Но недостаточно одних картинок, чтобы навсегда привлечь к себе симпатии ребенка и разбить лед недоверия его матери. И Никите Зотову все удается, сумел он избежать и каких бы то ни было подозрений со стороны царского двора, хотя рано умершего Федора Алексеевича сменяет за эти годы в качестве правительницы ненавидевшая Наталью Кирилловну царевна Софья Алексеевна. Зотов переводится из Владимирского в Московский судный приказ и сразу же после прихода Софьи к власти направляется вместе со стольником Василием Тяпкиным к крымскому хану Мурад-Гирею и участвует в заключении с ним Бахчисарайского мира. Удача переговоров позволила ему подняться до ранга думного дьяка. Но достаточно царевне лишиться власти, как Зотов оказывается едва ли не первым рядом со своим питомцем, и теперь уже до конца.

Доброе отношение Петра делало свое дело, но верно и то, что Зотов обладал определенными дипломатическими способностями, очень пригодившимися на первых порах молодому правителю. Зотов сопровождает Петра в обоих Азовских походах, причем состоит у посольских дел и за удачную службу получает по их окончании высокую награду, хотя вообще лишних трат царь не допускал. Былому учителю даются в последние дни 1696 года «золотой в четыре золотых», кубок с кровлей в 4 фунта, кафтан на соболях в двести рублей и вотчина в сорок дворов. На следующий год он сопровождает Петра в качестве думного дьяка в Воронеж, где спешно создавался русский флот.


Немецкая слобода.


Окончательно определило положение Н.М. Зотова образование «Ближней канцелярии» Петра в 1701 году. Здесь уже былой приказный становится думным дворянином, печатником, или, иначе, – «ближним советником и ближней канцелярии генерал-президентом». А ведь были еще связанные с Зотовым развлечения Петра, знаменитый всешутейший и всепьянейший собор, который так по-разному толковался исследователями.

Грубое развлечение, кончавшееся грандиозными попойками, повальным пьянством, или… Но вот альтернатива и представляла самую большую сложность. Сегодня широкий круг ставших известными историкам документов позволяет с уверенностью сказать – это была все та же продолжавшаяся борьба с властью церкви, которая побудит Петра в 1704 году вообще отменить институт патриаршества. Ни сам Петр, ни его соратники не могли быть атеистами, но старательно продуманные, рассчитанные на многочисленных зрителей собрания собора имели в виду дискредитировать бездумное подчинение постулатам и обрядам церкви, внести в них момент критического, а значит, и сознательного отношения. Не случайно поиски разумного начала в истолковании религии рождают у Петра особый интерес к лютеранству. Всешутейший собор расшатывал те проросшие глубочайшими корнями в быт привычные формы богослужения и отношения к князьям церкви, которые со времен Средневековья воспринимались как некая исходная данность и находили особенно рьяную поддержку у наиболее состоятельной части родовой знати. Для многих из них незыблемость церковных внешних форм совмещалась с представлением о незыблемости собственной власти и места в обществе.

Все непосредственные соратники Петра были участниками собора, носили особые, соборные, имена. Сам Петр – «протодиакон Питирик», Никита Зотов с 1695 года – «архиепископ Прешпургский, всея Яузы и всея Кокуя патриарх», иначе – «святейший и всешутейший Аникита». Прешпургом называлась крепостца, сооруженная для маневров потешных полков вблизи села Преображенского, Кокуй – ручей, протекавший в московской Немецкой слободе. Среди портретов так называемой Преображенской серии, написанных по распоряжению Петра с отдельных лиц его окружения и висевших в его любимом Преображенском дворце, где происходили первые ассамблеи и празднества собора, был и портрет Никиты Зотова – хитроватого, немолодого, с крупными грубоватыми чертами лица, в простом тулупе и с непокрытой головой. Сегодня вариант этого портрета хранится в одном из частных парижских собраний русского искусства.


| |