Урок по основам светской этики "добро и зло". Проект по предмету орксэ на тему "добро и зло" Курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Прикоснись ко мне добротойИ болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой.

ИЗ СЛОВАРЯ
«Доброта – отзывчивость,
душевное расположение к
людям, стремление делать
добро другим», «добро»- всё
положительное, хорошее,
полезное.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Делать добро спеши.
Добрые дела красят человека.
Без добрых дел нет доброго имени.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Свет не без добрых людей.
Сделав добро – не хвались.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Хозяин добр – и дом хорош, хозяин худ –
и в доме то ж

Не от тяги к суесловью
И сложились не вчера
Это братское, с любовью.
Пожелания здоровья,
Пожелания добра.
И живётся, вроде, лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.

Ситуация 1
«Друг просит у тебя списать
задание»
Дам списать, чтоб выручить
товарища.
Помогу другу разобраться в
задании, чтоб он сам смог его
сделать.

Ситуация 2
« Твой друг (подруга) обзывает
другого ученика, унижает его»
Остановлю друга, скажу, что
мне неприятно это слышать
от своего друга.
Поддержу друга.

Ситуация 3
« Приятель в компании
беззастенчиво врёт»
Скажу всем, что это
неправда.
Попрошу друга перед всеми
извиниться за ложь.

«А куда не пойдёте, где
не остановитесь в пути,
везде накормите и
напоите всякого
просящего… Вы же
поступая хорошо, не
ленитесь на всё доброе,
не пройдите мимо
человека, не
приветствуя его, а
скажите каждому при
встрече доброе слово».

Основы светской этики. Добро и зло: проблема выбора. Урок 5 Презентацию составила Громова С.П., учитель МОУ СОШ 1 г. Красноуфимска Свердловской обл год.


Вы узнаете Что такое добро. Что такое добро. Что входит в понятие добра. Что входит в понятие добра. Что такое зло. Что такое зло. Наиболее распространённые проявления зла. Наиболее распространённые проявления зла. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.




Что такое добро и зло? Спор о добре и зле ведется давно. Спор о добре и зле ведется давно. За это время человечество успело понять, что добро – это противоположность злу. За это время человечество успело понять, что добро – это противоположность злу. Считается, что от злого человека стараются быстро избавиться, забыть его. Считается, что от злого человека стараются быстро избавиться, забыть его. В результате зло – это ничто. В результате зло – это ничто. Тогда что такое добро? Тогда что такое добро?




Что такое добро? Добро – нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Добро – нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Делать добро – совершать моральные (добрые) поступки сознательно, бескорыстно. Делать добро – совершать моральные (добрые) поступки сознательно, бескорыстно.






Работа с пословицами Жизнь дана на добрые дела. Жизнь дана на добрые дела. Учись доброму, так худое на ум не пойдёт. Учись доброму, так худое на ум не пойдёт. Добро – изнанка зла. Добро – изнанка зла. Не суди по силе рук, а суди по силе сердца. Не суди по силе рук, а суди по силе сердца. Доброе намерение уже само по себе что- нибудь да стоит. Доброе намерение уже само по себе что- нибудь да стоит.




Притча о добре и зле Юноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики - Умеешь ли ты лгать? - спросил мудрец. - Конечно нет! - А воровать? - Нет. - А убивать? - Нет... - Так иди и познай все это, - воскликнул мудрец, - а познав, не делай! Китайская притча Юноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики - Умеешь ли ты лгать? - спросил мудрец. - Конечно нет! - А воровать? - Нет. - А убивать? - Нет... - Так иди и познай все это, - воскликнул мудрец, - а познав, не делай! Китайская притча




Подведение итогов Можно ли стать добрым человеком? Как? Домашнее задание Домашнее задание 1. Прочитать родителям статью с, разобраться в прочитанном. 2. Составить и оформить памятку «Как стать добрым человеком».

Данный методический материал я использовала для проведения открытого мероприятия в 2013-2014-м учебном году во время кустового методического объединения Столбовского округа для учителей ОРКиСЭ в 4-м классе, который ещё не шёл по ФГОС. А также эту разработку можно использовать при проведении классных часов в начальных классах. так как тема является актуальной во все времена.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия Добро и зло»

Курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы светской этики»

Конспект занятия по теме: «Добро и зло»

Цель: - помочь учащимся осознать важность в жизни человека стремления к добру и избегать зла.

Задачи: - развивать у учащихся знания о категориях нравственности добро и зло;

Развивать умения слушать и слышать, сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формировать умение работать с источниками информации

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим;

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Оборудование

    Компьютер;

    Мультимедийное оборудование;

    Презентация к уроку «Добро и зло»

    Текст рассказа В.Осеевой «Злая мать и добрая тетя»;

    Карточки для работы в группе

Для достижения результата в ходе урока мною используются следующие технологии:

    обучение в сотрудничестве,

    информационно-коммуникативная технология,

    игровая технология

    здоровьесберегающая технология

Ход урока

I . Организационный момент. Эмоциональный настрой

Добрый день, ребята! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Давайте мы пожелаем друг другу доброго дня и отличного настроения!

II . Постановка учебной задачи

Послушайте строчки из произведения (слайд 1)

…Крошка-сын к отцу пришел,

и спросила кроха:

Что такое хорошо

и что такое плохо?

Знакомы ли вам эти строки?

Попробуйте определить тему сегодняшнего урока…(слайд 2)

Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

На уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.

На какие вопросы будем искать ответы? (слайд 3)

    Что такое добро?

    Что такое зло?

    Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

III . Актуализация знаний

Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья. Люди старались не допустить зла и боролись с ним.

Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово доброта ? (А что же такое доброта, по вашему мнению?)

Сейчас 2 человека найдут в словаре русского языка С.И. Ожегова толкование слова «доброта».

А как вы понимаете слова французского писателя Виктора Гюго (слайд 4)

Почему доброту сравнивают с солнцем? (ответы детей)

В народе говорят: «Земля согревается солнышком, а душа - добротой» (слайд 4)

Помните, что добрым, милосердным людям легче жить, общаться друг с другом; общение с такими людьми приносит радость.

IV . Открытие нового знания

1. Работа со словарём

- Итак, давайте послушаем, что такое доброта. (В словаре русского языка С.И. Ожегова даётся такое определение этому слову: Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим)

Ребята, а что же такое добро ? (Да, это всё хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,….)

Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова («Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду») (слайд 5)

В чём же проявляется зло? (унижение, предательство, оскорбление, насилие, неуважение, нетерпимость).

Что приносят злые поступки людям?

(«Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду». С.И. Ожегов)

Какие поступки людей считаются добрыми?

В мире существует и добро, и зло, и надо научиться различать эти понятия.

(слайд 6,7)

2. Работа с текстом. Осеева В. «Злая мама и добрая тётя»
Чтение 1части текста детьми.

У Дашеньки были мама и тётя. Они обе любили свою девочку, но любили её по-разному. Мама заставляла Дашеньку рано вставать, прибирать комнату, учить уроки. Она учила свою дочку шить и вышивать, любить труд и не бояться никакой работы.

А тётя ничего не заставляла делать: она сама решала за Дашеньку задачки, на целый день отпускала девочку гулять с подругами.

У меня злая мать и добрая тётя! - говорила подругам Дашенька.

Закончите рассказ самостоятельно.

Почему у вас получилось разное завершение рассказа? (Нужно подвести детей к пониманию, что осознание и понимание нравственных категорий требует жизненного опыта.)
Чтение концовки рассказа и обсуждение его.

Но прошли годы, прошло с ними и детство. Выросла Дашенька, поступила на работу. Не нахвалятся на неё люди - золотые руки у Дашеньки, за что ни возьмётся, быстрей всех сделает.

Кто же это научил тебя так работать? - спросят, бывало, женщины.

Учила меня мама, спасибо ей.

А о доброй тёте Дашенька ничего не сказала.

Действительно ли мама была злой?

А как бы вы назвали это произведение?

Какой вывод можно сделать: что такое добрый поступок (добро)?

Это поступки, которые помогают нам жить дружно, утверждают нашу гуманность – взаимопонимание и взаимоуважение.

V . Оздоровительная минутка «Солнышко»

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают.

Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

VI . Первичное закрепление

    Работа с пословицами. Работа в парах - Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.

Познакомимся с некоторыми из них. У вас на парте лежат листочки с пословицами. Давайте с ними поработаем. Соедините стрелками слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица.

    Доброе слово лечит, а злое калечит.

    Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

    Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

    Худо тому, кто добра не делает никому.

    Добро помни, а зло забывай.

    Давайте проверим работу! (слайд 8)

2. Работа в группах

- Итак, ребята, сегодня мы говорим о главных моральных понятиях в жизни каждого человека, о добре и зле. Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки и оценивая их. Но что же такое добро и зло вы определите сами, работая в группах. Выполняйте задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материал учебника. На подготовку – 5минут.

1 группа. - Расскажите, что такое зло. Приведите примеры проявления зла. (При подготовке используйте материал учебника, собственные наблюдения, иллюстрации, план работы)

2 группа. - Расскажите, что такое добро. Приведите примеры проявления добра. (При подготовке используйте материал учебника собственные наблюдения, иллюстрации, план работы)

3 группа. - Каким русским словам дает начало слово «добро»? (Запишите все слова, которые сможете подобрать. Можно пользоваться орфографическим справочником)

4 группа. - Распределите слова на две группы: умение говорить правду, борьба за свободу, хвастовство, ограничение свободы другого человека, ложь. Приведите свои примеры.

Выступление групп.

- Мы продолжаем разговор о том, что такое добро и что такое зло. Именно на эти вопросы вы и искали ответы, выполняя разные задания. Предоставляем слово 1 группе

2 группа , пожалуйста, вам слово.

«Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо…» (слайд 9)

- Как вы понимаете эту фразу?

- Я предлагаю продолжить наш разговор о добре, о добрых поступках, о добрых людях. Каким русским словам дает начало слово «добро»? Об этом нам расскажет 3 группа. Может быть, вы можете дополнить ответ одноклассников?

- 4 группа работала с обоими понятиями.

- Давайте еще раз прочитаем фразу, данную на слайде. Скажите, легко ли быть добрым? Не только тогда, когда тебе хорошо, а в любое время? Не только к тому, кто тебе нравится, а ко всем?

- А сейчас, ребята, попробуйте ответить на следующий вопрос: «Какой я?»

VII . Включение нового знания в систему знаний и повторение

1. Работа по определению поступков детей

Как оценить поступки детей?

Какие из следующих примеров являются добрыми делами, а какие – злыми? Объясните ваше мнение.

    Играть в футбол на газонах;

    Рисовать на стенах в школе;

    Посадить растения возле школы;

    Метко плюнуть жвачкой в товарища;

    Поиграть с младшей сестрой, пока мама сходит в магазин.

Как проверить, добрые мы дети или злые?

Можно рассказать о добрых делах. Совершить доброе дело. Какое доброе дело мы можем совершить? (ответы детей)

2. Игра «Сказка»

- Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем с вами в игру.

Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина)

А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может нам помогут в этом старинные весы?

На одну чашу весов мы будем «складывать зло» (Таблички с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь)

Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром.

Вспомните, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром. (Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашку свою капельку)

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Посмотрите, чаша весов добра перевешивает чашу зла. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки в море добра. Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след.

3. Чтение учащимися наизусть стихотворения.

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу
От доброго - добро
От злого - зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.

VI II . Рефлексия

Что нового вы узнали о добре и зле?

Что надо делать, чтобы наша планета стала добрее? (Ответы детей)

Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

Почему важно бороться со злом?

Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым. Этот человек приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах.)

Какой человек может быть добрым? (Тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других, учитывает интересы других людей.)

Какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым? (Любить людей знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких, друзей.)

(На доске заготовка рисунка «Дерево добра», у каждого ребенка есть вырезанный из цветной бумаги лист).
- Ответьте на вопрос: Что значит быть добрым? (Каждый ребенок на своем листочке «Дерева добра» пишет ответ на вопрос и прикрепляет листочек к стволу дерева.)

Давайте делать добрые дела, помнить только хорошее, доброе. Ведь только добрый человек может быть красивым. Я желаю вам быть добрыми, красивыми, уважать и ценить друг друга.

I X . Домашнее задание

Чего на земле больше: добра или зла?

Как вы думаете, всегда ли понятия о добре и зле были такими же, как сейчас? Почему?

Поговорите дома с членами семьи и друзьями о добре и зле. Попробуйте найти ответы на эти вопросы. Расскажи родителям о добром поступке своего друга.

Ну, а теперь я предлагаю вам спеть песню “Дорогою добра”. (Исполнение песни детьми)

Занятие окончено. Спасибо, вам, ребята, за сегодняшнюю встречу. До свидания.

(слайд 10 )

Просмотр содержимого презентации
«Презентация Добро и зло»

«Что такое хорошо и что такое плохо»

… Крошка-сын к отцу пришел,

и спросила кроха:

Что такое хорошо

и что такое плохо?


Добро


  • Что такое добро.
  • Что такое зло.
  • Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

«Во внутреннем мире человека доброта - это солнце»

Французский писатель Виктор Гюго

«Земля согревается солнышком, а душа - добротой».


С.И.Ожегов

Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.

Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению, то, что предотвращает вражду.


Добро

Всё положительное, хорошее.

Поступок, приносящий пользу.

Всё ласковое, доброе.

Хорошее, доброе дело.

Добрый Человек

Обладающий мягким характером.

Сердечный.

Сострадательный.

Расположенный к людям.


Всё дурное, плохое, вредное .

Злое чувство, гнев, досада.

Беда, несчастье, неприятность.

Злой Человек

Недоброжелательный.

Проникнутый враждой, ненавистью.


  • Доброе слово лечит, а злое калечит.
  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
  • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
  • Худо тому, кто добра не делает никому.
  • Добро помни, а зло забывай.

Как вы понимаете эту фразу?

« Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо …»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Раменская средняя общеобразовательная школа № 4

Проект на тему: «Добро и зло»

Выполнила Шлыкова Ульяна,

ученица 4 а класса.

Учитель Мещерякова Н.Н.

Цель проекта: формирование нравственных ценностей, представлений о добре и зле, побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.

План.

1. Понятия: добро и зло.

2. Высказывания великих людей.

3. Добро и зло в русских народных сказках.

4. Добро в поступках.

5. Правила доброты.

6. Пословицы и поговорки.

7. Творите добрые дела.

Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся
Все земные труды...
Может, вырастил деревце?
Иль очистил пруды?

Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
(Л. Татьяничева)

Добро и зло являются основными этическими понятиями. Именно знанием о добре и зле руководствуются люди, совершая хорошие и дурные поступки. С точки зрения добра и зла человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря тому, что люди выработали понимание добра и зла, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать и предотвращать ссоры, насилие, жестокость.

Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.

Зло - это противоположность добра. Это то, что мораль стремится устранить и исправить. Каждый день человек может сталкиваться со злом, которое стало обыденным, вошедшим в привычку – грубость, эгоизм, равнодушие к страданию, чужой боли, хитрость. К сожалению, зло очень распространено и многолико, а нередко и коварно. Оно не заявляет о себе: «Я – зло! Я – аморальность!», напротив, зло умеет прикрываться маской добра.

Люди всегда задумывались над проблемами добра и зла: философы, политики, писатели, поэты, музыканты, живописцы. Некогда Сократ полагал: «Люди поступают дурно только потому, что не знают, что считать добром, а что - злом».

Проблема добра и зла волновала человечество всегда и лучшее доказательство этого высказывание великих мыслителей.

«Злой человек вредит самому себе прежде, чем вредит другому». В. Гюго

« Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». Л.Н.Толстой

«Там, где нет различия между счастьем и несчастьем, между радостью и горем, там нет различия и между добром и злом. Добро - это утверждение; зло - отрицание стремления к счастью». Л.Фейербах.

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла». В. О. Ключевский

«Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям все положительное, хорошее, полезное». Л.Толстой

«Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое.
Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид». В. Розов

«Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели». А. Грин

С понятиями добра и зла мы чаще всего сталкиваемся в сказках.

Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. В сказках всегда добро побеждает зло. Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется. В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости.

А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

М. Лисянский

Добро - это светлое и приятное чувство, которое дарит улыбку и радость. Добро может быть маленьким и большим. Даже самое маленькое, но хорошее дело принесет кому-нибудь радость. Я думаю, что этим хорошим качеством должен обладать каждый человек. Для кого-то добро - это помочь другу с уроками, для кого то - спасти кого-нибудь. Для меня добро - это всем помогать, кормить птиц, ухаживать за животными. Даже если вы помогли старушке перейти дорогу - это тоже большое добро. Если ты сделаешь кому-нибудь добро, то оно, рано или поздно, обратно к тебе возвратится. Рядом с нами живут люди, которые нуждаются в заботе, отзывчивости. Очень важно уметь замечать, кому и где нужна помощь, помогать людям.
Высшей наградой будет само осознание сделанного добра. В этом проявляется бескорыстное доброе отношение к другому человеку, без каких-либо расчетов на личную выгоду.

Правила доброты.

Помогать слабым, больным, маленьким, попавшим в беду.

Прощать ошибки других.

Не жадничать.

Не завидовать.

Жалеть других.

Помогай другу в беде.

Умей с другом разделить радость.

Не смейся над недостатками друга.

Останови друга, если он делает что-то плохое.

Умей принять помощь, совет.

Не обманывай друга.

Относись к другу как к себе.

Умей признавать свои ошибки.

Пословицы и поговорки.

Злой плачет от зависти, а добрый – от радости.

Добро – не лихо, ходит тихо.

Добра желаешь – добро и делай.

Доброе смолчится, худое молвиться.

Доброму и сухарь в пользу, а злому и мясное не впрок.

Добро творишь - себя возвышаешь, зло творишь - себя унижаешь.

Лучше всех знает, что такое добро тот, кто испытал зло.

Спеши делать добро.

Добрые дела красят человека.

Без добрых дел нет доброго имени.

Жизнь дана на добрые дела.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Добро век не забудется.

Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит

От добра – добра не ищут.

Доброе сердце лучше богатства.

Доброе слово – половина счастья.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Доброе слово и кошке приятно.

Добро, сделанное втайне, оплатится явно.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Не ищи красоты – ищи доброты.

Как хорошо, что большинство людей в мире преисполнены добра. Да, многие из нас совершают плохие поступки, делают ошибки, не всегда ведут себя правильно, но добрые дела мы делаем с наибольшим удовольствием. Этому способствуют моральные и этические нормы, действующие как в обществе, так и в сознании каждого человека. Совершать злые поступки – значит, проявлять слабость, потому что намного сложнее в ответ на насмешку или подлость улыбнуться или даже в трудную минуту помочь своему обидчику. Поэтому в мире добро всегда побеждает зло.

Нужно стараться никому не делать плохого, не причинять зла, которое может вернуться назад, а совершать хорошие поступки и учить этому других. И тогда добро окончательно победит зло!

Тема урока «Добро и зло»

Урок № 1

Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

Задачи: – формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом; – развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями; – повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему: «Почему плохо быть равнодушным?», выборочное чтение, самостоятельная работа с источником информации, обсуждение и анализ ситуаций, работа в парах, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия, скромность, милосердие, честность.

Оборудование: учебник, презентация по теме, мультимедийный проектор, альбомные листы, фломастеры.

Ход урока

    Организационный момент. Прозвенел звонок. Начинается урок. Пожелайте друг другу увлекательной работы и интересных открытий.

Слайд 1 В жизни по - разному можно жить – Можно в беде, а можно в радости. Вовремя есть, вовремя пить, вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете вставать – И, помышляя о чуде, Рукой обожженною солнце достать И подарить его людям.

    Слайд 2 Сообщение темы урока.

    Слайд 3 Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Рассказы на тему «Почему плохо быть равнодушным?»

    Подготовка к изучению нового материала. Если человек неравнодушный, что можно про него сказать? Какой он? (добрый, отзывчивый) Сегодня на уроке мы поговорим о добре и зле. Что можно сказать об этих словах? (антонимы) Добро и зло – две противоположности. Между ними всегда идет борьба. Узнаем, какие человеческие качества помогают быть добрым, а какие порождают зло. Слайд 4 Игра «Стань волшебником»

    Работа над понятиями добро и зло. Работа с учебником. Выборочное чтение. Стр. 12 – 13. Найти ответы на вопросы: 1. Слайд 5 – что такое добро? 2. Слайд 6 – что такое зло?

3. Работа в парах. Скажите друг другу как можно больше добрых слов.

    Релаксация. Игра «Топай – хлопай». Если понравился поступок – хлопаем, если не понравился – топаем. 1. Мальчик возвращался из школы домой и увидел старушку. Она поставила на скамейку тяжелый пакет, села, не могла отдышаться. Мальчик помог бабушке донести пакет, хотя ему было не по пути. 2. Бабушка попросила соседского мальчика сходить в магазин за хлебом. Мальчик согласился, но сказал, чтобы его за это чем-то отблагодарили. Обсуждение этих ситуаций, вывод. (первый мальчик помогает бескорыстно, второй с выгодой для себя)

    Игра «Узнай героя». Слайды 7, 8, 9. Релаксация. Слайд 10. Слайд 11 Вместе с любимым героем поем песню «Если добрый ты…» Продолжаем отгадывать загадки. Слайды 12, 13, 14, 15, 16.

    Закрепление. 1. Обсуждение ситуаций. Слайды 17, 18, 19, 20. 2. Работа с пословицами. Слайд 21. 3. Прочитайте притчу о двух волках. Слайды 22, 23, 24, 25. Какова мораль этой притчи?

    Домашнее задание. (по выбору) Слайд 26.

    Итог урока. О чем расскажете членам своей семьи, друзьям? Какой самый главный вывод вы сделали для себя? Изобразите свои впечатления от урока символом, нарисуйте смайлик.

Урок окончен. Спасибо за работу.

Тема урока «Добро и зло»

Урок № 2

Цель: формирование нравственных ценностей: добра и зла, скромности, милосердия, дружелюбия, честности.

Задачи: – развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; – воспитывать внимательность, уважение к людям; – пробудить стремление совершать добрые дела.

Виды деятельности: беседа, работа в группах, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: добро, зло, гуманность, дружелюбие, вежливость.

Оборудование: учебник, рисунки с символами добра и зла, карточки, альбомные листы, фломастеры, диск с песнями «Дорогою добра», «Надо добрым быть».

Ход урока

    Организационный момент. Дети, внимание! Прозвенел звонок. Садитесь поудобнее. Начнем скорей урок.

Ученик: В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

    Сообщение темы урока. О чем пойдет речь на уроке? Учитель: Сегодня мы продолжим разговор о добре и зле. Узнаем о том, как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

    Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

Выставка рисунков «Символы добра и зла». Обсуждение работ.

Конкурс пословиц о добре и зле.

    Беседа. – Как бы вы сами определили, что такое добро, а что такое зло? – Назовите поступки, которые вы считаете морально добрыми. – Часто ли вы сами так поступаете? – Какие поступки вы осуждаете, считаете морально злыми? Скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе. Ученик: Не стой в сторонке равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

Ученица: Понять и исполнить

Желание другого –

Одно удовольствие –

Честное слово!

    Релаксация. В каждом из нас живет маленькое солнышко – доброта. Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите лучик вашей доброты. Мир – это большое зеркало. Ваша улыбка всегда будет возвращаться к вам. А теперь нарисуйте солнышко и отдайте его своему другу. Вместе поем песню «Добрым быть на белом свете веселей».

    Работа со статьей учебника. Как менялись представления о добре и зле в ходе истории? Работа по иллюстрациям. Что входит в современное понятие добра? Согласны ли вы, что иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершение зла. Приведите примеры.

    Работа в группах. 1 группа готовит список добрых дел, которые можно сделать дома, в классе, в природе, в транспорте, на улице. 2 группа готовит памятку «Как стать добрым». 3 группа готовит список слов, обозначающих положительные качества доброго человека. 4 группа восстанавливает высказывания. «Ни один … (злой) человек не бывает счастлив» Ювенал «Жизнь … (злых) людей полна тревог» Д. Дидро «Добро помни, а … (зло) забывай» Пословица «Не делай … (зла) , а то на зло нарвешься» Восточная мудрость «Если не хочешь знать страха, не делай … (зла ).» Кабус

    Домашнее задание (по выбору) 1. Приготовить рассказ о том, кого из окружающих тебя людей ты считаешь добрым и почему? 2. Подобрать литературные произведения, где можно оценить поступки героев с точки зрения «добра» и «зла».

    Итог. Почему знание о добре и зле так важно для людей? Послушайте песню «Дорогою добра» Какую дорогу мы выбираем? (дорогу добра)

Молодцы! Спасибо за работу на уроке.