Почему у подростков исчезает мотивация к учебе? Как относятся к учебе студенты вузов и учащиеся ссузов? Сравнение с отличниками.

Как лучше учиться? Пожалуй, этот вопрос свойственно задавать не только школьникам и студентам, но и взрослым, принявшим решение усовершенствовать свои знания в той или иной сфере. Так как же быть? Существует ли какой-то удивительный способ запоминать большее количество информации за минимальное количество времени? Может быть, как по велению волшебной палочки, можно сразу же в разы увеличить работоспособность?

К сожалению, чудес не бывает. Однако людям, которые пытаются найти ответ на вопрос о том, как начать хорошо учиться, вполне можно помочь. И, как показывает практика, сделать это несложно. Желающим усовершенствовать свои способности в плане концентрации внимания и запоминания всего нового придется соблюдать лишь несколько нехитрых правил.

Данная статья не только расскажет о том, как лучше учиться. Читатель получит несколько особо ценных советов и рекомендаций, которые обязательно помогут грызть гранит науки эффективнее и с большим удовольствием.

К какой группе относитесь вы?

Специалисты уверены, что по уровню способностей и отношению к учебе подрастающее поколение можно разделить на три категории.

Первая группа - это дети, которым знания даются легко. Дня них не существует проблем с тем, как стать учиться лучше. Они и так в числе первых по всем школьным предметам, их работы ставят в пример, время от времени таких учеников отправляют на школьные, а то и районные олимпиады. Однако чаще всего такие школьники ленивы и несобранны. Они считают, что готовиться к урокам совсем не обязательно. Знания им даются словно сами собой.

Ко второй группе относятся ученики, добивающиеся успехов в учебе благодаря постоянным заучиваниям материала. Большинство из них болезненно относится к своим поражениям. Они понимают, что добиться успехов без труда невозможно. Они буквально с начальных классов разрабатывают собственную систему того, как хорошо учиться в школе. Прикладывая много усилий, конечно!

Последняя группа детей - это школьники, не имеющие особого желания и стремления к получению знаний. Но им также хочется иметь неплохие оценки хотя бы по некоторым предметам. Как правило, учащиеся из этой категории получают плохие отметки.

В любом случае, к какой бы группе ребенок ни принадлежал, для него огромное значение имеет мнение окружающих. Лишь немногие мирятся с мыслью, что они хуже кого-то.

Какой школе отдать предпочтение?

Прежде чем ответить на вопрос о том, как очень хорошо учиться, поговорим о самих заведениях, предоставляющих образование. Итак, как известно, существуют обычные и специальные школы.

Вторые, как правило, представляют знания малышам с ограниченными возможностями. И в этом нет ничего удивительного, ведь хотя все дети-инвалиды в нашей стране и имеют право учиться в любой школе по месту проживания, специалисты считают, что выбор школы во многом зависит от особенностей здоровья ребенка.

Например, детям с умственно-психическими нарушениями бывает сложно адаптироваться в обычной школе, где они зачастую становятся изгоями и не могут найти контакт с ровесниками. В особых школах имеются специалисты и методики, помогающие таким детям лучше усвоить материал. Преподавательский состав знает, как можно учиться хорошо даже в таких случаях. У деток со временем появляются друзья и желание впитывать информацию.

Для интеграции несовершеннолетних с особыми потребностями в общество их здоровых сверстников можно и не прибегать к инклюзивному образованию. Большое значение имеют совместные мероприятия, где участвуют дети из обычных и специальных школ. Трудности в умственно-психическом развитии вовсе не означают, что дети не способны к обучению. Некоторым из них сложно освоить школьные предметы, но они талантливы в творчестве или спорте. Такие дети активно развиваются и добиваются успехов. Их образование немного отличается от такового в обычной школе.

Выбор первого учителя

От первого педагога зависит будущее отношение ребенка к учебе и развитие его способностей. Можно прочитать массу литературы о том, как лучше учиться, но если малышу не по душе преподаватель, то все усилия, скорее всего, не увенчаются успехом. Так на что обратить внимание при выборе учителя?

Мужчина или женщина

Учителя-мужчины в начальной школе встречаются редко. Но дети обожают педагогов мужского пола. А если семья неполная и нет папы, нехватка мужского воспитания чувствуется еще сильнее, особенно у мальчиков.

Опыт работы

Здесь двоякое мнение. Бывает, что молодой специалист интереснее и глубже преподает школьный материал, чем его коллега со стажем. Хотя пожилые преподаватели более ответственно подходят к своим обязанностям, они требовательны и строги к ученикам. А значит, на опыт работы и возраст учителя тоже стоит обратить внимание.

Методика преподавания

Когда и как начать хорошо учиться? Как можно раньше, конечно! В первых трех классах ребенок должен усовершенствовать свои знания в чтении, письме, запоминании стихов и т.д. Иначе потом ему будет сложно добиваться успехов в учебе. Эти навыки во многом зависят от первого учителя, его собственных наработок. Выбирая педагога, стоит поинтересоваться методом преподавания, используемым на уроках.

Отзывы родителей и детей

Мнения взрослых и малышей часто не совпадают. Для родителей учитель должен быть серьезным, требовательным и квалифицированным специалистом. А с точки зрения детей он должен быть добрым и дружелюбным. Как правило, педагоги, имеющие хорошую репутацию, известны далеко за пределами школы. Многие мечтают отдать ребенка в его класс.

Взаимоотношения «учитель-ученик»

Без взаимной симпатии не могут складываться доверительные отношения между учителем и учеником. Иногда педагог пугает ребенка излишней требовательностью.

Подумайте, какой учитель может стать для вашего ребенка авторитетом. Предварительная встреча поспособствует решению этого вопроса.

Как хорошо учиться в университете, в школе и на курсах переподготовки? Для этого нужно следовать нескольким простым советам:

  • Расширять свой кругозор и не ограничиваться общей информацией, задавать вопросы и получать ответы.
  • Прислушиваться к советам других людей.
  • Быть аккуратным и выполнять домашние задания.
  • Пересмотреть отношение к урокам и полюбить их.
  • Соблюдать распорядок дня и отдыха. Свободное время утром хорошо использовать для повторения заданий.
  • Ежедневно работать над собой. Идти вперед и не сдаваться.

Работа в классе или аудитории

Тем, кто хочет знать, как хорошо учиться в университете или в школе, нужно придерживаться лишь нескольких достаточно простых правил, обратив внимание на следующую информацию:

  • Внимательность на уроках позволяет лучше усвоить предмет. При проблемах с памятью врачи рекомендуют принимать витамины и специальные препараты.
  • Если трудно разобраться в материале, не стесняйтесь задавать вопросы учителю. Всезнающих людей в принципе не существует.
  • Для общего развития изучите план учебной программы - посмотрите и почитайте учебник, поработайте с информацией.
  • Конспектируйте материал, важные пометки записывайте в схематичной форме. Если изучение школьного курса идет с опережением и возникают вопросы по темам, фиксируйте их и уточняйте у педагога.

Как помочь ребенку хорошо учиться: обращаем внимание на домашние задания

  • Выполняйте уроки с ребенком вовремя, не откладывая на потом. Занимайтесь и повторяйте изученный материал. Это поможет закрепить пройденную тему.
  • Для выполнения уроков выделите специальное место в доме или квартире, где никто не будет мешать.
  • В свободное время читайте дополнительную литературу. Полученная информация позволит лучше понять тему.
  • Индивидуальные занятия с репетитором не помешают.

Техническое обслуживание учебного процесса

Мозг человека, как и любой сложный механизм, требует регулярного обслуживания. А содержать его в идеальном состоянии, оказывается, достаточно просто. Занимайтесь спортом, который необходим не только для здоровья, но и для мозга. Доказано, что физическая активность улучшает работу этого органа.

Занятия медитацией снимут напряжение, улучшат память и концентрацию внимания. Следите за питанием, употребляйте продукты с содержанием жирных кислот Омега-3, влияющих на скорость мышления и процессы запоминания.

Что и как сделать, чтобы хорошо учиться? Спите как можно больше. Учеными доказано, что для нормальной работы мозга важное значение имеет полноценный сон. Повторение пройденного материала перед сном позволит закрепить информацию. Вода также влияет на мозг и процессы мышления.

Эксперименты показали, что в состоянии жажды человек думает медленнее. Пусть под рукой всегда будет бутылка с водой. Мозг должен отдыхать, поэтому нужно периодически отвлекаться от учебы и переключаться на другие занятия.

Больше веселитесь. Смех - это лучшее средство от эмоционального напряжения, особенно в период учебы.

Умным быть просто!

  • Любая работа требует от мозга предварительной разминки для лучшего восприятия информации (решите легкую задачу, подберите рифмы и т.д.). Важное значение для обучения также имеет окружающая обстановка.
  • Не стоит выполнять все задания одновременно.
  • Не бойтесь поражений. Любой опыт пригодится в будущем.
  • Чаще проверяйте и тестируйте себя перед экзаменами.
  • При заучивании материала сокращайте информацию и используйте сжатые схемы (графики, диаграммы).
  • Находите дополнительные материалы и применяйте свои знания в жизни.
  • Вера в себя увеличивает силу интеллекта.

Роль наглядных пособий

Переписывание конспектов дома помогает запомнить и осмыслить полученную информацию. Можно завести черновой (для класса) и чистовой (для дома) варианты. Желательно делать записи от руки и своими словами, вносить рисунки и графики.

Усвоению темы также помогает ключевая информация, которую можно выделять прямо в тексте. Для пометок удобно использовать стикеры. А для проверки знаний подойдут карточки. На одной из сторон записывается вопрос, а на другой - ответ.

Заранее составьте план дня, позволяющий рационально управлять делами и временем.

Сколько классов заканчивать - 9 или 11?

Выпускник должен решить, чего он ждет в будущем. В принципе это следует сделать еще до поиска ответа на вопрос о том, как лучше учиться.

Есть два пути - поступить в ВУЗ после 11-го класса или пойти в колледж после 9-го. Плюсы и минусы ухода из школы после 9-го класса:

  • В колледж легче поступить. После этого можно устроиться на работу. Имея доход, есть возможность учиться заочно в ВУЗе.
  • Уровень знаний в колледже отличается от ВУЗа, да и диплом не считается таким престижным.

Сейчас при некоторых ВУЗах открыты лицеи, а это путь к дальнейшему высшему образованию. В любом случае выбор зависит от жизненных ситуаций. Но не стоит принимать быстрых решений.

Уметь учиться - не так сложно, но этот навык просто необходим в жизни.

  • Научитесь конспектировать и фрагментировать информацию.
  • Не забывайте про орфографию.
  • Тестируйте себя.
  • Научитесь концентрировать внимание.
  • Поставьте цель - учиться (а не просто получать оценки).
  • Читайте и изучайте дополнительную литературу.

Правильное отношение к учебе

Многим знакома ситуация, когда учеба в школе не привлекает, кажется нудной, а тут еще родители постоянно контролируют ее, принуждая делать домашние задания.

Это отнюдь не добавляет желания учиться лучше. Но ведь в душе ты осознаешь, что твоя дальнейшая судьба существенно зависит от того, насколько качественные знания ты получишь в школе. Если уж быть честным до конца, ты прекрасно знаешь, что дело все же в твоем отношении к учебе, в понимании ее важности в твоей жизни.

Учеба в школе напоминает джунгли. Но найдя нужные инструменты, ты сможешь прорубить себе путь.

Тебе нужно определить для себя цель , сформулировать, зачем нужно хорошо учиться в школе. Возможная мотивация успешной школьной учебы может быть такой:

  1. стать в классе лучшим , привлечь чье-то внимание, заслужить уважение учителей, родителей сверстников (ведь быть двоечником в наше время совсем не популярно в молодежной среде);
  2. дальнейшее поступление в хороший вуз на бюджетной основе и получение стипендии. Для этого нужно сдать ЕГЭ на высоком уровне, а значит и хорошо учиться в школе;
  3. хорошее образование помогает получить интересную и достойно оплачиваемую работу.

Мотивация должна вдохновлять в борьбе с собственной ленью.

Важно разобраться в себе, поняв, что тебе больше всего нравиться, а потом углублять свои знания в этом направлении. На верное решение тебя могут натолкнуть советы родителей, друзей и учителей. Важно начать, а потом шаг за шагом бороться с ленью станет намного легче.

Верь в свои силы!

Зачастую плохие успехи в учебе вызваны низкой самооценкой школьника. Чтобы поверить в свои силы и повысить самооценку нужно потрудиться. Но полученный результат стоит того. В этом процессе самосовершенствования помогут следующие подсказки :

  • Выполняй задания самостоятельно, не списывай их у друзей . Домашние задания помогают усвоить материал урока, поэтому лучше делать их в тот день, когда их задали. Это намного проще для запоминания, выработки навыков решения однотипных задач, т.к. все, о чем говорилось на уроке еще свежо в памяти.
  • Один из самых простых способов получить отличную оценку — написать реферат . В интернете много информации на любую тему, нет недостатка и в различной дополнительной литературе. Поэтому не отказывайся от такой возможности проявить себя с лучшей стороны.
  • Пользуйся шпаргалками , когда это позволяют обстоятельства. Но польза от них будет только, если они написаны собственноручно. Тогда формулы, правила и прочие школьные премудрости запоминаются лучше. Особенно, если не пожалеть времени на то, чтобы понять их.

Шпаргалки и прочие хитрости на уроках мешают развиваться и запоминать материал.

  • В то время, когда другие стараются буквально вжаться в парту, чтобы их не вызвали к доске, стань добровольцем при ответах на вопросы о домашнем задании. Так легче заработать хорошую оценку. Возможно, это позволит не осрамиться тогда, когда ты совершенно не готов к уроку. Однако, такие моменты риска следует свести к минимуму, регулярно уча уроки.
  • Активно принимай участие в уроке, стараясь задать хоть бы один вопрос преподавателю либо ответив на его вопрос. Это поможет лучше понять материал урока, а в жизни умение задавать вопросы очень пригодится для концентрации внимания.

Будь организованным!

Учеба — труд, а результативность любого труда выше, если его хорошо организовать. Вот несколько приемов эффективной организации учебы:

  • Составь список дел , привязывая их к датам, регулярно пополняя его и вычеркивая выполненные задания. Для наглядности используй для этого маркеры, самоклеящуюся разноцветную бумагу. Заведи специальный календарь, где можно делать отметки о различных видах заданий (контрольные, курсовые, рефераты и прочие) с полученными за них оценками. Так ты не забудешь ни об одном из них и будешь контролировать свои оценки.
  • Не следует выполнять объемные проекты за один присест в последний момент. Лучше делать такую работу планомерно, частями и сразу же после получения задания. Качество ее от этого выиграет.
  • Очень полезно вести конспект урока . Он должен быть кратким, емким, содержать схемы, рисунки, таблицы. Это поможет при подготовке к контрольным.

Приступая к изучению главы в учебнике, бегло просмотри весь материал, обрати внимание на подзаголовки. По ходу прочтения формулируй вопросы к подразделам и ищи на них ответы. В конце вспомни, о чем был пройденный материал?

  • Не откладывай на пото м выполнение домашних заданий. Лучше делать их сразу после занятий, когда организм не вышел из рабочего состояния. Таким образом самые трудные задания будут выполнены задолго до окончания дня.
  • Ложиться спать и вставать полезнее в одно и то же время . Ночному сну отведи время с 23 до 7 утра. Организм за это время восстановит силы. Привыкнув к регулярному отдыху, он станет более работоспособным.
  • Твой школьный рюкзак должен быть в чистоте и порядке , собирай его загодя, чтобы ничего не забывать и легко найти нужное. В идеальном порядке содержи компьютерные файлы, книги, тетради и прочие учебные материалы. Раз в неделю наводи порядок на своем рабочем столе.

Организованность поможет быть всегда спокойным, никуда не опаздывать, ничего не забывать. Ты будешь меньше уставать и у тебя будет достаточно времени на все.

Правильно организуй досуг

Чтобы хорошо учиться важно уметь вовремя делать перерывы в учебе, чтобы спастись от умственной усталости. Эти советы помогут тебе правильно спланировать свой отдых и свободное время:

  • Сложные и трудоемкие задания лучше разделить на части , чтобы на каждую уходило по 30-40 минут. По окончании этого времени отдохни минут 20. А затем — продолжи начатое дело.
  • Отдыхай с удовольствием — послушай любимые мелодии и потанцуй под них, съешь что-нибудь вкусное, чтобы хорошее настроение не покидало тебя.
  • Когда для выполнения задания нужно использовать интернет, то не отвлекайся от своей основной цели, чтобы не попасть в ловушку и попусту не потратить время. Не увлекайся телефонными разговорами, если тебе позвонили не вовремя. Договорись с друзьями о том, чтобы поболтать в свободное время.
  • Обязательно выдели время для занятий любимым делом , запишись в какой-нибудь кружок. Если в твоем расписании есть много дел, то это помогает структурировать время. Ты учишься успевать сделать все задания, посетить дополнительные занятия, помочь родителям и пообщаться с друзьями.
  • Занятия спортом помогают поддерживать энергетику организма на высоком уровне. Особенно эффективны в этом плане физические упражнения на воздухе, регулярные прогулки пешком.

Чтобы твое увлечение, любимое занятие и учеба успешно уживались, нужно планировать время, правильно расставляя приоритеты.

Сначала сделай самое сложное. Зная, что впереди у тебя пару часов, которые можно потратить на свое хобби, ты будешь делать домашние задания эффективно, не распыляясь на посторонние дела. Этому поможет и позитивный настрой на то, что, сделав необходимое, ты будешь абсолютно свободен и спокоен. А значит и удовольствие от отдыха или занятия любимым делом будет еще больше.

  1. В следующей четверти (полугодии) я настроен получить «4» или «5» по этому предмету — …
  2. Чтобы «поднажать» по этому предмету, мне нудно следующее: …
  • Зачем вообще стараться учиться в школе?
  • Какой график занятий и подготовки ДЗ тебе подходит?
  • Где и в какое время дома тебе лучше заниматься учебой?
  • Как сделать, чтобы развлечения и хобби не мешали учебе?

…«Талантливые дети
Надежды подают:
Участвуют в концертах -
Танцуют и поют.
И только недотепам
К успеху путь закрыт!» –
Моя родная мама
Мне это говорит…
(С.Михалков «Недотепа»)

…Я всегда с грустью вспоминаю, как понурив голову, брела домой из школы с плохой отметкой. И хотя случалось это крайне редко, но негативные воспоминания все же остались. «Ох, и получу же я сейчас от мамы» – думала я. Но кому нужны были мои пятерки? Стоило ли так стремиться стать отличницей? Итогом подобной гонки за хорошими отметками под неусыпным контролем родителей стали лишь невроз и полная дезориентация в своих истинных желаниях. Кто я, кем хочу стать, что мне на самом деле интересно? Эти вопросы я осознанно начала задавать себе только после тридцати, успев получить 2 красных диплома и почти дописав кандидатскую диссертацию сомнительной для меня нужности...

«Никогда не буду требовать от своего ребенка отличных отметок» – твердо решила я. Но к величайшему ужасу, все чаще обнаруживаю, что треклятый перфекционизм так глубоко засел в моем подсознании, что вытянуть его оттуда ой, как нелегко. Мой сын ещё даже в школу не пошел, а я уже сравниваю его с другими детьми: «Маша уже столько стихов знает, а ты и двух строк запомнить не можешь!» Наговорю в сердцах, а потом тут же вспоминаю себя и думаю: «И дались мне эти стихи?! Зато, какой он у меня ловкий и сильный!»

Как же найти золотую середину в вопросах обучения? Как не перегнуть палку и в то же время не пустить все на самотек? Как правильно относиться к неудачам ребенка, будь то плохие отметки, поражения в спорте или что-то ещё? Что на этот счет думают психологи?

Причины родительских тревог.
Как упоминалось выше, все наши завышенные требования к собственным детям – результат того, что мы сами до сих пор пытаемся доказать всем вокруг свою значимость. Только вот зачем нам это нужно – вопрос, который многие из нас даже не догадываются себе задать. К чему этот «звездный образ идеального ребенка»? Причем, идеального буквально во всем. Чтобы нас достойно оценили окружающие? Неужели чужая оценка способна сделать нас счастливыми? Не большее ли счастье можно испытать, если заниматься тем, что больше всего нравится и получается – любимым делом? А вот чтобы это любимое дело найти, нужно действительно пройти тернистый путь проб и ошибок, столкнувшись с кучей неодобрений. Но путь этот может стать короче, легче и успешнее, если маленького человечка будут поддерживать добрым словом родители. Так считают современные психологи. Я с ними полностью согласна. Хоть и трудно порою бывает не поддаваться своим страхам и опасениям за будущее ребенка, но нужно всегда находить в себе силы и верить в то, что ваш малыш обязательно вырастет Нужно только набраться терпения и помогать ему своей поддержкой и любовью, вдохновляя на успех.

10 шагов к успеху в обучении.
Как поступать, если у вашего ребенка не ладится с учебой? В этом вам помогут несколько практических советов:

Почему ребёнок не хочет учиться?

От отношения детей к учебе в значительной степени зависит интерес к школе и школьному обучению. При наличии позитивного настроя присутствует и желание идти учиться. А если такого желания у ребенка нет? Чем мы можем ему помочь?

Отношение детей к учебе зависит как от возраста, так и от положительного или отрицательного опыта, связанного с получением знаний.

Например, 5—6-летние дети воспринимают учебу как развлечение, игру или относятся к ней как к скучному, неинтересному занятию. Причем ответы девочек и мальчиков существенно отличаются. Приведем примеры ассоциаций 5— 6-летних детей со словом «учеба».

Мальчики. Артур: «Нравится, у меня альбом есть»; Прохор: «Люблю лепить из пластилина, рисовать всяких монстров. Люблю собирать коллекцию птичек»; Никита: «Буквы и цифры, больше ничего»; Рома: «Неудобно в школе учиться».

Девочки. Соня: «Надо писать, что говорят, писать буквы и цифры и обводить по пунктирным линиям»; Диана: «Учиться хорошо, получать „5“, стараться, всегда красивые рисунки делать, чтобы мама радовалась, а плохому будет ругаться».

Из ответов детей понятно, что у них еще нет четких представлений об учебе, причем мальчики в большей степени, чем девочки, ассоциируют учебу с любимыми играми, а девочки стараются давать так называемые социально желательные ответы, то есть такие ответы, которые ожидают услышать от них взрослые, поскольку такое поведение одобряемо. В целом мышление детей этого возраста еще очень конкретно и привязано к хорошо знакомым ситуациям.

Ответы детей 6—7 лет (тех, что уже готовятся пойти в школу и посещают подготовительную группу) совсем иные. На просьбу назвать слова, с которыми у них ассоциируется слово «учеба», дети ответили:

Кира: «Работа, слушать, ученик, учитель»; Злата: «Учиться, ходить в школу, делать задания»; Юля: «Сложно, зато интересно, потому что там готовишься к работе»; Вероника: «Для меня это заниматься и писать»; Лиза: «Читать книги, сложные игры, живой организм — все интересно».

Заметно, что после 6 лет мышление ребенка становится более абстрактным, он уже может обобщать различные понятия, поэтому отвечает не целыми предложениями, а называет лишь главные слова, то есть может «свернуть» информацию до одного ключевого слова. Ответы детей этого возраста отражают и более осмысленное отношение к учебе, которое, как и мотивы («хочу» или «не хочу учиться» и «почему иду в школу»), меняется у детей на протяжении всей учебной деятельности.

Любой ребенок в начале школьного обучения имеет как познавательные мотивы, так и социальные. В первом случае он стремится получить новые знания, больше запомнить, понять, проявляет любознательность. Во втором случае для ребенка важным является прежде всего получение одобрения и похвалы взрослых, он стремится занять достойное место в своем социальном окружении, найти друзей и больше общаться.

Для моего ребенка важным стимулом к учебе является доброжелательное и внимательное отношение к ней учительницы, а также то, что учительница красива и молода.

Для младшего школьника характерно преобладание какого- то одного из мотивов, но со временем их соотношение, конечно, меняется. Ребенок считается психологически не готовым к школе, если у него преобладают игровые мотивы. В 6 лет такая ситуация встречается часто. Поэтому не стоит отдавать ребенка в школу преждевременно.

В Германии, например, обязательное школьное обучение начинается с 6 лет. Но большинство детей еще мотивационно не готовы к школе. Всем видам деятельности они предпочитают игру, быстро утомляются, еще сильно привязаны к маме и эмоционально страдают от резкой перемены обстановки. Правда, в начальной школе все обучение проходит в игре. Детям всю неделю не задают домашних заданий. Уроки нередко проходят не в классе, а на улице или в магазине, где дети изучают стоимость продуктов, записывают цены в тетрадь, затем покупают, например, овощи и уже в школе делают салат, который затем дружно съедают. Уроки чтения могут проходить в большом зале на матах, в спальных мешках с фонариком, который слабо освещает увлекательную книжку. Учителей дети называют на «ты».

Можно соглашаться или отрицать такую оригинальную педагогическую систему, в которой главное — не развитие интеллекта, а личность. Но факт остается фактом: 6—7-летние дети в Германии любят школу и ходят туда с удовольствием. Те, кто не справляется с программой, остаются на второй год, что весьма распространено в Германии и не считается постыдным.

Почему ребенок не хочет учиться? Почему он придумывает все новые и новые уловки, чтобы не ходить в школу? Почему он не хочет делать домашние задания, не хочет собирать портфель, почему ему все равно, где и в каком состоянии учебники и тетради? Это головная боль многих родителей, которые заходят в тупик, решая данную проблему. Попытаемся разобраться.

В начальной школе у мальчиков учебные мотивы слабо выражены и формируются медленнее, чем у девочек. Но к концу школьного обучения мальчиков отличают более устойчивые и выраженные мотивы, чем у девочек. Содержание мотивов зависит от темперамента ребенка. Холерики и сангвиники чаще проявляют социальные мотивы, а меланхолики и флегматики — познавательные. У холериков и сангвиников мотивы очень неустойчивы, они, не закончив одного дела, могут начинать новое. У меланхоликов и флегматиков мотивы формируются медленнее, но они более устойчивы.

Обычно при нежелании ребенка идти в школу мы прежде всего начинаем ругать и стыдить его за лень и безответственность. Делаем акцент на отрицательном: ты пишешь хуже всех, ты не умеешь считать даже до 10, ты не можешь запомнить две строчки из стихотворения и т. д. И ребенок, который и так не получает радости от учебы, начинает ее после этого ненавидеть. Ведь чаще всего дети не стремятся к учебе, поскольку им либо скучно, либо сложно.

Вот почему надо постараться придерживаться простых правил:

1. Хвалите за небольшие успехи.

2. Предлагайте начинать домашние задания с простых и привлекательных.

3. Ослабьте контроль за выполнением всех заданий, перепоручив часть ребенку. Дети, которые не чувствуют ответственности за выполнение учебных заданий, потому что всю инициативу перехватила мама, делают все из-под палки.

4. Чаще интересуйтесь школьной жизнью, просите рассказать, что понравилось, что было трудным и пр.

5. Разумно используйте поощрение и наказание (об этом мы поговорим позже).

6. Не сравнивайте ребенка с другими детьми («А вот Лена всегда делает все правильно и красиво, не то что ты!»)

7. Придерживайтесь правила: «Сделал дело — гуляй смело» (то есть не затягивайте с домашними заданиями до позднего вечера), но при этом после школы у ребенка должен быть отдых и прогулка.

8. Переводите малоинтересные абстрактные задания в практическую сферу. Например, решите пример «18-5», используя деньги или конфеты. Наглядная информация усваивается лучше и вызывает интерес ребенка.

9. Если ребенку нужно поупражняться в чтении или в письме, попросите его заполнить «анкету», которую несложно придумать и набрать на компьютере. Дети любят писать свое имя, адрес, телефон и т. д. Ребенок одновременно тренирует руку и навыки чтения.

10. Будьте внимательны к переживаниям ребенка, старайтесь его выслушать и вселить в него уверенность. Дети нередко не хотят идти в школу из-за того, что не умеют общаться, и поэтому их чаще обижают сверстники. «Со мной никто не играет, Надя сильно толкнула меня, я упала, и все засмеялись». Такие жалобы не стоит игнорировать. Постарайтесь найти вместе выход из этой ситуации. Можно предложить ребенку несколько популярных игр, которыми он может заинтересовать сверстников, выучить смешные считалки. Главное — сделать акцент на том, что у ребенка получается лучше, чем у других.

Моя дочь, например, прекрасно рисует, и когда ее, новенькую, дети сначала не принимали, мы стали решать эти проблемы через рисунок. Дочь рисовала портреты сверстников, смешные картинки, и они, заинтересовавшись рисунками, начали проявлять внимание и к их автору.

Помните, что задабривание сверстников конфетами или другими угощениями создает видимость налаженного контакта. «Купить» внимание нельзя.

Учение - свет. Увы, не все люди легко обучаемы. Бывает, человек и умен, и образован, но не дается ему, к примеру, английский язык. Просиживая сутками за учебником и словарем, человек теряет веру в себя, думая, что он глуп, а на самом деле, все вовсе не так. Просто методика самообучения и мотивации недостаточно универсальна. Нужно запрограммировать в себе позитивное отношение к учебе , чтобы не превратить обучение в каторгу.

Во-первых, в самом вопросе: как заставить себя учиться, уже кроется неправильная мотивация. Глагол «заставить» действует на психику человека разрушительно. Есть такие люди, которые будут выполнять работу любой сложности и тяжести, пока их не заставят сделать ту же работу командным тоном. Что же делать? Стоит просто глагол «заставить» заменить на «заинтересовать». Как говорится: лучшая работа - это хорошо оплачиваемое хобби. Но, поверьте, иногда интересная работа приносит удовольствие и без оплаты. Главное, чтобы было спокойствие и удовлетворение результатом своей работы. Учеба - это та же работа, и отнести ее можно в разряд работы ради удовольствия, а не ради материального благополучия. Конечно, в будущем будет намного легче обеспечивать себя материальными благами, оперируя полученными знаниями.

Как выработать продуктивное отношение к работе , не идя на жертвы и ущемление своего свободного и занятого времени? Попробуйте скомбинировать досуг и рабочий день. Если вы учите иностранный язык, купите разноцветные листочки-самоклейки, расклейте по квартире, предварительно написав слова, транскрипции, правила произношения и написания. Это поможет не только развить способности к изучению языка, но и визуальное восприятие максимально улучшается.

Оборудуйте себе комфортное рабочее место . Конечно, если вы сидите за кухонным столом, пытаясь запомнить исторические даты и события, а вас окружает грязная посуда, радио и визг соседского ребенка под окном - ни о какой рабочей обстановке не может быть и речи. А вот комфорт способствует спокойствию и гармонии, в которой хочется жить, учиться и работать. Таким методом лояльное отношение к учебе вам обеспечено.

Дайте себе установку: никаких социальных сетей ! Вы замечали как быстро летит время, если оно уходит на скроллинг, «лайки» и просмотр сотни фотографий подружки, которая вышла замуж? Представьте, сколько важного и полезного смогли бы вы сделать, если бы не тратили время на интернет. Абстрагируйтесь от всего, что забирает у вас время и отвлекает от главной работы. Уж пару часов на учебу можно выделить. Зато какое потом прекрасное чувство удовлетворения, когда дело сделано и необходимые знания получены.

Придумайте себе какую-нибудь награду за труд . Не обязательно после изучения одного параграфа бежать по бутикам и делать грандиозный шопинг. Побалуйте себя чем-то вкусненьким или начинайте по небольшой купюре откладывать деньги на вещь, которую давно хотели, но не нашли времени приобрести. Например, вы хотите книгу, но съездить за ней в магазин некогда. Узнайте стоимость книги, поделите на семь дней. Получившуюся сумму каждый день, после терпеливого и интересного процесса учебы, откладывайте в шкатулку. А в выходной день отправляйтесь за долгожданной покупкой. Это будет прекрасная награда за труд и отличная полезная мотивация.

Не волнуйтесь, если вам не дается учеба . Не может такого быть, чтобы вы были необучаемы. Просто вам скучно и неинтересно. Гуманитарий с ужасом смотрит на математику до тех пор, пока не догадается, как сделать математику гуманитарной. Это легко, важно только пересмотреть науку и настроить на свой лад.

Помните, что вас должен тревожить вопрос не «как заставить себя учиться», а «как учиться с удовольствием и интересом». Лучшая награда за ваш труд - саморазвитие . Будьте требовательны к себе и внимательны, вырабатывайте отношение к учебе верными методами, заменяя болезненное терпение на интерес.