Большой театр спектакль нуреев. Скандал с «Нуриевым»: что за этим стоит? Отложено, чтобы доработать

В конце на поклон все артисты вышли в футболках с фотографией Серебренникова и надписью «Свободу режиссёру» , поскольку он не смог посетить премьерный показ из-за домашнего ареста.


фото: Mladen Antonov


Представление должно было рассказать всю историю жизни выдающегося танцовщика и хореографа XX века и представить сразу несколько эпох, в которых жил артист. «Это жизнь в одном балете», – говорил Кирилл Серебренников, но как позже уточнил хореограф , спектакль представляет собой «вспышки жизни Нуреева, не документальный, а скорее сюрреалистический "фильм"» .

На постановку пришли многие деятели культуры и политики. Их восторженные комментарии после просмотра процитировали агентства ТАСС и РИА Новости, а также большинство СМИ.


Пресс-секретарь главы государства отметил большое значение балета: «Есть какие-то моменты спорные, но в целом, наверное, с точки зрения творческого поиска и такой творческой феерии, это событие, мировое событие. Я не увидел в постановке ничего провокационного».

«В @BolshoiOfficial долгожданная премьера о Нурееве. Актуальный, настоящий современный балет. Талантливо о великом таланте. Несправедливо, что Кирилл Серебренников не был на своей премьере», – посетовал экс-министр финансов России, председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин .

«"Нуреев" в Большом театре. Поразительные таланты на сцене, половина элиты в зале, а режиссер - под домашним арестом. Россия как она есть», – цитирует слова корреспондента The Guardian Шона Уокера «Новая газета».


«Постановка наделала много шума из-за споров в обществе, как её воспринимать. С одной стороны, речь идет о всемирно известном, выдающемся артисте, с другой – у него очень сложная и неоднозначная судьба. Рудольф Нуреев не нашел покоя на родине и сбежал за границу, а его личная жизнь и сегодня вызывает массу споров. Именно из-за этого премьера, которая должна была состояться еще летом, была отложена.
Я уже тогда выступил в поддержку режиссера спектакля, постановщиков, Большого театра, где должен был состояться показ. Я бы с депутатами с удовольствием посмотрел спектакль еще на генеральном прогоне, чтобы мы могли первыми заявить, что это абсолютно нормальная постановка и ничего неприличного или запретного в ней нет.
В культуру вообще не нужно вторгаться. Пусть идет любая дискуссия, пусть все спектакли показывают, пусть будет свобода слова. А то у нас чуть что находятся те, кто хотят запретить. Этого не должно быть, пусть художники творят. Я предлагал и Кирилла Серебренникова пустить посмотреть "Нуреева". Во многом это его детище, и он заслуживает на это право.
В этом смысле мы должны выработать правильное понимание демократии. Исходить нужно из того, что в принципе нежелательно вообще что-либо запрещать», –
написал в Telegram .

«Премьера запрещённого Нуреева в Большом. Весь бомонд, чиновники, бизнесмены... Все кричат "браво". Ставят хэштеги и чекинятся. Посохов, Артисты и постановщики выходят в майках с портретами Кирилла. И всё это очень хорошо, но безумно грустно. Потому что мы все так мало можем сделать и так бессильны перед этой несправедливостью.... А в балете я так и не поняла, что такого запретного? Голый танец во время фотосессии Аведону на стуле? Трансвеститы? Красно-кровавая подпись Кирилла под чёрным жутким граффити "Вор"?», – высказала своё мнение .


«Это явление. Вообще ставить такое часто невозможно, это будут очень редко показывать. Я считаю, что это выдающийся балет, выдающийся», – процитировало агентство ТАСС.

«Второй акт, мне кажется, просто превосходный. Мне очень нравится музыкальная часть, как она сделана. Количество текста мне показалось преувеличенным: не нужно было этого бесконечного перечисления лотов. Публика будет с удовольствием и интересом смотреть», – поделилась впечатлениями Ирина Антонова , президент Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина.

«Спектакль "Нуреев" Кирилла Серебренникова меняет представление о возможностях сегодняшнего театра, в особенности, о возможностях классического балета. Не первый раз театральные работы Кирилла вызывают восхищение его способностью раскрывать новые грани театра, выходить за его пределы, менять правила и законы жанров.
Спектакль сложный, многослойный, умный, что не исключает огромной визуальной радости при виде изумительного балета, элегантного оформления, виртуозности труппы. Прекрасная музыка Демуцкого. Это событие мирового уровня», -
отметила писательница .


«Это очень грустный спектакль. Я не вижу в нём ничего такого, чтобы ему мешало быть здесь на этой сцене. Такие неистовые артисты, такие драматические коллизии пошли на пользу этому спектаклю», - приводит слова актрисы РИА Новости.

«Замечательный спектакль, очень понравился. Настоящий современный язык, который может транслировать художественные мысли, эмоциональный. Этот спектакль будет жить и путешествовать по миру, находить понимание. Он трогательный, живой, красивый, масштабный, здорово придуманный. В нём всё есть. Настоящий Большой театр», - рассказал продюсер .

Постановку высоко оценили и знатоки театра. В частности, балетный критик «Коммерсанта» Татьяна Кузнецова считает, что «Нуреев» - лучшее, что произвёл мировой театр в XXI веке. А Майя Крылова в рецензии, опубликованной на сайте Газета.ru, отметила, что «по накалу "скандальных" страстей атмосфера вокруг "Нуреева" тянет на голливудский блокбастер» , а сам балет представляет собой «историю прыжка к свободе» . При этом критик сосредоточила своё внимание на аукционе, на котором продаются вещи мастера. По словам критика, в данном балете «это драматургически работает» и приводит «к реально трогающему финалу, когда на аукционе продают последний лот - дирижерскую палочку» . В роли Аукциониста, кстати, задействован .


фото: Dominique Faget


Скандал вокруг постановки развернулся летом. Премьера должна была состояться ещё в июле уходящего года, но затем её перенесли на май 2018-го.

«Сначала была идея не откладывать спектакль, репетировать неделю. Сначала была идея перенести на сезон 2018/2019. Но после прогона спектакля "Нуреев" я понял, что надолго откладывать спектакль нельзя. 4-5 мая 2018 года планируем премьеру» , - сообщил генеральный директор Большого театра на брифинге, состоявшемся 10 июля.

Причиной переноса оказалась неготовность спектакля. Урин рассказал, что репетиции начались в конце января, но в связи с тем, что с января по февраль время для труппы выдалось «достаточно трудным» (проводился фестиваль по случаю юбилея и все артисты были полностью заняты), а в конце мая труппа уехала на гастроли в Японию и вернулась только за 20 дней до премьеры, балет оказался неподготовлен.


«Смотрим один прогон по качеству балета – я не говорю о том, что сделал Кирилл Семёнович, – и понимаем, что это сделано плохо» , – отметил Урин.

Он уточнил, что претензии были не к хореографии, а к качеству исполнения, так как «в спектакле Серебренникова очень важны смысловые акценты, человеческие аспекты в отношении героев» , чего и не хватило руководству Большого в том виде, в котором спектакль показали на прогоне 7 июля.

По словам гендиректора, решение об отмене премьеры было принято совместно с Посоховым и Серебренниковым.

После отмены премьеры 8 июля на сайте Большого театра появилось уведомление о том, что билеты на спектакль «Нуреев» будут действительный на балет «Дон Кихот» , который и будет показан на Исторической сцене театра с 11 по 14 июля (в даты запланированной премьеры «Нуреева»).


Об отмене премьеры спектакля «Нуреев» стало известно 8 июля. Тогда же многие критики и эксперты связали это с двумя причинами. Первая – дело против бывшего руководства «Седьмой студии» Юрия Итина , Алексея Малобродского и Нины Масляевой . Следствие считает, что сотрудниками труппы были расхищены средства, выделенные на постановку спектакля «Сон в летнюю ночь» , которого, по версии прокурора, возможно, не существует, однако именно этой постановкой закрыл сезон .

Вторая причина, называвшаяся экспертами, – гомосексуальные сцены (важной частью сюжетной линии должна была стать любовь Рудольфа Нуреева к известному датскому танцовщику Эрику Бруну). Генеральный директор Большого театра отметил, что художественное оформление спектакля «Нуреев» не будет подвергаться изменениям, а сама постановка, по мнению Владимира Урина, «будет иметь неоднозначную оценку» и вызовет споры. Впоследствии, после ареста Кирилла Серебренникова постановка и вовсе оказалась под большим вопросом, нор всё-таки она увидела свет.

О том, что в июле 2017-го планируется премьера спектакля об известном балетмейстере, было сообщено в мае 2016 года, когда Большой театр анонсировал планы на сезон. За постановку спектакля отвечала команда (Серебренников, Посохов и композитор ), которая в 2015 году представила балет «Герой нашего времени» , завоевавший успех.

МОСКВА, 8 декабря. /ТАСС/. Премьерные показы балета "Нуреев" в постановке Кирилла Серебренникова и хореографии Юрия Посохова пройдут в Большом театре 9 и 10 декабря, а в пятницу журналисты смогли побывать на репетиции спектакля. Большинству представителей СМИ, опрошенных ТАСС, балет понравился.

"Здесь нет ничего такого, что могло бы шокировать", - сказал ТАСС журналист, телеведущий, обозреватель телеканала "Россия - Культура" Владислав Флярковский. Он отметил, что в спектакле появляются фотографии Ричарда Аведона, который запечатлел полуобнаженного Нуреева. "Великий фотограф снимал великого танцора, так это и надо воспринимать", - пояснил Флярковский.

В целом, отметил журналист, балет "Нуреев" - это "чудесное зрелище с прекрасной музыкой". По его словам, новая постановка - "классический спектакль ХХI века, красивый, изящный, со сложно устроенными декорациями". "Единственное, чего можно было опасаться - пошлости, я посмотрел, пошлости не обнаружил", - добавил Флярковский.

Журналист, кино- и театральный критик Валерий Кичин сказал ТАСС, что, на его взгляд, спектакль пока "слегка сыроват". "Как зритель я получил сильное впечатление, - сказал критик. - Спектакль неровный, противоречивый, но он удивляет. На мой взгляд, первый акт - слишком иллюстративный, он выглядит как иллюстрация к статье про Нуреева в Wikipedia.

Второй акт, продолжил Кичин, целиком посвященный творчеству Нуреева, ему понравился больше. "Впечатлила работа композитора, аранжировки сочинений Чайковского и Малера", - сказал он. Также, по его мнению, в спектакле слишком много текста. "Изобилие чтения разрушило общее впечатление, возможно, просто с акустикой в театре не очень", - пояснил Кичин. В целом же, отметил критик, постановка "сделана на высоком уровне, спектакль был нужен Большому театру, чтобы он смог выйти из золоченной клетки классического балета".

Артисты и генеральный директор ГАБТа о постановке

По словам одного из исполнителей роли Нуреева Игоря Цвирко, его партия "очень сложная". На пресс-брифинге, предварившей репетицию, артист заметил, что балет получился очень кинематографичным. "Нам было важно показать характер Нуреева, те качества, которые позволили ему достичь величия", - пояснил Цвирко.

Генеральный директор ГАБТа Владимир Урин призвал журналистов и критиков объективно оценивать постановку. "Театр прекрасно понимает, что вокруг спектакля есть обстоятельства, связанные с "Седьмой студией", - сказал Урин. - Просьба обратить внимание на то, что называется самим спектаклем. В этом спектакле есть режиссерское решение, есть хореография, есть артисты".

О спектакле

Балет "Нуреев" начинается с аукциона, ведущий торгов в исполнении Игоря Верника среди других лотов называет дирижерскую палочку Рудольфа Нуреева, с которой он дебютировал в Вене. Аукционист будет появляться на сцене весь спектакль, объявляя лоты, касающиеся разных периодов жизни танцовщика, - это и костюмы, в которых он танцевал в России и на Западе, и его личные письма. Отрывки из последних Верник также зачитывает со сцены.

Спектакль идет 2,5 часа с антрактом. За это время зрители видят весь жизненный путь Рудольфа Нуреева - от занятий в балетном классе до болезни. В конце спектакля уже изможденный недугом танцовщик облачается во фрак и спускается в оркестровую яму, чтобы дирижировать оркестром Большого театра.

Над созданием балета "Нуреев" в прошлом сезоне работали композитор Илья Демуцкий, хореограф Юрий Посохов, автор либретто, режиссер и сценограф Кирилл Серебренников, находящийся под домашним арестом по обвинению в организации мошенничества. Премьера должна была состояться на исторической сцене Большого театра 11 июля 2017 года, но, согласно решению руководства театра, была перенесена на более поздний срок из-за неготовности спектакля.

Генеральный директор ГАБТа Владимир Урин в сентябре сообщал ТАСС, что получил разрешение от следователя, ведущего дело Кирилла Серебренникова, о встрече с ним и договорился с режиссером о возможности выпуска спектакля "Нуреев" в декабре.

Действие I

Аукцион
После смерти Рудольфа Нуреева его имущество распродается на аукционах в Нью-Йорке и Париже. За каждым из выставленных на продажу предметов - часть жизни великого артиста.

Улица Росси
Годы учения в Ленинградском хореографическом училище им. А. Вагановой, выпускной концерт, начало балетной карьеры в Кировском театре. Успехам сопутствуют непременные доносы.
Доносы сопровождают Нуреева и на зарубежных гастролях.

Прыжок к свободе
Париж. Совершив свой знаменитый прыжок к свободе, Нуреев остается один.
Воспоминания детства смешиваются с ожидающей его неизвестностью. Нуреев встречает парижан и пытается подражать их поведению – движениям свободных людей.
На окраине Булонского леса его завораживает зрелище танца трансвеститов.

Письмо к Руди. Ученик
Ученики и коллеги Нуреева – Шарль Жюд, Манюэль Легри, Лоран Илер – вспоминают его как артиста, как друга, как часть своей жизни и большой истории.

Портрет. Рудимания
Фотосессия Нуреева в студии знаменитого фотографа Ричарда Аведона. Аведон добивается от артиста максимальной естественности тела.
Нуреев окружен поклонниками, за ним охотятся папарацци, светское общество без ума от его раскованности и умения эпатировать публику.

Эрик
Балет и любовная страсть соединяют Нуреева и Эрика.

Действие II

Гран-гала
Триумф на всех балетных сценах мира. Меняются партнерши, роли, музыка, неизменным остается только великий неподражаемый Нуреев. Он не готов уступить свой пьедестал никому.

Письмо к Руди. Дива
Великие балерины, партнерши Нуреева – Алла Осипенко и Наталья Макарова – обращаются к нему через время и вечность, разделившую их.

Король-Солнце
Нуреев царит подобно Королю-Солнце, наслаждаясь изысканным пением и чувственной живописью.

Остров
Под роскошными одеждами Короля-Солнце скрывается измученный болезнью и одиночеством Пьеро.

Тени
Нуреев не только танцовщик и хореограф, он становится и дирижером.
Он ставит «Баядерку», последний спектакль в своей жизни. Но его окружают не только Тени из знаменитого балета. Музыка заканчивается, Нуреев продолжает дирижировать тишиной.

Распечатать

британского фотографа Ричарда Аведона, на которой танцовщик Рудольф Нуреев, фундаментально раздетый, демонстрирует отдельные части божьего дара, ему ниспосланного, в поиске Google по картинкам можно найти только в не очень хорошем разрешении 400 x 600. Сообщается, что специально для балета «Нуреев» Большой театр выкупил права на это фото среди некоторых других изображений. Сообщается также, что фото должно было стать частью оформления сценического пространства, проецируясь в одной из сцен на целый задник. Только представьте: в Большом театре стержень хореографического таланта Нуреева с ним самим целиком демонстрируют в таком масштабе, вот уж стоило бы купить билет. Теперь все пропало: балет официально перенесли за три дня до премьеры, хотя неофициально мало кто удивится, если в мае 2018-го окажется, что восстанавливать работу никто и не планировал. «Нуреев» гарантированно мог стать самой громкой премьерой сезона в российском музыкальном театре и одной из самых значительных в мировом - таков был его потенциал, обусловленный мощнейшей командой и прекрасным материалом. Теперь же остается только гадать и выспрашивать у театральных друзей видеозапись последнего прогона: говорят, артисты от озлобленности по поводу переноса станцевали на все 146%.

Что произошло

Никакой определенности с этой ситуацией до сих пор не появилось. Существует официальная версия переноса, озвученная гендиректором театра Владимиром Уриным 10 июля: он с коллегами посмотрел прогон и якобы понял, что спектакль не готов хореографически. Режиссерски готов, а хореографически - нет; кроме того, по мнению Урина, не собираются воедино все элементы этого сложного проекта: там задействованы и оперные солисты, и драматические актеры. И поэтому балет для выхода перед публикой не готов.

Эту версию опровергают в своих аккаунтах в социальных сетях и в комментариях СМИ некоторые артисты спектакля. Добавляет таинственности нежелание комментировать ситуацию хореографа спектакля Юрия Посохова, который, по словам Урина, согласился с тем, что необходимо больше времени, и попросил еще месяц на доработку.

Существует крайне сомнительная версия, которая сводится к тому, что спектакль был отменен из-за уголовных скандалов с Кириллом Серебренниковым, «Гоголь-центром» и «Седьмой студией». Сомнительная она потому, что слишком уж тяжело заподозрить Владимира Урина в излишней осторожности: тут самое время вспомнить, что постановка опального, казалось бы, после «Тангейзера» Тимофея Кулябина в 2016 году Уриным отменена не была.

Третья версия была озвучена, как ни удивительно, государственным информагентством ТАСС. Балет якобы отменили по прямому распоряжению министра Мединского, который обнаружил в постановке вместо тонкой хореографии пропаганду «нетрадиционных сексуальных отношений» и во избежание «гей-провокации» сорвал в Большом театре все телефоны.

Во всем этом - большая подлость ситуации. Объяснения Урина вкупе с молчанием других участников процесса звучат малоубедительно, но и кровавый режим в лице пресс-секретаря Мединского факт прямой цензуры отрицает. Формально выходит: причина снятия чисто техническая, а значит, и повода для протеста, каковой наличествовал в случае с тем же «Тангейзером» в Новосибирске, нет.

Публика потеряла выразительное произведение искусства и нервы на обмене и возврате билетов, креативная команда понятно, как себя чувствует, еще более понятно, как чувствуют себя артисты, задействованные в балете. И никто, получается, не виноват - ну, не успели. На этом фоне абсолютно зловеще читается сегодняшний инсайдерский пост Алексея Венедиктова в телеграме: на прогон «Нуреева» затесались бедолаги из РПЦ. В ужасе от увиденного побежавшие к епископу Тихону Шевкунову, который по такому делу позвонил Мединскому, которому для переназначения в следующем году нужна поддержка Тихона. Министр якобы позвонил Урину и устроил страшный крик, а потом немного остыл и попросил просто перенести. Никаких заговоров и финансовых махинаций, а обычное «кабы чего не вышло».

Что это значит

На пресс-конференции Владимира Урина спросили, останется ли оригинальное художественное решение спектакля нетронутым, в том числе и фотографии Нуреева. Урин ответил утвердительно, одновременно очертив рукой рамку до пояса, - что это значит, останутся, но в пределах допустимого? Хочется пошутить: мол, у балеруна ведь все самое главное как раз ниже, но какие уж тут шутки.

Выходит, что единственная сколько-нибудь реальная причина, по которой этот балет был снят, - экстравертная демонстрация в нем темы гомосексуальности. Что вообще можно об этом сказать, когда уже все сказано? Проговорить тривиальности на тему того, что Российская Федерация - государство, скрепляемое в числе прочего гомофобией? Тоже мне новость.

Сама модель языка, которой Урин комментировал спектакль, вызывает удивление: «Это [Нуреев] фигура неоднозначная, и рассказать о ней - непросто. Я понимал, что там будет соответствующая тема, которая может вызвать неприятие у отдельных людей». Что вообще такое «неоднозначная фигура»? Только заурядный идиот и сельский обыватель может быть однозначной фигурой. А что такое соответствующая тема, которая может вызвать неприятие? А показ в новостях сюжета о победе одной футбольной команды над другой не вызовет неприятие у фанатов последней? Или футбол не так раскалывает общество, как гомосексуалы? То есть предельно ясно, почему Урин подобрал именно эти слова, но это ведь вообще не должно являться предметом дискуссии, когда ты делаешь искусство на мировом уровне.

На российской почве демонстрация явления воспринимается как его пропаганда. Неконвенциональные сексуальные предпочтения - это элемент общественного разнообразия, который в нынешнее государство не вписывается. Просто потому что управлять этим разнообразием сложно, чиновники сначала вытесняют гомосексуальность из сферы общественных отношений, а теперь делают то же самое с искусством. В итоге артисты Большого, среди которых, как и во всякой балетной труппе, хватает поклонников любви, что таит свое имя, должны бесконечно растанцовывать «Ромео и Джульетту».

Помимо прочего, это еще одна монета в копилку историй о стремительной провинциализации российского искусства. Зрителям, купившим билеты на «Нуреева», после отмены было предложено обменять их на показ «Дон Кихота». Почему? Потому что в балете «все должно быть красиво и изящно», а травести в юбках и красивый мужик с огромным болтом на заднике - это «некрасиво», пятидесятилетние советские женщины не поймут.

Следует вспомнить последний скандал такого рода в Большом театре: в 2005-м нашистская истерика развернулась вокруг постановки прекрасным режиссером Эймунтасом Някрошюсом не менее прекрасной оперы «Дети Розенталя» Леонида Десятникова, к которой написал либретто писатель Сорокин (в эпитетах не нуждается). Это была первая заказанная Большим опера за долгое-долгое время, и, даже судя по чудом утекшей

Премьеру балета «Нуреев» режиссёра Кирилла Серебренникова , которая в эти выходные состоялась на исторической сцене Большого театра, посетил, кажется, весь московский бомонд.

Среди первых зрителей оказался Дмитрий Песков , который с художественной точки зрения высоко оценил увиденное: «Есть какие-то моменты спорные, но в целом, наверное, с точки зрения творческого поиска и такой творческой феерии, это событие, мировое событие». В зрительном зале была Ксения Собчак , которая не нашла в постановке ничего скандального: «Я так и не поняла, что такого запретного? Голый танец во время фотосессии Аведону на стуле? Трансвеститы? Красно-кровавая подпись Кирилла под чёрным граффити?», — и Алексей Кудрин , который сокрушался, что режиссёр, находящийся под домашним арестом, не смог посетить собственный спектакль: «Актуальный, настоящий современный балет. Талантливо о великом таланте. Несправедливо, что Кирилл Серебренников не был на своей премьере».

АиФ.ru собрал отзывы первых зрителей, которые побывали на премьере спектакля, посвящённого легендарному артисту балета Рудольфу Нурееву .

astrolife_fd

Было приятно видеть новый шедевр Большого театра. Неординарно. Необычно. Как и сам Нуреев.

happy_tickets

«Нуреев» — это не классический балет, это спектакль! О жизни гения! О его личной трагедии, одиночестве, при этом огромном таланте, неординарности, которую он проявлял везде. Он был жутким трудоголиком, мог танцевать часами напролёт. В «Нурееве» главный герой танцует на протяжении всего спектакля!!! Много эротизма. Но показано без пошлости.

Таков был Нуреев: талантлив, экстравагантен, с проявлением сексуальности в своих действиях, костюмах, постановках. Всё это отражено здесь. Некоторые моменты тронули до слёз. Очень эмоциональная постановка.

Must see! Один из лучших спектаклей, которые я видела за последнее время! Браво создателям и танцовщикам!

yuliapak

Великое счастье увидеть шедевр!!! Балет «Нуреев» — это именно он, шедевр! Такого восторга, улыбки и слёз одновременно у меня давно не было ни от одной постановки! На поклонах не хватало только одного человека, Кирилла Серебренникова!... Какая несправедливость! И как всё в жизни циклично.... Возможно, через много лет на сцене «Большого» мы увидим именно эту историю, историю потрясающего режиссёра нашего времени!

larina.yuliya

До последнего верилось, что Кирилл Серебренников выйдет на поклон, но — нет...

dnevnik_teatralki

Очень советую! Даже тем, кто не любит балет или Кирилла Серебренникова. Потому что это гораздо больше, чем балет. Это гениальный драматический спектакль. Процент какого-то эпатажа или скандальности в этом спектакле стремится к нулю. Вообще не понимаю. Кто все эти сплетни выдумал. Тут всё невероятно тонко, деликатно и целомудренно. Самое неприличное — слова типа «c***s», «f***g», «f***s», которые выкрикивает Нуреев на репетиции. Я далеко не балетоман. Но теперь понимаю, что если б каждый балет ставили Серебренников с Посоховым , а главную роль исполнял Влад Лантратов , я бы смотрела только это и вообще бы больше никуда не ходила.

Публикация от Sarah Rowles (@rowlsar) Дек 10 2017 в 9:22 PST

Много шума НЕ из ничего. Много шума из таланта, любви к своему делу и профессионализма. Наконец-то много шума по делу...

mingalelya

Это восхитительно! Даже страшно подумать, сколько вложено физического и эмоционального труда... прекрасно!

marusya17

Наверное, это для меня лучшая работа Кирилла Серебренникова! Повторю, что именно для меня. Почти бессловесность, да. А язык музыкальный и документальный позволили мне запечатлеть его гениальность впервые. Нарочитая, казалось бы, псевдообнажённость и интимность стали не эпатажем, а деликатностью. Единственный раз в моей жизни, когда танец главнее музыки! И этот танец, обрамлённый великолепными костюмами, достойной, но не перекрывающей музыкой и, конечно, виртуозным исполнением, покорил! Впервые подумалось: «Как бы я жила, если бы пропустила?». Это определённо серьёзный критерий.

kitca8ekaterinakkovaleva

Потрясающе красиво, остро и очень деликатно. Спасибо за красивый рассказ о сложном пути Художника, человека, о любви, о выборе, о Характере! Овации! Овации! Овации!

_remedios_la_bella

Какие-то сцены очень красиво и здорово, какие-то странно и непонятно. Мне многие чисто постановочные идеи очень понравились, ну, скажем, общая концепция — всё начинается с аукциона, на котором распродаются личные вещи Нуреева, и в эту линию вплетается его жизнь. И это очень круто! Но где-то воплощение общих идей мне не очень понравилось... в общем, неоднозначно.