Династия Романовых: генеалогическое древо с годами правления. Валентин серов и портреты романовых История семьи романовых в картинах

Одни источники говорят, что они родом из Пруссии, другие, что корни идут из Новгорода. Первым известным предком является московский боярин времен Ивана Калиты - Андрей Кобыла. Его сыновья стали основоположниками многих боярских и дворянских фамилий. Среди них такие, как Шереметевы, Коновницыны, Колычевы, Ладыгины, Яковлевы, Боборыкины и многие другие. Род Романовых пошел от сына Кобылы - Федора Кошки. Его потомки сначала называли себя Кошкиными, потом Кошкиными-Захарьиными, а затем просто Захарьиными.

Первой женой Ивана VI «Грозного» стала Анна Романова-Захарьина. Отсюда и прослеживается «родство» с Рюриковичами и, следовательно, права на престол.
В этой статье рассказывается, как обычные бояре при удачном стечении обстоятельств и хорошей деловой хватке стали самым значимым родом на протяжении более чем трех столетий, вплоть до Великой Октябрьской революции 1917-ого года.

Генеалогическое древо царской династии Романовых полностью: с датами правления и фото

Михаил Федорович (1613 - 1645)

После смерти Ивана «Грозного» не осталось ни одного кровного наследника рода Рюриковичей, но на свет появилась новая династия - Романовы. Свои права на трон потребовал двоюродный племянник жены Иоанна IV, Анастасии Захарьиной, Михаил. С поддержкой простого московского народа и казачества он взял бразды правления в свои руки и начал новую эпоху в истории России.

Алексей Михайлович «Тишайший» (1645 - 1676)

Следом за Михаилом на трон сел его сын - Алексей. Он имел мягкий характер, за что и получил свое прозвище. Сильное влияние на него оказывал боярин Борис Морозов. Следствием этого стали Соляной бунт, восстание Степана Разина и другие крупные беспорядки.

Федор III Алексеевич (1676 - 1682)

Старший сын царя Алексея. После кончины отца по закону занял престол. Первым делом возвысил своих приближенных - постельничего Языкова и комнатного стольника Лихачева. Они не были родом из знати, но на протяжении всей жизни помогали становлению Федора III.

При нем была совершена попытка смягчения наказаний за уголовные преступления и отменено ампутирование конечностей как казнь.

Важным в правлении царя стал указ 1862 года об уничтожении местничества.

Иван V (1682 - 1696)

На момент смерти старшего брата - Федора III - Ивану V было 15 лет. Его приближенные посчитали, что он не обладает навыками присущими царю и престол должен унаследовать младший брат, 10-летний Петр I. В итоге правление отдали сразу обоим, а старшую сестру Софью сделали их регентшей. Иван V был слаб, почти слеп и слабоумен. Во время своего правления он не принимал никаких решений. Его именем подписывали указы, а самого его использовали как выходного церемониального царя. На самом деле страной руководила царевна Софья.

Петр I «Великий» (1682 - 1725)

Как и старший брат, Петр занял место царя в 1682 году, но по своему малолетству не мог принимать какие-либо решения. Много времени он посвятил изучению военного дела, пока страной управляла его старшая сестра Софья. Но в 1689 году после того, как царевна решила единолично возглавить Россию, Петр I жестоко расправился с её сторонниками, а её саму заключил в Новодевичий монастырь. В его стенах она провела остаток своих дней и умерла в 1704 году.

На троне остались два царя - Иван V и Петр I. Но Иван сам отдал брату все полномочия и остался правителем лишь формально.

Получив власть, Петр провел ряд реформ: создание Сената, подчинение церкви государству, а также построил новую столицу - Санкт-Петербург. При нем Россия завоевала статус великой державы и признание стран Западной Европы. Также государство было переименовано в Российскую Империю, а царь стал первым императором.

Екатерина I (1725 - 1727)

После смерти мужа - Петра I, заручившись поддержкой гвардии, она заняла трон. Новая правительница не обладала навыками ведения внешней и внутренней политики, сама этого не хотела, поэтому фактически страной управлял её фаворит - граф Меншиков.

Петр II (1727 - 1730)

После смерти Екатерины I права на престол были переданы внуку Петра «Великого» - Петру II. Мальчику на тот момент было всего 11 лет. А уже спустя 3 года он скоропостижно умер от оспы.

Петр II уделял внимание не стране, а лишь охоте и удовольствиям. Все решения за него принимал все тот же Меншиков. После свержения графа молодой император оказался под влиянием рода Долгоруковых.

Анна Иоанновна (1730 - 1740)

После смерти Петра II Верховный тайный совет пригласил на трон дочь Ивана V Анну. Условием её восхождения на трон стало принятие ряда ограничений - «Кондиций». В них было указано, что новоиспеченная императрица не имеет права по единоличному решению объявлять войны, заключать мир, выходить замуж и назначать престолонаследника, а также некоторые другие предписания.

После получения власти Анна нашла поддержку у дворянства, уничтожила подготовленные правила и распустила Верховный тайный совет.

Императрица не отличалась ни умом, ни успехами в образовании. Огромное влияние на нее и на страну имел ее фаворит Эрнст Бирон. После ее смерти именно его назначили в регенты младенцу Ивану VI.

Правление Анны Иоанновны является темной страницей в истории Российской империи. При ней господствовал политический террор и пренебрежение русскими традициями.

Иван VI Антонович (1740 - 1741)

Согласно завещанию императрицы Анны на престол взошел Иван VI. Он был младенцем, а потому первый год «правления» прошел под руководством Эрнста Бирона. После власть перешла к матери Ивана - Анне Леопольдовне. Но фактически правление было в руках Кабинета министров.

Сам же император всю жизнь провел в заключении. А в возрасте 23 лет был убит тюремной охраной.

Елизавета Петровна (1741 - 1761)

В результате дворцового переворота при поддержке Преображенского полка к власти пришла внебрачная дочь Петра «Великого» и Екатерины. Она продолжила внешнюю политику своего отца и положила начало эпохе Просвещения, открыла Государственный Университет имени Ломоносова.

Петр III Федорович(1761 - 1762)

Елизавета Петровна не оставила прямых наследников по мужской линии. Но еще в 1742 году позаботилась о том, чтобы линия правления Романовых не закончилась, и назначила своим наследником племянника, сына своей сестры Анны - Петра III.

Новоиспеченный император управлял страной всего полгода, после чего был убит в результате заговора, возглавляемого его женой - Екатериной.

Екатерина II «Великая» (1762 - 1796)

После гибели своего мужа Петра III стала единолично управлять империей. Из нее не получилось ни любящей жены, ни матери. Все свои силы она отдала укреплению позиции самодержавия. При ней были расширены границы России. Также ее правление повлияло на развитие науки и образования. Екатерина провела реформы и поделила территорию страны на губернии. При ней в Сенате было учреждено шесть департаментов, а Российская империя получила гордое звание одной из самых развитых держав.

Павел I (1796 - 1801)

Нелюбовь матери оказала на нового императора сильное влияние. Вся его политика была направлена на то, чтобы зачеркнуть все, что она сделала за годы своего правления. Он пытался сосредоточить всю власть в своих руках и свести к минимуму самоуправление.

Важным шагом в его политике является указ о запрете престолонаследования женщинами. Такой порядок продлился вплоть до 1917 года, когда правление рода Романовых подошло к концу.

Политика Павла I способствовала небольшому улучшению жизни крестьян, но позиции дворянства были сильно снижены. В результате уже в первые годы правления против него начал готовиться заговор. Недовольство императором возрастало в самых разных слоях общества. Итогом стала смерть в собственной комнате во время государственного переворота.

Александр I (1801 - 1825)

Занял престол после гибели отца, Павла I. Именно он участвовал в заговоре, однако ничего не знал о готовящемся убийстве и всю жизнь мучился от чувства вины.

При его правлении увидели свет несколько важных законов:

  • Указ о «вольных хлебопашцах», по которому крестьяне получили право выкупить себя с землей по договоренности с помещиком.
  • Постановление о проведении реформы образования, после которой пройти обучение могли представители всех сословий.

Император обещал народу принятие конституции, но проект так и остался незавершенным. Несмотря на либеральную политику, масштабных изменений в жизни страны так и не произошло.

В 1825 Александр подхватил простуду и умер. Ходят легенды, что император инсценировал свою смерть и стал отшельником.

Николай I (1825 - 1855)

В результате смерти Александра I бразды правления должны были перейти в руки его младшего брата Константина, но он добровольно отказался от титула императора. Так престол занял третий сын Павла I Николай I.

Сильнейшее влияние на него оказало воспитание, основанное на жестком подавлении личности. Рассчитывать на престол он не мог. Ребенок рос в угнетении, терпел физические наказания.

Учебные путешествия во многом повлияли на взгляды будущего императора - консервативные, с ярко выраженной антилиберальной направленностью. После смерти Александра I Николай проявил всю свою решительность и политические способности и, несмотря на массу несогласных, взошел на престол.

Важным этапом в становлении личности правителя стало восстание декабристов. Оно было жестоко подавлено, порядок восстановлен, а Россия присягнула на верность новому монарху.

На протяжении всей жизни император считал своей целью подавление революционного движения. Политика Николая I привела к крупнейшему внешнеполитическому поражению в ходе Крымской войны 1853 - 1856 годов. Неудача подорвала здоровье императора. В 1955 году случайная простуда лишила его жизни.

Александр II (1855 - 1881)

Рождение Александра II привлекло к себе огромное внимание со стороны общества. В это время его отец даже не представлял его на месте правителя, однако юному Саше уже была уготована участь наследника, поскольку ни у кого из старших братьев Николая I не было детей мужского пола.

Юноша получил хорошее образование. Он овладел пятью языками, в совершенстве знал историю, географию, статистику, математику, естествознание, логику и философию. Для него проводились специальные курсы под руководством влиятельных деятелей и министров.

За время своего правления Александр провел много реформ:

  • университетскую;
  • судебную;
  • военную и другие.

Но самой важной по праву считается отмена крепостного права. За этот ход его прозвали царем-освободителем.

Тем не менее, несмотря на нововведения, император оставался верен самодержавию. Такая политика не способствовала принятию конституции. Нежелание императора выбрать новый путь развития вызвало активизацию революционной деятельности. В итоге ряд покушений привел к смерти государя.

Александр III (1881 - 1894)

Александр III был вторым сыном Александра II. Так как изначально он не был наследником престола, он не считал нужным получать должное образование. Лишь в сознательном возрасте будущий правитель в ускоренном темпе приступил к подготовке для царствования.

В результате трагической гибели отца власть перешла к новому императору - более жесткому, но справедливому.

Отличительной чертой царствования Александра III стало отсутствие войн. За это он был прозван «царем-миротворцем».

Умер он в 1894 году. Причиной смерти стал нефрит - воспаление почек. Причиной заболевания считается как крушение императорского поезда на станции Борки, так и пристрастие императора к спиртному.

Вот практически и все семейное генеалогическое древо рода Романовых с годами правления и портретами. Отдельное внимание стоит уделить последнему монарху.

Николай II (1894 - 1917)

Сын Александра III. На престол взошел в результате скоропостижной кончины отца.
Он получил хорошее образование, направленное на военное воспитание, учился под руководством действующего царя, а его преподавателями были выдающиеся русские ученые.

Николай II быстро освоился на троне и стал продвигать самостоятельную политику, чем и было вызвано недовольство части его окружения. Основной целью правления он сделал утверждение внутреннего единства империи.
Мнения о сыне Александра весьма разрознены и противоречивы. Многие считают его чересчур мягким и слабохарактерным. Но также отмечается его сильная привязанность к семье. Он не расставался с женой и детьми до последних секунд жизни.

Николай II сыграл большую роль в церковной жизни России. Частые паломничества сблизили его с коренным населением. Число храмов за время его царствования увеличилось с 774 до 1005. Позже последнего императора и его семью причислили к лику святых Русской Зарубежной Церковью (РПЦЗ).

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года после Октябрьской революции 1917 года царская семья была расстреляна в полуподвальном помещении дома Ипатьева в Екатеринбурге. Считается, что приказ отдали Свердлов и Ленин.

На этой трагичной ноте заканчивается правление царского рода, которое продолжалось на протяжении более чем трех веков (с 1613 по 1917 года). Эта династия оставила огромный след в становлении России. Именно ей мы обязаны тем, что имеем сейчас. Только благодаря правлению представителей этой фамилии в нашей стране было ликвидировано крепостное право, запущены образовательная, судебная, военная и многие другие реформы.

Схема полного генеалогического древа с годами правления первых и последних монархов из семьи Романовых наглядно показывают, как из обычной боярской семьи получился великий род правителей, прославивших царскую династию. Но и сейчас можно проследить за становлением продолжателей род. На данный момент живы и здравствуют потомки императорской семьи, которые могли бы претендовать на престол. «Чистой крови» уже не осталось, но факт остается фактом. Если Россия снова перейдет к такой форме правления, как монархия, то новым царем может стать продолжатель древнего рода.

Стоит отметить, что большинство русских правителей прожили сравнительно недолго. После пятидесяти скончались только Петр I, Елизавета I Петровна, Николай I и Николай II. А порог в 60 лет преодолели Екатерина II и Александр II. Все остальные погибли в довольно раннем возрасте по причине болезни или государственного переворота.

В 1856 году в Лондоне открылась Национальная портретная галерея, вдохновившая Павла Сергеевича Третьякова на создание портретной галереи великих людей России внутри своей уже существующей коллекции русского изобразительного искусства. В 2013 г. в России отмечается 400-летие восхождения на трон династии Романовых, и по этому случаю в Государственном историческом музее организована выставка, на которой представлены портреты членов семьи Романовых с 17-го по 20-й век. Значение выставки «Романовы. Портрет династии», на мой взгляд, можно сравнить со значением коллекции портретов знаменитых людей П. С. Третьякова.

До посещения этой выставки я не задумывалась о возможности создания галереи портретов русских царей, и на сколько интересна могла бы быть такая галерея. Несмотря на то, что мало чего нераскрытого осталось в области изучения этих портретов, тем не менее интересно проследить эволюцию царского портрета на одной выставке. С 18-го века в России начинает развиваться особый тип портретного жанра - «парадный» или «репрепрезентативный» портрет. Данный портретный жанр характеризуется своей спецификой, этапы развития этого направления не совсем совпадают с этапами развития как русской, так и европейской школы изобразительного искусства. Существует зависимость смены художественных стилей от смены правления. Еще рано говорить о формировании национального характера русской школы изобразительного искусства.

До 18-го века в России мы можем говорить только о прикладном искусстве. Изображать людей было не принято. Изображали только лики святых, то есть доминировала икона.

Первыми изображениями, наиболее приближенными по своей величине и статусу к святым, были образы царей и наследников престола. Царь являлся наместником Бога на земле. Церемония венчания на царство проходила в храме и носила помимо светского глубокий сакральный смысл.

Среди первых попыток изобразить царей стоит отметить работу Симона Ушакова «Богоматерь Владимирская. Древо Московского государства» (1668 г.), которая хранится в Государственной Третьяковской галерее. Работу можно отнести к иконе с чертами светского мировоззрения. С одной стороны, в центре мы видим привычный образ Богоматери. С другой, икона изобилует деталями из реального мира - стена и башни Кремля, конкретные исторические личности, среди них - фигура царя Алексея Михайловича, а напротив него - его жены Марии Ильиничны и детей Ивана и Софии, генеалогического древа, патриархов, царей и юродивых. Парящая фигура Иисуса, передающего ризу архангелам, символизирует божественную волю избрания наместника царя небесного на земле.

На примере данной работы сложно говорить о каком то портретном сходстве, так как фигуры мелкие, весьма условные. Но само появление исторической личности помимо святого лика на иконе - это уже большой прорыв. Еще на протяжении длительного времени художники будут неохотно отходить от принятого стиля, и изображения царей будут похожи на изображения ликов святых. Нужно учитывать, что первых художников можно скорее охарактеризовать как людей с глубоким внутренним миром, нежели художников в полном смысле слова, так как они не изучали анатомию, особенности передачи света и тени, двухмерного пространства, что отразилось и на их работах.

Это еще не портрет, но и к иконам подобные работы тоже сложно отнести. Появился своеобразный мостик от икон к портретам, и этим переходным жанром становится парсуна, т. е. когда живописные средства, свойственные иконе, применялись в создании первых примитивных светских портретов. Это видно на портрете Алексея Михайловича 1670 г., представленном на выставке.

На картине неизвестного художника фигуры царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича уже носят индивидуальные черты, но все же весьма условные. Попытка изобразить царей верхом на коне скорее относит нас к образу святого Георгия Победоносца, нежели полководца или военачальника.

Конный портрет Николая I и цесаревича Александра Николаевича 1843 г. - это уже совершенно светские портреты полководцев. Но к такой манере изображения придут еще не скоро.

Выставка портретов династии позволяет совершенно иначе взглянуть и на личности монархов. Но для этого нам придется раскрыть несколько слоев изображения, а также вглядываться в детали и сравнивать несколько работ между собой. Как правило, парадный портрет самодержца - это идеальный образ, образ, увиденный даже не всегда глазами художника, а тот образ, который был наиболее мил самой модели. Существовал жесткий регламент, которому художник обязан был следовать.

Регламент или особый иконографический тип был необходим на тот момент, так как следование этому регламенту позволяло сделать образ монарха узнаваемым. Для обеспечения портретами императора присутственных мест, изображение монарха тиражировалось. Для этих целей выбирался особенно понравившийся модели иконографический образ.

Портреты принцесс писались для отправки заграницу с целью поиска подходящих женихов. С изменением моды, платье модели могло переписываться, отличительные знаки, характеризующие эпоху, добавлялись и исчезали. Например, при очередном нововведении Павлом I в военный мундир, все детали тут же находили отображение в новых копиях портрета императора.

Так поступали не только с портретами. Например, Екатерина II готовилась к своей коронации весьма основательно и при заказе придворному ювелиру И. Позье новой короны велела: «проверить казенные вещи и приказала разломать все, что окажется не в современном вкусе, употребив на новую корону, которую она желает иметь к коронации».

На женских портретах заметно, как менялось место женщины в обществе в разные эпохи. Портрет первой жены Петра I Евдокии Федоровны и матери Петра I Натальи Кирилловны первой половины XVIII в., представленные на выставке, разительно отличаются от портрета второй жены Петра I Екатерины I. Женщине не разрешалось показывать волосы, поэтому первая жена и мать Петра I изображены в головных уборах. Одежда полностью закрывает тело, позы, хотя и умиротворенные, но скованные. Таковой и была жизнь женщины, в буквальном смысле заключенной в стенах терема, бесправная и уязвимая, находящаяся в полной зависимости от воли ее семьи, затем мужа и ближайшего окружения. Реформы Петра I, касающиеся светской жизни, моды, дали больше свободы женщине. Екатерина I изображена в платье с глубоким декольте, волосы собраны в локоны, украшенные жемчужной нитью.

Портрет матери Петра I Натальи Кирилловны Нарышкиной и портрет Екатерины I (XVIII в.)

Мужской образ также менялся на протяжении веков. Например, во время правления Петра I монарх предстает перед нами непременно в латах и доспехах, хотя рыцарских турниров в России никогда не было. Но именно так виделся образ главы государства, таким он воспринимался. Во времена Александра I было принято представать в иностранном военном мундире на портретах, предназначенных для отсылки заграницу, дабы выказать уважение к этой стране и укрепить дружеские взаимоотношения. В то время, как в более поздний период - во время царствования Александра III и Николая II, напротив, уклон делался на национальный характер, что находило непосредственное отражение в портретах первых лиц.

Таким образом портрет монарха - это история в истории. Это не просто образ исторической фигуры, но и источник для исследователей.

Если внимательно рассматривать фрагментарную копию портрета Екатерины II А. Рослена 1776 г., сделанную неизвестным художником, внимание привлекает пряжка, скрепляющая горностаевую мантию на груди императрицы. Эта пряжка очень напоминает большую императорскую пряжку-аграф, хранящуюся в Алмазном фонде.

Описание пряжки из каталога, составленного в 1925 - 1926 г. г. под руководством А. С. Ферсмана при первой описи национализированных сокровищ Стр. 36 Выпуск 1.: «Пряжка-аграф, вернее целый пластрон из сплошного массивного серебра с 2 большими иголками для прикалывания и колечками для нашивки на платье. Общая компоновка рисунка из переплетающихся ветвей, поразительно умелое истолкование высоко неоднородного материала бриллиантов, гармоническое сочетание без порядка разбросанных белых и желтых бриллиантов - все это изобличает большого мастера ювелирного дела Елисаветинской эпохи; по мнению С. Н. Тройницкого, это мог быть знаменитый Позье. Размеры: общая длина - 25 см; ширина от 8 до 11 см. Бриллианты - старые камни самого различного качества и достоинств; наравне с первоклассными индийскими камнями много совершенно малоценных желтых или с пятнами камней Бразилии. Оправа массивная серебреная, бриллианты на туше в серебре. Работа около 1750 г.»

Необыкновенное ощущение возникает, когда хорошо знакомый предмет можно увидеть на его владельце. Это не сравнить с ощущениями, которые испытываешь, видя тот же самый предмет в витрине музея.

Или, посмотрим на портрет великого князя Александра Павловича неизвестного художника конца 1770-х г. г., повторившего иконографический тип Ж. Л. Вуаля.

В руках у младенца погремушка, которая также хранится в Алмазном фонде. Описание этой погремушки мы тоже найдем в описи Ферсмана: Золотая погремушка с ажурным рисунком в виде цветов и листиков с накладными украшениями также в виду цветов; бриллианты белые и желтые в серебре и высокопробном золоте. На одном конце кончик из слоновой кости, на другом - свисток и колесо для шнурка. Длина 17,7 см.; ширина шарика - 4,8 см. Оправа в стиле Людовика XV».

До того, как я увидела этот портрет, погремушка казалась мне лишь диковиной причудливой формы, непонятной и неправдоподобной безделушкой. В руках младенца она обрела свой смысл.

В портретах, как и в личной жизни русских монархов, можно запутаться. Образ придумывался, согласовывался с заказчиком, часто, как в случае с Екатериной II, голова бралась из иконографического образа одного художника, платье и детали - другого, потом все это переписывалось либо неизвестными художниками, либо известными, копии тиражировались и разлетались во все уголки России.

Портрет Екатерины II Лампи и повтор иконографического образа Лампи Левицким.

Пример тиражирования образа: резцовая гравюра Н. И. Уткина (представлена на выставке), выполненная с оригинала В. Л. Боровиковского (Государственная Третьяковская галерея).

Выставка «Портрет Династии» знакомит нас не только с работами хорошо нам известных художников, таких как Левицкий, Рокотов, Боровиковский, но и с малоизвестными именами западноевропейских художников, которые по заказу императорского двора работали в России в XVIII - 1-й пол. XIX в. Западноевропейские художники приезжали из разных стран Европы и привносили традиции различных национальных школ. К ним относятся Жан Луи Вуаль, Иоганн Лампи (Старший), Луи Каравак, Стефано Торелли и др.

Случалось, что многочисленные копии с портретов приводили к обесцениванию художественности, но так было не всегда. Каждый художник вольно или невольно вкладывал в очередную копию что-то от своего опыта или неопытности. Иногда копию сложно отличить от оригинала, а иногда при потере оригинала, только копия и могла служить единственным доказательством существования утерянного оригинала.

В случае потери художественности исполнения портрет больше свидетельствовал о материальном мире, чем об авторской манере, которая исчезала под кистями многочисленных копиистов. В случае неудачных или заурядных копий, копий, созданных непрославленными художниками, имена последних даже не дошли до наших дней. На таких работах мы видим вместо имени автора «неизвестный художник», в других случаях, как в работах Левицкого, повторение иконографического образа было не только не хуже, но и весьма достойной художественной интерпретацией первоначального варианта.

Несмотря на то, что на выставке представлены картины несомненного высокого художественного исполнения, она не преследует цель показать художественные качества портретистов.

Художественное мастерство портретистов, сдерживаемое регламентами и традициями, тем не менее не могло не совершенствоваться. И так появились камерные портреты, где материальный мир постепенно вытесняется внутренним миром героя. Потрет великой княжны Марии Павловны (1806 - 1808 г. г.).

Появляется детально прописанный интерьер и пейзаж, который делает место написания портрета значимым. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны на фоне Камероновой галереи в Царскосельском парке.

Появление животных на портретах.

С изобретением фотографии нам открывается еще более интимный мир монарха. Уже не надо тратить время на написание портрета и позирование. Вся семья может быть запечатлена в любой момент. Интерьер или пейзаж уже не условные, не придуманные художником, а вполне конкретные и реальные.

Национальный характер появлялся на портретах время от времени, если была необходимость поднять национальный дух в обществе. Этот прием оставался актуальным на протяжении всех веков. К таким приемам прибегает Екатерина II, когда предстает на портрете Торелли С. в русском национальном костюме, «отражающий национальную линию в ее политике».

Или Александр III и Николай II на фоне традиционной дачи - социально-культурного феномена русской жизни.

Фотографии способны передать еще больше - интерьер кабинета, мельчайшие детали, но это уже совершенно другая эпоха.

Фотография - это еще и огромная иллюзия. Вот, например, я была удивлена, на сколько маленькая по размеру фотография Николая II и Алекс в маскарадных костюмах, один из которых и сегодня можно увидеть в коллекции Государственной Оружейной палаты. А ведь именно это изображение использовано для каталога и постеров к выставке.

От глаз тех, кто интересуется фотографией, не ускользнет оттиск Чарльза Бергамаско - фотографа русской и английской аристократии. Чарльз Бергамаско приехал в Санкт-Петербург в 1840-х гг. Свою карьеру он начал во французской труппе Санкт-Петербургского театра, увлекся дагерротипией, отправился обучаться фотографии в Париж, а по возвращении открыл собственную студию в Санкт-Петербурге. Впоследствии Чарльз обрел известность как в России, так и в Европе, стал обладателем наград. В 1877 году он посетил Великобританию, где был приглашен сделать несколько снимков королевы Виктории и членов ее семьи. И эти снимки сегодня хранятся в Национальной галерее в Лондоне. Несколько снимков членов семьи Романовых представлены на выставке.

Есть и любимые портреты выставки. Меня совершенно поразили своей выразительностью исторический портрет брата Петра I Ивана V первой половины XVIII в. и портрет супруги Александра I императрицы Елизаветы Алексеевны (1820-е гг. (?))

Совершенно Шекспировские образы.

Очевидно, что в рамках небольшой статьи невозможно охватить все портреты и охарактеризовать их особенности. И представленный материал не претендует на глубокое и всестороннее исследование предмета, а лишь ограничивается описанием и общей характеристикой выставки, которая, непременно, достойна внимания и неоднократного посещения.


Алексе́й Миха́йлович Тиша́йший (19 (29) марта 1629 — 29 января (8 февраля) 1676) — второй русский царь из династии Романовых (14 июля 1645 — 29 января 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии.


Со́фья Алексе́евна (17 сентября 1657 — 3 июля 1704) — царевна, дочь царя Алексея Михайловича, в 1682—1689 годах регент при младших братьях Петре и Иване.


Фёдор III Алексеевич (30 мая (9 июня) 1661 — 27 апреля (7 мая) 1682) — русский царь с 1676 года, из династии Романовых, сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской, старший брат царей Ивана V (родной) и Петра I (единокровный)


Иоа́нн (Ива́н) V Алексе́евич (27 августа (6 сентября) 1666, Москва — 29 января (8 февраля) 1696, там же) — русский царь в 1682—1696, из династии Романовых. Сын царя Алексея Михайловича Тишайшего и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской. Отец Анны Иоанновны, Императрицы Всероссийской.


Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́кий (30 мая 1672 год— 28 января 1725 год) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).
Как представитель династии Романовых, Пётр был провозглашён царём в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. Формальным соправителем Петра был его брат Иван (до своей смерти в 1696 году).


Екатери́на I (искусственное ретроспективно русифицированное имя Ма́рта Самуиловна Скавро́нская, в браке Крузе; после принятия православия Екатери́на Алексе́евна Миха́йлова; 5 апреля 1684 — 6 мая 1727) — российская императрица с 1721 года как супруга царствующего императора, с 1725 года как правящая государыня; вторая жена Петра I Великого, мать императрицы Елизаветы Петровны.


Пётр II Алексе́евич (12 октября 1715, Санкт-Петербург — 19 января 1730, Москва) — российский император, сменивший на престоле Екатерину I.
Внук Петра I, сын царевича Алексея Петровича и немецкой принцессы Софии-Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской, последний представитель рода Романовых по прямой мужской линии.
Вступил на престол 6 (17) мая 1727, когда ему было всего одиннадцать лет, и умер в 14 лет от оспы. Пётр не успел проявить интереса к государственным делам и самостоятельно фактически не правил. Реальная власть в государстве находилась в руках Верховного тайного совета и в особенности фаворитов юного императора, сначала А. Д. Меншикова, после его свержения — Долгоруковых.


А́нна Иоа́нновна (А́нна Ива́новна; 28 января (7 февраля) 1693 — 17 (28) октября 1740) — российская императрица из династии Романовых.
Четвертая дочь царя Ивана V (брата и соправителя царя Петра I) и царицы Прасковьи Фёдоровны. В 1710 году была выдана замуж за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма; овдовев через 2,5 месяца после свадьбы, осталась в Курляндии. После смерти Петра II была приглашена в 1730 году на российский престол Верховным тайным советом, как монарх с ограниченными полномочиями в пользу аристократов — «верховников», но, при поддержке дворян, восстановила абсолютизм, распустив Верховный тайный совет. Время её правления позднее получило название «бироновщина» по имени её фаворита Эрнста Бирона.


Елизаве́та I Петро́вна (18 декабря 1709, Коломенское — 25 декабря 1761 , Санкт-Петербург) — российская императрица из династии Романовых с 25 ноября (6 декабря) 1741 года, младшая дочь Петра I и Екатерины I, рождённая за два года до их вступления в брак.


Пётр III Фёдорович (урождённый Карл Пе́тер У́льрих, нем. Karl Peter Ulrich); 21 февраля 1728, Киль — 17 июля 1762, Ропша) — российский император в 1762, первый представитель Гольштейн-Готторпской (Ольденбургской) ветви Романовых на русском престоле. C 1745 года — владетельный герцог Гольштейна.
После полугодового царствования свергнут в результате дворцового переворота, возведшего на престол его жену, Екатерину II, и вскоре лишился жизни.


Екатери́на II Алексе́евна Вели́кая (урождённая Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg, в православии Екатерина Алексе́евна; 21 апреля 1729, Штеттин, Пруссия — 6 ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) — императрица всероссийская с 1762 по 1796 год.
Дочь князя Ангальт-Цербстского, Екатерина пришла к власти в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III.


Па́вел Петро́вич (20 сентября 1754, Летний дворец Елизаветы Петровны, Санкт-Петербург — 12 марта 1801, Михайловский замок, Санкт-Петербург) — Император Всероссийский с 6 (17) ноября 1796 года, великий магистр Мальтийского ордена, сын Петра III Фёдоровича и Екатерины II Алексеевны.


Мари́я Фео́доровна; до перехода в православие — София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская (нем. Sophia Marie Dorothea Augusta Luisa von Württemberg; 14 октября 1759, Штеттин — 24 октября 1828, Павловск) — принцесса Вюртембергского дома, вторая супруга российского императора Павла I. Мать императоров Александра I и Николая I.


Алекса́ндр I Павлович (12 (23) декабря 1777, Санкт-Петербург — 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог) — император и самодержец Всероссийский (с 12 (24) марта 1801 года), протектор Мальтийского ордена (с 1801 года), великий князь Финляндский (с 1809 года), царь Польский (с 1815 года), старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны. В официальной дореволюционной историографии именовался Благословенный.


Елизавета Алексеевна (урождённая Луиза Мария Августа Баденская, нем. Louise Marie Auguste von Baden; 13 января 1779, Карлсруэ, Баден — 4 (16) мая 1826, Белёв, Тульская губерния) — российская императрица, супруга императора Александра I.


Великий князь Константи́н Па́влович (27 апреля (8 мая) 1779, Царское Село — 15 (27) июня 1831, Витебск) — российский цесаревич, второй сын Павла I и Марии Фёдоровны, считавшийся до самой смерти старшего брата Александра Павловича наследником русского престола. Генерал-адъютант (первым среди членов Российского императорского дома получил это свитское звание), командир Гвардейского корпуса, генерал-инспектор всей кавалерии.
На протяжении 16 дней, с 27 ноября (9 декабря) по 13 (25 декабря) 1825 г., официальные учреждения в Петербурге и Москве под присягой признавали его Императором и Самодержцем Всероссийским Константином I, хотя по сути он на престол не вступил и не царствовал (см. междуцарствие 1825 года).


А́нна Фёдоровна (урождённая принцесса Юлианна-Генриетта-Ульрика Саксен-Кобург-Заальфельдская; 23 сентября[источник не указан 205 дней] 1781 (по другим данным — 11 (22) сентября 1781 года), Кобург — 15 августа[источник не указан 205 дней] 1860 (по другим данным — 12 (24) августа 1860 года), поместье Эльфенау (ныне в черте Берна), Швейцария) — великая княгиня, супруга цесаревича великого князя Константина Павловича. Была третьей дочерью Франца Фридриха Антона, герцога Саксен-Кобург-Заальфельдского и Августы Рейсс-Эберсдорфской. Леопольд I, король Бельгии был её братом, а королева Виктория и Фердинанд II Португальский — её племянниками.


Великая княжна Мария Павловна (4 (15) февраля 1786, Санкт-Петербург — 11 (23) июня 1859, дворец Бельведер под Веймаром, Тюрингия) — дочь императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская, супруга великого герцога Карла Фридриха Саксен-Веймар-Эйзенахского.


Никола́й I Па́влович (25 июня 1796, Царское Село — 18 февраля 1855, Петербург) — император Всероссийский с 14 декабря 1825 по 18 февраля 1855 года, царь Польский и великий князь Финляндский. Третий сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, родной брат императора Александра I, отец императора Александра II.


Алекса́ндра Фёдоровна (урождённая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская, нем. Friederike Luise Charlotte Wilhelmine von Preußen; 13 июля 1798, Потсдам — 20 октября (1 ноября) 1860, Царское Село) — супруга российского императора Николая I, мать Александра II, императрица российская.


Великая княжна Екатерина Павловна (10 мая 1788 — 9 января 1819) — четвёртая дочь Павла I Петровича и Марии Фёдоровны.
Первый муж Екатерины Павловны (1809—1812) — Петр-Фридрих Ольденбургский, второй (1816—1819) — король Вильгельм Вюртембергский.


Анна Павловна (18 января 1795, Санкт-Петербург — 1 марта 1865, Гаага) — дочь Павла I Петровича и Марии Фёдоровны. Сестра Александра I и Николая I. Королева Нидерландов и великая герцогиня Люксембурга в 1840—1849 годах.


Великий князь Михаи́л Па́влович (28 января 1798, Санкт-Петербург — 28 августа 1849, Варшава) — четвёртый сын Павла I и Марии Фёдоровны, самый младший ребёнок, единственный порфирородный из сыновей Павла I (то есть родившийся в период его правления). Младший брат императоров Александра I и Николая I.

After Benner, Henri (1776-fl.1818) из Royal Collection Queen Elizabeth II.
Беннер, Жан Анри (Анри Беннер (фр. Jean Henri Benner) (1776—1836) — французский живописец-миниатюрист, автор хранящейся в Эрмитаже «Романовской сюиты» — «Собрания 24 портретов императорской фамилии, писанных живописцем Беннером».
Художник: Жан-Анри Беннер (Jean Henri Benner, 1776—1836) Франция. Россия
Гравёр: Андре-Жозеф Мeку (Andre Joseph Mecou, 1771—1837)
Год выпуска: 1817-24
Техника: гравюра на меди
Город: Санкт-Петербург
Издание: "Собрание двадцати четырех портретов Императорской фамилии, писанных живописцем Жаном-Анри Беннером, который получил от Его Императорского Величества позволение выгравировать сии портреты".

В альбом входит 24 портрета, начиная с основателя династии Романовых - царя Михаила Федоровича и, заканчивая портретом Великого князя, будущего императора Николая I.

Гравюры были созданы на основе портретов на эмали вскоре после победы Александра I над Наполеоном.
Они, возможно, являются самыми знаменитыми работами художника-портретиста Беннера, который провел много лет при дворе Александра I в Санкт-Петербурге, где служил придворным живописцем.

Идея создания «Романовской сюиты» принадлежит князю Алексею Борисовичу Лобанову-Ростовскому - бывшему адъютанту Александра I, а впоследствии известному коллекционеру, «пылающему к искусству». Он обратился к французскому художнику Жану Анри Беннеру (1770-1836) - одному из учеников известнейшего миниатюриста - Жана Батиста Изабе. В 1817-1825 годах Беннер работал в России, куда и принес традиции миниатюрного искусства учителя 1810-х годов, создавая преимущественно большие овальные миниатюры на бумаге с использованием техники пунктира. Однако его работы лишены живописного блеска и эффектных внешних атрибутов романтического портрета, свойственных миниатюрам Изабе. Они исполнены довольно сдержано, автор сосредоточен, прежде всего, на подчеркивании высокого социального статуса модели. Не имея звания, художник фактически стал придворным миниатюристом, создав в своих многократных повторениях типы официальных портретов Александра I и членов его семьи.

Беннер принял заказ князя А. Б. Лобанова-Ростовского на создание «Романовской сюиты». Августейшие портреты были выполнены в технике миниатюры на эмали, по оригиналам портретов из романовской галереи Эрмитажа. Это одна из двух галерей Малого Эрмитажа, расположенных по сторонам Висячего сада. После перестройки здания в 1840-е годы здесь разместили портреты представителей династии Романовых, и галерея получила название Романовской.

Затем серия была ещё раз повторена по заказу двора. Одна из них хранилась в «Галерее Петра I», другая - в Гатчинском дворце, в кабинете Александра III. Кроме того, художник получил разрешение на издание по своим оригиналам гравированной сюиты отдельным альбомом, который стал весьма популярным.

В 1817 году с этих эмалей издали гравюры. Над портретами данной «сюиты» в технике гравюры пунктиром работали такие французские мастера-граверы, как Жозеф Мекку (1771-1832), Шарль Жоанно (1733-1825), Ф. Йон, А. Купе. Сведения о граверах «Романовской сюиты» незначительны. Известно, что среди работ Шарля Жоанно отмечаются виньетки с рисунков Дезенна и большой эстамп «Раненый трубач» с картины О. Верне.

Первоначально собрание портретов выходило в издательской картонажной альбомной папке с тесёмками, на верхней крышке которой напечатан заглавный текст: «Собрание двадцати четырех портретов императорской фамилии, писанных живописцем Беннером, который получил от Его Императорского Величества позволение выгравировать с них Портреты. В Санкт-Петербурге у книготорговца С. Флорана. В Москве: в Косметическом магазине Розенштрауха». Известно, что: «При появлении цена этому изданию была объявлена 200 рублей ассигнациями, немного завышенная; распродавалось оно медленно».
Оригиналы, писанные знаменитым французским художником-миниатюристом достославной александровской эпохи Жаном-Анри Беннером (1776-1836) на эмали, находились ранее в галерее Петра I, а второй экземпляр - в Гатчинском дворце.

текст: Алексеева Вера Юрьевна, сотрудник сектора графики

ЕКАТЕРИНА I . 1684-1727г. Первая Императрица Российской империи. Марта Скавронская из семьи ливонского крестьянина. При крещении в православие была наречена Екатериной Алексеевной Михайловой. С 1721г. императрица, вторая супруга императора Петра I, с 1725г.- как правящая государыня. Родила двух дочерей Елизавету и Анну, сына Петра, умершего во младенчестве.

АННА ИОАННОВНА, 1693-1740г. Вторая императрица Российской империи с 1730 года.. Вторая дочь царя Ивана Y, брата и соправителя Петра I, вдова Герцога Курляндского. Во время её правления власть в стране принадлежала канцлеру Остерману и её фавориту Эрнсту Бирону. Престол завещала своему племяннику Ивану Антоновичу, внуку своей сесты Екатерины . Портрет

кисти Луи Каравакка

Анна Леопольдовна,1718-1746г. Регентша-правительница при малолетнем сыне Иване YI (1740-1764г.) Анна Леопольдовна -дочь умершей Екатерины Ивановны, старшей дочери царя Ивана Y, которую выдали, в своё время, замуж за Леопольда, герцога Мекленбург-Шверинского. В ночь на 25 ноября 1741г. была свергнута,в результате дворцового переворота и с сыном заточёна в Шлиссельбургскую крепость, где и умерла. Портрет кисти Луи Каравакка.

ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА. 1709-1761г. Третья императрица Российской империи, царствовала с 1742 по 1761г. Пришла к власти в результате дворцового переворота, подняв Гвардейскую роту и Преображенский полк призывом " Ребята, вы знаете, чья я дочь!! Послужите мне, как служили моему отцу, императору Петру!" Была умной, доброй но легкомысленной и своенравной, настоящей русской барыней. Отменила смертную казнь.Состояла в церковном, но тайном браке с Разумовским Алексеем Григорьевичем. Вызвала из Гольштейна племяника Карла Петра Ульриха, внука Петра 1,сына Анны Петровны, сестры Елизаветы. Портрет кисти Георга Гроота.

Вигилиус Эриксэн. Портрет Императрицы Елизаветв Петровны

Императрица объявила племянника наследником престола, крестила, сделав Великим князем Петром Фёдоровичем, заставив изучать русский язык и православный катехизис. К сожалению, великий князь был абсолютным неучем и всех поражал своим невежеством. Елизавета Петровна женила его на принцессе Софии Фредерике Ангельт-Цербтской, которая приняла православие и получила имя - Екатерина Алексеевна.

Великие князь Пётр Федорович и княгиня Екатерина Алексеевна. Художник Георг Гроот.

ЕКАТЕРИНА II ВЕЛИКАЯ, 1729-1796г. Четвёртая императрица Российской империи, супруга Петра Ш, пришла к власти в результате военного переворота, свергнув своего супруга, который вскорости был убит. В июле 1762г. в Казанском соборе была провозглашена самодержавной императрицей. Период её правления считался золотым, продолжила начинания Петра Великого, Россия получила выход к Черному морю и приумножила земли империи. Родила сына, будущего императора Павла. При ней в России расцвел фаворитизм, была любвеобильной, число официальных фаворитов достигло 23. Портрет кисти И.П.Аргунова.

Портрет Императрицы Екатерины II. Художник Ф.С.Рокотов,1763г .

Мария Фёдоровна, 1759-1828г. Пятая императрица, супруга императора Российской империи Павла 1, коронована в 1797г., до замужества--принцесса Доротея Вюртембергская.Родила 10 детей, двое из которых, Александр 1 и Николай 1, были императорами России. Художник Виже Лебрен.

Императрица Мария Федоровна,с 1801г. вдовствующая императрица, мать Императора Александра 1 . Художник А.Рослин

Елизавета Алексеевна, 1779-1825г. Шестая императрица, супруга императора Александра 1, до замужества принцесса Луиза Мария Августа Баденская, вступила в брак с наследником престола в 14 лет, Александру было 16 лет. Имела двух дочерей, умерших во младенчестве. Семейная жизнь у венценосной семьи не сложилась, Александр завел любовницу--Марию Нарышкину, императрица считалась "соломенной вдовой", известно о её двух романах с Адамом Чарторийским

и Алексеем Охотниковым. После загадочной смерти Александра 1, скоропостижно умерла в Белево, сопровождая гроб мужа. Но её отожествляют с затворницей Верой Молчальницей умершей в 1861г.в Новгородском монастыре. Есть мнение, что Александр 1 не умер, а принял схиму - старец Федор Кузьмич и умер в 1863г. в Томске. Портрет императрицы кисти Жан Лорана Монье, 1807г.

.

Александра Федоровна,1798-1860г. Седьмая императрица, супруга императора Николая 1, короновалась вместе с супругом в 1825г., царствовала до 1855г.далее-вдовствующая императрица. До замужества, принцесса Шарлотта Прусская, дочь Фридриха Вильгельма Ш. Хрупкое, безответственное и изящное создание. Николай 1 питал к ней страстное и деспотическое обожание. Она сразу пришлась ко двору, Император Александр 1

любил с ней открывать балы, она любила танцы до упаду Юный Пушкин пленился ею и она платила ему большой привязанностью. "Гений чистой красоты"- В.А.Жуковский сказал о ней, а А.С. Пушкин повторил эту фразу в другом контексте.Одна из красивых и знатных женщин первой половины 19 века,была натурой творческой, писала портреты, стихи, имела много поклонников, шифровала их имена под название цветов, собрав таким образом целый гербарий. Каждый её переезд или отъезд на отдых равнялся по затратам для России неурожаю, разливу рек... Родила 9 детей, её сын--Император Александр II. 1) Портрет В красном платье, автор Кристина Робертсон. 2) Портрет императрицы Александры Федоровны. Художник Карл Рейхель

.

Художник Ф.Винтерхальтер

Мария Александровна,1824-1880г.Восьмая императрица, супруга императора Александра II, царствовала с 1855 по 1880г. Путешествуя по Европе в 1838г. наследник престола влюбился в 14 летнюю Марию Гессенскую и женился на ней в 1841г.,хотя и знал о тайне её происхождения. Принцесса была внебрачной дочерью Вильгельмины Баденской и её камергера барона де Гранси, но Мария была признана "отцом"--Великим герцогом Людвигом II Гессенским и вписана в династический список. Это была душа чрезвычайно искренняя, глубоко религиозная и посвятила свою жизнь благотворительности, заботилась о женском образовании, открыла женские гимназии. Приняла участие в судьбе педагога Ушинского При дворе её недолюбливали из-за строгости. Родила 8 детей, её сын-будущий император Александр Ш. Болела туберкулёзом и умерла в 1880г. В конце жизни страдала из-за шалостей мужа, который завел себе вторую семью с княжной Екатериной Долгорукой. Е.Долгорукая вместе с детьми от Александра П жила в том же Зимнем дворце.

Мария Александровна, императрица. Художник Кристина Робертсон, 1850г.

В честь императрицы были названы: Мариинский театр в Петербурге и Мариинский дворец в г. Киеве

Художник В.Маковский

Мария Федоровна, 1848-1928г. Девятая императрица, супруга императора Александра III, годы царствованания 1883-1894г. после смерти мужа в 1894г.--вдовствующая императрица. Дочь датского короля Христиана 9,была невестой цесаревича Николая Александровича, после его смерти в 1865г. вышла замуж за его брата-Александра, родила ему шестерых детей. Была приветлива и жизнерадостна, брак был удачный, в течении всей совместной жизни супруги сохранили искренние привязанности. Кое что о ней . Была против брака своего сына Николая с принцессой Гессенской. В новой невестке ей не нравилось ВСЁ, включая и мебель, которую та выбрала для Зимнего дворца. Мария Фёдоровна видела, как сильно влияние невестки на слабовольного Николая и как разрушительно это действует на власть.

Художник К. Маковский

С 1915 года Мария Фёдоровна переезжает в Киев, её резиденция -- царский Мариинский дворец. Об отречении своего сына от престола узнала в Киеве, уезжает в Крым, оттуда в 1919 году была вывезена в Великобританию на английсвом военном судне. Затем переехала в Данию, где жила до самой смерти в 1928г. До конца жизни не хотела верить в смерь своих сыновей, внуков и тех близких, которые погибли от рук красного террора. 26 сентября 2006г. прах Марии Фёдоровны был перевезен в Россию и с почестями захоронен в усыпальнице русских царей.

"Это всё божья милость, что будущее сокрыто от нас и мы не знаем заранее об ужасных испытаниях и несчастьях, которые уготованы нам судьбой"--записала она в своём дневнике.

Художник И.Т.Галкин ександра Фёдоровна, 1872-1918г. Десятая императрица, супруга последнего императора Российской империи Николая II, годы царствования 1894-1917г. Дочь великого герцога Гессенского Людовика 4 и герцогини Анны, дочери английской королевы Виктории. Познакомились и заинтересовались друг другом на свадьбе её сестры с великим князем Сергеем Александровичем. Родители наследника были против брака, но потом уступили. Бракосочетание состоялось менее, чем через неделю после похорон Александра Ш, медовый месяц проходил в атмосфере панихид и траурных визитов. Самая нарочная драматизация не могла бы изобрести более подходящего пролога для исторической трагедии последнего русского царя. Председатель Совета Министров Российской ймперии, граф ВиттеС.Ю. писал" женился на хорошенькой женщине, на женщине не совсем нормальной, забравшей его в руки, что было не трудно при его безволии....императрица своим поведением усугубила недостатки Ники и её ненормальности начали отражаться в ненормальности некоторых действий её августейшего супруга". Николай II отрёкся от престола в 1917г., В ночь на 17 июля 1818г. царская семья была расстреляна в Екатеринбурге.

В 1981г. Все члены царской семьи были канонизированы Русской Православной Церковью за Рубежом. В Августе 2000г.--Русской Православной церковью. Останки семьи последнего русского царя захоронены в родовой усыпальнице царей, в Санкт- Петербурге.

Алексеева О.Н.

: Начинаю публикацию портретов из Романовской галереи Зимнего дворца. Ее опись сделана Д. Ровинским в 1880-х годах и опубликована в 4 томе его труда «Подробный словарь русских гравированных портретов». Рядом с каждым портретом находится его номер по общему Эрмитажному каталогу и размер (в вершках, которые я решил не пересчитывать). Но, в отличие от Ровинского, я располагаю портреты не в алфавитном, а в родословном порядке.

Я попытался (там где это возможно) дать историю каждого портрета и его сегодняшнее местонахождение. Воспроизвожу только те портреты, которые находятся в этой описи, а все данные, полученные из других источников (так как состав Романовской галереи менялся) будут опубликованы в приложении.

Романовская галерея Зимнего дворца

01. Патриарх Филарет (Федор Никитич Романов) (1554-1633).
Отец царя Михаила Федоровича.


№ 6684 размер: 20 x 16

Прижизненного изображения патриарха Филарета не существует, портрет для галереи писан художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. по гравюре Штенглина и "Титулярнику" 17 века.
Гатчинский дворец-музей.

✂…">

02 Ксения Иоанновна Романова (ур. Шестова) (ум.1631 г.).
Мать царя Михаила Федоровича.


№5334 размер: 21,5 х 16

Копия В. Бовина (ок.1847 г.) с портрета конца 18 века (возможно так же копии с более старого оригинала), находившегося в Старом Петергофском дворце.
Сейчас в частной коллекции.

03 Царь Михаил Федорович (1596-1645).
Сын Федора Никитича и Ксении Иоанновны Романовых.


№5336 размер: 19,5 х 13,5

Портрет конца 18 века, с неизвестного оригинала (возможно "Титулярника" 17 века или гравюры Олеария). Многократно копировался.
Местонахождение неизвестно.

04 Царица Евдокия Лукьяновна (ур. Стрешнева) (1608-1645).
Вторая супруга царя Михаила Федоровича.


№6685 размер: 20 х 16

Копия художника Т. Неффа со старинного живописного оригинала, находивщегося у Г. Глебова-Стрешнева.

05 Царь Алексей Михайлович (1625-1676).
Сын царя Михаила Федоровича.


№5339 размер: 28,25 х 21,25

Прижизненный портрет 17 века, написанный неизвестным немецким или голландским художником до 1670 года (в этом году с него была сделана гравюра). Самый старый портрет в Романовской галерее.
Государственный Русский музей. СПб

06 Царица Наталья Кирилловна (ур. Нарышкина) (1651-1694).
Вторая супруга царя Алексея Михайловича.


№5343 размер: 28,25 х 21,33

Копия 19 века с портрета, написанного художником Чоглоковым «во успиение» (как память об умершей), который находился в семье Нарышкиных. Есть множество других копий этого портрета (Государственный Эрмитаж, Чувашская картинная галерея, Кусково …) .
Государственный Русский музей. СПб


№5337 размер: 13х10,5

Фрагментарная копия конца 18 века с того же оригинала. Считается работой Карла Шурманна.
Государственный Русский Музей. СПб.

07 Царевна Марфа Алексеевна (1652-1707).


№6687 размер: 22 х 16,5

Дочь царя Алексея Михайловича. Копия сделана художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. с оригинала, который находился в Александровском Успенском монастыре, где умерла царевна Марфа (похищен оттуда в 1986 году и до сих пор не найден).

08 Царевич Алексей Алексеевич (1654-1670).


№6686 размер: 21,5 х 16,5

Портрет для галереи писан художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. по "Титулярнику" 17 века из Публичной библиотеки СПб – единственному сохранившемуся прижизненному изображению царевича.
Местонахождение неизвестно. Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.

09 Царь Федор Алексеевич (1661-1682).
Сын царя Алексея Михайловича.


№6688 размер: 28 х 22,5

Портрет для галереи писан художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. по различным изображениям (в том числе из Оружейной палаты в Москве).

10 Царица Марфа Матвеевна (ур.Апраксина)(1664-1715).
Вторая супруга царя Федора Алексеевича.



№6694 размер: 22 х 16,5

Портрет начала 18 века или позднейшая копия с него.
Государственный Русский музей. СПб

11 Царевна Софья Алексеевна (1657-1704)
дочь царя Алексея Михайловича.


№ 4396 размер: 26,5 x 23

По некоторым сведениям - оригинал 17 века, по другим - копия с оригинала, который находился в Москве (сейчас в Государственном Историческом музее).
Государственный Эрмитаж. СПб.

12 Царевна Наталья Алексеевна (1673-1716).
дочь царя Алексея Михайловича


№ 5342 размер: 23 x 16

Портрет начала 18 века современными исследователями считается работой портретиста И. Никитина. (Барон Кене считал этот портрет работой Таннауэра). Есть еще 2 подобных портрета царевны Натальи, один в Русском музее, другой в Павловске.
Государственная Третьяковская галерея. Москва

13 Царь Иван Алексеевич (1666-1696).
Сын царя Алексея Михайловича.


№ 5348 размер: 28,6 x 22,5

Сын царя Алексея Михайловича. Считается портретом конца 17 века, созданным «во успиение» (как память об умершем), с которого позднее была сделана гравюра Ф. Маттарнови и многочисленные живописные копии (Кусково, Гос. Исторический музей).
Государственный Русский музей. СПб

14 Император Петр I Алексеевич (1672-1725).
Сын царя Алексея Михайловича.


№6689 размер: 54 х 31,5

Копия, специально исполненная для Романовской галереи в Великобритании художником Белли в 1860-х гг с оригинала Г. Неллера, который писал царя с натуры в 1697 году во время его пребывания в Голландии. Оригинал находится в Английском королевском собрании картин и послужил образцом для создания множества изображений Петра, иногда слабо похожих друг на друга.
Государственный Эрмитаж. Спб.


№5350 размер: 18,13 х 13,6

Портрет в настоящее время считается работой Таннауэра, написан примерно в 1717 году. Барон Кене считал его работой Купецкого. Есть множество копий с этой картины, оригинал находится или в Государственном Эрмитаже или в Третьяковской галерее.
Государственная Третьяковская гелерея Москва.


№5390 размер: 32 х 30

Т.н. «Портрет Петра I на фоне морского сражения» написан, скорее всего, в 1710-х гг. Есть множество версий, кто автор этой картины. Барон Кене считал его работой Купецкого, Васильчиков – работой Таннауэра, современные исследователи склоняются к тому, что это работа И. Никитина. Подробности о нем можно прочесть тут:
http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Shmakova.pdf
Гсударственный музей-заповедник «Царское Село».


№5355 размер: 19,75 х 16,5

Портрет считается работой знаменитого французского живописца Гиацинта Риго, подарен императору Николаю I гр. С. С. Уваровым, которому он достался от тестя - гр. А. К. Разумовского. Васильчиков пишет: "Предание семьи Разумовских гласило, что Петр, во время пребывания в Париже, зашел в мастерскую Риго, писавшего с него портрет, не застал его дома, увидел недоконченный портрет свой, ножом вырезал из большого полотна голову и увез с собой. Вырезанный портрет он подарил дочери - Елизавете Петровне, а она, в свою очередь, пожаловала его гр. Алексею Григорьевичу Разумовскому". После ликвидации Романовской галереи портрет был отправлен сначала в Русский музей, а потом в Симферопольский государственый музей.


№6671 размер: 14 х 11,5

15 Царица Евдокия Федоровна (ур.Лопухина) (1669-1731).
Первая супруга царя Петра Алексеевича.


№ 5340 размер: 19 x 13,6

Оригинал начала 18 века, либо копия с него. Скорее всего, написан во время правления императора Петра II (внука Евдокии). Есть множество копий этого портрета и неизвестна его достоверность.
Государственный Русский музей. СПб

16 Императрица Екатерина I Алексеевна (ур. Скавронская)(1684-1727).
Вторая супруга царя Петра Алексеевича.


№5391 размер: 32 х 30

Портрет работы знаменитого французского живописца Ж. Наттье (либо хорошая копия с него), написан в 1717 году, во время пребывания Петра и Екатерины в Голландии (парный к нему портрет Петра I находится в Царском Селе).
Государственный Эрмитаж. СПб.


№5392 размер: 18 х 13,5

Портрет работы придворного живописца Л. Каравака.
Государственный Русский музей. СПб


№5356 размер: 18,13 х 13,75

Портрет работы неизвестного художника (возможно Каравака или Ведекинда). Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.
Местонахождение неизвестно.


№5387 размер: 58,75 х 44,75

Портрет работы И.Адольского, написан в 1726 году, неоднократно копировался и повторялся (близкий вариант находится в Царскосельском дворце).
Государственный Русский музей. СПб

Продолжение следует...


baronet65.livejournal.com

.

Оригинал записи и комментарии на