Лучшие работы Бэнкси (31 фото). Бэнкси — самый таинственный и скандальный мастер граффити Робин бэнкс

Личность Бэнкси (Banksy), неуловимого уличного художника, которому удалось подняться до статуса суперзвезды за последние 20 лет, остается до сих пор не известной широкой публике. Вокруг его биографии ведется немало споров, однако, это не останавливает талантливого художника от продажи произведений искусства на миллионы долларов и создания документальных фильмов и книг о своем творчестве.

По одной из главных версий, Бэнкси родился в английском городе Бристоль в 1974 году. В 90-х годах полностью посвятил себя граффити, но со временем его творчество становилось более масштабным, а отношения с полицией всё более сложными. Чтобы экономить время и меньше подвергать себя риску быть пойманным, художник стал использовать в качестве одного из главных инструментов в своей работе трафарет.

В 2010 году Бэнкси принял участие в Берлинале — Берлинском международном кинофестивале, пройдя инкогнито по красной дорожке. Представленный на фестивале, первый полнометражный фильм в карьере Бэнкси — «Выход через сувенирную лавку» (Exit Through the Gift Shop) — был номинирован в 2011 году Американской киноакадемией на в категории «Лучший документальный полнометражный фильм».


В январе 2011 года пресса пестрила заголовками о том, что на eBay был выставлен оригинальный лот - клочок бумаги с написанным на ней настоящим именем Бэнкси. Продавец из Америки, скрывающийся под псевдонимом, указал в описании лота следующее:

«Если вы победите в этом аукционе, то я вышлю вам почтой клочок бумаги с настоящим именем Бэнкси. Мне удалось раскрыть его личность, сверяя данные о продажах его работ с налоговыми записями. Больше деталей я не раскрою. Победитель аукциона станет единственным в мире человеком, с которым я когда-либо поделюсь этой информацией. На бумаге будет указано только имя и ни слова больше. Я даю вам 100% гарантию, что это наиболее вероятное имя Бэнкси. Предыдущий аукцион был закрыт самим eBay из-за того, что я продавал что-то «нематериальное». Теперь это физический объект.»

Стартовая цена лота составляла всего 3000 долларов. После 38-й ставки цена достигла $999 999, но по неизвестной причине лот был удален из торгов.

В октябре 2013 года Бэнкси устроил «тайную» продажу своих работ неподалеку от Центрального парка в Нью-Йорке. Прохожие совершенно свободно могли приобрести любую картину всего за 60$. Люди даже не подозревали о том, что все представленные работы - подлинники, реальная цена каждого из которых составляла не менее 30 000 $.

В конце августа 2015 года Бэнкси открыл одну из самых крупных своих — сатирическую выставку с элементами парка развлечений Dismaland, главная тема которой была посвящена острым социальным проблемам и апокалиптической тематике.

В марте 2017 года после продолжительного творческого затишья Бэнкси вновь громко заявил о себе, открыв в израильском городе Вифлеем , всего в нескольких метрах от бетонной стены, разделяющей Израиль и Палестину.


Интригующие стрит-арт работы Бэнкси сегодня можно встретить в различных городах и на улицах по всему миру. Вот лишь небольшая их часть:


А ведь искусство графити подросло, повзрослело получило новое название street art. Его выставляют в музеях и модных галереях, а люди готовы платить за эти работы большие деньги. На аукционах современного искусства стрит-арт бьет рекорды стоимости, виртуально объединяя веками отделенные друг от друга высокое и низкое искусство. Это, в первую очередь, касается Бенкси (и культового Жана-Мишеля Баския).

Бенкси - художник, который стремительно обрастает легендами, интерес к нему огромен и любая работа, сделанная им, моментально становится известной. Его талант признают все и никого не оставляют равнодушными его острые, социально направленные, произведения. Это фантастический художник! Кристи и Сотбис с удовольствием устраивают аукционы, где присутствуют его работы. Популярность Бенкси так велика, что работы уходят по цене, в 3-5 раз выше стартовой, которая очень высока. Предлагаю вам посмотреть ТОП-15 самых дорогих работ Бенкси за последнее время.

Первая работа. Что сделал Бенкси? Он берет холст с картиной неизвестного художника, и ставит не него свой трафарет. Картина «Птица с гранатой», стартовая оценка которой £ 50,000 - ушла за £ 145 250 ($ 228 043).


Название: Держите его безупречно чистым (Defaced Херста)
Подписано и датировано 2007 годом. Фармацевтическая работа Дэмиена Херста. Живопись, в которую Бэнкси внес свои изменения.
аукцион Сотбис (RED) Нью-Йорк
Оценка: 250 000 - 350 000 USD Продано за: 1870000 USD


Название: Простое Тестирование интеллекта.

Оценка: 100 000 - 150 000 GBP Продано за: 636 500 GBP (1265120 долларов США)


Оценка: 150 000 - 200 000 GBP Продано за: 320 900 GBP (658 025 USD)


Оценка: 200 000 - 300 000 USD Продано за: 605 ​​ 000 US D

Космическая девочка и птица.
Продано за: 288 000 GBP (575 813 USD)


Королева Виктория - $ 478 095
Оценка: 250 000 - 350 000 GBP Продано за: 277 250 GBP (478 095 USD)

Insane Clown - $ 481 165

David - $ 416 742

Баночка - $ 382 140


$ 266 061

Think Tank - $ 307 237


$ 286 217


$ 249 249


$ 230 500

Дорогих работ у него, конечно, больше, полностью можно посмотреть

Когда-то граффити считался вандальской забавой (и огромная часть планетарного населения по-прежнему так считает), нынче – символ победившего уличного искусства. Но одно дело – исписанные закорючистыми никами заборы, и совсем другое – шикарные по красоте своей картины, с бурными сюрреалистическими фантазиями из серии «кислотный приход папаши Льюиса Кэрролла». Даже седовласые мэры, в глубине души ненавидящие «горе-художников», взяли в моду появляться перед камерами в обнимку с ними и выделять стены особенно невзрачных построек типичных городов для их творчества. Правда, пока такие случаи носят единичный характер.

Вот поэтому наш сегодняшний герой для многих является воплощением антигероизма. Безусловно талантливый художник, ставший мегазвездой уличного искусства «вне закона», которого порицает половина родной Англии и которым вдохновляются коллеги со всего мира. Бэнкси крут хотя бы потому, что заставил говорить о себе, выведя уличные художества на новый уровень обсуждений. Пожалуй, со времён одного австрийца, это самый известный провокатор, так или иначе связанный с построением композиций.

Кто это такой?

У меня нет никакого желания показать себя публике. Я просто пытаюсь сделать так, чтобы мои работы выглядели хорошо, но я не пытаюсь выглядеть хорошо сам. К тому же я просто убежден, что правда может оказаться горьким разочарованием для нескольких 15-летних подростков.

«Кто такой Бэнкси?» – вопрос, набивший оскомину, ответ на который мы узнаем ещё нескоро. Настоящее имя провокатора от искусства давно будоражит умы британцев. Информация о настоящем имени Бэнкси даже продавалась на аукционе, и ставка поднялась почти до миллиона, точнее до 999 999 долларов. Но в последний момент лот сняли с торгов. Почему – тоже загадка, наверное, потому, что это как минимум не этично.

Хотя версий существует много. Ученые Лондонского университета королевы Марии утверждают, что знают имя плохиша – Робин Ганнингэм из Бристоля. Примерно то же самое утверждал желтушный таблоид Mail on Sunday ещё в 2008-м. Они якобы нашли фотографию Бэнкси за работой, и в Бристоле (родном городе художника) рассказали, что настоящее имя Бэнкси – Робин Ганнингэм. Вот так просто, вся страна голову ломает, а в Бристоле каждая собака знает. А потом просто пообщались с родными и друзьями. Как всё просто. Собственно, из-за примитивности доказательств никто не верит даже учёным, обвиняя их в дешёвом пиаре. Хотя люди науки клялись Наукой (с Богом у них нелады), что проводили географическое профилирование и сложный статистический анализ, который применяется в криминологии для поимки преступников. Анализ бристольских работ показал, что Бэнкси рисовал граффити рядом с одними и теми же пабом, жилым домом и игровыми площадками; в Лондоне рисунки появлялись вокруг трех повторяющихся адресов. Правда, они не учли, что рисунки появлялись в разное время и что работы могут вполне не принадлежать художнику, он ведь не Никас Сафронов, делает это не ради денег и свои работы не подписывает. Да и, в конце концов, кто станет верить легендарным «британским учёным»? Опять хернёй занимаются, вместо того чтобы лекарство от рака и врожденной предрасположенности к терроризму искать.

Версий много, даже ещё больше, чем в тайне убийства Кеннеди. Одним из самых распространённых мнений является то, что Бэнкси – это не один человек, а группа художников, эдакий художественный вариант Козьмы Пруткова, по другим – бристольский мясник. Наверное, свои картины желчью и кровью рисует.

Вот такая неэтичная нация: готовы на парочке хлипких фактов раздуть сенсацию и оговорить простого человека. Хотя кто знает, может быть, на фотографии таблоида настоящий Бэнкси: старый, похожий на Шона Пенна и уборщика из местной забегаловки одновременно. Ведь мы долгое время представляли себе парней из «Кровостока» несколько иначе. Во всяком случае, лет на 20 моложе.

Самому Бэнкси попытки развенчать тайну очень не нравятся, потому он категорически нервничает через своих адвокатов и агентов, которые, к слову, сами не знают, кто такой Бэнкси – группа людей или просто таинственный анонимус.

Всё, что мы знаем о Бэнкси и не стесняемся рассказать

Все, что известно о предположительном Робине, так это то, что делом своей жизни он начал увлекаться ещё в начале 90-х. Если верить слухам, то в то время он мог вполне стать футболистом, зарабатывать миллионы, не скрывая своего лица. Будучи вратарём Бристольской футбольной команды Eastern Cowboys and Cowgirls, он в 2001-м году отправился в тур по Мексике и сыграл против бойцов Сапатистской армии национального освобождения. Вдохновившись борьбой за свободу группы молодых революционеров, Бэнкси оставил после себя шедевр стрит-арта. Наверное, мать Бэнкси была бы рада такому повороту. Всё же лучше, чем провоцировать общество и скрываться. К тому же, матери, как стороннице консервативных взглядов, было чуждо увлечение сына, и потому несчастный Бэнкси оправдывался, что подрабатывал маляром, ведь графитист не лучше наркомана.

После долгих месяцев труда его рисунки становились все масштабнее, а уходить от полиции ему становилось все сложнее. Однажды, прячась от полицейских, Бэнкси решил начать пользоваться трафаретами, чтобы экономить время. Так и было положено начало неповторимому стилю Бэнкси – монохромным рисункам на остросоциальную тематику. Плюшевые мишки, атакующие стражей порядка, гориллы в розовых масках и тому подобная красота. Как говорил сам маэстро:

Граффити – это одно из немногих средств самовыражения, которое ты можешь себе позволить, даже если ты не имеешь ничего. И даже если ты не расправишься при помощи граффити с мировой нищетой, ты можешь заставить кого-то улыбаться, пока он сыт.

Удивительно, что своим остросоциальным творчеством он зарабатывает очень хорошие деньги. Даже может себе позволить работать с бывшим агентом Шона Пенна. Его работы выставляются на торги за сумму $500000, причем их хищно вырезают вместе со стенами. А пока ты углубился в циничные мысли о том, на что бы ты потратил такие деньги, Бэнкси готовит очередную провокационную картину. В 2008 году работа под названием «Борьба с вредителями», созданная Бэнкси совместно с английским художником Дэмьеном Херстом, была продана на аукционе в Нью-Йорке за 1 миллион 870 тысяч долларов.

Но ничто так не характеризует славу, как поклонники. Если среди них затесалась парочка мелькающих на телеэкране селебрити, то можно считать, что ты успешный художник. В 2006 году Анджелина Джоли потратила в общей сложности более 300 000 долларов на его работы. Коллекция Кристины Агилеры насчитывает три работы Бэнкси, включая картину с изысканным названием «Королева Виктория как лесбиянка», которую певица купила за $38000.

Но деньгами андеграунд-художник делиться умеет, что характеризует его с лучшей стороны. Вряд ли он пытается задобрить не очень доброжелательное общество и поднять свой личный рейтинг. Просто бесконечно оказывает помощь благотворительным организациям, которые исследуют заболевания глаз и помогают восстанавливать зрение слепым людям. Но есть один случай, спровоцированный художником по незнанию, но за него он вполне оправдался. Бэнкси расписал водяную цистерну в Лос-Анджелесе словами: «Это немного похоже на слона». Эта цистерна долгих 7 лет была домом для человека по имени Тачова Ковингтон. Невинная шалость Бэнкси не только привлекла внимание фанатов, но и сподвигла коллекционеров купить цистерну и выселить Ковингтона из арт-объекта. Признав свою ошибку, Бэнкси дал бедолаге достаточно денег для того, чтобы спокойно жить в течение года. В интервью Independent Ковингтон заявил: «Нет лучшего человека, чем Бэнкси… Он был для меня ангелом. Он помог мне больше, чем кто-либо за всю мою жизнь». Кто-то скажет, что ничего благородного в этом поступке нет, ведь человека без дома оставил. Кто-то посетует на то, что, ворочая такими суммами, можно выделить средства на приобретение маленькой хибарки со всеми удобствами. Так-то оно верно, но разве искупление грехов не освобождает от ответственности?

Было в его карьере и добро по неведению, когда он обменял билеты на фестиваль в Гластонбери на право разрисовать фургон. Ясное дело, что со временем фургон, отмеченный самим Бэнкси, принёс его хозяевам баснословные $500000, хотя ему красная цена – не больше тысячи.

Кое-что о личности и ещё чуть-чуть о карьере

Люди либо любят меня, либо ненавидят, либо им на меня плевать.

Бэнкси стоило бы назвать «Маэстро парадокса», ибо это главный его приём, то, за что его работы с самого начала примелькались на лондонских улицах, а затем стали раскупаться за баснословные деньги. Впрочем, вся его жизнь – простой парадокс. Он борется против капитализма, и при этом он – миллионер. Он создал вокруг себя ауру абсолютной таинственности, но выпускает книги, даёт интервью, снимает фильмы и устраивает выставки и массовые акции. Его бренд приносит изрядную прибыль, но он борется против корпораций. Он считается главным преступником художественной тусовки, потому что формально его картины нарушают общественный порядок, но во многих муниципалитетах рисунки Бэнкси охраняются в качестве культурного достояния. Уже были случаи, когда попытки закрасить граффити Бэнкси официально квалифицировались как вандализм.

Впрочем, сам факт того, что простой парень из окраины жутко провинциального и невзрачного Бристоля стал всемирно известен за счёт закрашивания уличной архитектуры, – уже парадокс. За это ведь до сих пор клепают административные штрафы! А если быть уж совсем откровенным, то не все его работы идут на пользу ландшафту. Понятно, что это социальные призывы, борьба против порочности общества, но иногда они бесят коллег по цеху.

Интересная история, связанная с самой известной его работой, той самой, где Траволта с Джексоном в образе любимых героев из «Криминального чтива» изображены с бананами вместо пистолетов. Сначала Лондонские транспортные рабочие закрасили работу Бэнкси, после чего тот вернулся и изобразил актеров с оружием в руках, но на этот раз одетых в костюмы банана. Тогда в роли цензора выступил 19-летний граффитист по имени Озон, пообещавший оставить следующий вариант, если тот окажется лучше предыдущего. Воистину, Геростратов подвиг! Однако оценки народного критика Бэнкси так и не дождался: Озон погиб под поездом. Бэнкси вернулся на то место и нарисовал ангела в бронежилете, держащего череп, и исправил ту самую картину. Вот так вот, невинно убиенный разгильдяй помог сотворить лучшую работу художника. На своём сайте он написал: «Когда мы потеряли Озона, мы потеряли бесстрашного художника граффити и, как выясняется, довольно проницательного арт-критика».

Наверное, немного опрометчиво называть сие творение самой популярной работой художника. Его крысы всё же более знаковые. Если сам Бэнкси является олицетворением арт-андеграунда, то крысы – олицетворением художника. Они обличают звериную, жестокую крысиную натуру социума, являясь мрачным предупреждением. Голодная хитрая крыса шныряет по углам и не щадит ни своих, ни чужих. Один из друзей Бэнкси предположил, что этого зверя художник выбрал неслучайно - слово «rat» (крыса) является анаграммой слова «art» (искусство). Но в своей книге художник признался, что, несмотря на красивую задумку, грызун был выбран без причины.

Я рисовал крыс целых три года, а потом кто-то сказал мне: какая это талантливая анаграмма слова «искусство». И мне пришлось притвориться, что я знал об этом всю жизнь.

Нынче он может позволить себе всё и даже больше. Его компания Picture On Walls приносит стабильную прибыль, вызывая зависть у авангардных богемных работников холста и масла. Всё, что должен сделать уважающий себя творец, практически сделано: на благотворительность потрачено, книга автобиографического содержания написана, даже фильм снят, да ещё какой. «Выход через сувенирную лавку» – высокохудожественный фарс, где режиссер предстал во всей красе перед народом с надвинутым на нос капюшоном и с искаженным голосом, автоматом номинировался на «Оскар» и был радушно встречен критиками и зрителями.

А что является главным показателем успешности в западном мире? Две вещи – тебя упомянут в «Симпсонах» и « » и позовут на одно из многочисленных вечерних шоу. С первой задачей Бэнкси справился, и, помимо того, что бесконечное число раз появлялся в «Симпосонах», даже стал автором заставки к третьей серии 22 сезона. Но вот на шоу он вряд ли когда-либо появится, слишком уж таинственная фигура.

Если русский андеграунд стоит за Пашей Техником, то британский – за Бэнкси. И эта мысль незыблема и нерушима. Главный анонимус стал символом эпохи, пожалуй, главным художником эпохи со времён Дали, вызвав революцию в культуре и жанре. Однако, если Дали брал эксцентрикой, то Бэнкси берёт тотальной анонимностью. Странной публичной анонимностью. И сдаётся мне, если бы журналисты хотели развенчать миф и сорвать маску, они бы давно это сделали. Но Бэнкси слишком яркий символ эпохи, яркий своей скрытностью, будоражащий умы одним лишь статусом «инкогнито», и если приоткрыть завесу тайны, то волшебная аура вокруг главного борца за справедливость путём искусства испарится, придётся отвечать за злодеяния. А может у него просто хорошие адвокаты? Как бы то ни было, Бэнкси хорош не только анонимностью, но и абсолютной противоречивостью дела всей его жизни. И пока есть те, кто закрашивает его работы и считает их уродством, бьётся сердце у самой независимой, самой дерзкой и неподкупной нише в изобразительном искусстве – у искусства граффити.

Но есть одна вещь, которая настораживает в образе героя городских стен. Почти в каждом своём высказывании он активно ругает полицию, восславляет своих коллег вандалов. Позиция скорее инфантильная, нежели логичная. Быть против правил, против искусства – скорее напоминает оголтелый нонконформизм. А после приведённого ниже высказывания райтер себя окончательно дискредитирует: а сам-то чего добился своими рисунками? Но это вторично. С Бэнкси нужно брать пример, как с человека, чуть-чуть изменившего мир и доказавшего, что только преданность делу, идее, оригинальности и мастерству вознесут тебя на вершину мира, даже если твоего лица никто не знает. Это, безусловно, продукт, созданный для зарабатывания денег, хотя не отрицаю, что сначала главной идеей был протест. Однако, этот продукт заставил смотреть на мир по-иному.

Только когда будет срублено последнее дерево и когда будет отравлена последняя река, - только тогда человек поймет, что вечное цитирование индейских пословиц делает его похожим на гребаную куклу.


1. Танцовщица позирует у одной из арт-инсталляций британского уличного художника, известного под псевдонимом Бэнкси (Banksy) у двери клуба Hustler Club в Нью-Йорке. (Фото Eric Thayer / Reuters)


2. В галерее одного палестинского художника можно найти дверь старого разрушенного дома, которую разрисовал Бэнкси. Дверь была выкуплена владельцем галереи в местечке Хан-Юнис на юге сектора Газа. Владелец двери так и не узнал, что продал настоящее произведение современного искусства, которое могло бы стоить целое состояние. Дверь досталась хозяину галереи всего за 175 долларов. (Фото Ibraheem Abu Mustafa/Reuters)


3. Жительница Палестины прогуливается мимо того места, откуда была снята та самая дверь, которую разрисовал Бэнкси. (Фото Mohammed Salem/Reuters)


4. Полли Дризер (Polly Dreezer), трехлетняя девочка, рассматривает граффити, нарисованное на стене Центра правительственной связи Великобритании в Челтнеме, западная Англия. Британские СМИ связывают эту новую работу Банкси с намеком на недавний скандал, разгоревшийся по вине Эдварда Сноудена. По информации, предоставленной им, ЦПС Великобритании обладает полным доступом к международным оптоволоконным сетям и передает все личные данные в распоряжение АНБ. (Фото Eddie Keogh/Reuters)


5. Собака мочится на новую работу британского уличного художника Бэнкси в Нью-Йорке. (Фото Mike Segar/Reuters)


6. Граффити, нарисованное на стене рядом с Риджентс-каналом в Камдене, Лондон. (Фото Luke MacGregor/Reuters)


7. Этот игривый котенок – предположительно, тоже дело рук Бэнкси. Он изображен на развалинах дома, пострадавшего при обстреле Израилем города Бейт-Ханун в северной части сектора Газа. (Фото Suhaib Salem / Reuters)


8. Каменная скульптура, созданная Бэнкси в Куинсе, Нью-Йорк. (Фото Shannon Stapleton/Reuters)


9. Женщина прогуливается мимо граффити, нарисованного неуловимым британским уличным художником Бэнкси в одном из районов Сан-Франциско. (Фото Robert Galbraith/Reuters)


10. Парень в шутку позирует рядом с новой работой Бэнкси в Нью-Йорке. (Фото Carlo Allegri/Reuters)


11. Женщина фотографируется рядом с граффити Бэнкси, носящим название "The Girl with the Pierced Eardrum”, Бристоль, Западная Англия. (Фото Andrew Winning/Reuters)


12. Граффити, нарисованное Бэнкси в городе Бейт-Ханун в северной части сектора Газа. (Фото Suhaib Salem/Reuters)


13. Пара сидит на крыше неподалеку от граффити, нарисованного Бэнкси, Сан-Франциско. (Фото Robert Galbraith/Reuters)


14. Женщина проходит мимо граффити, нарисованного на стене в северной части Лондона. Считается, что этот рисунок принадлежит Бэнкси. (Фото Toby Melville/Reuters)


15. Палестинский мальчик проходит мимо одного из рисунков Бжнкси, неподалеку от контрольно-пропускного пункта Каландия на Западном берегу, Израиль. (Фото Reuters/Stringer)


16. Новая работа Бэнкси украшает стену неподалеку от финансового центра Лондона. (Фото Finbarr O"Reilly / Reuters)


17. Ребенок позирует для фотокамеры рядом с новым граффити Бэнкси в Бруклине, Нью-Йорк. (Фото Carlo Allegri/Reuters)


18. Палестинский мальчик разглядывает рисунок Бэнкси, нарисованный в рамках Рождественской выставки в Вифлееме. (Фото Ammar Awad/Reuters)


19. Мужчина проходит мимо Бэнкси, Лондон, 2007 год. (Фото Luke MacGregor/Reuters)


20. На этом граффити Бэнкси показал маленькую девочку с динамитом, спрятанным внутри мороженого, Лондон, 2003 год. (Фото Reuters/Stringer)


21. Свежая работа Бэнкси, которую можно увидеть на стене в районе Кони-Айленд в Нью-Йорке. (Фото Brendan McDermid/Reuters)


22. Жительница Палестины идет вместе с детьми мимо граффити Бэнкси, Арам, Западный берег. (Фото Ammar Awad/Reuters)


23. Еще одна работа, также приписываемая Бэнкси, расположена на стене в Портобелло-роуд (Portobello Road), на западе Лондона. (Фото Dylan Martinez/Reuters)


24. Граффити на стене рядом с Риджентс-каналом в Камдене, Лондон. (Фото Luke MacGregor/Reuters)


25. Забавная арт-инсталляция Бэнкси в Нью-Йорке, 2008 год. (Фото Lucas Jackson / Reuters)

2 июня в Центральном Доме художника откроется первая в России выставка Бэнкси (Banksy) - самого известного и самого неуловимого уличного художника в мире. До сих пор никто доподлинно не знает, кто скрывается за этим псевдонимом, хотя Бэнкси неоднократно ловили, сажали в тюрьму и "разоблачали". ТАСС изучил самые правдоподобные теории о личности художника.

Затворник из Бристоля

"Белый, 28 лет, одет неряшливо - джинсы, футболка, серебряный зуб, серебряная цепь, серебряная серьга. Выглядит как что-то среднее между Джимми Нейлом и Майком Скиннером из The Streets", - так Бэнкси описывал в 2003 году журналист The Guardian Саймон Хаттэнстоун, которому удалось пообщаться с художником с глазу на глаз. С тех пор Бэнкси не показывал своего лица журналистам. И тем самым только подогревал интерес прессы и конспирологов к своей персоне.

В 2016 году поисками уличного художника номер один занялись британские ученые. Специалисты из Лондонского университета королевы Марии заявили, что вычислили его с помощью метода географического профилирования - системного анализа мест, где Бэнкси создавал свои работы. Аналогичный способ используют, в частности, полицейские, охотящиеся за серийными убийцами. Метод географического профилирования предполагает, что преступники совершают правонарушения недалеко от своего места жительства. Соответственно, анализ географии преступлений позволяет обнаружить место жительства злоумышленника, а также места, которые он чаще всего посещает.

Для обнаружения Бэнкси ученые привлекли криминологов и бывших детективов из нескольких стран. За основу исследования была принята гипотеза, что Бэнкси - это выпускник публичной школы в Бристоле Робин Каннингем, о котором британские таблоиды писали еще в 2008 году. В выборку ученых попали 140 работ в Лондоне и Бристоле, принадлежащих уличному художнику. В ходе анализа выяснилось, что места их расположения совпадают с пабами, футбольными полями и домашними адресами, где проживал или часто бывал Каннингем.

"У нас было десять наиболее вероятных подозреваемых, но быстро стало очевидно, что серьезно стоит рассматривать только одну кандидатуру, и теперь все знают, кто это", - сообщил Би-би-си один из авторов исследования Стив Ле Комбер. Он также признался, что уже давно был поклонником Бэнкси и догадывался, что он и есть Робин Каннингем.

На момент публикации расследования многие опасались, что Каннингему будут предъявлены обвинения в "преступном вандализме", именно так в Великобритании расцениваются граффити. Известно, что адвокаты Бэнкси связывались с авторами доклада и пытались выяснить, как именно выводы ученых будут подаваться в СМИ. Ведь подобная слежка может быть расценена как нарушение права на неприкосновенность частной жизни.

Предположения о Бэнкси-Каннингеме возникли еще в 2008 году. Его узнали бывшие школьные товарищи по фотографии, которая была сделана несколько лет назад на Ямайке, когда художник работал над своим очередным произведением. Представители Бэнкси, разумеется, эту информацию опровергли.

Издание Mail on Sunday, потратившее целый год на расследование личности Бэнкси, писало, что семья Каннингема и его жены Джой Миллворд ведет жизнь настоящих затворников. Они мало общаются с соседями, а родственники Миллворд знают о ее супруге лишь то, что он зарабатывает на жизнь иллюстрированием поваренных книг и дизайном для различных мероприятий - этим якобы объяснялись его частые отлучки. Любопытно, что жена предполагаемого Бэнкси - одного из главных критиков британского истеблишмента - на тот момент работала в группе, которая лоббировала интересы благотворительных организаций в британском парламенте.

Атака на анонимность

Теория о том, что Бэнкси - это Каннингем, была оспорена в том же 2016 году. Журналист Daily Mail Крейг Уилльямс заявил , что под этим псевдонимом скрывается не дизайнер поваренных книг, а участник трип-хоп группы Massive Attack Роберт "3D" Дель Ная. Изучив маршруты туров Massive Attack за 12 лет, журналист выяснил, что работы Бэнкси появлялись именно в тех городах, где выступала группа. При этом Уилльямс допустил, что граффити Бэнкси - это коллективное творчество нескольких художников.

Однако совпадений оказалось еще больше. Дель Ная, как и Бэнкси, уроженец Бристоля, занимался граффити с 1980-х годов и входил в стрит-арт группу The Wild Bunch. Он известен как родоначальник бристольского трафаретного граффити, которое считается визитной карточкой Бэнкси. Дель Ная самостоятельно оформлял все обложки для альбомов Massive Attack, и при взгляде на пластинку Heligoland (2010) действительно кажется, что это работа его предполагаемого альтер-эго.

Если Дель Ная и Бэнкси - это не один человек, то, по крайней мере, тесно связанные друг с другом люди. Участник Massive Attack признавался, что художник - его "приятель", который приходил послушать "пару концертов". Дель Ная присутствовал в документальном фильме Бэнкси "Выход через сувенирную лавку", а тот написал предисловие для книги музыканта "3D и искусство Massive Attack". Их связывают общие друзья, такие как музыкальный продюсер Джефф Бэрроу из Portishead, написавший саундтрек для "Выхода…". Музыка Massive Attack также сопровождала открытие отеля, который Бэнкси построил на границе Израиля и Палестинской автономии.

В 2017 году секрет Дель Ная окончательно раскрыл его друг, британский диджей Goldie. "Возьмите граффити-шрифт, напишите на футболке "Бэнкси" - и все, можно продавать. При всем уважении к Роберту, я думаю, он замечательный художник, он изменил мир искусства", - сказал музыкант в одном из интервью. Впоследствии он обратил все в шутку, но не стал опровергать своих слов. Наиболее пытливые же конспирологи заметили, что имя "Роберт" было произнесено им нечетко и прозвучало почти как "Роб". А это значит, что под маской Бэнкси может скрываться как Роберт Дель Ная, так и Робин Каннингем. Или же никто из них.

От крыс к "Оскару"

Бэнкси занялся граффити в 14 лет. В конце 1990-х он размалевывал стены родного Бристоля в составе группировки DryBreadZ Crew. Со временем его задумки становились все масштабнее, а уходить от полиции ему становилось все сложнее. Однажды, прячась от стражей порядка, он решил начать пользоваться трафаретами, чтобы экономить время. Так зародился неповторимый стиль Бэнкси, для которого характерны минималистичные монохромные рисунки (нередко с какой-нибудь яркой деталью или надписью красного цвета), и неизменно - на остросоциальную тематику.

Визитной карточкой художника стали изображения крыс. Один из друзей Бэнкси предположил, что этого зверя он выбрал неслучайно: слово "rat" (крыса) является анаграммой слова "art" ("искусство"). Правда, в своей книге Wall and Piece Бэнкси признался, что этот факт он осознал уже спустя годы после того, как он стал изображать грызунов на стенах городов.

С годами Бэнкси значительно расширил географию своего творчества и создал уникальные шедевры граффити в Лондоне, Нью-Йорке, Барселоне, Берлине, Тель-Авиве и еще десятках городов мира. Его работы сейчас настолько популярны, что их вырезают вместе со стенами и продают за сотни тысяч долларов на международных аукционах (в среднем они оцениваются в сумму свыше $500 тыс.). Однако сам художник монетизацию своего творчества не одобряет, считая, что искусство должно быть достоянием всего общества.

Бэнкси не ограничивается аэрографией - он также занимается перформансами и масштабными инсталляциями. В 2015 году художник открыл парк "Дисмаленд" (от английского dismal, что означает "угрюмый", этакий анти-Диснейленд). Четырьмя годами ранее он получил номинацию на премию "Оскар" за его документалку "Выход через сувенирную лавку", которая рассказывает не столько о Бэнкси, сколько о творческом пути художника Тьерри Гетта под псевдонимом Мистер Мозгоправ (Mr. Brainwash). После выхода этого фильма появилось бесчисленное множество теорий относительно личности Бэнкси: фанаты пытались найти в кино "пасхальные яйца", которые могли бы приоткрыть завесу тайны, а некоторые и вовсе считали, что Тьерри Гетта и есть Бэнкси. До этого ходили теории, что "в миру" Бэнкси работает мясником, а также - что под этим псевдонимом орудует не художник, а художница.

Артур Громов