Поясные поклоны вместо земных. Можно ли совершать от Пасхи до Троицы земные поклоны? Как и когда правильно выполнять земные поклоны

В 2001 году проходил Всероссийский регентский съезд, восстановивший традицию, прерванную в 1916 г. Наряду с важными клиросными и уставными проблемами, рассматривался вопрос и о поклонах в храме за богослужением.
В храме все должно быть "по чину и благообразно", где самовольным ошибочным мнениям не место.
Начну краткий обзор этой темы.
Поклоны существуют трех видов:
МАЛЫЕ (метания) с крестным знамением и без оного
ПОЯСНЫЕ
ЗЕМНЫЕ

МАЛЫЙ ПОКЛОН С КРЕСТНЫМ ЗНАМЕНИЕМ
-применяются во всех случаях выражения молитвенного чувства и обращения. Например, при прохождении мимо алтаря, храма, на прошении ектиний, при пении "Аллилуиа", "Святый Боже", когда слова молитвословий побуждают к этому ("поклонимся", "припадем", "Помолимся").

МАЛЫЙ ПОКЛОН БЕЗ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ
1. Когда кадят молящихся (причем, поклон - ПОСЛЕ, а не во время каждения: в то время, когда дьякон или священник Вас кадит - Вы стоите прямо); осеняют их свечами; когда благословляют рукой или крестом (последнее про крест для меня - новость).
2. Когда священнослужитель совершает каждение всего храма. При этом лицом к нему поворачиваются только те молящиеся, мимо которых проходит кадящий. И тем более не поворачиваются к алтарю спиной.
3. При возглашении
- ГЛАВЫ ВАША ГОСПОДЕВИ ПРИКЛОНИТЕ
- МИР ВСЕМ
- БЛАГОСЛОВЕНИЕ ГОСПОДНЕ НА ВАС...
- БЛАГОДАТЬ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА...
4. На Херувимской песне на великом входе при возглашении: ВСЕХ ВАС ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН.... (при этом священник крестообразно осеняет предстоящий народ Святой Чашей). Я в этот момент молюсь в себе: Помяни мя, Господи, во Царствии Своем! Помяни мя, Владыко, во Царствии Своем! Помяни мя, Святый, во Царствии Своем!
5. Во время чтения Евангелия (стоит прямо, с наклоненной головой, как бы слушая Самого Иисуса Христа).
6. При пасхальном приветствии кадящего с крестом иерея при словах:
- ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Отвечая:
- ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ БЕЗ ПОКЛОНА
1. При чтении Символа веры на словах:
"...Бога Отца, Вседержителя...", "И во Единаго Господа Иисуса Христа...", "И в Духа Святаго...".
Здесь есть разночтения, например у свт. Игнатия Брянчанинова указано осенять себя крестом только на "Верую...".
2. При произнесении слов:
"силою Честнаго и Животворящаго Креста...".
3. В начале чтения Апостола, паремий.
4. При отпусте на словах:
"Христос истинный Бог наш...", а поклон уже после окончания отпуста, на последних словах.
5. В начале шестопсалмия 3 раза на словах "Слава в вышних Богу...".
6. При словах тропаря "Спаси, Господи, люди Твоя..." и др.

ПОЯСНОЙ ПОКЛОН
Поясные поклоны бывают глубокие (до земли - рукой) и неглубокие (в пояс).
Применяются:
1. При входе в храм и выходе из него (3 раза напротив алтаря).
2. При возгласе "Благословен Бог наш...".
3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святей Троице.
4. При возгласах:
- Твоя от Твоих.
- Святая Святым (3 поклона!)
5. При произнесении слов на "Честнейшей":
- ...Сущую Богородицу Тя величаем.
6. На возглас:
- Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе!
7. В начале великого славословия на утрени ("Слава в вышних Богу").
В современной традиции все более входит обычай становиться на колени, хотя Устав предполагает метание.
8. После пения первой половины Херувимской песни, на великом входе, во время выхода священнослужителей (встречая Святую Чашу).
9. Перед чтением и по прочтении Евангелия на словах "Слава тебе, Господи, слава Тебе".
10. После "Достойно есть" - земного поклона не совершаем, из-за того, что земной поклон предшествовал Святым Тайнам.
Святым Тайнам - земной, Божией Матери - поясной

ЗЕМНОЙ ПОКЛОН
Земные поклоны – поклоны, «елико мощи главою до земли довести» (Типикон), полагают при поклонении наибольшим святыням; в дни постов и наиболее важные и таинственные моменты богослужения. А первом и последнем случаях значение календарного периода в расчет не принимается.

Так, во время пения «ТЕБЕ ПОЕМ» на Евхаристическом каноне (как ориентир для прихожан – приблизительно во время пения «и молим Ти ся Боже наш») происходит страшный и славный МОМЕНТ ПРЕЛОЖЕНИЯ Святых Даров. По учению церкви, с этого момента на Святом Престоле возлежат уже не хлеб и вино, но Самое Пречистое Тело Христово и Самая Пречистая Его Кровь, и священник повергается ниц перед этой Святынею.

«….ЭТОТ МОМЕНТ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ - ОСНОВА ВСЕЙ ЖИЗНИ МИРА, это - ось жизненного колеса…
Страшный этот момент: все существо человека, все его чувства, мысли, все его существо должно повергаться ниц перед этим явлением человеколюбия и милости Искупителя»,--

так пишет об этом великом моменте священномученик Серафим (Звездинский).
Земной поклон здесь положен в любой календарный период и, в том числе, на Пасху.
Можно только недоумевать и скорбеть, когда в столь важнейший момент народ не падает ниц, а на возгласе «Святая святым» почти все делают земной поклон, когда он здесь неуместен.
(Вот уж точно - так и происходит(((.)

Священнослужитель делает поясные поклоны (положено 3 поклона), стоя возле Престола, а народ падает ниц, стоя в храме… Это можно объяснить только незнанием, непониманием происходящего за богослужением.

Обязателен земной поклон причастнику, в том числе и на Пасху при явлении Святых Даров на возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите…».

ЗЕМНОЙ ПОКЛОН в Великий пост.
Примеры обязательного употребления земных поклонов:
- на Великом повечерии при возглашении:
"Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных"
"Боже, очисти нас, грешных, и помилуй нас";
- на Великопостной вечерне
при пении "Богородице Дево, радуйся",
"Слава: Крестителю... Христов...", и ныне: "Молите за ны..." (на ккаждом стропаре все творят один земной поклон,
после "Под Твое благоутробие..." - один поясной;
- на изобразительных, в конце пения блаженств поется троекратное:
"Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем", Помяни нас, Владыко...", "Помяни нас, Святый...".

ЗЕМНЫЕ ПОКЛОНЫ: РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ
Самой распространенной ОШИБКОЙ является то повсеместно принятое мнение, ЧТО НЕ ПОЛОЖЕНО СОВЕРШАТЬ В ХРАМЕ ЗЕМНЫЕ ПОКЛОНЫ:
- в дни воскресные, в дни святок, от Пасхи до Пятидесятницы, в двунадесятые праздники. Поклоны в этих случаях прекращаются от вечернего входа под праздник до «Сподоби, Господи…» на вечерне в самый день праздника или его отдания;
-также и в дни Страстной седмицы после прочтения в последний раз молитвы «господи и Владыко живота моего» до Пятидесятницы, исключения составляют поклоны у Плащаницы; и в двунадесятый праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста совершаются поклоны перед Крестом.
На самом деле Устав никогда не запрещал земных поклонов.
Все эти указания Устава нуждаются в подробном рассмотрении. Чаще всего опираются на выражение Правила 20-го I Вселенского Собора, которое гласит: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в День Господень; и во дни Пятидесятницы; то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу». Правило 90-е VI Константинопольского Собора также говорит о непреклонении колен с субботы по входе до воскресения по входе на вечерни. Но, обращая внимание на слова «преклоняющие колена», почему-то пропускают слова «да стояще приносят молитвы Богу». Однако это важно, потому что «преклонением колен» называются НЕ ЗЕМНЫЕ поклоны, а ДЛИТЕЛЬНОЕ моление НА КОЛЕНЯХ. Во времена Соборов таковыми являлась, например, сугубая ектиния. В будние дни ее сугубость значимость проявлялась не только в троекратном повторении «Господи, помилуй!», но и в умилостивляющем, покаянном положении тела, а именно: стоя на коленях. Такая молитва действительно уменьшала праздничность дня.
Указывая на выражение Постной Триоди (Великая Среда вечера): «И абие упраждняются совершенно в церкви бываемые поклоны. В келлиях же даже и до Великаго Пятка совершаются», забывают, что по терминологии книги, составленной на Востоке, - Постной Триоди, - Церковь обозначает НЕ ХРАМ, а СОБРАНИЕ ВСЕЙ ОБЩИНЫ на молитву. Келлия же подразумевает не отдельную комнату русских монастырей, занимаемую одним лицом, а маленькую группу монахов, возглавляемую старцем или просто старшим братом, поставленным от священноначалия обители. ТАКИМ ОБРАЗОМ, здесь речь идет об отмене ОРГАНИЗОВАННЫХ поклонов во главе со священником (в храме) или старшим (в келлии).
Больше о поклонах ри Триодь, ни Типикон не упоминают. Однако все согласны, что перед Плащаницей творятся только земные поклоны. Следовательно вышеуказанное правило не касается земных поклонов вообще, а имеет отношение только к определенной их группе (организованным).
Можно привести еще три косвенных момента.
1. По свидетельству старых насельников Киево-Печерской Лавры, старцы в Лавре говорили: «А если в самый Светлый день Пасхи нам явится Господь Иисус Христос - мы упадем Ему в ноги или, отвесив поясной поклон, скажем: «Прости, Господи, по Уставу большего не положено»?
2. Старообрядцам, безусловно, в вопросах соблюдения обрядовых норм и правил нет равных. По катавасии 9-й песни положен великий поклон, что подразумевает под собой земной поклон.
3. Во время хиротонии, случившейся в период Пятидесятницы, ставленник после каждого обведения вокруг Престола кладет земной поклон рукополагающему его орхиерею.
Таким образом, единовременное падение ниц, выражающее крайнее благоговение и восторженное или покаянное состояние души, не может быть запрещено никем, ничем и никогда.
Кроме того, можно добавить, что епитимийные земные поклоны кладутся даже в Светлое Христово Воскресение.
Все это отмечается не для того, чтобы заставить всех по воскресениям бить земные поклоны, а для того, чтобы умерить пыл тех, кто проповедует мнение, что кладущие земные поклоны в вышеуказанные периоды совершают грех чуть ли не святотатства.

(Если даст Господь и живы будем – продолжение следует; делаю дайджест подробнее, ибо просили упоминать откуда, что и почему.)

ОСТАЛЬНЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ
При каждении диакона или иерея на «Господи возвах», «Честнейшей» и др. преклоняют головы только те молящиеся, мимо которых проходит кадящий (см. выше). В данном случае ошибкой бывает «провожание» кадящего, то есть поворот как подсолнух за солнцем (бывает, что молящиеся в порыве неуместного благочестия описывают полный поворот вокруг себя, поворачиваясь к алтарю спиной).
На вечерне на входе, когда священник, приложившись к иконе Спасителя, благословляет свещеносца (этим отпуская его), - народу, предстоящему в храме, преклонять главу при этом не надо. Это же правило относится и к малому входу на Литургии.
При каждении диакона или иерея с амвона на «Господи воззвах», «Честнейшей» и др. вначале – каждение левого и правого клиросов, затем – народа. Также на полиелее - священник производит каждение предстоящих священнослужителей, затем правый и левый клиросы и только потом предстоящий народ. Здесь и необходимо преклонить главу, а не кланяться без разбору во все стороны.
НА «СВЯТАЯ СВЯТЫМ» НЕТ ЗЕМНОГО ПОКЛОНА, НО ТРИ (!) ГЛУБОКИХ ПОЯСНЫХ («Служебник»).
На великом входе (в середине Херувимской песни) креститься не надо, так как не происходит никаких побуждающих к этому действий, и только на словах священнослужителя «всех вас православных христиан», следует преклонить главу. В это время предстоящие осеняются Святой Чашей.
Об ошибках на ектиньях об оглашенных – тут, полагаю, всем понятно, говорить излишне. Слушаем и поступаем по словам.
Когда уносят Святые Дары, на возглас «Всегда, и ныне и присно…» земного поклона нет, но поясной, так как это неуместно. Предполагается, что многие (а в древние века – все) являются причастниками, а в Церкви полагается единообразие в поклонах. (Здесь личное: не смогу не совершить земной поклон перед Чашей, если, беда-беда, не причащалась. Ну, не смогу.)
В Великий пост на вечерне на возглас: «Премудрость, прости (т.е. СТАНЕМ ПРЯМО). Свет Христов просвещает всех» земного поклона нет (Это ясно из перевода), но метание без крестного знамения. (Здесь личное: ведь везде указывается на земной поклон, а из перевода «станем прости» - его, похоже, нет).
Эта традиция требует изучения, приведем цитаты обсуждения этого вопроса:
«По чинопоследованию тут исключительно вставание. То есть сам чин не предусматривает никакого поклона, ниже метания».
«По требнику - тоже никакого поклона, даже малюсенького».
«Полагаю, что и всеразличные адорации на Литургии Преждеосвященных Даров (особенно во время кафизм) есть привнесенное».
«Ни в византийской, ни в древнерусской, ни в современной греческой практике поклона тут нет. Так что, наверное, и вправду – народное творчество».
«В этом обсуждаемом моменте в других Православных Церквах поклона не делают. Конечно, в нем нет логики, тем более сейчас. Раньше свет приносил архидиакон извне. Поклон мог появиться, когда это начал делать предстоятель».
Н.Д.Успенский, профессор Петербургской Духовной академии писал: «Сам Христос Спаситель назвал Себя светом мiру (ИН. 8. 12). Тихий свет вечернего светильника напоминал им о Том, о Ком евангелист писал: « Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9). Горящий в молитвенном собрании светильник живо напоминал присутствующим на нем о духовном пребывании с ними Христа, обещавшего быть там, где двое или трое собраны во имя Его (Мф. 18, 20).
И еще, из «Закона Божия для гимназий 1872г.»:
«…исторически в дни Великого поста оглашенные, готовившиеся к крещению, во время появления и осенения зажженною свечею, в знак того благодатного света, который они получат в крещении, делали поклон до земли».
«После Херувимской три поклона должны быть без молитвы св.Ефрема Сирина. У русских это как украшение (и это признал о.Михаил Желтов)».
«Хотя не всегда, но надо иметь в виду и практику других Церквей, а то – только с русской, - можно серьезно ошибиться».
«По поводу трех поклонов с молитвой св.Ефрема Сирина на Литургии Преждеосвященных Даров – вопрос ясный. Там этой молитвы нет. Однако, если священник просто делает три земных поклона, то его примеру никто не последует. Хотя и сама молитва Ефрема Сирина «глаголет в себе», а не как нынче принято – велегласно.
По вопросу «Свет Христов» все понятно. Вообще, по смыслу там поклона нет, однако следует диаконский возглас, призывающий встать. То есть особое отношение к моменту все же есть».

ШЕСТОПСАЛМИЕ.
На Шестопсалмии КРЕСТИТЬСЯ И КЛАНЯТЬСЯ НЕ ПОЛОЖЕНО. Шестопсалмие - это шесть избранных псалмов из Псалтыри, читаемых в начале утрени. После первых трех псалмов, составляющих первую статью шестопсалмия, когда произносятся слова «Слава… и ныне… Аллилуия…» не совершаются крестные знамения и поклоны, как предусматривает это Устав в других случаях. Старец Паисий Афонский, отвечая на вопрос, почему мы не садимся на шестопсалмии, говорит: «Потому что оно СИМВОЛИЗИРУЕТ СТРАШНЫЙ СУД. Поэтому хорошо, если во время шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда. Шестопсалмие занимает 6-7 минут (многие святые указывает, что Божий суд над нами займет ровно время чтения этих шести псалмов). После первой статьи мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явиться миру как Судия».

ПОКЛОНЫ НА ЛИТУРГИИ (не приведенные выше, по уставным заметкам схиархимандрита Дионисия (Лукича), дореволюционного уставщика Киево-Печерской Лавры).
На возглас «Благословенно Царство…» не принято обязательного земного поклона.
На «Трисвятом» - малые поклоны, также и на «Кресту Твоему…».
У святителя Игнатия (Брянчанинова) в V томе «Приношение современному монашеству» читаем, что на ектиньях при первом прошении и при возгласе, которым служащий священник заключает ектинью, - полагается по одному поясному поклону. Имеется также мнение владыки Афанасия (Сахарова), который говорил, что на просительной ектиньи поклоняемся на каждое прошение, так как в каждом из них говорится о самом необходимом для нашей жизни.

ПОЧИТАНИЕ ИКОН
К иконам прикладываемся так: два поясных поклона, затем прикладываемся к иконе.
Если несколько икон, то после двух поясных поклонов прикладываемся к нескольким иконам (по старшинству). Начиная со второй - к каждой с крестным знамением, после чего делается третий поясной поклон.

Если мы идем на ПОМАЗЫВАНИЕ, то, приложившись к иконам, подходим к священнику, принимаем помазывание, отходим и делаем третий поясной поклон в сторону алтаря и малый поклон (наклоняем голову) без крестного знамения предстоящему священнику (повернувшись в его сторону).

*Духовно-просветительское издание "О поклонах во время богослужения", по материалам 1 Всероссийского регентского съезда (17-21 июля 2001г., Подмосковье), 4-издание, 2015 г., допущено к изданию Изд. советом Белорусского Экз. Моск.Патр.. Решение 519 от 18.10.2011. Редакцию итогового документа готовил уставщик Свято-Троицкого Ионинского монастыря архимандрит Спиридон (Письменный).


Древних христиан крестили прямо во время Литургии. Проректор ПСТГУ по научной работе священник Константин Польсков рассказал «Нескучному саду» о том как и зачем возродилась эта традиция


О чем мы просим Бога на молебне, из чего состоит это богослужение, почему можно подать записку «О здравии», но лучше присутствовать на молебне, рассказывает протоиерей Игорь ГАГАРИН


12 октября празднуется день обретения мощей свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францусского. На сайте собора в Сан-Франциско можно заполнить форму и подать записку о здравии. Записки каждую неделю читают за молебном у мощей святителя.


Профессор кафедры патрологии и систематического богословия ПСТГУ протоиерей Борис ЛЕВШЕНКО рассказал, в чем суть адских мук, и как живые могут помочь мертвым


6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.


Чтение Великого Канона Преподобного Андрея Критского вводит нас в удивительный мир Библии. Удивительный по силе, удивительный по глубине, удивительный по вдохновению и по той красоте приближения к жизни каждого, что раскрывается нам в этих священных текстах. Своими мыслями о Каноне с нами поделился диакон Августин Соколовски, преподаватель Фрибургского Университета в Швейцарии и в Киевской Духовной Академии


Впереди суббота пятой недели Великого Поста. В пятницу, накануне, на праздничной утрене уже субботнего церковного дня, читается Великий Акафист Божией Матери. Такой день бывает только один раз в Церковном году. Это праздник Похвала Божией Матери или, как еще называют этот день день, Суббота Акафиста


В храме святителя Николая в Кузнецкой слободе, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин Великого освящения престола. Многие в связи с этим событием спрашивали: «Зачем освящать престол, который уже освящен?» На этот наш вопрос отвечает клирик Николо-Кузнецкого храма, заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ священник Николай Емельянов


Участвовать в акции, которая состоится 30 октября, сможет каждый: все пришедшие будут по очереди зачитывать имена погибших по расстрельным спискам НКВД.


Как сообщается в обращении состоявшегося во вторник заседания Высшего церковного совета, за последнее время произошла череда актов вандализма в храмах. ВЦС призвал верующих 22 апреля совершить молебен в защиту поруганных святынь. Ситуацию для «Нескучного сада» комментирует епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, член ВЦС


8 апреля, в Вербное воскресенье, по окончании литургии в Храме Христа Спасителя состоится торжественное изнесение ковчега с частицей Ризы Господней и Гвоздя от Креста Господня на середину храма


Оказывается, на Страстной седмице совершается еще один чин прощения - за все обиды, которые мы причинили друг другу во время Великого поста, а чтение 12 Евангелий раньше были шествием по городу - на остановках читали, на переходах пели. Подробнее строй богослужения Страстной седмицы объясняет Илья КРАСОВИЦКИЙ, старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ


В Великую Среду вспоминается предательство Иуды. Священное Писание называет его "сыном погибели", церковные песнопения "раб и льстецом", "другом и диаволом". Но в наши дни часто говорят, что ученик-предатель просто несчастный соблазнившийся человек или даже орудие Божиего замысла о спасении человечества. Как относиться к Иуде, рассуждает архимандрит ИАННУАРИЙ (ИВЛИЕВ)

Святитель Афанасий Сахаров об этом писал следующее:
"Ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа" (Гал. 4,7).
"Все водимые Духом Божиим суть сыны Божий, потому что мы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу" (Рим. 8, 14-17).

Соответственно сим и приведенным в предшествующем примечании словам святого апостола Православная Церковь заповедует своим сынам во все воскресные дни и в великие Господские праздники во время молитвы, как на общественном богослужении, так и на домашнем, келейном правиле, совсем не преклонять своих колен, ибо коленопреклонение знаменует рабское состояние и наше падение. В воскресные же дни и в великие праздники мы славим Господа за наше спасение и, как бы забывая о грехе, отчудившем нас от Бога, с сыновним дерзновением, стоя прямо, открытым лицом взирая на Него, вопием: "Авва, Отче!"

Указание об отмене коленопреклонений в воскресные дни восходит к глубокой, первохристианской древности. Уже 1-й Вселенский Собор 20-м правилом своим постановляет: "Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, УГОДНО СВЯТОМУ СОБОРУ да стояще приносят молитвы Богу". И 6-й Вселенский Собор, 90-м правилом своим подтверждая отмену коленопреклонении в воскресные дни, провозглашает: От БОГОНОСНЫХ ОТЕЦ НАШИХ КАНОНИЧЕСКИ ПРЕДАНО не преклоняти колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова. А святой Василий Великий в 91-м правиле говорит: "ЦЕРКОВНЫЕ УСТАВЫ научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы".

К сожалению, у нас почти забыты церковные правила о коленопреклонениях и соборные и отеческие постановления по этому поводу. Наши богомольцы в большинстве, как бы совсем забыв о своем сыновстве, о том, что мы уже не рабы, а искупленные кровью Христовою от рабства сыны Божий, вопреки наставлению Василия Великого, ПРЕДПОЧИТАЮТ во время молитвы коленопреклонение, не считаясь ни с торжественностью совершаемых Церковью праздников, ни с содержанием молитвословий. Обычно чаще всего становятся на колени и совершают поклоны во время наиболее знакомых молитвословий, хотя бы то были хвалебные полиелейные псалмы или торжественное Великое славословие.

ВОПРОС :
Хотя существует общее правило, что земные поклоны в воскресные и праздничные дни отменяются, но многие считают необходимым совершать на литургии земные поклоны в следующие моменты:
а) при освящении Св. Даров, в конце пения «Тебе поем»;
б) при вынесении Св. Даров для причастия (в особенности для тех, кто приступает к ним)
в) при последнем явлении Св. Даров в конце литургии.

Допустимы ли эти земные поклоны?

ОТВЕТ архиепископа Аверкия (Таушева): НЕДОПУСТИМЫ.

Нельзя ставить своё собственное мудрование выше разума Церкви, выше авторитета Святых Отцев.

""Первый Вселенский Собор, своим 20-м правилом, и Шестой Вселенский Собор, своим 90-м правилом, ясно и определённо запрещают «преклонять колена» в «день Господень» (воскресенье) и «во дни Пятидесятницы» (от Пасхи до праздника Пятидесятницы в течение всего этого периода времени ежедневно), а такой высокий авторитет для нас, как великий вселенский учитель и святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадомйской, в своём 91-м каноническом правиле ясно и вразумительно объясняет причину этого, относя это к «таинствам церковным», а принятое всею Церковью каноническое правило священномученика Петра, Архиепископа Александрийского, прямо свидетельствует, что в воскресный день «и колена преклоняти мы не прияли».

Полностью правила Вселенских Соборов звучат таким образом -
«Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояше произносят молитвы Богу» (20-е правило I Вселенского Собора). Также VI Вселенский Собор определил: «От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем воскресение» (90-е правило).

Отсюда видно, что нельзя делать поклоны после вечернего входа, а не перед всенощным бдением, как это неверно понимают многие. Почему именно после вечернего входа? В древности основные службы точно соответствовали времени суток. Так как день в Церкви начинается с вечера, то первая служба суточного круга была вечерня. Началом нового дня считался вечерний вход, после которого пелось умилительное песнопение Свете тихий. По мнению выдающегося литургиста проф. М. Скабалановича, эта «песнь заключает в себе вызываемое появление вечернего света и благодарность за дожитие до него, прославление через Христа Святой Троицы и Его Самого… Свете тихий рядом с великим славословием и Сподоби Господи - древнейшая христианская песнь. Она приводится в Александрийском кодексе Библии V века. Это типичная христология I-II веков» (Толковый Типикон. К., 1913. Вып. 2. С. 132-133). Затем произносится Сугубая ектения, а потом Сподоби Господи - молитва с просьбой провести безгрешно наступивший вечер (следовательно, и новый день). Затем идет Просительная ектения, с которой собственно и начинается вечернее моление: Исполним вечернюю молитву нашу Господеви.

Значение этих правил подробно разъясняет св. Василий Великий в 91 каноническом правиле, взятом из творения его "О Святом Духе". Он говорит: "В первый день седмицы [воскресение], совершаем молитвы стоя прямо, но не все знаем тому причину. Ибо не только, как воскресшие со Христом и обязанные искать высших, в воскресный день прямым положением тела во время молитвы напоминаем себе о дарованной нам благодати; но и потому cиe делаем, что этот день, по-видимому, есть как бы образ ожидаемого нами века. Посему, будучи началом дней, у Моисея назван он не первым, но единым. Ибо сказано: и бысть вечер, и бысть утро, день един; потому что один и тот же день возвращается многократно. Посему он же есть и единый и осьмый, изображающей собою действительно единый и воистину осьмой день, о котором псалмопевец упомянул в некоторых надписаниях Псалмов (Псал. VI и XI), то есть оное состояние, которое последует за теперешним временем, оный не прекращающийся, невечерний, не сменяющийся день, оный нескончаемый и нестареющийся век. Посему Церковь по необходимости научает питомцев своих совершать в сей день молитвы стоя, чтобы при частом напоминании о нескончаемой жизни не вознерадели мы снабдить себя напутствиями к преставлению в оную.

Стояние без земных поклонов, таким образом, по изъяснению св. Василия Великого, есть символ будущего века, когда сыны Церкви окончательно, с помощию Божией победившие грех, уподобятся ангелам, про которых Церковь поёт, что они на зло пребывают недвижимы, т.е. не поддаются никаким соблазнам, будут вечно пребывать в праведном блаженном состоянии, будут неподвижно стоять в истине. Стояние без земных поклонов есть знамение полной победы Христовой над диаволом, той победы, которая особенно ярко показана в воскресении Господнем, а ещё полнее будет показана после всеобщего воскресения. В день воскресения Церковь празднует эту победу и призывает нас не только прославлять её словесной молитвой, но и исповедовать её самым образом стояния в храме. Поэтому класть земные поклоны в эти дни так же противоречит всему духу праздника, как если бы кто на свадьбе присутствовал в трауре.

Так же 24 правило ("Приношение современному монашеству", глава "Правила") св.Игнатия Брянчанинова запрещает поклоны в этот день. "" Когда при чтении кафизм поется, а при окончании их, равно как и при окончании шестопсалмия, произносится троекратно аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже, полагается по три поясных поклона, кроме воскресных и праздничных дней, суббот и полиелеев, в которые эти поклоны оставляются"

При таком единомыслии св.Отцов нашей Церкви по данному вопросу у нас нет никаких оснований сомневаться в истинности данного постановления.

Поклоны при молитве являются внешним выражением чувств кающегося человека. Поклоны помогают молящемуся настроится на молитву, они пробуждают дух покаяния, смирения, душевного сокрушения, укорения себя и покорности воле Божией, как благой и совершенной.

Поклоны бывают земными , когда молящийся становится на колени и касается головой земли, и поясные , наклоняются так, чтобы голова была на уровне пояса.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет о видах поклонов:

«Устав и исконные обычаи нашей Восточной Православной Церкви вообще не знают таких «коленопреклонений», как они теперь у нас в большинстве случаев практикуются, а только — поклоны, великие и малые, или иначе — земные и поясные. Земной поклон это — не стояние на коленях с поднятой кверху головой, а «падение ниц» с головой, прикасающейся к земле. Такие земные поклоны совершенно отменяются каноническими правилами нашей Святой Православной Церкви в воскресные дни, Господские праздники, в период между Рождеством Христовым и Богоявлением и от праздника Пасхи до Пятидесятницы, а при входе в храм и прикладывании к святыням отменяются также и во все остальные праздничные дни, когда бывает всенощное бдение, полиелей или хотя бы одно великое славословие на утрени, в дни предпразднеств и заменяются поясными.

Земные поклоны за Божественной литургией, когда они допускаются по уставу, положены: при окончании пения «Тебе поем» (в момент пресуществления Святых Даров), при окончании пения «Достойно есть», в самом начале пения «Отче наш», во время явления Св. Даров при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите» и во время вторичного явления Св. Даров перед отнесением их на жертвенник при возгласе «Всегда, ныне и присно и во веки веков».

Есть ещё обычай (который не всеми принимается) полагать земной поклон в начале евхаристического канона — тотчас по возгласе «Благодарим Господа» и при возгласе «Святая Святым».

Всякие другие поклоны, а тем более несвойственное духу Святого Православия стояние на коленях во время Божественной литургии является произволом, не имеющим для себя основания в предании и священных установлениях нашей святой Церкви».

Церковная служба совершается со многими великими и малыми поклонами. Поклоны следует совершать с внутренним благоговением и с внешним благообразием, не спеша и не торопясь, и, если вы в храме, — одновременно с другими молящимися. Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением, а потом делать поклон.

Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным Уставом . Самочинные и несвоевременные поклоны в храме обличают нашу духовную неопытность, мешают молящимся возле нас и служат нашему тщеславию. И напротив, поклоны, сотворённые нами по мудро установленным Церковью правилам, окрыляют нашу молитву.

Святитель Филарет, митрополит Московский, по этому поводу говорит:

«Если стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это Церковный Устав, то стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, — в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу Твоему Небесному, Иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя (Мф. 6, 6)».

Уставом Церкви не положены земные поклоны в воскресные дни, в дни великих двунадесятых праздников, от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет о том, что христианам следует соблюдать Правила Святой Церкви:

«К сожалению, в наше время действительно мало кто знает о церковных правилах, касающихся коленопреклонений, а также и о том, что в воскресные дни (так же как и во дни великих Господских праздников и во всю Пятидесятницу — от праздника св. Пасхи до дня св. Троицы) — коленопреклонения отменяются. Об этой отмене коленопреклонений говорит целый ряд церковно-канонических правил».

Так 20-е правило Первого Вселенского Собора гласит:

«Понеже суть некоторые, преклоняющие колена в день Господень (т. е. воскресение), и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях всё одинаково было, угодно Святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу».

Шестой Вселенский Собор в своём 90-м правиле нашёл нужным ещё раз решительно подтвердить это запрещение преклонять колена в воскресные дни, причём обосновал это запрещение тем, что этого требует «честь воскресения Христова» то-есть, что поклоны, как выражение чувства покаянной скорби, несовместимы с праздничным торжеством в честь такого радостного события, как воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых. Вот это правило:

«От Богоносных Отец наших канонически предано нам, не преклоните колен во дни воскресные , ради чести Воскресения Христова. Посему да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера , в который по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею Воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем Воскресение».

В этом правиле особенно характерно выражение: «Да не пребываем в неведении». Очевидно святые Богоносные Отцы наши не считали вопрос преклонения или непреклонения колен в день воскресный несущественным или маловажным, как это ныне многие, к сожалению, считают, игнорируя это правило: они сочли нужным особым каноническим правилом совершенно точно указать, с какого именно момента богослужения недопустимо преклонение колен и с какого оно вновь разрешается. Согласно этому правилу коленопреклонения отменяются с так называемого «вечернего входа» на вечерне в субботу и до вечернего входа на вечерне в воскресение. Вот почему нет ничего удивительного в том, что на вечерне в первый день Святой Троицы, хотя он всегда бывает в воскресение, читаются три молитвы святителя Василия Великого с коленопреклонением. Эти молитвы и читаются, как раз после вечернего входа на вечерне, что вполне согласно с требованием вышеизложенного 90-го правила VI Вселенского Собора.

Святитель Петр, архиепископ Александрийский и мученик, пострадавший за Христа в 311 году (правила которого включены в общеобязательный для всех верующих церковный канон и содержатся в «Книге Правил», наряду с другими правилами св. отцев) в своём 15-м правиле, объясняя, почему христиане постятся в среду и пяток, говорит:

«Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради Воскресшего в оный: в сей день и колена преклоняти мы не прияли».

Великий вселенский учитель и святитель Василий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской , живший в IV веке, правила которого в количестве 92-х также включены в «Книгу Правил» и пользовались всегда особенным авторитетом и уважением, в 91-м правиле , заимствованном из 27-й главы его книги о Св. Духе, «К Амфилехию», весьма глубоко и, можно сказать, исчерпывающе объясняет всё значение отмены коленопреклонений в дни, когда мы празднуем воскресение Христово. Вот полностью его глубоко назидательное разъяснение этого древнего церковного обычая:

«Стоя молитвы творим во едину от суббот (то-есть в воскресение), но причину сего не все знаем. Ибо не токмо, яко совоскресшие Христу и долженствующие искати горнего, стоянием во время молитвы, в день воскресения, напоминаем себе о благодати нам дарованной, но и потому сие творим, яко день сей мнится быти неким образом чаемого века. Почему яко начало дней, и у Моисея наречен он не первым, но единым. И бысть, глаголет, вечер, и бысть утро, день един (Быт. 1, 5): аки бы един и тот же день многократно круговращался. И так единый, который есть купно и осмый, означает оный существенно единый и истинный осьмый день, о котором и Псалмопевец упоминает в некоторых написаниях псалмов, назнаменует собою по сем веке грядущее состояние, день непрестающий, невечерний, безпреемственный, нескончаемый, оный и нестареющий век. Итак основательно Церковь научает питомцев своих бывающие в оный день молитвы в стоянии совершати дабы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставили в небрежении напутствия к оному преставлению. Но и вся пятьдесятница есть напоминание Воскресения, ожидаемого в будущем веке. Ибо единый и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет седмь недель святыя пятьдесятницы. Пятьдесятница, начинаясь первым днем седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим подобием подражает веку, как бы в круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь. Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, яко грехом низпали на землю, и то, яко человеколюбием Создавшего нас, паки воззваны на небо. Но не достанет мне времени повествовати о неписаных Таинствах Церковных».


При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам
следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, класть два поклона перед целованием и один после целования святыни, поклоны надо совершать по дню — земные или глубокие поясные, касаясь рукой земли. Прикладываясь к иконам Спасителя, целуем ногу, а при поясном изображении — руку, или ризу, к иконам Божией Матери и святых — руку или ризу; к иконе Нерукотворенного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — целуем власы.

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но при стечении молящихся целовать икону полагается один раз , дабы не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме. Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)» , или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас» . Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

Выделено из темы про мед. профилактику в разделе «Физическое здоровье».

Как часто говорится, в РПЦ, согласно древним правилам и постановлениям Соборов, есть категорический запрет на любые земные поклоны и «метания» («малые земные поклоны», ныне практически забытые) в выходные дни (с вечера пятницы до понедельника), в периоды от Пасхи до троицы и после Рождества, во все церковные праздники, предпраздники, дни с полиелеем. Для обоснования этого обычно приводятся следующие цитаты:

Цитировать

Первый Вселенский Собор - Никейский
20. Поскольку суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу.

Шестой Вселенский Собор - Константинопольский
90. От Богоносных отцов наших канонически переданно нам, не преклонять колени во дни воскресные, ради чести восресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдать сие, мы явственно показываем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующаго в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом воссылаем молитвы ко Господу.


Основное обоснование запрета: Воскресенье - это «малая Пасха», поэтому никаких земных поклонов делать нельзя, даже перед Святыми Дарами. И в общем-то, в большинстве храмов никто или почти никто из прихожан их и не делает - ни в выходные, ни в праздники; впрочем, и в будни большая часть из тех немногочисленных прихожан, кто может бывать в храмах по будням - тоже.

Однако вопрос, а к чему на самом деле относились эти отмены и запреты Соборов, с какой целью они были установлены, какой контекст у этих цитат, что имелось в виду, - получается довольно запутанный и туманный, а применимость их в контексте современных условий - довольно противоречивой. В частности:

1)Чем обоснован запрет в церковные праздники и предпраздники, которые выпадают на будни? О них в данных постановлениях Соборов вроде бы речи не идет.

2)Почему запрет начинается с вечера пятницы, если в правилах сказано, что его действие должно начинаться «яко в субботу, по вечернем входе»?

3)Почему указание из той же цитаты «паки колена преклоняя, сим образом воссылаем молитвы ко Господу», в современных условиях практически нигде и никем не соблюдается, ни в рамках богослужения, ни в частном порядке (по крайней мере, во многих храмах)? Почему сейчас богослужения в будни, в том числе на Петров, Успенский или Рождественский пост, по части поклонов фактически не отличаются от «малой Пасхи» по воскресеньям или от служб в период Пятидесятницы?

4)Где сказано, что речь вообще идет именно о земных поклонах? Где сказано, что речь идет о вообще любых поклонах, а не только об «уставных» поклонах "по дню", формально обязательных для всех прихожан? "стояще приносят молитвы Богу" - а в остальное время сейчас как молитвы читаются, разве не "стояще"? "Паки колена преклоняя, сим образом воссылаем молитвы ко Господу" - как-то не похоже, чтобы тут именно земные поклоны имелись в виду.

5)Если запрет на поклоны действительно обоснованный и категоричный - почему из него существует масса исключений (для священников, например, или, вроде бы, для келейных (домашних) молитвенных правил). Если же запреты на самом деле чисто организационно-рекомендательные, «смущения ради», ради «единообразия», и были актуальны для тогдашних условий и особенностей богослужебной практики - то насколько они сохранили свою актуальность в современных условиях, и почему сейчас эти запреты так жестко и последовательно отстаиваются и соблюдаются?

Кроме того - а есть ли, и соблюдаются ли аналогичные запреты в других Православных Церквях - Греческой, Болгарской, Румынской, Грузинской и др? У неправославных христиан - в частности, католиков, вроде бы никаких подбных запретов нет. А почему так? - не чтут, получается, День Пасхальный? - почему же им это никогда в вину не ставят, наряду в филиокве, стигматами и т.д.? Насчет протестантов - не знаю, хотя у большинства из них вроде бы от любых подобных «внешних проявлений благочестия» вообще отказались.

Вообще же, даже у православных священников и богословов, судя по всему, мнения по поводу этих запретов довольно разные и зачастую противоречащие утверждению про полный запрет. Вот, например, несколько цитат, навскидку найденных на разных православных форумах и порталах.

Цитировать

Существуют разные традиции, разные уставы о поклонах. В Уставе (см. Типикон) говорится, что единообразия в совершении поклонов мы придерживаемся “смущения ради” (чтобы не было смущения), для порядка в общем церковном собрании”. Устав о поклонах можно найти в постановлениях святых Отцов (см. Книгу правил Вселенских Соборов). Например, в Правиле каноническом Патриарха Никифора говорится, что земные поклоны святым иконам не отменяются и в воскресные дни. Но речь идет не о молитвенном стоянии на коленях, а только о поклоне, о мгновенном падении ниц. Для келейных молитв в Правиле нет устава на поклоны. В келии по усердию, вернее, кому как благословят, в любой день можно совершать земные поклоны (по многим уставам и в праздники) - в этом греха нет. Во многих монастырях по благословению духовника в келии земные поклоны не возбранялись ни в какой день. В Иерусалиме на Гробе Господнем всегда, и в день Пасхи, принято делать земной поклон. Священники Престолу земные поклоны полагают всегда, даже и в Пятидесятницу! Тем паче по освящении Святых Даров и приходя ко Причащению. Ведь если, например, будет совершаться хиротония на Пасху, то ставленник кладет земные поклоны перед архиереем и Престолом и сам на хиротонии стоит на коленях, так тем более можно (и нужно) делать земной поклон перед Святыми Дарами, то есть Самим Господом. Один старец на вопрос о том, можно ли делать земные поклоны в воскресные дни, говорил: “А если тебе в воскресный день явился Сам Господь, ты сказал бы: “Господи, рад бы поклониться Тебе, но прости меня, сегодня устав не позволяет, приими от меня поясной поклон.”?” Конечно, мы не раздумывая, упали бы в ноги Господу. И жены-мироносицы, увидев воскресшего Господа, “ястеся за нози Его”, т.е. припали к ногам Спасителя.
То есть - возможна масса исключений из запрета на земные поклоны, для келий он вообще не работает, никакого четкого единообразия нет. А а основной аргумент для запрета их в храмах - по сути чисто организационный: “смущения ради” (чтобы не было смущения).

Или вот еще:

Цитировать

С одной стороны, в воскресные дни земные поклоны отменяются. Но это правило было написано в то время, когда храм посещали и в будние дни. Если ему следовать сейчас, получится, что земные поклоны в храме надо совсем отменить, но это уже ненормально. Поэтому мой личный совет: при явлении Святых Даров земно поклонитесь Спасителю, невзирая на день. Единственное время, когда для этого можно сделать исключение - время от Пасхи до Троицы, когда ВСЕ земные поклоны отменяются. Но и в этот период никто не может запретить Вам земным поклоном воздать честь Господу. Священники на Евхаристическом каноне и пред Причастием всегда, независимо от праздников, земно кланяются Спасителю в Святых Дарах.
Т.е. - православный священник прямо рекомендует делать земной поклон в воскресенье.

Еще:
Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
http://www.pravoslavie.ru/answers/7011.htm

Цитировать

Постановления Вселенских и Поместных Соборов и определения святых отцов, которые включены в Книгу правил, отменяют преклонение колен в воскресенья и в дни святой Пятидесятницы... ...(90-е правило).
...Из приведенного постановления видно, что нельзя делать поклоны после вечернего входа, а не перед всенощным бдением, как это неверно понимают многие.
Т.е. - в субботу утренняя Литургия и частично вечернее Всенщное бдение - под запрет, на самом деле, не попадают.

Цитировать

Соглашусь с одним из лучших литургистов Церкви: «стояние на коленях не православный обычай, распространившийся у нас лишь недавно и заимствованный с Запада. Поклон есть выражение наших благоговейных чувств к Богу, нашей любви и смирения перед Ним» (архим. Киприан Керн).
Действительно, о стоянии на коленях Устав вообще ничего не говорит - только о поклонах. Относительно поклонов мнения различны. В Уставе говорится, что единообразия в совершении поклонов мы придерживаемся “смущения ради” (чтобы не было смущения), для порядка в общем церковном собрании”. Разные мнения можно найти у святых Отцов. Например, в Правиле каноническом Патриарха Никифора говорится, что земные поклоны святым иконам не отменяются и в воскресные дни.
В целом нужно ориентироваться на местную приходскую практику: если на приходе положены поклоны в особо важные моменты, зачем нарушать общепринятую местную традицию? Так, свт. Иоанн Кронштадтский учил, что независимо от времени совершения Литургии нужно делать три поклона в течение службы: на входных перед Престолом, при преложении Даров и перед причащением непосредственно.
Насколько я понимаю, общепринятая практика предполагает, что абсолютно отменяются земные поклоны от Пасхи до Пятидесятницы, - даже и перед Дарами. Возможны, однако, исключения: самое простое - хиротония, ставленник делает земные поклоны даже и на Пасху...
Т.е. - мнения различны, рекомендации диаметрально разные, единого порядка на самом деле нет.

Там же:

Цитировать

...Вы поднимаете проблему, которая давно назрела в Церкви - вопрос об актуальности и действенности канонов. Бывают случаи, когда сложившаяся церковная практика превалирует над решениями Соборов. Возьмите хотя бы канон о возрасте рукополагаемых: диакон - не моложе 25, священник - не моложе 30. Этот канон на Руси вообще не соблюдался. В случае с поклонами - та же ситуация.
Т.е. - не всякое постановление древних Соборов сохранило актуальность в нынешние дни.

Там же:

Цитировать

Отдельные предписания насчет поклонов для священнослужителей есть в различных пособиях, а также и в богослужебных книгах. Например, архим. Спиридон "Практическое руководство по совершению Божественной литургии": "Мнение, что земные поклоны в воскресные и великопраздничные дни якобы вовсе не допускаются Уставом и канонами - это мнение обывателей в литургике и... кабинетных уставщиков". По мнению некоторых литургистов, земные поклоны перед Престолом необходимо полагать всегда, независимо от дня или праздника. Впрочем, сложившаяся практика заменяет земные поклоны поясными в период от Пасхи до Пятидесятницы.
Вот прямо так: "мнение обывателей в литургике и... кабинетных уставщиков". Четкая и обоснованная отмена - только на период Пятидесятницы.

Там же:

Цитировать

Учитывая, что Пятидесятница - это всегда воскресный день, снова мы видим противоречия между правилами Соборов и церковным Уставом. Более того, опровергается и распространенное мнение, что не положено вставать на колени после причастия - молитвы коленопреклоненные читаются уже после Литургии.
..........
Действительно, сейчас коленопреклонения носят частный характер (за исключением Троицы), в то время как постановления Соборов касаются общих коленопреклонений. Индивидуальная практика никогда не регулировалась.
Получается, что на разных приходах по-разному относятся к традиции земных поклонов в воскресные дни.
Приводимые Вами мнения отцов апеллируют к постановлениям Соборов, не учитывая контекста и реалий того времени. Каноны относятся к общецерковной молитве ("мы"), причем ординарной (т. е. совершаемой ежедневно), а не к частной практике благочестия (каковой и являются, например, поклоны перед святыней). Видом ординарной общецерковной молитвы, читаемой на коленях, в IV в. была ектения.
Видимо, придется нам сделать вывод, что в настоящее время унификация поклонов вообще отсутствует в Церкви. Есть некоторые частные случаи: мы уже говорили о службе на Троицу, где сохранились прошения ектении "преклоньше колена" - отголоски древней традиции, когда поклоны делали ВСЕ ВМЕСТЕ. Сейчас такого практически нет: разве что молитва св. Ефрема Сирина в посту, да и то некоторые не делают поклонов.
А если взять будние дни, то по логике поклоны полагаются (в отличие от дней воскресных). И когда же, скажите пожалуйста, мы делаем поклоны "всем храмом"? А может, многие делают три земных поклона перед входом в храм, по Уставу?

Итак: общая практика, к которой только и применимы эти запреты; индивидуальная практика, которая никогда не регулировалась; необходимость учитывать контекст постановлений Соборов и произошедшие с тех пор существенные перемены.
И кстати, действительно - а многие ли делают три земных поклона при входе в храм, по Уставу? Ну хотя бы на Великий пост, в будни? Хотя ведь положено это, насколько понимаю, и не только на Великий пост... Однако - ни разу такого видеть не приходилось.

И еще оттуда же:
http://azbyka.ru/forum/showthread.php?p=58405

Цитировать

Вот мнение о. Михаила Желтова - ведущего литургиста МДА:
Если взглянуть на вопрос с исторической т. зр., то известные канонические предписания не совершать коленопреклонений по воскресеньям и в период Пятидесятницы относятся к ектениям. Когда-то очень-очень давно во время ектений (которых было сильно меньше, но сами они были подлиннее) народ стоял на коленях.
Сейчас же мы круглый год служим по-воскресному - все ектении стоя. И только в день Пятидесятницы "возвращаемся" к тому, что когда-то было действительно повседневным - читаем ектении коленопреклонно. Только если когда-то коленопреклонные ектении вечерни Пятидесятницы были просто возвращением к повседневности - коленопреклонным ектениям остальных дней года, то со временем, с падением практики коленопреклонных ектений, это было переосмыслено как "особенность" Троицкой вечерни.
Все это было давным-давно. Настолько давно, что и переосмысление произошло тоже очень-очень давно: знаком этого переосмысления являются коленопреклонные молитвы Пятидесятницы, дописанные со временем - тогда, когда все уже и забыли, зачем это на Троицкой вечерне ектении нужно слушать коленопреклонно. Но это дописывание произошло никак не позже 8 века, так что уже и в 8 веке ектении давно не читались коленопреклонно.
Практический вывод отсюда такой: с исторической точки зрения обсуждаемые канонические правила не имеют никакого отношения к частным коленопреклонениям по тем или иным случаям. Хочешь - кланяйся, хочешь - не кланяйся.

Т.е. получается, "воскресные запреты" - они вообще не к земным поклонам относятся, а совсем даже к другому. Хочешь - кланяйся, хочешь - не кланяйся, оснований запрещать это, получается, на самом деле нет. Ограничения могут быть только технические, - нехватка места, например.

В общем, по итогам всего вышеперечисленного- получается, что запрет на земные поклоны и для воскресений-то не очень четко обоснован, а для суббот и праздников, выпадающих на будни - тем более. Так есть ли какой-то смысл так последовательно настаивать на исполнении этих запретов? Из-за которых фактически происходит полное выпадение благочестивой практики земных поклонов из богослужений в течение всего года, а также, по косвенным причинам, - в значительной мере и из богослужений Великого Поста. Или что, практика земных поклонов вообще морально устарела, и в современном Православии вообще больше не нужна?