Детско-взрослый образовательный проект по экологии «Мы – друзья зимующих птиц. Экологический проект «Птицы — наши друзья Наблюдение за синичками

Номинация «Детский проект в начальной школе»

Информационная карта экологического проекта «Зимующие птицы»

Наименование проекта

«Зимующие птицы»

Руководитель проекта

Комлева Наталья Михайловна

Целевая группа

Учащиеся 4 класса МБОУ «Степуринская СОШ»

Количество участников

Миловидова Эльвира

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта

Значение птиц в природе и в жизни человека очень велико. Подавляющее большинство их питается насекомыми. При большом количестве потребляемой пищи птицы истребляют бесчисленное множество насекомых-вредителей.

Немалую пользу приносят хищные птицы, которые кормятся ослабленными животными и являются санитарами в природе. Многие птицы, питаясь плодами и семенами, способствуют их распространению. Своей красотой и пением птицы доставляют человеку эстетическое наслаждение.

Птиц необходимо охранять, привлекать в лесопарки, сады, поля и огороды, развешивая искусственные гнездовья весной и подкармливая их зимой.

Цель проекта

Привитие любви и бережного отношения к родной природе, через оказание помощи пернатым зимой.

Ожидаемые результаты

  • воспитание любви к природе, необходимости охраны птиц;
  • приобщение к прекрасному;

Сроки выполнения проекта

Октябрь - февраль 2015-2016 гг.

Введение

ПТИЦЫ - самые замечательные проявления Жизни на нашей планете. Нет на Земле такого уголка, где бы мы не встречали птиц. Всего на земном шаре насчитывается около 9 000 видов пернатых, в России обитает около 800 видов. С незапамятных пор птицы завораживали людей и служили источником вдохновения для художников, поэтов, музыкантов и мечтателей, страстно желавших оторваться от земли и подняться в синее небо. Птицы поражают разнообразием своих форм и красок. Своей красотой и пением птицы доставляют человеку эстетическое наслаждение.

Сотни видов птиц во всем мире, места их обитания нуждаются в охране. Каково приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? Ведь найти корм под снегом нелегко. Никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время из-за отсутствия корма. Да и кому придет в голову считать их? Обычно многие не замечают их, просто не обращают внимания на наших маленьких соседей. А ведь они тоже жители села - часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.

К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Самый доступный и распространенный вид заботы - развешивание кормушек и подкормка птиц.

Чтобы выяснить, действительно ли эта проблема является актуальной сегодня, инициативная группа решила провести социологический опрос учащихся 1-4 класса МБОУ «Степуринской СОШ». Было опрошено 47 учащихся.

Из полученных результатов мы сделали вывод, что проблема по охране птиц очень актуальна и важна в детской среде.

Гипотеза: включение данной работы в повседневную жизнь позволит привить детям любовь и уважение к природе родного края.

Цель проекта : привитие любви и бережного отношения к родной природе, через оказание помощи пернатым зимой.

Задачи :

  • распространение знаний о природе и её защите;
  • совершенствование знаний о птицах;
  • привлечение внимания учащихся к проблеме зимующих птиц, их выживанию.
  • подготовить материал для практического оказания помощи птицам;
  • провести комплекс мероприятий, направленных на решение данной проблемы;
  • повышение уровня интеллектуального и творческого потенциала личности ребёнка, развитие у детей исследовательских способностей, навыков исследовательского поведения.

Ожидаемые результаты:

  • воспитание любви к природе, необходимости охраны птиц.
  • приобщение к прекрасному.
  • привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе.
  • развитие творческих и натуралистических умений.

Проект имеет практическую ценность , он дает возможность учащимся проводить исследования самостоятельно, учит ставить проблемы, находить пути их решения, развивать навыки работы в группах, умение обсуждать, анализировать, делать выводы, дает возможность выполнять задания в соответствии со способностями, способствует сплочению коллектива.

Методы работы:

  • поиск необходимой информации в разных источниках;
  • визуальное наблюдение;
  • анкетирование;
  • изготовление кормушек.

Продолжительность проекта : октябрь - февраль.

Тип проекта : практико-ориентированный.

Участники проекта : учащиеся 1-4 класса, родители.

Данный проект будет иметь логическое продолжение в акции «Здравствуйте, пернатые» и «Каждому скворцу - по дворцу!» (изготовление и развешивание скворечников на территории села), которая будет приурочена к Международному Дню птиц (1 апреля).

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью природы.

Экологический проект «Зимующие птицы»

Ход проекта

1. Актуальность.

Идея приобщения человека к природе, к её познаванию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж.Ж.Руссо, Я.А.Каменский видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.

Современная концепция дошкольного воспитания (1989г.) показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста, считая её миром человеческих ценностей. Среди них познавательные ценности: ребёнок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектом природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом, вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер.

2. Анализ внешней среды.

Горожане имеют весьма ограниченный возможности общения с природой, поэтому одной из важных задач работы по экологическому воспитанию я считаю знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения.

Каких животных и птиц мы чаще всего видим в наших городах и лесах? Конечно, птиц. Здесь, в большом городе, пернатые живут бок о бок с нами и радуют нас своим пением и красочным нарядом. Поэтому за ними проще наблюдать, чем за большинством млекопитающих, которые скрываются в укромных местах. Значит, мы можем по птицам судить о состоянии природы вокруг нас. Птиц, чувствительных к загрязнению окружающей среды, например, аистов, становится все меньше. Зато растет количество видов легко приспосабливающихся к новым условиям, вроде витютеней. Это тревожный сигнал. Любителям природы бедственное ее положение хорошо известно. Пернатые словно предупреждают нас об опасности, которая грозит людям из-за уничтожения природы. Ведь, как и птицы, мы питаемся тем, что растет на земле, как и им, нам нужны чистая вода и чистый воздух.

В нашей местности встречается более 130 видов птиц, из них 11 видов занесены в Красную книгу. Но знаем ли мы их? Можем ли различать их по голосу, по пению? Сможем ли мы узнать даже знаменитую соловьиную трель? А наши воспитанники, дети дошкольного возраста, имеют ли представления об удивительном мире птиц?

С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа уже сама не могла залечить нанесенные ей раны. Сложившиеся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Где же выход? Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Именно к этому призвала Всемирная Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде, принявшая в 1992 году Рио-де-Жанейро «Повестку дня на 21 век»-программу работ на следующее столетие, предусматривающую гармоническое достижение двух целей: высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мире. Для успешного выполнения этой программы недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экономических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным. Поэтому именно в дошкольном возрасте, когда дети наиболее впечатлительны и восприимчивы важно формирование начал экологической культуры личности человека.

3. Анализ внутренней среды.

Работу над экологическим воспитанием детей я начала с младшего дошкольного возраста в реализации «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, выделив основные задачи по выбранной проблеме:

  • Развитие интереса к объектам природы.
  • Знакомство с домашними птицами и птицами, прилетающими на участок детского сада.
  • Формирование бережного отношения к птицам.

К старшему дошкольному возрасту дети должны знать 4-5 видов зимующих птиц, уметь анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

Но, к сожалению, обладая каким-то объемом знаний о пернатых, дети подчас бывают, равнодушны и даже жестоки по отношению к птицам. Нередко можно увидеть на улице группу ребятишек, которые безразлично наблюдают за раненной птицей или не пытаются оказать первую помощь птенцу, выпавшему из гнезда и т.д.

Опрос родителей показал, что:

  • большинство родителей в своей взрослой жизни никаким образом не проявляют интереса и участия в сохранении живой природы;
  • интересы взрослых часто не выходят за рамки квартиры – 66%;
  • теле и радио передачи природоведческого характера смотрят лишь в -19% семьях;
  • конкретное участие в оказании помощи живой природе принимают лишь, участвуя в акциях, проводимых в детском саду и школе -15 % родителей.

По итогам опроса детей, в процессе наблюдений, в общении с детьми можно констатировать, что интерес к миру животных и птиц у дошкольников существует. Дети с неподдельным интересом слушают любую информацию о птицах, их повадках, задают множество вопросов, с увлечением рассматривают энциклопедии природоведческого характера.

Таким образом, я предполагаю, что если у детей развивать интерес к изучению мира птиц, расширять знания и природоохранные навыки, можно уже с дошкольного возраста сформировать начало экологической культуры личности человека.

4. Стратегия реализации проектной идеи.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам.

  • Познакомить детей с жизнью перелетных и оседлых птиц.
  • Систематизировать знания о жизненных проявлениях птиц (питание, рост, развитие, размножение).
  • Формировать представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц.
  • Учить правильному поведению в природной среде.
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.
  • Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.
  • Повысить уровень экологической культуры личности родителей.

5. Ожидаемые результаты.

У детей сформируются:

  • Знания о жизни перелетных и оседлых птиц.
  • Представления о влиянии состоянии окружающей среды на птиц.
  • Знания
  • Сознание важности природоохранных мероприятий.
  • Навыки правильного поведения в природной среде.
  • Эстетическое отношение к окружающей действительности.
  • Чувство милосердия и гуманного отношения к живой природе.
  • Желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.

У родителей:

  • Повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашей местности.
  • Гармонизируются детско-педагогические отношения.
  • Повысится уровень экологической культуры личности.
  • Расширятся знания о птицах.
Этапы Задачи Мероприятия Сроки Ответственный
Подготовительный этап Повышение собственной профессиональной компетентности. 1.Изучение методической литературы:

– «Программа воспитания и обучения детей в детском саду»

М.А.Васильевой и др., «Наш дом-природа»

Н.А.Рыжова.

сентябрь воспитатель
2.Организовать сотрудничество с экологическим центром «Росянка» центральной библиотеки им. Маяковского сентябрь заведующий
3.Анализ программных задач раздела «Ознакомление детей с животным миром». сентябрь воспитатель
4.Подбор диагностического инструментария (методика Емельяновой) сентябрь воспитатель
5.Диагностирование детей по вопросам экологического воспитания. сентябрь воспитатель
Педагогическое просвещение родителей. 1.Разработка анкет для родителей. сентябрь воспитатель
2.Анкетирование родителей, анализ полученных результатов. октябрь воспитатель
3.Оформление экологической рубрики «Это интересно» в информационном уголке приемной комнаты. сентябрь-октябрь воспитатели
Деятельный этап Осуществление мероприятий по выполнению проекта. 1.Проведение занятий познавательного в течение года воспитатели
2.Экскурсии и прогулки в лесопарковую зону «Роща». в течение года воспитатели
3.Художественно-творческая деятельность. в течение года воспитатели
4.Чтение художественной литературы, энциклопедий. в течение года воспитатели
5.Ведение календаря наблюдений за птицами. в течение года воспитатели
6..Рассматривание иллюстраций в книгах, открытках, фотоальбомах. в течение года воспитатели
7.Подвижные игры. в течение года воспитатели, инструктор по физ.культуре
8.Дидактические игры экологического характера. в течение года воспитатели
9.Слушание птичьих голосов в записи. в течение года воспитатели
10.Просмотр видеороликов, мультфильмов о птицах. в течение года воспитатели
родители
11.Вечера-развлечений. в течение года воспитатели
муз. руководит.
Деятельный этап Организация и привлечение родителей к совместной деятельности и обучению. 1. Родительское собрание «Земля – наш общий дом».
2. Творческие работы на выставки детских рисунков, поделок. сентябрь воспитатели
3.Деловая игра «Знатоки природы». в течение года воспитатели,

родители

4.Викторина «что мы знаем о птицах?». апрель воспитатели
5.Создание книжек-самоделок «Сказки о птицах и зверятах». январь воспитатели
Организация предметно-развивающей среды в игровой комнате. 6.Экскурсия в краеведческий музей. март родители
7.Природоохранные акции «Кормушки», «Елочка – зеленая иголочка», «Спасем наш мир земной!». в течение года родители
Изготовление и приобретение дидактических игр, атрибутов, пособий. в течение года родители
Заключительный этап Оценка эффективности реализации проекта. 1.Повторная диагностика детей и опрос родителей. апрель-май воспитатель
2. Проведение открытого занятия «Земля – наш общий дом». апрель воспитатели
Обобщение результатов работы по проектной деятельности и их анализ. 3.Обобщение опыта работы по проблеме «Берегите птиц». май воспитатель
4.Оформление альбома детских работ «Вот какие птицы». в течение года воспитатель
5.Выставка детских работ из природного материала и пластилина. май воспитатель
6.Встреча с родителями «Круглый стол» по итогам работы в рамках данного проекта апрель воспитатель

7. Отчет о реализации проекта.

Поставив перед собой задачу, повысить уровень экологической культуры личности детей, я начала работу с изучения методической литературы. За основу была взята «Программа воспитания и обучения детей в д/саду» под редакцией Васильевой М.А., а также парциальная программа «Наш дом – природа» Рыжовой Н.А. Был составлен перспективный план занятий познавательного цикла, а также план совместных мероприятий с участием родителей. На первом родительском собрании в начале учебного года мы ознакомили наших родителей с целью и задачами будущего проекта. Было проведено анкетирование для выявления степени заинтересованности в проводимых нами занятиях и совместной деятельности по данной проблеме. Параллельно были продиагностированы и дети.

Вначале года знания детей о птицах были поверхностными, абстрактными. А в конце учебного года диагностика показала положительные результаты Высокий уровень осознанности полученных детьми знаний и представлений свидельствовал об эффективности проведения систематической, планомерной работы с детьми и родителями по реализации задач проекта.

Особое внимание, я уделила обогащению уголка природы, учитывая современные требования и рекомендации Рыжовой Н.А. С помощью родителей пополнили фонотеку и медиатеку, что позволило нам в более интересной форме проводить занятия, игровые упражнения, вечера-развлечения.

Благодаря плановой работе знания и представления детей о жизни птиц постепенно систематизировались, обогащались, развивался интерес к жизни наших меньших братьев. Меня очень радовало то, что в свободное время от игр ребята самостоятельно занимались в уголке творчества. Темы рисунков разнообразились. Теперь можно было увидеть не только нарисованные «тачки», «роботы», «войнушки». Ребята с большим увлечением ярко и образно отражали в своих работах впечатления, полученные в процессе общения с природой, например «снегирь, сидящий на ветке», « скворечник на березе», «дети, кормящие голубей хлебными крошками» и др.

Очень удачно прошла викторина «Знатоки природы» между командами родителей и детей. Наши родители были приятно удивлены знаниями детей. Особый интерес вызвала деловая игра «Что мы знаем о птицах», где ребята использовали элементы пантомимики для изображения характерных повадок пернатых. Почти все семьи приняли активное участие в конкурсе книжек-самоделок «Сказки о птицах и зверей». Выставка книжек-самоделок привлекла внимание детей и родителей всего детского сада: формы книг, оформление, а главное – сами сказки были настоящим творением семьи, неповторимым и оригинальным! Традиционным стало и изготовление плакатов в виде коллажей «Правила поведения в природе», «Берегите птиц» и др., которые использовались в целях агитационной работы всего детского сада.

Особой гордостью стало наше тесное сотрудничество с экоологическим центром «Росянка» библиотеки им. Маяковского. Мы принимали активное участие в акциях «Птичья столовая», «Елочка зеленая иголочка» и были награждены грамотой «Лучшая кормушка для птиц». Дети и родители очень этим гордились.

Тематические занятия, занятия-беседы, игровые упражнения я проводила с использованием яркого наглядного материала. Разучивали стихи и песни о птицах, организовывали выставки детских рисунков «Наши друзья-птицы», оформили фотовыставку «Редкие птицы».

Продолжая пополнять знания, мы часто организовывали экскурсии в лесопарк «Роща» в разное время года, что позволяло детям замечать красоту природы и пополнять багаж знаний о жизни и повадках птиц нашей местности.

В конце учебного года на родительском собрании, проводившемся в виде устного журнала, дети продемонстрировали миниатюру «Дикарь в лесу». Выступления детей со стихами, песнями были яркими, показательными и наглядными. На отрицательном примере закреплялись правила поведения на природе, формировалось гуманное отношение ко всему живому.

Для педагогов ДОУ было показано открытое занятие «Земля – наш общий дом». Ребята продемонстрировали свои творческие способности, смогли проявить знания и представления о жизни птиц, изготовили знаки-символы о правилах поведения в природе, показали степень сформированности гуманного отношения к природе.

Анализируя процесс реализации проекта, следует отметить, что каждое из предложенных в нем мероприятий было в значительной степени информативным и интересным для детей. Родители проявляли инициативу, с одобрением относились к проводимым мероприятиям, прониклись важностью задач проекта.

Перспектива дальнейшей деятельности.

1. Поиск путей совершенствования решения проблемы:

  • Занятия-беседы с сотрудниками экологического центра «Росянка» Центральной библиотеки им. Маяковского
  • Экскурсии в зоомагазин.
  • Организация дня наблюдений за птицами.
  • Наблюдение за лебедями на Чебоксарском заливе.
  • Проведение совместно с родителями развлечения «Пернатый мир».
  • Изготовление масок птиц из бумаги, вязанных крючком шапочек птиц.
  • Изготовление листовок «Берегите птиц»
  • Конкурс кормушек и поилок для птиц.

2. Активизировать детей и их родителей на дальнейшую природоохранительную деятельность:

  • Участие в акции «Посади дерево».
  • Проведение субботника по уборке территории детского сада.
  • Изготовление плакатов «Убери за собой мусор», «Покорми птиц», «Не разрушай мой дом! С просьбой ко всем добрым людям ваш сосед по планете муравей» и др., размещение их на территории лесопарка.
  • Акция «Мусор» – сбор пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов специальный контейнер

8. С ЦЕЛЬЮ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ, НАМИ СОЗДАНЫ:

2. Экологическая тропа по лесопарковой зоне «Роща»

где имеются следующие объекты:

  • деревья с дуплом;
  • гнезда;
  • кормушки и т.д.
  • Ботанический сад.

3. Взаимосвязь в экологическим центром «Росянка» Центральной библиотеки им. Маяковского

  • посещение мини-зооуголка;
  • участие в акциях.

9. Программно-методическое обеспечение.

  1. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. Васильевой М.А., Москва-2005.
  2. «Наш дом-природа» Рыжова Н.А., Москва -2005.
  3. «Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей» Зебзеева В.А., Москва-2009.
  4. «Я познаю мир» под ред. Хинн О.Г. Москва-1999.
  5. «Ознакомление с окружающим миром», Йошкар-Ола-1996.
  6. «Мир природы и ребенка» Саморукова, Манецева, Санкт-Петербург-2003.
  7. «Экологическое образование в детском саду» Рыжова Н.А.,Москва-2001.
  8. «Прогулка в природу» Шишкина, Дедулевич, Москва-2003.
  9. «Тропинка в природу» Смирнова, Баранова, Валуева, Москва-2001.
  10. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Бондаренко Т.М., Воронеж-2009.
  11. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада» Аджи А.В., Воронеж»-2008.
  12. «Игровые экологические занятия с детьми» Молодова Л.П., Минск-1996.
  13. «Животный мир Чувашии» И.М.Олигер, Л.Г.Сысолетина, Н.А.Воронов, Чебоксары 1996.
  14. «Свиристель» детский экологический журнал № 4,8,9 2007.
  15. «За здоровьем на лесную поляну» Широкова С.,Клевцова //ж/л «Д/в» №7-2006.
  16. «Развитие экологических представлений дошкольников» Казарчук Г.Н.//ж/л «Д/педагогика» №1-2009.
  17. «Посвящение в юные экологи» Тимербаева С.А.//ж/л «Воспитатель ДОУ» №6-2009.
  18. « Слет юных экологов» Ромакова О.Г.// ж/л «Воспитатель ДОУ» №5-2009.
  19. «Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в Чувашской республике» Кузьмина Р.Б., Капустина М.А., Чебоксары 1998.
  20. Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 15 «Ёлочка»

Курского муниципального района Ставропольского края

Утверждаю 2017 г.

Заведующая МДОУ № 15

Антонова И.Н._________________

Познавательно-исследовательский

краткосрочный проект

для детей средней группы «Капелька»

«ПТИЦЫ- НАШИ ДРУЗЬЯ»

Воспитатель: Антышева В.С

пос. Балтийский.

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей средней группы детского сада «Птицы - наши друзья»

Подготовила: Антышева В.С.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

По времени проведения: краткосрочный (февраль) .

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

Актуальность: в ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что дети имеют не достаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому я решила реализовать этот проект. Это позволит расширить знания детей о птицах нашего края. В совместной работе с родителями, мы должны повысить экологическое сознание детей и стимулировать желание помочь зимующим птицам. Важно, чтобы дети могли оценить поведение человека в природе.

Цель: расширить знание детей о птицах родного края, их образе жизни и поведении, а так же воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.

Задачи:

1. Провести наблюдения за птицами нашего края зимой.

2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдения за повадками птиц.

3. Выяснить почему некоторые птицы улетают в теплые края, а остальные остаются зимовать.

4. Вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время.

5. Научить правильно подкармливать птиц.

6. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Формы реализации:

1. Изучать познавательную, художественную литературу.

2. Подготовить оборудование для реализации проекта, сделать подборку игр.

3. Совместно с родителями подготовить сообщения о птицах.

4. Разработать план наблюдения за птицами.

5. Подобрать литературу и мультфильмы о птицах.

6. Оформление папок-передвижек.

7. Провести акцию "Подкормите птиц зимой"

8. Конкурс с родителями "Лучшая кормушка"

Планирование работы в рамках проекта "Птицы - наши друзья".

Дата проведения: февраль 2017 г.

Направление: птицы, которые остаются с нами зимовать.

Цели:

1. Довести до понимания детей, что птиц нужно любить.

2. Воспитывать в детях добро, сострадание.

3. Научить детей различать птиц.

Формы работы с детьми:

1. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашего края.

2. Художественная литература. Прочитать рассказ о птицах.

3. Наблюдение за птицами в зимнее время года. Беседа "Птицы - наши друзья"

Формы работы с родителями:

1. Подготовить совместно с детьми сообщения о птицах.

2. "Домашняя библиотека" (подбор стихов, рассказов, сказок о птицах)

Дата проведения: февраль 2017 г.

Направление: птицы родного края.

Формы работы с детьми:

1. Конструирование на тему "Птицы".

2. Беседа "Перелет птиц"

3. Наблюдение на площадке за птицами (вороны, скворцы, голуби).

Формы работы с родителями: конкурс на лучшую кормушку для птиц.

Дата проведения: январь 2017 г.

Направление: как помочь птицам зимой.

Формы работы с детьми:

1. Конкурс рисунков о зимующих птицах "Снегири на ветках".

2. Чтение рассказов, стихов, сказок.

3. Игра "Найди свой домик"

Формы работы с родителями:

1. Дети с родителями готовят рассказы или сообщения о птицах.

Дата проведения: февраль 2017 г.

Направление: закрепление материала по тематике, выводы.

Цели: сделать вывод - чем мы можем помочь в трудное время птицам.

Формы работы с детьми:

1. Наблюдение за птицами на новых кормушках.

2. Беседа "Чем можно кормить птиц в их новой столовой".

3. Беседа "Кто где зимует".

Формы работы с родителями:

1. Выпуск экологической газеты "Берегите птиц".

2. Просмотр презинтации: "Птицы - наши друзья".

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Тополек» р.п. Екатериновка Саратовской области

«Утверждаю»

Заведующая МКДОУ детский сад №1 «Тополек»

Р.п. Екатериновка Саратовской области

___________________________/Л.Ф.Карелова/

«______»___________________20____г.

Экологический проект:

«Птицы»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Воспитатель первой квалификационной категории

Калинина Елена Петровна

1.Обоснование проекта. "Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому, сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится должное внимание. Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.

2.Цели и задачи проекта

1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.

2.Уточнить и систематизировать знания детей о перелетных птицах, подвести к усвоению понятия «перелетные птицы».

3.Воспитывать бережное отношение к пернатым, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности. 4. Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.

3.Исполнители проекта Воспитатели старшей группы, воспитанники старшей группы

4. Координатор проекта Воспитатель старшей группы Калинина Елена Петровна

6.Ожидаемые результаты

Дети получат знания о перелетных птицах, смогут рассказать об образе их жизни

Подготовительный этап: 1.Подбор литературы, наглядных пособий. 2.Изготовление дидактических игр. 3.Подбор наглядного материала для деятельности детей.

Реализация проекта.

I.Познавательное занятие.

Ознакомление с окружающим: « Перелетные птицы»

Программное содержание: обобщить знания детей о перелетных птицах;

воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете; закрепить представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии, вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, играют определенную роль в эволюции планеты; развивать умение строить причинно-следственные связи.

Ознакомление с художественной литературой: Чтение сказки А.Толстого «Сорока»

Программное содержание: познакомить детей с творчеством А.Толстого; продолжать работу по развитию знаний детей о жанровых особенностях сказки;

учить детей понимать главную мысль сказки, ее мораль.

II.Деятельность детей.

Рисование: «Жаворонок»

Программное содержание: учить детей рисовать птиц, выстраивая изображения из составных частей; учить детей рисовать птицу в движении; показать, что небольшое смещение составных частей относительно друг друга дает нам другую позу птицы; развивать навыки рисования наброска рисунка карандашом; развивать навыки рисования цветными карандашами; развивать навыки создания фона с помощью восковых мелков.

Конструирование из бумаги: «Грачи прилетели»

Программное содержание: развивать навыки конструирования из бумаги по схеме; учить читать схему, понимать условные обозначения; учит придерживаться предположенной в схеме последовательности выполнения поделки; учить украшать поделку, «оживлять» с помощью рисования или аппликации; развивать интерес к искусству оригами.

III.Игровая деятельность.

Подвижные игры:

« Птицы » - дети ходят вокруг кормушки, а по сигналу разбегаются.

« Лягушки и цапли » - прыжки и ходьба с высоко поднятыми коленями.

« Воробьи и ястреб » - по типу «Кот и мыши».

« Летал, летал воробей » - народная игра.

Изготовление дидактических игр:

« Разбери птиц » (классификация птиц на перелетных, зимующих.)

« Четвертый лишний » (какая птица лишняя?) Цель: учить детей сравнивать и обобщать.

« Кто чем питается? » (подобрать корм)

IV.Экспериментальная деятельность.

Собрать коллекцию домиков для птиц. Собрать с детьми материалы, из которых их делают.

V.Использование литературы.

1.А.В.Соболева « Загадки - смекалки».

2.Е.В.Рылеев «Вместе веселее!»

3.С.Н.Николаева « Место игры в экологическом воспитании дошкольников».

4.О.А.Скоролупова « Занятия с детьми старшего дошкольного возраста.»

5.Энциклопедия для детей. Том №2 Биология.

6.Н.Сладков « Вежливая галка»

7.Н.Сладков « Скворцы- молодцы»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.

«Перелетные птицы.»

Цель:

образовательная:

Обобщить знания детей о перелетных птицах.

воспитательные:

- воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете

- закрепление представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней всё целесообразно, всё находится в великом равновесии; вредные, с нашей точки зрения, насекомые являются пищей для птиц и насекомых и некоторых животных, которые в свою очередь играют определенную роль в эволюции планеты.

развивающие:

- развивать творческие способности, мышления и речь

- учить строить высказывания типа рассуждений

- развивать умение строить причинно-следственные связи

- учить понимать образный смысл загадок.

I часть. Детям предлагается кроссворд с загадками (номер загадки соответствует номеру строки кроссворда, в которую нужно вписать ответ):

1. У меня ходули - не страшит болото.

Лягушат найду ли - вот моя забота... (цапля)

2. Чёрен конь за морем бывал;

Спереди шильце, сзади вильце,

На груди белое полотенце…(ласточка)

3. Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу,

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой... (снегирь)

4. На месте - дворец,

5. Всех прилетных птиц черней, Чистит пашню от червей...(грач)

II часть.

Воспитатель:

- Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелетными? (Выслушивает ответы детей и обобщает их.) Правильно, перелетные птицы - это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны.

Вам хорошо известны такие перелетные птицы, как ласточки, стрижи, грачи, скворцы, соловьи, кукушки, дрозды (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Почему эти птицы улетают от нас осенью? (Выслушать детей. Дети подготовлены к занятию, многие уже знают - это результат предварительной работы, домашнего чтения и рассказов родителей.)

Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевскопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды - великолепные охотники за саранчой и кузнечиками.

Но осенью (мы с вами хорошо это знаем) насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждают улетать в теплые края.

Значит, что страшнее птицам зимой - холод или голод? конечно же, голод. Ведь оседлые птички, которые живут у нас постоянно - воробьи, вороны, голуби - переносят зимнее холода.

А почему они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых клевать, но основная их пища - семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев, и держаться поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

А вы знаете, что не все птицы отправляются в теплые края? Есть и такие перелетные птицы, которые прилетают к нам зимовать. (Рассказ сопровождается демонстрацией картинок с изображением снегирей.)

III часть.

Воспитатель:

Итак, перелетные птицы улетают от нас осенью, потому, что исчезает их основной корм - насекомые. Улетают они в теплые края, где круглый год много насекомых. А почему они все же возвращаются обратно, как вы думаете?

Каждый перелет очень труден для птиц и опасен. Они пролетают от 2 до 5 тысяч километров. Некоторые не выдерживают столь долгого пути и погибают. Осенью их гонит отсюда голод. Но что же заставляет их вернуться обратно весной? (Слово детям и, только выслушав их ответы, высказывает свое мнение.)

Знаете, ребята, ученые до сих пор не могут ответить на этот вопрос. А я думаю, что птицы просто хотят вернуться на Родину. Ведь они здесь родились, вылупились из яиц. Именно здесь они научились летать, родители их учили добывать пищу. Наверное, обратно их зовет любовь к родному краю, родному дому.

IV часть. Игра « Найди свою группу»

Для проверки знаний детей воспитатель предлагает игру.

Для игры нужны маленькие карточки с изображением различных птиц (перелетных, оседлых, домашних, декоративных, экзотических.) Количество карточек соответствует количеству детей. Задание для детей: «Возьмите каждый по одной карточке. Внимательно рассмотрите ее. Посмотрите на карточки других детей. Вы должны разделиться на группы. В каждой группе собираются те дети, у которых птицы, изображенные на картинках, имеют что-то общее. Вы должны будете объяснить, что общего у ваших птиц»

Объяснением детей и заканчивается занятие.

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литеретурой.

Сказка А.Толстого «Сорока»

Цели:

Познакомить детей с творчеством А.Толстого

Продолжать работу по развитию знаний детей о жанровых особенностях сказки

Учить детей понимать главную мысль сказки, ее мораль.

I часть.

Воспитатель:

Сегодня я хочу вам рассказать о необычных сказках. Мы с вами знаем, что бывают сказки народные и других стран и народов; и бывают сказки авторские, которые написали писатели-сказочники.

А те сказки, о которых сегодня пойдет сегодня - особенные. Их автором считается Алексей Николаевич Толстой. Но писатель сам рассказывал, что сказки, которые он написал для детей, на самом деле народные. Писатель слушал сказки, записывал их, а потом придумывал соединить все самое интересное и забавное, что слышал за многие годы, и написать целую книжку сказок. Конечно, когда эта книга создавалась, писатель добавлял в сказки и что-то свое. Эти сказки - русские народные в пересказе Алексея Толстого.

Сегодня я расскажу вам сказку, которая называется «Сорока» Послушайте ее.

II часть. Чтение сказки.

III часть. Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель:

Правда, ребята, интересная сказка? Вы слышали ее раньше?

Как мы с вами определили, что это сказка?

(Звери разговаривают, на малиновом кусту растут калачи да пряники.)

Кто главные герои сказки?

Какие характеры у сороки и синички?

Вы знаете, что обозначает выражение « У черта на куличках»? (далеко, неизвестно где.)

Почему синичка не захотела помочь сороке?

Как вы считаете, какова главная мысль этой сказки? Какой русской пословицей можно выразить эту мысль?

Попробуйте придумать другую середину и финал сказки.

Воспитатель выслушивает варианты детей, самые интересные записывает. Затем он предлагает детям нарисовать к этой сказке так, чтобы получилось настоящая книга с текстом и рисунками.

Конспект занятия по рисованию « Жаворонок».

Цели:

Учить детей рисовать птиц, выстраивая изображение из составных частей.

Учить детей рисовать птицу в движении.

Показать, что небольшое смещение составных частей относительно друг друга дает нам другую позу птицы.

Развивать навыки рисования наброска рисунка карандашом.

Развивать навыки рисования цветными карандашами.

Развивать навыки создания фона с помощью восковых мелков.

1часть. Воспитатель:

Сегодняшнее наше задание я хочу начать с музыки. Я предлагаю вам послушать романс русского композитора А. Алябьева «Жаворонок».

Не правда ли, какая нежная, чистая, красивая музыка. Она очень точно передает впечатление от песенки жаворонка - звонкой, высокой, чистой. Она так радует душу, так согревает сердце.

Сегодня я предлагаю вам научиться рисовать жаворонка.

Посмотрите на эти картинки. Глядя на них, мы понимаем, что тело большинства птиц состоит из нескольких частей. Каких? (Голова, туловище, хвост, крылья.) Какой они формы? (Голова - круглая или слегка овальная, туловище- овальное, хвост может иметь треугольную форму, быть раздвоенным, как у ласточки, крылья обычно имеют изогнутую форму - если птица летит, в сложенном виде они овальные, клюв имеет треугольную форму, может быть маленьким или большим, изогнутым или прямым.

Рисовать геометрические формы - круг, овал, треугольник - вы умеете. Поэтому сможете легко изобразить составные части тела птицы. Нужно только правильно соединить эти части.

(Показ наброска рисунка мелом на доске.)

Воспитатель:

У жаворонка небольшое овальное туловище, круглая головка, маленький треугольный клюв, хвост треугольной формы. Посмотрите, сначала я нарисую овальное туловище. Теперь пририсую к нему круглую головку, овальные крылышки - немного заострю у них концы (это самые длинные перья) .

Остается хвост в сложенном виде он напоминает скорее не треугольник, а

Четырехугольник, и треугольный маленький клюв. И вот мой жаворонок собирает с земли семена растений.

Теперь вам понятна последовательность рисования. Видите, стоит немного изменить положение частей тела относительно друг друга, и у жаворонка совсем другая поза. Чуть-чуть измените, положение головы, перенесите ее повыше жаворонок уже не клюет зернышки, а сидит на гнезде, зорко смотрит по сторонам, охраняя птенцов.

А теперь попробуем сделать набросок жаворонка, который взлетает. Снова начинаю с овального туловища, пририсую к нему круглую головку с маленьким клювом. А теперь- развернутые крылышки. Начну их рисовать с изогнутой линии, похожей на закругленный угол, это внешняя часть крыла. Внутренняя часть - тоже закругленная, но уже более плавная линия, ее я разделяю на отдельные перышки. Точно так же рисую второе крыло. Остается хвост. В полете жаворонок расправляет его, хвост приобретает треугольную форму, в нем тоже можно прорисовать отдельные перышки.

А теперь попробуйте составить свою композицию, изобразив жаворонков в самых разных позах, неподвижными и в движении, сидящими на земле и летящими. Сделайте набросок простыми карандашами. Если вам что-то не понравится в вашем наброске, вы можете воспользоваться ластиком и исправить его.

2часть. Во время рисования включается музыка. Воспитатель помогает детям только советами, словесной подсказкой, не прибегая к прямому вмешательству в детский рисунок.

3часть. После того, как дети закончили выполнять набросок простым карандашом, воспитатель предлагает им подумать, чем они будут раскрашивать набросок, какие используют изобразительные средства, простые карандаши. Он беседует с детьми о том, какое оперение у жаворонка. У полевого жаворонка перья верхней части тела землисто-бурого, коричневого цвета, а нижний -рыжевато-белого.

В заключение - короткая беседа о содержании получившихся рисунков.

Конспект занятия по конструированию из бумаги «Грачи прилетели»

Цели:

Развивать навыки конструированию из бумаги по схеме.

Учить придерживаться предложенной в схеме последовательности выполнения поделки.

Учить украшать поделку « оживлять» ее с помощью рисования или аппликации.

Развивать интерес к искусству оригами.

Материал: квадратные листы бумаги (от 10 до 15 см) черного или темно-синего,темно-фиолетового цвета. Схема, на которой указана последовательность изготовления грача.Ножницы, клей, цветная бумага.Краска и кисти для рисования.

1 часть . Рассказ воспитателя.

Воспитатель:

Мы с вами уже не раз убеждались, что один и тот же предмет, или животное, или явление природы можно изобразить разными способами и получить очень выразительное, красивое изображение.

Я сегодня предлагаю вам сделать грачей из бумаги в хорошо вам известной технике оригами.

2 часть. Воспитатель.

Давайте внимательно рассмотрим схему, которую я вам приготовила. Какую базовую модель мы будем использовать? Верно, «простой треугольник» . Это одна из самых простых моделей, вы умеете ее делать правильно и аккуратно.

1 .Сгибаем квадрат по диагонали, аккуратно совмещая углы; придерживая их пальцами левой руки, правой делаем четкий, аккуратный сгиб. Получается базовая модель « простой треугольник».

2. Получившийся треугольник располагаем большой стороной вниз. Мысленно намечаем линию сгиба недалеко от большой стороны. Линия сгиба идет в том же направлении, что и большая сторона. Отгибаем верхний внешний угол треугольника по направлению к себе вниз по намеченной линии сгиба. Результат показан на рисунке.

3. Серым цветом обозначен отогнутый угол.

4. Образовавшиеся при большей стороне уголки сгибаем пополам кверху. Намеченные линии сгиба показаны пунктиром.

5. Делаем вертикальный сгиб по диагонали. Разворачиваем фигурку так, чтобы она « встала на ножки».

6. Верхний левый угол отгибаем сначала вперед, потом назад, потом заправляем внутрь.

7. Вот такой получился грач!

3 часть. Предлагает детям самостоятельно выполнить поделку. Задача воспитателя не показывать последовательность работы ребенку, а учить его работать со схемой, учить читать чертеж: «Посмотрите внимательно на схему: что ты сделал неправильно? Подумай. А что ты должен сделать дальше?»

После выполнения поделки дети могут украсить ее, приклеив глаза, сделав клюв желтым с помощью аппликации или красок, вырезать из бумаги червячка.

Вечер загадок

Верст не считали

По дорогам разъезжали,

А за морем бывали... (перелетные птицы)

Эту птицу знает всякий

На месте его дворец

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день... (скворец)

Кто без нот и свирели

Лучше всех заводит трели? (соловей)

Гости приходят весной,

А уходят осенью... (перелетные птицы)

Шея тонкая и ноги,

Не боясь воды и капли,

Рыб, лягушек ловят много

Клювом длинным. Это... (цапли)

Начинает песни в мае,

Трели льются средь ветвей,

Всё вокруг ему внимает!

А певец тот... (соловей)

Весной и летом

За пахарем ходит,

А под зиму

С криком уходит... (грач)

Будто крошечный звонок... (жаворонок)

По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон птица.

Для деревьев наших врач-

Насекомых ест всех... (грач)

Окраской - серовата,

Повадкой - воровата,

Крикунья хрипловатая.

Известная персона

По имени... (ворона)

Эта птица желтого цвета,

Ярким солнцем она согрета.

Песнь красива ее и долга-

Флейтой свищет в лесу..(иволга)

Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счет годам ведут... (кукушки)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится

Не орел, но все, же птица... (воробей)

Всех приметных птиц черней,

Чистит землю от червей

Вдоль по пашням мчится вскачь

А зовется птица... (грач)

На месте - дворец,

Во дворе - певец... (скворец)

Маленький мальчишка,

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

В поле ночует,

Коноплю ворует... (воробей)

Это хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекозится белобока

А зовут её... (сорока)

Черный, кричит: «Кра»

Червякам враг... (грач)


Птицы – могучий источник познания. Они являются важным фактором поддержания биологического равновесия. Общение с птицами облагораживает человека, делает его чутким, может служить богатым материалом для развития эстетических чувств, сенсорного воспитания, способствует формированию характера и интереса. Чтобы постичь искусство общения с птицами, здесь никак не обойтись без экологических знаний. Ведь неправильные представления, что служат причиной недоброжелательного отношения к птицам, это наносит не только вред птицам, но и действует на психику детей, ожесточает их. Исправить неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Знания мы даём в форме природоохранных акций и занятий с детьми.

Здравствуйте, птицы!

Занятие по экологии в подготовительной группе.

Задачи:

  • Формировать знания детей о птицах.
  • Развивать сопереживание к бедам птиц, желание бороться за их сохранность.
  • Воспитывать любовь к птицам через прямое общение с ними, воспринимая их многообразие.

Материал: ковролин, муляж дерева, куриное яйцо, лупа, иллюстрации с птичьими кладками, картинки с изображением птиц, корзинка, листочки с загадками о птицах, магнитная доска, шляпа для игры, скворечники.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы о птицах, рассматривание иллюстраций, подвижные игры, изготовление вместе с родителями скворечников.

Ход занятия

Актуализация знаний по теме «Весна»

На ковролине дерево, на нём птицы. Звучит в записи птичья трель.

Набухают быстро почки, Появляются листочки. Всюду гомон, птичья трель, Это к нам пришёл апрель. — Это к нам пришёл апрель. Пришла весна. А какие чудеса происходят весной: снег превращается в воду, повсюду журчит вода, бегут потоки, сосульки от тепла тают, отрываются льдины (а это опасно?), набухают почки, появляются первоцветы и т.д. Но самое главное чудо – это то, что именно весной, одни птицы возвращаются, принося весну на своих на своих крыльях, другие пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу (прослушивание в записи пение птиц).

Игра «Хорошо – плохо»

— Что хорошего в том, что птицы улетали от нас? (Зимой холодно в наших краях, им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло; голодно птицам нечем питаться, так как все насекомые зимой спят, а в тёплых краях насекомые водятся круглый год). — Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц; не слышим их пения; многие птицы, когда перелетают, погибают в пути, не выдерживают трудной дороги; без птиц скучно и тихо).

Беседа по теме «Перелетные птицы»

— Разнообразен птичий мир! Очень интересен и ярок весенний парад пернатого населения! Радуясь весне и теплу, они улучшают настроение нам своими птичьими песнями. Так пусть же всегда будет много, ведь им не тесно в воздухе. — Ребята, а зачем птицы возвращаются к нам? (Продолжить свой род). Прилетев, птицы занимают гнездовые участки, образуя пары. В это время и слышна чаще всего птичья песня. Например, воробей – папа и воробьиха – мама, ищут место для гнезда в любом укромном месте – в дупле, скворечнике, под крышей дома, в густых ветках дерева и т.д. Собирают ветки для гнезда, устилают его травинками, пёрышками, пухом, клочками шерсти. Затем мама – птица откладывает в готовое гнездо яички и садится на них. — А знаете ли вы, как появляются на свет птицы? Я расскажу вам о чудесном превращении. Как вы думаете, что я держу в руках? Это одно из чудес. Яйцо – это жизнь. Самочка птицы откладывает яйца, а затем долго высиживает их, согревает своим теплом, защищает от хищных животных, которые хотят ими полакомиться, защищает от непогоды.

Рассматривание иллюстраций с птичьими кладками.

— Посмотрите, какие кладки яиц. Что между ними общего? Чем они отличаются? Как вы думаете, из чего они сделали? Как вы думаете сколько нужно времени птичке, чтобы построить такое гнездо?

Познавательная деятельность детей. Ознакомление со строением яйца.

— Зачем нужны яйца? А чьё яйцо у меня в руках? (Яйцо курицы). Посмотрите, какое оно красивое. Давайте, мы его с вами рассмотрим. У яйца есть скорлупа. Какая она? Давайте с помощью лупы рассмотрим скорлупу. У скорлупы есть крошечные отверстия, через которые внутрь проходит воздух. А что внутри скорлупы? (аккуратно разбить яйцо) Что это жёлтенькое? Для чего это нужно? Это желток, в желтке есть зародыш, (рассмотреть его) который от тепла будет развиваться, развившись этот зародыш превратится в птицу. Белок содержит необходимый запас воды и питательные вещества, которые необходимы для развития зародыша. А все ли яйца так устроены? Можем мы пойти в лес и проверить яйца птиц? Почему? Почему нельзя разбивать яйца диких птиц? Представьте, что вы очутились в весеннем лесу и нашли гнездо.

Работа над содержанием стихотворения

— Я нашла гнездо лесное, Маленькой пёстрой птички, Свитое ранней весною. В гнезде лежали яички. Как же она испугалась, Прикинулась птичка больною, Крыло волочила, металась, В густой траве, предо мною. Давалась мне прямо в руки. Меня от гнезда уводила. И сколько в ней было муки, И сколько в ней было силы. — Почему птичка так себя вела? (Из яиц диких птиц обязательно вылупятся птицы, поэтому нельзя трогать и разбивать яйца, найденные в лесу, нельзя брать в руки, потому что мама, почувствовав чужой запах, может бросить их и невылупившиеся птенцы погибнут).

Ознакомление с правилами поведения в лесу.

— В конце мая – начале июня в птичьих гнёздах появляются птенцы. Заботливые родители кормят их и конечно же охраняют. Чуть посторонний звук, шум – мамы начинают покидать свои гнёзда. Уводят врагов от птичьего домика. Об этом должны помнить люди. Поэтому мы не должны шуметь в лесу, чтобы не спугнуть маму с гнезда, не оставить малышей без родителей. Конечно же, надо соблюдать и другие правила поведения в лесу.

Не разорять птичьи гнёзда!
Не брать птенцов из гнезда!
Не ломать ветки!
Солнце ласково смеётся,
Светит солнце горячей.
И в овраге звонко льётся
Разговорчивый ручей.
После зимней тишины
После стужи зимней,
Из – за гор, из – за морей
Прилетают птицы.

Вот и со мной пташки прилетели. Сможете отгадать, как их зовут.

Игра «Отгадай птицу»

На столе карточки с изображением птиц, в корзинке листочки с загадками о птицах. Картинку – отгадку прикрепляет к магнитной доске ребёнок.

Звонко – звонко распеваю,
Воротившись с юга в срок.
А вот песни занимаю
Даже у сорок. (скворец)

Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (кукушка)
Верещунья – белобока
А зовут её… (сорока)

Птичка невеличка, ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок,
Получается — прыжок. (воробей)

Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно он будет мой. (дятел)

— Ребята, хотите полетать, с птицами поиграть?
Игра «Птицелов»

С помощью считалки выбирается водящий, одевается ему шляпа.
Считалка:
Тили – тели, птички пели,
Взвились к небу, полетели.
Стали птички гнёзда вить
Кто не вьёт – тому водить.

Птицелов по голосу должен определить, какую птичку «поймал».
Дети идут по кругу и произносят слова:
В лесу во лесочке
На зелёном дубочке
Птицы весело поют.
Ай, птицелов идёт?
Он в неволю нас возьмёт.
Кар – кар – кар! (ворона)
Чик – чирик, чив – чив! (воробей)
Синь – синь – синь! (синица)
Чай – пить, чай – пить!
С сахаром (дрозд)
Пять – пять, пять – тетеревей (рябчик)
Юла – юла – юла! (жаворонок)
Чижик – чижик, ча – ча – ча! (скворец)
Витю видел? Ты Витю видел? (чечевица)

Знакомство детей с приметами

Наблюдая за птицами, мы также можем определить, какая будет погода. Одну из птиц, предсказывающую погоду, мы можем назвать, решив ребус.

Если эта птица летит низко, значит, будет дождь.

Лас (точка)

Ещё, какие приметы, вы знаете.

Воробьи собираются в густой листве деревьев и шумно митингуют – к ясной погоде.

Голуби разворковались – к ясной погоде.

Птицы хохлятся – к дождю.

Кукушки дружно закуковали – к ясной погоде.

Воробьи купаются в пыли – к дождю.

Птицы запели в дождь – к ясной погоде.

Беседа «Сохраним птиц»

— Ребята, а что произойдёт, если – бы птицы не вернулись к нам? (экологическая беда)

Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудных песен.

Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда, в любое время года,
Берегите птиц друзья!
Что значит беречь птиц?

Рассматривание скворечника

— Посмотрите ребята, какие замечательные домики сделали ваши папы. Ведь птицы уже спешат к нам с юга. Скворушки, трясогузки и синички с воробышками, поселятся в них. Выстелят их мягким пухом, мхом, травинками и отложат свои яйца. А из яиц появятся маленькие скворчата, воробьята и будут целыми днями они летать, искать, таскать своим птенцам червяков или гусениц. За день один скворец делает до 200 вылетов.
И сегодня в день весенний,
Справим птичье новоселье.
Эти домики все вместе,
На берёзах мы развесим.
Мы, ребята – дошколята
Приглашаем всех пернатых,
Прилетайте, кто захочет.
Мы вас любим очень – очень.

Стук в дверь. Входит почтальон Печкин. Он принёс телеграмму от птиц:

«Ребята, развешайте, пожалуйста, с родителями на веточках деревьев и кустов – вату, тряпочки. Мы этим материалом утеплим свои гнёзда».

Практическая работа на улице

Вместе с детьми и родителями уходим развешивать домики для птиц и вату.