Историческое краеведение в школе. Краеведческая работа в школе Становления краеведения в россии

В понятие “краеведение” вносилось различное содержание. В 20-х годах XX в. оно рассматривалось как метод синтетического изучения какой-либо определенной, выделяемой по административным, политическим или хозяйственным признакам относительно небольшой территории(1) . В 30-х годах краеведение определялось как “общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в соцстроительстве всего края на основе всестороннего его изучения”(2). Были также высказывания о нем как об особой науке, предмете преподавания.

А.С. Барков говорил, что “краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края в интересах социалистического строительства”(3) .

Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Поэтому “краеведение может быть различное: историческое, естественно-историческое и т. п. вплоть до археологического”(4).

Однако ни в какой другой науке оно не находит для себя столь пригодных методов исследования, как в географии. А.С. Барков считал, что “объект и методы изучения географии и краеведения совпадают. Последнее можно и должно рассматривать как “малую географию”, точнее, как малое страноведение”. Л.С. Берг называет краеведение географией родного края (1).

Говоря о краеведении, чаще всего понимают его именно как краеведение географическое, в задачу которого входит всестороннее, синтезированное изучение родного края. В краеведении, так же как и в географии, предметом изучения является местность, территория. Сам термин “краеведение” означает, что изучается территория, определяемая понятием “родной край”.

“Географическое изучение местного края нужно для всех специалистов-предметников, а географ может и должен, увязывая разные наблюдения с географией, явиться естественным объединяющим центром общей краеведческой работы”(2) (А. С. Барков).

Исходя из задач краеведение необходимо различать по формам его организации. В процессе развития сложилось государственное, школьное и общественное краеведение.

В государственном краеведении изучение края находится в ведении исполкомов Советов депутатов трудящихся, краеведческих музеев и исследовательских учреждений. В школьном краеведении главная роль в изучении принадлежит учащимся под руководством учителя. Изучением края может заниматься и местное население, а также туристы, организуемые на эту полезную деятельность профсоюзными организациями. Домами культуры, клубами; в последнем случае краеведение называют общественным.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.

Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Одно из условий школьного краеведения -- руководящее участие в нем учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой.

1. Схема, показывающая структуру школьного краеведения.

Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Учитель должен хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение также приносит большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство; он знакомится ближе с населением, с родителями своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий, тем самым повышается его роль в хозяйственном и культурном строительстве родного города, села. Краеведение для учителя -- верный путь к научной исследовательской деятельности.

В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

В преподавании географии краеведение -- одно из средств осуществления воспитывающего обучения. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических понятий. Материал о природе края, хозяйственной деятельности местного населения может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на уроках, в своем краю имеется больше возможностей и условий для практического применения приобретенных знаний.

Таким образом, школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание географии на конкретном жизненном материале. В установлении связи изучаемого в школе материала по географии с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края, и заключается суть краеведческого принципа в обучении.

В школьном краеведении следует всегда иметь в виду его учебную ценность. В связи с этим выделяют учебное краеведение, его содержание и характер определяются учебной программой, и непрограммное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например на географической площадке или во время учебной экскурсии. Но в них обязательно участие школьников всего класса. В непрограммном краеведении школьники принимают участие на добровольных началах. Это туристские походы по своему краю, школьные экспедиции и пр.

Организация и отношение к учебной программе этих двух видов школьного краеведения различны, но тем не менее они друг с другом очень связаны, так как при изучении родного края для комплексного его описания в образовательных целях в процессе программной экскурсии и во время туристского похода происходит сбор краеведческого материала, проводятся всевозможные работы по наблюдению местных явлений и объектов и т. д. Общим является также обязательное руководство учителя всей работой.

Учебное краеведение преследует две задачи: одна из них--всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала, другая -- использование этого материала в преподавании. Они друг с другом очень связаны: решение первой открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний -- главное назначение школьного краеведения.

Краеведение создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений. Учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка и, по образному выражению Н.Н. Баранского, могут “увидеть мир в капле воды”.

Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу: “от известного к неизвестному”, “от близкого к далекому”. Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче усваивать географию более отдаленных районов всего Советского Союза, а также зарубежных стран. Конкретное проявление процессов развития географической среды в ближайших окрестностях школы и их изучение помогают формированию правильных представлений о многих предметах, о явлениях, происходящих в географической оболочке Земли, в том числе и о тех, которые недоступны для непосредственного наблюдения. Родной край, его географический комплекс и отдельные слагающие его компоненты, таким образом, служат тем уже известным и понятным образцом, постоянным своего рода эталоном, к которому учитель может с успехом прибегать для разъяснений, сравнений и иллюстраций в преподавании географии; а работа учащихся по изучению края--средство для непосредственного познания географических явлений.

Главное назначение краеведческого принципа состоит в том, чтобы дать возможность учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования понятий на полученных реальных представлениях, составляющих основу географической науки. Благодаря этому устраняется абстрактность географических понятий и механическое их усвоение.

В школьном курсе географии немало таких понятий, которые могут быть усвоены только на основе краеведческого материала. Опыт работы многих учителей показывает, что понятия о расходе реки, строении долины, почве и другие хорошо усваиваются, если их изучение самостоятельно проводится учащимися в реальной действительности.

Преподавание с использованием краеведческого материала значительно облегчает усвоение географических понятий. Опираясь на конкретные знания о родном крае, учащиеся расширяют свои представления до понимания научных закономерностей. Так, например, представления о формах поверхности будут правильными, если они сложатся в процессе их непосредственного изучения и наблюдения. И наоборот останутся всегда условными и потому непрочными, если они создавались только на основе описаний учителя или учебника. В школе приходится нередко наблюдать, как ученик, напрягая память, старается пересказать фразы учебника или объяснения учителя, причем с сильным ограничением и обеднением. Это естественно, так как словесно-отвлеченный тип памяти у детей менее развит. И наоборот, школьник будет свободно воспроизводить виденное в действительности, обязательно связывая его с рассказом учителя, так как по ассоциации оно будет вспоминаться вследствие того, что зрительно-двигательное запоминание у детей развито сильнее. Поэтому, чем ярче и понятнее краеведческий материал, тем больше он помогает учащимся усвоить школьный курс географии, тем выше его педагогическая" ценность.

Краеведение дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Примером такой межпредметной связи может быть работа по картированию своей местности, когда в решении географических вопросов большую помощь оказывает математика или работа по исследованию местных почв, которая может дать хорошие результаты при условии применения знаний химии и биологии. Очень связывает краеведческая работа изучение географии и истории. Научную ценность географические характеристики, особенно по экономической географии, будут иметь только в том случае, если они проводится в историческом плане. Невозможно также представить, чтобы одновременно с географическими исследованиями не проводилось знакомство с историческими объектами родного края. В равной степени, выдвигая на первое место вопросы истории края, нельзя не интересоваться его географией.

Осуществление краеведческого принципа в преподавании помогает связать теоретические знания, приобретаемые в стенах школы, с практическим применением, например: метеорологические наблюдения для сельского хозяйства, наблюдение за режимом реки для безопасности переправ, сбор полезных дикорастущих растений для хозяйственных организаций и т. д.

Благодаря краеведению преподавание географии строится на наблюдениях подлинной действительности, а не на “словесных схемах”. Из этого вытекает, что краеведение должно служить преподаванию географии повседневно и непрерывно, а не быть только связанным с работой в краеведческих кружках с ограниченной группой учащихся или с турпоходом, охватывающим нередко еще меньшее количество школьников.

На краеведческом принципе должны строиться обычные уроки, тогда как многие учителя краеведение связывают с организацией походов и кружковой работой по изучению края. Это происходит оттого, что практически в школе бывает легче заинтересовать учащихся однократным краеведческим походом, чем наладить систематическое изучение края. От учителя требуется меньше усилий для организации похода, чем на постановку всего преподавания географии на краеведческой основе. В этом и кроется одна из причин того, что внеклассное краеведение получало более широкое распространение, а его связь с учебными занятиями была недостаточной. При правильной организации краеведения в школе должен обеспечиваться тесный контакт учебных занятий со всей краеведческой работой.

Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности. При наблюдении за трудом рабочих и служащих разнообразных профессий формируется интерес к профессиям/Важна также и психологическая подготовка школьников к общественно полезному труду.

Вместе с тем связь с местными предприятиями в процессе их краеведческого изучения способствует осуществлению политехнического обучения, требующего ознакомления учащихся с техникой и технологией производства.

Велико значение школьного краеведения и охрана природы. Закон гласит, что “охрана природы является важнейшей государственной задачей и делом всего народа”. Занимаясь краеведением, учителя знакомят учащихся с конкретными примерами преобразования природы края, а учащиеся обычно активно включаются в работу по ее охране. В процессе краеведения могут быть учтены все ценные природные объекты, исторические памятники и места отдыха. А это, собственно, первое условие для осуществления непосредственной работы по охране природы и рациональному использованию ее богатств. Школьники-краеведы много могут сделать и для воспитания бережного отношения к “зеленому другу” и жителей городов. В работу по изучению своего микрорайона города должна быть включена и охрана городских насаждений.

Изучение своей местности открывает школьникам возможность активно включиться в посильный общественно полезный труд и тем самым принять участие в коммунистическом строительстве и дальнейшем обогащении родного края. При этом различный характер содержания краеведения и многообразие форм его осуществления позволяет учащимся найти для себя применение в соответствии со своими интересами, склонностями и силами. В одних случаях это может быть работа для местных организаций, связанная с помощью в выполнении ими производственного плана, в других случаях -- культурно-просветительная деятельность среди населения. Имеется немало примеров, когда школьники находили новое сырье для местного производства, обнаруживали месторождения полезных ископаемых, получали ценные для хозяйственного строительства результаты от исследования режима местных рек, прудов и озер, собирали дикорастущие плоды и растения, вели планомерную охрану природы, озеленяли дороги и поселки и т. д. Нередки случаи, когда школьники успешно выполняли специальные задания плановых, хозяйственных строительных организаций или научных учреждений. Пример этому -- задания Института мерзлотоведения АН СССР краеведам Великолукской школы имени академика В. А. Обручева. Школьники с 1950 г. ведут фенологические, гидрологические и метеорологические наблюдения.

С другой стороны, можно привести много примеров, когда краеведческие изучения привлекали внимание местных организаций к природоохранительной деятельности на территории родного края. Ученики Митрофановской средней школы Воронежской области, изучая Евдокимовские овраги дали предложения по прекращению их роста местному лесничеству: овраги обсажены деревьями и кустарниками.

Юные краеведы средней школы рабочего поселка Чишмы изучали причины усыхания озера Аслыкуль, расположенного в районе г. Уфы. Полученный материал позволил сформулировать практические предложения, которые местным Советом депутатов трудящихся были одобрены и претворены в жизнь: на соседней речке поставили плотину -- часть воды пошла на пополнение озера.

Примеров того, как школьное краеведение служит хозяйственным запросам, требующим учета местных природных и экономических условий, очень много. Когда краеведческие наблюдения приобретают практическое значение, они вызывают у школьников сознание необходимости участвовать в коммунистическом строительстве родного края.

Краеведение -- самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний п умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В краеведении многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.

Краеведение создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников. Н. К. Крупская писала:

“Прежде всего школа должна пробудить в ребенке пытливый, активный интерес к окружающему, интерес исследователя к явлениям и фактам как в области естествознания, так и в области общественной жизни”.

Систематическое изучение природы в процесс краеведческих наблюдений вырабатывает материалистические взгляды, воспитывает у школьников активное природоохранительное отношение к ней. На местных примерах понятнее раскрываются научные закономерности, на основе которых действеннее может проводиться атеистическое воспитание школьников. Атеистическому воспитанию помогает и разоблачение разного рода суеверий и преданий религиозного характера, которые могли сложиться на территории края.

Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы.

Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания советского патриотизма.

Патриотические чувства, любовь к Родине у человека прежде всего связываются с родным краем, где протекала ранняя сознательная жизнь. Это очень хорошо выражено у К. Симонова в стихотворении “Родина”:

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке,

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь Родину такою,

Какой ее ты в детстве увидал.

Краеведение прямая дорога для достижения этой цели.

Литература

Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии, гл. “О школьном краеведении”. М., Учпедгиз, 1960.

Барков А. С. О научном краеведении. Еще о научном краеведении Статьи в сборнике “Вопросы методики и истории географии”. М Изд-во АПН РСФСР,1961.

Иванов П. В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск, 1966.

Ефремов Ю. К. Краеведение и география. В кн.: “Советская география”. М,., Географгиз, 1960.

Кондаков В. А. Краеведческий принцип в преподавании географии. “Известия АПН РСФСР”, вып. 24, 1950.

“Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии”, под ред. И. С. Матрусова. М., Изд-во. АПН РСФСР, 1963.

Копытов С. К., Сечкина М. Д. Краеведение в профориентационной работе школы. “География в школе”, 1971, № 2.

Лярский П. А. Пособие по краеведению. Минск, “Высшая школа”, 1966.

“Методика обучения географии в средней школе”, под ред. А. Е. Бибик и др. М., “Просвещение”, 1969.

Петров Ф. Н. Краеведение. КГЭ, т. 2. М.,1962.

Половинкин А. А. География и родная природа. М., Изд-во АПН РСФСР, 1953.

Строев К. Ф. О краеведческом принципе в преподавании географии. “География в школе”, 1963, № 3.

Щербаков А. М. Краеведческая работа в школе. М., Учпедгиз,1959.

Юньев И. С. Беседы о краеведении. “Знание”, 1966.

http://school-kraevedenie.narod.ru/stroev/stroev1.htm

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Павло-Федоровка»

Система краеведческой работы в школе

Работу выполнила

Палей Лариса Алексеевна,

учитель истории и обществознания

I квалификационной категории

2016

Содержание

I . Введение ___________________________________стр. 2

II .Цели и задачи краеведческой работы в школе____ стр. 3

III . Система краеведческой работы в школе

1. Содержание краеведческой работы _____________стр. 4

2. Формы и методы краеведческой работы__________стр. 4 - 6

3. Организация краеведческой работы в школе______стр. 6 - 8

IV . Краеведческий кружок_______________________ стр. 9 - 12

V .Заключение _________________________________ стр. 13

VI . Приложение________________________________стр. 14

VII . Литература________________________________ стр. 15

I . Введение.

Одним из важных средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителя. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе будут глубокие знания самим учителем истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы. В нашей школе уже работали над интересными комплексными темами краеведческого характера: изучали боевые и трудовые традиции своих земляков, писали летописи своей школы, села, изучали историю сельскохозяйственного кооператива. Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа.

Цель моей работы – показать систему краеведческой работы в школе, взаимосвязь ее разных направлений.

При этом решались следующие задачи :

показать важность краеведческой работы в школе;

охарактеризовать ее направления;

показать варианты использования краеведческого материала во внеурочной деятельности;

проанализировать исследовательскую работу по изучению истории родного края;

выделить основные пути организации краеведческой работы;

оценить результативность работы.

II . Цели и задачи краеведческой работы в школе

Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви и уважения к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения:

    история– это история людей;

    корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны;

    в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина;

    труд – основной источник материального и духовного богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.

Цели исторического краеведения:

    дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение краеведческих знаний, умений и навыков в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, трудовых навыков;

    воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности;

    развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналоги;

    социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция.

Задачи учителя состоят в том, чтобы помогать учащимся:

    развивать наблюдательность, научную любознательность;

    повышать интеллектуальный и культурный уровень личности;

    расширять кругозор, эрудицию;

    приобщаться к творческой деятельности;

    психологически готовиться к труду;

    воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него – к Родине;

    формировать умения анализировать, вдумчиво читать, собирать материал по крупицам, работать в архивах, составлять родословную;

    приобретать навыки экскурсовода, работы в школьном музее.

Знание истории родного края конкретизирует многие события отечественной истории, помогает понять многие процессы, происходящие в современном мире. Знакомство с яркими страницами местной истории, с известными земляками, с памятниками архитектуры вызывает гордость за своих предков. Изучение истории своей семьи помогает восстановить связь поколений, улучшает взаимоотношения с родителями. Исследовательская работа по краеведению помогает детям реализовать свои интересы и раскрывает новые страницы в летописи родных мест.

Все это способствует воспитанию патриота своей страны, что сделать в наше непростое время сложно, но очень важно. Человек будет любить свой край, его историю, если будет знать его прошлое и настоящее. Одних громких призывов здесь мало. Надо действовать, причем школа и семья должны стать союзниками, работать в одном направлении. Многое зависит от личности педагога. Важно заинтересовать ребят историей родного края, развить этот интерес, умело направлять желание знать больше.

III .Система краеведческой работы в школе.

1. Содержание краеведческой работы

Краеведческая работа в школе должна строиться в комплексе и вестись по нескольким взаимосвязанным направлениям.

Направления краеведческой работы:

4.История района.

5.История края.

Только ведя работу по разным направлениям можно добиться хороших результатов. Так, например, изучая свою родословную, учащиеся связывают её с историей своего села, района, края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, они возвращаются к фактам истории родного села, семьи.

Необходимо помнить, что предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае – жизнь людей в её развитии, во всех многообразных её проявлениях и результатах, в границах определённой территории:

Духовная жизнь (взгляды, помыслы, идеалы);

Этнонациональные процессы (особенности культуры, быта, истории коренных жителей края);

Религия, история церкви (история разных конфессий в крае, верования местного населения);

События локальной истории (деятельность многих поколений жителей села, района, края, социально-экономические и политические отношения);

Судьбы конкретных людей, история семей;

Повседневность.

История края, местные события и явления изучаются в единстве трёх временных измерений: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая историю села, важно познакомить учащихся с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействовать формированию исторического мышления.

2. Формы и методы краеведческой работы.

Составляющей системы школьного краеведения являются организационные формы обучения. К ним относятся:

    Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Здесь следует понимать, что региональный материал используется как часть урока по истории России или как самостоятельный урок по истории края в рамках учебного плана.

    Факультативные курсы, т. е. специальные краеведческие курсы, которые проводятся за счет часов школьного компонента. На них занимаются учащиеся, проявляющие глубокий интерес к истории края. Основной задачей факультатива по краеведению является развитие интереса к родному краю, его истории и исторической науке, с целью углубления знаний и развития способностей учащихся. Реализации данной цели способствуют:

а) расширение знаний за счёт увеличения источниковедческой базы: изучение документов, монографий, материалов топонимики, этнографии, археологии и др.;

б) обучение учащихся азам научного поиска, ознакомление с методами исторического исследования;

в) вовлечение ребят в активную познавательную деятельность.

Факультативы по краеведению сочетают в себе многие формы, приемы и методы как внеклассной, так и урочной работы с детьми: здесь и семинары, и практикумы в музеях и архивах, конференции, экскурсии. На факультативах ребята могут научиться правильно писать рефераты, проводить различные исследования, анкеты, опросы, работать с научной, научно-популярной литературой и источниками, а также получают опыт публичных выступлений.

    Внеклассные занятия.

Они могут быть массовыми, групповыми, индивидуальными. Поэтому мероприятия, основанные на сведениях по местной истории и проходящие во внеурочное время, можно разделить на три группы:

    1) мероприятия, на которых участники выступают в роли потребителей информации (классные часы, экскурсии, встречи с представителями администрации и другими интересными людьми);

    2) мероприятия, продолжающие ученическую деятельность, начатую на уроке (игры, праздники, выставки творческих работ);

    3) мероприятия, которые позволяют применить знания и умения, полученные ребятами в учебном курсе (работа краеведческого кружка, защита рефератов, научно-исследовательская работа, поисковые экспедиции).

Пути и методы изучения родного края разнообразны. Их выбор зависит, прежде всего, от возраста школьников, от уровня их подготовки, от целей занятия, от задач проводимой работы. Самые распространенные:

    лекция (учитель сам рассказывает ребятам об истории края, но этот метод необходимо использовать крайне редко, т. к. краеведение дает возможность исследовать и делать открытия ребятам самостоятельно. Кроме того, лучше запомнится то, что увидится);

    урок-экскурсия (музеи, архивы, выставки, археологические стоянки, памятники природы, архитектуры, монументы - все это пробуждает интерес к истории, воспитывает не нравоучениями и поучениями, а примером увлекательной совместной работы, результатом которой будут глубокие и прочные знания). Но для проведения экскурсии требуется специальная подготовка, как для ребят, так и для учителя.

Учитель выбирает объект экскурсии, им может быть предприятие, место, на котором происходили исторические события, музей или что-то другое. Выбирая объект, руководитель должен представлять, как эта экскурсия поможет ребятам разобраться с общероссийским историческим процессом, и какие возможности существуют для патриотического и эстетического воспитания. Далее необходимо определить цель, маршрут, экспонаты, место экскурсии в учебной теме.

Краеведческие экскурсии можно разделить на несколько типов:

    Вводные экскурсии, они предшествуют изучению учебного материала на уроке. Ребята на таком мероприятии накапливают фактический материал, делают выводы, что очень помогает при изучении темы в классе.

    Экскурсии, являющиеся продолжением изучения материала. Полученные сведения конкретизируют учебный материал, делают предметным.

    Экскурсии, целью которых является углубление, закрепление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и письменных исторических памятников.

    Историко-производственные экскурсии, помогают правильной профориентации учащихся

Важно предупредить учащихся, что после экскурсии им будут предложены вопросы, на которые они должны ответить.

    Самостоятельная работа (историческое краеведение ставит учителя и ребят в положение исследователей).

Методы самостоятельной работы:

- опросы, анкетирование ( не нуждается в специальной подготовке ребят, необходима лишь тщательная работа по продумыванию вопросов);

- интервьюирование ( занимает гораздо больше времени для подготовки т. к. интервьюеру приходится менять вопросы с учетом текущих событий, обстоятельств интервью, атмосферы беседы и возраста опрашиваемого);

- семинар (главной целью семинара является вовлечение большого количества учащихся в активную поисково-исследовательскую работу. Учителю, организовывающему семинар, нужно очень внимательно подходить к разработке тематики занятий. Необходимо учитывать возрастные особенности и уровень развития, степень подготовленности класса. Возможна дифференциация заданий. Готовясь к семинарским занятиям, одни производят поиск, сбор, накопление материала, подвергают его анализу, систематизируют, обобщают, делают первичные выводы. Более подготовленные учащиеся пишут доклады, рефераты, а остальные - разрабатывают отдельные вопросы и выступают в качестве содокладчиков, оппонентов);

- практические (лабораторные) занятия ( учащиеся учатся приемам работы с местной литературой, монографиями, периодической печатью, документами, вещественными памятниками, методам составления сложного плана, конспектов, рефератов);

- составление летописи по истории школы, предприятия, села, города (источниками для составления летописи служат книги местных историков, периодическая печать, документальные материалы, воспоминания местных жителей и личные наблюдения учащихся).

    Игра - это тоже один из видов изучения краеведения. В увлекательной форме ребята узнают что-то новое, закрепляют ранее изученный материал и навыки работы с документами.

    Краеведческий кружок (учащиеся собирают, обобщают, оформляют собранные материалы, создают или пополняют школьный музей).

Многообразие форм и методов, доступность источников для самостоятельного изучения, близость событий, возможность задать вопросы очевидцам исторических событий - все это делает краеведческую работу более живой и интересной, помогает увлечь детей в замечательный мир исследований и открытий, раскрывает их творческие способности, раскрепощает и оказывает воспитательное воздействие на учащихся.

3. Организация краеведческой работы в школе

Краеведческая работа в ОУ идёт по следующим направлениям:

1.Мой дом. Родословная семьи.

2.Родная школа. Ее история и традиции.

3.Село: прошлое, настоящее, перспективы развития.

4.История района.

5.История края.

Краеведческая работа в МБОУ «СОШ с.Павло-Федоровка» имеет разные формы.

    Изучение материалов краеведения на уроках основного курса Отечественной истории. Краеведческий материал включается в объяснение учителя. Привлечение ярких эпизодов из истории родного края позволяет сделать многие события отечественной истории более близкими и понятными для учащихся. По ряду вопросов можно дать задание самостоятельно проработать материал в краеведческой литературе, выполнить творческое задание.

    Внеклассная работа.

    работа с архивными документами, с периодической печатью;

    сбор газетных материалов о людях и событиях родного края, района, села;

    работа школьного музея;

    работа лекторской группы;

    совместная работа с Советом ветеранов;

    интеллектуальные марафоны;

    летопись школьной жизни;

    встречи с участниками и очевидцами исторических событий;

    фотографирование участников событий, других знатных людей, а также зданий и иных исторических объектов;

    консультации научных сотрудников архивов, музеев, работников библиотек и внешкольных учреждений;

    беседы с местным населением;

    поиск предметов материальной и духовной культуры.

При проведении внеклассных занятий используются все методы, охарактеризованные выше.

Познавательная краеведческая работа имеет три уровня.

1 уровень. Получение готовых знаний

Со слов учителя, из учебных пособий и СМИ;

Встречи с ветеранами;

Экскурсии.

2 уровень. Самостоятельное приобретение знаний

Оформление стендов «Родной край», «Кировский район», «История школы в лицах»;

Выпуск боевых листков, газет;

Работа с архивными документами.

3 уровень. Участие в научно-исследовательской деятельности.

Учащиеся принимают участие в подготовке и проведении многих мероприятий разных уровней.

Участие учащихся и учителей ОУ в мероприятиях краеведческого направления

районного и краевого уровней за 2008-2012гг.

Фиалов Антон, уч-ся 10 кл. (рук. Палей Л.А.)

Карасёв Алексей, уч-ся 8 кл. (рук. Палей Л.А.)

3-е место

Вторая Осенняя школа «Приморский край в истории Отечества»(2009 г.)

Фиалов Антон, уч-ся 10 кл.(рук. Палей Л.А.)

Сертификат участника

Творческий доклад «Внеурочная деятельность в гражданско-патриотическом образовании» (из опыта работы)(2009 г.)

Палей Л.А., учитель истории

Приложение к свидетельству о повышении квалификации

Районная конференция ученических научно-исследовательских работ «Путь к успеху». Реферат «Имя на карте. История села Павло-Фёдоровка» (2010 г.)

Фиалов Антон, уч-ся 11 кл. (рук. Палей Л.А.)

Сертификат участника

Районная конференция «Путь к успеху».Реферат «Несколько страниц из истории Второй Мировой войны»

Реферат «Шесть поколений павлофедоровцев»

Реферат «Наша дамба» (2011 г.)

Гаврилов Михаил,

уч-ся 10 кл. (рук. Палей Л.А.)

Стрелков Павел, уч-ся 6 кл. (рук. Палей Л.А.)

Группа уч-ся 4 кл. (рук. Данильченко Л.А.)

2-е место

3-е место

2-е место

Районный брейн-ринг, посвящённый Дню Победы (2010 г.)

Сборная команда учащихся

3-е место

Участие в экспедиции, посвящённой году Учителя с посещением мемориала Чегодаева В.М. Установка памятной доски на самой высокой точке Кировского района (2011 г.)

Восхождение на сопку Флаговая (2011 г.)

Группа учащихся ОУ в составе сборной района

10.

Участие в экспедиции с исследованием пещеры на сопке Золотая

Группа учащихся ОУ в составе сборной района

Внеурочная работа в школе разнообразна.

    классные часы на темы «Мои земляки», «Наш заповедный уголок», «Что я знаю о селе?» и др.;

    викторины «Люби и знай свой край», «Исследователи Приморья»;

    акция «Мы помним…», посвящённая окончанию Второй Мировой войны;

    акция «Обелиск», посвящённая окончанию Великой Отечественной войны;

    заочное путешествие «Сёла Кировского района»;

    оформление стендов «Приморский край», «Кировский район»;

    экологические субботники «Сделай село чище»;

    экскурсии по памятным местам села;

    составление родословных;

    казачьи посиделки «Нет переводу казачьему роду»;

    конкурс «Самый активный класс», победители которого награждаются поездкой по краю (в 2011 году уч-ся 6 класса посетили тигровый заповедник около г. Спасск-Дальний, в 2012 г. уч-ся 10 класса совершили поездку во Владивосток с посещением краевого драматического театра им. Горького).

В текущем учебном году в школе проведена конференция ученических исследовательских работ. На ней были представлены 3 работы краеведческого направления:

- «Из истории школы», Стрелкова Светлана, уч-ся 4 класса (рук. Стрелкова А.В.)

- «Поэты моего села» Гагенко Вероника, уч-ся 6 класса (рук. Салимова О.А.)

- «Мои родители – защитники Отечества», Батог Маргарита, уч-ся 2 класса (рук. Данильченко Л.А.).

Все работы будут представлены на районном конкурсе «Путь к успеху».

Краеведческая работа в школе развивает творческие способности школьников, расширяет кругозор и обогащает знаниями краеведческого характера, формирует умения и навыки ведения поисковой, исследовательской работы, пробуждает интерес к изучению жизни людей и природы своего края, воспитывает личность гражданина-патриота.

IV . Краеведческий кружок

Краеведческая работа мною проводится постоянно, как на уроке, так и во внеурочное время. Но я пришла к выводу, что в школе необходимо организовать краеведческий кружок. Именно кружок позволит более эффективно реализовать весь накопленный материал и опыт работы, сочетать и использовать разнообразные формы внеклассной работы. Мною разработана программа краеведческого кружка.

Программа работы краеведческого кружка «Исток»

Пояснительная записка.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Данная программа - авторская программа Палей Ларисы Алексеевны, обобщение многолетней систематической работы по краеведению, проводимой в МБОУ «СОШ с. Павло-Федоровка» Кировского района.

Программа рассчитана на 2 года изучения по 17 занятий в год. Итого 34 часа.

Цель программы: познакомить учащихся с историко - культурным наследием села Павло-Фёдоровка и Кировского района.

Задачи программы:

    Изучать прошлое и настоящее Кировского района и села Павло-Фёдоровка.

    Воспитывать чувство патриотизма у учащихся через краеведческие знания.

    Способствовать сохранению и формированию семейных ценностей и традиций.

    Активизировать поисковую деятельность учащихся.

    Вырабатывать умения ведения исследовательской работы в области краеведения.

    Формировать у школьников навыки информационной культуры.

    Пополнять фонды школьного музея работами учащихся по краеведению.

Формы проведения занятий:

    Экскурсия.

    Экспедиция.

    Работа в архивах.

    Конференции.

    Уроки.

    Работа с документами.

    Исследовательская деятельность.

Механизм реализации программы:

    организация экскурсий в районный краеведческий музей;

    пешие экскурсии по селу и его окрестностям;

    посещение концертов фольклорных коллективов;

    сбор материалов;

    оформление материалов;

    организация работы в районном архиве;

    участие в российских, региональных и районных краеведческих конкурсах.

Прогнозируемые результаты:

    формирование у детей краеведческих знаний;

    воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины»;

    применение приобретённых знаний на уроках истории, литературы, географии;

    развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю;

    формирование личности патриота и гражданина своей Родины;

    реализация творческого потенциала в различных видах краеведческой деятельности.

Тематическое планирование занятий

1

Красотою славится наша Кировская земля.

Знакомство с природой района. Легенды и предания. Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир.

Наша малая Родина

Географическое положение села Павло-Фёдоровка в Кировском районе и Приморском крае. Природные условия села и его окрестностей. Климатические особенности. Зеленый наряд села. Воспитание бережного отношения к природе.

4-5

Имя на карте

История возникновения села.

Топонимика нашего района

Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Кировского района.

Топонимика нашего села

История возникновения названий улиц, реки, сопок. Современные и прежние названия.

Современное состояние реки. Экология.

Русские землепроходцы

История заселения. Роль казачества в истории села

9-11

Откуда пошёл мой род

Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи.

11-12

Достопримечательности и памятники села.

Знакомство с памятными местами (памятник погибшим односельчанам, братская могила солдат Второй мировой войны, памятник погибшим лётчикам)

Занятия наших земляков

Знакомство с основными видами деятельности сельчан в разные годы

Наша школа

История образования в селе

Культурная жизнь села

История возникновения клуба

Ими гордится село

Знакомство с интересными людьми

Итоговая конференция

Творческий отчёт

Второй год

1-2

Кировский район – жемчужина Приморья

Заповедник. Курортная зона.

Павло-Фёдоровка: прошлое, настоящее, будущее

История возникновения и развития села. Перспективы развития.

Судьба поколений

Численность населения в разное время. Демографические показатели. Национальный состав. Роль казачества в истории села. Миграции населения.

Утраченная святыня

Церковь на территории села.

У каждого своя судьба.

Гражданская война на территории нашего района.

Становление Советской власти

Коллективизация. Образование нашего района. Репрессии 30-х.

8-9

«Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд».

Наше село и район в годы войны. Тыл фронту. Работа с архивными источниками.

10-11

«Я не участвую в войне, война участвует во мне.»

Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки Герои Советского Союза. Война в судьбе моей семьи. Военная доблесть наших земляков.

Трудовая доблесть

Знакомство с односельчанами-орденоносцами

13-14

О чём рассказали фотографии из семейного альбома.

Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. Человек и история. История в лицах

Поэты нашего села

Знакомство с творчеством односельчан.

Наши «Родники»

Знакомство с творчеством и историей создания коллектива «Родники»

Итоговая конференция

Творческий отчёт

V .Заключение

Таким образом, в школе сложилась система краеведческой работы, накоплен большой опыт по организации краеведческой работы, достигнуты неплохие результаты. Все направления краеведческой работы взаимосвязаны и позволяют вести эту работу в комплексе. За это время уже несколько выпусков ребят, так или иначе, были связаны с изучением родного края. Эта работа для них не прошла бесследно – позволила лучше узнать свою малую родину, внести свой вклад в изучение ее истории, поднять престиж школы в краеведческой работе, определиться с выбором будущей профессии.

Литература

1.В.Н.Суслов. Моя семья. Мой народ. Моё Отечество. Легион, Ростов-на Дону, 2011

2. Судьбы без Родины не вижу…История Кировского района. П. Кировский, 2011

3. Н.В.Бутковская. Донской станичный округ Уссурийского казачьего войска. Владивосток, 2011

4. Т.К.Щеглова. Устная история и краеведческая работа. Преподавание истории в школе, №5, 1998г.: Школа- Пресс, 1998

5. Краеведение в школьном историческом образовании. Преподавание истории и обществознания в школе, №10, 2004: школьная пресса, 2004

6. Материалы школьного музея

VI Приложение

Примерные программы изучения краеведческого материала

ИСТОРИЯ СЕЛА

История возникновения села, происхождение его названия. Природные условия. Начало застройки,

Село до 1917 года:

Управление,

Население, его численность,

Труд и занятия первых поселенцев,

Состояние образования и здравоохранения,

Пути сообщения.

Участие односельчан в событиях дореволюционной российской истории.

Село в период Октябрьской революции и Гражданской войны. Установление Советской власти. Участие односельчан в Гражданской войне. Возникновение партийной и комсомольской организаций (ячеек) на селе, их организаторы.

Предвоенные годы. Организация колхоза, его первый председатель, первые колхозники. Раскулачивание и его последствия.

Село в годы Великой Отечественной войны. Помощь фронту. Односельчане-фронтовики. Село в годы советско-японской войны. Увековечение памяти погибших односельчан.

Послевоенные годы в истории села. Участие сельчан в выполнении советских пятилеток. Односельчане-орденоносцы.

Переселенческая политика.

Современное село и перспективы его развития.

По истории села необходимо собирать архивные документы, сведения о его возникновении, его жителях, об изменении облика села, воспоминания жителей об истории села, фотографии и биографии старожилов, описания памятников, перспективные планы развития села.

История сельскохозяйственного предприятия.

История возникновения колхоза. Время возникновения, его название. Первый председатель, первые члены колхоза, правления, их биографии. Раскулачивание. Развитие колхоза до 1941 года. Основные отрасли сельхозпроизводства. Экономическое состояние колхоза. Оплата труда колхозников.

Колхоз в годы Великой Отечественной войны. Помощь фронту. Героический труд колхозников в годы войны. Участие школьников в сельскохозяйственных работах.

Образование совхоза. Время возникновения, его название. Особенности организации. Первый директор. Основные отрасли сельхозпроизводства. Экономическое состояние совхоза.

Знатные люди колхоза, их достижения в борьбе за высокий урожай и развитие животноводства.

Хозяйство в годы перестройки. Изменения системы организации и управления.

Современное хозяйство. Основные отрасли сельхозпроизводства. Достижения. Перспективы развития.

По истории сельхозпредприятия собираются протоколы собраний, заседаний, трудовые книжки работников, ведомости по начислению трудодней и зарплаты, грамоты, вымпелы, значки, фотографии, воспоминания, материалы из периодической печати, перспективные планы развития.

2.2 Формы краеведческой работы в школе

Одна из составляющих системы школьного краеведения - организационные формы историко-краеведческой работы в школе. К ним можно отнести:

1. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Речь идет об уроках истории России, с включением элементов краеведения, и о специальных уроках по истории края (или их циклах) в рамках учебных часов по курсу отечественной истории (например, в основной школе целесообразно выделять на историю края до 15 % учебного времени).

На уроках отечественной истории основное внимание обычно уделяется раскрытию история родного края в определенный период прошлого: «Наша губерния в первой половине XIX столетия», «Наш край в годы Великой Отечественной войны» и т.п. В республиках изучается курс истории республики в тесной связи с историей России, с включением ряда сведений из истории районов, родного города (села) и т. д.

2. Специальные учебные курсы в обычных классах и школах с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, лицеях, гимназиях, главным образом в полной средней школе. Значительное место занимают локальные материалы в начальной школе в целях исторической пропедевтики.

3. Факультативные курсы (по преимуществу в полной средней школе, а также в 8 и 9 классах). Имеются в виду специальные краеведческие факультативы: «Родной край: страницы истории», «Наш край в XX -- начале XXI вв.», «Народы края: история, культура, традиции», «Наше село (город): прошлое, настоящее, будущее», а также общеисторические, программа которых предусматривает включение локальных материалов, например: «Страницы боевого прошлого народов нашей Родины», «Великая Отечественная война советского народа и Вторая мировая война»; «Из истории религий», «История русской культуры IX -- начала XXI вв.». Проводятся они обычно за счет часов школьного компонента.

4. Довольно широко распространенные в школах, в том числе сельских, внеклассные занятия: работа кружков, научных ученических обществ, клубов, лекториев и т.д.

В педагогической литературе и школьной практике историческое краеведение, как и в целом школьное краеведение, нередко делят на три направления (организационные формы): учебное (уроки, факультативные занятия), внеурочное (занятия краеведческих кружков и групп, ученических клубов и обществ в школах) и внешкольное (проводимое под руководством учреждений дополнительного образования: центров детско-юношеского туризма и краеведения, домов школьников, творчества юных). Педагогически продуманное, разумное сочетание этих форм - условие успешной организации и функционирования системы школьного краеведения. Это в значительной мере зависит от объединения усилий учительства, работников органов образования, учреждений дополнительного образования, методистов институтов повышения квалификации работников образования, преподавателей педагогических вузов, участников краеведческих обществ и сотрудников научных учреждений.

Пути и методы изучения истории родного края разнообразны. Комплекс используемых педагогом и учащимися приемов и методов зависит, естественно, от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятия, задач проводимой работы. Так, в занятиях со старшеклассниками сочетаются лекции учителя, уроки-экскурсии в музеях, их самостоятельная работа с книгой и документом, семинары и практикумы с широкой организацией диалогического обучения. Именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности, непосредственной близости к учащимся) содержит большие возможности для групповых исследований, диспутов, дискуссий. В частности, здесь возможно сочетание письменных источников и свидетельств современников (использование так называемой «устной истории»). Особенно это существенно для сельских школ и школ «малых городов», где сама обстановка многолетнего проживания нескольких семейных поколений в данной местности способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Очень существенна выработка в процессе диалога нравственной оценки событий, деятельности человека в истории.

Заметное распространение получили различные виды внеклассной работы: экскурсии и осмотр памятников истории культуры, экспедиции по родному краю, ученические конференции, исторические вечера, «круглые столы», организация выставок и музейных экспозиций. Многие учебные и внеурочные занятия проводятся на базе государственных и общественных музеев, архивов и книгохранилищ.

Учебные краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся. Это ученические изыскания, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов краеведения). Это и участие школьников в различных делах, проектах: охране и восстановлении памятников истории, культуры и природы, культурно-просветительной работе. Это и возрождение народных традиций, помощь ветеранам войны и труда.

Введение краеведческого материала в урок русской литературы (на примере поэзии Анатолия Гарая)

Одной из составляющих системы школьного краеведения являются организационные формы обучения. Существует три направления работы с учениками: · Учебное (уроки, факультативные занятия) · Внеурочное (занятия в краеведческих кружках...

Использование краеведческих материалов в процессе преподавания экологии в средней школе

Краеведческая библиография. Краеведческая библиография, как и библиография вообще, - важнейшее средство информации о вышедшей в прошлом и вновь выходящей литературе. В ее задачи входят выявление, учет...

Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении

Обращение к краеведению на уроках внеклассного чтения в средних классах

Большое значение внеклассной работе по литературе придавала М. А. Рыбникова. Еще до революции, работая в Вяземской гимназии, Рыбникова вела литературные кружки, или собрания...

Особенности проведения внеклассного мероприятия по литературе

Патриотическое воспитание

Формирование патриотических качеств личности - это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотические качества - это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции...

Планирование воспитательной работы

Социальная работа в школе

В условиях школы применяются различные смежные подходы, имеющие границы и зоны воздействия, в которых проявляются те или иные воздействия социальной работы. При этом всегда следует учитывать аспекты...

Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях

Воспитанию нравственно-патриотических чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С. Симонович - организатор первого детского сада в России...

Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях

Реализацию задач по краеведению осуществляю двумя путями: выделением предмета "Краеведение", который входит в структуру познавательных занятий, и вкраплением регионального содержания в традиционные занятия...

Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях

Факторы адаптации детей в начальной школе

Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. В исследовании Г.М. ЧуткинойЧуткина Г.М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школы: Автореф. дис. канд. пед. наук МГПИ им.В.И. Ленина. - М 1987...

Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР

Решая образовательно-воспитательные задачи краеведческого образования в специальной школе VII вида, необходимо учитывать особенности детей с ЗПР и коррекционную направленность всего учебно-воспитательного процесса...

Эколого-краеведческое образование младших школьников

2.1 Констатирующий этап проведения исследования Для определения уровня экологического образования младших школьников на основе школьной краеведческой работы, нами был проведен констатирующий этап исследования...

Важная составляющая системы исторического краеведения в школе -содержание краеведческих знаний по истории. Можно условно говорить о концентрах (кругах) этих знаний: Мой дом. Родословная семьи; Родная школа. Ее история и традиции; Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития; История района; История автономного округа; История области (края).

Возможны и другие темы-концентры: история нашей улицы, квартала и т д. Педагогам-краеведам и методистам предстоит разработать вопрос о соотношении этих кругов (пластов) знаний в учебных занятиях, во внеклассной работе. К сожалению, в школьной практике нередко «выпадают» или недостаточно изучаются отдельные пласты краеведческих знаний, например, по истории своей семьи, школы, села, города, района, что негативно сказывается на возможностях учебной и воспитательной работы.

Важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы концентров, но и, главное, понимали необходимость их единства, интеграции, «прозрачность» их границ, возможность и необходимость постоянного, систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к близкому Белоусов Д.А. Литературно-краеведческий кружок в сельской школе: книга для учителя. Из опыта внеклассной работы / под ред. М.Д, Янко. - М: Просвещение, 1987. - С. 78..

Так, например, изучая свою родословную, учащиеся связывают ее с историей своего села, города, края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам истории родного села, города, семьи. Такой принцип организации познавательной деятельности учащихся можно назвать принципом маятника (или челнока).

Вместе с тем необходимо реализовывать и принцип спирали, когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным историческим вопросам, событиям, фактам, шли бы из класса в класс, из года в год в процессе учебной и внеурочной работы по восходящей: углубляя свои историко-краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования.

Предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае - жизнь людей в ее развитии, во всех многообразных ее проявлениях и результатах, в границах определенной территории (деревня, город, район и т. д.). Изучаются различные сферы общественной жизни, учащиеся знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей края, их социально-экономические, общественно-политические, культурные связи и отношения. Большое значение имеет изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени. Справедливо утверждение: знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы - значит понять саму эпоху, саму историю.

Изучение родного края включает познание этнонационалъных процессов. На конкретных примерах учащиеся знакомятся с историей и традициями своего народа, прошлым других этносов, историей их расселения в данной местности, особенностями их быта, культуры, обычаев, национальных духовных черт, экономической жизни, труда. Ученики выясняют, как в горниле исторических событий, порой трагических, формировалось у людей сознание духовного единства, принадлежности к российскому народу.

Учащиеся имеют возможность увидеть, как взаимно обогащались культурные, духовные традиции их народов, что особенно важно в нашей полиэтнической, поликультурной стране. Вместе с тем они стремятся выяснить причины межнациональных конфликтов, проявлений враждебности и противостояния, если они были раньше или существуют сегодня, продумать меры по преодолению этих причин.

Предметом историко-краеведческих изысканий и поисков могут быть и материалы о своих земляках и соплеменниках, их потомках, оказавшихся в других регионах России, ближнем и дальнем зарубежье.

Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви. Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с религиозными верованиями местного населения, историей разных конфессий в крае, изучают прошлое храмов и монастырей, жизнь и деяния местных подвижников, причисленных к лику святых, представителей духовенства; обращаются к различным источникам и памятникам церковной истории и культуры. При этом необходимо всегда помнить, что наша страна многоконфессиональная. Поэтому недопустимо невнимание к тем или иным конфессиям.

С сожалением приходится констатировать, что на протяжении многих десятилетий эти вопросы фактически выпадали из поля зрения школьного краеведения или преподносились искаженно. В результате, учащиеся не имели возможности приобщиться к одному из ценных, в частности в этическом отношении, слою исторического и культурного наследия народов.

Необходимо также изучать другие субъекты исторического процесса: различные социальные группы и общности (например, сословия городских жителей), общественные организации и объединения в крае (общественно-политические группы, местные организации разных политических партий, религиозные, профсоюзные, молодежные, ветеранские, спортивные и иные объединения и союзы).

История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое - настоящее - будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

Одна из проблем, связанных с изучением в школе прошлого родного края, как и истории Отечества и мира в целом, - разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп и организаций, государственных учреждений и структур. Ее следует давать с научных позиций, с позиций правды и нравственности, с учетом особенностей рассматриваемой эпохи, традиций, идеалов и ценностей, разделяемых людьми того времени.

Организуя работу по историческому краеведению, важно помнить некоторые общие положения: бесконфликтной истории нет; прошлое нашей Родины неоднозначно, сложно, в нем слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие надежды и разочарования. Поэтому не следует идеализировать прошлое, изображать его в розовом цвете. Но было бы ошибкой вставать на путь нигилистического отношения к нему. Необходимы правда о фактах, событиях и лицах, документально аргументированное изложение событий, объективное освещение реальных противоречий и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе обновления и развития общества.