Классификация плодовых растений по ботаническим признакам. Классификация плодовых культур

Плодоводство - одна из отраслей сельскохозяйственного производства, в задачи которой входит производство плодов и ягод. Плоды и ягоды, а также виноград используются человеком в свежем и переработанном виде. Отличаясь высокими вкусовыми качествами, они содержат необходимые человеку питательные вещества (в большом количестве сахар, органические кислоты), а также витамины. Хозяйственное значение плодоводства определяется высокой ценностью плодов и ягод в питании человека. Они содержат витамины, сахара, органические кислоты, белки, жиры, минеральные соли, дубильные, пектиновые, ароматические, биологически активные соединении, которые находятся в виде соединений, легкоусвояемых организмом человека, и играют важную роль в обмене веществ. Дефицит этих веществ в организме вызывает снижение иммунитета, преждевременное старение. Плоды являются сырьем для перерабатывающей промышленности. Согласно рекомендациям Института питания РАМН, годовая норма потребления плодов, ягод и винограда должна составлять не менее 113 кг, в т. ч. ягод 14,4 кг, из них земляники и малины - по 3,8, смородины черной - 4,5, смородины белой и красной - 0,6, крыжовника - 1,7 кг. Ежедневное потребление фруктов должно составлять не менее 250 г.

Систематика. Плодовые и ягодные растения относят к различным ботаническим семействам, родам и видам. Всего в мире насчитывается около 40 семейств, объединяющих 200 родов и более 1 тысячи видов плодовых растений. Культурные виды представлены сотнями и тысячами сортов. Самое большое количество видов плодовых растений входит в семейство розоцветных с тремя подсемействами.

1. Растения семейства Rosaceae, подсемейства Pomoideae:

Яблоня, виды Malus Mill.

Груша, виды Pyrus L.

Рябина, виды Sorbus L.

Боярышник, виды Crataegus

Ирга, виды Amelanchier Medik и др.

2. Растения семейства Rosaceae, подсемейства Prunoideae:

Слива, виды Prunus Mill.

Абрикос, виды Armeniaca Mill.

Персик, виды Persica Mill.

Миндаль, виды Amygdalus L.

Вишня, виды Cerasus Juss.

Черешня, виды Cerasus Juss.

3. Растения семейства Rosaceae, подсемейства Rosoideae:

Малина, виды Rubus L.

Ежевика, виды Rubus L.

Земляника, виды Fragaria L.

Смородина, виды Ribes L.

Крыжовник, виды Grossularia Mill.

Виноград, виды Vitis L.

Цитрусовые, виды Citrus L.

Банан, виды Musa L. и др.

Биологические особенности. Плодовые растения - многолетние. Они имеют различные долговечность, урожайность, требования к факторам внешней среды и почвенным условиям.

Существует морфологическая группировка плодовых растений, учитывающая только жизненную форму породы.

1. Древовидные, или древесные, имеют мощный ствол (хлебное дерево, манго, личи, грецкий орех, черешня и др.), а также деревья меньших размеров с менее выраженным стволом (апельсин, авокадо, гуайява, яблоня, абрикос). Эти растения наиболее долговечные, поздно вступают в плодоношение.

2. Многолетние неодревесневающие. В группу входят виды рода Carica, в т. ч. культурный вид Carica papaya - папайя, или дынное дерево.

3. Кустовидные. Имеют несколько стволов или один слабовыраженный (кофе, цитрон, лайм, вишня, гранат, лещина, кизил и др.). По сравнению с деревьями, отличаются меньшей долговечностью, более быстрым вступлением в период плодоношения.

4. Кустарниковые. Надземная система - невысокий куст из нескольких равноценных ветвей нулевого порядка. Способны к подземному возобновлению основных стеблевых осей. Скороплодные, менее долговечные (смородина, крыжовник и др.).

5. Лиановые - многолетние древесные вьющиеся плодовые растения (лимонник, актинидия, виноград, пассифлора).

6. Многолетние травянистые растения. Не имеют одревесневающих надземных осей, поэтому побеги часто стелются по земле (земляника, клюква, морошка, костяника, банан), а также суккулентные: ананас, плодовые кактусы (Opuntia, Cereus, Hylocereus, Lemaireocereus). Имеют мясистые органы (стебли, листья), запасающие воду.

7. Пальмы. Однодольные многолетние растения с одревесневающим стеблем, как правило, неветвящиеся (масличная, кокосовая, финиковая, сахарная, винная). На верхушке стебля находится розетка крупных, сильно рассеченных листьев.

Выделяются следующие производственно-биологические группы плодовых растений:

1. Семечковые. Культуры, входящие в подсемейство Яблоневые семейства Розоцветные (Rosaceae): яблоня, груша, айва, рябина, арония, ирга, хеномелес и мушмула кавказская.

2. Косточковые. Растения, входящие в подсемейство Сливовые семейство Розоцветные (Rosaceae ): персик, абрикос, вишня, черешня, слива, алыча, терн и др.

3. Ягодные. Плодовые породы всех зон плодоводства из разных ботанических семейств. Объединяющим началом группы являются сочные ягодообразные плоды, обычно не выдерживающие длительного хранения и часто малотранспортабельные: земляника, смородина, крыжовник, малина, ежевика, калина, облепиха, черника, жимолость, брусника и др. Среди ягодных растений имеются ценные дикорастущие.

4. Орехоплодные. Плодовые породы и дикорастущие растения всех зон плодоводства из разных ботанических семейств, формирующие плоды - орехи и сухие костянки, ради которых их выращивают: миндаль, лещина (фундук), фисташка, каштан, бразильский орех, кедровые сосны.

5. Масличные. Плодовые породы тропической и субтропической зон, дающие жирные масла для питания человека: масличная пальма, кокосовая пальма, маслина.

6. Тонизирующие и пряные. Плодовые культуры и дикорастущие растения из разных ботанических семейств всех зон плодоводства, дающие человеку тонизирующие вещества (кофеин и др.), поддерживающие бодрое состояние организма без тяжелых последствий. Основной формой приема таких веществ являются напитки - чай, кофе, какао и др. К тонизирующим многолетним растениям относятся кофе, какао, чай, гуарана, лимонник китайский и др. К пряным плодовым культурам относятся гвоздичное дерево, мускатное дерево и др.

7. Цитрусовые. Вечнозеленые растения подсемейства Померанцевые, семейства Рутовые. В группу входят следующие растения: апельсин, мандарин, лимон, лайм, грейпфрут, цитрон и др.

8. Разноплодные субтропической и умеренной зон. Плодовые культуры листопадные и вечнозеленые из разных ботанических семейств: хурма, гранат, инжир, унаби, кизил, фейхоа, лох, рожковое дерево, шелковица, земляничное дерево, лавровишня.

9. Тропические разноплодные. Вечнозеленые плодовые культуры, в основном сочноплодные, из разных ботанических семейств: банан, ананас, манго, авокадо, папайя, гуайява, хлебное дерево, личи, пассифлора, томатное дерево, плодовые кактусы, финиковая пальма, сахарная пальма, винная пальма.

10. Виноградовые. Возделываются для получения вина, столового винограда и на сушку в умеренной, субтропической и тропической зонах.

В условиях Европейского Северо-Востока плодоводство представлено в основном выращиванием традиционных ягодных культур: смородины, крыжовника, малины, земляники преимущественно садоводами-любителями. В последнее десятилетие ассортимент ягодных культур расширился за счет введения в культуру облепихи, жимолости синей и др. В Республике Коми ягодные культуры имеют ряд преимуществ перед плодовыми. Они зимостойки, более устойчивы к климату региона, высокоурожайны, не страдают периодичностью плодоношения, являются скороплодными и раннеспелыми, дают высококачественную во вкусовом отношении продукцию, имеют богатый биохимический состав, относительно легко размножаются (черенками, отводками). Успешное ведение плодоводства во многом зависит от правильного подбора сортов. Основным критерием оценки сорта для северного региона является зимостойкость, высокая урожайность, качество плодов и ягод, устойчивость к вредителям и болезням.

При выборе места под посадку ягодных культур придерживаются определенных правил. Для посадки выбирают склоны не более 5°, лучше южной или юго-западной экспозиции. Почвы должны быть дренированными, с глубиной залегания грунтовых вод не ближе чем на 1-1,5 м. Для защиты от неблагоприятных факторов (холодные ветры и др.) плантации нуждаются в защитных полосах. Под закладку ягодников выбирают почвы с достаточным уровнем плодородия. Для этого лучше использовать почву, вышедшую из-под однолетних бобовых и пропашных культур или чистого пара (хорошо заправленную навозом - не менее 60 т на 1 га). Посадку производят в борозды или посадочные ямы. Сразу после посадки проводят полив и мульчирование.

Уход за посадками заключается в поддержании почвы в рыхлом, влажном и чистом от сорняков состоянии.

Вопрос 1 (10) . Жизненные формы и производственно-биологическая группировка плодовых растений

Плодовые растения -- многолетние. Они различаются по долговечности, урожайности, требованиям к факторам внешней среды и почвенным условиям. По этим признакам, а также по биологическим особенностям роста все плодовые породы делят на следующие группы:

  • 1. Древовидные. В группу входят деревья большой высоты и с мощным стволом (грецкий орех, пекан, каштан, черешня и др.), а также деревья меньших размеров и с менее выраженным стволом (яблоня, груша, абрикос, рябина, хурма). Растения наиболее долговечные, но поздно вступают в плодоношение.
  • 2. Кустовидные. Обычно имеют несколько стволов или один, но слабо выраженный (вишня древовидная, гранат, лещина, кизил, облепиха, лох, фисташка). По сравнению с деревьями растения этой группы отличаются меньшей долговечностью и более быстрым вступлением в период плодоношения.
  • 3. Кустарниковые. Надземная система представлена в форме невысокого куста, состоящего из нескольких равноценных ветвей нулевого порядка. Способны к подземному возобновлению основных стеблевых осей. Обычно очень скороплодные, но менее долговечные.
  • 4. Лиановые -- многолетние древесные вьющиеся (лимонник, актинидия, виноград) плодовые растения.
  • 5. Многолетние травянистые растения. Не имеют одревесневающих надземных осей, поэтому побеги часто стелются по земле (земляника, клубника, клюква, морошка, костяника). Отличаются высокой скороплодностью и малой долговечностью, особенно в культуре.

Такая группировка плодовых растений является морфологической, она учитывает только жизненную форму породы. В плодоводстве все многообразие культур принято разделять на производственно-биологические группы, в основу которых положены требования плодовых пород к условиям произрастания и зональность размещения, пищевая и технологическая ценность плодов и продуктов их переработки, морфологическое сходство плодов между собой и другие признаки. Поэтому деление плодовых пород на группы, принятое в практическом плодоводстве, часто не совпадает с ботанической классификацией. Плодоводческая группировка в большей мере учитывает производственную общность возделывания культур одной группы на основе морфолого-биологической общности их роста и плодоношения.

Семечковые - культуры, входящие в подсемейство яблоневые семейства Розанные: яблоня, груша, айва обыкновенная, ирга, боярышник, рябина, мушмула германская (кавказская), арония, хеномелес (айва японская).

Все перечисленные растения дают сходные по своему строению плоды, с более или менее сильно развитой мясистой мякотью, хорошего вкуса, внутри которых в особых семенных камерах находятся семена.

Плоды семечковых пород обладают способностью более или менее длительное время сохраняться в свежем виде и хорошо выдерживать транспортировку. Благодаря этому семечковые плоды можно перевозить на большие расстояния и обеспечить их потребление в свежем виде в течение круглого года.

Косточковые - растения входящие в подсемейство Сливовые семейства Розанные: вишня, черешня, слива, терн, алыча, абрикос, персик, черемуха, кизил и др.

Плоды этих пород представляют собой костянки с сочной мякотью, употребляемой в пищу. Внутри мякоти помещается косточка, содержащая семя.

В отличие от семечковых, косточковые плоды хуже выдерживают перевозку и в свежем виде долго сохраняться не могут.

Ягодные растения, вступают в плодоношение обычно на 2--4-й год жизни, но с плодами разного типа. Здесь мы сталкиваемся с представителями разных семейств: розоцветных (земляника, клубника, малина, ежевика, куманика, костяника, поленика, морошка), камнеломковых (смородина, крыжовник), виноградных (виноград), дилленовых (актинидия), брусничных (брусника, клюква, черника, голубика). Так же в эту группу включают лимонник.

Плоды большинства растений этой группы представляют собой типичные ягоды с сочной мясистой мякотью и несколькими семенами внутри. Исключение составляют малина, ежевика, земляника и клубника. Малина и ежевика образуют так называемые сложные костянки в виде сросшихся между собой отдельных мелких костяночек (у ежевики они срастаются не только между собой, но и с плодоложем -- стержнем). Ягода земляники и клубники является ложным плодом; это разросшееся сочное плодоложе с семянками на его поверхности. Все ягоды быстро портятся и очень плохо переносят транспортировку.

Орехоплодные - породы умеренной и субтропической зон. Так же как и в предыдущей группе, здесь встречаются представители разных семейств: ореховых (грецкий и маньчжурский орехи, пекан), березовых (фундук, лещина), буковых (каштан), анакардиевых (фисташка), розоцветных (миндаль). Съедобной частью плодов этой группы является семя, заключенное в твердую оболочку. Плоды же представляют собой орехи (лещина, фундук, каштан) или костянки (грецкий и маньчжурский орехи, фисташка, миндаль).

Все эти плоды (орехи) обладают выдающейся способностью выдерживать без ущерба для их качества дальние перевозки и длительное хранение.

Цитрусовые - вечнозеленые растения подсемейства Померанцевые семейства Рутовые (группу сочноплодных пород называют также померанцевыми). Они выделены в самостоятельную группу среди субтропических плодовых культур.

К ним относятся лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут, вигарадия (померанец), цитрон, натсу-микап, шивамикан, кинкан, цмтрусюнос, шеддок.

Широкое распространение объясняется высокими вкусовыми качествами плодов, их хорошей транспортабельностью и возможностью переработки на соки, компоты, цукаты и т. п.

Субтропические разноплодные - плодовые листопадные и вечнозеленые растения, требующие для своего роста и плодоношения почти круглогодичной вегетации. К ним относятся: инжир, гранат, хурма, фейхоа, маслина, авокадо, унаби и др. Все растения относятся к разным семействам: инжир к Тутовым, гранатник к Гранатовым, хурма к Эбеновым, фейхоа к Миртовым, маслина к Маслиновым, авокадо к Лавровым. Все эти растения резко различаются между собой.

Тропические разноплодные - теплолюбивые плодовые породы, возделываемые в тропической зоне земного шара. Сезонность развития слабовыраженная или не выражена вообще. К этой группе относятся множество имеющих разное происхождение пород из разных ботанических семейств: банан, ананас, манго, финиковая, масличная и кокосовая пальмы, авокадо, дынное дерево и др.

Пряные и тонизирующие древесные - преимущественно теплолюбивые растения, возделываемые в тропических зонах: кофейное дерево, шоколадное дерево, лавр благородный, коричник, гвоздичное дерево, кола, кокаиновый куст, чай, ваниль, лимонник китайский и др.

Приведенный перечень плодово-ягодных растений включает не только культурные, но и дикорастущие их формы. Некоторые из перечисленных растений встречаются только в диком виде. Многие из них занимают обширные площади и имеют большое промышленное значение.

В плодоводстве все многообразие культур принято разделять на производственно-биологические группы. В основу их положены требования плодовых пород к условиям произрастания и зональность размещения, пищевая и технологическая ценность плодов и продуктов их переработки, морфологическое сходство плодов между собой и другие признаки.

К группе семечковых относятся плодовые культуры, входящие в подсемейство яблоневых семейства розовых: яблоня, груша, айва, рябина, арония, боярышник, ирга, хеномелес (айва японская). Они дают плоды с сильно развитой мясистой мякотью, которые хорошо переносят перевозку, долго хранятся, не теряя вкуса и качества, их потребляют круглый год благодаря наличию летних, осенних и зимних сортов.

Яблоня. Род состоит из 50 видов. Одна из самых распространенных в России плодовых культур. Мировое производство плодов культуры составляет в зависимости от года 21-25 млн т, в том числе в Российской Федерации - 2,8 млн т.

На земном шаре по валовому сбору плодов яблоне принадлежит пятое место после винограда, цитрусовых, бананов и кокосового ореха. Такое широкое распространение яблони объясняется ее ценными биолого-производственными признаками: высокой урожайностью и удовлетворительной зимостойкостью, транспортабельностью, лежкостью плодов и их десертными качествами.

Деревья яблони в культуре обычно не превышают высоты 3-5 м. Начинают плодоносить с 3-9 лет в зависимости от сорта, подвоя, зоны и агротехники. Долговечность деревьев в среднем 20-50 лет, период производственной эксплуатации (срок амортизации) 15-30 лет в зависимости от типа насаждений.

Основными регионами промышленного возделывания яблони в Российской Федерации являются Центральный, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказский, Средневолжский, Нижневолжский. За последние годы культура яблони получила распространение в Северо-Западном, Волго-Вятском, Уральском, Западно-Сибирском регионах.

В настоящее время описано более 20 тыс. сортов, для возделывания в России рекомендовано 196 сортов. Все сорта яблони относятся к виду яблоня домашняя.

Сорта яблони произошли от небольшого числа дикорастущих видов. Главнейшие из них следующие.

Яблоня лесная (М. sylvestris Mill.). Распространена по всей европейской части нашей страны. Высокое (до 12 м и выше) дерево. Корневая система мощная. Ствол покрыт серой корой, ветви голые, имеются колючки.

Считается одной из родоначальных форм многочисленных культурных среднерусских и европейских сортов. Ввиду значительной зимостойкости, позволяющей ей переносить суровые зимы, имеет большое значение для выделения зимостойких сортов. Эта яблоня играла раньше важную роль как сильнорослый подвой для культурных сортов.

Яблоня опушенная (М. dasyphylla). Распространена в южной части европейской территории России (Краснодарском крае, на Северном Кавказе, выборочно встречается в Самарской области). Высокое (до 15 м и выше) дерево. Колючек совсем не имеется или их мало. Ветки, побеги, почки, листья войлочно-опушенные.

Ее разновидности и гибриды дали огромное богатство сортов с весьма разнообразными признаками и качествами.

Яблоня низкорослая (М. pumila Mill.). Распространена на Кавказе, в Средней Азии, на юго-востоке европейской части нашей страны. Чаще это небольшое дерево или куст. Менее зимостойкая и более требовательная к теплу, чем лесная яблоня. Образует корневую поросль, способна к размножению отводками и корневой порослью. Имеет разновидности - дусен (среднерослый), парадизка (слаборослый) и яблоня Недзвецкого. Вся слаборослая (карликовая) культура яблони основана на этом виде.

Яблоня сливолистная, или китайка (М. prunifolia). Дерево высотой до Юм. Молодые побеги опушенные. Считают, что эта яблоня родом из Северного Китая, культивируется в Японии и с 1780 г. в Европе. Широко распространена в садах Центрального и Северо- Западного регионов России. Особенно в большом количестве встречается в садах Поволжья и Алтая. Корневая система мощная, глубокая, разветвленная, зимостойкая.

В культуре она дала очень много форм (китайка санинская, красная, краснобокая, желтая, бурая, долго и др.). Она сыграла огромную роль как исходная форма в получении большого количества как мелкоплодных сортов, так и крупноплодных. Китайка была широко использована в селекционной работе И. В. Мичуриным.

В прошлом китайку считали одним из лучших подвоев. Последующие исследования показали, что существенным является не столько выбор форм китайки, сколько выбор сортов для прививки на данном подвое. К группе сортов, совместимых с сеянцами разных китаек, относятся Пепин шафранный, Коричное новое, Мелба, Мекинтош, Россошанское полосатое, Северный синап, Бельфлер-китайка, Осеннее полосатое, Июльское Черненко, Шафран саратовский, Яндыковское, Кортланд, Жигулевское, Спартак, Ренет татарский; к группе несовместимых сортов - Антоновка обыкновенная, Папировка, Грушовка московская, Ренет золотой курский, Уэлси и др. При совместимости с привоями китайка оказывается ценным подвоем благодаря надежной зимостойкости, некоторому ускорению начала плодоношения привоев и не столь сильному росту деревьев, как на сеянцах яблони лесной.

Яблоня сибирская , ягодная . Дерево высотой до 12 м с шаровидной, широковетвистой кроной. Самый зимостойкий из всех видов. Плоды мелкие, невысокого качества. По этой причине она в плодоводстве имеет только декоративное значение. В последнее время ее стали использовать в качестве исходного материала для выведения новых сортов, подвоев. Она из-за частичной несовместимости с культурными сортами яблони не рекомендована как семенной подвой в средней зоне садоводства. Однако очень высокая зимостойкость, ускорение плодоношения привитых на нее сортов не могут не привлекать к ней внимания исследователей. Профессор С. Н. Степанов (1981) получил обнадеживающие результаты в опытах по выращиванию слаборослых деревьев со вставкой, где в качестве основного подвоя взяты сеянцы сибирки, а в качестве вставок - карликовые гибриды от скрещивания сибирки с М9.

В. В. Пашкевич, Ф. Д. Лихонос, А. П. Сигов (1934) классифицировали сорта яблонь по географическим и хозяйственным признакам на группы: среднерусские, восточнорусские, западнорусские, селекции И. В. Мичурина, северные, дикорастущие, крымские, кавказские, южноевропейские, итальянские, американские.

Введение яблони в культуру расширило ее ареал за пределы местообитания дикой яблони. Северная граница культуры проходит через южную часть Норвегии, Швецию, Финляндию, Вологду, Ни- кольск, Пермь. Далее она проходит с перерывами севернее Екатеринбурга и Омска на Томск, через Минусинск, Забайкалье, Приморский край, центральную часть острова Сахалин, Аляску. Южная граница культуры яблони в основном совпадает с ареалом ее дикого местообитания.

Яблоня произрастает как на уровне моря, так и на большой высоте. Различают горные районы - выше 1000 м над уровнем моря, предгорные - от 500 до 1000 , возвышенные равнины - от 200 до 500 и низменные равнины - ниже 200 м. В горной местности решающим является закон вертикальной зональности. В горных условиях увеличивается продолжительность жизни деревьев по сравнению с предгорьями, усиливается периодичность плодоношения, значительно возрастают лежкость и транспортабельность плодов, повышаются их товарные качества. С увеличением высоты над уровнем моря летние сорта начинают приобретать свойства осенних, а осенние - зимних. В соответствии с этим всякая культура имеет в горах свою зону экологического оптимума, что определяет зональное распределение плодовых культур.

Груша. Род состоит из 60 видов, распространенных в Европе. Среди семечковых культур по площади и валовым сборам плодов она занимает второе место после яблони. Мировое производство плодов груши 6-8 млн т, а площадь этой культуры 1 млн га. По сравнению с яблоней груша менее зимостойкая, поэтому распространена главным образом на юге умеренной зоны. Основными регионами промышленного возделывания груши являются Северо-Кавказский, Нижневолжский, Центрально-Черноземный. В меньшей степени насаждения груши встречаются в Западно-Сибирском, Уральском, Центральном, Дальневосточном, Северо-Западном регионах. В Российской Федерации на 1997 г. районировано 98 сортов груши, из них широко распространены Бергамот осенний, Бсре Арданпон, Бере Боек, Бере зимняя Мичурина, Бессемянка, Лада, Любимица Клаппа, Мраморная, Осенняя Яковлева, Северянка, Сен-Жермен, Тонковет- ка, Чижовская и др. Мировой сортимент груши насчитывает около 10 тыс. сортов. Все они относятся к культурному виду - груша ДОмашняя. Северная граница культуры груши проходит по линии Санкт-Петербург - Ярославль - Нижний Новгород - Уфа - Оренбург, поднимаясь значительно севернее границы распространения обыкновенной дикой груши.

Плоды груши отличаются высокими вкусовыми и диетическими свойствами. В них сочетаются маслянистая сочная консистенция с непревзойденной тонкостью вкуса и аромата. В зрелых плодах содержатся сахара, органические кислоты, пектиновые, дубильные и ароматические вещества, витамины С, А, В и РР. По совокупности вкусовых качеств плодов груша значительно превосходит яблоню. Плоды груши менее транспортабельны и лежки, поэтому их больше потребляют в свежем виде. Кроме того, из них получают лучшие продукты переработки (соки, компоты, повидло, пастилу, мармелад, сухофрукты, сидр, вино). У груши очень ценная древесина (буро-красная), из нее делают гравюры, отличные оружейные ложа, музыкальные инструменты. В благоприятных условиях груша не менее урожайна, чем яблоня. В то же время у нее менее резко выражена периодичность плодоношения.

В происхождении мирового многообразия культурных сортов принимали участие следующие основные виды груши.

Г руша обыкновенная (Р. communis L.). Дерево высотой до 20-25 м, иногда кустарник. Крона широкопирамидальная, с длинными скелетными ветвями, с большим числом мелких вегетативных разветвлений. Она менее требовательна к влаге, чем яблоня. Растет на сухих склонах. Плоды удлиненной или округлой формы, разные по величине, достигающие 3-4 см длины, желтого или зеленого цвета, твердые, терпкие на вкус. В средней и южной зонах этот подвой хорошо срастается с большинством сортов, корневая система стержневая.

Снежная груша (P.nivalis Jacq.). Дерево средних размеров, с широкоразвесистой кроной, иногда кустовидной формы или кустарник. Побеги, почки, листья на нижней стороне, соцветия и завязи имеют густое войлочное опушение. Плоды кубаревидные, желтовато-зеленые, кислые, терпкие, мякоть жесткая, съедобна только после первых морозов. Из-за войлочно-белого опушения и пригодности плодов к потреблению после выпадения снега груша и получила название снежной. Она менее морозостойка, чем обыкновенная груша, зато засухоустойчива, поэтому представляет интерес для использования в качестве подвоя. Происходит из Средней Азии, встречается на Кавказе.

Уссурийская груша (P.ussuriensis Maxim). Дерево высотой 10- 15 м, с широкой густой пирамидальной кроной и ветвями, покрытыми колючками. Плоды удлиненные или округлые, зеленовато- желтые, с неопадающей чашечкой, посредственного вкуса.

Произрастает на Дальнем Востоке, в Сибири. Выдерживает морозы до -45...-50 °С, плодоносит периодично. Гибриды и культурные формы ее широко используют для выведения многих зимостойких сортов груши.

Груша русская (Р. rossica Danilov). Как самостоятельный вид выделена А. Д. Даниловым. Дерево крупное, достигает высоты 15-20 м, имеет обратнопирамидальную крону. Груша русская более засухоустойчива, но менее зимостойка, чем груша обыкновенная. Распространена в Белгородской, Воронежской, Курской областях.

Груша кавказская (Р. caucasica An. Fed.). Распространена по всему Кавказу, растет на высоте до 1600 м над уровнем моря. Растение светолюбивое, поэтому лучше растет на открытых незатененных местах, на речных террасах и хорошо освещаемых южных склонах.

Дерево крупное, высокое, с пирамидальной кроной, не дает корневых отпрысков, имеет короткие веточки с колючками. Плоды круглые или плоско-округлые, съедобные только в зрелом состоянии.

Различные формы кавказской дикой груши легко скрещиваются между собой и с культурными сортами, являются хорошими подвоями для культурных груш. Привитые на него деревья урожайны.

Айва. Род состоит из одного вида - айва обыкновенная (С. oblonga Mill.). От него произошли все сорта айвы. Дерево высотой до 5 м с довольно густой кроной или кустарник. Дает многочисленную корневую поросль. Побеги, почки и плоды густо покрыты волосистым пушком. Плоды крупные, содержат 8-10% сахаров, много дубильных веществ, транспортабельны, хорошо хранятся. В свежем виде несъедобные, но хороши в переработке на компоты, варенья, джемы, соки, цукаты.

В культуре айва начинает плодоносить на 3-5-й год, урожайность высокая (20-50 т/га). Продолжительность жизни деревьев 30-50 лет, срок амортизации 20 лет. По сравнению с яблоней и грушей айва является более теплолюбивой породой и в средней полосе часто вымерзает. Айва формирует одиночные цветки на генеративных побегах текущего года. С таким развитием цветков связано более позднее цветение, поэтому цветки не повреждаются весенними холодами и соответственно у айвы не наблюдается периодичность плодоношения. Айва засухоустойчива и жаростойка, ее часто используют в качестве подвоев для груши.

Айву возделывают более 4000 лет. Несмотря на древнюю культуру, насчитывается только около 400 сортов айвы. В Российской Федерации рекомендовано 17 сортов, наибольшее распространение из которых получили Анжерская, Краснослободская, Кубанская, Янтарная, Краснодарская, Маслянка поздняя.

Рябина. Род включает 80 видов, встречающихся в умеренных районах Северного полушария. В качестве плодовой промышленной культуры рябина не получила широкого распространения, однако ее плоды использовали издавна. Плоды культурной рябины различных сортов и форм съедобны в свежем виде, а диких видов - только после промораживания. Они содержат 5-12% сахаров, 0,5-3,0 % органических кислот, каротин и аскорбиновую кислоту.

Плоды используют для приготовления варенья, джема, пастилы, повидла, пюре, кваса, настойки, ликера и вина.

В диком состоянии рябина растет в виде небольшого кустарника (до 1,5-3,0 м) или в виде крупноствольного дерева высотой до 20 м. Она светолюбива, малотребовательна к почвенным условиям и теплу. В качестве перспективной плодовой породы в нашей стране возделывают следующие виды рябины.

Рябина домашняя (S. domestica L.). Дерево высотой 10-12 м. Крона округлая или широкопирамидальная. Встречается на Северном Кавказе.

Рябина обыкновенная (S. aucuparia L.). Наиболее распространенный вид. Растения морозоустойчивые, выносят пониженные температуры до -50 °С. Произрастает в самых северных районах, вплоть до Камчатки.

Результатом многовековой народной селекции является сорт Невежинская рябина, из всех сладкоплодных он имеет самое большое хозяйственное значение.

Арония. Род состоит из 15 близких между собой североамериканских видов. В культуре широкое распространение получила арония черноплодная (в быту называют рябиной черноплодной), особенно на Сахалине, в Западной Сибири, Ленинградской, Московской и других областях.

Плоды аронии крупные, черные, терпко-сладкие. Их используют для получения сока и на переработку. Арония растет в виде куста высотой до 2-2,5 м. Плодоношение ежегодное и обильное. Зимостойкость высокая, поэтому она перспективна для северных и северо-восточных районов плодоводства. Путем скрещивания рябины обыкновенной с аронией черноплодной И. В. Мичурин вывел сорт Ликерная.

ПЛОДОВОДСТВО

ТЕТРАДЬ

ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
студентов по специальности «__11040062_»

Фамилия____________________________________

имя, отчество___________________________

курс _________________________________________

_____________________________ учебный год.

ВВЕДЕНИЕ

Производство плодов и ягод в стране должно увеличиться за счет интенсификации, кон­центрации и специализации производства. Поставлена задача полного обеспечения плодами и ягодами населения всей страны.

Одной из важнейших задач отечественного плодоводства является создание интенсивных промышленных садов. Не меньшее значение имеет и увеличение производства высококаче­ственного посадочного материала. Необходимо в ближайшие годы резко увеличить выпуск саженцев на клоновых подвоях.

В стране созданы все условия для ускоренного развития плодоводства на промышленной основе. Долг ученых, специалистов и всех работников, занятых в плодоводстве, - в крат­чайший срок повысить урожайность садов и полностью удовлетворить потребности населе­ния в плодах и ягодах.

Тетрадь предназначена в помощь студентам для освоения курса плодоводства и выдается на лабораторных занятиях.

Объем и последовательность изложения материала в данной тетради соответствуют учебной программе. Каждая тема занятия излагается по общему плану: содержание; во­просы, на которые необходимо ответить; табличный материал; пособия к занятию.


Тема 1. КЛАССИФИКАЦИЯ, БИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛОДОВЫХ РАСТЕНИЙ

В нашей стране в диком виде и в культуре встречаются 73 породы плодовых растений. Они представлены различными биологическими формами, различающимися размерами и долговечностью. Перечислите группы плодовых и ягодных растений по их морфологичес­ким признакам и особенностям роста.

1 _________________________________________________________________________________

2 ________

3 __________________________________________________________________________________________

4 __________________________________________________________________________________________

5 __________________________________________________________________________________________

6 __________________________________________________________________________________________

7 __________________________________________________________________________________________

По ботаническому составу плодовые растения относятся к 26 семействам и 53 родам. Видов и разновидностей насчитывается несколько тысяч.

Напишите латинские названия родов и видов плодовых и ягодных растений ботани­ческих семейств, наиболее широко культивируемых в Нечерноземной полосе.

1. Розоцветные ___________________________________________________________________

род Яблоня ___________________________________________________________________

виды: домашняя ________________________________________________________________

сибирская _____________________________________________________________________

лесная _________________________________________________________________________

сливолистная ___________________________________________________________________

род Груша _____________________________________________________________________

виды: лесная ___________________________________________________________________

культурная _____________________________________________________________________

род Вишня _____________________________________________________________________

вид: культурная _________________________________________________________________
род Слива ______________________________________________________________________

виды: домашняя _________________________________________________________________

терн ___________________________________________________________________________

тернослива _____________________________________________________________________

род Земляника __________________________________________________________________

виды: садовая крупноплодная ______________________________________________________


лесная ___________________________________________________________________________

клубника ______________________________________________________________________

род Малина ____________________________________________________________________

виды: красная __________________________________________________________________

ежевика _______________________________________________________________________

2. Камнеломковые _________________________________________________________________

род Смородина _________________________________________________________________

виды: чёрная ___________________________________________________________________

красная _________________________________________________________________

белая __________________________________________________________________

золотистая ______________________________________________________________

род Крыжовник ________________________________________________________________

вид культурный ________________________________________________________________

Ответьте на следующие вопросы:

1. Какие плоды называются:

а) «ложными» __________________________________________________________________

б) «настоящими» _______________________________________________________________

В практическом плодоводстве общепринятой является биолого-производственная клас­сификация плодовых культур, в основу которой положено сходство в строении плодов или зона произрастания.

Перечислите плодовые и ягодные растения производственной группировки:

1.Семечковые ____________________________________________________________________

2. Косточковые ___________________________________________________________________

3. Ягодные _______________________________________________________________________

4. Орехоплодные __________________________________________________________________

5. Субтропические _________________________________________________________________

6. Цитрусовые ____________________________________________________________________

7. Прочие ________________________________________________________________________


Зарисуйте основные типы плодов и обозначьте экзокарпий, мезокарпий, эндокарпий


Тема 2. МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛОДОВЫХ И ЯГОДНЫХ

РАСТЕНИЙ

У плодовых и ягодных растений различают корневую и надземную системы. Зарисуйте схему строения плодового дерева и отметьте корневую шейку, крону, ствол и его части, основные и обрастающие ветви, корни основные и обрастающие. Укажите порядки ветвле­ния корней и ветвей.


Зарисуйте плодовые образования яблони и груши.
Плодовый прутик Копьецо Кольчатка Плодушка



Зарисуйте плодовые образования вишни и сливы.

Что понимается под простой плодовой почкой и смешанной? ____________________________

____________________________________________________

Какие плодовые и ягодные породы имеют:

простую плодовую почку? ____________________________________________________

смешанную плодовую почку? _________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пособия: схемы строенягодных растений; типы плодовых образований; натуральные гербарные образцы

Тема 3. СТРУКТУРА ПЛОДОВОГО ПИТОМНИКА. СЕМЕНА ПЛОДОВЫХ РАСТЕНИЙ

Плодовые питомники при относительно небольшой территории имеют довольно сложную структуру.

Зарисуйте схему плодового питомника.

Как определяется размер очередного поля питомника и всех других частей? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Напишите соотнощение составных частей питомника при выращивании двухлетних са­женцев семечковых пород методом окулировки (та на 1 га очередного поля). _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


В определение семян плодовых и ягодных растений положены видовые отличительные признаки: наличие тонкой оболочки или косточки, размер семени, форма семян, поверх­ность, характер спинного и брюшного швов, окраска семян.

Изучите отличительные морфологические признаки и особенности семян основных пород и видов плодовых растений.

Из образца смеси семян выделите основные породы и виды.

Ответьте на вопросы:

Как определяют жизнеспособность семян? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как определяют хозяйственную годность семян? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определите норму высева семян яблони китайки сливолистной при хозяйственной год­ности ее, равной 85%. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите оптимальные условия хранения семян яблони и вишни. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что такое стратификация семян? Техника ее проведения. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите продолжительность стратификации семян яблони культурной ___________________

яблони сибирской ___________________________________________________________________

вишни _____________________________________________________________________________

сливы ___________________________________________________________________________________________________________

Пособия: схемы, экспонаты, иллюстрирующие строение семян плодовых; растений; коллекция образцов семян плодовых растений; смесь семян основных пород в пакетах; дтренажеры с наборами семян.


Тема 4. ОСНОВНЫЕ ПОДВОИ ПЛОДОВЫХ РАСТЕНИЙ

Подвой является важнейшей частью плодового растения. И. В. Мичурин образно назвал подвой «фундаментом» плодового дерева.

Плодовые питомники нашей страны выращивают несколько десятков видов различных подвоев.

1. Распределите подвои на группы:

а) по происхождению __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) по способу размножения ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) по силе роста ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите способы размножения подвоев плодовых растений ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Отметьте основные требования, предъявляемые к подвоям семечковых и косточковых

пород ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Назовите и дайте краткую характеристику основным видам подвоев:______________________
Сильнорослые подвои яблони (семенные) ________________________________________________

Клоновые (вегетативно-размножаемые) подвои яблони:
а) карликовые подвои __________________________________________________________________

Б) полукарликовые подвои яблони _______________________________________________________

В) среднерослые подвои яблони _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


г) подвои груши __________________________________________________________________

д) подвои вишни __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

е) подвои сливы ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пособия: таблицы стандартов подвоев; в) набор однолетних подвоев; г) линейки и штангенциркули; д) образцы стандартных подвоев и несоответст­вующих требованиям; ОСТ 46-79.


Тема 5. ПРИВИВКА ПЛОДОВЫХ РАСТЕНИЙ

Прививка - один из важнейших способов размножения плодовых культур. Это наиболее сложная и ответственная работа в плодовом питомнике. В практике применяется два спо­соба облагораживания подвоев: 1) прививка, при которой к подвою прививается черенок с несколькими почками; 2) прививка, при которой к подвою прививается небольшой учас­ток коры и древесины с почкой.

Опишите правила техники безопасности при работе с ножом______________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Схематически зарисуйте окулировочный и прививочный ножи.

Назовите их основные части.

Назовите основные способы прививки черенком.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите сроки проведения окулировки и прививки черенком.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметьте особенности проведения зимней настольной прививки.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Инструменты и обвязочный материал для прививки.

__________________________________________________________________________________

Каковы средства механизации проведения прививочного процесса?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пособия: подвои, черенки, ножи, рисунки прививок.


Тема 6. ФОРМИРОВАНИЕ И ОБРЕЗКА ПЛОДОВЫХ ДЕРЕВЬЕВ

Задача формирования надземной системы плодового растения состоит в создании низ­кой, хорошо освещенной, прочной кроны, которая наиболее полно соответствует особеннос­тям пород и подвойно-сортовых комбинаций.

Под системой формирования следует понимать создание кроны определенной конструк­ции с помощью обрезки или других приемов регулирования роста растений. Кроны под­разделяются на улучшенно-естественные (свободностоящие) и искусственные.

Улучшенно-естественные кроны различаются между собой количеством и характером размещения на стволе и в пространстве ветвей первого порядка, а также числом и харак­тером размещения скелетных ветвей второго и третьего порядков.

К группе искусственных крон относятся формы, при создании которых сильно наруша­ется естественный характер роста дерева.

К ним относятся: пальметты, веретеновидные кроны, стланцы и другие.

Зарисуйте основные формы крон современного интенсивного садоводства:

Разреженно-ярусная система формирования кроны.

Вазообразная система формирования


Веретеновидный куст

Арктический стланец

Минусинский полустланец


В зависимости от толщины ветви и ее положения в кроне срезы выполняют ножом, секатором или пилой. Срезы делают на почку, на кольцо и на боковое ответвление. Зарисуй­те и запишите методы определения правильного направления срезов. Освойте технику сре­зов.

Срез на почку

Срез на боковое ответвление

Срез ветвей, отходящих под острым углом


Срез ветвей, отходящих под тупым углом

Пособия: схемы, плакаты; ветки разной толщины, садовые ножи, секато­ры, походная аптечка.

Тема 7. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ЗАКЛАДКИ ПЛОДОВОГО САДА

Задание: Составить план закладки промышленного товарного сада на площади 500 га.

В ходе работы следует выполнить следующее:

1. Определить полезную площадь сада.

2. Определить площадь под каждой плодовой культурой.

3. Установить размер и форму кварталов, число кварталов каждой плодовой культуры, а по яблоне - еще и каждой группы сортов (зимних, осенних, летних).

4. Установить площади питания и наметить схему размещения плодовых деревьев внутри квартала.

5. Подобрать, согласно районированию, сортовой состав сада.

6. Определить чередование сортов внутри кварталов с учетом хорошего взаимоопыления.

7. Спроектировать садозащитные насаждения и дорожную сеть.

8. Начертить план сада на планшете с указанием размещения по рельефу плодовых культур, с определением схем размещения садозащитных насаждений и дорожной сети.

9. Определить потребность в посадочном материале по культурам и группам сортов и составить заявку на приобретение посадочного материала.


Таблица 1

Полезная площадь сада

Руководствуясь процентным соотношением пород и сведениями по районированию, рас­считать площадь под каждую плодовую породу.

3. Разрежьте плоды яблони, груши, вишни, сливы, абрикоса вдоль посередине. Рассмотрите строение и определите тип этих сочных плодов.
Сделайте схематические рисунки плодов (в разрезе). Объясните названия групп, к которым относятся изучаемые культуры; запишите свои выводы в тетради.

4. Изучите строение плодов ягодных культур, выращиваемых в вашей местности: смородины, крыжовника, винограда, малины, земляники и других; определите, к какому типу относится каждый из них.
Сравните ботанические и хозяйственные названия плодов; объясните название группы плодово-ягодных культур, плоды которых вы рассмотрели. Сделайте в тетради записи и зарисовки (табл. 7).

Таблица 7. Плоды ягодных культур нашей местности

5. Осмотрите насаждения плодово-ягодных растений на школьном участке, в саду местного хозяйства или опытной станции. Установите, к каким группам относятся рассматриваемые культуры по особенностям надземной системы.
Заполните табл. 8.

Таблица 8. Формы плодово-ягодных культур растений наших садов

6. Ознакомьтесь с биологическими особенностями и хозяйственным использованием важнейших плодовых и ягодных пород, выращиваемых в зоне расположения школы; составьте их краткую характеристику (табл. 9).
Таблица 9. Характеристика основных плодово-ягодных пород нашего региона

7. Узнайте, к каким ботаническим семействам относятся основные культуры, выращиваемые в садах и ягодниках вашего региона.
Заполните табл. 10.

Таблица 10. Ботаническая классификация плодово-ягодных культур

8. Объясните, почему непохожие друг на друга по внешнему виду растения яблони, малины и земляники относят к одному и тому же семейству Розанные.
Заполните табл. 11.

Таблица 11. Растения семейства розанных

9. Рассмотрите соцветия и цветки яблони, груши, вишни и сливы в саду учебно-опытного или вашего приусадебного участка (рис. 5).

Рис. 5. Строение цветков вишни (слева) и яблони (справа):
1 – лепесток; 2 – тычинка; 3 – пестик с завязью;
4 – чашелистик; 5 – цветоложе; 6 – цветоножка

Определите тип соцветий и зарисуйте их схемы в тетради. Составьте формулу цветков этих культур и объясните сходство в их строении.

4. Плодово-ягодные растения в русских пословицах, поговорках и загадках

Плодовые и ягодные растения, произрастающие в естественных природных условиях, известны в нашей стране с доисторических времен. Однако культурное их разведение началось значительно позже и развивалось весьма медленно.

Земляника – культура из группы ягодных пород

Известно, например, что, начиная с Х в., плодоводством стали заниматься на территории Киевской Руси в монастырях и на княжеских землях. В ХV–ХVI вв. разводили сады в Москве и ее окрестностях. В XIX в. с развитием капитализма в России быстро увеличивалась численность городского населения, что вызвало повышенный спрос на продукты сельского хозяйства, в том числе на плоды и ягоды. Это послужило важной причиной расширения площадей под плодово-ягодные насаждения.

В 80–90-х гг. XIX столетия на юге Российской империи, главным образом в Крыму, началась закладка промышленных садов; затем постепенно плодоводство продвинулось и в центральные губернии. Площадь под садами в 1913 г. составила 655 тыс. га.

Персик – представитель группы косточковых пород

В отличие от монастырей и помещичьих хозяйств, где издавна разводили плодовые и ягодные культуры, основная масса крестьянства не в состоянии была заниматься плодоводством. Это объяснялось суровыми зимами в большинстве регионов России, малоземельем и другими причинами.

Интересно, что в сборнике этнографа и писателя В.И. Даля (1801–1872) «Пословицы русского народа», завершенном им в 1853 г. и содержащем богатейший материал (более 30 тыс. пословиц, поговорок, метких слов и пр.), мы находим пословицы о плодово-ягодных растениях, разводимых в садах.

Приведем некоторые из них: «Сладко вишенье, да барско кушанье», «Не наша еда лимоны, есть их иному», «Недорог виноград терский, дорог хлеб деревенский, немного укусишь, а полон рот нажуешь», «Ягоду не видал сорок два года, а хоть бы и век, так нужды нет».

Груша – представитель группы семечковых пород

Значительное число пословиц, поговорок и загадок посвящено дикорастущим плодовым и ягодным растениям, широко распространенным в европейской части страны, на Урале, в Сибири и в других регионах. Дикорастущие плоды, ягоды, орехи с давних времен использовались в свежем или переработанном виде, а в ряде северных и восточных районов служили для населения основным источником витаминного питания.

В старинных загадках, дошедших до наших дней, речь идет о лесной яблоне, рябине, шиповнике, бруснике, лесном орехе (лещине) и других дикорастущих породах.

«Середь лесу дежа (квашня) киснет». (Яблоня. )

«Под ярусом, ярусом висит зипун с красным гарусом». (Рябина. )

«Сидит колюка на вилах, одета во багрянец, кто пойдет, того кольнет». (Шиповник. )

«Бегут, бегут рябчики по липову мосту, увидели море, бросились в воду». (Бруснику катают по решету. )

«Около гладко, в середке сладко, про ту сласть есть у нас снасть». (Орех. )

Задания для учащихся

2. Найдите в сборнике В.Даля «Пословицы русского народа» пословицы, поговорки и загадки о плодовых и ягодных растениях.

Объясните смысл содержащихся в сборнике пословиц, а также укажите, какие особенности растений нашли отражение в загадках. Запишите свои выводы в тетради.

3. Найдите в сборнике В.Даля «Пословицы русского народа» загадки о дикорастущих плодово-ягодных растениях нашей страны. Узнайте о распространении и хозяйственном значении этих пород; расскажите об изученных растениях на занятии.

*Планирование занятий по курсу «Ботаника с основами растениеводства» см.: «Биология», № 3–6/2001.