Секс есть, прав нет: Жизнь англичанок до победы феминизма. Женское образование в Англии XIX века Краткая историческая справка

bogomolov_image wrote in November 18th, 2015

Dr. Константин Богомолов ,
имидж-дизайнер и аналитик моды,
руководитель Международного учебного центра «Bogomolov’ Image School»

На первый взгляд, родина этого имиджа – Викторианская Англия, где собственно и возникло словосочетание «настоящая леди». Но это не совсем так. Ведь вплоть до конца XIX века слово «lady» еще не означало никакого конкретного визуального образа, а просто было синонимом аристократического британского происхождения.

Сделано в Америке

Лишь на закате Викторианской эпохи это слово приобретает новый смысл. Причем заслуга здесь принадлежит не консервативной Англии, а демократичной Америке, в которой, как известно, мало кто мог похвастаться дворянской родословной. Недостаток голубых кровей женщины из разбогатевших американских семейств компенсируют имиджем Lady , позаимствованным у Старого Света. Отныне под этим названием подразумевают уже не титул, а хорошее воспитание, сдержанный вкус и благородные манеры независимо от происхождения.

Был ли этот имидж модным? Скорее – обязательным. Ибо представлял собой наилучшее визуальное воплощение буржуазно-пуританской морали. Но авангардная мода первой половины XX века изо всех сил старалась свергнуть образ Леди с узурпированного им пьедестала. Салонно-кокаиновый декаданс 1910-х годов, джазовая раскрепощенность 20-х, голливудский гламур 30-х давали совершенно иные ориентиры для модных подражаний. Долгое время имидж Леди считался чем-то консервативным (если не старомодным), а во время Второй мировой войны – даже непатриотичным.

Ситуация меняется лишь в послевоенное время, а точнее – к концу 1950-х. Викторианские традиции опять диктуют нормы поведения. Растет благосостояние, а вместе с ним – стремление это благосостояние продемонстрировать. В Букингемском дворце воцаряется молодая королева Елизавета II. А в Париж из добровольной ссылки возвращается Шанель – и создает свой легендарный маленький костюм. И в этот момент имидж Леди становится массово модным.

Но лидером упомянутой моды была вовсе не Франция и даже не Англия, а, как обычно, Америка: именно здесь на рубеже 1950-х и 1960-х годов появляются самые культовые иконы образа Леди – Грейс Келли, Одри Хепберн, Жаклин Кеннеди – и вызывают волну подражаний по всему миру. Даже образ английской королевы Елизаветы II, которая имела на имидж Lady «право по рождению», был визуально вторичным по сравнению с американскими прототипами.

Кстати, маленький костюм Шанель коммерчески модным делают тоже американцы (парижане его поначалу вообще не заметили). Если бы не американские заказы и инвестиции, Дом Chanel могло бы ожидать разорение. Благодаря Америке little suit by Chanel на долгие годы станет основной униформой для Ladies всех стран, национальностей и социальных кругов.

Приметы образа

Главные черты ассоциативного образа Леди – это аристократизм и рафинированная элегантность. В нем также присутствует праздность и даже шик, но непременно – чистый и сдержанный шик. В отличие от Светской Львицы имидж Леди не демонстрирует ни власти, ни надменной сексуальности. Вместо них – естественная женственность, отполированная благородством.

В ее внешнем облике в равной степени важны и изысканные манеры, и безупречный гардероб. Пожалуй, трудно найти другой имидж, в котором визуальные формы нарядов были бы установлены так же четко и конкретно, как в образе Леди. В ее костюмах и маленьких платьях – гармония лаконичных линий и деликатных оттенков: шампанского и лосося, ментола и карамели. А еще сочетание темно-синего и молочно-белого, столь любимое принцессой Грейс. В макияже – чистота и ухоженность без ярких сексуальных акцентов. И, конечно, аксессуары: перчатки, сумочка, шляпка, жемчуг.
Кстати, не случайно жемчуг становится своеобразным символом этого имиджа, что нельзя объяснить одной лишь коммерческой модой. Очевидно, его перламутровое сияние вызывает у нас ассоциации с благородством, шиком и чистотой, столь уместные в образе Lady .

Одним из самых совершенных воплощений этого имиджа, несомненно, была Жаклин Кеннеди в начале 1960-х. Секрет безупречности ее образа не только в хорошем гардеробе от Олега Кассини, Юбера Живанши и Коко Шанель. Жаклин обладала очень тонким чувством стиля, который повлиял и на вкусы ее современниц, и на творчество многих кутюрье. Пожалуй, она и сама могла бы стать великим стилистом, если бы вдруг однажды выбрала подобную карьеру, а не путь власти и денег. Кто знает, может именно этим нереализованным талантом объясняются баснословные траты Жаклин на одежду, которые приводили в ужас даже Аристотеля Онасиса.

Платья и манеры

Не меньшее влияние на моду оказывал (и продолжает оказывать по сей день) образ голливудской актрисы Одри Хепберн, названной журналом Vogue барометром моды 60-х. Впрочем, ее имидж – это результат творческого союза двух талантливых людей: самой Одри и ее стилиста Юбера Живанши. В течение целого десятилетия мисс Хепберн демонстрировала с экрана огромное количество маленьких платьев и костюмов, пальто и шляпок, созданных неистощимой фантазией Живанши. И толпы женщин по всему миру еще и еще раз шли на «Завтрак у Тиффани», «Шараду», «Как украсть миллион» не только ради занимательного сюжета, но и за новыми тенденциями моды.

Однако заслуга Одри в создании образа Lady не исчерпывалась демонстрацией элегантных нарядов. Она внесла в этот некогда чопорный и холодный имидж оттенок детского легкомыслия, дерзости и очаровательной угловатости. Она смахнула с образа Леди викторианский нафталин и сделала его по-настоящему современным. Между прочим, именно имидж «Audrey Look» – сочетание аристократической элегантности и хулиганских манер – впоследствии был позаимствован Джулией Робертс в фильме «Красотка» 1990-го года.

Но вернемся в 60-е. Популярность образа Леди в это время не знает границ. Его придерживаются не только представительницы высшего общества, но и домохозяйки, и учительницы. А большинство авиакомпаний даже делают его профессиональным имиджем своих стюардесс.

В Советском Союзе времен хрущевской оттепели образ Леди большого распространения не получил. Отчасти потому, что выглядел слишком уж буржуазно-капиталистическим, а в основном – из-за того, что компоненты его советским женщинам были малодоступны. Не только костюм в стиле Chanel и туфли-лодочки, но и манеры – их у портнихи не сошьешь. Впрочем, один яркий пример все же имеется – это имидж родившейся во Франции полячки Эдиты Пьехи, которая стала знаменитой звездой советской эстрады в начале 60-х. Ее хорошо сшитые костюмчики с рукавом «три четверти» от модельера Вячеслава Зайцева в сочетании с иностранным акцентом создали ей репутацию самой элегантной женщины СССР.

Господство имиджа Lady заканчивается в конце 60-х. Антибуржуазные настроения поколения хиппи свергают его с модного олимпа и превращают в символ консерватизма и реакционности. Конечно, этот образ полностью не исчезает (и, наверное, не исчезнет никогда). Но в 70-х годах его донашивают лишь дамы элегантного возраста и представительницы европейских королевских династий. Имидж Lady фактически становится одной из норм светского этикета, который, как известно, моде не подчиняется.

Lady D

Но зигзаги моды порой непредсказуемы. На рубеже 80-х и 90-х годов образ Леди торжественно возвращается, а заслуга в этом принадлежит принцессе Диане.

Конечно, нет ничего удивительного в том, что молодая принцесса Уэльская облачилась в имидж Lady : она лишь последовала требованиям протокола подобно многим другим представительницам британских аристократических семейств. Но только ей удалось сделать этот консервативный образ вновь актуальным. Это стало возможным благодаря нескольким причинам.

Во-первых – фантастическая популярность личности самой Дианы, соперничающая с популярностью кинозвезд и топ-моделей. Во-вторых, в 80-90-е в моду вновь возвращаются тенденции буржуазного шика. Но в имидже Дианы эти коммерческие мотивы соединились с оттенками ретро 60-х (костюмы а-ля Chanel, перчатки, шляпки, жемчуг), придав ее образу одновременно актуальность и ностальгическое очарование. А в-третьих, на Диане имидж Леди смотрелся по-настоящему стильно и индивидуально – с легкой угловатостью манер, детской робостью взгляда и прелестными ошибками в протоколе.

В то время не редко можно было услышать мнение, что имидж Lady D – это искусственный результат работы стилистов и имиджмейкеров, а сама принцесса не обладала, мол, хорошим вкусом. Что ж, пожалуй, в сравнении с Жаклин Кеннеди, Диана не могла похвастаться тонким чувством стиля. Но у нее был другой, не менее ценный дар – она была очень талантливой клиенткой имидж-дизайнеров. Это значит, она умела правильно выбрать стилиста, а главное – в точности следовать его рекомендациям, что и позволило ей завоевать титул одной из самых стильных женщин XX века.

Ladylike fashion

Возможно, именно благодаря Диане и в XXI веке имидж Lady все еще не забыт. Конечно, его уже не встретишь на каждом шагу. Словосочетания «настоящая Леди», «хорошо сшитый костюм» и «безупречные манеры» перешли в категорию ретро. Праздность и аристократизм уступили место деловитости и независимости современных Business Ladies . И все же образ Леди жив – на элегантных светских приемах и на страницах глянцевых журналов, посвященных рекламе товаров класса «люкс».

А в начале 2010-х годов этот традиционный имидж вдруг приобрел статус остро модной тенденции, получившей название «ladylike» («подобно леди», «как леди»). Одним из катализаторов для популярности этого тренда послужил образ английской девушки Кэтрин Миддлтон, которая в 2011 году превратилась в Гецогиню Кембриджскую, облачилась в ретро костюмчики и вычурные шляпки и получила от прессы устойчивое имя «Принцесса Кейт». Впрочем, до титула иконы стиля новой принцессе еще далековато – слишком уж по-ученически старательными выглядят пока ее попытки играть образ High Society Lady , за которыми все еще проглядывает простоватая смешливая «девчонка из соседнего двора».

Еще большее влияние на модную тенденцию ladylike оказал имидж актрисы Дженьюари Джонс, сыгравшей роль Бетти Дрейпер в знаменитом американском телесериале «Mad Men» («Безумцы») 2007-2015 годов. Великолепная работа стилистов и костюмеров сериала в сочетании с очень убедительным ролевым воплощением актрисы сделала этот образ модным эталоном и источником вдохновения для многих современных модельеров.

Элементы визуального образа

Прическа
Компактный объем, лаконичные формы, элегантные стрижки или собранные волосы. В укладках строгие линии сочетаются с мягкими текстурами. Цвет волос преимущественно светлый, натуральный.

Макияж
Деликатная фарфоровая гамма с розоватым подтоном, ощущение ухоженности и чистоты без броских акцентов. Изысканное моделирование глаз натуральными тенями, возможна тонкая подводка ресничной линии. Губы естественного контура, выразительный, но сдержанный цвет помады.

Гардероб
Мотивы 50-60-х годов, элегантная классика без чрезмерного консерватизма, лаконичные силуэтные линии и длина юбки, «играющая» с коленом. Утонченная пастельная гамма (карамель, ментол, крем, лосось, слоновая кость) может сочетаться с глубокими благородными тонами (шоколад, терракота, ночной синий). Традиционные аристократичные ткани (шерстяной креп, букле, джерси), строгость твида, смягченная сочетанием с шелком. Сдержанная роскошь украшений, маленькие сумочки, перчатки.

Алина Возная

В старой доброй Англии высшим достижением женщины было создание семьи. Традиционному обществу противостояли изменщицы и «синие чулки».

«Синие чулки»

В середине 18 века годах английская писательница Элизабет Монтегю организовала интеллектуальный салон. Среди посетителей ее дома выделялся ботаник Бенджамин Стиллингфлит. Вопреки правилам этикета, вместо черных шелковых чулок он носил синие шерстяные. Со временем «синими чулками» лондонцы стали так называть всех участников таких собраний.

В начале 19 века «синий чулок» - обидный ярлык для женщины, увлеченных образованием или работой в ущерб личной жизни. Со временем прозвище поменяло оттенок - так называли эрудированных дам, жизнь которых не ограничивалась ролью жены и матери.

Отношение к образованным и самостоятельным женщинам в Англии 17-18 века не было однозначным. Одни мужчины их боготворили, другие - опасались. «Синие чулки» проводили время в салонах вместе с литераторами, философами и художниками. Многие из этих женщин сами писали книги или открывали школы.

Слишком умная для брака

Английская писательница и филантроп Ханна Мор стала «синим чулком» из-за разбитого сердца. Ей было 22 года, когда она согласилась выйти замуж за Уильяма Тернера. Старший на 20 лет жених не спешил назначать дату свадьбы, а через 6 лет разорвал помолвку. По слухам, у отвергнутой невесты случился нервный срыв. Тернер чувствовал свою вину и назначил Ханне Мор годовое содержание в размере 200 фунтов ($43 тысячи на сегодня; дальше все суммы будут указываться в долларах с учетом инфляции) . Эти финансы позволили ей уехать в Лондон, стать участницей «Общества синего чулка», заняться литературной деятельностью и открыть школу для бедных. Позже Мор снова звали замуж, но на вторую помолвку она не решилась.

Ханна Мор - англійська письменниця, поетеса і драматург, член «Товариства синьої панчохи». Портрет роботи Генрі Пікерсгілла. Джерело: Національна портретна галерея в Лондоні / npg.org.uk

Где-то в середине 19 века в редакцию журналов «Семейный друг» и «Домашний журнал англичанки» пришло письмо с просьбой о совете. Джентльмен боялся играть свадьбу со своей девушкой после того, как ее эссе победило в литературном конкурсе. Мужчина не мог решить: найти безграмотную и заботливую невесту или жениться на «синем чулке», которая за интеллектуальными занятиями может забыть про услужение мужу.

Издатель и главный редактор журналов Сэмюэль Орчарт Битон написал читателю гневный ответ. Сам он был женат на талантливой колумнистке и писательнице Изабелле Мэри Битон. Она помогала мужу во всех рабочих делах, а в 1861 году написала культовую «Книгу о ведении домашнего хозяйства» .

К 1868 году было продано 125 тысяч экземпляров.

Где искать жениха

Прозвище «старой девы» было получить намного легче, чем стать «синим чулком». Достаточно было не выйти замуж к 30 годам.

В 1850-х годах в Англии было на 650 тысяч меньше мужчин, чем женщин. Женихов на всех не хватало. Более того, в надежде сколотить состояние джентльмены массово уезжали покорять колонии: Индию, Канаду, Австралию и Новую Зеландию. Леди отправлялись вслед за любовью. Одни самостоятельно покупали билет в Австралию за $3500. Другие пользовались услугами «Общества эмиграции женщин среднего класса», основанного Марией Рай в 1862 году. Общество помогало женщинам переехать на новое место, найти жилье и работу: гувернанткой, учительницей, служанкой.

Впрочем, большинство англичанок выходило замуж на родине. Идеальный возраст для брака: 23-25 лет. Шансы найти жениха были велики весной и летом во время лондонского сезона. В случае удачи начинались ухаживания, за которыми следовала помолвка. Она длилась от полугода и в редких случаях превышала два года.

Аристократы съезжались в столицу для участия в заседаниях парламента. С ними приезжали и неженатые сыновья. В это время чаще устраивались скачки, спектакли, балы и приемы.

«Прощальный взгляд на Англию», Форд Мэдокс Браун, 1855 год. Источник: Бирмингемского музей и художественная галерея / artchive.com

Отпусти, но не прости: как наказать обманщика

Обе стороны могли разорвать помолвку. Но если решение исходило от одного только жениха, он должен был проявить такт, иначе брошенная невеста могла подать в суд. Девушки предоставляли доказательства ухаживаний: письма, подарки, иногда совместного ребенка. Суд не способен был заставить мужчину жениться, но мог назначить финансовую компенсацию.

В 1824 году Мария Фут отсудила $405 600 у бывшего жениха, который несколько раз переносил свадьбу, но в церковь так и не явился. Другая брошенная невеста, Эдит Уильямс, получила $22 300 у Эдварда Хьюза, будучи от него беременной.

Обычно, мужчины не избегали женитьбы. Общество осуждало не только «старых дев», но и одиноких джентльменов. Если обеспеченный здоровый человек не имел жены, у него подозревали наличие тайных изъянов.

«Подружка невесты». Джеймс Тиссо, 1883-1885 гг. Источник: Wikipedia

Как правильно выбирать любовника

Как помолвку и разрыв, в Англии 18 и 19 веков развод тоже почти всегда инициировал мужчина. Веской причиной развестись общество и суд признавали измену жены. Более того, супруг мог потребовать у ее любовника денежную компенсацию.

Так сделал баронет Ричард Уорсли в 1782 году. Супружеская жизнь с Сеймур Дороти Флеминг не ладилась. Но девушка не унывала и заводила любовников, от одного из которых родила ребенка. Ричард принял дочь как свою, чтобы избежать позора. Но вскоре жена бросила его окончательно и укатила с другом семьи, капитаном Джорджем Биссеттом.

Ричард Уорсли оценил ущерб в $4,3 миллиона. Но капитан имел талантливого адвоката. Тот подал встречный иск и обвинил самого баронета в аморальном поведении. Якобы однажды муж лично предложил Биссетту взобраться к себе на спину, чтобы рассмотреть, как выглядит его обнаженная жена во время плавания. Учитывая новые обстоятельства, суд присудил Уорсли символическую компенсацию в 1 шиллинг.

Баронет так и не дал официального развода жене, поэтому ей пришлось жить за счет любовников. Повторно выйти замуж она смогла 12 сентября 1805 года, через месяц после смерти нелюбимого мужа. В качестве приданого у 46-летней новобрачной было наследство в $8 миллионов.

Леди Уорсли (Сеймур Дороти Флеминг), картина Джошуа Рейнольдса, 1776 год.

Каждая модница хочет выглядеть стильно и привлекательно. Для этого необходимо лишь обратиться к модным стилям в одежде. Сегодня речь пойдет об очень популярном и известном английском стиле.

Немного истории

Модные тенденции далекого XIX века до сих пор актуальны в Англии. Стиль далекого прошлого является настоящим воплощением добрых традиций, которым стараются следовать современные модники и модницы.

Изначально английская мода развивалась не без участия французской. Именно Франция диктовала свои правила стиля, и это продолжалось вплоть до модной революции. После этого английские веяния моды обрели самостоятельность и перестали зависеть от французских.

Вскоре после этих событий мода в Англии стала стремительно развиваться и меняться. В первой половине XIX века были выделены основные черты стиля, которые мы можем наблюдать и в настоящее время.

В то время дамы, которые хотели выглядеть безупречно, должны были поработать не только над своим гардеробом, но и манерами.

В далеком прошлом и сегодня английский стиль отличается своими основными характеристиками: он очень простой, элегантный, удобный и строгий. Все вещи из этого направления изготавливаются из добротных материалов и идеально сидят на фигуре.

Хотя историки и специалисты говорят о переломном моменте XIX века, на самом деле стиль стал зарождаться намного раньше. Его зачатки появились еще в XV-XVI веках. Это было время английской аристократии, которая оказала значительное влияние на моду того периода.

У аристократов были свои жизненные особенности и моральные устои. В те времена мужчины и женщины тратили огромное количество времени на подбор туалетов. Люди старались выглядеть максимально элегантно и модно.

Пышные и пестрые вещи откладывались в самый дальний уголок. Внешний вид модниц и модников всегда получался строгим, лаконичным и сдержанным.

Основные черты английского стиля дошли и до наших дней, но само модное направление не перестает развиваться с течением времени. Этот факт вполне позволяет назвать такое направление бессменной классикой.

Особенности

Главной особенностью этого строгого стиля можно назвать его ориентированность на дам всех возрастов. Каждая модница сможет подобрать изысканный лук, который будет смотреться стильно и гармонично.

Элегантные наряды можно подобрать как для повседневных выходов, так и для походов на работу или торжественных мероприятий.

Нельзя не отметить и несравненный комфорт одежды. Английский стиль отличается своим удобством, так как вещи изготавливаются из высококачественных материалов с учетом всех особенностей женской фигуры.

Английский стиль приветствует минимализм и сдержанность во всем. Это касается не только одежды, но и обуви, аксессуаров, прически и макияжа. Всего должно быть в меру.

Подвиды и направления

Английский стиль богат на различные модные направления. Молодая девушка или женщина постарше сможет подобрать для себя идеальный комплект в любом исполнении. Образ получится очень элегантным, если грамотно подобрать все его составляющие части. Познакомимся поближе с модными направлениями английского стиля.

Современный стиль

Неповторимый английский стиль сохраняет свои модные тенденции, которые складывались годами. Но в далеком XIX веке он все же приобрел некоторые особенные черты.

Он является бессменной основой, когда зарождается новое модное направление, которое всегда демонстрирует авторитет и широкие возможности туманной Англии.

Хипстерский

В сороковые годы в США появилась молодежная субкультура, к которой относились хипстеры. Сначала так называли поклонников джазовой музыки и тех людей, которые являлись ценителями искусства.

Сегодня к хипстерам относятся молодые люди (15-30 лет), которые постоянно ищут что-то новое в музыке и киноиндустрии и не представляют жизнь без современной культуры и искусства. Такие модники и модницы предпочитают следовать особому стилю в одежде.

Фундаментом этого модного направления является бессменный винтаж, переплетающийся с современностью. В гардеробе хипстеров всегда есть зауженные джинсы и яркие кеды. Не обходятся их молодежные образы и без обуви на платформе, разнообразных шарфиков, очков в крупной оправе, различных головных уборов, клетчатых рубашек, шорт и маек.

Зачастую за этими экстравагантными облачениями скрываются тонкие и очень ранимые личности, которые все пропускают через себя. К таким ярким образам они обращаются для того, чтобы выделиться из серости толпы.

Деревенский

Деревенский стиль еще называют кантри. Он является максимально удобным и практичным.

К этому модному направлению изначально обращались девушки, живущие в сельской местности. Затем интересные модные решения пришлись по вкусу и городским модницам.

Создать непринужденный деревенский образ можно с помощью брюк-галифе с подтяжками, свободной блузки и удобной обуви без дополнительных ремешков. В подобном ансамбле очень гармонично будет смотреться обычная соломенная шляпа.

Ретро

Современные модницы знают, что это модное направление опирается на стильные образы сороковых годов XX века. Это было тяжелое для всех стран время. Тогда модницы наряжались в милые платьица в маленький цветок и юбки-тюльпаны. Подобные вещи и сегодня не потеряли своей актуальности, но претерпели некоторые изменения.

Сегодня к костюмам модницы могут добавить элегантные смокинги или удлиненные пиджаки. Брюки надеваются лишь для того, чтобы подчеркнуть стройные и длинные ножки. Платье для вечернего выхода можно подобрать с сексапильной открытой спиной и длинным шлейфом.

Следует помнить, что все остальные элементы лука (макияж, прическа) не должны быть пестрыми и яркими. Например, роскошное вечернее платье можно дополнить дамской шляпкой и небольшим клатчем.

Авангард

В английскую классику внесла авангард знаменитая Вивьен Вествуд. Она хотела отодвинуть скучную серость на второй план, добавив в стильные образы яркие краски и оригинальные аксессуары.

Сегодня авангард является настоящим воплощением бунтарского духа. Это модное направление не знает рамок и границ. Вивьен добавила в уже сложившийся стиль нетривиальные декоративные элементы: булавки, клепки и вышивки.

Текстиль на ее одежде дополняют абстрактные принты с разнообразными рисунками. Интересные вещи шьют из материалов разных расцветок, которые могут объединяться друг с другом в одном наряде.

Одежда

Стиль английской королевы является настоящим эталоном этого модного направления. Дамы со всего света считают, что сходство с королевской особой делает их совершенными. Но перевоплотиться в истинную леди не так-то просто.

Для этого необходимо следовать некоторым правилам.

  1. Рекомендуется наряжаться в вещи, обладающие приталенным или облегающим кроем. Это касается пиджаков, облегающих женское тело, юбок до колена и лаконичных платьев с минимальным количеством декоративных деталей.
  2. В гардеробе обязательно должен быть костюм классического кроя. Подобный наряд был разработан знаменитой Коко Шанель около ста лет назад. В то время на подиуме дамы демонстрировали зауженные брючки, облегающие юбки и солидные жакеты. Строгие костюмы были позаимствованы из мужского гардероба и прекрасно вписались в элегантные женские образы.
  3. Будьте осторожнее с аксессуарами. У каждой английской леди в модном арсенале имеются кожаные перчатки и очаровательные шарфики.

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА История 2010 Выпуск 2 (14) НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ УДК 930.85(410)”18/19” ВОСПИТАНИЕ И МАНЕРЫ АНГЛИЙСКИХ ЛЕДИ XVIII–XIX ВВ. Д. Б. Вершинина Предпринимается попытка представить обобщенный нравственно-психологический портрет английских леди в контексте их воспитания и манер на основе документальных источников (писем и дневников), а также художественных произведений английской литературы XIX столетия. Ключевые слова: Англия, леди, женское образование, национальный характер. Престижу Англии, согласно шутливому замечанию, больше, чем экспорт английского угля, содействовал образ джентльмена. Действительно, трудно назвать национальный образ, влияние которого распространилось бы так широко в мире, причем не только в так называемом «благородном» обществе, где он возник, но и за его пределами. При этом, однако, тип английского джентльмена, первые упоминания о котором относятся к XII в., на протяжении многих столетий своего существования претерпевал различные трансформации, среди которых одной из главных было постепенное расширение понятия и его демократизация. C образом джентльмена оказались неразрывно связаны представления об английском национальном характере, ставшем объектом изучения многих исследователей и в самой Великобритании, и за ее пределами. Среди тех, кто обращался к проблемам британской национальной идентичности, были как писатели (к примеру Дж. Б. Пристли и Г. К. Честертон [Честертон, 1984]), так и ученые – лингвисты, литературоведы, культурологи, историки [Карасик, Ярмахова, 2006; Павловская, 2005; Проскурнин, 2002; Fox, 2005; Hewitt, 2008; Hewitt, 2009; Houghton, 1985; Paxman, 1999]. Великобритания внедрила в культуру тип не только джентльмена, но и леди. Возникнув еще в раннее средневековье (о чем свидетельствуют уже легенды о короле Артуре и его жене леди Гвиневере), распространившись в эпоху куртуазной любви, когда появился культ Прекрасной Дамы, понятие и сам тип «леди» окончательно утвердились в английском обществе начиная с XVI– XVIII вв., достигнув апогея своего развития в XIX столетии. М. Оссовская писала о содержании термина «джентльмен»: «В Оксфордском словаре поначалу главным выступает знатное происхождение, генеалогическое древо, право ношения герба. В более поздних определениях подчеркиваются личные достоинства» [Оссовская, 1987, с. 133]; думается, что эти слова можно применить и к наименованию «леди», поскольку история показывает, как оба типа постепенно теряли свое первоначальное специфически классовое содержание и приобретали все более очевидное этическое, культурное значение. В статье предпринимается попытка представить обобщенный нравственно-психологический портрет английских леди в контексте их воспитания и манер на основе документальных источников (писем и дневников), а также художественных произведений английской литературы XIX столетия. Практически все путешественники, посетившие Англию в XVII–XIX вв., восхищались красотой англичанок. Н. М. Карамзин в «Письмах русского путешественника» писал: «Англичанок нельзя уподобить розам; нет, они почти все бледны – но сия бледность показывает сердечную чувствительность и делается новою приятностию на их лицах» [Карамзин, 1964, с. 430]. Сумароков подтверждал мысль Карамзина по поводу того, что «Англию можно назвать землею красоты» [Там же, с. 432]: «Лондон есть метрополия прелестей. Не пройдешь и ста саженей и начтешь двадцать красавиц» [Ерофеев, 1987, с. 199]. В последние годы XVIII в. немецкий пастор, живший в Лондоне, замечал: «Я действительно полагаю, что ни в какой другой стране невозможно встретить так много привлекательных женщин, как в Англии» . Однако в вопросе о манерах англичанок наблюдатели расходились во мнениях. По замечанию Карамзина, «женщины и в Лондоне очень хороши, одеваются просто и мило; все без пудры, без румян, в шляпках, выдуманных грациями. Они ходят, как летают...» [Карамзин, 1964, с. 438]. _______________ Д. Б. Вершинина, 2010 93 www.histvestnik.psu.ru Д. Б. Вершинина Другой русский путешественник, напротив, утверждал, что лондонки «одеваются без вкуса, манеры и походка не так грациозны, как у француженок» [Ерофеев, 1987, с. 199]. При этом упомянутые авторы, безусловно, апеллировали к манерам и вкусам англичанок из аристократических кругов. Леди и джентльмены всегда очень серьезно относились к воспитанию своих дочерей; особенное внимание к образованию джентльмена (в первую очередь) и леди начало проявляться уже в XVII в. Можно согласиться с В. Мацкевичем, утверждающим, что усиление демократических тенденций в английском обществе второй половины XVII столетия неизбежно должно было вызвать большее внимание к проблемам образования и воспитания: «Нарастание демократических тенденций в английском обществе привело к тому, что управление государством было изъято из рук родовой аристократии, и к управлению государством, хозяйством стали приходить демократические слои населения... Со времен Локка само по себе понятие элиты или джентльмена начало пониматься как результат культуры, воспитания и образования» [Мацкевич, 1993, с. 96–97]. Упоминание имени Локка в контексте воспитания леди совершенно не случайно. Основные мысли выдающегося английского философа и просветителя по поводу воспитания и педагогический опыт, накопленный в работе преподавателя и домашнего воспитателя, наиболее полно представлены в работе «Мысли о воспитании» (1693). Естественно, речь здесь идет о воспитании джентльмена, а не леди, однако сам философ замечает: «Высказывая изложенное, я имел в виду мальчика, потому что главная цель моего рассуждения заключается в выяснении надлежащих методов воспитания молодого джентльмена начиная с детских лет. Эти методы не могут во всем подходить к воспитанию детей; однако нетрудно будет разобрать, в чем различие пола требует применения различных приемов воспитания» [Локк, 1989, с. 147]. В труде Локк предлагал целую программу обучения, главным принципом которой являлись постепенность и взаимосвязанность предметов. Педагогические труды Дж. Локка несли одну очень важную мысль: процесс становления и воспитания человека – это единство физического, психического и умственного его развития. Именно эта мысль философа представляется важной при обращении к женскому образованию в Англии XVIII–XIX вв.: в дома специально нанимались воспитатели и учителя, обучавшие девочек языкам и другим предметам. Акцент, однако, в отличие от воспитания мальчиков, делался прежде всего на занятиях музыкой, танцами, рисованием, рукоделием. Именно это должна была в первую очередь знать и уметь английская девушка, чтобы ее назвали образованной в XVIII–XIX вв. Яркие примеры отношения британцев к проблеме женского образования представляет английская женская литература, расцвет которой в XIX столетии, безусловно, демонстрирует процесс осмысления британскими интеллектуалками своих прав и привилегий, равно как и ограничений, наложенных на их судьбу принадлежностью к «слабому полу». В романе Джейн Остен «Гордость и предубеждение» между героями возникает спор по поводу определения «образованная леди». Чарльз Бингли утверждает, что все молодые леди «рисуют пейзажи, раскрашивают экраны и вяжут кошельки», в то время как, по мнению его сестры, «понастоящему образованным может считаться лишь тот, кто стоит на голову выше всех окружающих. Женщина, заслуживающая это название, должна быть хорошо обучена музыке, пению, живописи, танцам и иностранным языкам. И кроме всего, она должна обладать каким-то особым своеобразием внешности, манер, походки, интонации и языка – иначе это название все-таки будет заслуженным только наполовину». Один из центральных героев романа мистер Дарси, заметивший, что «не мог бы похвастаться, что среди знакомых... женщин наберется больше пяти-шести образованных понастоящему», к списку всех качеств, предложенных мисс Бингли, добавил «нечто более существенное – развитый обширным чтением ум», а главная героиня, Элизабет Беннет, резюмировала спор утверждением, что «никогда не видела, чтобы в одном человеке сочетались все те способности, манеры и вкус, которые были... перечислены» [Остен, 1988а, с. 404–405]. Следует согласиться с автором романа и ее героиней в том, что созданный образ является идеалом, к которому стремились все девушки. Уже одно то, что положительными героинями этого романа, торжествующими в его финале, являются старшие сестры Беннет – чрезвычайно начитанные молодые леди, которых Остен делает по характеру и образу мышления похожими на их отца мистера Беннета, который, как видно из романа, был действительно образованным человеком, дает основания говорить о комплексности (по Локку) воспитания и образования молодых дам во времена Остен. Многие женщины высших слоев общества могли всю свою жизнь заниматься самообразованием. В домах с хорошей библиотекой они получали возможность узнать много нового для себя и 94 www.histvestnik.psu.ru Воспитание… часто не пренебрегали этим. В том же романе Джейн Остен показывает, как приехавшая в Незерфилд навестить свою больную сестру Джейн мисс Беннет предпочла играм чтение, чем удивила многих: «Мистер Херст посмотрел на нее с удивлением: – Вы играм предпочитаете чтение? – спросил он. – Странно!» [Там же, с. 402]. Самообразование, а также занятия с домашними учителями, на что делал упор Локк в своих работах, нередко были дополнением к образованию, получаемому в пансионах. Обычно в них обучали тому же комплексу предметов, что девочки могли получить и дома, но там, во-первых, будущие леди погружались в более строгую атмосферу, а во-вторых, в пансионах был сделан гораздо больший акцент на трудовое воспитание. Розамонда Винси из романа Джордж Элиот «Мидлмарч» получила образование в лучшем в графстве пансионе миссис Лемон, где, как пишет автор, «благородных девиц обучали всему, что необходимо знать светской барышне – вплоть до отдельно оплачиваемых уроков, как входить в карету и как выходить из нее» [Элиот, 1988, с. 102]. Розамонду, действительно, многие считали лучшей девушкой в Мидлмарче, однако образ этот, безусловно, иронический. Элиот показывает нам, как девушка из среды не очень крупной буржуазии стремится стать настоящей леди: она «была прилежна и... с особым усердием писала акварелью пейзажи и портреты приятельниц, упражнялась на фортепиано и с утра до ночи вела себя в точном согласии со своими представлениями о том, какой должна быть истинная леди... Она находила время читать самые лучшие романы, а также и не самые лучшие, и знать наизусть множество стихов. Любимым своим произведением она назвала бы “Лалла-Рук” [Там же, с. 165–166] (романтическая поэма английского поэта Томаса Мура, пользовавшаяся в 1830-е гг. большой популярностью. – Д. В.). Совсем другого рода книги читала героиня этого же романа Доротея Брук, «занятая судьбами рода человеческого, видевшимися ей в озарении христианской веры...» [Там же, с. 22]: она знала наизусть множество отрывков из «Мыслей о религии и о некоторых других вопросах» французского философа Паскаля Блеза, а также из трудов английского богослова Джереми Тейлора. Марианна Дэшвуд из романа Остен «Чувство и чувствительность» читала Уильяма Каупера и Джеймса Томсона, английских поэтов-сентименталистов, а также Вальтера Скотта. Один из главных героев, Эдвард Феррарз, сказал о ней так: «А книги! Томсон, Каупер, Скотт – она покупала бы их без устали, скупила бы все экземпляры, лишь бы они не попали в недостойные руки!» [Остен, 1988б, с. 113]. Примеры стремления девушек к самообразованию есть и в частных письмах, и в дневниках: к примеру, Сэмюэл Палмер в письме, адресованном мисс Джулии Ричмонд в сентябре 1866 г., рекомендует ей прочитать Торкватто Тассо, достаточно сложного для простого читателя итальянского поэта эпохи позднего Возрождения, но следом, подчеркивая образованность своего адресата, добавляет: «Хотя Вы уже наверняка читали его в оригинале» . Фанни Берни в своем дневнике упоминает, что читала Сервантеса, Шатобриана, Цицерона, Дизраели, Драйдена, Шекспира, Скотта, Свифта, Жермену де Сталь, Вольтера и многих других не менее известных авторов . Не менее длинный список литературных пристрастий можно составить и по дневнику Дороти Вордсворт, где среди прочитанных книг упоминаются «Кентерберийские рассказы» Чосера, «Макбет», «Король Джон», «Тимон Афинского», «Напрасные усилия любви» Шекспира, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Дон Кихот» Сервантеса и т. д. . В Англии XVIII–XIX вв. существовал определенный идеал женского поведения, канон истинной леди, следовать которому девочки должны были с ранних лет: «содержать себя в чистоте, быть утонченными, изящными, элегантными, тихими и спокойными» . В 1616 г. Джервис Маркхем определил по-своему то, к чему должны стремиться англичанки, обозначив тем самым мужскую мечту об истинной женственности: «Наши английские жены должны обладать целомудренными мыслями, решительной храбростью, выдержкой, быть неутомимыми, бдительными, прилежными, остроумными, приятными, постоянными в дружбе, полными привлекательного домоседства, мудрыми в речах» . Дж. Пристли в книге «Англичане» говорит о том, что более соответствуют такому типу женщины тюдоровских и стюартовских времен, когда представительницы высших слоев, безусловно, не были пустышками, а, напротив, обладали собственными суждениями и зачастую получали классическое образование (достаточно вспомнить дочерей Томаса Мора, Марию Тюдор и Елизавету I, дочерей Оливера Кромвеля и Джона Мильтона). Несколько иначе обстояло дело в XVIII в., когда все чаще стал возникать образ 95 www.histvestnik.psu.ru Д. Б. Вершинина «пустышки»; к началу же XIX столетия «английские женщины приобрели то, что можно назвать истинно английским стилем поведения: иррациональное, инстинктивное ушло в сторону, и образованный англичанин стал полагаться спокойным, холодным, полностью рассудительным, как римляне лучших лет (и это перешло к женщинам)» [Там же, с. 48]. По мнению Г. Перкина, викторианство – один из кульминационных моментов «глубоких изменений в национальном характере», когда «англичане перестали быть одной из самых агрессивных, грубых, буйных, прямых, разгульных, жестоких и кровожадных наций в мире и превратились в одну из самых сдержанных, вежливых, опрятных, чувствительных, не в меру щепетильных и лицемерных наций» [Проскурнин, 2004, с. 9]. Именно такими спокойными и рассудительными изображены многие героини английских романов XIX в.: Джен Эйр из одноименного романа Шарлотты Бронте, сестры Элизабет и Джейн Беннет из романа Джейн Остен «Гордость и предубеждение», Элинор Дэшвуд из романа «Чувство и чувствительность» той же Остен, Доротея Брук из романа Джордж Элиот «Мидлмарч», леди Дедлок из романа Чарльза Диккенса «Холодный дом», аристократка Эдит Грейнджэр из его же романа «Домби и сын». Несмотря на то что всех их постигают беды и горести, они держат эмоции внутри и ведут себя очень сдержанно. К примеру, по коллизии романа «Чувство и чувствительность» Элинор Дэшвуд была посвящена в тайну человека, которого любила, и, узнав, что Эдвард Феррарз уже четыре года помолвлен с мисс Люси Стил, «на несколько мгновений онемела от растерянности, так она была поражена. Но затем, принудив себя заговорить и тщательно выбирая слова, произнесла со спокойствием, которое в достаточной мере скрывало ее изумление и горечь...». В дальнейшем, глубоко страдая, Элинор четыре месяца хранила в себе эту тайну, объясняя свой поступок, представлявшийся ее сестре Марианне поистине героическим, следующим образом: «Я обещала Люси сохранить ее тайну...» [Остен, 1988б, с. 157]. Именно такое поведение – умение сдерживать свои эмоции – и считалось одним из признаков благородного поведения. Поэтому Джен Эйр, Элизабет Беннет и других героинь, в действительности не принадлежащих к высшему классу, можно назвать леди за их достойное поведение. Такая трансформация понятия «леди» из понятия классового и социального в культурное и этическое произошла в Англии как раз в середине XIX в. Викторианская эпоха поставила вопрос о том, можно ли назвать леди любую женщину из высшего класса. К примеру, леди Кэтрин де Бер, представительница крупной аристократии, ведет себя по отношению к Элизабет Беннет и ее семье, джентри, находящимся ниже на социальной лестнице, не совсем порядочно, обращаясь с ними свысока: «Войдя в комнату с более чем всегда, бесцеремонным видом, леди Кэтрин ничем, кроме легкого кивка, не ответила на приветствие Элизабет и, не говоря ни слова, уселась в кресло» [Остен, 1988а, с. 792]. Надо отметить, что в реальности многие аристократы поддерживали в себе такое отношение к средним классам и видели в них порой большую опасность, чем в рабочих. Сэр Генри Булвер писал графине Дерби: «...средний класс не обладает ни энергией, ни духовной высотой, чтобы управлять правительством...» . Подобное восприятие аристократии как исключительного социального слоя постепенно принимало форму снобизма, который становился важной чертой английской нации и английского образа жизни. В «Книге снобов» Теккерей дает множество примеров снобизма, процветающего везде: в Сити, в университетах, в литературе, в политике. Снобизм, по утверждению писателя, охватил и сферы личной жизни: семью, клубы. Свое открытие Теккерей справедливо называет великим, а свой труд «Трудом с прописной буквы» [Теккерей, 1975, с. 318], определяя сноба как человека, угодливого по отношению к вышестоящим и высокомерного к стоящим ниже. Немало снобов Теккерей видит и среди английских леди: «...по натуре ни одной женщине это чувство не свойственно, однако привычка всех окружающих раболепствовать и заискивать перед этой прекрасной и величественной дамой – обладательницей такого множества черных и всяких других брильянтов – и в самом деле заставило ее поверить, что она выше всех на свете и что люди не вправе с ней общаться, разве только с почтительного расстояния» [Там же, с. 330]. Сатирически изображая подобных леди, Теккерей показывает, что все они такие же снобы, как и мужчины: весьма респектабельная и почтенная дама миссис Скряггинс (фамилия далеко не случайна) «останется снобом, пока так непомерно высоко ценит себя, свое имя, свою внешность и наслаждается этим нестерпимым высокомерием; пока, бывая на людях, чванится, подобно Соломону во всей славе его...» [Там же, с. 341]. Этот портрет, несомненно, напоминает описание леди Кэтрин де Бер: «Она ничем к себе не располагала, и в ее манерах не чувствовалось желания хозяйки, чтобы ее гости забыли о своем бо- 96 www.histvestnik.psu.ru Воспитание… лее низком общественном положении. Она не наводила страха молчанием, но все, что она говорила, произносилось не допускающим возражений тоном, подчеркивавшим значительность ее особы...» [Остен, 1988а, с. 529]. У некоторых аристократок снобизм достигал необычайной силы. Леди Далхаузи в письме мужу утверждала: «Те, кто не рожден в соответствии с титулом, хороши на своих местах, но не в аристократических салонах и гостиных» . Примечательно, что наиболее заинтересованы в защите привилегий аристократии, которые существовали не формально, а на бытовом уровне (в политике, например, министром мог стать и не аристократ: яркий пример тому – Дизраели), были те, чье собственное аристократическое положение было достаточно шатким. Примером может служить высказывание леди Фокс, вышедшей замуж не за лорда: «Мое сердце глубоко опечалено тем, что исчезают привилегии класса» [Там же]. Конечно, отнюдь не все леди проявляли такое высокомерное отношение к средним классам, и многие из них стремились к тому идеалу, что существовал в течение многих веков. Однако для всех из них желательный образец женского поведения в Англии XVIII и XIX вв. был неразрывно связан с представлением о женщине как о хранительнице домашнего очага, что непосредственным образом отражалось на воспитании и манерах английской аристократки. Замужество оставалось нормативным институтом для женщин, независимо от того, к какому классу они принадлежали, а идея семьи организовывала жизнь большинства людей в английском обществе, поэтому вся система воспитания англичанок была нацелена на воспитание будущей жены и матери. В то же время на протяжении XVIII–XIX вв. стала проявляться заинтересованность английских женщин в событиях жизни социальной, выходящей за рамки только домашних проблем, начался процесс пробуждения женского сознания, что ярко демонстрирует стремление английских леди к самообразованию. Библиографический список Burney F. Selected Letters and Journals / ed. by J. Hemlow. Oxford, 1986. Davidoff L., Hall C. Family Fortunes. Men and Women of the English Middle Class, 1780–1850. L., 1987. Fox K. Watching the English: The Hidden Rules of English Behaviour. L., 2005. Hewitt K. The English Gentleman: Getting Behind the Stereotype // Hewitt K. Understanding British Literature. Пермь; Oxford, 2008. Hewitt K. Understanding Britain Today. Oxford, 2009. Houghton W. E. The Victorian Frame of Mind, 1830–1870. New Haven; L., 1985. Journals of Dorothy Wordsworth. Oxford; N.-Y.; Toronto; Melbourne, 1980. Paxman J. The English: A Portrait of a People. L., 1999. Priestly B. The English. L., 1974. Raynolds D. Aristocratic Women and Political Society in Victorian Britain. Oxford, 1998. The Oxford Book of Letters / ed. by F. Kermode and A. Kermode. Oxford; N.-Y., 1996. Ерофеев Н. А. Туманный Альбион и англичане глазами русских, 1823–1853. М., 1987. Карамзин Н. М. Письма русского путешественника // Карамзин Н. М. Избранные сочинения: в 2 т. М., 1964. Т. 1. Карасик В. И., Ярмахова Е. А. Лингвокультурный типаж «английский чудак». М., 2006. Локк Дж. Мысли о воспитании // Педагогическое наследие. М., 1989. Мацкевич В. Полемические этюды об образовании. М., 1993. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987. Остен Дж. Гордость и предубеждение // Остен Дж. Собрание сочинений. М., 1988а. Т. 1. Остен Дж. Чувство и чувствительность // Остен Дж. Собрание сочинений. М., 1988б. Т. 1. Павловская А. В. Англия и англичане. М., 2005. Проскурнин Б. М. О новых подходах к викторианству как социокультурному прецеденту // Вестн. Перм. ун-та. Вып. 4. Иностранные языки и литературы. Пермь, 2004. Проскурнин Б. М. Викторианский менталитет и английская культура XX века (постановка проблемы) // Национальный менталитет и языковая личность: межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 2002. Теккерей У. М. Книга снобов // Теккерей У. М. Собрание сочинений: в 12 т. М., 1975. Т. 3. Честертон Г. К. Об англичанах за границей // Честертон Г. К. Писатель в газете: худож. публицистика. М., 1984. Элиот Дж. Мидлмарч. М., 1988. Дата поступления рукописи в редакцию: 27.10.2010 97 www.histvestnik.psu.ru